32407

Общение как коммуникативная деятельность. Основные виды и уровни общения. Средства и функции

Доклад

Психология и эзотерика

Основные виды и уровни общения. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Стороны общения: Коммуникативная обмен информацией между людьми. Виды общения: Императивное авторитарная директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над его поведением установками и мыслями принуждения его к определенным действиям или мышлению.

Русский

2013-09-04

23.62 KB

42 чел.

№10(1) Общение как коммуникативная деятельность. Основные виды и уровни общения. Средства и функции.

Общение – специфический вид человеческой деятельности, процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Стороны общения:

  1. Коммуникативная – обмен информацией между людьми.
  2. Перцептивная (восприятие) – процесс восприятия друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.
  3. Интерактивная – организация взаимодействия между людьми (согласованные действия, распределение функций, поведение, убеждения).

Виды общения:

  1. Императивное – авторитарная, директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или мышлению.
  2. Манипулятивное – скрытое воздействие на партнера, направлено на извлечение выгоды от собеседника используя разные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  3. Диалогическое – взаимное познание, самопознание позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
  4. Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливость, строгость, безразличия, стандартный набор выражений лица, жестов, фраз, которые помогают скрыть истинные эмоции, отношение).
  5. Примитивное – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен вступают  в контакт, если мешает – оттолкнут или нагрубят. Если получили желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  6. Формально-ролевое – когда регламентированные содержания и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знаниями о его социальной роли.
  7. Деловое – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, на интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  8. Духовное – межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Возможно: когда каждый имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  9. Светское – суть этого общения в беспредметности, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, точки зрения людей не имеют значения и не определяют характер коммуникаций.

Уровни общения:

  1. Макроуровень – человек общается с другими людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям.
  2. Мезоуровень – общение в пределах темы (одно/многоразовое); в конкретных временных отрезках жизни (главный акцент – по поводу чего и с какой целью).
  3. Микроуровень – контакт несущий элемент содержания и выражения в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, побуждение действию-действие, сообщение информации-отношение, рукопожатие-мимический акт).

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  1.  коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  2.  информационная (обмен информацией между людьми)
  3.  когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  4.  эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  5.  конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  6.  креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  1.  инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
  2.  синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
  3.  самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
  4.  трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  1.  экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
  2.  социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
  3.  социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

  1.  интенциональные — специально производимые для передачи информации
  2.  неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Средства общения: Вербальные(речевые), Паравербальные, Невербальные: Мимика, Жестикуляция, Визуальный контакт, Проксемика

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62197. Сложение векторов. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Скалярное произведение двух векторов 76.56 KB
  Сложение векторов. Тип урока: Закрепления знаний. Ход урока: Организационный момент; Актуализация знаний; Решение задач; д з. Этапы урока Деятельность учителя Психологический анализ Организационный момент Все ли получилось в домашней работе.
62199. Психологічний аналіз уроку 18.77 KB
  Вчителька розповідає учням новий матеріал показує практичне значення матеріалу. Вчителька пояснює суть нового матеріалу. На певних етапах увага учнів розсіювалася і вчителька старалась привернути їх увагу використовуючи різні таблиці. Вчителька вміло переключала учнів з одної уваги на іншу.
62200. Психологічний аналіз уроку. Практичне заняття 18.63 KB
  Мета: ознайомити з гігієнічними вимогами до проведення уроку опрацювати схему психологічного аналізу уроку. План Гігієнічні вимогами до проведення уроку. Схема психологічного аналізу уроку.