32385

Развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития поведения и психики животных

Доклад

Психология и эзотерика

Основные этапы развития поведения и психики животных. Развитие психики в филогенезе качественное изменения психики происходящее в рамках эволюционного развития живых существ обусловлены осложнением их взаимодействия с окружающей средой. Происхождение психики: Раздражимость избирательная реакция на воздействие внешней среды.

Русский

2013-09-04

13.93 KB

54 чел.

№28(1) Развитие психики в филогенезе. Основные этапы развития поведения и психики животных.

Филогенез – исторический процесс развития и формирования человека как вида. Развитие психики в филогенезе качественное изменения психики, происходящее в рамках эволюционного развития живых существ, обусловлены осложнением их взаимодействия с окружающей средой.

Психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ, развивалась в связи с образование и развитием их нервной системы и прошла ряд стадий сенсорной – перцептивной интеллектуальной – к формированию сознания.

Происхождение психики:

  1. Раздражимость – избирательная реакция на воздействие внешней среды.
  2. Чувствительность – способность к ощущениям и восприятию (постепенно формируется способность отражать целостно в виде образов, что создает основу для более сложной формы реагирования поведения).
  3. Поведение – сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды (человек способен формировать осознанное и целенаправленное поведение – сознание).
  4. Сознание – высший уровень психического отражения, регуляции поведения и деятельности, присуще только человеку как общественно-историческому существу:

-структура (совокупность знаний о мире, выделение себя из окружающего мира, отношение к себе и окружающему миру, способность определять цели деятельности и направлять свою активность на их достижение);

- свойства (активность, направленность, способность к рефлексии, критичность, избирательность, наличие бессознательного);

- происхождение (создание орудий, появлении человеческих обществ, развитие коммуникаций, формирование законов нравственности и морали, развитие речи).

Этапы развития поведения и психики у животных: 

  1. На стадии элементарной чувствительности животных (амебы, рыбы, земноводные) реагируют только на отдельные свойства предметов внешнего мира, поведение определяется врожденными инстинктами. (самосохранение, питание, размножение). Структура и цель каждой формы закреплены генетически. Это стадия элементарного поведения и элементарной психики.
  2. На стадии предметного восприятия (птицы, млекопитающие) отражение действительности осуществляется в виде целостных образов предметов. Животные способны обучатся, появляются индивидуальные приобретенные навыки поведения. Перемены в поведении объясняются развитием нервной системы головного мозга (увеличение и усложнение его структуры). Среди органов чувств начинает преобладать зрение, одновременно развиваются и органы движения. Главной физиологической основой поведения животных на этой стадии развития являются процессы образования нервных связей в коре полушария головного мозга – условных рефлексов. Эта стадия навыков и предметного восприятия.
  3. На стадии интеллектуальной психики появляется способность животных отражать межпредметные связи, ситуацию в целом. В результате животные способны обходить препятствия, изобретать новые способы решения двухфазных задач, требующих предварительных подготовительных действий для своего решения. Интеллектуальный характер носят действия многих животных, но в особенности человекообразных обезьян и дельфинов. Интеллектуальное поведение животных не выходит за рамки биологической потребности, действует только в пределах наглядной ситуации.     

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24375. Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и категории) 116.5 KB
  Среди идеалов и норм можно выделить два взаимосвязанных блока: а собственно познавательные установки которые регулируют процесс воспроизведения в различных формах научного знания; б социальные нормативы фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития. Существует еще и такое мнение что в период нормального эволюционного периода развития науки возможно бессознательное использование многих научных идеалов и норм. Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики...
24376. Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации знаний, исследовательская программа) 119.5 KB
  Функции научной картины мира как онтология форма систематизации знаний исследовательская программа По Радугину стр. 93 Становление понятия научной картины мира Вопрос о существовании научной картины мира и ее месте и роли в структуре научного знания впервые был поставлен и в определенной степени разработан выдающимися ученымиестествоиспытателями М.Планк в рамках обсуждения проблемы онтологических оснований научного знания поставил вопрос о существовании научной картины мира.
24377. Понятие метода. Классификация методов – эмпирические и теоретические методы познания 66 KB
  Классификация методов эмпирические и теоретические методы познания По Радугину стр. Как стороны единого процесса познания чувственное и логическое характеризуют любое познание непосредственное отношение субъекта к объекту особенности индивидуальной познавательной деятельности. Оно относится к научному познанию и связано с анализом методов и форм познания на различных уровнях научного исследования характеризуют типы исследований. Задача теоретического уровня познания состоит в познании сущности явлений их законов.
24378. Наблюдение, измерение, эксперимент как метод научного познания 93.5 KB
  Эта активность возрастает от наблюдения к модельному эксперименту. В акте научного наблюдения можно выделить: 1 объект наблюдения; 2 субъект наблюдения наблюдатель; 3 средства наблюдения; 4 условия наблюдения; 5 систему знаний исходя их которой задают цель наблюдения. Следует подчеркнуть следующие особенности научного наблюдения: опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения; служит решению определенной теоретической задачи постановке новых проблем выдвижению новых или проверке существующих гипотез; имеет...
24379. Анализ и синтез, индукция и дедукция как метод научного познания 54.5 KB
  Анализ это метод исследования состоящий в мысленном расчленении разложении целого или вообще сложного явления на его составные более простые элементарные части и выделение отдельных сторон свойств связей. Однако метод анализа дает сущность в абстрактном виде вне конкретных форм ее проявления. Синтез это метод исследования состоящий в соединении воспроизведении связей проанализированных частей элементов сторон компонентов сложного явления и постижения целого в его единстве.
24380. Формализация, идеализация и роль моделирования 93.5 KB
  Вторая группа методы построения и оправдания теоретического знания которое дано в форме гипотезы приобретающей в результате статус теории. Современная гипотетикодедуктивная теория опирается на некоторый эмпирический базис совокупность фактов которые нуждаются в объяснении и делают необходимым создание теории. Именно идеализированный объект делает возможным создание теории. Научные теории прежде всего отличаются положенными в их основу идеализированными объектами.
24381. Возникновение, сущность и роль системного подхода в научном познании (Л. Фон Берталанфи и А.Богдан) 138.5 KB
  В результате суть системного подхода исследование механизма жизни системы. Каковы же основные черты системного подхода Это прежде всего параметрическое описание поэлементного состава строения исследуемого объекта. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНАУЧНОГО СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 50е начало 80х гг.
24382. Соотношение логического и исторического в процессе познания 71.5 KB
  Вопрос об отношении логического к историческому или как он сформулирован у Маркса об отношении научного развития к действительному развитию был непосредственно связан с необходимостью материалистически обосновать способ восхождения от абстрактного к конкретному. Если теоретическая реконструкция действительности осуществляется именно способом восхождения от абстрактного к конкретному то сразу же встает вопрос о том на что же должна ориентироваться теория определяя последовательность этого восхождения порядок развития понятий порядок...
24383. Метод восхождения от абстрактного к конкретному 78.5 KB
  Другой источник: Диалектика абстрактного и конкретного Э. Диалектика абстрактного и конкретного История марксистской диалектики. Понятия конкретного и абстрактного у Маркса и критика идеалистического и эмпирического их понимания 2.