32392

Метод эксперимента

Доклад

Психология и эзотерика

Отличительные признаки эксперимента: Исследователь не дожидается проявлений интересующих его психических свойств а сам создает условия чтобы вызвать их у испытуемых. В эксперименте обязателен строгий учет и регистрация условий протекания исследования. Эксперимент может быть повторен другими исследователями и в другое время что позволяет проверить результаты исследования.

Русский

2013-09-04

15.17 KB

2 чел.

№1(2) Метод эксперимента

Эксперимент – это основной метод психологии, заключается в целенаправленном и заранее спланированном создании искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

Отличительные признаки эксперимента:

- Исследователь не дожидается проявлений интересующих его психических свойств, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемых.

- Исследователь может целенаправленно изменять условия и течение психических процессов в соответствии с задачами исследования.

- В эксперименте обязателен строгий учет и регистрация условий протекания исследования.

- Эксперимент может быть повторен другими исследователями и в другое время, что позволяет проверить результаты исследования.

- Эксперимент может быть проведен с большой группой испытуемых, что позволяет применять статистические методы обработки данных и сделать обобщения.

Виды эксперимента:

В зависимости от условий, в которых проводится эксперимент, различают:

- Лабораторный эксперимент – проводится в искусственных (специально созданных лабораторных) условиях.

- Естественный эксперимент – включается в привычную для испытуемого деятельность (игровую, учебную, трудовую) и проводится незаметно для самого испытуемого в привычной для него ситуации.

- Формирующий (обучающий, преобразующий) эксперимент – предполагает целенаправленное формирование исследуемого психического свойства.

Этапы эксперимента:

- Подготовительный этап – формулировка проблемы и гипотезы, выбор методик.

- Собственное исследование – эмпирическая проверка гипотезы.

- Обработка данных – их количественный и качественный анализ.

- Интерпретация полученных результатов – соотношение эмпирических данных с исходной гипотезой, позволяющие сделать вывод о достоверности гипотезы.

Проведение эксперимента:

- Проведение пробного или пилотажного исследования (проверка насколько хорошо продуман и подготовлен эксперимент: правильно ли определена тема, сформулированы гипотезы, хорошо ли подобраны методики, средства обработки и интерпретации результатов). Если проведенный пилотажный эксперимент дал положительные результаты, устраняются недостатки.

- Проведение основного эксперимента (сбор первичных данных, систематизация и представление в виде таблиц, графиков и обработок). Инструкции сообщать одинаковым образом, одними и теми же словами; не давать никому преимуществ перед другими, не давать дополнительных объяснений; эксперимент с разными группами проводится в одинаковое время дня, в исходных условиях; временные ограничения для всех групп одинаковые.  

Особенности естественного эксперимента: экспериментальная стратегия разработана Лазурским (1910) характерна проведением в условиях близких к обычной деятельности испытуемых, причем они не знают, что участвуют в исследовании. За счет этого большая чистота эксперимента. Данный метод позволяет психологу активно влиять на эксперимент, не нарушая его естественности. Эти эксперименты обеспечивают достоверную информацию, но не могут проводится многократно, т.к. при повторном проведении утрачивают свою естественность и скрытность от испытуемых.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81180. Исследование творческого потенциала сотрудников 35.83 KB
  Направления исследований: наличие творческого потенциала; степень уровень его актуализации; факторы стимулирующие препятствующие развитию и актуализации; проявление творческого потенциала в условиях стабильности и в условиях инноваций. При проведении исследований изучается не столько наличие или отсутствие творческого потенциала и инициативы сколько желание и возможность реализовывать их в профессиональной деятельности а также факторы которые могут оказывать влияние на проявление креативности10. Таким образом при исследовании творческого...
81181. Оценка эффективности управления творческим потенциалом компании 39.05 KB
  Исходя из этого показатели эффективности системы управления развитием творческого потенциала постоянного состава компании рассматриваются через результат развития творческого потенциала сотрудников; реализацию всех возможных мотивов побуждающих персонал к творческой деятельности; показатели качества организационной структуры...
81183. Психолого-педагогические принципы организации деловой игры 35.65 KB
  Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры поскольку несет в себе обучающие функции; принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников.
81184. Признаки деловой игры 33.44 KB
  Решение принимаемое участниками игры на первом этапе воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. Распределение ролей между участниками игры.
81185. Структура деловой игры 34.17 KB
  В сочетании со средой внешним окружением имитационной модели имитационная модель формирует проблемное содержание игры. При этом и модель и действующие лица находятся в игровой среде представляющей профессиональный социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников регламентируемого правилами.
81186. Естественный и искусственный государственный интерес 35.62 KB
  По субъекту формирования государственный интерес можно подразделить на естественный и искусственный. Субъектом формирующим естественный интерес является общество. Естественный государственный интерес это частные интересы социальных групп и институтов а также иных субъектов политики и общественной жизни которые государство обобщает в свой интерес с их подачи.
81187. Организационные отношения в системе социального управления (координация) 36.05 KB
  Координация это такой вид социального управления при котором осуществляется горизонтальная упорядоченность как на внутригрупповом так и на межгрупповом уровне а стороны части и элементы одной и той же социальной общности или взаимодействие нескольких общностей характеризуются тождественностью равновеликостью. Координация предоставляет участникам управленческого процесса необходимую самостоятельность широкую возможность для выражения и отстаивания собственного интереса при осуществлении общей работы. Лунев указывал что координация...
81188. Организационные отношения в системе социального управления (субординация) 36.81 KB
  Субординацией соподчинением называется вид социального управления при котором осуществляется вертикальное упорядочение а один из элементов какойлибо общности или одна из взаимодействующих общностей играет роль ведущего определяющего начала в деятельности всех остальных. Субординационное управление свойственно главным образом основным формам взаимодействия другой пары всеобщих носителей социальной деятельности социального субъекта и социального объекта. Она упорядочивает по линии соподчинения не просто целостности а системы в...