32390

Общие представления о мышлении

Доклад

Психология и эзотерика

Физиологические основы мышления выявить и исследовать достаточно трудно это объяснятся той специфической ролью которую мышление играет в психологической деятельности человека. Следовательно для функционирования мышления необходимы отделы коры головного мозга отвечающие за познавательные процессы. Установлено также что особую значимую роль для процессов мышления играет лобная доля и речевые центры коры головного мозга. Функции мышления: Понимание решение проблемы и задачи целеобразование рефлексия деятельность человеческого...

Русский

2013-09-04

16.24 KB

4 чел.

№ 30(2) Общие представления о мышлении

Мышление - высший познавательный психологический процесс, выражающийся в активном, целенаправленном, обобщенном и опосредованном отражении действительности, а также в порождении нового знания на основе творческого преобразования чувственного опыта.

Физиологические основы мышления выявить и исследовать достаточно трудно, это объяснятся той специфической ролью, которую мышление играет в психологической деятельности человека. Мышление как бы включено во все высшие формы психических процессов. Следовательно, для функционирования мышления необходимы отделы коры головного мозга, отвечающие за познавательные процессы. Установлено также, что особую значимую роль для процессов мышления играет лобная доля и речевые центры коры головного мозга.

Функции мышления:

  1.  Понимание, решение проблемы и задачи, целеобразование, рефлексия – деятельность человеческого мышления, направленная на осмысление имеющегося знания.

Виды мышления:

По содержанию отражения:

  1.  Наглядно-действенное – связано с практическим преобразование действительности (ручное мышление, преобладание в раннем детстве).
  2.  Наглядно-образное – связанное с восприятием окружающей действительности (мышление образами, преобладает в дошкольном возврате).
  3.  Словесно-логическое – с помощью речи, рассудка с использованием понятий.

По характеру деятельности:

  1.  Теоретическое – направлено на создание теорий, концепций, моделей.
  2.  Практическое – направлено на преобразование действительности.

По степени новизны:

  1.  Продуктивное – связано с созданием принципиально новых решений и знаний.
  2.  Репродуктивное – связанное с использованием способов решения и знаний.

Формы мышления:

  1.  Понятие – отражение общих и существенных свойств предметов и явлений. Суждение – отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.
  2.  Умозаключение – связь между мыслями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем другое суждение, извлекая его из содержания.

Операции мышления:

  1.  Анализ – мыслительное расчленение предметов, явлений, ситуаций и выявление составляющих их элементов, частей, моментов, сторон.
  2.  Синтез – мысленное соотнесение, сопоставление, установление связей между различными элементами. С его помощью можно построить целое из аналитически заданных частей, способствует глубокому познанию действительности.
  3.  Абстракция – отвлечение существенных свойств предмета от несущественных. Выполняется для более тщательного изучения сторон или аспекта, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.
  4.  Сравнение – мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного. Результатом сравнения может стать классификация.
  5.  Обобщение – мысленное соотношение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях. Выступает как соединение существенного и связывает его с классом предметов и явлений.
  6.  Конкретизация – представление чего-то единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82692. Приготовление рассольника ленинградского 66.5 KB
  Цели урока: Обучающая – формирование системы умений по осуществлению полного технологического цикла приготовления рассольника ленинградского. Развивающая – освоение репродуктивных умений комплексного планирования профессиональных действий, выбора наиболее рационального их сочетания и чередования...
82693. Абагульняючы ўрок-гульня па беларускай літаратуры ў 6 класе 52.5 KB
  Настаўнік. На працягу першай і другой чвэрці вы, дарагія сябры, пазнаёміліся з цікавымі творамі на розныя тэмы. Спадзяюся, што яны пакінулі ў вашых сэрцах незабыўны след, што вам запомнілася вобразнасць мастацкага слова і вы не засталіся абыякавымі да лёсу літаратурных герояў.
82694. Зв’язок іменників з прикметниками у реченні 67.5 KB
  Мета уроку: поглиблювати знання учнів про роль прикметників у мовленні, про зв’язок прикметників з іменниками, вчити розпізнавати прикметники, ставити до них питання; розвивати навички правильної вимови і написання словникових слів; виховувати повагу і любов до матері, естетичні почуття.
82695. Алфавіт. Звук у, Буква Уу. Узагальнюючий урок по творчості братів Грімм 65.5 KB
  Мета: Закріпити знання учнів про вивчені букви; вдосконалити навички читання складів і слів з буквою У; розвивати увагу, зв’язне мовлення; збагачувати словниковий запас. Перевірити здобуті учнями знання і уміння по темі Творчість братів Грімм створити ситуацію, при якій учні самі стають героями уроку.
82696. Do you like Travelling? 61 KB
  Do you like to play games? Do you like to play team games? Today we are having an unusual lesson. The topic of our lesson is Travelling. You’ll revise vocabulary on the topic and use these words in your speech; you’ll sing songs, role-play situations; you’ll develop your speaking, reading...
82697. Вправи на розрізнення синонімів, спільнокореневих слів та форм одного й того ж слова 52.5 KB
  Поглиблювати й систематизувати знання учнів про синоніми спільнокореневі слова та форми одного й того ж слова збагачувати словниковий запас. Розвивати вміння добирати спільнокореневі слова за їх ознаками розпізнавати форми одного й того ж слова через зміну закінчень розвивати вміння спостерігати...
82698. О книге и о чтении. Иллюстрация 51 KB
  Цель и задачи: расширить знания учащихся о книге историей её возникновения и о этапах её производства; показать возможности иллюстрации как способе дополнительного восприятия новой информации; развивать навыки правильного и осознанного чтения; обогащать словарный запас учащихся...
82699. Книга – вчора, сьогодні, завтра… 45.5 KB
  Мета: дати учням загальні відомості про книгу як історичну памятку людства як коштовний скарб в якому джерело мудрості; ознайомити з основними етапами створення книги дати загальні поняття про процес виготовлення книги в наш час; виховувати інтерес повагу та любов до книги.
82700. My Last Day Off. (A fairy-tale about the past) 31 KB
  Objectives: to retell pupils a fairy-tale about the past; to present pupils the way of expressing the past (regular verbs); to teach pupils to make up sentences in Past Simple; to read the text and answer the questions; to teach pupils to speak about their last day off...