32393

Психодиагностика как наука. История, предмет и методы психодиагностики. Классификация методов психодиагностического исследования

Доклад

Психология и эзотерика

Задачи психодиагностики: Разработка теоретических принципов оценки и измерения индивидуальных психологических свойств человека. Этапы становления психодиагностики: Донаучный до начала 19 века Стихийное использование некоторых заданий для определения индивидуальных особенностей человека. Пифагор допускал в свою школу лишь тех кто проходил череду испытаний смех и походка считались отражением характера человека. Экспериментальная психология накопила огромное количество методик для исследования психических функций человека многие из...

Русский

2013-09-04

16.22 KB

8 чел.

№2(1) Психодиагностика как наука. История, предмет и методы психодиагностики. Классификация методов психодиагностического исследования.

Психодиагностика – область психологической науки, содержание которой составляют принципы и методы оценки и измерения индивидуальных психологических свойств.

Задачи психодиагностики:

- Разработка теоретических принципов оценки и измерения индивидуальных психологических свойств человека.

- Разработка апробация и проверка диагностической ценности методики и тестовых процедур.

- Проведение обследований, применение инструментов на практике.

Этапы становления психодиагностики:

- Донаучный (до начала 19 века) Стихийное использование некоторых заданий для определения индивидуальных особенностей человека. В Древнем Китае существовала система знаний для отбора чиновников (умение считать, писать). Пифагор допускал в свою школу лишь тех, кто проходил череду испытаний (смех и походка считались отражением характера человека).

- Подготовительный (начало 19 века – 20-е годы 20 века). Возникновение сложных предпосылок для развития психодиагностики. Возникновение четырёх психологических дисциплин: экспериментальной, дифференциальной, прикладной психологии и тестологии.

- Научный. Активное развитие экспериментальной психологии (середина 19 века): первые серьезные исследования Фехнера и Вебера (реализовали идеи измерения психических явлений) В 1879 в Лейпциге был открыт первый в мире институт психологии и лаборатории психологических исследований. Вунд отец экспериментальной психологии. 1886 в России (Казань) Бехтерев открыл институт психологии. Экспериментальная психология накопила огромное количество методик для исследования психических функций человека, многие из которых являются основой современных тестов. Но исследовала самые простейшие функции человека (время реакции, скорость запоминания), высшие психические функции (сознание, личность, самооценка) не исследовала. 1896 Бине и Анри возражали против позиции Вундта в своей статье «Индивидуальная психология» и говорили о важности и необходимости исследования индивидуальных особенностей людей. Следом публикуется книга В. Штерна о индивидуальных различиях людей в 1900. Все это послужило открытием дифференциальной психологии, которая изучает индивидуальные различия в психических функциях и свойствах людей. В 1903 Штерн основал журнал «Психология свидетельских показаний»  и назвал себя основателем прикладной психологии. Произошло внедрение психологии в практику, и решались проблемы конкретного человека. Он провел различия между психологической оценкой и коррекцией. Наиболее сильное влияние в развитие психодиагностики оказала тестология. Родоначальником научного изучения индивидуальных различий был англичанин Гальтон (ученик Вунда), создавший инструмент для их измерения – теста (проба, испытание). Последователем стал американский ученый Кетелл. В 1890 он опубликовал статью «Умственные тесты и измерения», благодаря которой тестирование вошло в систему образования США. Также оказала влияние работа Бине и Симона «Метрические шкалы Бине-Симона». Термин «психодиагностика» появился в 1921, принадлежит Роршаху, назвавшему так процесс обследования человека с помощью созданной им методики «Пятна Роршаха». Это понятие стали использовать и другие исследователи, но значительно шире.

Предмет психодиагностики – индивидуально – психологические особенности человека.

Методы психодиагностики: Неэкспериментальный – образует разные виды (методик) наблюдений, беседы, изучения продуктов деятельности. Этот метод позволяет получить информацию о внешних проявлениях психики человека, деятельности и поведении – описательный исследовательский метод.

- Экспериментальный – позволяет исследовать внутренние закономерности и механизмы психики, т.е. те что происходят внутри сознания человека. Этот метод основывается на направленном создании обеспечивающих выделение исследуемого свойства и регистрацию измерений, связанных его действием, а также допускает активное вмешательство психолога в деятельность испытуемого. Выводы касаются общих особенностей психических явлений, индивидуальные особенности не учитываются. На основе этого метода строятся методики лабораторного и естественного эксперимента.

- Психодиагностический – имеет измерительно-оценочную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка измерения индивидуальных особенностей человека. Различают тестовый (главный и основной метод) и нетестовый (диагностический метод – рисунка, исследовательский метод – эксперимент, анкеты, наблюдения).

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50309. Язык имитационного моделирования GPSS 201 KB
  Примером общецелевых языков служит широко распространенный язык GPSS примером специализированного языка язык МПЛ ВС моделирования вычислительных систем. Основные правила и операторы языка GPSS Для описания имитационной модели на языке GPSS полезно представить ее в виде схемы на которой отображаются элементы СМО устройства накопители узлы и источники . Описание на языке GPSS есть совокупность операторов блоков характеризующих процессы обработки заявок.
50311. ДОСЛІДЖЕННЯ КОМУТАЦІЙНИХ ПОЛІВ ТИПІВ Ч-Ч ТА Ч-П-Ч СИСТЕМИ МТ-20/25 643.5 KB
  GTR – блок часової комутації прийому. GTE – блок часової комутації передачі. SG – блок просторової комутації. Цифрове комутаційне поле призначене для комутації розмовних зумерних сигналів і сигналів управління.
50313. Дослідження цифрового комутаційного поля (SN) системи EWSD 402.5 KB
  Мета роботи: Вивчити принципи побудови з’єднувальних шляхів в ЦКП системи EWSD. У процесі самопідготовки вивчити призначення апаратних засобів ЦСК EWSD. Ознайомитися з варіантами побудови КП ЦСК EWSD.
50315. Дослідження підсистеми комутації та керування системи Alcatel 1000 E-10 759.5 KB
  Мета роботи: Вивчити принципи побудови функції підсистеми комутації та керування ОСВ283 lctel 1000 E10 призначення мультипроцесорних станцій. У процесі самопідготовки вивчити призначення апаратних засобів ОСВ283. Ознайомитися з функціональною архітектурою ОСВ283.3 Розглянути програмні засоби ОСВ283 lctel 1000 E10.
50317. Учбова установка АТСЕ «КАРПАТИ» 498.5 KB
  Призначення основних блоків структурної схеми АТСЕ КАРПАТИ.Привести структурну схему АТСЕ КАРПАТИ ємністю менше 720 абонентів з призначенням її основних блоків. Структурна схема учбової установки АТСЕ КАРПАТИ†ємністю менше 720 АЛ БАЛ – блок абонентських ліній; САК – блок спарених абонентських комплектів; БФСЛ1 БФЗЛ1 – блок фізичних з’єднувальних ліній...