32393

Психодиагностика как наука. История, предмет и методы психодиагностики. Классификация методов психодиагностического исследования

Доклад

Психология и эзотерика

Задачи психодиагностики: Разработка теоретических принципов оценки и измерения индивидуальных психологических свойств человека. Этапы становления психодиагностики: Донаучный до начала 19 века Стихийное использование некоторых заданий для определения индивидуальных особенностей человека. Пифагор допускал в свою школу лишь тех кто проходил череду испытаний смех и походка считались отражением характера человека. Экспериментальная психология накопила огромное количество методик для исследования психических функций человека многие из...

Русский

2013-09-04

16.22 KB

8 чел.

№2(1) Психодиагностика как наука. История, предмет и методы психодиагностики. Классификация методов психодиагностического исследования.

Психодиагностика – область психологической науки, содержание которой составляют принципы и методы оценки и измерения индивидуальных психологических свойств.

Задачи психодиагностики:

- Разработка теоретических принципов оценки и измерения индивидуальных психологических свойств человека.

- Разработка апробация и проверка диагностической ценности методики и тестовых процедур.

- Проведение обследований, применение инструментов на практике.

Этапы становления психодиагностики:

- Донаучный (до начала 19 века) Стихийное использование некоторых заданий для определения индивидуальных особенностей человека. В Древнем Китае существовала система знаний для отбора чиновников (умение считать, писать). Пифагор допускал в свою школу лишь тех, кто проходил череду испытаний (смех и походка считались отражением характера человека).

- Подготовительный (начало 19 века – 20-е годы 20 века). Возникновение сложных предпосылок для развития психодиагностики. Возникновение четырёх психологических дисциплин: экспериментальной, дифференциальной, прикладной психологии и тестологии.

- Научный. Активное развитие экспериментальной психологии (середина 19 века): первые серьезные исследования Фехнера и Вебера (реализовали идеи измерения психических явлений) В 1879 в Лейпциге был открыт первый в мире институт психологии и лаборатории психологических исследований. Вунд отец экспериментальной психологии. 1886 в России (Казань) Бехтерев открыл институт психологии. Экспериментальная психология накопила огромное количество методик для исследования психических функций человека, многие из которых являются основой современных тестов. Но исследовала самые простейшие функции человека (время реакции, скорость запоминания), высшие психические функции (сознание, личность, самооценка) не исследовала. 1896 Бине и Анри возражали против позиции Вундта в своей статье «Индивидуальная психология» и говорили о важности и необходимости исследования индивидуальных особенностей людей. Следом публикуется книга В. Штерна о индивидуальных различиях людей в 1900. Все это послужило открытием дифференциальной психологии, которая изучает индивидуальные различия в психических функциях и свойствах людей. В 1903 Штерн основал журнал «Психология свидетельских показаний»  и назвал себя основателем прикладной психологии. Произошло внедрение психологии в практику, и решались проблемы конкретного человека. Он провел различия между психологической оценкой и коррекцией. Наиболее сильное влияние в развитие психодиагностики оказала тестология. Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Гальтон (ученик Вунда), создавший инструмент для их измерения – теста (проба, испытание). Последователем стал американский ученый Кетелл. В 1890 он опубликовал статью «Умственные тесты и измерения», благодаря которой тестирование вошло в систему образования США. Также оказала влияние работа Бине и Симона «Метрические шкалы Бине-Симона». Термин «психодиагностика» появился в 1921, принадлежит Роршаху, назвавшему так процесс обследования человека с помощью созданной им методики «Пятна Роршаха». Это понятие стали использовать и другие исследователи, но значительно шире.

Предмет психодиагностики – индивидуально – психологические особенности человека.

Методы психодиагностики: Неэкспериментальный – образует разные виды (методик) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Этот метод позволяет получить информацию о внешних проявлениях психики человека, деятельности и поведении – описательный исследовательский метод.

