32498

УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Теория и методика обучения информатики УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ. Некомпьютерные средства обучения информатике Понятие и дидактические функции технических средств обучения Еще основоположник классноурочной системы обучения Ян Амос Коменский отмечал: . Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения ТСО изображения в процессе передачи учебной информации. Техническими средствами обучения называют проекционную...

Русский

2013-09-04

90.5 KB

38 чел.

екция №8. Теория и методика обучения информатики,

УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ.

Комплект тетрадей-раскрасок по информатике для начальной школы под ред. А В. Горячева.

Комплект «Информатика в играх и задачах» состоит из  тетрадей, поурочных планов и контрольного материала. Комплект предназначен для проведения уроков по теоретической информатике в классах начальной школы. Уроки с использованием тетрадей-раскрасок «не заменяют традиционную информатику в начальной школе, а предваряют и дополняют ее». Со своей стороны заметим, что задания в тетрадях имеют ярко выраженный развивающий характер. Можно выделить основные направления психического развития школьников:

  •  мышление: алгоритмическое, системное, логическое;
  •  творческое воображение;
  •  пространственное воображение;
  •  кроме того, формирование знания математических понятий; закрепление навыков устного счета, пропедевтика понятий информатики, экологическое воспитание младших школьников.

Среди упражнений на развитие мышления учащихся можно выделить задания на:

  •  обобщения,
  •  поиск закономерностей,
  •  понятия формы и пространства,
  •  сравнения,
  •  сопоставления.

Некомпьютерные средства обучения информатике

Понятие и дидактические функции технических средств обучения

Еще основоположник классно-урочной системы обучения Ян Амос Коменский отмечал: «...все, что только можно, представлять для восприятия чувствами».

Учащиеся познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Основными каналами получения информации являются слуховой и зрительный анализаторы. Система «ухо—мозг» может пропускать в секунду до 50 бит информации. Пропускная способность зрительного анализатора в 100 раз больше.

  •  около 90% всех сведений об окружающем мире учащийся получает с помощью зрения,
  •  9% — с помощью слуха,
  •  1% — с помощью осязания.

Следует отметить также, что из всех видов памяти у большинства учащихся более всего развита зрительная. Все это объясняет следующие факты. Человек,

  •  только слушая, запоминает 15% речевой информации,
  •  только глядя — 25% видимой информации,
  •  слушая и глядя — 65% информации.

Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения (ТСО) изображения в процессе передачи учебной информации.

Техническими средствами обучения называют проекционную, звуко- и видеоаппаратуру для воспроизведения заложенной в экранно-звуковые средства обучения учебной информации.

В современной дидактике принцип наглядности понимается как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Модель — условный образ какого-либо объекта (системы объектов). Учебные модели воспроизводят лишь отдельные, наиболее существенною стороны явления или процесса. 

  1.  Одна из важнейших дидактических особенностей ТСО — их высокая информационная насыщенность. Это открывает большие возможности их применения как средств рационального использования учебного времени, увеличения интенсивности обучения. Однако следует помнить, что высокая информационная емкость не должна превышать возможностей восприятия и усвоения учебной информации учащимися.
  2.  Следующая важная дидактическая особенность ТСО — это возможность преодолевать реально существующие временные и пространственные соотношения. Например, длительно протекающие процессы образования кристаллов или роста ветки дерева могут быть продемонстрированы за очень короткий промежуток времени.
  3.  Важной дидактической особенностью ТСО является возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов. ТСО позволяют ознакомить учащихся с явлениями, которые трудно или невозможно воспроизвести в школьных условиях.
  4.  Специфической особенностью ТСО является показ изучаемых явлений в развитии, динамике. Показ явлений в развитии отображает диалектическую взаимосвязь и обусловленность в природе и обществе. Для решения этой задачи в распоряжении ТСО есть современная сложнейшая аппаратура, различные варианты ускоренной и замедленной съемки, мультипликация, подводная съемка и др.
  5.  С помощью ТСО учебную информацию сообщают через систему изображений-образов, что обеспечивает усиленное эмоциональное воздействие на учащихся. В экранно-звуковых средствах научная информация выражена с помощью искусства.

