32476

Виды декорирования – декалькомания, шелкография

Доклад

Культурология и искусствоведение

Перед нанесением рисунка бумага акклиматизируется в печатном цехе в течение 34 дней иначе при многокрасочной печати может получиться несовпадение красок на рисунках изза неодинаковой влажности бумаги и воздуха в цехе.При больших тиражах и плоских или цилиндрических поверхностях наиболее экономичными являются методы прямой печати. Нагрев краски в зоне печати производится внешним источником инфракрасного излучения или пропусканием тока через саму металлическую сетку. Основные экономические особенности печати термопластичными красками...

Русский

2013-09-04

39.41 KB

6 чел.

  1.  Виды декорирования – декалькомания, шелкография.

Декалькомания является наиболее массовым видом художественного оформления изделий и представляет собой полиграфический способ изготовления многотиражных переводных изображений типа детских переводных картинок, предназначенных для переноса рисунков с бумаги на поверхность изделий или наклейки рисунка на поверхность предмета. По способу изготовления и применения различают два основных вида декалькомании:

1. Обычная декалькомания, или переводные изображения, изготовляемые на основе анилиновых (органических) и минеральных красок;
применяется для перевода рисунков на бумагу, дерево, металл, стекло и др. предметы без дополнительного закрепления.

2. Керамическая декалькомания изготовляемая из специальных термостойких керамических красок; применяется для художественного оформления фарфоровых, фаянсовых/ стеклянных и др. керамических материалов, а также для металлических эмалированных изделий путем перевода отпечатанного рисунка с бумаги на изделие с последущим закреплением этих красок обжигом на 720-850°С или 540-560°С(для стекла) в слабоокислительной среде.

Для печатания переводных рисунков применяется так называемая гуммированная - непроклеенная бумага, называемая основой. Одна сторона такой бумаги покрывается тонким слоем клея, состоящего из крахмала, патоки, доктрина. Этот слой предназначен для предохранения основы от проникновения краски в толщину бумаги и свободного отделения рисунка от бумаги при нанесении на изделие. Клей наносится на бумагу равномерным слоем при помощи специальной гуммировальной машины. Нанесенный на бумагу клей при переводе рисунков на изделия должен полностью раствориться в воде и хорошо отделяться от бумаги при смачивании ее водой. К бумаге предъявляются высокие требования согласно ГОСТа 6291-52. Бумагу необходимо хранить в закрытых сухих помещениях. Перед нанесением рисунка бумага "акклиматизируется" в печатном цехе в течение 3-4 дней, иначе при многокрасочной печати может получиться несовпадение красок на рисунках из-за неодинаковой влажности бумаги и воздуха в цехе.

Для печатания декалькомании пользуются натуральными олифами, лучшим сырьем для которых является чистое растительное льняное масло. Олифы варят в специальных фарфоровых котлах при температуре около 300°С без доступа воздуха. Для ускорения срока высыхания красок в олифу вводят добавки, ускоряющие сушку в виде сиккативов, например: свинцовые, кобальтовые и др. соли жирных кислот/ Являющиеся катализаторами ускорения высыхания олифы. Для печатания керамической декалькомании применяются специальные керамические краски.

Температура закрепления этих красок на изделиях почти ничем не отличается от закарепления красок , наносимых на изделия другими способами.
В зависимости от способа печатания декалькомании существуют 2 способа подготовки керамических красок. Первый заключается в приготовлении красок для печатания с вала, или способом "проката". Краски для этого готовятся на слабых олифах, причем сухие краски вместе с олифой растираются на специальной краскотерке. Количество олифы 30-70% от веса краски. Краски для печатания с вала должны отвечать не только тону или расцветке рисунка/ но и выдерживать достаточные температуры при обжиге.

При помощи специального обтянутого кожей валика краска накладывается на поверхность литографского камня, но следы ее остаются лишь в тех местах, где ранее была нанесена тушь. Таким способом наносятся на камни все цвета красок. Завершающей операцией получения и закрепления рисунка на бумаге является покрытие всего рисунка сверху слоем олифы. Рисунки, получаемые способом проката с вала, несколько бледноваты, но вполне отвечают техническим условиям.

