32503

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. ШКАЛЫ ОЦЕНОК

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности.

Русский

2013-09-04

92.5 KB

113 чел.

екция №13. Теория и методика обучения информатики,

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ. МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО КОНТРОЛЯ. ШКАЛЫ ОЦЕНОК.

Организация проверки и оценки результатов обучения.

Контроль знаний является частью учебного процесса и обеспечивает обратную связь с обучаемыми. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности. По результатам проверки осуществляется управление учебным процессом: анализируются типичные ошибки, корректируются знания и умения учащихся, производится корректировка учебных программ.

Принципы построения системы контроля

  •  контроль должен быть непрерывным и осуществляться с самого начала обучения до его завершения;
  •  контроль должен быть естественной частью процесса обучения,
  •  система контроля должна обладать преемственностью;
  •  средства, методы, формы контроля, способы оценивания и интерпретации результатов должны подчиняться единой цели;
  •  все обучаемые конкретного образовательного учреждения должны подчиняться единым принципам и требованиям, которые положены в основу разработанной модели.

Характеристика методов контроля

1. По месту контроля на этапах обучения:

  •  предварительный (входной) вид контроля особенно актуален для информатики, так как в одном классе (одной группе) могут быть учащиеся с различным уровнем подготовки. Входной контроль позволит определить исходный уровень подготовки и возможность использования дифференцированного подхода;
  •  текущий (оперативный) контроль выявляет уровень и степень подготовки учащихся по отдельным разделам и темам в процессе обучения, реализует диагностическую функцию и устанавливает обратную связь с  каждым обучаемым. Эффективность оперативного контроля зависит от его объективности и регулярности (периодичности). Текущий контроль играет наиболее важную роль в отслеживании и корректировке результатов обучения;
  •  итоговый контроль (выходной) определяет качество усвоения материала, фиксирует степень и уровень подготовки учащегося, т. е. констатирует результаты обучения. Итоговый контроль позволяет проанализировать   деятельность   педагога,    выявить   его   профессиональный уровень, определить эффективность проводимых мероприятий в ходе оперативного контроля.

2. По способу оценивания:

  •  "отметочная" технология является традиционной — оценка выставляется по пятибалльной шкале;
  •  "рейтинговая" технология основана на наборе баллов, полученных за освоение разных разделов (тем) программы, и их суммировании. После этого множество учеников упорядочивается по возрастанию их рейтингов. Результаты по рейтинговой шкале могут быть пересчитаны и приведены к традиционной пятибалльной системе оценки;
  •  "качественная" технология в основном использует сочетание метода наблюдения с экспертной оценкой знаний и умений. Оценивание может быть представлено в виде описания выводов и заключения при помощи ключевых слов: "освоили — не освоили", "усвоили — не усвоили", "поняли — не поняли", "овладели — не овладели". Допустима процентная характеристика. В некоторых случаях в рамках этой технологии могут быть выставлены оценки по пятибалльной системе отдельным учащимся.

3. По способу организации контроля:

  •  автоматический  (машинный);
  •  взаимный;
  •  контроль учителя;
  •  самоконтроль.

4. По ведущей функции:

  •  диагностический контроль позволяет осуществлять наблюдение за динамикой развития знаний, умений и навыков, получать сведения о состоянии освоения учебного материала для своевременной коррекции, эффективной организации повторения, уточнения учебной программы (тематического планирования), оптимизации учебного процесса;
  •  стимулирующий контроль помогает настроить учащегося на систематическую работу, инициировать творческую деятельность, активизировать внимание, развить инициативу и самостоятельность, увидеть его недочеты и успехи, раскрыть сильные и слабые стороны;
  •  констатирующий контроль — фиксирует степень и уровень подготовки учащегося, используется в процессе проведения экзаменов и зачетов.

5.  По способу получения информации в ходе контроля:

  •  устный метод включает различные опросы, собеседования, экзамены, зачеты, дискуссии;
  •  письменный метод использует контрольные или проверочные работы, тестирование, рефераты, письменные дискуссии и пр.;
  •  практический метод состоит в наблюдении за ходом выполнения лабораторных и практических работ и в непосредственном выполнении проектов и презентаций.