Таким образом, ТСО могут решить следующие задачи:

  •  дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствовать повышению качества обучения;
    •  повысить наглядность обучения и, как следствие этого, сделать для учащихся доступным такой материал, который при обычных способах изложения недоступен или малодоступен;
    •  повысить эффективность обучения и в известных пределах увеличить темп изложения учебного материала;
    •  удовлетворить наиболее полно запросы и естественную любознательность учащихся;
    •  освободить учащихся от части технической работы и переключить сэкономленное время на его творческую деятельность;
    •  облегчить труд учителя и учащихся.

Типология средств обучения

Можно различать следующие средства обучения:

  •  по характеру использованного в них материала (словесный и изобразительный, конкретные языковые единицы и схематический их показ);
  •  по видам восприятия (зрительное, слуховое, зрительно-слуховое), на которое рассчитан этот материал;
  •  по способам подачи материала (с помощью технической аппаратуры или без нее, в статике или динамике: готовые таблицы и материал для их составления, картина, диакадр, кинолента);
  •  по организационным формам работы с ним (фронтальная на основе демонстрационных пособий и индивидуальная на основе раздаточного изобразительного материала).

Наиболее часто используемый классификационный признак технических средств обучения (ТСО) — по видам восприятия.

  •  экранные средства обучения (ЭС),
  •  звуковые средства обучения (ЗС)
  •  экранно-звуковые средства обучения (ЭЗС).

Средства, основанные на компьютерных технологиях (средства информационных и коммуникационных технологий — ИКТ), выделяются особо, поскольку имеют специфические свойства по сравнению с другими средствами обучения.

Типология средств обучения.

Экранные средства обучения воссоздают действительность с помощью изображений на экране (зрительный ряд).

  •  Учебные диапозитивы — серия изображений, предназначенных для учебных и воспитательных целей. Создают их фотографическим способом на прозрачном материале (стекло, пленка). Проецируют их на плоскость с помощью диапроектора или рассматривают на просвет.
  •  Транспаранты — изображения на прозрачной пленке, выполняемые полиграфическими и фотографическими способами. Различают транспаранты, состоящие из одного кадра и 2—6 накладывающихся кадров. Демонстрируют транспаранты с помощью графопроектора.
  •  Эпиобъекты — изображения (чертежи, рисунки, фотографии, тексты и пр.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, проецируемые на экран в отображенном свете.
  •  Учебные диафильмы — серии изображений, полученных фотографическим способом на прозрачной основе (непрерывной пленке) шириной 35 мм, обеспечивающие покадровое предъявление учебной информации в заранее определенной последовательности.

Звуковые средства обучения включают радиопередачи и звукозаписи различного типа (магнитные записи, грампластинки).

Экранно-звуковые средства обучения: 

  •  Кинопособие — это позитивное фотографическое изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным звуковым сопровождением. Фонд учебных кинопособий состоит из кинофильмов, кинофрагментов и кинокольцовок.
  •  Видеозаписи — это зафиксированные на специальной магнитной ленте при помощи видеомагнитофона и телевизионной камеры изображение и звук, которые могут быть воспроизведены на телевизионном экране.

Разработка комплекса средств обучения

Под комплексом средств обучения понимают их совокупность, необходимую и достаточную для изучения какой-либо темы учебной программы.

Комплекс характеризуется определенной структурой, то есть последовательностью включения средств обучения в учебный процесс во взаимосвязи и сочетаниях друг с другом. При подборе средств обучения учитывают их дидактические возможности, задачи урока и конкретные условия, в которых будут проводиться занятия.

В каждом комплексе можно выделить главный, доминирующий компонент, с которым связаны в той или иной последовательности другие средства обучения, причем все они должны быть согласованными, дополняющими друг друга.

