32394

Представление о личности в отечественной и зарубежной психологии. Личность и индивидуальность

Доклад

Психология и эзотерика

Личность и индивидуальность. Личность специфическое человеческое образование производится общественными отношениями в которых индивид вступает в своей деятельности. Личность понятие социальное возникает в результате культурного и социального развития есть своя позиция жизни к которой пришел в итоге большой сознательной работы; самостоятельность мысли; глубина и богатство связей с миром с другими людьми; разрыв этих связей самоизоляция опустошают. Личность как субъект межличностных социальных отношений и сознательной деятельности...

Русский

2013-09-04

14.43 KB

7 чел.

№2(2) Представление о личности в отечественной и зарубежной психологии. Личность и индивидуальность.

Личность – специфическое человеческое образование, производится общественными отношениями, в которых индивид вступает в своей  деятельности.

Личность понятие социальное, возникает в результате культурного и социального развития (есть своя позиция жизни, к которой пришел в итоге большой сознательной работы; самостоятельность мысли; глубина и богатство связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают).

Индивидуальность используется для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности: для приведения представления о человеке как носителе какого-либо одного качества. Индивидуальность может рассматриваться как качество, формируемого на основе унаследованных задатков в процессе социализации обучения и воспитания человека, но при этом одновременно предполагает собственную трансформацию в ходе саморазвития, самоопределения личности. Личность – как субъект межличностных социальных отношений и сознательной деятельности, личность в ее своеобразии.

Теория личности:

- Процессуальный подход: Рубенштейн – личность есть основание, интегрирующее все психические процессы, свойства состояния. Личность проявляется и формируется в деятельности. Она и предпосылка и результаты деятельности, следовательно, различные аспекты поведения не только являются проявлением личности, но и способствуют ее становлению.

- Ананьев рассматривает личность с точки зрения жизненного пути в комплексном подходе к изучению человека. Характеристики личности раскрываются через общественные отношения и определяемые им функции. Любые свойства человека как субъекта (носителя активности) и свойства человека как индивида (биологического и психологического) могут быть включены в любые из социальных связей. Множество социально-психологических свойств определяет то, что личность современник определенной эпохи, занимающий определенное положение в обществе, субъект общественно-политической деятельности, определенного поколения, член семьи. Личность характеризуется мотивами  общественными функциями, которые обусловлены нормами морали и права, эталонами поведения выполняемыми ролями.

- Личностный подход: Платонов изучает то, в каких особенностях психического склада личности проявляется социальность человека. Дает определение как субъекта: «Личностью является конкретный человек как носитель сознания. Как только у ребенка начинает появляться сознание, он начинает становиться личностью. Чем полнее у ребенка развито сознание и его высшая форма – самосознание, тем полнее и ярче развита его личность».

- Психодиагностическое направление: Фрейд – личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом конфликте. Поведение человека скорее детерминировано, чем произвольно, случайно. Детерминизм распространяется на всё, что мы делаем и чувствуем, оговорки, описки и т.п. Подчеркивается значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека. Поведение человека редко бывает доступно сознанию.

- Бихевиоральный подход: Скиннер – личность это тот опыт, который человек приобрел в течении жизни т.е. накопленный набор изученных моделей поведения. Теоретики этого направления не задумываются над психическими структурами и процессами, скрытыми в разуме. Научение есть прямой опыт.

- Социально-когнитивное направлении: Бандура и Роттер – поведение, личностные аспекты и социальные воздействия – взаимозависимые детерминанты. На поведение влияют окружение, люди и другие обстоятельства, которые возникают в ежедневных транзакциях. Роль научения через наблюдение в приобретении навыков поведения, или на основе примеров.

- Диспозиционный подход: -Гордон и Олпорт – каждая личность уникальна, уникальность наилучшим образом проявляется в имеющемся у субъекта наборе черт личности. Нет двух людей, в точности похожих друг на друга. Поведение человека всегда является результатом той или иной конфигурацией черт.

- Гуманистическое направлении: Экзистенциальный взгляд на человека. В качестве основных принципов выдвигается трактовка личности как единого целого, бесполезность исследований на животных, восприятие человека как существа положительного и созидательного в своей основе, акцент на изучение психического здоровья, человек от природы способен к самосовершенствованию.  

     


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60612. Методичні рекомендації щодо ефективності проблемного навчання 29 KB
  Ушинського що привчати учнів виконувати розумову працю необхідно поступово починаючи з молодших класів; будувати навчальний процес так щоб вивчення нового матеріалу спиралося на знання попереднього...