32483

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Теория и методика обучения информатики ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ Области применения. Классификация баз данных. Классификация по способу хранения данных делит БД на централизованные и распределенные. По структуре организации данных говорят о трех способах организации данных: табличном иерархическом и сетевом.

Русский

2013-09-04

67.5 KB

56 чел.

екция №26. Теория и методика обучения информатики,

ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С БАЗАМИ ДАННЫХ


Области применения. Изучение темы следует начать с описания области применения компьютерных информационных систем, с обоснования актуальности данного приложения компьютерной техники.

Классификация баз данных. По характеру хранимой информации БД делят на фактографические и документальные. В фактографических БД хранится краткая информация строго определенном формате. В документальных БД - всевозможные документы.

Классификация по способу хранения данных делит БД на централизованные и распределенные. Вся информация в централизованной БД хранится на одном компьютере. Распределенные БД используются в локальных и глобальных компьютерных сетях.

По структуре организации данных говорят о трех способах организации данных: табличном, иерархическом и сетевом.

В базовом курсе информатики рассматриваются лишь фактографические реляционные базы данных.

Структура однотабличной реляционной БД. Таблица содержит информацию о некоторой системе объектов или событии. В терминологии реляционных баз данных строки таблицы называются записями, столбцы — полями.

Основные понятия, связанные с записями и полями: главный ключ записи, имя поля, значение поля, тип поля.

Основные представления, которые должны быть закреплены учениками:

  •  всякая таблица содержит в себе информацию о некоторой реальной системе (процессе) и, следовательно, является ее информационной моделью;
  •  всякая запись в таблице — информация о конкретном объекте (событии) данной системы;
  •  значение поля в каждой записи — это определенная характеристика (свойство, атрибут) объекта.

Величина — это отдельный информационный объект, имеющий собственное имя и занимающий место в памяти компьютера. С этой точки зрения поля являются величинами.

Понятие типа величины связано с тремя ее свойствами:

  •  множеством значений, которые может принимать величина;
  •  множеством операций, которые можно выполнять с этой величиной;
  •  формой внутреннего представления в памяти ЭВМ.

В большинстве случаев в базах данных используются четыре новых типа: символьный, числовой, дата и логический.

Программное обеспечение. СУБД — система управления базами данных.

У всякой СУБД существует свой язык описания данных и язык манипулирования данными. Любая команда — это информация, управляющая выполнением определенного вида работы. Она должна содержать все необходимые данные для этого. Обычно это имя команды и набор параметров.

Изучение конкретной СУБД следует проводить по стандартной методической схеме: «среда — режимы работы — система команд — данные».

Для СУБД Access различаются следующие основные режимы работы:

  •  режим работы с таблицей: «Таблица»;
  •  режим работы с запросами: «Запрос»;
  •  режим работы с отчетами: «Отчет»;
  •  режим работы с формами: «Форма»;

В свою очередь, в каждом из отмеченных режимов есть подрежимы: «Просмотр», «Конструктор» и «Создать».

Основные типы решаемых задач. Работа с СУБД начинается с запуска соответствующей программы, поэтому ученикам необходимо показать, где хранится программа и как ее запустить на исполнение.

Первое понятие, которое должны усвоить ученики: БД хранится в файле; чтобы начать с ней работать, необходимо открыть файл с БД.

Запросы на поиск данных. Основная задача любой информационной системы - поиск информации в БД.  Переходя к работе с конкретной СУБД, учитель знакомит учеников с правилами формирования в ней команды запроса.

В СУБД Access для создания запросов используется конструктор запросов. Формируемая команда оказывается скрытой от пользователя. Целесообразно поступать следующим образом: выполнение любого задания на поиск данных в БД начинать с записи в тетради команды на языке гипотетической СУБД, а затем, перейдя в режим создания запроса на выборку, соответствующим образом заполнить поля конструктора.

Запросы на удаление данных. В Access с помощью конструктора формируется запрос на удаление и условие для отбора удаляемых записей задается в табличной форме, так же как и в запросе на выборку.

Запросы на сортировку (записей). Здесь основными понятиями, которые должны усвоить ученики, являются «ключ сортировки» и «порядок сортировки». Ключ сортировки — это поле по значению которого происходит упорядочение записей в таблице. Порядок сортировки имеет два варианта: по возрастанию значений ключа и по убыванию значений.

Если ключей несколько, то среди них устанавливается иерархия: первичный ключ, вторичный ключ и т.д.

