32407

Общение как коммуникативная деятельность. Основные виды и уровни общения. Средства и функции

Доклад

Психология и эзотерика

Основные виды и уровни общения. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого. Стороны общения: Коммуникативная обмен информацией между людьми. Виды общения: Императивное авторитарная директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над его поведением установками и мыслями принуждения его к определенным действиям или мышлению.

Русский

2013-09-04

23.62 KB

42 чел.

№10(1) Общение как коммуникативная деятельность. Основные виды и уровни общения. Средства и функции.

Общение – специфический вид человеческой деятельности, процесс установления и развития контактов между людьми, который включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера. В процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого.

Стороны общения:

  1. Коммуникативная – обмен информацией между людьми.
  2. Перцептивная (восприятие) – процесс восприятия друг друга и установление на этой основе взаимопонимания.
  3. Интерактивная – организация взаимодействия между людьми (согласованные действия, распределение функций, поведение, убеждения).

Виды общения:

  1. Императивное – авторитарная, директивная форма взаимодействия с целью достижения контроля над его поведением, установками и мыслями, принуждения его к определенным действиям или мышлению.
  2. Манипулятивное – скрытое воздействие на партнера, направлено на извлечение выгоды от собеседника используя разные приемы (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  3. Диалогическое – взаимное познание, самопознание позволяет достичь более глубокого взаимопонимания, самораскрытия партнеров, создает условия для взаимного личностного роста.
  4. Контакт масок – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливость, строгость, безразличия, стандартный набор выражений лица, жестов, фраз, которые помогают скрыть истинные эмоции, отношение).
  5. Примитивное – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен вступают  в контакт, если мешает – оттолкнут или нагрубят. Если получили желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого.
  6. Формально-ролевое – когда регламентированные содержания и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знаниями о его социальной роли.
  7. Деловое – когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, на интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  8. Духовное – межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас по выражению лица, движениям, интонации. Возможно: когда каждый имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  9. Светское – суть этого общения в беспредметности, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, точки зрения людей не имеют значения и не определяют характер коммуникаций.

Уровни общения:

  1. Макроуровень – человек общается с другими людьми согласно сложившимся общественным отношениям, традициям и обычаям.
  2. Мезоуровень – общение в пределах темы (одно/многоразовое); в конкретных временных отрезках жизни (главный акцент – по поводу чего и с какой целью).
  3. Микроуровень – контакт несущий элемент содержания и выражения в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, побуждение действию-действие, сообщение информации-отношение, рукопожатие-мимический акт).

Имеется несколько классификацией функций общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  1.  коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия)
  2.  информационная (обмен информацией между людьми)
  3.  когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)
  4.  эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)
  5.  конативная (управление и коррекция взаимных позиций)
  6.  креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

В других источниках выделяют четыре основные функции общения:

  1.  инструментальную (общение выступает как социальный механизации управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия)
  2.  синдикативную (общение оказывается средством объединения людей)
  3.  самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста)
  4.  трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок)

И дополнительные:

  1.  экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний)
  2.  социального контроля (регламентации поведения и деятельности)
  3.  социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Общение страдает, если нарушена или отсутствует хотя бы одна из перечисленных функций, поэтому при анализе реальных процессов общения полезно вначале проводить диагностику представленности этих функций, а затем принимать меры для их коррекции.

Средства общения

Главным средством общения является язык. “Язык — это система знаков, служащая средством человеческого общения”. Знаком является любой материальный объект (предмет, явление, событие). Общее содержание, которое вкладывается в знак, называется его значением. Усваивая значения знаков, способы их организации для передачи сообщения, люди учатся разговаривать на том или ином языке.

Все знаки подразделяются следующим образом:

  1.  интенциональные — специально производимые для передачи информации
  2.  неинтенциональные — непреднамеренно выдающие эту информацию.

В качестве неинтенциональных знаков могут выступать признаки эмоций (волнение выдают дрожащие руки), особенности произношения, акцент могут стать показателем места происхождения, социальной среды человека. Эти знаки говорят о самом человеке, поэтому важно научиться их замечать и верно расшифровывать.

Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются: идентификация, эмпатия и рефлексия.

Идентификация означает простой факт, что одним из способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В ситуации взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия — это способность к постижению эмоционального состояния другого человека. Человек может отождествлять себя с партнером по общению, принимать. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Это не просто знание или понимание партнера, а знание того, как партнер понимает меня, своеобразный процесс зеркальных отношений друг с другом.

Общение включает в себя и определенные способы воздействия партнеров друг на друга. К ним относятся: заражение, внушение, убеждение и подражание.

Заражение — это бессознательная подверженность определенным психическим состояниям. Оно проявляется через передачу определенного эмоционального состояния (например “боление” на стадионах во время спортивных состязаний)

Внушение — это целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого. Внушение — это эмоционально-волевое воздействие. Внушение зависит от возраста, от утомленности. Решающим условием эффективного внушения являются авторитет внушающего.

Убеждение — аргументированное воздействие на сознание личности.

Подражание — при нем осуществляется воспроизведение черт поведения другого человека, т.е. речь идет об усвоении предложенных образцов поведения.

Средства общения: Вербальные(речевые), Паравербальные, Невербальные: Мимика, Жестикуляция, Визуальный контакт, Проксемика

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56260. Das Aussehen 48.5 KB
  Мета: практична: активізувати граматичні навички з тем «Відмінювання прикметників» та «Ступені порівняння прикметників», відробити надані раніш ЛО...
56261. Висловлення побажань; вживання Subjonctif présent 28.58 KB
  Bonjour, chers élèves! Aujourd’hui on va systématiser nos connaissances du subjonctif. On va aussi pratiquer les manières d’exprimer nos souhaits. Par quels moyens peut-on exprimer nos souhaits: par e-mail, par lettre, coup de téléphone, pendant l’entretien personnel?
56262. Сучасний урок української мови в школі. Навчально-методичний посібник для студентів педагогічних університетів і вчителів 1.79 MB
  Сучасний урок української мови в школі. Урок як основна форма організації навчальної діяльності учнів з української мови. Мета уроку української мови як системне утворення та шляхи її реалізації. Мотиваційне забезпечення навчальної діяльності на уроках української мови.
56263. Спектакль «Суд над Ядерною Енергією» 71.5 KB
  Вступне слово. Сьогодні завершується тиждень безпеки життєдіяльності. І ми зібралися з вами на останньому заході, що проводиться в рамках цього тижня й присвяченій найбільшій та найстрашнішій загрозі для всього людства – використанню ядерної енергії.
56265. Сума кутів трикутника 50 KB
  Обладнання: набір креслярського приладдя; таблиця Сума кутів трикутникамультимедійний проектор компютеркомпютерна презентація. Учитель ставить проблему: що учні знають про кути трикутника Один з варіантів відповіді...
56266. Summer Holidays Suggested level – A1+ elementary 7.04 MB
  Мета: Тренувати учнів в усному мовлені, письмі та роботі з комп’ютером. Розвивати память, здогадливість та самостійність у праці. Учити учнів вести дискусію про відпочинок під час літніх канікул. Підготувати до оформлення паспорту ”Holiday Passport”.
56267. Strategies and Techniques for Teaching Speaking 152.5 KB
  In the communicative model of language teaching, instructors help their students develop this body of knowledge by providing authentic practice that prepares students for real-life communication situations.