32494

Структура обучения информатике в школе

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

; логические модели дедуктивные системы сложность вывода нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный вывод вывод по аналогии правдоподобный вывод немонотонные рассуждения и т.; искусственный интеллект представление знаний вывод на знаниях обучение экспертные системы и т.; бионика математические модели в биологии модели поведения генетические системы и алгоритмы и т.; инженерия математического обеспечения языки программирования технологии создания программных систем инструментальные системы и т.

Русский

2013-09-04

84.5 KB

34 чел.

екция №4. Теория и методика обучения информатики,

СТРУКТУРА ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Структура обучения информатике в школе.

Область интересов информатики — это структура и общие свойства информации, а также вопросы, связанные с процессами поиска, сбора, хранения, преобразования, передачи и использования информации в самых различных сферах человеческой деятельности.

Структуру информатики в настоящее время определяют следующие основные области исследования:

  •  теория алгоритмов (формальные модели алгоритмов, проблемы вычислимости, сложность вычислений и т.п.);
  •  логические модели (дедуктивные системы, сложность вывода, нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный   вывод, вывод по аналогии, правдоподобный вывод, немонотонные рассуждения и т.п.);
  •  базы данных (структуры данных, поиск ответов на запросы,   логический вывод в базах данных, активные базы и т.п.);
  •  искусственный интеллект (представление знаний, вывод на   знаниях, обучение, экспертные системы и т.п.);
  •  бионика (математические модели в биологии, модели поведения, генетические системы и алгоритмы и т.п.);
  •  распознавание образов и обработка зрительных сцен (статистические методы распознавания, использование призначных   пространств, теория распознающих алгоритмов, трехмерные сцены и т.п.);
  •  теория роботов (автономные роботы, представление знаний   о мире, децентрализованное управление, планирование целесообразного поведения и т.п.);
  •  инженерия математического обеспечения (языки программирования, технологии создания программных систем, инструментальные системы и т.п.);
  •  теория компьютеров и вычислительных сетей (архитектурные   решения, многоагентные системы, новые принципы переработки информации и т.п.);
  •  компьютерная лингвистика (модели языка, анализ и синтез   текстов, машинный перевод и т.п.);
  •  числовые и символьные вычисления (компьютерно-ориентированные методы вычислений, модели переработки информации   в различных прикладных областях, работа с естественно-языковыми текстами и т.п.);
  •  системы человеко-машинного взаимодействия (модели дискурса, распределение работ в смешанных системах, организация   коллективных процедур, деятельность в телекоммуникационных   системах и т.п.);
  •  нейроматематика и нейросистемы (теория формальных нейронных сетей, использование нейронных сетей для обучения,   нейрокомпьютеры и т.п.);
  •  использование компьютеров в замкнутых системах (модели   реального времени, интеллектуальное управление, системы мониторинга и т.п.).

Структура предметной области информатики

Фундаментальные основы информатики

Теоретическая информатика

Информация как семантическое свойство материи. Информация и эволюция в живой и неживой природе. Начало общей теории информации. Методы измерения информации. Макро- и микроинформация. Математические и информационные модели. Теория алгоритмов. Стохастические методы в информатике. Вычислительный эксперимент как методология научного исследования. Информация и знания. Семантические аспекты интеллектуальных процессов и информационных систем. Ин формационные системы искусственного интеллекта. Методы представления знаний. Познание и творчество как информационные процессы. Теория и методы разработки и проектирования информационных систем и технологий.

Средства автоматизации

Техни-ческие

Обработки, отображения и передачи данных

Персональные компьютеры. Рабочие станции. Устройства ввода/вывода и отображения информации. Аудио- и видеосистемы, системы мультимедиа. Сети ЭВМ. Средства связи и компьютерные телекоммуникационные системы.

Программные

Системные

Операционные системы и среды. Системы и языки программирования. Сервисные оболочки, системы пользовательского интерфейса. Программные средства межкомпьютерной связи (системы теледоступа), вычислительные и информационные среды.

Реализации технологий

Универсальных

Текстовые и графические редакторы. Системы управления базами данных. Процессоры электронных таблиц. Средства моделирования объектов, процессов, систем. Информационные языки и форматы представления данных и знаний; словари; классификаторы; тезаурусы. Средства зашиты информации от разрушения и несанкционированного доступа.