Основные формы контроля

  1.  Собеседование в той или иной степени используется на всех этапах обучения. Основное значение собеседование приобретает в старших классах, например, для выяснения усвоения принципов, концепций, законов, теорий и др. и во время проведения зачетов и экзаменов. Технология оценивания — отметочная (или) качественная. По способу организации - контроль учителя. 
    1.  Опросы (экспресс - опросы) часто используются для оперативной проверки уровня готовности к восприятию последующего нового материала, для активизации внимания. Опрос проводится, как правило, либо в начале урока, в конце урока для закрепления новых терминов и понятий. Элементами опроса пользуются и во время проведения зачета. Технология оценивания - качественная или отметочная, используется взаимный контроль или контроль учителя.
    2.  Зачет - одна из распространенных форм контроля в старших классах. Характеризуется тем, что учащимся выдается список вопросов или перечень тем по  которым  производится  зачет,  оглашаются требования  к уровню подготовки. Хорошие результаты дает не просто отдельный зачет, а продуманная система зачетов, которая согласуется с другими формами контроля.

Технология оценивания — отметочная, используется контроль учителя или взаимный контроль.

  1.  Устный экзамен чаще всего используется как традиционная форма аттестации. Технология оценивания - отметочная, используется контроль учителя.
    1.  Самостоятельная работа является одной из наиболее типичных форм контроля знаний на уроках информатики. В процессе работы над заданиями учащийся должен самостоятельно планировать свою деятельность с учетом временных затрат, оценить результаты своей работы. Самостоятельная работа может успешно использоваться в любых возрастных параллелях, причем контроль знаний может осуществляться как по пройденному материалу, так и при изучении новой темы. Технология оценивания - отметочная и (или) качественная. По способу организации — самоконтроль и контроль учителя.
    2.  Письменная контрольная работа представляется собой перечень заданий и (или) задач, которые учащиеся выполняют в письменном виде. Такая контрольная работа может содержать вопросы, которые требуют анализа, рассуждений, обоснования, структуризации  и  пр. Технология оценивания -отметочная, по организации — контроль учителя.
    3.  Тестирование используется для оперативной проверки качества знаний учащихся с возможностью машинного ввода данных (ответов) и автоматизированной обработки результатов с заранее заданными параметрами качества. Тестовая технология позволяет собирать статистический материал, который может накапливаться и храниться в памяти компьютера. Технология оценивания - рейтинговая и (или) отметочная. По организации -  автоматический контроль, контроль учителя, самоконтроль.
    4.  Дискуссия может быть организована как в письменной, так и устной форме, использует сочетание методов опроса, собеседования, наблюдения или рецензирования, а для оценивания применяется качественная технология на основе экспертных заключений учителя.
    5.  Наблюдение является основной формой контроля на всех этапах обучения в той части, которая касается формирования умений, навыков и приемов работы. Применяется на уроке-практикуме. Для оценивания применяется отметочная или качественная технология, контроль осуществляет учитель или используется взаимный контроль.

Модель непрерывного контроля

Поскольку контроль является одной из составляющих учебного процесса, то он должен отражать его основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. К этим требованиям следует добавить дифференцированный подход, развитие и использование функции самоконтроля.

  1.  Полнота и всесторонность обеспечиваются созданием комплекса проверочных, самостоятельных и контрольных работ по всем разделам и темам, включенным в учебную программу, с учетом требований к уровню подготовки.
  2.  Регулярность и системность связаны с соблюдением периодичности и непрерывности контроля на всех этапах обучения. Непрерывная система контроля позволяет отслеживать динамику усвоения знаний, обеспечивает оперативную коррекцию результатов обучения.
  3.  Объективность  является основной характеристикой системы контроля, ее наличие гарантирует качество и повышает достоверность полученной в ходе контроля информации.

В процессе контроля осуществляется проверка усвоения и понимания терминов, принципов и понятий, смысла концепций, научных знаний и открытий, а также освоения практического опыта и приемов работы как специальных, так и общих, организации и планирования деятельности личной и в составе коллектива. Таким образом, реализуется триединая задача обучения: образование, развитие и воспитание.

  1.  Дифференциация контроля обусловлена необходимостью учитывать различие в способностях учащихся при восприятии и усвоении учебного материала. Дифференцированный подход реализуется путем создания многоуровневой системы контроля и разработки критериев оценки результатов обученности для каждого уровня. Один из аспектов гуманистического взгляда на дифференцированный контроль заключается в том, что задания могут быть всем предложены одинаковые, а степень помощи учителя при их выполнении -различная.
  2.  Большую роль в настоящее время играет способность учащегося самостоятельно оценивать свои знания и умения, корректировать их в соответствии с требованиями к уровню подготовки. Разумное сочетание контроля и самоконтроля усилит эффективность проводимых контролирующих мероприятий. Система контроля, разработанная в соответствии с вышеперечисленными званиями, должна использовать адекватные и разнообразные методы с учетом возрастных особенностей обучаемых, специфики изучаемого материала и других особенностей учебного процесса.
  3.  Целесообразное и разумное сочетание методов обеспечит продуктивность и эффективность системы контроля.
  4.  Критерии и способы должны быть известны учащимся до проведения контрольной работы, а не во время или после нее.