- Экспериментальный – позволяет исследовать внутренние закономерности и механизмы психики, т.е. те что происходят внутри сознания человека. Этот метод основывается на направленном создании обеспечивающих выделение исследуемого свойства и регистрацию измерений, связанных его действием, а также допускает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемого. Выводы касаются общих особенностей психических явлений, индивидуальные особенности не учитываются. На основе этого метода строятся методики лабораторного и естественного эксперимента.

- Психодиагностический – имеет измерительно-оценочную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка измерения индивидуальных особенностей человека. Различают тестовый (главный и основной метод) и нетестовый (диагностический метод – рисунка, исследовательский метод – эксперимент, анкеты, наблюдения).

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40996. ТАБЛИЧНЫЙ ПРОЦЕССОР MS EXCEL 260 KB
  Отменить объединение ячеек: меню ФОРМАТ Ячейки вкладка Выравнивание снять переключатель Объединение ячеек. В левой части строки формул находится поле имени в котором высвечивается адрес или имя активной ячейки. Ссылка способ указания адреса имени ячейки. Адрес и содержимое текущей ячейки выводится в строке формул.
40997. ОСНОВНІ СВІТОГЛЯДНІ СИСТЕМИ УКРАЇНСЬКОГО ФОЛЬКЛОРУ 118 KB
  Складність її вирішення криється у значному часовому проміжкові що віддаляє нас від того періоду життя суспільства коли виникали перші уявлення та вірування пов'язані з ними ритуальні та магічні дії що становлять основу народної творчості. Вивчення історичних зв'язків давніх епох та народів виходить поза межі окреслені фольклористикою але в них можна знайти пояснення багатьох елементів та рис пов'язаних з виникненням усної народної творчості. Людина уявляючи себе дублікатом зовнішнього світу робить все те що відбувається у...
40999. Кар'єра як стратегія трудового життя. Планування і розвиток кар’єри 67 KB
  Ринок праці в сучасних економічних умовах характеризується високою конкуренцією і пред'являє до людини жорсткі вимоги: наявності не тільки відповідної кваліфікації, але і досвіду роботи, комунікабельності та новаторського мислення. Все це ускладнює процес працевлаштування навіть для висококласних професіоналів.
41000. Комплексоутворення в біологічних системах 55 KB
  Координаційне число це число яке показує скільки простих лігандів координується навколо центрально атома.До тридентантних лігандів можна віднести аспарагінову кислоту до полідентантних деякі аміно карбонові та поліамінокарбонові кислоти. Число приєднаних лігандів дорівнює координаційному числу поділеному на дентатність ліганду. Ось чому координаційне число не завжди збігається з числом приєднаних лігандів.
41001. Правове регулювання кредитних правовідносин 82 KB
  Характеристика форм та видів кредиту. Принципи за якими здійснюється банківське кредитування. Структура типової форми кредитного договору.
41002. Мистецькі здобутки української культури початку 20 століття 90.5 KB
  Міністерство освіти та науки України Донецький індустріальнопедагогічний технікум Лекція “Культура Київської Русіâ€ План.Особливості світогляду в епоху Київської Русі.Архітектура Київської Русі.Скульптура Київської Русі.
41003. Українське козацьке бароко 59.5 KB
  Архітектура українського бароко.Українська скульптура періоду бароко.Особливості барокової графіки.В архітектурних стилях XVII – XVIII ст. виявляються урізноманітнення економічного, політичного й культурного життя українського суспільства. Естетичні риси української архітектури яскраво виявлені у будівлях стилю бароко. Українське бароко поширюється у XVIIIст.
41004. Культурологія як наукова дисципліна: об’єкт і предмет 50.5 KB
  Сутність культури визначається у трьох основних її сферах: предмети матеріальної і духовної діяльності людини; субєкти творці і носії культури; національний характер народу менталітет мораль. Творчість від Бога і людини. Захід протиставляє Людину і Природу людина панує над природою може змінити її у відносності до своїх уявлень про досконалість і потреб єдність людини з природою можлива через підлаштування пристосування до людини. Східна культура орієнтується на нерозривність людини і природи на їх єдність на основі...