32498

УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Теория и методика обучения информатики УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ. Некомпьютерные средства обучения информатике Понятие и дидактические функции технических средств обучения Еще основоположник классноурочной системы обучения Ян Амос Коменский отмечал: . Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения ТСО изображения в процессе передачи учебной информации. Техническими средствами обучения называют проекционную...

Русский

2013-09-04

90.5 KB

37 чел.

екция №8. Теория и методика обучения информатики,

УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ.

Комплект тетрадей-раскрасок по информатике для начальной школы под ред. А В. Горячева.

Комплект «Информатика в играх и задачах» состоит из  тетрадей, поурочных планов и контрольного материала. Комплект предназначен для проведения уроков по теоретической информатике в классах начальной школы. Уроки с использованием тетрадей-раскрасок «не заменяют традиционную информатику в начальной школе, а предваряют и дополняют ее». Со своей стороны заметим, что задания в тетрадях имеют ярко выраженный развивающий характер. Можно выделить основные направления психического развития школьников:

  •  мышление: алгоритмическое, системное, логическое;
  •  творческое воображение;
  •  пространственное воображение;
  •  кроме того, формирование знания математических понятий; закрепление навыков устного счета, пропедевтика понятий информатики, экологическое воспитание младших школьников.

Среди упражнений на развитие мышления учащихся можно выделить задания на:

  •  обобщения,
  •  поиск закономерностей,
  •  понятия формы и пространства,
  •  сравнения,
  •  сопоставления.

Некомпьютерные средства обучения информатике

Понятие и дидактические функции технических средств обучения

Еще основоположник классно-урочной системы обучения Ян Амос Коменский отмечал: «...все, что только можно, представлять для восприятия чувствами».

Учащиеся познают окружающий мир с помощью всех органов чувств. Основными каналами получения информации являются слуховой и зрительный анализаторы. Система «ухо—мозг» может пропускать в секунду до 50 бит информации. Пропускная способность зрительного анализатора в 100 раз больше.

  •  около 90% всех сведений об окружающем мире учащийся получает с помощью зрения,
  •  9% — с помощью слуха,
  •  1% — с помощью осязания.

Следует отметить также, что из всех видов памяти у большинства учащихся более всего развита зрительная. Все это объясняет следующие факты. Человек,

  •  только слушая, запоминает 15% речевой информации,
  •  только глядя — 25% видимой информации,
  •  слушая и глядя — 65% информации.

Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения (ТСО) изображения в процессе передачи учебной информации.

Техническими средствами обучения называют проекционную, звуко- и видеоаппаратуру для воспроизведения заложенной в экранно-звуковые средства обучения учебной информации.

В современной дидактике принцип наглядности понимается как систематическая опора не только на конкретные предметы и их изображения, но и на их модели. Модель — условный образ какого-либо объекта (системы объектов). Учебные модели воспроизводят лишь отдельные, наиболее существенною стороны явления или процесса. 

  1.  Одна из важнейших дидактических особенностей ТСО — их высокая информационная насыщенность. Это открывает большие возможности их применения как средств рационального использования учебного времени, увеличения интенсивности обучения. Однако следует помнить, что высокая информационная емкость не должна превышать возможностей восприятия и усвоения учебной информации учащимися.
  2.  Следующая важная дидактическая особенность ТСО — это возможность преодолевать реально существующие временные и пространственные соотношения. Например, длительно протекающие процессы образования кристаллов или роста ветки дерева могут быть продемонстрированы за очень короткий промежуток времени.
  3.  Важной дидактической особенностью ТСО является возможность глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов. ТСО позволяют ознакомить учащихся с явлениями, которые трудно или невозможно воспроизвести в школьных условиях.
  4.  Специфической особенностью ТСО является показ изучаемых явлений в развитии, динамике. Показ явлений в развитии отображает диалектическую взаимосвязь и обусловленность в природе и обществе. Для решения этой задачи в распоряжении ТСО есть современная сложнейшая аппаратура, различные варианты ускоренной и замедленной съемки, мультипликация, подводная съемка и др.
  5.  С помощью ТСО учебную информацию сообщают через систему изображений-образов, что обеспечивает усиленное эмоциональное воздействие на учащихся. В экранно-звуковых средствах научная информация выражена с помощью искусства.

