32504

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Целью курса информатики в начальной школе является формирование первоначальных базовых понятий информатики что обеспечит дальнейшее создание информационной картины мира представлений о свойствах информации способах работы с ней формирование представления о компьютере как универсальной информационной машине развитие информационной культуры ребенка и интеллектуальных способностей учащихся. В соответствии с целями обучения информатике в начальной школе выделяется ряд задач на которые нужно опираться при проведении уроков информатики в...

Русский

2013-09-04

58 KB

66 чел.

екция №14. Теория и методика обучения информатики,

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

Целью курса информатики в начальной школе является формирование первоначальных базовых понятий информатики, что обеспечит дальнейшее создание информационной картины мира, представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирование  представления о компьютере, как универсальной информационной машине, развитие информационной культуры ребенка и интеллектуальных способностей учащихся.

В соответствии с целями обучения информатике в начальной школе выделяется ряд задач, на которые нужно опираться при проведении уроков информатики в начальных классах:

  •  познакомить школьников с основными свойствами информации, научить планированию действий и организации информации;
  •  дать первоначальное представление о компьютере и современных информационно-коммуникационных технологиях;
  •  дать представление о современном информационном обществе, информационной безопасности.

Решение данных задач проходит через весь курс информатики в начальной школе и имеет дальнейшее развитие, усовершенствование и увеличение числа задач в курсе информатики средней школы.

Обучение информатике в зависимости от оснащенности школы и сил преподавателя может быть осуществлено 3 вариантами: 

  1.  Первый вариант – бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с общеобразовательными предметами.
  2.  Второй вариант – организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы.
  3.  Третий вариант – урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

Данный курс должен обеспечить подготовку ученика к решению задач в области информационной деятельности на последующих ступенях общего образования, закладывает необходимый объем опорных умений в области информатики, развивает у школьников устойчивые навыки решения задач с помощью компьютера, а именно:

  •  системный подход (рассмотрение объектов и явлений в виде набора более простых элементов, каждый из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом);
  •  алгоритмический подход к решению задач (умение планировать последовательности действий для достижения какой-либо цели, умение решать задачи, ответом для которых является не только число или утверждение, описание последовательности действий);
  •  объектно-ориентированный подход (работа с объектами, объединение отдельных предметов в группу с общим названием; выделение общих признаков предметов этой группы и действий, выполняемых над этими предметами);
  •  применение формальной логики при решении задач (операции над понятиями и простыми суждениями).

Тетрадь для учащихся предназначена для работы в классе и дома. В ней содержатся упражнения по определенной теме, разделенные по урокам. В начале урока выполняется упражнение для разминки, назначение которого — подготовить ученика к восприятию нового материала. Выполняя его, учащиеся могут использовать свой жизненный опыт и интуицию. Далее выполняются упражнения для закрепления понятий, представлений об информации, информационных процессах, алгоритмах и алгоритмизации, кодировании и шифровании информации, основных устройствах компьютера.

Программное обеспечение используется для отработки изученного материала, тренировки получаемых навыков и умений, развития интеллектуальных способностей школьников. Задания для практической работы на персональном компьютере формулируются учителем.

Эффективность учебных занятий можно проследить, наблюдая за тем, насколько правильно выполнены отдельные задания, усвоены отдельные знания. Показателем усвояемости материала является активность учащихся в ходе обсуждения задания, умение выразить свою мысль, логически обосновать решение.

Методы обучения

Игры. Учебные ролевые игры.

Игровая форма работы дает возможность активизировать познавательную деятельность. Исходя из этого, многие упражнения построены на игровых сюжетах.

Для лучшего понимания некоторых тем, таких как «Алгоритм», «Исполнитель», «Система команд исполнителя», при рассмотрении основных возможностей прикладных программ. Основное правило при организации и проведении таких занятий заключается в том, что учитель продумывает сценарий игры, четко формулирует цель, уточняет, каков ожидаемый результат, в какой форме он предоставляется, знакомит учащихся с системой требований к результату, сообщает ограничения. В процессе игры учитель может взять на себя самую трудную роль — если это необходимо, а как правило просто наблюдает за ходом игры и соответствием ее сценарию.

