32504

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Целью курса информатики в начальной школе является формирование первоначальных базовых понятий информатики что обеспечит дальнейшее создание информационной картины мира представлений о свойствах информации способах работы с ней формирование представления о компьютере как универсальной информационной машине развитие информационной культуры ребенка и интеллектуальных способностей учащихся. В соответствии с целями обучения информатике в начальной школе выделяется ряд задач на которые нужно опираться при проведении уроков информатики в...

Русский

2013-09-04

58 KB

51 чел.

екция №14. Теория и методика обучения информатики,

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

Целью курса информатики в начальной школе является формирование первоначальных базовых понятий информатики, что обеспечит дальнейшее создание информационной картины мира, представлений о свойствах информации, способах работы с ней, формирование  представления о компьютере, как универсальной информационной машине, развитие информационной культуры ребенка и интеллектуальных способностей учащихся.

В соответствии с целями обучения информатике в начальной школе выделяется ряд задач, на которые нужно опираться при проведении уроков информатики в начальных классах:

  •  познакомить школьников с основными свойствами информации, научить планированию действий и организации информации;
  •  дать первоначальное представление о компьютере и современных информационно-коммуникационных технологиях;
  •  дать представление о современном информационном обществе, информационной безопасности.

Решение данных задач проходит через весь курс информатики в начальной школе и имеет дальнейшее развитие, усовершенствование и увеличение числа задач в курсе информатики средней школы.

Обучение информатике в зависимости от оснащенности школы и сил преподавателя может быть осуществлено 3 вариантами: 

  1.  Первый вариант – бескомпьютерное изучение информатики в рамках одного урока в интеграции с общеобразовательными предметами.
  2.  Второй вариант – организация компьютерной поддержки предмета «Информатика» в рамках одного урока без деления на группы.
  3.  Третий вариант – урок информатики с делением на группы в кабинете информатики школы в рамках одного урока.

Данный курс должен обеспечить подготовку ученика к решению задач в области информационной деятельности на последующих ступенях общего образования, закладывает необходимый объем опорных умений в области информатики, развивает у школьников устойчивые навыки решения задач с помощью компьютера, а именно:

  •  системный подход (рассмотрение объектов и явлений в виде набора более простых элементов, каждый из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом);
  •  алгоритмический подход к решению задач (умение планировать последовательности действий для достижения какой-либо цели, умение решать задачи, ответом для которых является не только число или утверждение, описание последовательности действий);
  •  объектно-ориентированный подход (работа с объектами, объединение отдельных предметов в группу с общим названием; выделение общих признаков предметов этой группы и действий, выполняемых над этими предметами);
  •  применение формальной логики при решении задач (операции над понятиями и простыми суждениями).

Тетрадь для учащихся предназначена для работы в классе и дома. В ней содержатся упражнения по определенной теме, разделенные по урокам. В начале урока выполняется упражнение для разминки, назначение которого — подготовить ученика к восприятию нового материала. Выполняя его, учащиеся могут использовать свой жизненный опыт и интуицию. Далее выполняются упражнения для закрепления понятий, представлений об информации, информационных процессах, алгоритмах и алгоритмизации, кодировании и шифровании информации, основных устройствах компьютера.

Программное обеспечение используется для отработки изученного материала, тренировки получаемых навыков и умений, развития интеллектуальных способностей школьников. Задания для практической работы на персональном компьютере формулируются учителем.

Эффективность учебных занятий можно проследить, наблюдая за тем, насколько правильно выполнены отдельные задания, усвоены отдельные знания. Показателем усвояемости материала является активность учащихся в ходе обсуждения задания, умение выразить свою мысль, логически обосновать решение.

Методы обучения

Игры. Учебные ролевые игры.

Игровая форма работы дает возможность активизировать познавательную деятельность. Исходя из этого, многие упражнения построены на игровых сюжетах.

