32472

Ручная роспись керамических изделий, подготовка, инструменты

Конспект

Культурология и искусствоведение

Пером расписывают изделия прошедшие утельный или политой обжиг. Кистью можно наносить на изделия цветные массы ангобы глазурь. Роспись на изделиях можно производить без нанесения предварительного контура и по заранее нанесенному припорохом рисунку. На отводку поступают изделия предварительно оформленные основным декором.

Русский

2013-09-04

32.21 KB

5 чел.

  1.  Ручная роспись керамических изделий, подготовка, инструменты.

Конспект  темы

Общие сведения. К ручным видам нанесения рисунка на изделие относятся роспись пером и кистью. Пером расписывают изделия, прошедшие утельный или политой обжиг. Роспись пером применяют  в  основном при декорировании фарфоровых изделий. Кистью можно наносить на изделия цветные массы, ангобы, глазурь.

Роспись на изделиях можно производить без нанесения предварительного контура и по заранее нанесенному припорохом рисунку.

Ручным способом выполняют разнообразные по сложности художественные рисунки: простые — отводки (усики, ленты, арабески); средней сложности — контурный и живописный рисунки, орнаментальную роспись, живопись несложных цветочных композиций; сложные — портрет, пейзаж, тематический рисунок, рельефные гравировки по золоту и серебру.

Простые художественные работы производят отводчики. На отводку поступают изделия, предварительно  оформленные основным декором. Существует несколько видов отводки: усик — тонкая (до 1 мм) круговая полоса, проходящая по краю или чуть ниже (до 3 мм) края изделия; лента — узкая (4...5 мм), средняя (6...9 мм), широкая (10...13 мм) полоса, проходящая недалеко от края изделия; арабеск — узкий бортовой орнамент, наносимый от руки. Отводки придают декору законченный вид. В некоторых случаях удачно подобранная отводка или чередование полос и усиков может служить самостоятельным декором.

Отводочные работы выполняют отводочным  диском — турнеткой (рис. 69). Изделие помещают в центр турнетки, расположенной чуть ниже уровня стола, куда отводчик кладет локоть  правой руки. Левой рукой вращает турнетку, правой — производит отводку.

Для нанесения отводки необходимо правильно подготовить краску. Краску растирают на палитре. В случае надглазурной техники важно выбрать сорт скипидара, чтобы не было потеков краски. При подглазурной технике росписи недостаток или излишек глицерина приводит к дефектам декора (сборке).

Отводчики производят также мелкие живописные работы без применения турнеток: пестрение ручек, носиков, выполнение несложных рисунков, на изделии.

Более сложные живописные работы характеризуются  нанесением на поверхность изделия рисунка в соответствии с эскизом или образцом. Контур рисунка переводят на изделие через кальку с помощью порошкообразного угля (при надглазурной технике) или синьки (при подглазурной технике). Припорашивают рисунок тампоном, наполненным порошком угля или синьки. Поверхность изделия в случае надглазурного декорирования смазывают скипидаром для получения четкого контура.

К надглазурной технике живописи относятся: рисовка, мустер, живопись.

Рисовка — рисунок, нанесенный одной краской с помощью кальки и пера и подкрашенный надглазурными красками нескольких цветов. В рисовке чаще всего используют геометрические и цветочные орнаменты (рис. 70, см. цветную вклейку). Рисовка — первоначальная стадия надглазурной керамической живописи, развившаяся в разнообразнейшие приемы уникальной живописи.

Мустер — рисунок, заимствованный в керамике из реалистического рисунка и выполняемый без кальки. Мустер — серийно повторяющийся рисунок в керамической живописи, выполняемый высококвалифицированными мастерами. При исполнении мустера главную роль играет мазок кисти. Поправки в работе нежелательны. Растительные мотивы — цветы и листья — трактованы условно, стилизованы до орнаментальности. Орнаментальное начало их не схематично, взято от живой природы.

Надглазурная живопись по готовому глазурованному изделию получила большое распространение со времени появления фаянса и фарфора. Живопись по фарфору и фаянсу сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Различают два способа работы в надглазурной живописи: сырой и сухой; сочетают оба способа работы.

При сыром способе краски сохраняют в сыром состоянии на протяжении нескольких сеансов. Достигают этого добавлением в растертые на палитре краски терпентина и растительных масел. При этом способе необходимо защищать изделие от запыления, так как это приводит к появлению пятен после обжига.

При сухом способе быстросохнущие краски наносят послойно одна на другую разной толщины, причем последующую наносят после того, как высохла предыдущая. При сухом способе следует владеть приемом быстрого нанесения мазка, штриха или линии.