Игровая форма обучения отличается активностью, что является одним из показателей эффективности данной формы занятий. Основные преимущества игровой формы обучения - более глубокое освоение трудных вопросов, например, понятий «алгоритм», «программное обеспечение компьютера», работы основных и дополнительных устройств компьютера.

Постепенно игровая форма перерастает в учебную за счет создания проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация.

Постановка проблемных ситуаций направлена на формирование у учащихся умения ориентироваться в учебной задаче, вырабатывать способы решения, умение контролировать процесс осуществления работы.

 Словесные методы: рассказ, инструктаж, беседа, эвристическая беседа, самостоятельная работа с текстом.

Инструктаж характеризуется четкостью изложения, не допускает вольного толкования. Основная дидактическая функция — усвоение стандартных способов действий. Он предшествует подготовке к практической части, что характерно для уроков информатики.

Беседа, разновидностью которой является эвристическая беседа, заключается в том, что при ее проведении привлекаются знания учащихся. Характерной чертой беседы является наличие управляющих вопросов, которые задаются учителем по заранее спланированному сценарию, и приводящих к цели, намеченной учителем. Основная дидактическая функция — получение или упорядочение знаний учащимися, приобретение опыта творческой деятельности.

Самостоятельная работа с текстом предусматривается на протяжении всего курса. Основная дидактическая функция — обобщение или коррекция знаний. Контроль — через систему тестирования и выполнения практических заданий. Задания такого типа нацелены на самообразование учащихся. В начальной школе этот вид работы не может использоваться широко из-за недостаточной беглости чтения учащихся,

Наглядные методы.

В информатике используются: наблюдение за деятельностью товарища, учителя или за поведением компьютерной среды. Компьютерные программы обладают динамичностью и наглядностью.

 Контроль знаний.

Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты, осуществить коррекцию знаний и навыков; позволяет повысить мотивацию, инициирует творческую деятельность, является средством обучения и развития. Он должен быть естественным продолжением обучения. Для данной возрастной категории (6-12 лет) предусмотрены следующие виды контроля: наблюдение, самоконтроль, контроль «компьютером», взаимопроверка и взаимный контроль, письменная контрольная работа и диагностическое тестирование.

Примерное планирование курса

  1.  Тема: Информация и ее представление.

Информация. Многообразие видов информации, классификация информации по способам ее представления и восприятия. Носители информации. Звук, сигнал. Знак, символ. Буква, цифра, нота, пиктограмма. Алфавит, язык. Письменная и устная речь. Слово, сообщение. Информационный объем. Единицы измерения. Цифра, число, количество, порядковый номер. Свойства информации.

  1.  Тема: Информационные процессы.

Прием информации. Восприятие информации человеком: чувства и органы чувств. Передача информации. Источник и приемник, канал связи. Способы передачи. Устройства передачи. Хранение информации. Носители информации. Способы хранения.

  1.  Тема: Алгоритм.

Порядок. Действие. Алгоритм. Запись алгоритма. Способы задания алгоритма   Программа. Блок-схема.

  1.  Тема: Исполнитель.

Исполнитель. Команда. Система команд исполнителя. Многообразие исполнителей. Компьютер как исполнитель. Программный принцип работы. Возможности компьютера. Применение вычислительной техники. Части компьютера, их назначение.

  1.  Тема: Формализация и моделирование.

Объект. Имя, признаки, действия. Части объекта. Модель. Количество моделей одного объекта. Виды моделей.

Программное обеспечение курса

При выполнении заданий на компьютере учителем может быть использовано любое программное обеспечение, которое имеется в его распоряжении.

Программное обеспечение используется для отработки изученного материала, тренировки получаемых навыков и умений, развития интеллектуальных способностей школьников. Поэтому для каждого урока компьютерная поддержка подбирается в соответствии с изучаемой темой.

Для активизации творческой деятельности и развития воображения можно использовать любой графический редактор из имеющихся.

Начальные навыки работы с текстом учащиеся могут получить при работе с любым текстовым редактором.

Провести первое знакомство со звуковыми возможностями компьютера позволит музыкальный редактор.

Работа с различными редакторами (текстовым, графическим, музыкальным) дает возможность учащемуся работать с информацией, представленной разными способами, а также способствует формированию понимания необходимости и назначения различных программ.

