32407

Общение как коммуникативная деятельность. Основные виды и уровни общения. Средства и функции

Доклад

Психология и эзотерика

Основные виды и уровни общения. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Стороны общения: Коммуникативная – обмен информацией между людьми. Виды общения: Императивное – авторитарная директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над его поведением установками и мыслями принуждения его к определенным действиям или мышлению.

Русский

2013-09-04

23.62 KB

42 чел.

№10(1) Общение как коммуникативная деятельность. Основные виды и уровни общения. Средства и функции.

Общение – специфический вид человеческой деятельности, процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Стороны общения:

  1. Коммуникативная – обмен информацией между людьми.
  2. Перцептивная (восприятие) – процесс восприятия друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.
  3. Интерактивная – организация взаимодействия между людьми (согласованные действия, распределение функций, поведение, убеждения).

Виды общения:

  1. Императивное – авторитарная, директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или мышлению.
  2. Манипулятивное – скрытое воздействие на партнера, направлено на извлечение выгоды от собеседника используя разные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  3. Диалогическое – взаимное познание, самопознание позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
  4. Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливость, строгость, безразличия, стандартный набор выражений лица, жестов, фраз, которые помогают скрыть истинные эмоции, отношение).
  5. Примитивное – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен вступают  в контакт, если мешает – оттолкнут или нагрубят. Если получили желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  6. Формально-ролевое – когда регламентированные содержания и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знаниями о его социальной роли.
  7. Деловое – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, на интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  8. Духовное – межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Возможно: когда каждый имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  9. Светское – суть этого общения в беспредметности, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, точки зрения людей не имеют значения и не определяют характер коммуникаций.

Уровни общения:

  1. Макроуровень – человек общается с другими людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям.
  2. Мезоуровень – общение в пределах темы (одно/многоразовое); в конкретных временных отрезках жизни (главный акцент – по поводу чего и с какой целью).
  3. Микроуровень – контакт несущий элемент содержания и выражения в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, побуждение действию-действие, сообщение информации-отношение, рукопожатие-мимический акт).

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  1.  коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  2.  информационная (обмен информацией между людьми)
  3.  когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  4.  эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  5.  конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  6.  креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  1.  инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
  2.  синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
  3.  самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
  4.  трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  1.  экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
  2.  социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
  3.  социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

  1.  интенциональные — специально производимые для передачи информации
  2.  неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Средства общения: Вербальные(речевые), Паравербальные, Невербальные: Мимика, Жестикуляция, Визуальный контакт, Проксемика

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47874. Зміст категорії ефективність управління 136.5 KB
  Зміст категорії €œефективність управління Результативність управління розуміється як його цільова спрямованість на створення потрібних корисних речей здатних задовольняти певні потреби забезпечити досягнення кінцевих результатів адекватних поставленим цілям управління.
47875. Кольори та їх значення 237.5 KB
  Тема: СИМВОЛІКА КОЛЬОРІВ План Особливе значення читання мови барв Кольорові асоціації Кольорова символіка країн світу Мета: сформувати естетичні уявлення про колір пояснити основну символіку кольору дізнатися про значення кольору в різних країнах Обладнання: навчальні плани програми підручники посібники для дизайну; ТЗН для мультимедіа презентації. Так в астрології промені Сонця що розкладені в спектр і дають 7 кольорів відповідали 7 основним планетам: червоний колір Марса синій колір Венери жовтий колір...
47876. Своєрідність драматичних творів першої половини ХХ століття 51.5 KB
  Антігона надзвичайно любить життя, природу і красу. Вона кохає Гемона, сина Креона, мріє стати його дружиною і народити сина. Але цілком свідомо відмовляється від усього цього. Чому Антігона це зробила, вона намагається пояснити у своєму діалозі-змаганні з Креоном, який займає майже третину тексту. На відміну від античної героїні нею керує не почуття обов’язку
47877. Професійне мовлення вчителя 152.5 KB
  Культура мовлення вчителя компонент педагогічної майстерності. Специфіка педагогічного мовлення. Функції і комунікативні якості мовлення вчителя.
47878. Економічна історія 258.56 KB
  Критерії періодизації курсу Економічна історія історія народного господарства важлива гуманітарна дисципліна складова частина вищої економічної освіти. До історії господарства професіонал–економіст звертається усвідомлюючи це чи ні буквально на кожному кроці. Адже вся техніко–організаційна динаміка даного господарства має історичний характер; при порівнянні показників різних періодів по суті простежується історико–економічний процес формування і розвитку виробництва. Вона забезпечує тісний звязок історичних знань з економікою...
47880. Загальна патологія 135.5 KB
  Павлова про розвиток хвороби та його основні положення. Наука яка вивчає закономірності виникнення розвитку і кінця хвороби або іншими словами вивчає життєдіяльність хворого організму називається патологічною фізіологією. Перша частина нозологія або загальне вчення про хвороби. При аналізі хвороби виникає два запитання: чому виникла хвороба і як вона розвивається.
47881. Судова, правоохоронна та правозахисна діяльність 271 KB
  Поняття правоохоронного органу та правоохоронної діяльності Поняття правоохоронного органу. Під правоохоронним органом розуміють державну установу або державну юридичну особу яка діє в системі органів влади й виконує на основі закону державні функції владні організаційнорозпорядчі контрольноперевірочні тощо в різних сферах внутрішньої та зовнішньої діяльності Української держави. За законом до правоохоронного органу належить такий державний орган предмет діяльності якого законодавче зафіксовано як його завдання або функції саме...
47882. ГОСПОДАРСЬКІ РІШЕННЯ У РІЗНИХ СФЕРАХ ПІДПРИЄМНИЦЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 814 KB
  Сутнісна характеристика господарських рішень План: Господарські рішення та їх види Способи формалізації та реалізації господарських рішень Якість і ефективність господарських рішень Доповідь: Особливості управління ризиками господарської діяльності Л1Ст. ГОСПОДАРСЬКІ РІШЕННЯ ТА ЇХ ВИДИ Від прийняття господарських рішень їх якості раціональності й обґрунтованості в багатьох випадках залежать реальні можливості досягнення цілей організації її ефективна діяльність....