Рекомендации по организации практической работы

Практические задания делятся на три типа:

  1.  задачи: теоретические задания для закрепления основных понятий;
  2.  упражнения: практические задания для работы в среде СУБД с целью отработки отдельных навыков;
  3.  индивидуальные работы: зачетные задания, требующие от учеников комплексного владения теоретическими знаниями и практическими навыками.

Упражнения выполняются на компьютере. Учитель может использовать материал упражнений в ходе объяснений для демонстрации приемов работы с базой данных средствами изучаемой СУБД. Рабочий материал для упражнений (файлы с таблицами) учитель должен подготовить заранее.

Задача учителя — сделать выборку заданий для организации практической работы в соответствии с поставленными целями обучения, резервом учебного времени, имеющимися техническими и программными средствами.

Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении технологии работы с базами данных.

Учащиеся должны знать:

  •  что такое база данных, СУБД, информационная система;
  •  что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  •  структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  •  *в чем состоит задача проектирования базы данных; что такое реализация данных.

Учащиеся должны уметь:

  •  открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  •  организовывать поиск информации в БД;
  •  редактировать содержимое полей БД;
  •  сортировать записи в БД по ключу;
  •  добавлять и удалять записи в БД;
  •  *проектировать реляционную базу данных для простых информационных систем (на примерах школьного учебного материала или организационной информации из деятельности школы).

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80209. Основи товарної політики компанії 139.5 KB
  Товар product комбінація власне товару і обслуговування що компанія пропонує цільовому ринку дизайн позиція на ринку виробнича лінія довжина і глибина марки упаковка гарантії сервісне обслуговування і т. Ціна price визначає кількість грошей що повинні сплатити покупці щоб одержати товар ціна виробника оптовика роздрібного торговця; політика знижок і їхня структура; умови контрактів; цінова політика залежно від собівартості від ситуації на ринку від корисності товару; цінова політика загарбницька очікувальна тощо....
80210. Стратегія збуту і просування товарів 111.5 KB
  Стратегія збуту і просування товарів План Розподіл товару. Реклама Методи стимулювання збуту і пропаганда Особистий продаж і прямий маркетинг Просування товарів і правовий захист споживачів Розподіл товару. Поняття про канали розподілу Розповсюдження товарів на ринку має два елементи: Розподіл товару передача права власності від виробника до споживача. Товарорух фізичне розповсюдження товару.
80211. Маркетинговий менеджмент 120 KB
  Стратегічне планування в маркетингу. Організація відділів маркетингу. Стратегічне планування в маркетингу Раніше ми визначили що згідно з концепцією маркетингу єдиним способом досягнення корпоративних цілей щодо обороту прибутку доходу на інвестиції тощо є задоволення потреб споживачів. Маркетингу як функції менеджменту належить у цьому процесі особлива роль задавати координати іншим стратегічним напрямам діяльності фірми: управління фінансами виробництвом матеріальнотехнічним забезпеченням персоналом.
80212. Загальне поняття маркетингу 99 KB
  Загальне поняття маркетингу План Причини появи і розвитку маркетингу. Сутність маркетингу. Базові поняття маркетингу. Причини появи і розвитку маркетингу Серед понять що стали ознакою сучасного бізнесу особливе місце займає маркетинг.
80213. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии 54 KB
  Среди совокупности проблем, которые исследует та или иная отрасль знания, всегда можно выделить основные, базисные. Такой основной, базисной проблемой философии, от решения которой, в конечном счете...
80214. Что такое онтология. Онтологическая проблематика 48.5 KB
  Словосочетание онтология образовано из греческих слов ontos (сущее) и logos (слово) и по-русски есть – учение о сущем. Впервые этот термин обнаруживается в «Философском лексиконе» (1613) немецкого философа Рудольфа Гоклениуса...
80216. Философия бытия (онтология) 48 KB
  Понятие Бытия его соотношение с понятиями действительность реальность существование. Монизм дуализм плюрализм в трактовке Бытия. Основные способы существования уровни и формы бытия: дух сознание жизнь материя пространство время движение энергия.
80217. Философия и её основные разделы: онтология, гносеология и аксиология 55.5 KB
  Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии бытия и ценности. К первому типу учений о ценности относятся взгляды А. Общим для них являются утверждения о том что источник ценностей в биопсихологически интерпретированных потребностях человека а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. Александер рассматривал ценности как некие третичные качества наряду с первичными и вторичными качествами.