32482

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Использование электронной таблицы в качестве базы данных. Важным элементом электронной таблицы является табличный курсор прямоугольник выделенный цветом или рамкой. Ячейка таблицы которую в данный момент занимает курсор называется текущей ячейкой. Строка подсказки используется для вывода сообщений подсказывающих пользователю возможные действия при данном состоянии таблицы.

Русский

2013-09-04

91.5 KB

97 чел.

екция №25. Теория и методика обучения информатики,

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ЭЛЕКТРОННЫМИ ТАБЛИЦАМИ


    Области применения электронных таблиц. Электронная таблица - средство информационных технологий, позволяющее решать целый комплекс задач.

  1.  Выполнение вычислений.
  2.  Математическое моделирование. Основное свойство ЭТ — мгновенный пересчет формул при изменении  входящих в них операндов. Имеется возможность графического представления данных.
  3.  Использование электронной таблицы в качестве базы данных.

Среда табличного процессора. Электронная таблица представляется в виде матрицы, состоящей из строк и столбцов.     На пересечении строк и столбцов образуются ячейки (клетки), каждая из которых имеет свое обозначение (имя, адрес), состоящее из имени столбца и номера строки: А1, С5, АВ356 и т.п.

       Важным элементом электронной таблицы является табличный курсор —  прямоугольник, выделенный цветом или рамкой. Ячейка таблицы, которую в данный момент занимает курсор, называется текущей ячейкой.

      Строка ввода предназначена для отражения вводимых в текущую ячейку данных.

       Главное меню содержит основные команды управления электронной таблицей; представляет собой иерархическую систему команд.    Строка подсказки используется для вывода сообщений, подсказывающих пользователю возможные действия при данном состоянии таблицы.

      Вспомогательная область управления включает в себя панель инструментов, линейки прокрутки, строку состояния.

      Основные режимы работы. 

  1.  Режим готовности. В этом режиме происходит выбор текущей ячейки или выделение блока ячеек.
  2.  Режим ввода данных. Происходит посимвольный ввод данных с клавиатуры в текущую ячейку.
  3.  Режим редактирования. Используется при необходимости отредактировать содержимое ячейки без полной его замены.
  4.  Командный режим. Режим выбора и исполнения команд из иерархической системы меню.
  5.  Режимы отображения таблицы. В ячейках, хранящих формулы, могут отображаться результаты вычисления по формулам или сами формулы. Первый режим называется режимом отображения значений, второй — режимом отображения формул.
  6.  Режим управления вычислениями. Табличный процессор производит вычисления по формулам, сканируя таблицу в определенном порядке.
  7.  При каждом вводе новых данных в ячейку вся таблица автоматически пересчитывается заново (режим автоматического счета).

      Система команд.

Команды редактирования таблицы позволяют манипулировать с фрагментами таблицы: удалять, копировать, перемещать, вставлять.

 Команды форматирования позволяют изменять внешний вид таблицы. К элементам формата относятся:

  •  направления выравнивания данных относительно границ ячейки;
  •  высота строки и ширина столбца;
  •  тип, начертание и размер шрифта;
  •  « формат представления чисел (обычный, экспоненциальный, разрядность);
  •  вид разлиновки таблицы;
  •  цвет фона и пр.

      Команды работы с файлами включают в себя стандартный набор команд, позволяющих открывать и сохранять файлы, организовывать вывод на печать полученного документа.

     Команды работы с таблицей как с базой данных. В электронных таблицах базой данных является сама таблица, записями — строки таблицы, полями — клетки таблицы.        Чтобы организовать поиск и извлечение данных, необходимо задать:

  •  входной блок, т.е. диапазон ячеек, в котором хранятся данные
  •  и поля); важное требование: все строки в этом блоке должны быть однородны;
  •  блок критериев, т.е. диапазон клеток, содержащий условие, в соответствии с которым осуществляется поиск и выборка данных из входного блока;
  •  выходной блок, т. е. диапазон клеток, в который будут извлечены данные из входного блока в соответствии с условием, содержащимся в блоке критериев. Задание этих блоков осуществляется специальными командами.

