32484

Особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения информатике

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

В 9 классе познавательные способности учащихся дифференцируются начинается профилизация. Это позволило бы объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю а также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу...

Русский

2015-04-22

115.5 KB

58 чел.

Особенности предпрофильной подготовки и

профильного обучения информатике

Предпрофильное обучение – это компонент модернизации образования, позволяющий отработать определенное программно-методическое, материально-техническое, информационное и кадровое обеспечение.

Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит  выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Необходимым условиями создания образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы самоопределению подростка, является, прежде всего, введение предпрофильной подготовки.  

Предпрофильная подготовка – это часть системы, внутри которой формируются профессиональные интересы школьников. Она представляет собой совокупность педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки, направленной на самоопределение выпускников основной школы. Логическим продолжением предпрофильной подготовки является профильное обучение, реализующее личностно ориентированный подход.

Для того, чтобы такая работа могла быть осуществлена, необходимо:

  1.  Увеличить часы вариативного (школьного) компонента Базисного учебного плана в последнем классе основной школы (до 20% аудиторной нагрузки).
  2.  Закрепить возможность при организации обязательных занятий по выбору деления класса на необходимое число групп (в том числе, в аспекте небольшого дополнительного финансирования);  
  3.  Предложить образовательным учреждениям использовать часы вариативного компонента, прежде всего, на организацию предпрофильной подготовки.

Задачи предпрофильной подготовки:

  1.  выявить интересы, склонности и способности школьников;
  2.  дать им возможность получить практический опыт в различных сферах профессиональной и познавательной деятельности;
  3.  помочь получить верное представление о жизненных, социальных ценностях, в том числе, связанных с профессиональным становлением;
  4.  сформировать познавательные и профессиональные интересы.

Выбор профиля будет обоснованным, если учащиеся к нему готовятся во время всего периода обучения в основной школе. В 9 классе познавательные способности учащихся дифференцируются, начинается профилизация. У школьников появляются первые представления о творческой научно-исследовательской деятельности, накапливаются умения самостоятельно расширять знания.

Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация поступления в старшую профильную школу

Конкурсный набор в старшие классы отдельных образовательных учреждений не входит в противоречие с законодательно закрепленным правом получения каждым ребенком общего (полного) среднего образования (ст. 16, п.1, абз. 2 закона РФ «Об образовании»). Закон гарантирует гражданам право получения образования этого уровня, что, однако, не есть синоним права получения его в конкретном образовательном учреждении. В связи с этим представляется целесообразным, наряду с итоговой аттестацией выпускников основной школы, предусмотреть определенную форму, которую условно можно назвать “малый ”. Это позволило бы объективно оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по тому или иному профилю, а также создать основу для внедрения в массовую практику механизмов рационального и прозрачного конкурсного набора в старшую профильную школу.

Основанием “малого ”, проводимого по аналогии за курс полной средней школы независимой комиссией, должны стать требования к уровню подготовки выпускников основной школы. Чтобы сделать единой организацию конкурса при приеме в профильные классы старшей школы, целесообразно определить перечень предметов, по которым абитуриенты того или иного профиля должны проходить экзаменационные испытания.

Кроме того, важную роль должно сыграть введение накопительной оценки (портфолио, «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.

Таким образом, предлагается комплексная:

  1.  «внутришкольная» (итоговые оценки, портфолио)

и

  1.  «внешняя» (малый) схема аттестации учащихся,

намеревающихся продолжать обучение в профильных школах и классах.

Курсы по выбору (элективные курсы).

На этапе предпрофильной подготовки элективные курсы (ЭК) поддерживают зарождающийся у школьников интерес к той или иной дисциплине, проверяют возможности, способности ребят, помогают выбрать им профиль обучения в старшей школе. Пробные курсы по выбору учитель может разработать как на содержательном материале одного предмета, так и на межпредметном уровне. Важно, чтобы в пробных курсах ярче просматривались содержательные и деятельностные особенности профиля.

Элективные курсы могут быть краткосрочными и чередующимися. Вводить их нужно постепенно: если одновременно ввести множество разнообразных курсов, то ученики окажутся перед трудной задачей выбора. Можно предложить следующие элективные курсы по информатике предпрофильной подготовки: «В мире информатики», «Математические основы информатики», «Компьютерное моделирование химических и биологических процессов», «Химия в быту». Предпрофильный курс «Информационные технологии в управлении и экономике» рассчитан на 19-21 час. Программа курса опубликована в журнале «Информатика и образование» № 2 2006 год. В курсе рассматриваются основные понятия управления, вопросы применения информационных технологий в управлении и экономике, даются сведения о профессиях специалистов, работающих в этой области.

Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов:

  1.  интенсивный характер межпредметных связей информатики с другими учебными предметами,
  2.  значение изучения информатики для формирования ключевых компетенций выпускника современной школы,
  3.  исключительная роль изучения информатики в формировании современной научной картины мира,
  4.  интегрирующая роль информатики в содержании общего образования человека.

Практика школы показала, что методическая система обучения информатике может быть не только успешно адаптирована к новой парадигме, новым целям и ценностям обучения, но информатика во многих случаях может выступать в качестве «катализатора» этих процессов. Информатика первой среди других школьных предметов вышла на уровень профильной и уровневой дифференциации содержания обучения на различных ступенях школы. Она на практике показала целесообразность и эффективность применения многих новых методов и форм обучения (метод учебных проектов), направленных на реализацию личностно ориентированного подхода к обучению, демократизации и гуманизации образования.

Информатика как учебный предмет открывает школьникам для систематического изучения одну из важнейших областей действительности – область информационных процессов в живой природе, обществе, технике. Исключительно велика роль информатики в социализации школьников, подготовки их к труду, профессиональной деятельности, профессиональном самоопределении.

Элективные курсы по информатике должны учитывать потребности и интересы школьников, обучающихся на разных профилях старшей школы.

Изучение информационных технологий становится одной из ведущих линий содержания элективных курсов информатики.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов.

  1.  Являются «надстройкой» профильных курсов и обеспечивают повышенный уровень изучения предмета (курсы по сетевым технологиями информационным основам управления).
  2.  Обеспечивают межпредметные связи и дают возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне («Учимся проектировать на компьютере», «Компьютерная графика»,о профиля, «Компьютерное моделирование», «Информационные системы и модели»).
  3.  Помогает ученику, обучающемуся на профильном уровне, где один из предметов изучается на базовом уровне, подготовиться к сдаче по этому предмету на повышенном уровне.
  4.  Элективные курсы, носящих «внепредметный» или «надпредметный» характер ( «Музыкальный компьютер»).

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения элективных курсов, следует помнить о таких задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практических задач, приобретение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения (12 часов на два года обучения). Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса на две подгруппы.

С самого начала целесообразно строить методику обучения элективным курсам на основе нового понимания целей и ценностей образования, с ориентацией на инновационные методические идеи и концепции.

  1.  Проектная деятельность характерна для сферы использования информационных технологий. Поэтому метод учебных проектов внесет немалый вклад в профессиональное самоопределение школьников. Кроме этого, проектная деятельность связана с работой в коллективе и способствует развитию способности действовать с другими людьми, учитывать позиции и интересы партнеров, вступать в коммуникацию, понимать и быть понятыми другими людьми. Обучение с помощью метода учебных проектов может быть реализовано в элективных курсах по информатике на разных уровнях.
  •  Первый – проблемное изложение процесса выполнения проекта, при котором учитель строит свое сообщение в форме воспроизведения логики выделения проблемы из заданной проблемной ситуации, поиска, выдвижения гипотез, их обоснования и проверки и оценки полученных результатов.
  •  Второй – выполнение проекта учащимися под руководством учителя. Учитель поможет расставить ориентиры по выполнению выбранного, по желанию учащегося, проекта в виде обобщенных проблемных вопросов, связанных с существенными моментами, тогда каждое конкретное действие учащийся станет строить сам, но общее направление его поиска будет нежестко задано.
  •  Третий – самостоятельное выполнение учащимися учебного исследовательского проекта. На этом уровне моделируется исследовательская деятельность специалистов рассматриваемого профиля по решению их профессиональных задач.

Реализация целого ряда элективов по информатике связана с использованием дорогостоящего аппаратного и программного обеспечения, которым некоторые школы не обладают. В этих случаях особую роль приобретают сетевые формы взаимодействия образовательных учреждений. Ориентация многих элективных курсов информатики на сетевые формы организации учебного процесса также является спецификой этих курсов, которую необходимо учитывать при построении системы элективов по этому предмету.

