32382

Общие представления о памяти

Доклад

Психология и эзотерика

Никакое психическое или внешнее действие или процесс невозможны без участия процессов памяти. Виды памяти: По характеру психической активности: Двигательная – запоминание сохранение и воспроизведение различных движений и их систем служит основой для навыков ходьбы письма спортивных навыков. Образная – память на представления Словестнологическая – память на мысли специфически человеческий вид памяти в отличие от других ей принадлежит ведущая роль в усвоении знаний.

Русский

2013-09-04

14.29 KB

0 чел.

№26(2) Общие представления о памяти

Память – это познавательный психический процесс, выражающийся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении какой-либо информации человеком.

Память играет очень важную роль в жизни человека – она позволяет ему накапливать, сохранять  и в последствии использовать знания, навыки, личный жизненный опыт. Никакое психическое или внешнее действие или процесс невозможны без участия процессов памяти. Таким образом, память фактически обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Виды памяти:

По характеру психической активности:

  1. Двигательная – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем (служит основой для навыков ходьбы, письма, спортивных навыков).
  2. Эмоциональная – память на чувства.
  3. Образная – память на представления
  4. Словестно-логическая – память на мысли (специфически человеческий вид памяти, в отличие от других, ей принадлежит ведущая роль в усвоении знаний).

По характеру целей деятельности

  1. Непроизвольная – запоминание в воспроизведение информации при отсутствии специальной цели что-то запомнить
  2. Произвольная – запоминание и воспроизведение информации при наличии специальной цели

По продолжительности закрепления и сохранения материала:

  1. Кратковременная – очень короткое сохранение информации после однократного и непродолжительного восприятия и немедленное ее воспроизведение.
  2. Долговременная – длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения.
  3. Оперативная – обеспечивает выполнение деятельности.

Свойства памяти:

  1. Осмысленность – установление смысловых связей в запоминаемом материале.
  2. Точность – соответствие между запоминаемым и воспроизведенным материалом
  3. Скорость запоминания – время необходимое для сохранения информации в памяти.
  4. Надежность – длительность сохранения информации с наибольшей точностью.

Процессы памяти:

  1.  Запоминание

По степени активности протекания:

  1.  Непроизвольное – запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
  2. Произвольное – запоминание с целью усвоить некоторую информацию, с использованием специальных приемов запоминания и волевых усилий.

По степени осмысления материала:

  1. Неосмысленное (механическое) – запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала
  2. Осмысленное (логическое) – основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.
  3.  Сохранение – процесс удержания запомненного материала в памяти.
  4. Динамическое – проявление в определенной памяти, при этом сохраняемый материал изменяется мало.
  5. Статическое – проявляется в долговременной памяти, при этом сохраняемая информация подвергается значительной переработке и реконструкции.
  6.  Воспроизведение – процесс актуализации сохраненного ранее материала.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29664. Категория активность 53 KB
  Леонтьев указывает на явления активности составляющие как бы внутреннюю предпосылку самодвижения деятельности и ее самовыражения [Леонтьев А. Поэтому описание явлений активности обычно ведется в терминах автономности спонтанности самопроизвольности инициативности и т. Однако любое проявление активности имеет место в некотором окружении. Невозможность роста активности без отражения а также не возможность отражения без активности самого отражающего объекта делает эти понятия изначально взаимосвязанными.
29665. Категории «взаимодействие» и «отражение» 56 KB
  Противоречия между указанными подходами можно разрешить и соединить различные аспекты в понимании отражения если определять его не как атрибут материи производный от другого атрибута – взаимодействия а как самостоятельный аспект движения материи дополняющий взаимодействие проявляющийся во взаимодействии в свою очередь влияющий на ход взаимодействия и его результаты. Но какова природа этой особой способности к отражению почему она в разной степени присуща разным объектам и по каким законам она развивается Источником этой внутренней...
29666. Характеристика дескриптивной методологии 60.5 KB
  Декартовское представление о дуализме души и тела и понимание механистической детерминации как основы причинного объяснения породили тот тип рациональности который на долгие годы определил использование в психологии критериев научности взятых из парадигмы классической науки. Возникшие позже другие типы рациональности – неклассические и постнеклассические – еще только осваиваются в новых исследовательских парадигмах психологии. В рамках одной и той же исследовательской методологии оформлялись разные теоретические концепции научной психологии....
29667. Понятие методологии науки 71.5 KB
  Метод в широком смысле – путь познания опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных общих знаний принципов. Методология – учение о методах и принципах познания. Можно выделить по крайней мере два понимания методологии развиваемых: 1 как представленное при рефлексии теории познания понимание метода в указанном широком смысле и 2 как учение о системе методов в узком смысле посредством которых в рамках той или иной науки в ходе теоретического или теоретикоэмпирического исследования проверяется правдоподобие или истинность...
29668. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение» 79 KB
  Важнейшие из них парадигмы т. В философию науки понятие парадигмы ввел Бергман для характеристики нормативности методологии. Парадигмы определяют содержание конкретных научных идей область и предмет научных исследований. Примерами общих парадигм для психологической науки могут служить естественнонаучная и культурноисторическая парадигмы.
29669. Психология как мультипарадигмальная наука 95.5 KB
  Имеются в виду не любые теории только те из них которые подтверждаются результатами классических экспериментов и получены заслужившими доверие методами общие теории получившие признание и служащие образцом для исследований по разнообразной конкретной проблематике. Парадигма есть общая модель образец ориентируясь на которую возникают и развиваются конкретные частные научные теории. Но понятие кризиса продолжает использоваться поскольку за ним стоит неудовлетворенность отсутствием единой общепсихологической теории. Если учитывать...
29670. Метафизические и эмпирические теории 51 KB
  Структура методологического знания уровни и подходы Если рассматривать структуру методологии науки по вертикали то можно выделить следующие ее уровни: 1 уровень философской методологии; 2 уровень конкретнонаучной методологии; 3 уровень общенаучных принципов и форм исследования; 4 уровень методики и техники исследования. Философская методология имеет форму философского знания добываемого с помощью методов самой философии примененных к анализу процесса научного познания. Разработка этого уровня методологии осуществляется как...
29671. Априорное и эмпирическое знание 380 KB
  Эмпирические корни психологии восходят к Леонардо да Винчи 1452 1519 великому флорентийскому художнику ученому гуманисту и гению механики эпохи Возрождения. Эти идеи послужили краеугольными камнями в фундаменте будущей эмпирической психологии. В связи с этим некоторые философы рассматривают Беркли как отца философского феноменализма а философский феноменализм как одно из оснований качественных исследований в психологии. Отсюда происходит принцип скептицизма эмпирической психологии.
29672. Категории как описания существенных, всеобщих свойств, отношений и закономерностей действительности 47 KB
  Первые психологические исследования были направлены на выделение и фиксирование эмпирических и феноменологических признаков психических явлений а также на раскрытие их специфических характеристик. Теоретический поиск объяснений и общих закономерностей ведется в терминах и понятиях того же языка на котором производится эмпирическое и феноменологическоеописание психических явлений. Определения психических явлений в контексте различных подходов к объяснению психики. По мере своего развития научные представления о сущности психических...