Сортировка строк таблицы производится по значениям определенного столбца. В команде указывается порядок сортировки: по возрастанию или убыванию значений (в том же смысле, что и в БД).

Команды графической обработки данных дают возможность отображать числовую информацию в графическом виде, чаще всего - в виде диаграмм. Команды графического режима можно разбить на две группы:

  •  команды описания диаграмм (задают данные, которые будут
    выведены в графическом виде, задают тип диаграмм и т.д.);
  •  команды вывода диаграмм.

Структуры данных. Минимальным структурным элементом данных представленных в электронной таблице, является ячейка. Ячейки объединяются в структуры данных — столбцы и строки. Базовым структурным понятием в электронных таблицах является понятие диапазона ячеек (блока). 

Диапазон — это множество ячеек, образующих в таблице область прямоугольной формы (матрицу).

Данные в ячейках таблицы.

Числовые константы разделяются на целые и вещественные. Вещественные константы можно записывать двумя способами: в форме с фиксированной точкой и в экспоненциальной форме (в форме с плавающей точкой).

Переменные. Переменная — это поименованное место памяти (ячейка), куда можно записать значение. A1, C5, G10 и пр. — имена переменных.

Выражения (формулы). Выражение, определяющее способ вычисления некоторого числового значения по математической формуле, называется арифметическим выражением.  

Логические выражения (логические формулы) строятся с помощью операций отношения (<, >, =, <=, >=, О) и логических операций (логическое «И», логическое «ИЛИ», логическое отрицание «НЕ»). Результатом вычисления логического выражения являются логические величины «истина» или «ложь».

Адресация. Следует обратить внимание учеников на определенную родственность структуры электронной таблицы и оперативной памяти ЭВМ.

В режиме относительной адресации всякие изменения в местоположении формулы путем копирования блока, переноса блока, вставки или удаления строк или столбцов приводят к автоматическому изменению адресов переменных в формулах, находящихся в смещенных ячейках.

При отмене режима относительной адресации устанавливается режим абсолютной адресации. В этом случае при смещении клеток модификации формул не происходит.

Обычно режим относительной адресации работает в таблице по умолчанию. Абсолютная адресация применяется к отдельным ссылкам на ячейки в формулах.

Рекомендации по организации практической работы

Учащиеся должны освоить следующие практические приемы работы в среде электронной таблицы:

  •  осуществлять перемещение табличного курсора; устанавливать курсор в нужную ячейку;
  •  вводить данные: числа, тексты, формулы;
  •  редактировать данные в ячейках;
  •  копировать информацию в ячейках;
  •  вставлять и удалять строки и столбцы.

Теоретические вопросы, которые на первом этапе вызывают наибольшие затруднения — это правила записи формул и понимание принципа относительной адресации. Их отработку следует проводить на задачах и упражнениях.

Для упражнений на данную тему следует давать задачи как прямые (дано математическое выражение, записать формулу для электронной таблицы), так и обратные (дана формула, записать математическое выражение).

Основные типы расчетных задач, которые учащиеся научиться решать на электронных таблицах:

  1.  получение несложных расчетных ведомостей;
  2.  статистическая обработка числовых таблиц;
  3.  построение диаграмм по табличным данным;
  4.  сортировка таблицы по значениям параметра (столбца);
  5.  табулирование функций.

Рассмотрим основные вопросы, которые целесообразно рассмотреть при решении задач:

  1.  Проектирование таблицы.
    1.  Построению таблицы.
    2.  Использование приема копирования формул.
    3.  Статистическая обработка таблицы ( суммы, средние значения, наибольшие и наименьшие значения)
    4.  Деловая графика.
    5.  Условная и логические функции.
    6.  Сортировка данных в таблице.
    7.  Табулирование функции (построение таблицы значений функции для значений аргумента, изменяющихся в определенном интервале с данным шагом).