Для лучшего понимания некоторых тем, таких как «Алгоритм», «Исполнитель», «Система команд исполнителя», при рассмотрении основных возможностей прикладных программ. Основное правило при организации и проведении таких занятий заключается в том, что учитель продумывает сценарий игры, четко формулирует цель, уточняет, каков ожидаемый результат, в какой форме он предоставляется, знакомит учащихся с системой требований к результату, сообщает ограничения. В процессе игры учитель может взять на себя самую трудную роль — если это необходимо, а как правило просто наблюдает за ходом игры и соответствием ее сценарию.

Игровая форма обучения отличается активностью, что является одним из показателей эффективности данной формы занятий. Основные преимущества игровой формы обучения - более глубокое освоение трудных вопросов, например, понятий «алгоритм», «программное обеспечение компьютера», работы основных и дополнительных устройств компьютера.

Постепенно игровая форма перерастает в учебную за счет создания проблемных ситуаций.

Проблемная ситуация.

Постановка проблемных ситуаций направлена на формирование у учащихся умения ориентироваться в учебной задаче, вырабатывать способы решения, умение контролировать процесс осуществления работы.

 Словесные методы: рассказ, инструктаж, беседа, эвристическая беседа, самостоятельная работа с текстом.

Инструктаж характеризуется четкостью изложения, не допускает вольного толкования. Основная дидактическая функция — усвоение стандартных способов действий. Он предшествует подготовке к практической части, что характерно для уроков информатики.

Беседа, разновидностью которой является эвристическая беседа, заключается в том, что при ее проведении привлекаются знания учащихся. Характерной чертой беседы является наличие управляющих вопросов, которые задаются учителем по заранее спланированному сценарию, и приводящих к цели, намеченной учителем. Основная дидактическая функция — получение или упорядочение знаний учащимися, приобретение опыта творческой деятельности.

Самостоятельная работа с текстом предусматривается на протяжении всего курса. Основная дидактическая функция — обобщение или коррекция знаний. Контроль — через систему тестирования и выполнения практических заданий. Задания такого типа нацелены на самообразование учащихся. В начальной школе этот вид работы не может использоваться широко из-за недостаточной беглости чтения учащихся,

Наглядные методы.

В информатике используются: наблюдение за деятельностью товарища, учителя или за поведением компьютерной среды. Компьютерные программы обладают динамичностью и наглядностью.

 Контроль знаний.

Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты, осуществить коррекцию знаний и навыков; позволяет повысить мотивацию, инициирует творческую деятельность, является средством обучения и развития. Он должен быть естественным продолжением обучения. Для данной возрастной категории (6-12 лет) предусмотрены следующие виды контроля: наблюдение, самоконтроль, контроль «компьютером», взаимопроверка и взаимный контроль, письменная контрольная работа и диагностическое тестирование.

Примерное планирование курса

  1.  Тема: Информация и ее представление.

Информация. Многообразие видов информации, классификация информации по способам ее представления и восприятия. Носители информации. Звук, сигнал. Знак, символ. Буква, цифра, нота, пиктограмма. Алфавит, язык. Письменная и устная речь. Слово, сообщение. Информационный объем. Единицы измерения. Цифра, число, количество, порядковый номер. Свойства информации.

  1.  Тема: Информационные процессы.

Прием информации. Восприятие информации человеком: чувства и органы чувств. Передача информации. Источник и приемник, канал связи. Способы передачи. Устройства передачи. Хранение информации. Носители информации. Способы хранения.

  1.  Тема: Алгоритм.

Порядок. Действие. Алгоритм. Запись алгоритма. Способы задания алгоритма   Программа. Блок-схема.

  1.  Тема: Исполнитель.

Исполнитель. Команда. Система команд исполнителя. Многообразие исполнителей. Компьютер как исполнитель. Программный принцип работы. Возможности компьютера. Применение вычислительной техники. Части компьютера, их назначение.

  1.  Тема: Формализация и моделирование.

Объект. Имя, признаки, действия. Части объекта. Модель. Количество моделей одного объекта. Виды моделей.

Программное обеспечение курса

При выполнении заданий на компьютере учителем может быть использовано любое программное обеспечение, которое имеется в его распоряжении.