Разработка комплекса средств обучения по отдельному вопросу программы состоит из следующих операций:

  1.  Определение задач обучения и воспитания при изучении данного вопроса.
  2.  Определение характера и объема знаний, которые должны усвоить учащиеся по учебнику.
  3.  Учет предшествующего познавательного опыта учеников.
  4.  Элементарный анализ содержания знания (используется прежде всего учебник).
  5.  Определение последовательности передачи знаний, формирование умений и навыков.
  6.  Формирование шагов перехода от незнания к знанию.
  7.  Методическая разработка каждого шага:
  •  моделирование познавательной деятельности учащихся;
  •  проектирование методов обучения;
  •  проектирование способов осуществления обратной связи и коррекции недостатков;
  •  определение состава и характера средств обучения.
  1.  Разработка способов систематизации, закрепления, применения и проверки знаний, приобретенных при осуществлении всех шагов, и определение необходимых для этого средств обучения.
  2.  Составление номенклатуры средств обучения для изучения данного вопроса.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85539. Від усмішки йде до всіх тепло. В.О.Сухомлинський «Усмішка» 66 KB
  Актуалізувати і розширити знання дітей про життя і творчість видатного українського педагога і письменника; розвивати уміння аналізувати і структурувати текст (знаходити описи, міркування, зачин, основну частину, кінцівку).
85540. Підсумок за темою: «З любов’ю до рідної землі» 37 KB
  Мета: викликати інтерес до читання творів, удосконалювати навички свідомого читання, розуміння прочитаного, оволодівати лексикою і фразеологією української мови; розвивати спостережливість; вчити логічно мислити, аналізувати...
85541. Урок Доброти за творами В.О. Сухомлинського 53.5 KB
  Обладнання: Крилаті вислови прислівя про доброту твори В. Творити повсякчас добро для інших це велике покликання людини. Тож хочу наш урок позакласного читання розпочати такими словами: Живи добро звершай Та нагород за це не вимагай Хай оживає істина стара: Людина починається з добра Саме цей вислів Людина починається з добра є темою нашого уроку ДОБРОТИ.
85542. Життя і творчість М. Рильського М. Рильський. Не кидайсь хлібом 69.5 KB
  Мета: Продовжити знайомити дітей із творчістю українського письменника М. Виховувати почуття поваги до праці хлібороба бережне ставлення до хліба. Давайте розшифруємо що ж хотіли хлопчаки нам сказати НЕ кидайсь хлібом IV Повідомлення теми та мети уроку Цими словами розпочинається ще один вірш...
85543. З думкою про канікули. Правила поведінки під час масових заходів 63.5 KB
  Мета: Навчати учнів бачити, відчувати створені словами образи природи; удосконалювати техніку читання віршованих та прозових творів, насичених діалогами. Вчити свідомо сприймати художні тексти, визначати головну думку в прочитаному творі.
85544. Як по-різному звучать мелодії природи... С. Жупанин «Мелодії природи». О. Олесь «В небі жайворонки в’ються» 81.5 KB
  Вправи для підвищення швидкості читання і розвитку мовлення Творче завдання Розвиток звязного мовлення. Співи яких птахів ви чуєте Який настрій викликає у вас щебетання пташок 2 Самостійне читання учнями тексту на с. Читання слів знизу вгору. Читання слів у парі римовані слова.
85545. Т.Г.Шевченко – поет, художник, патріот 144.5 KB
  Шевченка вчити сприймати зміст поезії на слух відображати його в малюнках викликати бажання розповідати вивчені вірші й слухати нові показати барвистість красу рідної мови її мелодійність; розвивати память увагу спостережливість поповнювати словниковий запас учнів; виховувати милосердя доброту любов...
85546. Уроку позакласного читання «Людина починається з добра» 88 KB
  Розширити знання дітей про життя і творчість В.Сухомлинського; формувати оцінні судження щодо ознак добра і зла; збагачувати словник учнів; формувати читацький інтерес; розвивати вміння колективно обговорювати прочитане, уважно і зацікавлено слухати товариша і доповнювати його відповідь у ході бесіди...
85547. Цікаве у світі тварин. О.Копиленко «Кріт-неборака» 33.5 KB
  Ознайомитися з особистістю О. Копиленка; викликати інтерес до його творчості; вдосконалювати навички правильного, виразного та швидкого читання; розвивати вміння переказувати прочитане; знаходити в тексті описи й міркування, ознаки науково-популярного оповідання...