32472

Ручная роспись керамических изделий, подготовка, инструменты

Конспект

Культурология и искусствоведение

Пером расписывают изделия прошедшие утельный или политой обжиг. Кистью можно наносить на изделия цветные массы ангобы глазурь. Роспись на изделиях можно производить без нанесения предварительного контура и по заранее нанесенному припорохом рисунку. На отводку поступают изделия предварительно оформленные основным декором.

Русский

2013-09-04

32.21 KB

5 чел.

  1.  Ручная роспись керамических изделий, подготовка, инструменты.

Конспект  темы

Общие сведения. К ручным видам нанесения рисунка на изделие относятся роспись пером и кистью. Пером расписывают изделия, прошедшие утельный или политой обжиг. Роспись пером применяют  в  основном при декорировании фарфоровых изделий. Кистью можно наносить на изделия цветные массы, ангобы, глазурь.

Роспись на изделиях можно производить без нанесения предварительного контура и по заранее нанесенному припорохом рисунку.

Ручным способом выполняют разнообразные по сложности художественные рисунки: простые — отводки (усики, ленты, арабески); средней сложности — контурный и живописный рисунки, орнаментальную роспись, живопись несложных цветочных композиций; сложные — портрет, пейзаж, тематический рисунок, рельефные гравировки по золоту и серебру.

Простые художественные работы производят отводчики. На отводку поступают изделия, предварительно  оформленные основным декором. Существует несколько видов отводки: усик — тонкая (до 1 мм) круговая полоса, проходящая по краю или чуть ниже (до 3 мм) края изделия; лента — узкая (4...5 мм), средняя (6...9 мм), широкая (10...13 мм) полоса, проходящая недалеко от края изделия; арабеск — узкий бортовой орнамент, наносимый от руки. Отводки придают декору законченный вид. В некоторых случаях удачно подобранная отводка или чередование полос и усиков может служить самостоятельным декором.

Отводочные работы выполняют отводочным  диском — турнеткой (рис. 69). Изделие помещают в центр турнетки, расположенной чуть ниже уровня стола, куда отводчик кладет локоть  правой руки. Левой рукой вращает турнетку, правой — производит отводку.

Для нанесения отводки необходимо правильно подготовить краску. Краску растирают на палитре. В случае надглазурной техники важно выбрать сорт скипидара, чтобы не было потеков краски. При подглазурной технике росписи недостаток или излишек глицерина приводит к дефектам декора (сборке).

Отводчики производят также мелкие живописные работы без применения турнеток: пестрение ручек, носиков, выполнение несложных рисунков, на изделии.

Более сложные живописные работы характеризуются  нанесением на поверхность изделия рисунка в соответствии с эскизом или образцом. Контур рисунка переводят на изделие через кальку с помощью порошкообразного угля (при надглазурной технике) или синьки (при подглазурной технике). Припорашивают рисунок тампоном, наполненным порошком угля или синьки. Поверхность изделия в случае надглазурного декорирования смазывают скипидаром для получения четкого контура.

К надглазурной технике живописи относятся: рисовка, мустер, живопись.

Рисовка — рисунок, нанесенный одной краской с помощью кальки и пера и подкрашенный надглазурными красками нескольких цветов. В рисовке чаще всего используют геометрические и цветочные орнаменты (рис. 70, см. цветную вклейку). Рисовка — первоначальная стадия надглазурной керамической живописи, развившаяся в разнообразнейшие приемы уникальной живописи.

Мустер — рисунок, заимствованный в керамике из реалистического рисунка и выполняемый без кальки. Мустер — серийно повторяющийся рисунок в керамической живописи, выполняемый высококвалифицированными мастерами. При исполнении мустера главную роль играет мазок кисти. Поправки в работе нежелательны. Растительные мотивы — цветы и листья — трактованы условно, стилизованы до орнаментальности. Орнаментальное начало их не схематично, взято от живой природы.

