32486

ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Существенно донести до учащихся что информация в таких файлах представлена лишь символами кодовой таблицы и немногими управляющими символами. создать таблицу содержащую заданное число строк и столбцов; перемещаться по таблице; устанавливать ширину столбца; заполнять таблицу текстом; создавать желаемое обрамление и заливку ячеек таблицы; удалять таблицу. Методика обучения обработке числовой информации Тема Введение в электронные таблицы Основные вопросы: Круг задач решаемых с использованием программ класса электронные...

Русский

2013-09-04

109 KB

9 чел.

екция №28. Теория и методика обучения информатики,

ПРОФИЛЬНЫЕ КУРСЫ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Курсы, ориентированные на информационные технологии, включают в себя две части:

  1.  инвариантную, связанную с описанием принципов данной технологии;
  2.  программно-зависимую, связанную с конкретной реализацией технологии в одной из современных популярных компьютерных программ.

Вторая часть, обычно доминирующей по объему, определяет возможность реализации нескольких различных по содержанию курсов, ориентированных на одну и ту же информационную технологию (курс, ориентированный на использование графического редактора Paint, будет существенно иным, чем курс, в основу которого положен графический редактор CorelDraw).

В школе, ориентирующейся на углубленное изучение информационных технологий, обычно не ограничиваются одной из них, а выстраивают последовательное изучение двух-трех: например, обработка текстов и телекоммуникации, обработка текстовой информации и компьютерная графика и т.п.

Методика обучения обработке текстовой информации

В профильном курсе технологической направленности речь может идти о приобретении профессиональных навыков машинной обработки текстов, вплоть до введения в издательские системы.

Тема «Обработка текстовой информации

Начинают рассказ об особенностях такого уровня обработки текстовой информации с напоминания о формате текстовых файлов. Существенно донести до учащихся, что информация в таких файлах представлена лишь символами кодовой таблицы и немногими управляющими символами. Это приводит, с одной стороны, к простоте и универсальности представления текстовой информации и сравнительно малому объему текстовых файлов, а с другой - к отсутствию привычных  выразительных возможностей.

Редактирование текстовых файлов целесообразно излагать, подразумевая использование редактора Блокнот или редактора, встроенного в оболочку файлового менеджера.

Тема «Текстовый процессор, основные функции»

Начать изучение данной темы целесообразно с рассказа о том, что представляет собой обработка текстовой информации, предназначенной как для личных, так и для деловых целей.

Следует напомнить основную терминологию, связанную с текстами: символ, слово, строка, предложение, абзац, шрифт,  колонтитул и т.д.

Полезна общая характеристика текстового процессора к элементам которой учащиеся будут неоднократно возвращаться в ходе изучения. Кроме того, необходимо напомнить о обмене данными между приложениями. Для многих учащихся будет неожиданной информация о том, что текстовый процессор позволяет набирать сложные математические выражения и химические формулы, строить рисунки, полноценная издательская система.

Далее переходят к описанию основных функций. С этого момента существенно определиться, на какую версию программного обеспечения вы опираетесь.

Изучение основных функций включает следующие вопросы:

  1.  запуск программы и выход из нее;
  2.  загрузка документа в файл и сохранение его в файле;
  3.  многооконность и переход в другие окна;
  4.  функции горизонтального меню (общий обзор);
  5.  панель инструментов и назначение наиболее часто используемых инструментов стандартной панели и панели форматирования;
  6.  режимы отображения документа на экране, задание масштаба;
  7.  ввод текста.

Тема «Редактирование документов»

Перечислите те операции, которые необходимо освоить для овладения навыками редактирования документов:

  •  перемещение по тексту с помощью клавиатуры, перемещение на абзац, перемещение путем установки текстового курсора в нужное положение мышью, с помощью команды меню правка/перейти;
  •  выделение элементов текста (отдельных слов, предложений, группы строк, абзаца, всего текста);
  •  удаление элементов документа;
  •  перемещение фрагментов документа;
  •  копирование фрагментов документа;
  •  поиск и замена фрагментов документа;
  •  форматирование предложений и абзацев.