Второй способ подготовки красок для печатания декалькомании - способ "пудража", заключается в обработке порошкообразной краски. Для уменьшения пылеобразования и придания краске большей укрывистости "пудражные" краски обрабатывают 5% раствором олеиновой кислоты в вазелиновом масле с растертым в авиабензине или резинате свинца. Краски,обработанные на вазелиновом масле, подсушиваются при температуре 40-60°С.

Среди способов нанесения изображений на сувенирную продукцию можно перечислить тампонную и прямую трафаретную печать, ручную роспись и гравировку, лазерную гравировку, термоперевод. Они между собой не конкурируют, так как имеют разные возможности по цене, времени изготовления, размерам изображения и их качеству. Но по долговечности, тиражам, качеству украшения посуды деколь превосходит все другие способы. Соответственно, она и дороже остальных. Нанесение фирменного логотипа - самое простое изображение, которое можно получить при помощи деколи. На кружке картинка может быть с одной стороны, с двух сторон, панорамой по окружности, даже на ручке и на внутренней поверхности предмета. изысканный подарок получается, если посуда украшена благородными металлами, например, золотом.

Перевод рисунков декалькомании на изделия.


Переводить рисунок с бумаги на глазурованную поверхность черепка или стекла можно двумя способами. Первый способ заключается в том, что листы декалькомании покрывают умеренным слоем канифольно-скипидарной мастики (30-35% канифоли и 65-70% скипидара). Смесь нагревают до полного растворения канифоли и охлаждают. Нанесенную на изделие мастику подсушивают до "отлипания" слоя. Затем подсушенные листы разрезают на отдельные рисунки, увлажняют их водой и лицевой стороной прижимают к изделию. Осторожно отделяют бумагу от рисунка, который остается на изделии. 

Второй способ заключается в поверхностном покрытии отдельных мест, на которые будет наносится рисунок, умеренным слоем мастики, после чего мастику слегка подсушивают, как и при первом способе. Вырезанный из листа рисунок плотно прижимают лицевой стороной к липкой поверхности на изделии, после чего бумагу увлажняют губкой и отделяют от рисунка.Изделия с нанесенными на них рисунками хорошо подсушивают, а затем в специальных ваннах промывают содовым или аммиачным раствором 2-2,8% концентрации. После этого изделия промываются в проточной воде при 20°С, сушатся и направляются в обжиг. 

Температура обжига при закреплении красок на изделиях зависит от состава красок. Рисунки, содержащие зеленые и коричневые краски, закрепляются при температуре 775±5°С выдержкой 5 мин., содержащие смешанные тона- в пределах 790°С с выдержкой 5 мин. при максимальной температуре. Рисунки, содержащие синие, фиолетовые, пурпуровые/ черные краски, закрепляются при температуре 805±15°С (с выдержкой 10 мин.). 

Сдвижная декалькомания.

В последние годы у нас и за рубежом широкое распространение получила т.н. сдвижная декалькомания. Новая, более совершенная декалькомания облегчает процесс декорирования, т.к. ликвидируется операция смазывания изделий мастикой и промывания. Благодаря тому, что основа, на которой отпечатан рисунок, легко переносится на изделия, появилась возможность печатать рисунки любых замыслов и сложности, что при обычной декалькомании ограничено. 

Характерной особенностью сдвижной декалькомании является применение специальной бумаги,которая получается путем нанесения пленкообразующего состава на гуммированную бумагу различными методами до печатания рисунка или на уже отпечатанный рисунок. В настоящее время для нанесения пленкообразующего состава применяются специальные лакировальные машины. В качестве пленкообразующего вещества применяются коллоидные растворы на основе ацетилцеллюлозы, бутилметакриловых смол и др. 

На отлакированной бумаге можно печатать керамическую декалькоманию как обычным способом,так и через сетку. Изображение на сдвижной декалькомании прямое, а на обычной - зеркально-перевернутое. При нанесении сдвижной декалькомании отдельные рисунки смачивают в воде, накладывают на изделие лицевой стороной вверх и сдвигают пленку с рисунком с бумаги основы на изделие. Пленку прижимают к изделию тампоном для удаления воды и воздуха из-под нее. После сушки изделия направляются в обжиг. 

Шелкотрафаретная декалькомания.