Профессионально-ориентированных

Издательские системы. Системы реализации технологий автоматизации расчетов, проектирования, об   работки данных (учета, планирования, управления, анализа, статистики и т.д.). Системы искусственного интеллекта (базы знаний, экспертные системы, диагностические, обучающие и др.).

Информационные технологии

Ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных. Подготовки текстовых и графических документов, технической документации. Интеграции и коллективного использования разнородных информационных ресурсов. Защиты информации. Программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления (объектами, процессами, системами).

Социальная информатика

Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества. Информационное общество — закономерности и проблемы становления и развития. Информационная инфра   структура общества. Проблемы информационной безопасности. Новые возможности развития личности в ин   формационном обществе. Проблемы демократизации в информационном обществе и пути их решения. Информационная культура и информационная безопасность личности.

Школьная информатика определяется как ветвь информатики, занимающаяся исследованием и разработкой программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения применения ЭВМ в школьном учебном процессе.

Взаимосвязи основных компонентов курса информатики и вычислительной техники

Рассмотрим методическую систему обучения информатике как совокупность пяти иерархически взаимосвязанных компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

Взаимосвязь компонентов системы обучения

Специфика курса информатики заключается в том, что наличие или отсутствие компьютерного класса и тип ПЭВМ определяют, чему и как учить школьников. Другими словами, от средств обучения зависят и задачи обучения, а следовательно, и содержание, которое определяет методы и организационные формы проведения уроков.

В зависимости от конфигурации компьютеров, имеющихся в школе, учитель варьирует содержание образования по информатике, но в пределах, допустимых Стандартами образования.

PAGE  - 1 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14694. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕНТНОГО СОДЕРЖАНИЯ KCl В СМЕСИ KCl+NaCl 32 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №23 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕНТНОГО СОДЕРЖАНИЯ KCl В СМЕСИ KClNaCl Природный калий представляет собой смесь изотопов: К3993 К4003 К4167. Изотопы К39 и К41 стабильны изотоп К40 радиоактивен с периодом полураспада 14109 лет. Радиоактивное превращение калий40 прот
14695. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ α-ЧАСТИЦ ПО ВЕЛИЧИНЕ ИХ ПРОБЕГА В ВОЗДУХЕ 53 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №22 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ αЧАСТИЦ ПО ВЕЛИЧИНЕ ИХ ПРОБЕГА В ВОЗДУХЕ Ядра некоторых изотопов как естественных так и искусственных могут самопроизвольно превращаться в другие ядра. Такие превращения ядер называют радиоактивным распадом. При испу...
14696. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ 40.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №21 ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ ЯДЕРНОЙ ФИЗИКИ Вероятность того что за данный промежуток времени ∆t распадётся k атомов из n равна где pk – число групп из n атомов в каждой из которых произошло к радиоактивных распадов a q об
14697. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА В ВОЗДУХЕ МЕТОДОМ СТОЯЧЕЙ ВОЛНЫ 408 KB
  Лабораторная работа № 5 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЗВУКА В ВОЗДУХЕ МЕТОДОМ СТОЯЧЕЙ ВОЛНЫ Цель работы: ознакомиться с основными характеристиками волновых процессов; изучить условия образования и особенности стоячей волны; определить скорость звука в воздухе метод...
14698. Определение характеристик двухполюсных резистивных элементов 189.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3 Определение характеристик двухполюсных резистивных элементов Цель работы: Генератор и нагрузка собираются по схеме звезды. Исследуются зависимые и независимые схемы соединения генератора и нагрузки. Объект и средства измерения:
14700. Определение характеристик пассивных элементов в цепи постоянного тока 52.5 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1 Определение характеристик пассивных элементов в цепи постоянного тока Цель работы: Овладеть методикой измерения сопротивлений и определения вольтамперных характеристик пассивных двухполюсников Объект и средства измерения: Об...
14701. Определение характеристик пассивных элементов в цепи переменного тока 58 KB
  ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 Определение характеристик пассивных элементов в цепи переменного тока Цель работы: Определение параметров пассивных двухполюсников при переменном токе. Объект и средства измерения: Объектом исследования служат двухполюсны
14702. Національна етика. Сімейна етика. Релігійна етика. Біоетика 76 KB
  Моральний зміст відношення до природи як до мети і засобу людської діяльності. Рослинний і тваринний світ як морально-естетичне багатство людства. Завдання та взаємодія екологічного і етичного виховання