32401

Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие в конце 19- начало 20 века. Кризис в психологии. Проблема методов в психологии

Доклад

Психология и эзотерика

Психология как самостоятельная наука выделилась в середине 19 века, ее предметом стали считать сознание, основной задачей – подвергнуть анализу содержания сознания, исследовать различные состояния сознания и его свойства. Психологи считали, что процессы сознания непосредственно открываются только человеку, которому принадлежат и закрыты для внешнего наблюдения

Русский

2013-09-04

14.91 KB

9 чел.

№ 6(1) Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие в конце 19- начало 20 века. Кризис в психологии. Проблема методов в психологии.

Психология как самостоятельная наука выделилась в середине 19 века, ее предметом стали считать сознание, основной задачей – подвергнуть анализу содержания сознания, исследовать различные состояния сознания и его свойства. Психологи считали, что процессы сознания непосредственно открываются только человеку, которому принадлежат и закрыты для внешнего наблюдения. Поэтому основным и единственным методом был объявлен метод самонаблюдения. Идейный отец английский философ Джон Локк считал, что существует два источника знаний: объекты внешнего мира и деятельность собственного ума. Согласно его учению духовная деятельность может протекать в двух уровнях: процессы первого уровня – восприятия , мысли, желания и процессы второго уровня – наблюдение или созерцание этик восприятий, мыслей  желаний (рефлексия). Утверждения Локка о необходимости организации специальной деятельности для постижения внутреннего опыта были приняты на вооружение психологией сознания и послужили обоснованием метода интроспекции. Но уже в конце 19 века активно высказались мнения о том, что интроспекция не м.б. единственным и основным методом психологии т.к. не дает возможности получения объективной, достоверной информации о психических особенностях человека. Интроспекция также не м.б. использована для исследования душевно больных людей бессознательных психических процессов у здоровых людей. Все это привело к кризису в психологии. На смену психологии сознания пришла психология поведения. Основоположником поведенческой психологии американский психолог Джон Бродус Уотсон заявил, что психология должна заниматься не явлениями сознания, а фактами поведения т.е. изучать то, что имеет внешнее выражение, она должна стать естественнонаучной дисциплиной и использовать научный объективный метод – эксперимент. По его мнению естественнонаучный подход прежде всего должен объяснять причину того или иного действия, что значит найти то внешнее воздействие, которое иное действие вызывает. Уотсон вел в психологию известную формулу: S-R, где R – то или иное действие человека, S – внешнее воздействие. Это сыграло прогрессивную роль в развитии психологии и послужило толчком к разработке объективного метода исследования. Так, объективные методы исследования психических явлений – наблюдение и эксперимент становятся основными методами психологии в начале 20 века (главные отличия: возможность измерения психических явлений; возможность сравнивать разных людей и их группы друг с другом; независимость от субъективного опыта, мнения точки зрения отдельного исследователя).