Концентрическое изучение способствует как скорейшему появлению минимально необходимого набора практических навыков, так и в случае нехватки времени на более полное изучение позволяет вовсе исключить необязательный материал. После того как учащиеся освоят минимально необходимый для создания документа набор действий и поймут саму логику организации программы, остальные действия осваивается гораздо легче.

Освоив форматирование, занимаются оформлением страниц документа. Осваивают следующие операции: разметка страницы, вставка номеров, вставка разрывов. Вставку сносок и колонтитулов при первом подходе можно опустить.

На первом этапе изучения достаточно освоить один из способов создания таблиц.

В ТР возможна как вставка в документ готовых рисунков, хранящихся в специальных библиотеках, так и создание собственных рисунков с помощью специального набора инструментов.

ТР располагает многими дополнительными возможностями. Их целесообразно отнести ко второму концентру изучения:

  1.  проверку правописания;
  2.  организацию переноса слов;
  3.  создание рисунков с помощью встроенных инструментов;
  4.  вставку специальных символов;« вставку математических формул.

Указанные возможности не исчерпывают всего того, что может ТР, однако стремление изучить «все» вряд ли целесообразно. Даже опытные пользователи порой открывают в этой программе новые возможности и осваивают их по мере необходимости.

Тема «Элементы издательского дела с использованием ТР»

Эта тема вовсе не является обязательной для школьного спецкурса по информатике. Ее изучение может быть оправдано, скорее всего, в рамках дополнительного спецкурса, преследующего цели предпрофессиональной подготовки по издательскому делу.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  1.  что представляет собой текстовый файл в формате .txt;
  2.  о терминологии «текстовый редактор», «текстовый процессор»;
  3.  какое место занимает текстовый процессор среди программ обработки текстов;
  4.  общие характеристики программы;
  5.  смысл обозначений (текстовые меню, пиктограммы) в стандартном окне ТР.
  6.  в чем заключается редактирование документа;
  7.  основные операции по редактированию документа.

Учащиеся должны уметь:

  1.  создавать файлы формата .txt с помощью простейших текстовых редакторов и осуществлять операции по обработке текстов.
  2.  запускать программу ТР и выходить из него;
  3.  загружать документ с диска для обработки в ТР и сохранять его на диске, создавать бумажную копию;
  4.  загружать несколько документов в разные окна;
  5.  вводить простой текст, разбитый на абзацы, с клавиатуры
  6.  отредактировать по предложенному учителем шаблону текст размером в 2—3 страницы.
  7.  создать таблицу, содержащую заданное число строк и столбцов;
  8.  перемещаться по таблице;
  9.  устанавливать ширину столбца;
  10.  заполнять таблицу текстом;
  11.  создавать желаемое обрамление и заливку ячеек таблицы;
  12.  удалять таблицу.
  13.  вставлять в текст рисунки с помощью меню вставка/рисунок,
  14.  перемещать рисунок по тексту;
  15.  масштабировать рисунок.
  16.  понимать сообщения редактора о потенциальных ошибках, появляющиеся при наборе текста;
  17.  запускать процедуру проверки орфографии участка текста или всего документа;
  18.  устанавливать режим автоматического переноса текста;
  19.  создавать простые рисунки с надписями, группировать их элементы;
  20.  вставлять специальные символы из различных библиотек;
  21.  вставлять в текст математические формулы (уровня тех, которые есть в школьном курсе математики).

Тематическое планирование курсов

Курс «Издательское дело»

(на основе пособий под ред. Н. В. Макаровой)

1. Издательское дело в среде текстового процессора

1.1 Введение в настольные издательские системы.

  1.  Аппаратный уровень поддержки.
  2.  Программный уровень поддержки.
  3.  Пользовательский уровень поддержки.
  4.  Объекты печатного издания.
  5.  Подготовительная работа.1.

1.3.1 Параметры страницы.

  1.   Установка параметров страницы.
  2.   Автоперенос.
  3.  Основные правила работы.
  4.  Редактирование текстов.
  5.  Форматирование текста.

1.6.1.Понятие форматирования.