Рекомендации  по организации оперативного контроля

При организации оперативного контроля в пропедевтическом курсе можно придерживаться следующей системы:

  •  в начале учебного года (кроме первого года обучения) проводится предварительное выявление уровня знаний обучаемых по важнейшим элементам курса предшествующего учебного года;
  •  такая проверка возможна и уместна и в середине учебного года, когда начинается изучение нового раздела;
  •  предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях, умениях;
  •  текущая проверка проводится в процессе изучения темы; методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемых, конкретные условия;
  •  при изучении темы возможна и повторная проверка, которая способствует упрочению знаний, параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют пройденное ранее;
  •  периодическая проверка определяет уровень знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки — определение качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала. Главные функции периодической проверки — систематизация и обобщение.

Для проведения оперативного контроля знаний учащихся в форме контрольной работы учитель проводит комбинированный урок, который должен включать в себя следующие основные этапы:

  •  элементы повторения материала изучаемой темы (учитель останавливается на особо значимых моментах);
  •  организационный момент: учащимся выдаются тетради для контрольных работ или задания-прописи для ведения необходимых записей, дети получают задания на карточках или в каком-то другом виде;
  •  учитель проводит необходимый инструктаж, дает пояснения по содержанию и формулировкам заданий;
  •  учащиеся выполняют задания предложенной работы;
  •  учитель проводит подведение итогов изучения темы и, по возможности, урока: это не обязательно оглашение оценок, учитель останавливается на понимании ключевых моментов изучаемой темы, на тех заданиях, которые вызвали много вопросов, можно также назвать правильные ответы в заданиях.

Как правило, уроку с контрольной работой предшествует урок повторений, а после контрольной работы проводится специальный урок для анализа выполненной работы и коррекции знаний учащихся. На последнем уроке учитель и объявляет оценки за контрольную работу, если не было возможное это сделать сразу же на уроке с контрольной работой.

Учитель должен проводить контролирующие мероприятия не стихийно, а систематически, каждый раз анализируя результаты и принимая соответствующие меры для своевременной коррекции знаний, умений и навыков.

Особое внимание следует уделять выбору методов контроля, нерациональное использование которых часто сводит "на нет" все усилия педагогов. Непродуманная заранее система оценки результатов приводит к субъективизму в системе контроля, что негативно сказывается на качестве знаний.

 

Шкалы оценок

В зависимости от конкретных условий учебная деятельность учащихся приводит к различным результатам в овладении системой знаний и умений по информатике в формировании индивидуальности школьника. На продуктивность учебной деятельности глубокое влияние оказывают принципы структурирования содержания обучения, мотивационное обеспечение учебного процесса, наличие соответствующей системы учебных задач.

Учитывая специфику предмета, среди основных форм проверки знаний и умений учащихся выделяют ответы на вопросы по теоретической части материала и практическую работу за компьютером.

При оценке теоретических знаний необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1.  владение фактическим материалом, изложение его с использованием терминологии по предмету;
  2.   уровень усвоения программного материала,
  3.  проявление познавательной активности, самостоятельности, творчества, умение отвечать на нестандартные вопросы.

При оценке практических умений необходимо руководствоваться следующими критериями:

  1.  выполнение правил техники безопасности и норм поведения в кабинете информатики;
  2.  усвоение приемов работы с компьютером и программным обеспечением;
  3.  умение использовать приобретенные знания на практике и пользоваться справочной информацией;
  4.  уровень самостоятельности при работе, творческий подход к ней.

Оценка уровней учебных достижений учащихся

Уровни учебных достижений учащихся

Уровни усвоения учебного материала

Баллы

Низкий (рецептивный)

Уровень характеризует низшую степень усвоения учебного теоретического материала – узнавание.

1-2

Удовлетворительный (рецептивно-репродуктивный)

Неосознанное воспроизведение теоретического материала и демонстрация простейших умений при выполнении практических заданий. Учащийся отвечает только на вопросы репродуктивного плана.

3

Средний (репродуктивно-продуктивный)

Воспроизведение на уровне понимания. Оценивает правильность рассуждений, классифицирует, выделяет главное, делает выводы. Объясняет решения практических заданий на основе теоретических знаний. Применение знаний в знакомой ситуации. Применяет теоретические знания для решения практических заданий.

