32407

Общение как коммуникативная деятельность. Основные виды и уровни общения. Средства и функции

Доклад

Психология и эзотерика

Основные виды и уровни общения. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Стороны общения: Коммуникативная – обмен информацией между людьми. Виды общения: Императивное – авторитарная директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над его поведением установками и мыслями принуждения его к определенным действиям или мышлению.

Русский

2013-09-04

23.62 KB

42 чел.

№10(1) Общение как коммуникативная деятельность. Основные виды и уровни общения. Средства и функции.

Общение – специфический вид человеческой деятельности, процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Стороны общения:

  1. Коммуникативная – обмен информацией между людьми.
  2. Перцептивная (восприятие) – процесс восприятия друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.
  3. Интерактивная – организация взаимодействия между людьми (согласованные действия, распределение функций, поведение, убеждения).

Виды общения:

  1. Императивное – авторитарная, директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или мышлению.
  2. Манипулятивное – скрытое воздействие на партнера, направлено на извлечение выгоды от собеседника используя разные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  3. Диалогическое – взаимное познание, самопознание позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
  4. Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливость, строгость, безразличия, стандартный набор выражений лица, жестов, фраз, которые помогают скрыть истинные эмоции, отношение).
  5. Примитивное – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен вступают  в контакт, если мешает – оттолкнут или нагрубят. Если получили желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  6. Формально-ролевое – когда регламентированные содержания и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знаниями о его социальной роли.
  7. Деловое – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, на интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  8. Духовное – межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Возможно: когда каждый имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  9. Светское – суть этого общения в беспредметности, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, точки зрения людей не имеют значения и не определяют характер коммуникаций.

Уровни общения:

  1. Макроуровень – человек общается с другими людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям.
  2. Мезоуровень – общение в пределах темы (одно/многоразовое); в конкретных временных отрезках жизни (главный акцент – по поводу чего и с какой целью).
  3. Микроуровень – контакт несущий элемент содержания и выражения в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, побуждение действию-действие, сообщение информации-отношение, рукопожатие-мимический акт).

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  1.  коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  2.  информационная (обмен информацией между людьми)
  3.  когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  4.  эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  5.  конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  6.  креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  1.  инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
  2.  синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
  3.  самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
  4.  трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  1.  экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
  2.  социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
  3.  социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

  1.  интенциональные — специально производимые для передачи информации
  2.  неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Средства общения: Вербальные(речевые), Паравербальные, Невербальные: Мимика, Жестикуляция, Визуальный контакт, Проксемика

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22082. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ У ПОДРОСТКОВ 51.5 KB
  За последние пять лет по России число школьников и студентов употребляющих наркотики возросло более чем в 8 раз. Проведенный областным наркологическим диспансером и РИРО опрос учащихся школ и профессиональных училищ свидетельствует о том что более 17 их них уже пробовали наркотики: каждый четвертый юноша и каждая восьмая девушка. Около 4 подростков употребляют наркотики систематически. Исследование выявило что первая пробы наркотиков произошла в довольно молодом возрасте: в среднем – это 1517 лет однако есть много и таких которые...
22083. Педагогика творчества 94.5 KB
  Если рассмотреть процентное соотношение одаренных и неодаренных детей то мы получим график в виде колокола: 22 сверходаренные дети; 135 выше нормы; 682 детей имеют средний интеллект; 135 ниже нормы; 22 умственно – отсталые. Творческих детей отличает живое воображение включение элементов игры в выполнение задач изобретательность богатая фантазия нестандартность мышления отличная память в сочетании с ранним языковым развитием способность к классификации Барьерами тормозящими раскрытие творческого потенциала личности...
22084. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ПОДРОСТКАМИ, СКЛОННЫМИ К ПРАВОНАРУШЕНИЯМ 38 KB
  Подростки особенно социально неблагополучные всегда тянутся к силе а объединение в группы намного ее увеличивает. Особенно велика в психологическом отношении роль тусовок мест сбора подростков где подростки группируются оформляясь в криминогенные группы. Вопервых это – руководство молодежной группировкой взрослого опытного преступника; вовторых включение подростковой группы в преступную группу взрослых преступников; втретьих подчинение криминальной подростковой группы и ее деятельности общему командованию; вчетвертых – четкое...
22085. ПРАВОСЛАВИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА 35.5 KB
  Он считал что религия – это ответ на определенные условия существования человека и общества она отвечает важным социальным потребностям. Религия – система верований и ритуалов на основе которых группа людей объясняет то что находит сверхъестественным и священным. религия помогает человеку понять объяснить и определенным образом упорядочить свою жизнь.
22086. ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ 46.5 KB
  педагогики и соц.Методика и технология работы соц. Соц.
22087. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 49 KB
  Перестройка экономических отношений отбросила эти семьи за грань среднего прожиточного минимума разрушила их стереотип самовосприятия поселила в них неуверенность низкую самооценку. Семьи с довольно высоким уровнем достатка могут испытывать трудности в воспитании своих детей в связи с тем что они не имеют времени на воспитание и иногда просто откупаются от личного общения с ребенком дорогими подарками.неблагополучные семьи аморальные пед.
22088. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬЕЙ 84.5 KB
  Роль и значение семьи в обществе. Функции семьи. Периоды развития семьи. ИСТОРИЯ СЕМЕЙНОБРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ Семья – неотъемлемая ячейка общества ни одна нация ни одно цивилизованное общество не обходилось без семьи.
22089. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ, ОСТАВШИМИС БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 57.5 KB
  Особенности детейсирот.В стране в 2004 году официально было зарегистрировано 700 тысяч детейсирот. В этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.
22090. Средства массовой информации 40 KB
  СМИ оказывают влияние почти на все сферы и институты общества включая политику здравоохранение образование религию; являются важнейшими инструментами реализации политического процесса. Актуальность данной темы заключается в том что формирование массового общественного сознания и направленное влияние на отдельные группы населения являются политическими функциями СМИ. Таким образом благодаря СМИ формируется общественное мнение состояние массового сознания заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к...