Живопись должна органично сливаться с формой изделия. Очень важно понимание самого материала в построении живописных композиций — умеренность росписи в сочетании с мастерством. Сложность работы в керамической живописи заключается в различии цвета керамических красок до и после обжига. Нужен навык в работе с красками, чтобы уметь предугадать необходимый цвет после обжига.

К достоинствам надглазурного декорирования относится большое разнообразие оттенков красочной палитры и большая интенсивность по цвету; возможность декорирования изделия препаратами золота и серебра. В процессе работы неточности рисунка можно стирать скипидаром и вносить соответствующие исправления.

Примеры росписей, используемых в технике живописи, приведены на рис. 71 (см. цветную вклейку).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33239. Второй закон Кирхгофа 13.06 KB
  В любом замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма ЭДС равна алгебраической сумме падений напряжений на всех его участках
33240. Магни́тное по́ле 13.55 KB
  Принцип работы асинхронного электродвигателя основан на взаимодействии вращающегося магнитного поля возникающего при прохождении трехфазного переменного тока по обмоткам обмоткам статора с током индуктированным полем статора в обмотках ротора в результате чего возникают механические усилия заставляющие ротор вращаться в сторону вращения магнитного поля при условии что частота вращения ротора n меньше частоты вращения поля n1 .
33241. Электромагнит 13.3 KB
  Обычно электромагнит состоит из обмотки и ферромагнитного сердечника который приобретает свойства магнита при прохождении по обмотке ток Регулирование скорости асинхронного двигателя Наиболее распространены следующие способы регулирования скорости асинхронного двигателя: изменение дополнительного сопротивления цепи ротора изменение напряжения подводимого к обмотке статора двигателя изменение частоты питающего напряжения а также переключение числа пар полюсов. Регулирование частоты вращения асинхронного двигателя путем введения...
33242. Закон полного тока 13.38 KB
  2Преимущества асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором следующие: приблизительно постоянная скорость при разных нагрузках; возможность кратковременных механических перегрузок; простота конструкции; простота пуска и легкость его автоматизации; более высокие соs j и к. чем у двигателей с фазным ротором. Практически асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором применяются в тех случаях когда не требуется регулирования скорости вращения двигателя. Преимущества асинхронных электродвигателей с фазным ротором: большой...
33243. Закон ома для магнитной цепи 12.92 KB
  Когда по катушке состоящей из до витков проходит ток I то он возбуждает магнитный поток Ф величина которого будет тем больше чем больше будет число ампервитков Iw. Произведение тока I на число витков w намагничивающая сила измеряется в амперах.
33244. Ферромагнитные материалы 13.25 KB
  Вращаясь вместе с ротором относительно статора поток в соответствии с законом электромагнитной индукции ЭМИ индуцирует в каждой фазе обмотки статора ЭДС . При замкнутой внешней цепи по обмоткам статора протекает ток нагрузки I который в свою очередь образует МДС статора . МДС создает магнитный поток реакции якоря и поток рассеяния аналогичный асинхронному двигателю который замыкается поперёк пазов статора и вокруг лобовых частей обмотки статора. Потоки и наводят в обмотке статора соответственно ЭДС и .
33245. Гистерезис 13.81 KB
  Электрические потери Рэл возникают в обмотках трансформатора и обусловлены их нагреванием при протекании по ним электрического тока. КПД трансформатора определяется как отношение активной мощности на выходе трансформатора к активной мощности на выходе первичной обмотки. КПД трансформатора зависит: 1 от конструкции трансформатора; 2 от степени загрузки трансформатора рис 4.9 Максимальный КПД будет у трансформатора с коэффициентом загрузки β = 045.
33246. Потенциал электростатического поля 13.32 KB
  Потенциал электростатического поля скалярная величина равная отношению потенциальной энергии заряда в поле к этому заряду: энергетическая характеристика поля в данной точке. Потенциал численно равен работе поля по перемещению единичного положительного заряда из данной точки электрического поля в бесконечность. Напряжение численно равно работе электростатического поля при перемещении единичного положительного заряда вдоль силовых линий этого поля.
33247. Зако́н Куло́на 13.12 KB
  μετρεω измеряю измерительный прибор предназначенный для определения мощности электрического тока или электромагнитного сигнала. В цепях постоянного тока мощность измеряют электро или ферродинамическим ваттметром. Мощность может быть также подсчитана перемножением значений тока и напряжения измеренных амперметром и вольтметром. В цепях однофазного тока измерение мощности может быть осуществлено электродинамическим ферродинамическим или индукционным ваттметром.