Для изготовления деколи таким образом применяют мельничные сита из шелковой ткани от №64 до №100. Чем тоньше линии в рисунке, тем гуще сито. Шаблоны-сетки изготовляются фотомеханическим способом, в основе которого лежит способность хромированных коллоидов задубливаться на свету. Для печатания через сетку используют полуавтоматы. Краски растирают на льняном масле, маслянном лаке, смолах. Готовые краски продавливаются через сетку на бумагу.

Стремительное развитие рекламного рынка, строительный бум, быстрый рост производства различных напитков и некоторые другие причины породили повышенное внимание к вопросам нанесения изображения на стеклянные, фарфоровые и керамические поверхности. Масштабы требуемого производства полярны: от единичных экземпляров до миллионных тиражей. Требования к качеству столь же полярны: от простых надписей в один цвет на промоушн-кружках, до 15-17 и более цветных изображений для презентационных целей. Не всегда экономические соображения играют основную роль, но в основном преследуются именно коммерческие цели.

Основными способами декорирования рассматриваемых материалов являются: прямая и косвенная печать и роспись. Прямая печать производится термопластичными обжигаемыми красками, которые внедряются в приповерхностный слой материала или красками на эпоксидной или УФ-основе, образующими большое количество перекрестных связей. Стойкость обжигаемых красок часто близка к стойкости самого носителя изображения. 

Остальные краски образуют с носителем композитную систему, которая может быть разрушена при достаточно малых касательных напряжениях (например, при соскребывании монетой или при трении предметов друг о друга в процессе транспортировки). Но для некоторых применений (ликеро-водочные изделия небольшими тиражами в эксклюзивной не возвратной таре) относительно небольшая стойкость вполне приемлема.

При больших тиражах и плоских или цилиндрических поверхностях, наиболее экономичными являются методы прямой печати. В их технологической цепочке - наименьшее количество операций (в том числе самых непроизводительных - ручных), наименьшие затраты на вспомогательное оборудование. Печать производится трафаретным способом термопластичными красками через металлические сетки. 

Нагрев краски в зоне печати производится внешним источником инфракрасного излучения или пропусканием тока через саму металлическую сетку. Основные экономические особенности печати термопластичными красками заключаются в необходимости вложения значительных начальных средств в оборудование, необходимость иметь значительные производственные и складские помещения, дороговизне брака, значительных затрат на организацию логистики. Ну, и естественно, принципиальные затруднения при не плоскости или не цилиндричности запечатываемой поверхности.

Многие, если не все, указанные ограничения позволяет обойти метод непрямой печати - декольное производство. Печать производится трафаретным способом на бумаге с водорастворимым слоем и сверху покрывается лаковой плашкой, служащей основой, удерживающей изображение от разрушения, при его снятии с бумаги и переносе на предмет. При обжиге органика выгорает, а краска внедряется в приповерхностный слой носителя. Печать, хранение и перенос изображения можно производить в территориально разных местах. К тому же эти процессы могут быть значительно разделены во времени, т.е. печатать можно заблаговременно, хранить долго и переносить по необходимости. 

Это удобно, но, естественно, появляются промежуточные операции. Поскольку печать отделена от остальных этапов декорирования, то ею могут заниматься самые различные производства, даже весьма скромно оснащенные в печатном аспекте. Только этим и объясняется столь огромный и всеобщий интерес к данному виду деятельности. И в нашей стране сейчас печатью деколей занимаются и маленькие ручные производства (декорированные бутылочки бальзама «Дерсу Узала» тому свидетельство) и огромные специализированные предприятия, имеющие у себя мощную производственную базу: стоп-цилиндровые печатные машины мирового лидера немецкой фирмы SPS, специализированные туннельные сушки и климат-контроль в производственных помещениях.

При переходе в практическую плоскость печати деколей следует определиться со сбытовым сегментом. Если покупателя устраивает малокрасочное, произвольно меняющее цвета (часто в пределах одного дизайна), без совмещения изображение, которое при обжиге дает высокий процент брака, то возможно и небольшое ручное производство. Если же потребители требуют высокого стандартного качества, то необходимо будет уделять пристальное внимание всем производственным аспектам: тщательной подготовке производственного помещения, используемому оборудованию, качественным расходным материалам (и их применению согласно технологии), подготовке персонала, изучению правильной технологии.

