32493

Цели и задачи обучения информатики в школе

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Теория и методика обучения информатики ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ. Цели и задачи обучения информатики в школе На основе общих принципов педагогической политики государство определило главные задачи общеобразовательной школы: обеспечение усвоения учащимися системы знаний определяемой общественными и производственными потребностями; формирование научного миропонимания политической экономической правовой культуры гуманистических ценностей и идеалов творческого мышления самостоятельности в пополнении знаний;...

Русский

2013-09-04

47.5 KB

105 чел.

екция №3. Теория и методика обучения информатики,

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ.

Цели и задачи обучения информатики в школе

На основе общих принципов педагогической политики государство определило главные задачи общеобразовательной школы:

  •  обеспечение усвоения учащимися системы знаний, определяемой общественными и производственными потребностями;
  •  формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценностей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;
  •  удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поколения;
  •  выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Средняя школа является общеобразовательной и общеразвивающей, закладывающей основы всестороннего развития, первоначальной профессиональной подготовки, способность к непрерывному образованию и освоению любой профессии каждым ребенком.

Общие цели обучения информатике определяются с учетом особенностей информатики как науки, ее роли и места в системе наук, в жизни современного общества. Рассмотрим, как основные цели, характерные для школы в целом, могут быть отнесены к образованию школьников в области информатики.

Образовательная и развивающая цель обучения информатике в школе —- дать каждому школьнику начальные фундаментальные знания основ науки информатики, включая представления о процессах преобразования, передачи и использования информации, и на этой основе раскрыть учащимся значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, а также роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества.

Практическая цель школьного курса информатики - внести вклад в трудовую и технологическую подготовку учащихся, т. е. вооружить их теми знаниями, умениями и навыками, которые могли бы обеспечить подготовку к трудовой деятельности после окончания школы.

В целях профориентации курс информатики должен давать учащимся сведения о профессиях, непосредственно связанных с ЭВМ и информатикой, а также различными приложениями изучаемых в школе наук, опирающимися на использование ЭВМ.

Воспитательная цель школьного курса информатики обеспечивается, прежде всего, тем мощным мировоззренческим воздействием на ученика, которое оказывает осознание возможностей и роли вычислительной техники и средств информационных технологий в развитии общества и цивилизации в целом.

Ни одна из перечисленных выше основных целей обучения информатике не может быть достигнута изолированно друг от друга, они прочно взаимосвязаны. Нельзя получить воспитательный эффект предмета информатики, не обеспечив получения школьниками основ общего образования в этой области, так же как нельзя добиться последнего, игнорируя практические, прикладные стороны содержания обучения.

Общие цели школьного образования в области информатики остающихся по своей общедидактической сути весьма расплывчатыми (хотя и вполне устойчивыми), при наложении на реальную учебную сферу трансформируются в конкретные цели обучения.

«Цель — идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание цели зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта и применяемых средств».

Основная документальная база структуры школьного курса.

Решение коллегии Министерства образования России от 22 февраля 1995 г. № 4/1  в котором на нормативном уровне в рекомендательной форме декларируется идея «снижения» обучения информатике на младшие звенья обучения и построения непрерывного курса информатики для средней школы. Под реализацию нового понимания целей обучения информатике в 11-летней школе в упомянутом документе излагалась трехэтапная структура курса:

  •  Первый этап (I —VI кл.) — пропедевтический. На этом этапе происходит первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и т.д. на уроках математики, русского языка и других предметов.
  •  Второй этап (VII —IX кл.) — базовый курс, обеспечивающий обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. Он направлен на овладение школьниками методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
  •  Третий этап (X—XI кл.) — продолжение образования в области информатики как профильного обучения, дифференцированного по объему и содержанию в зависимости от интересов и направленности допрофессиональной подготовки школьников.

Проектируемые цели обучения информатике в общеобразовательной школе как результат применения указанного выше подхода:

  1.  Формирование основ научного мировоззрения. Речь идет прежде всего о формировании представлений об информации (информационных процессах) как одном из трех основополагающих понятий науки: веществе, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; единстве информационных принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы.
    1.  Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. т.е умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации, соотнесение информации и знания, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность.
    2.  Подготовка школьников к последующей профессиональной деятельности. Необходимо готовить школьников к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации. Это включает в себя, в частности, освоение средств информатизации и информационных технологий.
    3.  Овладение информационными и коммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования. Необходимость такой подготовки вытекает из особенностей непрерывного образования: реализации индивидуальных образовательных «траекторий», дифференцированности образовательных процессов, усиления роли средств обучения».

