32472

Ручная роспись керамических изделий, подготовка, инструменты

Конспект

Культурология и искусствоведение

Пером расписывают изделия прошедшие утельный или политой обжиг. Кистью можно наносить на изделия цветные массы ангобы глазурь. Роспись на изделиях можно производить без нанесения предварительного контура и по заранее нанесенному припорохом рисунку. На отводку поступают изделия предварительно оформленные основным декором.

Русский

2013-09-04

32.21 KB

3 чел.

  1.  Ручная роспись керамических изделий, подготовка, инструменты.

Конспект  темы

Общие сведения. К ручным видам нанесения рисунка на изделие относятся роспись пером и кистью. Пером расписывают изделия, прошедшие утельный или политой обжиг. Роспись пером применяют  в  основном при декорировании фарфоровых изделий. Кистью можно наносить на изделия цветные массы, ангобы, глазурь.

Роспись на изделиях можно производить без нанесения предварительного контура и по заранее нанесенному припорохом рисунку.

Ручным способом выполняют разнообразные по сложности художественные рисунки: простые — отводки (усики, ленты, арабески); средней сложности — контурный и живописный рисунки, орнаментальную роспись, живопись несложных цветочных композиций; сложные — портрет, пейзаж, тематический рисунок, рельефные гравировки по золоту и серебру.

Простые художественные работы производят отводчики. На отводку поступают изделия, предварительно  оформленные основным декором. Существует несколько видов отводки: усик — тонкая (до 1 мм) круговая полоса, проходящая по краю или чуть ниже (до 3 мм) края изделия; лента — узкая (4...5 мм), средняя (6...9 мм), широкая (10...13 мм) полоса, проходящая недалеко от края изделия; арабеск — узкий бортовой орнамент, наносимый от руки. Отводки придают декору законченный вид. В некоторых случаях удачно подобранная отводка или чередование полос и усиков может служить самостоятельным декором.

Отводочные работы выполняют отводочным  диском — турнеткой (рис. 69). Изделие помещают в центр турнетки, расположенной чуть ниже уровня стола, куда отводчик кладет локоть  правой руки. Левой рукой вращает турнетку, правой — производит отводку.

Для нанесения отводки необходимо правильно подготовить краску. Краску растирают на палитре. В случае надглазурной техники важно выбрать сорт скипидара, чтобы не было потеков краски. При подглазурной технике росписи недостаток или излишек глицерина приводит к дефектам декора (сборке).

Отводчики производят также мелкие живописные работы без применения турнеток: пестрение ручек, носиков, выполнение несложных рисунков, на изделии.

Более сложные живописные работы характеризуются  нанесением на поверхность изделия рисунка в соответствии с эскизом или образцом. Контур рисунка переводят на изделие через кальку с помощью порошкообразного угля (при надглазурной технике) или синьки (при подглазурной технике). Припорашивают рисунок тампоном, наполненным порошком угля или синьки. Поверхность изделия в случае надглазурного декорирования смазывают скипидаром для получения четкого контура.

К надглазурной технике живописи относятся: рисовка, мустер, живопись.

Рисовка — рисунок, нанесенный одной краской с помощью кальки и пера и подкрашенный надглазурными красками нескольких цветов. В рисовке чаще всего используют геометрические и цветочные орнаменты (рис. 70, см. цветную вклейку). Рисовка — первоначальная стадия надглазурной керамической живописи, развившаяся в разнообразнейшие приемы уникальной живописи.

Мустер — рисунок, заимствованный в керамике из реалистического рисунка и выполняемый без кальки. Мустер — серийно повторяющийся рисунок в керамической живописи, выполняемый высококвалифицированными мастерами. При исполнении мустера главную роль играет мазок кисти. Поправки в работе нежелательны. Растительные мотивы — цветы и листья — трактованы условно, стилизованы до орнаментальности. Орнаментальное начало их не схематично, взято от живой природы.

Надглазурная живопись по готовому глазурованному изделию получила большое распространение со времени появления фаянса и фарфора. Живопись по фарфору и фаянсу сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Различают два способа работы в надглазурной живописи: сырой и сухой; сочетают оба способа работы.

При сыром способе краски сохраняют в сыром состоянии на протяжении нескольких сеансов. Достигают этого добавлением в растертые на палитре краски терпентина и растительных масел. При этом способе необходимо защищать изделие от запыления, так как это приводит к появлению пятен после обжига.

При сухом способе быстросохнущие краски наносят послойно одна на другую разной толщины, причем последующую наносят после того, как высохла предыдущая. При сухом способе следует владеть приемом быстрого нанесения мазка, штриха или линии.

Живопись должна органично сливаться с формой изделия. Очень важно понимание самого материала в построении живописных композиций — умеренность росписи в сочетании с мастерством. Сложность работы в керамической живописи заключается в различии цвета керамических красок до и после обжига. Нужен навык в работе с красками, чтобы уметь предугадать необходимый цвет после обжига.