PAGE  - 1 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37112. Россия в СНГ и мире: проблема взаимоотношений. Россия на рубеже XX-XXI вв 16.75 KB
  После распада СССР и провозглашения Содружества Независимых Государств для России сложилась новая внешнеполитическая ситуация. Обустройство этих войск в новых местах дислокации обернулось для России значительными финансовыми затратами. 30 мая 1997 года президентами России и республики Беларусь был подписан Устав нового союза однако противников объединения этих двух славянских государств остается немало как с одной так и с другой стороны. В отношении дальнего зарубежья внешняя политика России ставшей правопреемницей СССР характеризуется...
37113. Социально-экономическое развитие суверенной России: переход к рынку, приватизация 17.41 KB
  Приватизация. Осенью 1992 года началась приватизация. Решению этой задачи была подчинена и объявленная приватизация.
37114. Политические преобразования в РФ в 90-е годы. Октябрьский кризис 1993 г. Принятие Конституции, переход к парламентаризму 16.59 KB
  Принятие Конституции переход к парламентаризму. После октябрьских событий началась ликвидация системы Советов завершившаяся с принятием на всенародном референдуме 12 декабря 1993 новой Конституции Российской Федерации 3в 19901993 гг. Ельциным которая впервые занялась разработкой новой Конституции. Проект подготовленный этой комиссией не был принят ни на первом ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов но одобрялась общая концепция Конституции что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в...
37115. политических противоречий в Российской Империи в начале XX века. 15.04 KB
  Национальный вопрос в России в начале XX века. Национальный вопрос одно из основных социальнополитических противоречий в Российской Империи в начале XX века. Рост недовольства на окраинах подпитывался как жесткой национальной политикой правительства в частности ограничениями в отношении поляков финнов армян и некоторых других народов так и экономическими неурядицами которые переживала Россия в первые годы XX века. К началу XX века российские этносы представляли собой чрезвычайно разнородную массу.
37116. Общенациональный кризис в стране осенью 1917 г 23.48 KB
  Приход к власти большевиков Осенью 1917 г. Бесспорно что если бы большевики промедлили с взятием власти и не упредили правые силы слабое правительство Керенского сменила бы военная диктатура. В нем объявлялось о низложении Временного правительства и переходе власти к Петроградскому ВРК. Тем самым шанс на спасение буржуазной власти был утрачен.
37117. Брестский мир 17.35 KB
  большевики связывали выход России из войны с мировой революцией. Согласно условиям Брестского мира: от России отторгалась Польша Прибалтика западная часть Белоруссии. Ни одна из стран Антанты союзников России в войне не ответила на эти мирные предложения однако страны германоавстрийского блока в конце ноября согласились вести переговоры о перемирии и мире с представителями Советской республики. Подписания мира в тот момент настоятельно требовали внутренняя и внешняя обстановка в Советской России.
37118. Гражданская война и интервенция: причины, ход и результаты 16.55 KB
  в Мурманске и Архангельске высадились английские американские и французские войска. Войска П. Признав свое поражение в Первой мировой войне Германия согласилась аннулировать Брестский мирный договор и вывела свои войска с территории Украины Белоруссии и Прибалтики. Антанта стала выводить свои войска оказывая белогвардейцам лишь материальную помощь.
37119. Истоки и сущность режима личной власти Сталина. Политические процессы и массовые репрессии 26.79 KB
  Истоки и сущность режима личной власти Сталина. Истоки сталинизмаЗарождавшийся сталинизм проявлялся в несогласии Сталина с линией Ленина в ряде программных стратегических и тактических вопросов социалистической революции и в попытках провести свою линию вопреки Ленину или нарушая линию Ленина. Сталина часто называют непоследовательным марксистом приписывают ему отступничество от идей Ленина но согласно трактовке социализма Сталин стремился выполнить ряд основных задач: сделать государство пролетарским уничтожить эксплуататорские классы...
37120. Международное положение и внешняя политика СССР в предвоенные годы. Соглашения и договоры с Германией 26.14 KB
  Международное положение и внешняя политика СССР в предвоенные годы. Следующий период в истории внешней политики СССР начался в марте 1939 г. Британские консерваторы не хотели подлинного союза с СССР не оставляли надежды подтолкнуть немецкую экспансию в восточном направлении то есть в направлении Советского Союза. В частности вопрос о дополнительном протоколе к пакту о ненападении был поставлен наркомом иностранных дел СССР В.