Печать деколей налагает на производственное помещение более жесткие требования, чем стандартная трафаретная печать: графическая или по текстилю. Прежде всего, необходимо организовать хранение гуммированной бумаги, печать и сушку деколей в одном помещении. Температуру в помещении рекомендуется поддерживать в диапазоне 20-25 С, относительную влажность воздуха – 60% (плюс-минус 5%). Необходимо соблюдать стерильную чистоту. Попавшая на деколь пылинка выгорает при обжиге, оставляя на своем месте «пробивку». Несмотря на очевидность данного положения, многие отечественные производства допускают брак именно по причине запыленности. На западных производствах сотрудники имеют чистую сменную обувь и белые рабочие халаты.

Для поддержания соответствующих условий необходимо использовать установки с системами автоматического управления климатом (климат-контролем). Пользователь климат–контроля избавлен от необходимости самостоятельно следить за указанными параметрами - ему лишь нужно задать их желаемые значения. Микропроцессорные устройства, ориентируясь на информацию, приходящую от различных датчиков температуры и влажности, автоматически выбирают, устанавливают и поддерживают нужные режимы, независимо от внешней температуры и погодных условий. В результате бумага имеет стабильные свойства на протяжении всего технологического процесса, что необходимо для точного совмещения.

Стоимость оборудования колеблется от нескольких тысяч долларов для небольших помещений, до многих десятков тысяч долларов для больших производств. Так, промышленная система климат-контроля Axima обеспечивает стабильность температуры и влажности воздуха в любое время года. Система имеет режимы для различных времён года и погодных условий. Заданный климатический режим автоматически поддерживается круглосуточно. Энергосберегающая технология позволяет использовать вырабатываемое при кондиционировании тепло для обогрева непроизводственных помещений.

Печать декольных изображений производится на специальной гуммированной бумаге - бумаге с односторонним клеевым покровным слоем, способным при смачивании водой приклеиваться к другим предметам. Гуммирование производится декстрином – порошкообразным веществом, растворимым в воде, которое получается из крахмала. Гуммированная бумага очень гигроскопична и подвержена температурному влиянию. При небольших колебаниях температуры и относительной влажности линейные размеры бумаги могут значительно меняться, она коробится и все это негативно сказывается на совмещении красочных слоев. Хранение, сушка и печать, производимые в одном производственном помещении, использование систем кондиционирования с климат-контролем позволяют стабилизировать параметры бумаги и достигнуть хорошего качества печати. Хорошо зарекомендовали себя бумаги итальянских и немецких производителей (например, немецкой фирмы «МЕТА»).

При подготовке красок к печати все их производители (CERDEC, J.MATTHEY, HERAEUS) рекомендуют использовать трехвалковые краскотерки. Эти устройства требуются для помола сухих и однородного смешивания (гомогенизации) жидких (разведенных маслом) керамических пигментов. На практике хорошо зарекомендовали себя устройства фирмы EXAKT APPARATENBAU GmbH (Германия). Модели различаются производительностью (от нескольких граммов до десятков кг в час), дисперсностью получаемых частиц (рекомендуемые значения лежат в пределах от 1 до 20 микрон) и наличием дополнительных опций, типа загрузочного устройства для подачи краски, чтобы печатник не повредил себе пальцы. Время обработки краски в хорошей краскотерке составляет 3-4 минуты.

При выборе печей необходимо учитывать температурные требования поставщиков красок. Большинство производителей деколей не имеют своих обжиговых печей. Но для успешной работы требуется хорошая печь небольшой емкости: 10-12 л. После печати на такой печи производятся тестовые обжиги. Сами печи характеризуются следующими параметрами: камерой - пространством для расстановки изделий; футеровкой, характеризующей теплоизоляцию стенок; источником тепла и устройством управления и контроля. Печи подразделяются на проходные и циклического действия. Последние печи и представляют практический интерес для большинства производителей деколей.

Нагрев производится тэнами с пяти сторон. Снизу нагрева нет. Температура в печи контролируется и регулируется микропроцессорами. В хороших печах реализуется принцип программного управления с обратной связью. Это означает, что имеется возможность задания предварительной программы нагрева и охлаждения изделия, с микропроцессорным контролем ее выполнения по измеряемым реальным значениям температуры. 