К достоинствам надглазурного декорирования относится большое разнообразие оттенков красочной палитры и большая интенсивность по цвету; возможность декорирования изделия препаратами золота и серебра. В процессе работы неточности рисунка можно стирать скипидаром и вносить соответствующие исправления.

Примеры росписей, используемых в технике живописи, приведены на рис. 71 (см. цветную вклейку).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34639. Школа научного управления 1875 -1920 (Ф.Тейлор, Ф. и Л. Гилберт, Г. Гант) 26.04 KB
  Контактная аудитория – общественная организация по защите прав потребителя Мотивация Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Существует 2 типа создания мотивов: Внутренняя мотивация – самовырабатываемые факторы которые заставляют людей вести себя определенным образом Внешняя мотивация – то что делается с людьми или для людей чтобы создать у них побудительные мотивы.
34640. Школа административного (классического управления) 1920 – 1950 (Файоль, Урвик, Муни, Слоун) 17.13 KB
  Факторы на которые не может влиять организация: Экономический фактор – состояние экономики влияет на стоимость всех ввозимых ресурсов и на способность потребителей покупать товары и услуги Политический – совокупность госучреждений и структур которые оказывают влияние и ограничивают деятельность организации учитывается уровень коррупции возможность смены власти политическая стабильность доверие населения к власти проводимая политическая линия НТП Технология – учет научнотехнических достижений прогноз развития науки и техники...
34641. Школа человеческих отношений (1930 – 1950) и поведенческих наук (1950 – наше время) 17.02 KB
  Школа поведенческих наук Макгрегор – повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её человеческих ресурсов. Решения выбора альтернативы Управленческое решение – обдуманный вывод о необходимости осуществить какието действия связанные с достижением цели организации либо наоборот воздержаться от них. Эффективным организационным решением будет то которое будет на самом деле реализовано и внесет наибольший вклад в достижение целей организации.
34642. Типы организаций 21.39 KB
  Процесс принятия рационального решения Состоит из 7 основных этапов Диагностика или определение проблемы Существует 2 способа рассмотрения проблемы: Проблемой считается ситуация когда поставленные цели не достигнуты. Проблема как потенциальная возможность для этого необходима релевантная информация это данные касающиеся только конкретной проблемы человека цели в определенный период времени Все проблемы имеют: Определенное лицо Что Связанный с какимто конкретным местом Где Время возникновения и частота повторяемости...
34643. Общие характеристики организаций 40.73 KB
  Необходимость управления практическая реализация Факторы влияющие на процесс принятия решений Личностная оценка руководителя – субъективное ранжирования важности качества или блага. Среда принятия решений Все решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску и выделяют: Условие определенности когда точно известен результат каждого из альтернативного варианта выбора Условие риска – результаты этих решений не являются определенными но вероятность каждого результата известна. Негативные последствия – принятие...
34644. Личность. Методы принятия решений 22.49 KB
  ЯОбраз – какими мы видим себя Идеальное Я – какими нам хотелось бы быть Зеркальное Я – какими по нашему мнению нас видят другие Реальное Я –каковы мы в действительности Методы принятия решений При принятии решений вне зависимости от применяемых моделей существует правило принятия решений. Соответственно существуют следующие методы принятия решений: Платежная матрица – оказывает помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов решений. Методы прогнозирования – в них используется как накопленный опыт так и текущие допущения на...
34645. Понятие алгоритма. Свойства, способы описания 90 KB
  Понятие алгоритма и способы его описания; Типы алгоритмов; Блоксхемы; Базовые структуры применяемые при создании алгоритмов. Иначе говоря блоксхема служит для графического изображения структуры алгоритма. Последовательность действий в соответствии с блоксхемой указывается с помощью стрелок соединяющих отдельные блоки и показывающих какой блок и вслед за каким должен выполняться. В ходе изучения данной дисциплины будут рассматриваться алгоритмы описанные при помощи языка программирования и при помощи специальных схем...
34646. Процедуры и функции 85.5 KB
  Пользовательские функции. В Паскале имеется два вида подпрограмм: процедуры PROCEDURE и функции FUNCTION. В программе процедуры и функции описываются после раздела описания переменных программы но до начала ее основной части то есть до оператора Begin начинающего эту часть.
34647. Рекурентные выражения. Рекурсия 73.5 KB
  При первом вызове функции fib5 определяется через fib4fib3; вычисление fib4 осуществляется через fib3 fib2 fib3 через fib2 fibl fib2 через fib1 fib0. Согласно условию прекращения рекурсии fibl и fib0 равно 1. Соответствующий рекурсивный процесс должен быть осуществлен и для fib4 и т. Решение: Vr n:byte; function fibk:byte :longint; begin if k = 1 then fib : = 1 else fib: =fibk l fibk 2 {рекурсивный вызов} end; BEGIN redlnn; writelnn 'e число Фибоначчи'...