1.6.2.Формат шрифта, технология форматирования шрифта.

1.6.3.Форматирование абзацев, технология форматирования
        абзаца.

1.6.4.Стилевое форматирование, его технология.

  1.  Оформление заголовков и подзаголовков.
  2.  Создание колонтитулов.

1.9.Работа с иллюстрациями.

  1.  Вставка иллюстраций.
  2.  Технология работы с иллюстрациями.
  3.  Изменение размеров иллюстраций.

1.10.Макетирование страниц.

  1.  Понятие многоколоночной верстки.
  2.  Верстка двухколоночной полосы.
  3.  Верстка трехколоночной полосы.
  4.  Буквица.

1.11.Оформление титульного листа.

  1.  Что должно быть на титульном листе.
  2.  Как вставить фигурный текст.
  3.  Как вставить рисунок.

1.12.Подготовка к печати.

2. Знакомство с настольной издательской системой Сравнительная характеристика издательской системы и текстового процессора.

  1.  Первые шаги в издательской системе.
  2.  Верстка страниц.
  3.  Текстовые блоки.
  4.  Работа с иллюстрациями.
  5.  Совместное размещение графики и текста.

Методика обучения обработке графической информации

В базовом курсе информатики изучение этого вопроса ограничивается краткими теоретическими сведениями о принципах хранения и обработки графической информации и приобретением начальных навыков работы с графическим редактором.

В профильном курсе технологической направленности речь может идти о приобретении более профессиональных навыков создания и редактирования графических объектов различной природы, что делает курс программно-зависимым.

Тема «Принципы обработки графической информации»

Данная тема является важной для освоения принципиальных вопросов, связанных с обработкой графической информации. Напомните учащимся следующие сведения (знакомые, скорее всего, из базового курса):

  •  принципиальную значимость для человека представления информации не только в символьном, но и в графическом виде;
  •  какие существуют технические средства отображения и обработки графической информации;
  •  области применения компьютерной графики;
  •  принципы кодирования изображений;
  •  форматы графических файлов.

Тема «Основы работы с программой ГР»

Порядок изучения:

  1.  Обсуждения того, что представляет собой программа ГР. Запуск программы и выход из нее.
  2.  Конструкция окна программы, назначение вертикальной и горизонтальной полос прокрутки, рабочего поля, панели инструментов и палитры цветов. Назначением основных инструментов, палитры цветов.
  3.  Простейшим операциям сохранения и загрузки изображений.
  4.  Обзору функций главного меню.
  5.  Управление атрибутами изображения с помощью пунктов меню рисунок/атрибуты и палитра — размеры поля рисунка, цвета изображения и фона и т.д.

Тема «Техника создания изображений»

Наилучший способ освоения техники создания изображений — свободный тренинг, на первом этапе ничем не ограниченный, а на втором - выполнение лабораторных работ по заданиям учителя, предусматривающим построение усложняющихся изображений с использованием различных возможностей программы.

Тема «Дополнительные возможности программы ГР»

Разделение возможностей ГР на основные и дополнительные весьма условно.

573

  1.  Работа с текстом, создание надписей (подписей) к рисунку .
  2.  Работа с фрагментами изображения (вырезание фрагмента, перемещение и копирование, различные отражения, изменение размеров и т.д).
  3.  Вставка в ГР рисунков из других файлов — полезное занятие, позволяющее обсудить и понять конвертацию файлов различных форматов.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  1.  о технических средствах представления графической информации;
  2.  о деловой, иллюстративной, научной и инженерной графике;
  3.  как кодируются изображения.
  4.  возможности программы ГР
  5.  причины, по которым не все графические файлы на прямую распознаются программой ГР;
  6.  как иногда можно обойти несовместимость форматов графических файлов.