Температура во всех точках внутреннего пространства печи должна быть одинаковой. Достаточно часто для определения момента достижения требуемой точки обжига используются конусы Зегера, представляющие собой набор керамических образцов (в виде пирамидок высотой 4-5 см), имеющих различную температуру плавления и предназначенных для приблизительного определения температуры в рабочем пространстве промышленных печей. Такие сменяемые измерительные элементы имеет смысл применять при несовершенном оборудовании и повторяющихся работах, когда нет возможности точно померять температуру в печи и раз выставив режимы, долго на них работать.

При организации участка обжига следует учитывать, что стекло и керамика должны обжигаться в разных печах. Для керамики достаточно хорошей вытяжки, для стекла необходима постоянная вентиляция с большим притоком кислорода. Различны и температурные режимы обжига. При работе со стеклом характерны температуры от 480 С (свинецсодержащий хрусталь) до 620 С (бутылочное стекло). Фарфор, керамика, плитка обжигаются при существенно более высоких температурах от 750 С (тонкий фарфор) до 900 С и выше (плитка).

Производительность печи во многом зависит от количества загружаемых изделий. При этом надо учитывать, что количество загружаемых стеклянных изделий приблизительно в два раза должно быть меньше, чем керамики или фарфора, при одинаковых объемах печей. Так, в 12 л должно загружаться порядка пяти стеклянных кружек объемом 0.5 л, а керамических или фарфоровых - до десятка. Для выпуска готовых изделий в масштабах рекламного производства чаще всего используются печи объемом 200-250 л, в промышленных условиях используются большие печи с объемом от 3 до 20 куб. м. В 250 л печь загружается порядка 150 стеклянных или до 300 керамических кружек объемом 0.5 л.

Нагрев изделий производится по заданному закону, обычно с температурным градиентом 4-7 С в минуту. Аналогичными темпами ведется и охлаждение изделий. При достижении максимальной температуры обжига производится ее фиксация на время порядка 15 минут, после чего начинается охлаждение пространства печи. Оно продолжается до температуры порядка 150 С и при ее достижении изделие можно вынимать. 

Производственный цикл длится порядка пяти часов, и, учитывая время загрузки-выгрузки, надо ориентироваться на два -три цикла обжига в сутки. В самом изделии при нагревании его до пиковой температуры происходит поверхностное подплавление материала и прилегающего красочного слоя. Соприкасающиеся поверхности носителя и краски начинают приобретать свойства жидкого вещества и основную роль начинают играть силы поверхностного натяжения и смачиваемости. И когда силы межмолекулярного взаимодействия между запечатываемой поверхностью и краской превалируют над внутрикрасочными, происходит внедрение пигмента и связующего в приповерхностный слой и образование единой системы: носитель-краска. При охлаждении краска образует стойкое к истиранию изображение.

Решающими факторами достижения качества обжига являются следующие: медленный непрерывный подъем температуры, достаточное количество кислорода и эффективная вентиляция. Это особенно важно при декорировании драгметаллами: золотом и платиной. Выдержка графика нагрева, достижение максимальной температуры и время стабилизации этого значения, являются определяющими факторами силы адгезии. А почему - и видно из предыдущего абзаца с кратким пояснением физики процесса переноса. И материал носителя и его форма влияют на максимальную температуру, но общее правило гласит: чем выше температура переноса, тем выше резистивность изображения.

При выборе оборудования для печати деколей следует отдавать предпочтение качественным характеристикам. Для натяжения рекомендуется применять системы с пневматическими узлами. Идеальным является применение металлических сеток, но на практике в подавляющем большинстве случаев используются PES-сетки: SAATI, Verseidag, SEFAR. На развитых западных производствах часто применяют металлические сетки с номерами 160-200 нитей на см, с натяжением до 25 н/см. Такие сетки имеют очень маленький коэффициент деформации и сохраняют свои параметры: линейные размеры, геометрию ячеек, величину их раскрытия на протяжении длительного срока эксплуатации.. На отечественных - в основном PES-сетки с номерами 120-140 нитей/см и с натяжением 20-25 н/см. Желательно использовать тонкие нити: 27-30 мк.

Рекомендуется, особенно для тонких работ использовать рамы безусловного мирового лидера по качеству производства – немецкой фирмы HURTZ. Данные рамы имеют много положительных качеств, но прежде всего для точной печати важно, что они в течение длительного срока эксплуатации сохраняют свои основные свойства, необходимые для точного совмещения: устойчивы к коррозии, к воздействию щелочей и кислот; обладают хорошим сопротивлением к изгибающему усилию от натяжения сетки; сохраняют параллельность сторон; герметичность и многие другие.

