32489

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Теория и методика обучения информатики ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ. Компьютер как инструмент педагогического исследования Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке а также непосредственно в практике учебно воспитательного процесса: дистанционное обучение учреждение онлайновых учебных заведений; помощь в системе управления образованием; создание программ и виртуальных учебников по различным предметам; поиск в сети информации...

Русский

2013-09-04

69.5 KB

6 чел.

екция №32. Теория и методика обучения информатики,

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ.

Информационные технологии нельзя рассматривать как нечто принадлежащее исключительно миру техники, они настолько глубоко проникли в жизнь людей, что выделить их из общего мировоззренческого и культурологического контекста уже не представляется возможным.

Деятельность отдельных людей, групп, коллективов и организаций сейчас все в большей степени начинает зависеть от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию. Необходимо провести большую работу по сбору и переработке информации, ее осмыслению и анализу, что подчас невозможно без привлечения специальных технических средств.

Стремительно развивающийся процесс информатизации всех сфер жизни общества делает возможным поднять на новый уровень организацию и качество исследовательской работы в педагогике.

Компьютер как инструмент педагогического исследования

Сегодня информационные технологии находят довольно широкое применение в педагогике как науке, а также непосредственно в практике учебно- воспитательного процесса:

  1.  дистанционное обучение, учреждение он-лайновых учебных заведений;
  2.  помощь в системе управления образованием;
  3.  создание программ и виртуальных учебников по различным предметам;
  4.  поиск в сети информации для учебного процесса;
  5.  компьютерное тестирование знаний учащихся;
  6.  создание электронных библиотек;
  7.  формирование единой научной электронной среды;
  8.  издание виртуальных журналов и газет по педагогической тематике;
  9.  проведение телеконференций, расширение международного сотрудничества в сфере Internet -образования.

Любое педагогическое исследование состоит из определённых этапов или частей. Можно выделить два этапа научного исследования:

  1.  эмпирический (связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала);
  2.  теоретический (связан с глубоким анализом факторов, с проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулировкой в качественной и количественной форме законов, т.е. с объяснением явлений, осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях или процессах, вырабатываются принципы, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.).

Научное исследование в каждом цикле совершает, движение от эмпирии к теории и от теории к, проверяющей её практике.

Можно условно выделить пять этапов конструирования логики педагогического исследования.

Первый этап - стадия накопления знаний и фактов:

  1.  выбор проблемы и темы исследования, обоснование её актуальности, уровня разработанности;
  2.  ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
  3.  изучение практического опыта учебных заведений и лучших педагогов;
  4.  определение объекта, предмета, цели и задач исследования.

Второй этап — стадия теоретического осмысливания фактов;

  1.  выбор методологии — исходной концепции, опорных теоретических идей, положений;
  2.  построение гипотезы исследования;
  3.  выбор методов исследования и разработка методики исследования.

Третий этап — опытно-экспериментальная работа:

  1.  построение гипотезы исследования – теоретической конструкции, истинность которой предстоит доказать;
  2.  организация и проведение констатирующего эксперимента;
  3.  организация и проведение уточняющего эксперимента;
  4.  проверка гипотезы исследования;
  5.  организация и проведение преобразующего эксперимента;
  6.  окончательная проверка гипотезы исследования;
  7.  формулировка выводов исследования.

Четвертый этап — анализ и оформление результатов педагогического исследования:

  1.  обоснование заключительных выводов и практических рекомендаций;
  2.  научный доклад, статьи, учебно-методические пособия, монографии, книги;
  3.  плакаты, диафильмы, кинофильмы по теме исследования.

Пятый этап — пропаганда и внедрение результатов исследования:

  1.  выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.;
  2.  публикации в средствах массовой педагогической информации.

Компьютер может быть эффективно использован на следующих подэтапах исследований:

  1.  ознакомление с теорией и историей вопроса и изучение научных достижений в данной и смежных областях;
  2.  подготовка, организация и проведение экспериментов, а также формулировка выводов данного этапа исследования;
  3.  подготовка научных докладов, статей, учебно-методических пособий, монографий, книг, плакатов по теме исследования; публикации в средствах массовой педагогической информации;
  4.  выступления на кафедрах, советах, семинарах, научно-практических конференциях, симпозиумах и т.д.