Учащиеся должны уметь:

  1.  приводить примеры реализации деловой, иллюстративной, научной и инженерной графики;
  2.  опознавать форматы наиболее распространенных растровых и векторных графических файлов.
  3.  запускать программу и выходить из нее;
  4.  ориентироваться на рабочем поле, выбирать инструменты;
  5.  управлять атрибутами изображения, палитрой цветов.
  6.  выполнять рисунки, состоящие из отдельных линий, входящих в меню программы;
  7.  работать кистью, менять ее ширину;
  8.  удалять фрагменты изображения ластиком;
  9.  рисовать правильные геометрические фигуры;
  10.  пользоваться распылителем, создавая струи разного цвета и размера;
  11.  закрашивать замкнутые области;
  12.  редактировать детали изображения.

  1.  осуществлять операции с текстами;
  2.  оперировать фрагментами изображений;
  3.  вставлять в изображение, выполненное средствами ГР, фрагменты изображений, созданных иными графическими программами.

Тематическое планирование курсов

Курс «Основы векторной графики»

Профильный курс компьютерной графики, ориентированный на векторный графический редактор, позволяющий даже профессиональным художникам создавать весьма сложные иллюстрации.

1.Структура графической системы.

  1.  Дисплей.
  2.  Видеоадаптер.
  3.  Другие графические устройства.

2.Методы представления графических изображений.

  1.  Растровая графика.
  2.  Векторная графика.

3.Первые шаги.

  1.  Рабочий экран.
  2.  Работа с объектами (начало).

4.Цвет.

  1.  Системы цветов.
  2.  Цвет в ГР.
  3.  Заливка объектов.
  4.  Закраска контуров.

5.Работа с объектами (продолжение).

  1.  Контурные линии.
  2.  Вспомогательные режимы работы.
  3.  Кривые.

6.Проекции трехмерных объектов.

  1.  Параллельные и перспективные проекции.
  2.  Проекции.

7.Работа с объектами (продолжение).

  1.  Упорядочение, объединение, пересечение, подгонка объектов.
  2.  Переход от одного объекта к другому.
  3.  Работа с текстом.
  4.  Работа с файлами.
  5.  Форматы графических файлов.
  6.  Сохранение и загрузка изображений.
  7.  Импорт изображений.

Методика обучения обработке числовой информации

Тема «Введение в электронные таблицы»

Основные вопросы:

  1.  Круг задач решаемых с использованием программ класса «электронные таблицы».
  2.  Устройство ЭТ.
  3.  Объекты обработки (понятия «рабочая книга» и «рабочий лист»).
  4.  Понятие «ячейка» и адресацию ячеек.
  5.  Простейшие действия — запуск ЭТ и выход из нее.
  6.  З загрузка файлов-документов и их сохранение.
  7.  Многооконный вид программы.

Тема «Окно программы ЭТ»

Порядок изучения:

  1.  Назначение команд горизонтального меню и входящих в них подменю.
  2.  Панели инструментов «стандартная» и «форматирование» (суммирование, вызов Мастера функций, вызов Мастера диаграмм).
  3.  Задание форматов чисел (с помощью пиктограмм на панели «форматирование»).
  4.  Оформление экрана.
  5.  Адресовать ячейки ЭТ. Различие между относительным адресом и абсолютным адресом.
  6.  Диапазон ячеек и его адресация.
  7.  Способы ввода данных в ячейку (тексты, числа и формулы).
  8.  Режимы отображения формул и форматы представления чисел.

Тема «Подготовка таблицы»

  1.  Подготовку таблицы лучше всего отрабатывать на простых содержательных задачах. При оформлении этих задач следует приучать учащихся к использованию текстовых комментариев.
  2.  В методических целях указанные задачи должны быть таковы, чтобы допускать многовариантные расчеты при изменении значений входящих в них числовых параметров.
  3.  Изучаются приемы, ускоряющие заполнение таблицы при большом количестве формул.
  4.  Прием «копирование формул» (изменение адресов, входящих в формулы ячеек происходит автоматически, , но его можно блокировать в случае необходимости).
  5.  Полезность автоматической настройки номеров при копировании формул объяснить учащимся на любом содержательном примере.
  6.  Технические элементы: регулирование размера ячеек, форматирование текста, автоформатирование таблицы, регулирование цвета фона и основного содержимого, очистка ячеек, вставка и удаление ячеек, строк и столбцов, объединение ячеек и т.д..

