32501

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНО-НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Теория и методика обучения информатики МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНОНАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. Методы и приемы формирования системноинформационных понятий на уроках информатики и во внеурочной работе со школьниками Философские аспекты современного школьного курса информатики Проблема существования и бытия человека в полностью технизированном и информатизированном мире не могла не занимать философов что вызвало к жизни концепцию информационного общества. Пропедевтика методов системного анализа...

Русский

2013-09-04

48 KB

13 чел.

екция №11. Теория и методика обучения информатики,

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМНО-НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ.

Методы и приемы формирования системно-информационных понятий на уроках информатики и во внеурочной работе со школьниками

Философские аспекты современного школьного курса информатики

Проблема существования и бытия человека в полностью «технизированном» и «информатизированном» мире не могла не занимать философов, что вызвало к жизни концепцию «информационного» общества.

«Информационное общество» — это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит особая нематериальная субстанция, условно именуемая «информацией», обладающая свойством взаимодействия, как с духовным, так и с материальным миром человека.

При всем многообразии воззрений на ход исторического развития можно проследить ряд общих характеристических черт:

  1.  история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно можно назвать «сельскохозяйственный», «индустриальный» и «постиндустриальный»;
  2.  разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия человека с природой (через орудия, через машину или технику,  через информацию);
  3.  переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет трансформации в сознании людей;
  4.  завершающим историческим этапом, который, по мнению одних философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем, является «информационное общество».

На первый план в информатике выдвигается набор понятий, связанных с формально знаковыми конструкциями и их моделированием. Объектами такого (информационного) моделирования могут быть явления и процессы любой природы: от искусственных систем до социума.

Информатика стала научной основой современной промышленной революции: компьютерная техника, автоматизированные и роботизированные производства, средства коммуникации, системы автоматизации интеллектуального труда. Информатика рассматривает любые объекты и явления с информационной точки зрения, изучает методологию информационного моделирования, формальные исчисления, алгоритмы, информационные технологии и связанные с ними мировоззренческие вопросы.

Пропедевтика методов системного анализа в младшей школе

Обучение на уроках информатики в начальной школе имеет следующие задачи:

  1.  Научить ребенка осмысленно видеть мир и успешно ориентироваться в нем.
  2.  Помочь справиться с предметами школьной учебной программы.
  3.  Научить полноценно и продуктивно общаться (с людьми и техникой), уметь принимать решения.

Эффективными методами формирования системно-информационных понятий являются словесные методы обучения: дискуссия, беседа (в том числе игровая) и др. Задачи, в которых по неполному условию надо выяснить исходные данные, учат ставить корректные вопросы и добывать информацию. Обычно в таких задачах можно задавать вопросы, предполагающие альтернативный ответ: «да» или «нет». Например, задача, в которой обычное условие предполагает необычный алгоритм разгадывания: «Есть нечто. Что это?»

Особо необходимо отметить дидактические возможности системы «Роботландия» для преподавания информатики в начальной школе. Такие программы, как Буквоед, Конюх, Монах, Курсор, Меню и др., формируют основные понятия информационных технологий (меню, курсор, алгоритм и др.), а также развивают логическое и алгоритмическое мышление учащихся. Программы содержат задания: на установление парных соответствий дорисовать картинку, выработку навыков счета в пределах десяти и др.

Формирование системно-информационной картины мира  на базовом уровне

Анализ учебников и учебных пособий показывает, что большая часть заданий - это задачи на количественное представление информации, на преобразование чисел в различных системах счисления.

Эффективный прием формирования системно-информационных понятий найден творческим коллективом под руководством профессора Н. В. Макаровой  основан на объектно-ориентированном подходе к обучению. Одним из дидактических приемов является описание объектов через их признаки посредством использования таблиц. Например, объект «орел» описывается следующим образом:

Объект «Орел»

Параметры

Действия

Размер

Вес

Размах крыльев

Характер

Летать

Есть

Спать

Лечить

Кормить

В дальнейшем таблицы усложняются и при описании параметров различают название и значение. В наиболее законченном варианте при описании объекта указывают его имя, параметры (названия и значения), действия и среду обитания.

 В содержании упражнений может часто использоваться отечественный литературный материал. Например, «Ниже перечислены названия литературных произведений, принадлежащих одному множеству: «Метель», «Капитанская дочка», «Анчар», «Вольность», «Станционный смотритель». По какому признаку они объединены в одно множество?» Надо отметить, что использование текстов литературных произведений или исторических данных, а также собственного жизненного опыта учащихся — это наиболее эффективный прием отбора содержания задач по формированию системно-информационных понятий, решающий не только учебные, но и развивающие цели обучения, а также устанавливает межпредметные связи школьных дисциплин.

Наглядность при формировании системно-информационных понятий обеспечивают задачи (или решения) с использованием кругов Эйлера или графов. Кроме того, в теме «Информационные основы информатики» важно предлагать учащимся развивающие задачи. Под развивающими обычно понимают задачи, для решения которых необходимо использовать знания из нескольких областей информатики, системный подход, логическое мышление в различных его проявлениях, умение формализовать и структурировать решаемую задачу в определенной операционной обстановке. Для решения таких задач необходим исследовательский подход

Методы и формы организации внеурочной работы со школьниками

Проведение внеклассных мероприятий по информатике способствует:

  •  развитию познавательного интереса учащихся;
  •  углубленному изучению информатики (на факультативах);
  •  пропедевтике уроков информатики (на кружках для младших классов);
  •  расширению кругозора и установлению новых контактов общения (с помощью телекоммуникационных сетей).

