32381

Учет индивидуальных особенностей при обучении. Специфика обучения одаренных детей. Психологические причины неуспеваемости

Доклад

Психология и эзотерика

Специфика обучения одаренных детей. Для поиска успешных форм и методов обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности: нервной системы физиологические уровень и темп психического и физического развития. Программы обучения: Образовательные – ускоренное обучение обогащенное обучением углубленное и расширенное изучение отдельных тем Образовательноразвивающие – развитие продуктивного мышления и личности ребенка Эльконин Давыдов Развивающие – мышление личность развитие высших мыслительных процессов – творческого критического...

Русский

2013-09-04

14.22 KB

17 чел.

№26(1) Учет индивидуальных особенностей при обучении. Специфика обучения одаренных детей. Психологические причины неуспеваемости.

Для поиска успешных форм и методов обучения необходимо учитывать индивидуальные особенности: нервной системы, физиологические, уровень и темп психического и физического развития. Процесс образования должен быть дифференцированным с учетом природных задатков и способностей. Задатки (наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата) являются существенными предпосылками способностей человека, но они лишь обусловливают, а не предопределяют их. Одни задатки облегчают или затрудняют развитие, другие влияют на содержательную сторону способностей. Высшая мера способностей это одаренность, способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности. Основной признак одаренности ребенка (общей или специальной) – несоответствие уровня интеллекта его возрасту. Также характерны: повышенная умственная восприимчивость, постоянная готовность прилагать усилия, проявление инициативы, творческие попытки, активность тесно связана с саморегуляцией. Одаренные дети требуют особого подхода, организации особой среды, включающей специальное образование. Успех в обучении и развитии одаренных детей достигается тогда, когда учебная программа соответствует их интеллектуальным, творческим потребностям и возможностям.

Программы обучения:

  1. Образовательные – ускоренное обучение, обогащенное обучением (углубленное и расширенное изучение отдельных тем)
  2. Образовательно-развивающие – развитие продуктивного мышления и личности ребенка (Эльконин, Давыдов)
  3. Развивающие – мышление, личность (развитие высших мыслительных процессов – творческого, критического, логического мышления).

Способы организации обучения:

  1. Раздельное – специальные образовательные учреждения для одаренных детей.
  2. Совместно-раздельное – специальные группы для одаренных детей в традиционной школе.
  3. Совместное: организационный подход, при котором одаренные обучаются в «естественной микросреде», когда они не удаляются из круга нормальных сверстников.

Причины неуспеваемости:

  1. Объективные – непосильный объем знаний, несовершенство методов обучения.
  2. Субъективные – психологические особенности:

- педагогически запущенные (отсутствие мотивов учения, неправильные навыки и способы учебной работы, неправильное отношение к труду);

- умственноотсталые (перенесшие заболевания во внутриутробном периоде развития, при рождении или в самом раннем детстве);

Ослабленные (быстро теряют работоспособность, хорошо воспринимают материал лишь в течении 20-30 мин. На последних уроках работать не могут совсем).

Психологическая помощь: 

  1. Создавать условия для переживания школьником успеха и связанных с ним положительных эмоций (ставить посильные задачи).
  2. Фиксировать, отмечать, поощрять малейшие удачи в учебе.
  3. Подробно обосновывать получаемую оценку, чтобы она была понята учащимся.
  4. Изменить социальную позицию (учебная деятельность – ведущая).
  5. Изменить социальную позицию (учебная деятельность – ведущая).
  6. Рост и укрепление личностных качеств (необходимых для успешной учебы).

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

8043. Педагогика Ушинского 25.33 KB
  В своем философском развитии Ушинский шел от идеализма к материализму, однако путь этот остался незавершенным. Хорошо изучив различные философские системы, критически используя положительные элементы этих систем, он стремился выработать свое, самост...
8044. Наследие педагога и писателя А.С. Макаренко 30.27 KB
  Наследие педагога и писателя А.С. Макаренко обычно ассоциируется прежде всего с понятием коллектив. Исследования показывают, что этот термин закрепился в его творчестве лишь в конце 20-х годов. Исследования показывают также, что используя термин ко...
8045. Педагогические идеи В. А. Сухомлинского 23.46 KB
  Педагогические идеи В А Сухомлинского В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы...
8047. Исследование причин развития фиброза костного мозга при миелопролиферативных заболеваниях путем анализа воздействия тромбоцитарных факторов на мезенхимные стволовые клетки 451.5 KB
  ВВЕДЕНИЕ Хронические миелопролиферативные заболевания (ХМПЗ) - это гетерогенная группа клональных заболеваний стволовых клеток крови, характеризующаяся избыточной пролиферацией клеток миелоидного ряда и относительно нормальным уровнем их созрев...
8050. Исследование горячеломкости сплавов систем Al - Si, Al - Cu , Al -Si - Cu 434 KB
  Введение Развитие современной науки и техники показало, что важной составляющей технологического производства являются качественные показатели получаемой продукции. Приоритетными направлениями являются: увеличение прочности, увеличение диапазона раб...
8051. Разработка модуля банковской информационной системы на базе технологии клиент-сервер 874.5 KB
  Глава 1. Теоретические аспекты проектирования информационных систем 1.1. Понятие и классификация информационных систем Информационная система (ИС) - это система, реализующая информационную модель предметной области, чаще всего -какой-либо...