Кибернетические и математические методы позволяют подойти к решению одной из сложнейших задач педагогики - количественной оценки педагогических явлений.

Методами математической или статистической обработки результатов педагогического эксперимента называются математические приемы, формулы, способы количественных расчетов, с помощью которых количественные показатели, получаемые в ходе эксперимента, можно обобщать, приводить в систему, выявляя скрытые в них закономерности.

Методы статистического анализа условно делятся на первичные и вторичные.

Первичными называют методы, с помощью которых можно получить показатели, непосредственно отражающие результаты производимых в педагогическом эксперименте измерений. Соответственно под первичными статистическими показателями имеются в виду те, которые применяются в самих психодиагностических методиках и являются итогом начальной статистической обработки результатов психодиагностики.

Вторичными называются, методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности.

Сейчас для проведения статистических расчётов обычно используют готовые вычислительные программы, которые достаточно легко осваиваются неспециалистами в области компьютерных технологий.

Методы математического моделирования применяются для построения математических моделей, описывающих какие-либо закономерности, а также для планирования эксперимента и всего исследования в целом. Кроме того, компьютер может использоваться для построения модели предметной области исследования на основе гипертекста.

Модель может эффективно замещать предметную область в исследовании за счёт большей формализации, абстрагирования от несущественных деталей.

PAGE  - 4 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6880. Головне меню програми та MDI інтерфейс 74.18 KB
  Головне меню програми та MDI інтерфейс Хід роботи 1)Створив новий проект, додав 2 форми, розмістив необхідні компоненти на формах. Далі вказав головну батьківську форму...
6881. Побудова 3D-моделі рельєфа 1.21 MB
  Побудова 3D-моделі рельєфа. Одночасно відкриті в ENVI знімок та карта Використаємо створені на попередній лабораторній роботі файли карти для побудови тривимірної моделі поверхні. Для цього нам потрібна карта висот відповідної області...
6882. Магнітна індукція у феромагнетиках 215 KB
  Магнітна індукція у феромагнетиках Мета роботи: вивчення процесів, що відбуваються при намагнічуванні та перемагнічуванні тороидального феромагнітного сердечника. Зміст роботи і завдання 1. Ознайомитися з лабораторним макетом для зняття петель перем...
6883. Робота із мультиспектральними знімками. Класифікація 2.5 MB
  Робота із мультиспектральними знімками. Класифікація Більшість супутників, що проводять фотозйомку земної поверхні постачають дані не у вигляді кольорового зображення, а у вигляді декількох (інколи декількох десятків) монохромних зображень - по...
6884. Справочно-библиографический аппарат библиотеки 41.41 KB
  Справочно-библиографический аппарат библиотеки. Определение, состав и задачи справочно-библиографического аппарата (СБА) Согласно ГОСТ 7.26-80 Библиотечное дело. Основные термины и определения справочно-библиографический аппарат (СБА) библи...
6885. В чём заключается палеонтологический метод в геологии 26 KB
  В чём заключается палеонтологический метод в геологии? Объясните на примерах. Палеонтологический метод, метод определения относительного возраста осадочных толщ земной коры по сохранившимся в них ископаемым остаткам организмов. Используется для реше...
6886. Охарактеризуйте оболочки (геосферы) Земли. Приведите схему строения Земли 318 KB
  Охарактеризуйте оболочки (геосферы) Земли. Приведите схему строения Земли. Выделяются следующие геосферы: атмосфера, гидросфера, литосфера, земная кора, мантия и ядро Земли...
6887. Охарактеризуйте продукты вулканических извержений 33.5 KB
  Охарактеризуйте продукты вулканических извержений. При извержении вулкана выделяются продукты вулканической деятельности, которые могут быть жидкими, газообразными и твердыми. Газообразные - фумаролы и софиони, играют важную роль в вулканической дея...
6888. Охарактеризуйте землетрясения и их типы 31.5 KB
  Охарактеризуйте землетрясения и их типы. Ежегодно на всей Земле происходит около миллиона землетрясений, но большинство из них так незначительны, что они остаются незамеченными...