Тема «Расчетные операции в ЭТ»

Расчеты по формулам являются главным действием в работе электронных таблиц.

Приведите полный перечень арифметических операций в ЭТ и уточните порядок их выполнения (приоритет), возможность изменять его при помощи скобок.

Подробно рассмотрите математические функции, в том числе и те, которые отсутствуют в школьной математике (сделать разумный отбор некоторого минимума, включающего все знакомое из школьной математики и такие полезные и понятные функции, как суммирование, нахождение максимума и минимума и т.п.)

Изучитеи логические функций в ЭТ.

Тема «Графические возможности ЭТ»

Изучаются возможности графического сопровождения и визуализации результатов вычислительных действий.

.

Требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  1.  назначение программ класса «электронные таблицы».
  2.  назначение команд текстового (горизонтального) меню;
  3.  назначение инструментов панелей «стандартная» и «форматирование»;
  4.  назначение Мастера функций и Мастера диаграмм;
  5.  возможности настройки экрана ЭТ;
  6.  способы адресации ячеек.
  7.  какие математические действия может выполнять программа ЭТ, в каком порядке выполняются эти действия;
  8.  какие наборы математических функций входят в состав программ ЭТ;
  9.  как и для чего используется условная функция в ЭТ.
  10.  какие формы отображения данных используются в деловой графике.

Учащиеся должны уметь:

  1.  запустить ЭТ и выйти из нее;
  2.  загрузить файл, рабочую книгу ЭТ — и сохранить его на диске;
  3.  загрузить несколько файлов ЭТ в разные окна и переходить между ними;
  4.  вводить в ячейки ЭТ числа (в разных формах), тексты и формулы;
  5.  устанавливать различные режимы отображения формул;
  6.  копировать формулы как с изменением адресов ячеек, так и без него;
  7.  регулировать размеры ячеек;
  8.  форматировать тексты;
  9.  вставлять и удалять строки и столбцы;
  10.  объединять ячейки.
  11.  перекладывать математические формулы, записанные в обычной математической нотации, на уровень ЭТ;
  12.  вводить формулы в таблицу;
  13.  использовать логические функции при конструировании ветвлений.
  14.  строить графики и диаграммы по данным, хранящимся в окне ЭТ или полученным расчетным путем.

Тематическое планирование курса  «Обработка числовой информации» (на основе пособий А. В. Горячева и Ю.А. Шафрина)

  1.  Что такое электронная таблица.
  2.  Что такое ЭТ.
  3.  Запуск и завершение программы.
  4.  Создание, загрузка и сохранение файлов-документов (книг).
  5.  Окно программы.
  6.  Как выглядит окно ЭТ.
  7.  Обзор функций горизонтального меню.
  8.  Панели инструментов.
  9.  Настройка экрана ЭТ.

6.Ячейка электронной таблицы.

  1.  Как адресовать ячейки.
  2.  Ввод данных в ячейку таблицы.
  3.  Изменение ширины столбца и высоты строки.
  4.  Что можно записать в ячейку таблицы.

7.Как подготовить простую таблицу.

  1.  Общие правила подготовки таблицы.
  2.  Основные методы оптимизации работы.
  3.  Оформление таблицы.
  4.  Печать таблицы.

8.Основные манипуляции с таблицами.

  1.  Перемещение по таблице.
  2.  Выделение фрагментов электронной таблицы.
  3.  Очистка ячеек.
  4.  Вставка и удаление.
  5.  Перемещение, копирование и вставка фрагмента.
  6.  Поиск и замена.
  7.  Отмена и повторение команд.

9.Расчетные операции в ЭТ.

  1.  Работа с формулами и функциями.
  2.  Основные статистические и математические функции ЭТ.
  3.  Логические операции в ЭТ.
  4.  Математические модели в ЭТ.
  5.  Ошибки при обработке электронных таблиц.
  6.  Операции ЭТ для самостоятельного освоения.
  7.  Дополнительные возможности ЭТ.

