32370

Метод беседы (интервью)

Доклад

Психология и эзотерика

Отличительной особенностью беседы непосредственный характер общения исследователя с испытуемым. Может проводится заметно для субъекта с соблюдением норм профэтики Программа и содержание могут быть гибкими изменяться психологом в соответствии с целями Недостатки: Субъективность результатов эффект двойной субъективности Сильное влияние психолога на результаты исследования эффект ореола особенности внимания и памяти психолога Позиция психолога: Обязан создать доверительную спокойную доброжелательную атмосферу в ходе исследования без...

Русский

2013-09-04

13.89 KB

3 чел.

№19(1) Метод беседы (интервью)

Беседа – это метод психологического исследования, в процессе которого исследователь непосредственно задает испытуемому заранее продуманные вопросы о различных аспектах его поведения, отношений и психологических качеств. Отличительной особенностью беседы непосредственный характер общения исследователя с испытуемым.

Достоинства:

  1. Позволяет получить информацию, скрытую от непосредственного наблюдения.
  2. Натребует сложного методического обеспечения.
  3. Может проводится заметно для субъекта с соблюдением норм профэтики
  4. Программа и содержание могут быть гибкими, изменяться психологом в соответствии с целями

Недостатки:

  1. Субъективность результатов (эффект двойной субъективности)
  2. Сильное влияние психолога на результаты исследования (эффект ореола, особенности внимания и памяти психолога)

Позиция психолога:

  1. Обязан создать доверительную, спокойную, доброжелательную атмосферу в ходе исследования, без фальши
  2. Необходимо установить контакт, дать понять, что его проблемы интересны (вербально – да, я вас понимаю, мимика – заинтересованного выражения лица)
  3. Эмоциональное состояние должно быть ровным, стабильным
  4. Должен принимать человека таким, какой он есть, не культивировать отрицательные и положительные качества, не быть адвокатом или судьей (без оценок)
  5. Нельзя приводить примеры из своей личной жизни

Критерии эффективности:

  1. Полнота (широта) – осветить различные аспекты проблемы
  2. Специфичность (конкретность) – точные ответы на проблемы
  3. Глубина (смысл) – эмоциональный, когнитивный и ценностный аспекты
  4. Личностный контекст – выявить характеристики личности

Виды беседы:

  1. Свободная – строится психологом по заранее подготовленному плану в соответствии с целями психологического исследования (сам составляет вопросы беседы, определяет ее содержание и направление)
  2. Стандартная – близка к тестам, вопросы задаются уже в определенном варианте и последовательности (психолог не вносит ничего от себя)
  3. Проективная – основана на проективной технике, предлагается высказаться по поводу каких-либо ситуаций, факта или события, которое не имеет для личной значимости и прямого отношения, тем самым выясняет его отношение, позицию.
  4. Диагностическая – исследовать
  5. Коррекционная – воздействовать:

- беседа со взрослым;

- беседа с ребенком (проводить с 6 лет, не более 5-10 мин., 5-6 вопросов, использовать игровые методы, адаптировать содержание к возрасту)

Структура беседы: Вводная часть, основная часть, заключительная часть.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32093. Общение и межличностные отношения 53 KB
  Общение и межличностные отношения. Отношение – специфическая человеческая категория потому что человек выступает в качестве субъекта выстраивает своим отношения с окружающим миром этим и отличается от животных. Мясищев выделял отношения: 1. Эти отношения безличны хотя имеют личностную окраску.
32094. Предмет социальной психологии Личности 52 KB
  Предмет социальной психологии Л. научное значение понятия Л: Антропология: Л –как носитель общечеловеческих свв это родовое понятие принадлежность к homospiens Л=индивид от Феербаха он считал что челк абсолютно биологичен без соцного но в психологии индивид –это природное а Л –соцное сущво. Проблема соцного статуса. Проблема личности стоит в центре и философского и социологического знания; ею занимается и этика и педагогика и генетика.
32095. Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации 57.5 KB
  Проблема социализации в социальной психологии личности. Теории социализации. Понятие социализации. Термин социализация не имеет однозначного толкования среди различных представителей науки.
32096. Проблема установки в психологии и социологии. Структура и функции социальной установки. Социальные стереотипы и предрассудки 50.5 KB
  Проблема установки в психологии и социологии. Структура и функции социальной установки. Понятие соц установки. Значение исследований установки в школе Д.
32097. Ценностно – нормативная и социально-ролевая регуляция поведения личности 57 KB
  Ценностно – нормативная и социальноролевая регуляция поведения личности. Нормативная регуляция поведения: нормы в контексте культуры социальные групповые нормы внутриличностные нормы. Норма –это правила регулирующие соцое поведение передаются в процессе инкультурации. Ценностно – нормативная и социальная регуляция означает что индивиду задается должный вид поведения его форма тот или иной способ достижения цели реализации намерений и т.
32098. Факторы производства туристского продукта 79 KB
  Существуют три основные категории производственных ресурсов или факторов производства: природные и культурноисторические людские капитальные. Большинство природных ресурсов истощаются в процессе туристской эксплуатации.Организации отдыха предшествуют выявление и изучение природных туристских ресурсов которые завершаются их оценкой.
32099. Эстетическая география 32.65 KB
  Однако научное осмысление этого феномена и выявление объективных закономерно стей эстетической привлекательности ландшафтов сталкиваются с проблемой значительной доли субъ ективизма. Тем не менее очевидная практическая значимость ландшафтноэстетических исследований особенно ярко она проявляется при рекреационном освоении территории определяет растущий интерес к этой проблематике и появление различных подходов к оценке пейзажноэстетической привлекательности ландшафтов. История становления и развития эстетической...
32100. Влияние различных видов туризма на окружающую природную среду 18.59 KB
  Именно поэтому в туристской отрасли особенно важен жесткий контроль при организации туризма и отдыха в регионе. Рассмотрим влияние отдельные видов туризма на состояние окружающей среды и туристских ресурсов. Наиболее массовым из всех видов туризма является спортивнооздоровительный туризм: купальнопляжная рекреация которая наиболее популярна у отечественных и иностранных туристов а следовательно имеет наиболее высокую степень влияния на окружающую природную среду; отдых с использованием судов с подвесным лодочным мотором парусных и...
32101. ИСТОРИЯ ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА В СССР И РОССИИ 17.91 KB
  Уже тогда были научно определены место заповедников в системе рационального природопользования и их основные задачи т. дана основа для создания сети заповедников в стране режимов их использования и охраны.Петербург 1883 обосновал эталонное значение заповедников а также указал на то что объективное познание почв и закономерностей их развития возможно только на участках исключенных из хозяйственного использования. Основным предназначением заповедников называлось использование их в научноисследовательских целях.