4

Высокий  (творческий)

Применение знаний и умений в незнакомой ситуации. Выполняет исследовательские работы, создает новые алгоритмы решения задач.

5

Интегральная 5-балльная шкала оценки деятельности учащихся

Оценка работы учащегося зависит от наличия и характера ошибок, допущенных при ответе на вопрос или при выполнении практического задания. Среди ошибок выделяются несущественные ошибки, существенные ошибки и грубые ошибки.

При ответах по теоретической части учебного материала ставится отметка:

«1 (плохо)» – отсутствие ответа, как отказ от ответа по неуважительной причине.

«2 (неудовлетворительно)» – за усвоение отдельных определений понятий, фактов; однако самостоятельно воспроизвести их ученик не может; наличие грубых ошибок при ответе.

«3 (удовлетворительно)» – за неполное воспроизведение или затруднения в изложении программного учебного материала, наличие одной - двух существенных ошибок при изложении материала, устраняемых при дополнительных (наводящих) вопросах учителя.

«4 (хорошо)»  за владение программным учебным материалом и оперирование им в типичной ситуации, наличие одной - двух несущественных ошибок при изложении материала, самостоятельно исправляемых учащимся.

«5 (отлично)» – за свободное, безукоризненное оперирование программным учебным материалом с использованием новых примеров, своих рассуждений, за умение отвечать на нестандартные вопросы, проявление познавательной активности, умение осознанно и оперативно использовать полученные знания для решения проблем в новых ситуациях, за умение отвечать на нестандартные вопросы.

При выполнении практических заданий ставится отметка:

«1 (плохо)» –  отсутствие ответа, как отказ от ответа по неуважительной причине.

«2 (неудовлетворительно)» – за неполное выполнение работы, содержащей многочисленные грубые ошибки, не устраняемые даже при дополнительных (наводящих) вопросах учителя.

«3 (удовлетворительно)» – за неполное выполнение работы со значительными затруднениями в применении знаний и умений, наличие в работе нескольких грубых ошибок, устраняемых при дополнительных (наводящих) вопросах учителя.

«4 (хорошо)» за полное выполнение работы с несколькими несущественными ошибками, применение знаний и умений в типичной ситуации с незначительной помощью учителя.

«5 (отлично)» –  за полное выполнение работы и свободное применение знаний и умений при выполнении заданий в незнакомой ситуации, проявление познавательной активности.

Выставления общего балла за разноуровневые задания

Количество выполненных заданий (в %)

Менее 50%

[ 50% -75%)

[ 75% -95%)

[ 95% -100%]

Балл

2

3

4

5

Описание характера ошибок применительно к предмету “Информатика”

Среди ошибок выделяются несущественные ошибки, существенные ошибки и грубые ошибки.

  1.  К несущественным относятся ошибки, которые не влияют на правильность ответа по теоретической части или выполнения практического задания: небрежное оформление, не самая рациональная запись. Отметка за ответ или выполнение задания может быть снижена на 10% балл.
  2.  Ошибку следует считать существенной, если она свидетельствует о недостаточном овладении знаниями и умениями, определяемыми учебной программой, что чаще всего выражается в неполном раскрытии содержания или незавершенности отдельных этапов выполнения практического задания. Отметка за ответ или выполнение задания может быть снижена до 50%.

При выполнении практического задания существенную ошибку следует считать несущественной, если она допущена только в одной из нескольких аналогичных ситуаций.

