32390

Общие представления о мышлении

Доклад

Психология и эзотерика

Физиологические основы мышления выявить и исследовать достаточно трудно это объяснятся той специфической ролью которую мышление играет в психологической деятельности человека. Следовательно для функционирования мышления необходимы отделы коры головного мозга отвечающие за познавательные процессы. Установлено также что особую значимую роль для процессов мышления играет лобная доля и речевые центры коры головного мозга. Функции мышления: Понимание решение проблемы и задачи целеобразование рефлексия деятельность человеческого...

Русский

2013-09-04

16.24 KB

4 чел.

№ 30(2) Общие представления о мышлении

Мышление - высший познавательный психологический процесс, выражающийся в активном, целенаправленном, обобщенном и опосредованном отражении действительности, а также в порождении нового знания на основе творческого преобразования чувственного опыта.

Физиологические основы мышления выявить и исследовать достаточно трудно, это объяснятся той специфической ролью, которую мышление играет в психологической деятельности человека. Мышление как бы включено во все высшие формы психических процессов. Следовательно, для функционирования мышления необходимы отделы коры головного мозга, отвечающие за познавательные процессы. Установлено также, что особую значимую роль для процессов мышления играет лобная доля и речевые центры коры головного мозга.

Функции мышления:

  1.  Понимание, решение проблемы и задачи, целеобразование, рефлексия – деятельность человеческого мышления, направленная на осмысление имеющегося знания.

Виды мышления:

По содержанию отражения:

  1.  Наглядно-действенное – связано с практическим преобразование действительности (ручное мышление, преобладание в раннем детстве).
  2.  Наглядно-образное – связанное с восприятием окружающей действительности (мышление образами, преобладает в дошкольном возврате).
  3.  Словесно-логическое – с помощью речи, рассудка с использованием понятий.

По характеру деятельности:

  1.  Теоретическое – направлено на создание теорий, концепций, моделей.
  2.  Практическое – направлено на преобразование действительности.

По степени новизны:

  1.  Продуктивное – связано с созданием принципиально новых решений и знаний.
  2.  Репродуктивное – связанное с использованием способов решения и знаний.

Формы мышления:

  1.  Понятие – отражение общих и существенных свойств предметов и явлений. Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
  2.  Умозаключение – связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания.

Операции мышления:

  1.  Анализ – мыслительное расчленение предметов, явлений, ситуаций и выявление составляющих их элементов, частей, моментов, сторон.
  2.  Синтез – мысленное соотнесение, сопоставление, установление связей между различными элементами. С его помощью можно построить целое из аналитически заданных частей, способствует глубокому познанию действительности.
  3.  Абстракция – отвлечение существенных свойств предмета от несущественных. Выполняется для более тщательного изучения сторон или аспекта, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.
  4.  Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного. Результатом сравнения может стать классификация.
  5.  Обобщение – мысленное соотношение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях. Выступает как соединение существенного и связывает его с классом предметов и явлений.
  6.  Конкретизация – представление чего-то единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16496. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 460 KB
  КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА. Главное содержание курса повествование о том как из разрозненных славянских племён образовалась Русь и единый русский народ как образовалась империя и как она распалась. Задача курса изложить последов
16497. Лекции по истории Русской Церкви 902 KB
  ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О НАУКЕ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ ЕЁ ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧА. ИСТОЧНИКИ. ИСТОРИОГРАФИЯ. ЛИТЕРАТУРА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ. Древний философ Плутарх писал что история есть учитель жизни. Ключевский В.О. писал: Хотя и говорят о том что история никого и ничему не на
16498. КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ 216 KB
  Г КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА ЮДИНА. лавное содержание курса повествование о том как из разрозненных славянских племён образовалась Русь и единый русский народ как образовалась империя и как она распалась. Задача курса изложить после
16499. П.А. Столыпин. Политический портрет 126.5 KB
  РЕФЕРАТ П.А. Столыпин политический портрет Содержание Глава первая. Политическая и экономическая ситуация в России в конце 19 начало 20 века. стр. 2 ...
16500. Римское право. Учебное пособие 1.27 MB
  Московский государственный университет имени М.В Ломоносова Центр общественных наук И. Б. Новицкий РИМСКОЕ ПРАВО Ассоциация Гуманитарное знание ТЕИС Москва 2002 ББК67 Ответственный редактор проф. Е.А. Суханов Рекомендовано Ученым советом юридич...
16501. Регрессные обязательства между социалистическими хозяйственными организациями. Учебное пособие 1.01 MB
  Термин «регресс» (противоположный «прогрессу» — «движению вперед») по буквальному значению выражает «движение назад, обратно». Поэтому, например, выражение «регрессное требование» нередко заменяют, в качестве синонима, термином «обратное требование». Однако не всякое обратное требование подойдет под категорию регрессного требования, как ее понимают закон и арбитражно-судебная практика
16502. Вымогательство, квалификация, доказывание,оперативно-розыскная деятельность 366.5 KB
  Новик В. В. Овчинникова Г. В. Осипкин В. Н. Вымогательство квалификация доказывание оперативнорозыскная деятельность ВВЕДЕНИЕ Распад СССР породил в Российской Федерации равно как и в других странах СНГ многие негативные процессы: дестабилизацию общественной жизни...
16503. Судебная реформа и эффективность деятельности органов суда, прокуратуры и следствия 887 KB
  В сборник вошли тезисы выступлений, включенных в программу секционных заседаний конференции аспирантов и соискателей Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры Российской Федерации, по темам: уголовный процесс, прокурорский надзор, уголовное право, криминология, криминалистика и юридическая психология
16504. Объект преступления по советскому уголовному праву 1.18 MB
  Никифоров Б.С. Объект преступления по советскому уголовному праву. В книге исследуется вопрос об объекте преступления то есть о том общественном интересе против которого направлено преступление и который охраняется законом. Уяснение вопросо...