32472

Ручная роспись керамических изделий, подготовка, инструменты

Конспект

Культурология и искусствоведение

Пером расписывают изделия прошедшие утельный или политой обжиг. Кистью можно наносить на изделия цветные массы ангобы глазурь. Роспись на изделиях можно производить без нанесения предварительного контура и по заранее нанесенному припорохом рисунку. На отводку поступают изделия предварительно оформленные основным декором.

Русский

2013-09-04

32.21 KB

5 чел.

  1.  Ручная роспись керамических изделий, подготовка, инструменты.

Конспект  темы

Общие сведения. К ручным видам нанесения рисунка на изделие относятся роспись пером и кистью. Пером расписывают изделия, прошедшие утельный или политой обжиг. Роспись пером применяют  в  основном при декорировании фарфоровых изделий. Кистью можно наносить на изделия цветные массы, ангобы, глазурь.

Роспись на изделиях можно производить без нанесения предварительного контура и по заранее нанесенному припорохом рисунку.

Ручным способом выполняют разнообразные по сложности художественные рисунки: простые — отводки (усики, ленты, арабески); средней сложности — контурный и живописный рисунки, орнаментальную роспись, живопись несложных цветочных композиций; сложные — портрет, пейзаж, тематический рисунок, рельефные гравировки по золоту и серебру.

Простые художественные работы производят отводчики. На отводку поступают изделия, предварительно  оформленные основным декором. Существует несколько видов отводки: усик — тонкая (до 1 мм) круговая полоса, проходящая по краю или чуть ниже (до 3 мм) края изделия; лента — узкая (4...5 мм), средняя (6...9 мм), широкая (10...13 мм) полоса, проходящая недалеко от края изделия; арабеск — узкий бортовой орнамент, наносимый от руки. Отводки придают декору законченный вид. В некоторых случаях удачно подобранная отводка или чередование полос и усиков может служить самостоятельным декором.

Отводочные работы выполняют отводочным  диском — турнеткой (рис. 69). Изделие помещают в центр турнетки, расположенной чуть ниже уровня стола, куда отводчик кладет локоть  правой руки. Левой рукой вращает турнетку, правой — производит отводку.

Для нанесения отводки необходимо правильно подготовить краску. Краску растирают на палитре. В случае надглазурной техники важно выбрать сорт скипидара, чтобы не было потеков краски. При подглазурной технике росписи недостаток или излишек глицерина приводит к дефектам декора (сборке).

Отводчики производят также мелкие живописные работы без применения турнеток: пестрение ручек, носиков, выполнение несложных рисунков, на изделии.

Более сложные живописные работы характеризуются  нанесением на поверхность изделия рисунка в соответствии с эскизом или образцом. Контур рисунка переводят на изделие через кальку с помощью порошкообразного угля (при надглазурной технике) или синьки (при подглазурной технике). Припорашивают рисунок тампоном, наполненным порошком угля или синьки. Поверхность изделия в случае надглазурного декорирования смазывают скипидаром для получения четкого контура.

К надглазурной технике живописи относятся: рисовка, мустер, живопись.

Рисовка — рисунок, нанесенный одной краской с помощью кальки и пера и подкрашенный надглазурными красками нескольких цветов. В рисовке чаще всего используют геометрические и цветочные орнаменты (рис. 70, см. цветную вклейку). Рисовка — первоначальная стадия надглазурной керамической живописи, развившаяся в разнообразнейшие приемы уникальной живописи.

Мустер — рисунок, заимствованный в керамике из реалистического рисунка и выполняемый без кальки. Мустер — серийно повторяющийся рисунок в керамической живописи, выполняемый высококвалифицированными мастерами. При исполнении мустера главную роль играет мазок кисти. Поправки в работе нежелательны. Растительные мотивы — цветы и листья — трактованы условно, стилизованы до орнаментальности. Орнаментальное начало их не схематично, взято от живой природы.

Надглазурная живопись по готовому глазурованному изделию получила большое распространение со времени появления фаянса и фарфора. Живопись по фарфору и фаянсу сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Различают два способа работы в надглазурной живописи: сырой и сухой; сочетают оба способа работы.

