32370

Метод беседы (интервью)

Доклад

Психология и эзотерика

Отличительной особенностью беседы непосредственный характер общения исследователя с испытуемым. Может проводится заметно для субъекта с соблюдением норм профэтики Программа и содержание могут быть гибкими изменяться психологом в соответствии с целями Недостатки: Субъективность результатов эффект двойной субъективности Сильное влияние психолога на результаты исследования эффект ореола особенности внимания и памяти психолога Позиция психолога: Обязан создать доверительную спокойную доброжелательную атмосферу в ходе исследования без...

Русский

2013-09-04

13.89 KB

3 чел.

№19(1) Метод беседы (интервью)

Беседа – это метод психологического исследования, в процессе которого исследователь непосредственно задает испытуемому заранее продуманные вопросы о различных аспектах его поведения, отношений и психологических качеств. Отличительной особенностью беседы непосредственный характер общения исследователя с испытуемым.

Достоинства:

  1. Позволяет получить информацию, скрытую от непосредственного наблюдения.
  2. Натребует сложного методического обеспечения.
  3. Может проводится заметно для субъекта с соблюдением норм профэтики
  4. Программа и содержание могут быть гибкими, изменяться психологом в соответствии с целями

Недостатки:

  1. Субъективность результатов (эффект двойной субъективности)
  2. Сильное влияние психолога на результаты исследования (эффект ореола, особенности внимания и памяти психолога)

Позиция психолога:

  1. Обязан создать доверительную, спокойную, доброжелательную атмосферу в ходе исследования, без фальши
  2. Необходимо установить контакт, дать понять, что его проблемы интересны (вербально – да, я вас понимаю, мимика – заинтересованного выражения лица)
  3. Эмоциональное состояние должно быть ровным, стабильным
  4. Должен принимать человека таким, какой он есть, не культивировать отрицательные и положительные качества, не быть адвокатом или судьей (без оценок)
  5. Нельзя приводить примеры из своей личной жизни

Критерии эффективности:

  1. Полнота (широта) – осветить различные аспекты проблемы
  2. Специфичность (конкретность) – точные ответы на проблемы
  3. Глубина (смысл) – эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты
  4. Личностный контекст – выявить характеристики личности

Виды беседы:

  1. Свободная – строится психологом по заранее подготовленному плану в соответствии с целями психологического исследования (сам составляет вопросы беседы, определяет ее содержание и направление)
  2. Стандартная – близка к тестам, вопросы задаются уже в определенном варианте и последовательности (психолог не вносит ничего от себя)
  3. Проективная – основана на проективной технике, предлагается высказаться по поводу каких-либо ситуаций, факта или события, которое не имеет для личной значимости и прямого отношения, тем самым выясняет его отношение, позицию.
  4. Диагностическая – исследовать
  5. Коррекционная – воздействовать:

- беседа со взрослым;

- беседа с ребенком (проводить с 6 лет, не более 5-10 мин., 5-6 вопросов, использовать игровые методы, адаптировать содержание к возрасту)

Структура беседы: Вводная часть, основная часть, заключительная часть.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40375. Побочные эффекты транквилизаторов и их роль в пограничной психиатрии 46 KB
  Общая характеристика транквилизаторов К основным группам транквилизаторов по химической структуре относятся: 1 производные глицерола мепробамат; 2 производные бензодиазепина элениум диазепам лоразепам феназепам клоназепам альпразолам и многие другие; 3 производные триметоксибензойной кислоты триоксазин; 4 производные азапирона буспирон; 5 производные другой химической структуры амизил гидроксизин оксилидин мебикар мексидол и другие. Выделяют следующие клиникофармакологические эффекты...
40376. Противосудорожные средства 42 KB
  Все противосудорожные средства требуют динамического наблюдения за концентрацией препарата или его метаболита в крови при их применении. Максимальная концентрация в крови достигается через 612 ч после приема разовой дозы препарата. В плазме крови в связи с белками находится у взрослых на 50 у новорожденных детей на 3040. При концентрации в крови 300500 мкг мл развивается седативный эффект.
40377. ПСИХИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ СО СТРЕССОМ 62.5 KB
  Психические нарушения возникающие в ответ на воздействие острых катастрофических стрессовых факторов острая реакция на стресс острые стрессовые расстройства посттравматическое стрессовое расстройство. Нарушения психического приспособления: этиологические факторы клинические варианты динамика. Психические нарушения реактивного характера легче возникают у лиц ослабленных соматическими заболеваниями имеющих заболевания головного мозга травматического или сосудистого генеза некоторые акцентуации характера или личностные расстройства.
40378. Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами бытовыми и промышленными токсическими веществами 39.5 KB
  Первые признаки интоксикации заключаются в появлении астении сильной сонливости расстройстве зрения. При атропиновой интоксикации возникают картины делирия с выраженным возбуждением и изменчивым аффектом а также состояния оглушения переходящего в сопор и кому. При хронической интоксикации барбитуратами наблюдаются психопатоподобные состояния с эйфорией расторможенностью расстройствами памяти значительным снижением критики. Психические нарушения близки к расстройствам при интоксикации анилином.
40379. Справочник по психиатрии: Психические расстройства сосудистого генеза 57.5 KB
  Психические нарушения сосудистого генеза отличаются большим клиническим многообразием и среди них значительное место занимают сравнительно неглубокие непсихотические нарушения неврозоподобные психопатоподобные нерезко выраженные аффективные и психоорганические изменения. Только при разных формах сосудистой деменции а также некоторых острых психозах экзогенноорганического типа патогенетическая связь между собственными закономерностями сосудистого заболевания и возникновением психических расстройств представляется прямой и очевидной. В...
40380. ПСИХОТЕРАПИЯ 41 KB
  Психотерапия в широком смысле охватывает всю область общения врача и больной. Психотерапия имеет целью устранить проявления болезни изменить отношение больного к своему состоянию самому себе и окружающему. Выделяют следующие основные методы психотерапии: 1 рациональная психотерапия; 2 суггестивная психотерапия включающая внушение наяву в состоянии гипнотического сна и самовнушение аутосуггестия; 3 коллективная групповая психотерапия семейная поведенческая игровая имаготерапия психоэстетотерапия и т.
40381. РЕАКТИВНЫЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХОЗЫ 49 KB
  Реактивные состояния легче возникают у психопатических личностей а также у лиц ослабленных инфекциями тяжелыми соматиче скими заболеваниями интоксикациями черепномозговыми травмами сосудистыми заболеваниями длительной бессонницей тяжелыми авита минозами и др. Реактивные состояния и психозы подразделяются на: 1 аффективношоковые психогенные реакции; 2 депрессивные психогенные реакции реактивная депрессия; 3 реактивные пси хогенные бредовые психозы; 4 истерические психотические реакции или истерические психозы. В большинстве...
40383. СИНДРОМ СВЕРХЦЕННЫХ ИДЕЙ 23 KB
  Сверхценные идеи сопровождаются выраженным аффективным напряжением. Сверхценные идеи отличаются от бреда толкования интерпретативного тем что в их основе реальные факты и события а источники интерпретативного бреда целиком ошибочные неправильные умозаключения. Сверхценные идеи с течением времени при определенных условиях блекнут и исчезают а бредовые имеют тенденцию к дальнейшему развитию. Сверхценные идеи нередко сопутствуют депрессиям и бывают при этом тесно связаны с бредом самообвинения.