Необходимо тщательно подходить к выбору ракель-кюветы для нанесения жидких эмульсионных слоев и по возможности переходить на использование эмульгаторов. Благо, что, такие фирмы, как Grunig-Interscreen AG , славящиеся своим качеством оборудования начали выпуск подобных устройств в более доступном для многих ценовом диапазоне: порядка 15 тысяч USD. Для вывода пленок требуется, безусловно, применять фотовывод, а для засветки рекомендуется использовать вакуумные копировальные рамы с точечным источником освещения мощностью 3-6 кВт.

При выборе печатного оборудования надо обратить внимание на возможность очень точной приводки и наличие мощного вакуума на печатном столе. Для небольших тиражей, что характерно для рекламной деятельности, используются Flat-Bed полуавтоматы американского, немецкого или итальянского производства. Производительность печатника: 500-700 многокрасочных деколей за смену. Это значительно ниже, чем для стандартных графических работ - до 7000-8000 циклов на выборочной лакировке за восьмичасовую смену, и объясняется повышенными требованиями к точности позиционирования и тщательности печати, а также более дорогим браком: «лучше меньше, да - лучше». 

Для промышленной печати во всем мире применяются высокоскоростные (до 4000 циклов/час) и высокоточные стоп-цилиндровые машины таких фирм SPS и Sakurai. Совершенная система приводки листа по передним упорам с надежным боковым равнением, минимально возможное расстояние между формой и запечатываемой поверхность, при котором требуется минимальное давление ракеля и обеспечивается минимальная деформация формы делают цилиндровые машины SPS идеальным инструментом для печати деколей.

Однако практическая скорость печати традиционным красками по технологическим причинам редко превышает 1500 циклов/час. Довольно часто на производствах кроме высокоскоростных цилиндровых машин устанавливают более медленные полуавтоматы с плоским столом. Это объясняется тем, что последним наносится очень толстый слой лака. Он все равно наносится на более низкой скорости и после его печати нежелательно изгибать лист. Т.е. цилиндровая машина работает на скорости Flat-Bed-машины и, кроме того, должна иметь несколько отличный от обычных моделей тракт проводки листа. Первое обстоятельство снижает общую производительность, а второе требует дополнительных капиталовложений. Поэтому такой симбиоз вполне экономически оправдан.

Следует помнить, что чем меньше формат листа, тем точнее будет совмещение. Исходя из этого наиболее распространенными являются форматы А4 и А3. Хотя при точном выполнении технологических требований печать производится и на листах форматом до 700х1000 мм. Российские и украинские специализированные предприятия печатают до 100 тысяч листов многокрасочной деколи форматом до 600х800 мм в месяц.

Печать изображения проводится за один проход ракеля. Всеми производителями красок крайне не рекомендуется производить повторные прокаты. Подбор параметров сетки, параметров матрицы, жесткости и вида (однослойное, многослойное или ракель RKS) ракельного полотна, печатного процесса (угла наклона ракеля, его давления, скорости движения), позволяет получать требуемых результатов за один проход. Для деколи, переносимой на темное изделие, печатается белая матовая подложка.

Узким местом в производстве деколей является сушка отпечатанных листов. Этот процесс должен проходить при тех же климатических условиях, при которых производится их хранение и, собственно, печать. Причем время сушки довольно значительно: до 8 часов. Это может снижать общую производительность линии. Для большинства предприятий, печатающих на Flat-Bed машинах единственным приемлемым вариантом являются полочные стапельные сушки.

Для высокопроизводительной печати в промышленности применяются туннельные сушки типа Wicket. Это сушильные устройства, как правило без нагрева, в которых загрузочные площади расширены за счет большого числа решетчатых полок (больше сотни), располагаемых на транспортерной ленте и большой длины самих сушек (10-15 и более метров). Используются одно- и двухрядные сушки. Вместо стапельной приемки листы попадают на транспортер, укладывающий их на решетчатые полки в один или два потока. Приемные полки укреплены на транспортерной ленте под определенным углом, и листы практически ставятся на ребро, что позволяет значительно увеличить их количество на единицу длины транспортера. Сушка оттиска производится при температуре печати при постоянных значениях влажности и температуры, при которых производилась и печать.

