32489

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Теория и методика обучения информатики ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. Компьютер как инструмент педагогического исследования Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке а также непосредственно в практике учебно воспитательного процесса: дистанционное обучение учреждение онлайновых учебных заведений; помощь в системе управления образованием; создание программ и виртуальных учебников по различным предметам; поиск в сети информации...

Русский

2013-09-04

69.5 KB

7 чел.

екция №32. Теория и методика обучения информатики,

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.

Информационные технологии нельзя рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, они настолько глубоко проникли в жизнь людей, что выделить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста уже не представляется возможным.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество исследовательской работы в педагогике.

Компьютер как инструмент педагогического исследования

Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке, а также непосредственно в практике учебно- воспитательного процесса:

  1.  дистанционное обучение, учреждение он-лайновых учебных заведений;
  2.  помощь в системе управления образованием;
  3.  создание программ и виртуальных учебников по различным предметам;
  4.  поиск в сети информации для учебного процесса;
  5.  компьютерное тестирование знаний учащихся;
  6.  создание электронных библиотек;
  7.  формирование единой научной электронной среды;
  8.  издание виртуальных журналов и газет по педагогической тематике;
  9.  проведение телеконференций, расширение международного сотрудничества в сфере Internet -образования.

Любое педагогическое исследование состоит из определённых этапов или частей. Можно выделить два этапа научного исследования:

  1.  эмпирический (связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала);
  2.  теоретический (связан с глубоким анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений, осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.).

Научное исследование в каждом цикле совершает, движение от эмпирии к теории и от теории к, проверяющей её практике.

Можно условно выделить пять этапов конструирования логики педагогического исследования.

Первый этап - стадия накопления знаний и фактов:

  1.  выбор проблемы и темы исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности;
  2.  ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
  3.  изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;
  4.  определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

Второй этап — стадия теоретического осмысливания фактов;

  1.  выбор методологии — исходной концепции, опорных теоретических идей, положений;
  2.  построение гипотезы исследования;
  3.  выбор методов исследования и разработка методики исследования.

Третий этап — опытно-экспериментальная работа:

  1.  построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;
  2.  организация и проведение констатирующего эксперимента;
  3.  организация и проведение уточняющего эксперимента;
  4.  проверка гипотезы исследования;
  5.  организация и проведение преобразующего эксперимента;
  6.  окончательная проверка гипотезы исследования;
  7.  формулировка выводов исследования.

Четвертый этап — анализ и оформление результатов педагогического исследования:

  1.  обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;
  2.  научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;
  3.  плакаты, диафильмы, кинофильмы по теме исследования.

Пятый этап — пропаганда и внедрение результатов исследования:

  1.  выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.;
  2.  публикации в средствах массовой педагогической информации.

Компьютер может быть эффективно использован на следующих подэтапах исследований:

  1.  ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
  2.  подготовка, организация и проведение экспериментов, а также формулировка выводов данного этапа исследования;
  3.  подготовка научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования; публикации в средствах массовой педагогической информации;
  4.  выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.

Кибернетические и математические методы позволяют подойти к решению одной из сложнейших задач педагогики - количественной оценки педагогических явлений.

Методами математической или статистической обработки результатов педагогического эксперимента называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых количественные показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.

Методы статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.

Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в педагогическом эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики.

Вторичными называются, методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.

Сейчас для проведения статистических расчётов обычно используют готовые вычислительные программы, которые достаточно легко осваиваются неспециалистами в области компьютерных технологий.

Методы математического моделирования применяются для построения математических моделей, описывающих какие-либо закономерности, а также для планирования эксперимента и всего исследования в целом. Кроме того, компьютер может использоваться для построения модели предметной области исследования на основе гипертекста.

Модель может эффективно замещать предметную область в исследовании за счёт большей формализации, абстрагирования от несущественных деталей.

PAGE  - 4 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59001. Джеймс Олдрідж. Останній дюйм 44.5 KB
  Мета: підібрати відповідний матеріал для розкриття теми. Залучити всіх учнів до вирішення проблем взаємин батьків і дітей, викликати бажання висловити власну точку зору, аргументувати її. Розвивати логічне мисленн, творчу уяву, виховувати мужність, волю, розвивати вміння самостійно приймати рішення
59002. Лінійка-реквієм. Дзвони Чорнобиля 29.5 KB
  Голос за сценою Чорнобиля гіркий Полин На серце ліг незримо й тяжко, І плине над землею дзвін Із тихим стогоном протяжно.
59003. Диктатура Юлія Цезаря 41.5 KB
  Обладнання: карта Стародавнього світу ілюстрації портрети виставка рефератів з теми Диктатура Юлія Цезаря Гай Светоний Транквили Жизнь двенадцати Цезарей В. Пояснення нового матеріалу План Дитячі та юнацькі роки Юлія Цезаря.
59004. Добро і світло в новелах О. Генрі 42 KB
  Генрі блискучий майстер короткого оповідання а його новели маленькі шедеври. Генрі автор монографії про нього новели американського письменника. 2й цикл новели техаського періоду близько ста новел збірка Серце Заходу.
59005. Доброта 42 KB
  Ознайомити з поняттями добро та доброта. Виховувати в учнів бажання творити добро ХІД УРОКУ I. Мудрець сказав: живи добро звершай Та нагород за це не вимагай.
59006. Ave Maria! 56 KB
  Повідомлення теми та мети уроку Учитель. Учитель. Бесіда про молитву Божій Матері живописця Рафаеля Санті та його картину Сікстінська Мадонна Учитель. Учитель.
59007. Екзотична новела Проспера Меріме. Матео Фальконе 37 KB
  Екзотична новела Матео Фальконе написана в 1829 році. Таким чином автор готує нас до знайомства з Матео Фальконе людиною відважною і в той же час небезпечною а початок новели є його передісторією. Розмова на уроці далі присвячена Матео Фальконе його вчинкам...
59008. Екологічне виховання молодших школярів 58 KB
  Ураховуючи завдання та мету курсу я намагаюсь пробудити в учнів занепокоєність станом природи їхнього безпосереднього оточення і планети в цілому а також ініціюю екологічне мислення та поведінку в повсякденному житті.
59009. Жінки в історії України 77.5 KB
  Можна навести чималий список жінок, які прославляли рідну землю. Це поетеси Леся Українка та Ліна Костенко, художниця Катерина Білокур, співачки Раїса Кириченко та Ніна Матвієнко, актори Соломія Крушельницька та Наталія Ужвій і багато-багато інших.