Надглазурная живопись по готовому глазурованному изделию получила большое распространение со времени появления фаянса и фарфора. Живопись по фарфору и фаянсу сложна по своей технике и требует большого профессионального мастерства. Различают два способа работы в надглазурной живописи: сырой и сухой; сочетают оба способа работы.

При сыром способе краски сохраняют в сыром состоянии на протяжении нескольких сеансов. Достигают этого добавлением в растертые на палитре краски терпентина и растительных масел. При этом способе необходимо защищать изделие от запыления, так как это приводит к появлению пятен после обжига.

При сухом способе быстросохнущие краски наносят послойно одна на другую разной толщины, причем последующую наносят после того, как высохла предыдущая. При сухом способе следует владеть приемом быстрого нанесения мазка, штриха или линии.

Живопись должна органично сливаться с формой изделия. Очень важно понимание самого материала в построении живописных композиций — умеренность росписи в сочетании с мастерством. Сложность работы в керамической живописи заключается в различии цвета керамических красок до и после обжига. Нужен навык в работе с красками, чтобы уметь предугадать необходимый цвет после обжига.

К достоинствам надглазурного декорирования относится большое разнообразие оттенков красочной палитры и большая интенсивность по цвету; возможность декорирования изделия препаратами золота и серебра. В процессе работы неточности рисунка можно стирать скипидаром и вносить соответствующие исправления.

Примеры росписей, используемых в технике живописи, приведены на рис. 71 (см. цветную вклейку).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

369. Решение вопросов теории вероятности на уроках математики 583 KB
  Выделить основные цели и задачи изучения теории вероятностей в курсе школьной математики. Изучение и анализ научной учебно-методической литературы, программ по математике для общеобразовательных учреждений. Наблюдение за деятельностью учащихся, ее анализ.
370. Проектирование усилителя низкой частоты 354.5 KB
  Расчет режима работы транзистора по постоянному и переменному току. Расчет КПД каскада для максимального входного сигнала. Расчет коэффициента гармонических искажений. Расчет элементов цепи смещения.
371. Управление производственной деятельностью станций технического обслуживания 380.5 KB
  Расчет производственной программы по количеству ТО и ТР автомобилей. Выбор метода технологического процесса на объекте проецирования. Выбор режима работы объекта и график работы автомобиля на линии. Выбор метода организации производства ТО и ТР на предприятии.
372. Раздел совместно нажитого имущества супругов 81 KB
  Раздел общего имущества по соглашению сторон. Определение долей при разделе общего имущества супругов. Имущество не подлежащее разделу. Общая собственность на имущество. Судебные дела по принудительному обмену.
373. Мировые религии и их связь с общественными институтами 242.5 KB
  Целью данной работы является раскрытие понятий религии и нравственного воспитания. На основе сформулированных понятий найти и проследить их взаимосвязь на протяжении её исторического развития.
374. Техногенные чрезвычайные ситуации 40.39 KB
  Радиационно-опасные объекты. Опасные химические вещества. Аварии на гидротехнических сооружениях. Аварии на морском и речном транспорте. Чрезвычайные ситуации на железной дороге. Опасность, возникающая во время аварий на РОО.
375. Рухова активність і здоров’я 49.5 KB
  Переконати учнів, що рух – це життя, а гіподинамія – основний чинник виникнення хронічних хвороб і скорочення життя. Сприяти формуванню вміння самостійно працювати, аналізувати, роботи висновки. Впливати на виховання потреби у здоровому способі життя.
376. Еволюція поглядів на феномен ризику 71.5 KB
  Поняття ризику та його основні причини. Феномен ризику у вітчизняній економіці. Новий етап активізації розвитку ризикології. Несвоєчасна сплата відсотків, податків та інших платежів. Можливість збитку або втрат.
377. Полиграфические издания. Рекламная полиграфическая продукция 57 KB
  В работе мы детально рассмотрели все типы рекламной полиграфической продукции которая активно используется современными предприятиями для продвижения своих товаров и услуг.