В процессе проведения ЭК необходимо использовать 4 вида контроля:

  1.  Предварительный (анкетирование и беседа).
  2.  Текущий, осуществляется на каждом из занятий и направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения. Он также служит средством прогнозирования того, какой материал целесообразно выдавать учащимся и в каком объеме, показывает учителю уровень сформированности знаний, умений и навыков обучаемых. В общем виде текущий контроль реализуется через систему вопросов, наблюдение, беседу, творческие задания.
  3.  Рубежный контроль возможен только на ЭК объемом не меньше 34 часов, так как обычно подобные курсы состоят из разделов и рубежный контроль завершает изучение соответствующего раздела. Основная его цель – систематизация знаний учащихся. Среди средств рубежного контроля используют мини-проекты, тесты и индивидуальные задания.
  4.  итоговый контроль, в ходе которого учитель окончательно определяет степень сформированности знаний, умений и навыков обучаемых, полученных ими по завершении курса. Применительно к информатике курс может завершаться проектной работой или рефератом определенной тематики.

Конкретный выбор средства контроля зависит от целей и направленности ЭК, от его содержания и от уровня подготовленности и интеллектуального развития школьника. Сложность выбора средств контроля заключается в том, что ЭК являются авторскими и зачастую затруднительно дать общие рекомендации по применению средств контроля.

ПРИМЕР ПРОГРАММЫ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

Управление образования города Коломны, Московской области

муниципальное образовательное учреждение средняя школа № 7

Программа элективного курса по информатике «Компьютер

помогает геометрии»

для учащихся 9 классов.

Составители программы

Тимофеев Александр Анатольевич,

учитель информатики I квалификационной категории.

Тимофеева Наталья Владимировна,

учитель математики и информатики I квалификационной категории.

Г. Коломна Московской области, ул. Зайцева, д.11

 тел.12-34-80, e-mail: Kolomna-school7@yandex.ru

Компьютер помогает геометрии.

Профиль: математический и информационно-технологический.

Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов.

Курс рассчитан на 17 учебных часов.

Пояснительная записка.

Курс «Компьютер помогает геометрии» целесообразнее всего использовать для предпрофильной профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных классов. Он должен познакомить школьника со спецификой видов деятельности, которые будут для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (математика, компьютерная графика), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути получения им образования в профессиональной школе.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетради, как правило, содержат большие погрешности.

Например, для изображения правильного пятиугольника требуются глубокие теоретические знания, развитые умения и довольно много времени

В результате сложные геометрические фигуры не рассматриваются, что обедняет курс геометрии.

Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему, дают метод получения изображения самых разнообразных геометрических фигур, расширяют геометрические представления учащихся.

Отсюда особую роль приобретают учебные занятия, связанные с внедрением информационных технологий в процесс обучения школьной геометрии в условиях предпрофильного и профильного образования.

Использование информационных технологий в обучении геометрии реализует:

  •  потребность современного общества в информационно-технической культуре учащихся;
  •  дифференцированный  подход в обучении геометрии в условиях уровневого обучения с применением информационных технологий;
  •  развитие планиметрического мышления учащихся с помощью применения прикладного программно-методического обеспечения.

Кроме этого в геометрии моделирование средствами компьютерной графики планиметрических объектов и задач, создание иллюстраций (сложные геометрические конструкции, сечения объектов) дает запоминающийся визуальный образ.

Кроме того, когда мы учим геометрии тех, кто в силу своей природной склонности избрал своей будущей профессией не математику, данный курс в любом случае повышает их коммуникативные способности, формирует критическое мышление учащихся, обучает воспринимать информацию с экрана и повышает общекультурный уровень учащихся.

Цели и задачи курса.

Образовательные цели:

  •  формирование в сознании учащихся понятий о методах математическо-информационного моделирования;
  •  ознакомление и овладение основными приемами работы с векторными редакторами;
  •  создание предпосылок для последующего изучения специальных математическо-информационных дисциплин на старшей ступени школьного образования;
  •  формирование теоретической и психологической базы для освоения новых технологий в условиях непрерывной модернизации образования.

Воспитательные цели:

  •  ознакомление школьников с различными подходами к познавательной и практической деятельности;
  •  воспитание трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.

Развивающие цели:

  •  развитие логического мышления учащихся, умения пользоваться умозаключениями по аналогии;
  •  развитие умений решать геометрические задачи, пользуясь известными теоретическими положениями, математическим аппаратом, графическими средствами, справочной литературой, вычислительной техникой;
  •  развитие умения экспериментировать.

Программа курса (содержание обучения).

Курс построен на материале из планиметрии, не входящей в изучение школьного курса геометрии и векторной компьютерной графики на примере  редактора Corel Draw. Рассматриваются теоретические вопросы о паркетах и разрезании фигур, а так же изучаются необходимые инструменты редактора и действия в нем над объектами для реализации полученных знаний на практике.