Информатика сегодня — это «...одна из стратегически важных и перспективных «точек роста» мировой науки... Происходит философское переосмысление роли информатики и информационных процессов в развитии природы и общества, растет понимание общенаучного значения информационного подхода как метода научного познания».

PAGE  - 1 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33777. Понятие и виды мер административной ответственности 21.41 KB
  Органы исполнительной власти и их должностные лица управомочены законом применять меры административной ответственности. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом должностным лицом. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. В теории административного права меры административного...
33778. Понятие дисциплинарной ответственности. Меры дисциплинарной ответственности 17.28 KB
  Дисциплинарная ответственность вид юридической ответственности основным содержанием которой выступают меры дисциплинарное взыскание применяемые администрацией учреждения предприятия к сотруднику работнику в связи с совершением им дисциплинарного проступка. Функции дисциплинарной ответственности регулятивная направлена на формирование поведения сотрудника работника на определение границы между правомерным и противоправным исполнением своих трудовых обязанностей; превентивная предупреждение нарушения трудовой дисциплины как самим...
33779. Предмет и субъекты гражданского права 17.6 KB
  Вопервых это имущественные отношения которые представляют собой отношения возникающие по поводу имущества материальных благ имеющих экономическую форму товара. Вовторых это личные неимущественные отношения связанные с имущественными а в некоторых случаях и не связанные с ними. Имущественные и неимущественные отношения не обладающие вышеуказанными признаками не относятся к предмету гражданского права и не могут регулироваться его нормами.
33780. Понятие права собственности. Общая собственность 16.89 KB
  права собственности носят абсолютный характер. Иначе говоря в таких ситуациях два или более лица сообща становятся субъектами права собственности на одно и то же имущество вещь. Следовательно отношения общей собственности характеризуются множественностью субъектов права собственности на конкретный объект.
33781. Виды сделок 23.45 KB
  Таким образом сделку характеризуют следующие признаки: является юридическим актом сделка всегда волевой акт то есть действия людей это правомерное действие сделка специально направлена на возникновение прекращение или изменение гражданских правоотношений сделка порождает гражданские правоотношения только для её участников но иногда сделки в пользу третьего лица Виды сделок В научной литературе различают следующие основания классификации и соответствующие виды сделок: В зависимости от числа сторон: односторонние и многосторонние...
33782. Исковая давность 15.93 KB
  Виды сроков давности Вообще различают только два вида для сроков: общий 3 года например для исков по ничтожным сделкам специальные ранее назывались сокращенные сроки но чтобы не вводить в заблуждение нужно отметить некоторые специальные сроки длятся более 3 лет устанавливаются для особых случаев например 1 год для оспаривания недействительности оспоримых сделок Сроки по исковой давности не распространяется на: требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ кроме случаев предусмотренных законом;...
33783. Состав наследственного имущества 15.34 KB
  Из этого следует что самовольно возведенный дом или гараж объектом права собственности не является и в состав наследственного имущества включен быть не может. К числу переходящих по наследству объектов неимущественного характера относятся некоторые права в сфере интеллектуальной собственности.1112 ГК РФ в состав наследственного имущества не входят: права и обязанности неразрывно связанные с личностью наследодателя а именно: его право на алименты право на возмещение вреда причиненного его жизни или здоровью; права и обязанности...
33784. Представительство и доверенность 26.63 KB
  Основания возникновения и виды представительства Основания возникновения представительства: волеизъявление представляемого оно может быть отражено либо в доверенности либо в договоре; юридические факты указанные в законе например родители являются законными представителями своих детей без специальных полномочий в силу п. Представительство основанное на доверенности так как доверенность является односторонней сделкой совершаемой представляемым по его усмотрению. Представитель по доверенности как правило не обладает правом...
33785. Понятие семейного права. Источники семейного права 22.17 KB
  Источники семейного права. Семейное право это отрасль права которая регулирует семейные отношения возникающие из факта брака и принадлежности к семье. Сюда входят: заключение и прекращение брака; права и обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алиментные обязательства членов семьи; применение российского семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства; формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей; признание брака фиктивным; лишение родительских прав и...