Программное обеспечение используется для отработки изученного материала, тренировки получаемых навыков и умений, развития интеллектуальных способностей школьников. Поэтому для каждого урока компьютерная поддержка подбирается в соответствии с изучаемой темой.

Для активизации творческой деятельности и развития воображения можно использовать любой графический редактор из имеющихся.

Начальные навыки работы с текстом учащиеся могут получить при работе с любым текстовым редактором.

Провести первое знакомство со звуковыми возможностями компьютера позволит музыкальный редактор.

Работа с различными редакторами (текстовым, графическим, музыкальным) дает возможность учащемуся работать с информацией, представленной разными способами, а также способствует формированию понимания необходимости и назначения различных программ.

PAGE  - 1 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80473. Додавання двоцифрових чисел виду 24+36 38 KB
  Розглянути різні прийомидодавання двоцифрових чисел даного виду, розвивати вміння розв’язувати задачі, вдосконалювати обчислювальні навички. Мультимедійна презентація, картки-підказки для самостійної роботи
80474. Властивості множення 132.5 KB
  Вивести і запровадити сполучну властивість множення, вчити її використовувати для раціоналізації обчислення. Повторити формулу знаходження об’єму прямокутного паралелепіпеда, знаходити об’єм прямокутного паралелепіпеда. Закріплювати знання таблиці множення, розв’язувати задачі і рівняння.
80475. Квадрат. Застосування різних прийомів знаходження суми двоцифрових чисел 128 KB
  Мета: закріпити поняття «геометричні фігури», формувати поняття« квадрат», вчити знаходити різницю між квадратом та прямокутником, вдосконалювати навички знаходження периметра фігури, розв’язування складених задач, закріплювати вміння обчислювати різними прийомами суму двоцифрових чисел...
80476. Упражнения на усвоение таблицы умножения и деления на число 8 (закрепление). Задачи 258.5 KB
  Цель: закреплять у детей знание таблицы умножения и деления на число 8; формировать умение выполнять задания на применение табличного деления и нахождение части числа; отрабатывать умение решать задачи на способ сведения к единице; развивать логическое мышление, внимание, интерес к математике.
80477. Математические загадки лесных жителей 369 KB
  Цель: повторить прием составления таблицы деления отработать решение задач на два действия. Развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, последовательность рассуждений при решении примеров, задач. Воспитывать любовь к природе, бережное к ней отношение.
80479. Письмове додавання трицифрових чисел без переходу через розряд. Прості задачі на додавання. Розширена задача на спосіб зведення до одиниці 51.5 KB
  Ознайомити учнів із прийомом письмового додавання трицифрових чисел без переходу через розряд; удосконалювати вміння учнів розв’язувати прості задачі на зведення до одиниці; узагальнювати вміння розв’язати рівняння; розвивати мислення; виховувати інтерес до математики та казок
80480. Запис і читання трицифрових чисел. Випадки додавання й віднімання трицифрових чисел, пов’язаних з нумерацією 1.31 MB
  Мета: формувати вміння читати і записувати трицифрові числа в нумераційну таблицю, закріпити додавання і віднімання розрядних чисел та додавання і віднімання одиниці, вдосконалювати вміння розв’язувати складені задачі на «зменшення», «збільшення» на кілька одиниць, задач геометричного змісту...
80481. СУСПІЛЬНО-ПОЛІТИЧНИЙ ЛАД І ПРАВО УКРАЇНИ ПІСЛЯ ПЕРЕМОГИ ЛЮТНЕВОЇ ДЕМОКРАТИЧНОЇ РЕВОЛЮЦІЇ (лютий—жовтень 1917 р.) 38.27 KB
  Тимчасовий уряд та його органи в Україні. Законодавство Тимчасового уряд. За згодою між лідерами Тимчасового комітету і керівництвом Петроградської Ради робітничих і солдатських депутатів був утворений Тимчасовий уряд. Через кризи прорахунки та помилки коаліційний Тимчасовий уряд представлений кадетами народними соціалістами меншовиками та есерами вів країну до Установчих зборів котрі як він сподівався мали розвязати кардинальні питання її нового буття.