PAGE  - 15 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46055. Медиарилейшнз: современное состояние и перспективы развития 34 KB
  Отличительной чертой этих отношений сложившихся на политическом рынке России в последние 34 года можно назвать непосредственное участие СМИ в многочисленных избирательных кампаниях ставших сегодня неотъемлемой частью жизни российского общества. При этом важно отметить что включенность СМИ в избирательный процесс чаще всего сопровождается так называемыми информационными войнами разгорающимися в борьбе за властный ресурс между крупнейшими политикофинансовыми группами страны. Большая часть электронных и печатных СМИ сконцентрировалась в...
46056. Особенности макро- и микросреды функционирования российских предприятий 58.5 KB
  Маркетинговая среда совокупность активных субъектов и сил действующих за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества. Определяет цели фирмы общие стратегические установки и текущую политику. Поставщики это деловые фирмы и отдельные лица обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Маркетинговые посредники это фирмы помогающие компании в...
46057. Организация специальных PR-мероприятий: разработка общей концепции и сценария мероприятия; организация и курирование мероприятия; оценка эффективности 25.56 KB
  Организация специальных PRмероприятий: разработка общей концепции и сценария мероприятия; организация и курирование мероприятия; оценка эффективности. По Алёшиной: Специальные события это мероприятия проводимые компанией в целях привлечения внимания общественности к самой компании её деятельности и продуктам. Мероприятия имеющие значение для общественности более широкой чем сами участники предполагается освещать в СМИ. Специальные мероприятия как правило привязывают к особым корпоративным датам событиям появлению новинок.
46058. Оценка эффективности PR-кампании 44 KB
  Планирование PRмероприятия дает возможность проведения оценки эффективности. Оценка эффективности это всегда сравнение достигнутых результатов с планируемыми поэтому прежде всего необходимо определить стратегическую цель и тактические задачи проводимой PRдеятельности. Оценка эффективности PRкампании всегда напрямую связана с ее планированием так как это позволяет уже на этапе подготовки любой PRактивности...
46059. Уравнения движения механизма 479.5 KB
  Выполнив приведение сил и масс, любой механизм с одной степенью свободы (рычажный, зубчатый, кулачковый и др.), сколь бы сложным он ни был, можно заменить его динамической моделью...
46060. Кинематика и динамика вращательного движения АТТ 500.5 KB
  Кинематические характеристики частицы (поступательного движения АТТ) – перемещение , скорость и ускорение не могут служить характеристиками АТТ, участвующего во вращательном движении (для разных точек АТТ они разные). Нужны другие характеристики.
46061. Ламбдацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ламбдацизма у детей 30.5 KB
  Во время правильного произнесения звука л органы речи принимают следующее положение: губы раскрыты занимают нейтральное положение или принимают положение последующего гласного звука; зубы незначительно разомкнуты; язык узкий кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы или их десны средняя часть языка опущена боковые края тоже опущены; между боковыми краями языка и коренными зубами остается щель через которую выходит воздушная струя.Артикуляция твердого звука л сложнее артикуляции ль поэтому нарушение его произношения...
46062. Ротацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения ротацизма у детей 36.5 KB
  Причины нарушения звуков р и рь: укороченная подъязычная связка уздечка ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка; слабость мышц языка; неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения; нарушения фонематического слуха.Звук р согласныйвоздушная струя встречает преграду;язычный переднеязычный передненебный передняя часть языка направляется к передней части неба;смычный дрожащий вибрант образуется путем вибрации кончика языка смыкании и размыкании его около альвеол;сонорный...
46063. Каппацизм и йотацизм. Определение, этиология, виды. Логопедические технологии устранения каппацизма и йотацизма. Каппацизм – дефект произношения нёбных звуков к, к 18.5 KB
  Кончик языка опущен но не прикасается к нижним зубам. Корень языка поднят и смыкается с небом.Предложите ребенку произносить слоги татата и одновременно с этим нажимайте шпателем или плоским концом ложечки на кончик языка отодвигайте язык отт нижних зубов глубь рта. Таким образом спинка языка все больше выгибается и соответственно получается тятятя потом кякякя и наконец когда происходит смычка спинки языка с небом должно получиться какака.