В связи с этим обстоятельством большой интерес вызывает появление УФ-керамических красок. Это те же пигменты, поставляемые в виде порошков, смешиваемые с УФ-медиумом (маслом, связующим) вместо обычного. После печати для закрепления декора его пропускают через УФ-сушку. Для полимеризации требуется удельная мощность излучения не менее 120 Вт/см при скорости конвейера порядка 20 м/мин. Учитывая особенности обрабатываемого материала УФ-сушка в обязательном порядке должна иметь кварцевые или дихроические фильтры, убирающие тепловую нагрузку. В УФ-сушках для деколей должны применяться специальные лампы (это ограничение скоро будет снято) с рабочим диапазоном 315-400 нм.

Как и при многокрасочной графической печати рекомендуется недополимеризовывать промежуточные красочные слои и полностью полимеризовать все УФ-компоненты при последнем проходе. Это может быть сделано увеличением удельной мощности ламп или уменьшением скорости движения подающего транспортера. Есть разные мнения о целесообразности перехода на УФ-технологии, но очевидно, что они повлияют не на принципиальную возможность перехода, а на ее скорость. 

Так или иначе, как и в графической печати, будущее здесь за УФ-материалами о чем свидетельсвуют многочисленные производства на УФ-основе. Основные преимущества этой технологии заключаются в мгновенной (менее 1 сек) полимеризации материала; в повышении на 20-30% скорости печати; в возможности лучшей регистрации оттисков; в постоянном качестве (краска не сохнет на матрице); в получении более интенсивных цветов на изделии. Но, нельзя использовать дешевые малокачественные бумаги!

При переносе напечатанной деколи на изделие потребуется емкость с чистой, часто сменяемой водой и резиновый шпатель для притирки деколи и сгона воды. Оставшиеся воздушные пузырьки гарантируют появление пятен-«пробивок» на изделии. Изображение протирается чистой ветошью для удаления остатков клея с поверхности. После нанесения деколи она сушится в течение часа без прогрева и обдува воздухом, после чего может быть отправлена на обжиг. 

Необходимо учитывать, что толщина лаковой пленки должна быть различной для изделий с плоской или малоизогнутой поверхностью и для изделий со сложной поверхностью. В последнем случае лаковая пленка должна быть более тонкой, что и достигается применением соответствующей сетки, эмульсии и способа ее нанесения. В технологических рекомендациях производителей красок есть соответствующие указания.

Шелкография, получившая широкое распространение в XX веке, является усовершенствованной разновидностью обычного трафарета, применявшегося в декоративной росписи стен и тканей. Поэтому название "шелкография" в полиграфии - это синоним более точного термина - трафаретная печать или сетчатая трафаретная печать, тем более, что в шелкографии натуральная шелковая сетка давно заменена синтетическими и металлическими материалами.

Шелкографией печатают шкалы приборов, пестрые рисунки и надписи на майках или спортивных сумках, разноцветные значки, сложный повторяющийся рисунок на фарфоровой посуде. Шелкографией оформляют различные сувениры. Шелкографии доступно нанесение толстого красочного слоя, позволяющего перекрывать любой цветной или черный фон, а также заполнять шероховатую и крупную текстуру изделия.

Изготовить сетчатый трафарет, для шелкографии, на практике достаточно легко, что обусловило ее широкое применение как отдельным человеком в домашних условиях, так и в промышленном производстве с применением автоматических печатных станков.

Но, пользуясь плодами шелкографии, мы иногда не замечаем ее применение. Любое современное радиоэлектронное или телевизионное устройство содержит электрические платы с медными дорожками. Чтобы получить такую плату, необходимо травление медной фольги нанесенной на основу. Рисунок будущих дорожек наносят кислотоупорной краской или лаком. Для одного экземпляра может быть достаточно кисточки или метода экспонирования, но при массовом производстве защитный слой требуемой толщины проще нанести шелкографией.

Размеры трафаретной формы ограничены только шириной выпускаемого сетчатого полотна и размером печатной рамы. Это позволяет изготовить шелкографией гигантские надписи и изображения для уличной рекламы, украсить тенты грузовиков или витрины магазинов.

При печати шелкографией вручную, нет необходимости в приобретении дорогих печатных станков, которые требуются только для больших тиражей. Ведь качество оттиска практически одинаково. Низкая себестоимость расходных материалов для изготовления трафарета и простота в эксплуатации вызывают большой интерес к шелкографии.