  1.  Ошибку следует считать грубой, если она свидетельствует о том, что учащийся не владеет знаниями и умениями, определяемыми учебной программой. Отметка за ответ или выполнение задания может быть снижена до 90%.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45295. Принципы управления качеством обслуживания. Схема взаимодействия при обеспечении качества 104.47 KB
  Обязательства операторов перед потребителями услуг связи по базовым услугам. Принципы управления качеством обслуживания Система управления качеством обслуживания представляет систему мер которые обеспечивают соответствие качества услуг связи установленным требованиям. Стандарты систем управления качеством базируются на принципах индивидуальной ответственности поставщика услуг фиксировании данных о качестве услуг и разработки эффективных административных процедур. Базовый уровень требований к системе управления качеством услуг обозначен в...
45296. Управление качеством обслуживания в рамках концепции QoS. Требования к параметрам качества услуг: задержке, потере данных 435.78 KB
  Требования к параметрам качества услуг: задержке потере данных. Соглашения о предоставлении услуг SL. К решению проблем управления качеством услуг разработчики стандартов GSM подошли только на этапе создания GPRS так как использование пакетной коммутации предъявило высокие требования к основным параметрам сети. Причиной этому является то что трафик услуг передачи данных обрабатываемый с использованием технологии GPRS в сети GSM всегда имеет вторичный приоритет по сравнению с речевыми услугами т.
45297. Общие принципы построения систем радиосвязи и их место в сетях связи РФ. Архитектура сетей. Системы фиксированной и подвижной радиосвязи. Виды систем радиосвязи. Характеристики 1-5 поколений 299.5 KB
  Системы фиксированной и подвижной радиосвязи. Системы фиксированной радиосвязи Системы связи работающие в диапазонах низких средних и высоких частот Современные технические средства ВЧ радиосвязи и их модульная архитектура позволяют создавать системы сухопутной и морской связи самого различного назначения. С помощью этих систем можно организовать: линии двухсторонней радиотелефонной связи по принципу каждый с каж дым с возможностью выхода в общегосударственную либо учрежденческую телефонную сеть; системы дипломатической связи передачу...
45298. Классификация опорных сетей радиодоступа. Характеристики систем радиодоступа. Регламент радиосвязи РФ: содержание, виды радиосвязи, службы, выделение полос. Федеральные, региональные и международные стандарты системы радиосвязи 914 KB
  Классификация опорных сетей радиодоступа. Характеристики систем радиодоступа. Под сетью радиодоступа понимают радиальнозоновую сеть радиосвязи предназначенную для предоставления услуг связи с качеством не уступающим качеству проводных систем связи. В состав сети радиодоступа входят базовые станции коммутационное оборудование К вспомогательные технические средств и программное обеспечение с помощью которых формируется территориальная зона на которой возможны подключения через радиоинтерфейс абонентских станций: В систему...
45299. Классификация радиорелейных линий связи. РРЛ прямой видимости: принципы построения, методы разделения каналов 75.5 KB
  РРЛ прямой видимости: принципы построения методы разделения каналов. Тропосферные РРЛ. Радиорелейные линии РРЛ представляют собой цепочку приемопередающих радиостанций оконечных промежуточных узловых которые осуществляют последовательную многократную ретрансляцию прием преобразование усиление и пе редачу передаваемых сигналов. Классификация радиорелейных линий В зависимости от используемого вида распространения радиоволн РРЛ можно разделить на две группы: прямой видимости и тропосферные.
45300. Спутниковые системы связи. Принцип действия, классификация. Примеры спутниковых систем связи 47.5 KB
  Спутниковые системы связи. Примеры спутниковых систем связи. СС отличаются орбитами спутников: формой круговая эллиптическая высота над Землёй наклон к экватору экваториальные полярные наклонные. На ней несколько сотен спутников что потребовало международного регулирования.
45301. Классификация и особенности транкинговых систем связи. Системы подвижной радиосвязи: принципы построения и функционирования, диапазоны частот, методы аналоговой и цифровой модуляции, методы кодирования, управление в СПС 104.5 KB
  Используемый частотный диапазон 400 450 800 900 1800 1900 МГц 2. Возможность роуминга Эстафетная передача Принцип выбора базовой станции с наибольшим уровнем сигнала MPS800 усовершенствованная мобильная телефонная служба диапазон частот 800МГц. Система работает в диапазоне 824894 МГц и имеет 666 дуплексных каналов при ширине полосы каждого канала 30КГц. Диапазон частот 825890 МГц.
45302. Характеристики систем подвижной связи. Стандарт сотовых систем связи (ССС). Пути усовершенствования ССС 45 KB
  Характеристики систем подвижной связи. Стандарт сотовых систем связи ССС. Системы подвижной радиосвязи предназначены для связи между движущимся абонентом и абонентом ТФОП или между двумя движущимися абонентами. Виды систем связи подвижной службы К основным видам ССПС относятся: региональные мобильные системы наземной связи; глобальные мобильные системы спутниковой связи; системы персонального радиовызова СПРВ.
45303. Стандарт GSM: услуги, архитектура, назначение узлов MSC, кодирование и модуляция, интерфейсы, каналы сигнализации и трафика, хэндовер, протоколы, частотный план структура кадров трафика и управления, речевое кодирование 1.08 MB
  Стандарт GSM: услуги архитектура назначение узлов MSC кодирование и модуляция интерфейсы каналы сигнализации и трафика хэндовер протоколы частотный план структура кадров трафика и управления речевое кодирование. Система сотовой связи стандарта GSM. Разработка GSM началась в 1982 году группой из 26 Европейских национальных телефонных компаний. В 1989 году Европейский Телекоммуникационный Институт Стандартов ETSI взял ответственность за дальнейшее развитие GSM.