32376

Специфика детско-родительских отношений. Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей

Доклад

Психология и эзотерика

Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей. В диагностике направления работы с ребенком условно можно выделить наиболее часто встречающиеся задачи: Контроль развития ребенка с целью своевременного обнаружения трудностей отставаний профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития. Полученные данные могут использоваться специалистами психологами и социальными педагогами для построения профилактической коррекционной работы с детьми и для просветительской работы с родителями. Этические нормы работы психолога не...

Русский

2013-09-04

14.57 KB

2 чел.

№23(2) Специфика детско-родительских отношений. Особенности диагностической и коррекционной работы с семьей.

В детском возрасте развиваются психические процессы, свойства личности, самосознание, формируется самооценка. На развитие наиболее важное влияние оказывает семья, а именно внутрисемейные и детско-родительские отношения.

Параметры воспитания:

  1. Интенсивность эмоциональных контактов (гипо/гиперопека, не/принятие)
  2. Контроль (разрешительный, допускающий, ситуационный, ограничительный)
  3. Последовательность – непоследовательность требований
  4. Степень эмоциональной устойчивости родителей
  5. Степень тревожности родителей

Патогенное воспитание (Захаров):

  1. Низкая сплоченность и разногласия членов семьи и воспитании
  2. Высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности
  3. Яркая степень оценки, ограничительства
  4. Высокая стимуляция возможностей с частым применением угроз и осуждений

Показания к психолого-педагогической работе связаны с наличием у детей проблем, которые проявляются в нарушенном поведении или развитии. В диагностике направления работы с ребенком условно можно выделить наиболее часто встречающиеся задачи:

  1. Контроль развития ребенка с целью своевременного обнаружения трудностей, отставаний, профилактики возможных неблагоприятных вариантов развития. Для этого могут диагностироваться:

- личностные черты ребенка;

- особенности эмоционально-волевой сферы ребенка;

- особенности мотивационно-потребностной сферы ребенка;

- уровень сформированности и развития познавательных функций и процессов

- уровень сформированности различных навыков и умений

  1. Выявление проблемных зон нормативного развития ребенка. Для этого чаще всего проводится диагностика личных особенностей, состояний, межличностных отношений. Именно с ними бывают связаны типичные трудности, испытываемые детьми в определенном возрасте. Полученные данные могут использоваться специалистами (психологами и социальными педагогами) для построения профилактической коррекционной работы с детьми и для просветительской работы с родителями.
  2. Выявление патологического развития ребенка. Оно проводится по показаниям, требует специальных навыков и специальных методик и редко является задачей школьного работника. Этические нормы работы  психолога не допускают разглашения данных диагностики и информирования, например, учителя даже если от него исходил запрос. Полученные данные  используются педагогом-психологом для построения просветительской и коррекционной работы с родителями и ребенком, целью которой является мотивирование родителей на сотрудничество со специалистами и коррекция их уровня ожиданий и притязаний.
  3. Выявление проблем, связанных с аномальным развитием ребенка (дети-инвалиды, дети, страдающие хроническими соматическими заболеваниями, часто болеющие дети). Они имеют специфические психологические проблемы (снижена учебная мотивация), которые рождают трудности при взаимодействии с ними как у педагогов, так и у врачей и родственников. Проблемы одаренных детей связаны с необходимостью индивидуализации сроков и содержания обучения, трудностями межличностных отношений со сверстниками, нестандартностью его интересов и многих личностных качеств, опасностью формирования чрезмерных ожиданий и уровня притязаний.

Показателями для работы с родителями являются трудности ребенка в сочетании с результатами диагностики свидетельства о наличии роли родителей в возникновении этих трудностей. Основные усилия нужно направить на решение ряда содержательных задач:

  1. Определение и выявление активной проблемы
  2. Определение объекта помощи и предмета воздействия
  3. Выбор при необходимости других специалистов, к которым целесообразно направит родителей
  4. Выбор способа воздействия: индивидуальная работа с родителями, работа с супружеской парой, работа с семьей в целом, работа с ребенком и родителями, организация групповой работы с детьми, с группой родителей.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67984. ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 133 KB
  Определить сущность понятий «сотрудничество» и «взаимодействие», ознакомиться с процессом развития взаимодействия и общения детей со сверстниками в современной педагогике и психологии; рассмотреть сотрудничество детей дошкольного возраста со сверстниками во время игровой деятельности...
67987. Иван Михайлович Комов 201.5 KB
  В своем очерке посвященном общественно-историческим условиям в России во второй половине XVIII века считаю нужным указать наиболее важные для исторические черты с точки зрения развития и влияния на формирование Комова И. Иван Михайлович Комов Комов Иван Михайлович 1750-1324.
67988. Иван Владимирович Тюрин 132.5 KB
  Официальная биография говорит, что Иван Владимирович Тюрин родился 3 ноября 1892 году в селе Верхние Юшады Мензелинского района Уфимской области. Однако по воспоминаниям М. Оберландер, дочери И.В. Тюрина, в этом селе его крестили, а родился Иван Владимирович в доме своих родителей, Владимира Ивановича и Анастасии Васильевны...
67989. Определение концентрации Ge в эпитаксиальных пленках SixGe1-x/Si методом Оже-спектроскопии 749 KB
  Данное пособие подготовлено в рамках работ по проекту «Научно-образовательный центр Физика твердотельных наноструктур Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского» Российско-американской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование».
67990. Розвиток освіти в Іспанії 164.5 KB
  Перші школи в Іспанії як і в ін. школи для бідних а також ряд шкіл і колегіумів при інститутах створених педагогамигуманістами. Працюючим були доступні лише початкові школи але їх не вистачало. Незважаючи на те відповідно до конституції 1931 і закону 1933 школи релігійних організацій...
67991. Навчання в Росії в 11-14 століттях 116.5 KB
  Історичні зведення про російські школи убогі. Аж до XVІІ століття, коли святитель Дмитрій Ростовський влаштував перші народні школи. Істотно те, що характер народної освіти в Руській державі споконвічно складається як церковний і сімейний. Церковним було мистецтво, зачинателем якого став...
67992. Освітня справа доби гетьманату (квітень — грудень 1918 року) 138 KB
  Щоб зрозуміти погляд П. Скоропадського на державу, треба пояснити, у якому середовищі формувався світогляд гетьмана і в якому контексті доводилося йому діяти. Насамперед він був глибоко пов’язаний з історичною традицією. П. Скоропадський належав до старого козацького роду, серед якого був...