32407

Общение как коммуникативная деятельность. Основные виды и уровни общения. Средства и функции

Доклад

Психология и эзотерика

Основные виды и уровни общения. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Стороны общения: Коммуникативная – обмен информацией между людьми. Виды общения: Императивное – авторитарная директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над его поведением установками и мыслями принуждения его к определенным действиям или мышлению.

Русский

2013-09-04

23.62 KB

41 чел.

№10(1) Общение как коммуникативная деятельность. Основные виды и уровни общения. Средства и функции.

Общение – специфический вид человеческой деятельности, процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Стороны общения:

  1. Коммуникативная – обмен информацией между людьми.
  2. Перцептивная (восприятие) – процесс восприятия друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.
  3. Интерактивная – организация взаимодействия между людьми (согласованные действия, распределение функций, поведение, убеждения).

Виды общения:

  1. Императивное – авторитарная, директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или мышлению.
  2. Манипулятивное – скрытое воздействие на партнера, направлено на извлечение выгоды от собеседника используя разные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  3. Диалогическое – взаимное познание, самопознание позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
  4. Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливость, строгость, безразличия, стандартный набор выражений лица, жестов, фраз, которые помогают скрыть истинные эмоции, отношение).
  5. Примитивное – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен вступают  в контакт, если мешает – оттолкнут или нагрубят. Если получили желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  6. Формально-ролевое – когда регламентированные содержания и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знаниями о его социальной роли.
  7. Деловое – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, на интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  8. Духовное – межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Возможно: когда каждый имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  9. Светское – суть этого общения в беспредметности, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, точки зрения людей не имеют значения и не определяют характер коммуникаций.

Уровни общения:

  1. Макроуровень – человек общается с другими людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям.
  2. Мезоуровень – общение в пределах темы (одно/многоразовое); в конкретных временных отрезках жизни (главный акцент – по поводу чего и с какой целью).
  3. Микроуровень – контакт несущий элемент содержания и выражения в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, побуждение действию-действие, сообщение информации-отношение, рукопожатие-мимический акт).

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  1.  коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  2.  информационная (обмен информацией между людьми)
  3.  когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  4.  эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  5.  конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  6.  креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  1.  инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
  2.  синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
  3.  самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
  4.  трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  1.  экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
  2.  социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
  3.  социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

  1.  интенциональные — специально производимые для передачи информации
  2.  неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Средства общения: Вербальные(речевые), Паравербальные, Невербальные: Мимика, Жестикуляция, Визуальный контакт, Проксемика

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77592. Устройства печати 2.15 MB
  По принципу переноса изображения на носитель: литерные; матричные; лазерные; струйные; сублимационные; По количеству цветов печати: чёрно-белые монохромные; цветные. Основная часть линейно-матричного принтера это конструкция состоящая из станины имеющей ширину печати...
77593. Формирование и использование местных финансов 124.5 KB
  Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности государственной финансовой поддержки и гласности осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации Федеральным законом...
77594. Функции полиции и борьба с преступностью 230 KB
  В сегодняшней России со всей очевидностью проявляется настоятельная необходимость борьбы с такими антиобщественными явлениями, как пьянство, профессиональное нищенство, азартные игры, что, в свою очередь, требует обратиться к соответствующему историческому опыту.
77595. Проектування просторових тонкостінних покриттів конспект лекцій 1.9 MB
  Основи проектування просторових залізобетонних конструкцій. Пологі оболонки додатної гаусової кривизни, прямокутні в плані. Оболонки від’ємної гаусової кривизни, прямокутні в плані. Довгі циліндричні оболонки. Короткі циліндричні оболонки та призматичні складки. Загальні поняття та конструювання
77596. Чернігівський колегіум 450.5 KB
  Результатом плідної співпраці архієпископів і викладачів колегіуму стала низка друкованих прозових та віршованих творів відомих широкому загалу тогочасного суспільства. Викладачі та вихованці колегіуму проводили значну просвітницькопедагогічну діяльність...
77599. Реферат. Написание реферата 96.5 KB
  Модели защиты рефератов Как готовить рефераты с помощью интернета Общие требования к реферату методические рекомендации для студента Содержание и оформление разделов реферата Варианты оформления различных видов произведений печати в списке литературы реферата...