Особенность техники шелкографии заключается в том, что возможно применение широкого диапазона печатных красок на различных связующих, которые позволяют работать на любых материалах: бумаге, пластике, стекле, ткани и т.п. Главное условие для краски - это не разрушать материал трафарета и не высыхать быстрее, чем необходимо для нормального печатного процесса.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53916. Чарівна квітка України 76.5 KB
  Квітка Цісик. Судячи з імені вона напевно походила з Карпат чи Прикарпаття бо саме там жінкам нерідко дають такі поетичні імена Квітка Зірка Ружана. Вона – це американська співачка українського походження Квітка Цісик.
53917. Конспект розваг на основі матеріалів Конвенції про права дитини 45.5 KB
  Пашко Ведуча. Ведуча виносить велику квітку від якої будуть відривати пелюстки. Ведуча. Ведуча відриває пелюстку.
53918. Літературно-музична композиції “Душа-квітка”, присвячена життю і творчості К.Білокур 151.5 KB
  Білокур Мета: познайомити учнів із самобутнім майстром пензля його картинамизалучати до світу прекрасного засобами словамузики та мистецтва виховувати почуття гордості за своїх пращурів та прагнення наслідувати їх. Білокур Виходить молода К. На слайдах портрети видатних особистостей культури мистецтва різних епох та країн і разом з ними портрет К Білокур Ведучий. Катерина Білокур – Художник.
53919. «Квітка - Добра» Знай, люби, оберігай свій рідний край. Родинне свято 2 клас 57.5 KB
  Яке гарне у нас свято Добрий день Як гостей у нас багато Добрий день Я вітаю сонечко: Здрастуй золоте Я вітаю квіточку: Хай собі росте Я вітаю дощичок: Лий як із відра Друзів привітаю я зичу їм добра Я вітаю друзі вас Я вітаю цілий клас Сонце Небо Рідний край Грай музико грай Під мелодію пісні Дорогою добра з’являється Білосніжка Білосніжка: Добрий день діти Я Білосніжка...
53920. Ці неповторні квіти. Позакласний захід 469 KB
  Учень 1: Квіти – улюблені супутники людини з давніх часів. Хімчук Учень 2: Сонце засяє – і все ожива Все розквітає – на дворі весна Учень 3: Весна оживає природа. Звучить запис дзвіночка Учень 4: Ведуть доріжки до весняного лісу. Учень 5: Дзвонить радісно підсніжник: Я зпід снігу рвавсь щосили.
53921. МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН 50.5 KB
  Капитан 1 команды: Наша команда: БАМ. Наша команда: Дважды 2 Наш девиз: Чтоб врачом моряком Или летчиком стать Надо твердо на 10 математику знать Приветствие: Победившим не хвалиться Проигравшим не реветь. Наша команда: Пупс. Наша команда: ХУ Наш девиз: Чтобы водить корабли.
53922. ГІДРО- І АЕРОСТАТИКА 70 KB
  Ведучі повідомляють тематику КВВ представляють команди семикласників і восьмикласників і їх вболівальників. ПРИВІТАННЯ: Команди називають свою назву в цікавій формі розповідають чому саме так вона називається; оголошують девіз команди; висловлюють побажання команді суперників і журі. Оцінюється авторська майстерність членів команди логічність мислення та ін. Ведучі оголошують конкурс і запрошують по 1 учаснику від кожної команди.
53923. Использование лизинга для финансирования деятельности компании 31.5 KB
  Под лизингом обычно понимают долгосрочную аренду машин и оборудования, купленных арендодателем для арендатора с целью их производственного использования при сохранении права собственности на них за арендодателем на весь срок договора.
53924. Ми любимо природу палко 78 KB
  Цей конкурс має виявити хто з вас краще знає природу рідної землі і проблеми її збереження. Конкурс Привітання команд Команда Кмітливі Кмітливі труднощі долають Вони завжди перемагають. Наш девіз: Бережімо кожну Квіточку й травинку Бо ми всі природи Рідної частинки Конкурс Переставлянка Учитель: ялинки підготували вам чудовий вислів але завірюха розвіяла слова по всьому лісу. Конкурс Закінчи вислів Команда Кмітливих Колючий як .