Формы организации внеклассных занятий: кружки, факультативы, олимпиады, викторины, выпуск стенгазет и пр.

 Кружок по информатике предназначен для привлечения учащихся младших классов для формирования пропедевтических навыков работы с компьютером. Наименее утомительными для школьников I—VII классов оказались компьютерные занятия смешанного типа (программирование и игры). Частая смена деятельности и меньшая занятость на них непосредственной работой с экраном дисплея обеспечивают устойчивый уровень работоспособности и функционального состояния.

Факультативы по информатике призваны обеспечить более углубленное изучение предмета по сравнению с общеобразовательным. Некоторыми учителями на факультативных занятиях практикуется решать задачи из вступительных экзаменов по информатике; готовить учащихся к выпускным экзаменам. На факультативах также можно преподавать отдельные разделы информатики более углубленно. Например:

  1.  Программа углубленного изучения информатики в классах с математическим уклоном предполагает изучение основ вычислительной техники и программирования (Паскаль), элементы логического программирования (Пролог), компьютерное моделирование, а также знакомство с прикладным программным обеспечением (ЭТ, СУБД, редакторы).
  2.  Программа спецкурса «Системы управления базами данных» включает изучение системы Access на уровне языка запросов SQL, освоение языка программирования (например, Visual Basic), использование СУБД при решении практических задач.
  3.  Программа  спецкурса  «Компьютерное  моделирование» включает следующие разделы:
    •  Модели. Классификация моделей. Компьютерные модели.
    •  Технология компьютерного моделирования.,
    •  Моделирование хаотических движений.
    •  Моделирование случайных процессов.
    •  Детерминированные модели.
    •  Дискретные модели. Клеточные автоматы.
    •  Моделирование игр.
    •  Шахматные и карточные игры.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75421. Сенсори розтягу, сили, обертового моменту i тиску 585 KB
  Види виконання вимірювальних сіток фольгових тензометрів Для одночасного вимірювання в кількох напрямках служать спеціальні тензометри в яких вимірювальні сітки розміщені одна відносно іншої під кутом 120 або під кутом 45 до напрямку видовження рис.
75422. Сенсори прискорення. Сенсори температури 164 KB
  Сенсори температури. Сенсори температури Найважливішим різновидом давачів є давачі температури оскільки багато процесів у тому числі і в повсякденному житті регулюються температурою наприклад: регулювання опалення на підставі вимірювання температури теплоносія на вході і виході а також температури в приміщенні і зовнішньої температури; регулювання температури води в пральній машині; регулювання температури електропраски електроплитки духовки...
75423. Бінарні сенсори. Цифрові сенсори 480 KB
  Бінарні сенсори влаштовані як реле (перемикачі) або як аналогові сенсори з перемикачем порогового значення. Коли вхідна величина сенсора досягає порогу перемикання, бінарний вихідний сигнал змінює значення. Під час зміни вхідної величини у зворотному напрямі, по досягненню порогового значення...
75424. Інкрементальні сенсори положення. Кодові лінійки і диски абсолютних сенсорів 631 KB
  Інкременгальні сенсори переміщення оснащені лінійкою з рисковими поділками. Читання положення рисок здійснюється оптичними або магнітними методами. В сенсорах через які проходить світло використовуються скляні лінійки з рисками які поглинають світло і проміжками які пропускають світло шириною 4 мкм рис. Пристрої які зчитують це складаються з потужного джерела світла зчитувальної пластинки і електронної системи аналізу.
75425. Основи і методи регулювання. Основні поняття. Види регулювання 205.5 KB
  Види регулювання. Регулювання. Регулювання є дією яка полягає в такому впливі на поточно вимірювану регульовану величину щоб вона була подібною до заданої величини.
75426. Регулятор і система регулювання 7.58 MB
  Регулятори: перервні аналогові цифрові. Регулятори: первинні аналогові цифрові Регулятори неперервної дії аналогові змінюють значення регульовальної координати обєкту неперервним чином тобто ця координата може приймати будьякі значення з усього можливого діапазону. Неперервні регулятори будуються як правило з електронних операційних підсилювачів. Реулятори дискретної дії цифрові змінюють значення регульованої координати обєкту так само як і регулятори первинної дії але в них зміна величини відбувається лише в певні моменти...
75427. Двохпозиційні регулятори 96 KB
  Принцип роботи Двохпозиційні регулятори забезпечують хорошу якість регулювання для інерційних обєктів з малим запізнюванням не вимагають настройки і прості в експлуатації. Ці регулятори представляють звичайний і найбільш широко поширений метод регулювання...
75428. Передумови розвитку мехатроніки і сфери застосування мехатронних систем. Класифікаційні ознаки мехатроніки 53.5 KB
  Передумови розвитку мехатроніки і сфери застосування мехатронних систем. Класифікаційні ознаки мехатроніки Останніми роками виникла і бурхливо розвивається у всьому світі нова галузь науки і техніки мехатроніка. Вузли модулі і системи мехатроніки МС стають основою технологічних машин і агрегатів з новими властивостями для різних галузей промисловості а також вони можуть бути використані при розробці периферійних пристроїв устроїв...
75429. Концепція побудови мехатронних систем. Визначення і термінологія мехатроніки 52.5 KB
  Мехатроніка це нова галузь науки і техніки присвячена створенню і експлуатації машин і систем з компютерним управлінням рухом яка базується на знаннях в області механіки електроніки і мікропроцесорної техніки інформатики і компютерного управління рухом машин і агрегатів.