Требование к минимально необходимому уровню знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для успешного изучения элективного курса.

Учащиеся должны:

  •  иметь начальные представления о компьютерной графике;
  •  знать что такое объект, иметь представление о его свойствах и способах их изменений;
  •  знать содержание школьного курса геометрии 7-8 класса, быть знакомым со структурой доказательства теорем;
  •  уметь производить элементарные геометрические построения;
  •  обладать основными практическими навыками по работе в среде Windows.

Тематическое планирование.

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

Применение компьютера для решения математических задач

1

2

Паркеты.

7

3

Задачи на разрезание.

7

4

Презентация докладов учащихся, итоговое занятие

2

Поурочное планирование.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Теория

(формы проведения)

Практика

(формы проведения)

1

Применение компьютера для решения математических задач. Математическая модель. Объекты и их свойства.

1

(лекция)

Паркеты. Правильные и полуправильные паркеты.

1

(лекция)

2

Рисование многоугольников. Выделение и группировка объектов. Копирование, перемещение и удаление объектов.

1

(семинар)

3

Изменение размера и перекос объекта. Вращение и зеркальное отображение объекта.

1

(семинар)

4

Практические занятия «Составление паркетов»

4

Равносоставные фигуры.

1

(лекция)

4

Разрезание объекта. Упорядочение объектов. Группирование объектов.

1

(семинар)

5

Объединение, пересечение и исключение объектов.

1

(семинар)

6

Практические занятия «Задачи на разрезание фигур»

4

7

Презентация докладов учащихся «Применение программных средств на уроках геометрии».

1

(семинар)

9

Итоговое занятие «Corel Draw: Паркеты. Задачи на разрезание ».

1

(семинар)

Перечень знаний, умений и навыков учащихся, которые должны быть ими достигнуты после прохождения курса.

В результате изучения курса должны быть сформированы

навыки:

  •  по созданию и преобразованию объектов в Corel Draw;
  •  рациональной  работе с графическим редактором Corel Draw;
  •  действий над сложными фигурами;
  •  использования компьютера для нахождения нужной информации;
  •  способствующие развитию умений применять средства ИКТ в учебной деятельности по геометрии.

умения:

  •  использовать приобретенные навыки в учебной деятельности;
  •  осуществлять нахождение необходимой информации с помощью электронных средств.

Перечисленные навыки и умения формируются на основе знаний о:

  •  возможностях векторных графических редакторов для изучения общеобразовательных предметов школьного курса;
    •  методах и свойствах графической реализации геометрических фигур;
    •  программных методах оптимизации построения геометрических фигур, изучаемых в школьном курсе  планиметрии;

Используемая литература:

  1.  И.М.Смирнова, В.А.Смирнов. Компьютер помогает геометрии. М.: Дрофа, 2003.

  1.  Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

PAGE  - 1 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61541. Сложение и вычитание в пределах 100 698.18 KB
  Закрепление изученного материала Дидактическая цель Закреплять вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 100 Задачи Совершенствовать умения решать задачи. Развивать вычислительные навыки, умение рассуждать
61542. Свойства диагоналей прямоугольника 314.11 KB
  Разрежьте прямоугольник по диагонали. Теперь возьмите зеленый прямоугольник и проведите диагональ из верхнего левого угла в нижний правый и разрежьте его по диагонали. Какой можно сделать вывод диагонали равны Возьмите синий прямоугольник.
61543. Трёхзначные числа 20.35 KB
  Итак прежде чем приступим давайте проверим все ли готовы к уроку. А теперь давайте настроимся на работу с небольшой зарядкой. Молодцы Перед тем как мы приступим хочу сказать что я подготовила для вас одно очень интересное задание...
61544. Приёмы вычислений для случаев вида 26+4 21.13 KB
  Тип урока: комбинированный Средства обучения: примеры на доске учебник наглядное пособие карточки с примерами Литература для учителя: Математика. На доске записаны числа...
61545. Что значит быть внимательным 17.58 KB
  Развивающие: развивать внимание память обогащать словарный запас. Ребята скажите а как вы думаете что такое внимание ответы детей Как вы думаете у всех ли есть внимание Как вы считаете что значит быть внимательным ответы детей Внимание есть у всех.
61547. Наблюдение над значениями приставок 23.26 KB
  Задачи: Повторить и закрепить знания о правописании приставок и их различия при написании слов. Развивать орфографическую зоркость, формировать навык грамотного письма слов и предложений с предлогами.