При сыром способе краски сохраняют в сыром состоянии на протяжении нескольких сеансов. Достигают этого добавлением в растертые на палитре краски терпентина и растительных масел. При этом способе необходимо защищать изделие от запыления, так как это приводит к появлению пятен после обжига.

При сухом способе быстросохнущие краски наносят послойно одна на другую разной толщины, причем последующую наносят после того, как высохла предыдущая. При сухом способе следует владеть приемом быстрого нанесения мазка, штриха или линии.

Живопись должна органично сливаться с формой изделия. Очень важно понимание самого материала в построении живописных композиций — умеренность росписи в сочетании с мастерством. Сложность работы в керамической живописи заключается в различии цвета керамических красок до и после обжига. Нужен навык в работе с красками, чтобы уметь предугадать необходимый цвет после обжига.

К достоинствам надглазурного декорирования относится большое разнообразие оттенков красочной палитры и большая интенсивность по цвету; возможность декорирования изделия препаратами золота и серебра. В процессе работы неточности рисунка можно стирать скипидаром и вносить соответствующие исправления.

Примеры росписей, используемых в технике живописи, приведены на рис. 71 (см. цветную вклейку).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10092. Промислово-фінансова група (ПФГ) 124.45 KB
  Промисловофінансова група ПФГ обєднання до якого можуть входити промислові підприємства сільськогосподарські підприємства банки наукові і проектні установи інші установи і організації всіх форм власності що мають на меті отримання прибутку і яке створюєть...
10093. Англо-американская модель корпоративного управления 230 KB
  Англо американская модель корпоративного управления. Структура управления крупными промышленными фирмами формируется под влиянием различных факторов. С одной стороны это требования выдвигаемые ростом масштабов производства усилением его диверсификации и усложне
10094. Мотивы слияний 151.16 KB
  Мотивы слияний Масштабы и темпы слияний в экономике США весьма значительны. В периоды наиболее активных слияний финансовые менеджеры посвящают много времени либо поиску потенциальных объектов слияния либо напротив защите от фирмагрессоров выступающих инициато...
10095. Анализ экономических выгод и издержек слияний 77.6 KB
  Анализ экономических выгод и издержек слияний Допустим вы являетесь финансовым менеджером компании А и хотите проанализировать возможную покупку компании Б. Тогда первое о чем вам надо подумать это экономические выгоды слияния. Подобные выгоды возникнут только п
10096. Оценка издержек слияний 70.57 KB
  Оценка издержек слияний Главный принцип используемый при принятии решения о слиянии: слияние следует проводить если выгоды выше издержек. Рассмотрим подробнее издержки слияния. Оценка издержек слияния финансируемого за счет свободных денежных средств Изде
10097. Механизм слияний. Формы слияний 81.84 KB
  Механизм слияний 1. Формы слияний 1. Объединение двух компаний Предполагает что одна из участниц сделки принимает на свой баланс все активы и все обязательства другой компании. Для применения такой формы необходимо добиться одобрения сделки не менее чем 50 акцион
10098. Тактика слияний 117.12 KB
  Тактика слияний 1. Способы слияний Во многих случаях слияния проводятся по взаимному согласованию между менеджерами обеих компаний. Однако нередки ситуации когда компанияинициатор слияния в обход менеджеров компаниимишени обращается непосредственно к акцион...
10099. Слияния и экономика в целом 49.71 KB
  Слияния и экономика в целом 1. Волны слияний Слияния происходят волнами. Первая волна интенсивных слияний наступила на рубеже XIX XX вв. а вторая пришлась на 20е годы. Затем с 1967 по 1969 г. произошел еще один бум и наконец волна слияний 80х годов. Все эпизоды истори...
10100. Управление акционерным обществом. Органы управления акционерным обществом 75.62 KB
  Управление акционерным обществом Органы управления акционерным обществом Органами упря АО выступают: общее собрание акционеров высший орган управления общственный совет общества наблюдательный совет орган представл. интересы акционеров в перерывах л проведение