Таким образом, ТСО могут решить следующие задачи:

  •  дать учащимся более полную и точную информацию об изучаемом явлении или объекте и тем самым способствовать повышению качества обучения;
    •  повысить наглядность обучения и, как следствие этого, сделать для учащихся доступным такой материал, который при обычных способах изложения недоступен или малодоступен;
    •  повысить эффективность обучения и в известных пределах увеличить темп изложения учебного материала;
    •  удовлетворить наиболее полно запросы и естественную любознательность учащихся;
    •  освободить учащихся от части технической работы и переключить сэкономленное время на его творческую деятельность;
    •  облегчить труд учителя и учащихся.

Типология средств обучения

Можно различать следующие средства обучения:

  •  по характеру использованного в них материала (словесный и изобразительный, конкретные языковые единицы и схематический их показ);
  •  по видам восприятия (зрительное, слуховое, зрительно-слуховое), на которое рассчитан этот материал;
  •  по способам подачи материала (с помощью технической аппаратуры или без нее, в статике или динамике: готовые таблицы и материал для их составления, картина, диакадр, кинолента);
  •  по организационным формам работы с ним (фронтальная на основе демонстрационных пособий и индивидуальная на основе раздаточного изобразительного материала).

Наиболее часто используемый классификационный признак технических средств обучения (ТСО) — по видам восприятия.

  •  экранные средства обучения (ЭС),
  •  звуковые средства обучения (ЗС)
  •  экранно-звуковые средства обучения (ЭЗС).

Средства, основанные на компьютерных технологиях (средства информационных и коммуникационных технологий — ИКТ), выделяются особо, поскольку имеют специфические свойства по сравнению с другими средствами обучения.

Типология средств обучения.

Экранные средства обучения воссоздают действительность с помощью изображений на экране (зрительный ряд).

  •  Учебные диапозитивы — серия изображений, предназначенных для учебных и воспитательных целей. Создают их фотографическим способом на прозрачном материале (стекло, пленка). Проецируют их на плоскость с помощью диапроектора или рассматривают на просвет.
  •  Транспаранты — изображения на прозрачной пленке, выполняемые полиграфическими и фотографическими способами. Различают транспаранты, состоящие из одного кадра и 2—6 накладывающихся кадров. Демонстрируют транспаранты с помощью графопроектора.
  •  Эпиобъекты — изображения (чертежи, рисунки, фотографии, тексты и пр.) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, проецируемые на экран в отображенном свете.
  •  Учебные диафильмы — серии изображений, полученных фотографическим способом на прозрачной основе (непрерывной пленке) шириной 35 мм, обеспечивающие покадровое предъявление учебной информации в заранее определенной последовательности.

Звуковые средства обучения включают радиопередачи и звукозаписи различного типа (магнитные записи, грампластинки).

Экранно-звуковые средства обучения: 

  •  Кинопособие — это позитивное фотографическое изображение движущихся объектов на кинопленке с зафиксированным звуковым сопровождением. Фонд учебных кинопособий состоит из кинофильмов, кинофрагментов и кинокольцовок.
  •  Видеозаписи — это зафиксированные на специальной магнитной ленте при помощи видеомагнитофона и телевизионной камеры изображение и звук, которые могут быть воспроизведены на телевизионном экране.

Разработка комплекса средств обучения

Под комплексом средств обучения понимают их совокупность, необходимую и достаточную для изучения какой-либо темы учебной программы.

Комплекс характеризуется определенной структурой, то есть последовательностью включения средств обучения в учебный процесс во взаимосвязи и сочетаниях друг с другом. При подборе средств обучения учитывают их дидактические возможности, задачи урока и конкретные условия, в которых будут проводиться занятия.

В каждом комплексе можно выделить главный, доминирующий компонент, с которым связаны в той или иной последовательности другие средства обучения, причем все они должны быть согласованными, дополняющими друг друга.

Разработка комплекса средств обучения по отдельному вопросу программы состоит из следующих операций:

  1.  Определение задач обучения и воспитания при изучении данного вопроса.
  2.  Определение характера и объема знаний, которые должны усвоить учащиеся по учебнику.
  3.  Учет предшествующего познавательного опыта учеников.
  4.  Элементарный анализ содержания знания (используется прежде всего учебник).
  5.  Определение последовательности передачи знаний, формирование умений и навыков.
  6.  Формирование шагов перехода от незнания к знанию.
  7.  Методическая разработка каждого шага:
  •  моделирование познавательной деятельности учащихся;
  •  проектирование методов обучения;
  •  проектирование способов осуществления обратной связи и коррекции недостатков;
  •  определение состава и характера средств обучения.
  1.  Разработка способов систематизации, закрепления, применения и проверки знаний, приобретенных при осуществлении всех шагов, и определение необходимых для этого средств обучения.
  2.  Составление номенклатуры средств обучения для изучения данного вопроса.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33480. Територія України 29.5 KB
  6 КК де зазначено що особи які вчинили злочини на території України підлягають кримінальній відповідальності за цим Кодексом. б КК злочин визнається вчиненим на території України якщо його було почато продовжено закінчено або припинено на території України незалежно від того де особу було віддано до суду в зв'язку з його вчиненням. Зазначене положення охоплює як випадки вчинення всього діяння на території України так і випадки вчинення діяння як на території України так і на території інших держав. Поняттям територія України...
33481. Принципи чинності кримінального закону у часі 30.5 KB
  За загальним правилом закон про кримінальну відповідальність набирає чинності через десять днів з дня його офіційного оприлюднення. При цьому під опублікуванням закону про кримінальну відповідальність треба розуміти опублікування його в офіційному друкованому виданні.Зворотна дія закону про кримінальну відповідальність. Закон про кримінальну відповідальність який скасовує злочинність діяння або пом’якшує кримінальну відповідальність має зворотну дію у часі тобто поширюється на осіб що вчинили відповідні діяння до набрання таким законом...
33482. Ексцес виконавця 26 KB
  Ексцес виконавця вчинення виконавцем злочину дій які не охоплюються умислом інших співучасників якщо його дії утворюють самостійний склад злочину або його дії суттєво відрізняються від дій запланованих іншими учасниками. Кількісний ексцес має місце там де виконавець учинив однорідний злочин але більш тяжкий ніж було заплановано співучасниками наприклад вчинив розбій замість крадіжки. В цьому разі виконавець несе відповідальність за статтею що передбачає покарання за фактично вчинений ним злочин а співучасники несуть...
33483. Загальні засади призначення покарання 28 KB
  Інакше кажучи яка б кримінальна справа не розглядалася яке б покарання не призначалося винному суд зобов'язаний виходити з цих загальних критеріїв. 65 загальні засади призначення покарання складаються з таких трьох критеріїв. Суд призначає покарання: 1 у межах встановлених у санкції статті Особливої частини КК що передбачає відповідальність за вчинений злочин; 2 відповідно до положень Загальної частини КК; 3 враховуючи ступінь тяжкості вчиненого злочину особу винного та обставини що пом'якшують та обтяжують покарання.
33484. Звільнення від відбування покарання з випробуваннями 41.5 KB
  Відомий багато років нашому праву інститут засудження з випробуванням умовне засудження і відстрочка виконання вироку трансформований новим КК в один із видів звільнення від відбування покарання звільнення від відбування покарання з випробуванням. 75 КК зазначено якщо суд при призначенні покарання у виді виправних робіт службових обмежень для військовослужбовців обмеження волі а також позбавлення волі на строк не більше п'яти років враховуючи тяжкість злочину особу винного та інші обставини справи дійде висновку про можливість...
33485. правових відносин між особою яка вчинила злочин і державою. 27.5 KB
  Прийняття судом рішення про звільнення особи від кримінальної відповідальності є актом що свідчить про припинення кримінальноправових відносин між особою яка вчинила злочин і державою. Тобто вчинене раніше нею діяння визнається юридичне незначним підлягає забуттю залежно від того правом чи обов'язком суду є звільнення особи від кримінальної відповідальності виділяють два види такого звільнення: обов'язкове і. Факультативним є звільнення передбачене ст. Звільнення особи від кримінальної відповідальності може бути безумовним і умовним.
33486. Поняття злочину та його ознаки 28 KB
  Злочином є передбачене цим Кодексом суспільно небезпечне винне діяння дія або бездіяльність вчинене субєктом злочину. Три ознаки злочину: суспільна небезпечність діяння винність і передбаченість діяння в законі про кримінальну відповідальність. Суспільна небезпечність як матеріальна ознака злочину полягає в тому що діяння або заподіює шкоду відносинам які охороняються кримінальним законом або містить у собі реальну можливість заподіяння такої шкоди.
33488. Змішана форма вини 28.5 KB
  До таких злочинів належать наприклад порушення вимог законодавства про охорону праці якщо воно спричинило загибель людей або інші тяжкі наслідки ч. 286; порушення чинних на транспорті правил що убезпечують рух якщо це спричинило загибель людей або інші тяжкі наслідки ст. 291; незаконне перевезення на повітряному судні вибухових або легкозаймистих речовин що спричинило загибель людей чи інші тяжкі наслідки ч. У другій групі злочинів складність об'єктивної сторони полягає в тому що передбачене законом умисне діяння спричиняє два...