Требования к знаниям и умениям при изучении электронных таблиц

Учащиеся должны знать:

  •  структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  •  что такое электронная таблица и табличный процессор;
  •  основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  •  какие типы данных заносятся в электронную таблицу;
  •  основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
  •  графические возможности табличного процессора.

Учащиеся должны уметь:

  •  открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  •  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  •  выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
  •  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  •  создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

 

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55035. Макроэкономическое равновесие и его нарушение 17.93 KB
  Под макроэкономическим равновесием понимается состояние в экономике, при котором пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство между спросом и предложением.
55036. Портфоліо учня - незамінний порадник учителя, який є носієм інформації про учня як особистість 283 KB
  Контроль та оцінювання навчальних досягнень школярів - тема актуальна, і тому постійно обговорюється. Зазвичай увага зосереджується навколо форм та методів зовнішнього контролю, тобто того, що здійснює вчитель. А як, у якій формі подається учню зростання рівня його знань?
55037. Адаптация молодых специалистов на предприятии ШЧ-5 745 KB
  Повышение роли предприятий-работодателей в системе профессиональной подготовки управленческих кадров. Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда работников рабочих профессий при профессиональной подготовке, переподготовке и обучении их вторым профессиям...
55038. Портфоліо як одна з форм оцінювання індивідуальних досягнень учнів початкових класів 214.5 KB
  Відсутність оцінок протягом першого і другого років навчання в початковій школі в жодному разі не повинно розумітися як повна відмова від системи контролю і оцінки з боку вчителя. Навпаки, оцінка замінюється розгорнутою системою взаємин, співпрацею дитини і дорослого у контрольно-оціночної діяльності, яка будується на змістовно-оціночної основі.
55039. ПОРТРЕТ УЧИТЕЛЯ В РІЗНИХ РАКУРСАХ 73 KB
  Тому для одних Учитель це жива конкретна людина симпатична чи не дуже, як поталанило, а для інших - це певна міфологема одиниця легенди, яка необхідна часом людині для самозбагачення, самовиправдання, самоствердження чи просто для того, щоб память про чарівну частину життя дитинство та молодість...
55040. До 70-річчя Перемоги 144 KB
  Масовий подвиг народу, воїнів Армії і Флоту у двобої з фашистськими загарбниками, все героїчне минуле Батьківщини – вдячна і корисна нива для виховання підростаючого покоління. В наші дні героїко-патріотичне виховання набуває особливого звучання нині, в період відзначення річниць видатних перемог у Великій Вітчизняній війні і підготовки до 70-річчя Великої Перемоги.
55041. ПЕДАГОГІЧНІ ІННОВАЦІЇ ЯК РЕЗУЛЬТАТ ТВОРЧОГО ПОШУКУ ПЕДАГОГА 7.77 MB
  З огляду на важливість і актуальність поставлених перед освітою завдань, ми часто використовуємо інноваційні технології навчання, що дозволяють істотно активізувати розумову та пізнавальну діяльність студентів, підвищити інтерес до дисципліни.
55042. Пошук інформації в Internet. Пошукові системи 614.5 KB
  Мета: ознайомити із засобами пошуку інформації в Інтернеті принципами функціонування вебкаталогів та пошукових систем; навчити стратегії пошуку інформації; виховувати інформаційну культуру учнів уважність дисциплінованість прищеплювати навички групової роботи співробітництва.
55043. Объекты, цели, методы государственного регулирования экономики 19.59 KB
  Продажа государственной собственности частным физическим и юридическим лицам позволяет: уменьшить дефицит бюджета, пополнить его доходами и увеличить средства, направляемые в другие сектора экономики; расширить сферу действия рыночного механизма и развить конкурентную среду; привлечь частный капитал в совместный с государством бизнес