32489

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Теория и методика обучения информатики ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. Компьютер как инструмент педагогического исследования Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке а также непосредственно в практике учебно воспитательного процесса: дистанционное обучение учреждение онлайновых учебных заведений; помощь в системе управления образованием; создание программ и виртуальных учебников по различным предметам; поиск в сети информации...

Русский

2013-09-04

69.5 KB

6 чел.

екция №32. Теория и методика обучения информатики,

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.

Информационные технологии нельзя рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, они настолько глубоко проникли в жизнь людей, что выделить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста уже не представляется возможным.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество исследовательской работы в педагогике.

Компьютер как инструмент педагогического исследования

Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке, а также непосредственно в практике учебно- воспитательного процесса:

  1.  дистанционное обучение, учреждение он-лайновых учебных заведений;
  2.  помощь в системе управления образованием;
  3.  создание программ и виртуальных учебников по различным предметам;
  4.  поиск в сети информации для учебного процесса;
  5.  компьютерное тестирование знаний учащихся;
  6.  создание электронных библиотек;
  7.  формирование единой научной электронной среды;
  8.  издание виртуальных журналов и газет по педагогической тематике;
  9.  проведение телеконференций, расширение международного сотрудничества в сфере Internet -образования.

Любое педагогическое исследование состоит из определённых этапов или частей. Можно выделить два этапа научного исследования:

  1.  эмпирический (связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала);
  2.  теоретический (связан с глубоким анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений, осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.).

Научное исследование в каждом цикле совершает, движение от эмпирии к теории и от теории к, проверяющей её практике.

Можно условно выделить пять этапов конструирования логики педагогического исследования.

Первый этап - стадия накопления знаний и фактов:

  1.  выбор проблемы и темы исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности;
  2.  ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
  3.  изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;
  4.  определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

Второй этап — стадия теоретического осмысливания фактов;

  1.  выбор методологии — исходной концепции, опорных теоретических идей, положений;
  2.  построение гипотезы исследования;
  3.  выбор методов исследования и разработка методики исследования.

Третий этап — опытно-экспериментальная работа:

  1.  построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;
  2.  организация и проведение констатирующего эксперимента;
  3.  организация и проведение уточняющего эксперимента;
  4.  проверка гипотезы исследования;
  5.  организация и проведение преобразующего эксперимента;
  6.  окончательная проверка гипотезы исследования;
  7.  формулировка выводов исследования.

Четвертый этап — анализ и оформление результатов педагогического исследования:

  1.  обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;
  2.  научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;
  3.  плакаты, диафильмы, кинофильмы по теме исследования.

Пятый этап — пропаганда и внедрение результатов исследования:

  1.  выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.;
  2.  публикации в средствах массовой педагогической информации.

Компьютер может быть эффективно использован на следующих подэтапах исследований:

  1.  ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
  2.  подготовка, организация и проведение экспериментов, а также формулировка выводов данного этапа исследования;
  3.  подготовка научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования; публикации в средствах массовой педагогической информации;
  4.  выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.

Кибернетические и математические методы позволяют подойти к решению одной из сложнейших задач педагогики - количественной оценки педагогических явлений.

Методами математической или статистической обработки результатов педагогического эксперимента называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых количественные показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.

Методы статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.

Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в педагогическом эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики.

Вторичными называются, методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.

Сейчас для проведения статистических расчётов обычно используют готовые вычислительные программы, которые достаточно легко осваиваются неспециалистами в области компьютерных технологий.

Методы математического моделирования применяются для построения математических моделей, описывающих какие-либо закономерности, а также для планирования эксперимента и всего исследования в целом. Кроме того, компьютер может использоваться для построения модели предметной области исследования на основе гипертекста.

Модель может эффективно замещать предметную область в исследовании за счёт большей формализации, абстрагирования от несущественных деталей.

PAGE  - 4 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10417. Национальная политика в России 34.5 KB
  Национальная политика в России. Задача современной национальной политики достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение Исходным постулатом решения этой задачи должно быть признание того что Россия это единое многонацио...
10418. Понятие Политическая культура 31 KB
  Понятие Политическая культура. Политическая культура неотъемлемая составная часть общенациональной культуры. Она включает зафиксированный в обычаях и законах политический опыт общества его классов социальных групп трудовых коллективов индивидуумов уровень их
10419. Политическое мировоззрение как стержневой элемент политической культуры 32 KB
  Политическое мировоззрение как стержневой элемент политической культуры. Тема политическая культура занимает особое место в курсе политологии. Она посвящена проблемам взаимоотношений власти и личности политического поведения субъектов политики. Политическая ку...
10420. Политическое управление и политические процессы в обществе 37 KB
  Политическое управление и политические процессы в обществе. Существует множество интерпретаций понятия политический процесс Но по существу все они признают что политический процесс раскрывает движение динамику эволюцию политической системы Он представляет собо
10421. Политические решения. Общие понятия и отличия от других решений 33.5 KB
  Политические решения. Общие понятия и отличия от других решений. Понятие решение определяет выбор одной из ряда альтернатив в процессе достижения поставленных целей. Альтернатива же в свою очередь является одним из вариантов действия исключающим возможность реали
10422. Современные формы национально-государственного устройства 39.5 KB
  Современные формы национально-государственного устройства. Современный мир представляет собой конгломерат многообразия форм государственного устройства. С точки зрения особенностей взаимопонимания государства и личности воплощения в государственном устройстве р...
10423. Проблемы формирования политической культуры общества 30 KB
  Проблемы формирования политической культуры общества. Весьма актуальной для любой политической системы является проблема формирования политической культуры общества. Особенно важным является охват всех структур общества и его политической элиты всех уровней призв...
10424. Существующие варианты управления конфликтами, их формы 26.5 KB
  Существующие варианты управления конфликтами их формы. Существенным аспектом теории конфликта является вопрос об управлении и регулировании политических конфликтов. Этими проблемами занимается самостоятельная отрасль знаний конфликтология. Один из важнейших ее р...
10425. Участие России в решении глобальных и региональных проблем современности 38 KB
  Участие России в решении глобальных и региональных проблем современности. Ведущим жизненно важным интересом России ныне стало недопущение необратимой территориальной дезинтеграции государства. Главный региональный интерес России в настоящее время должен быт...