32505

ПРЕПОДАВАНИЕ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Среди них: теория информации теория алгоритмов теоретическая кибернетика математическое и информационное моделирование дискретная математика искусственный интеллект и др. К аппаратным средствам относятся компьютеры технические средства хранения и отображения информации передачи данных по сетям. Она заключается в формировании представлений об информации информационных процессах как одного из трех основополагающих понятий: вещества энергии информации на основе которых строится современная научная картина мира. В этом отношении...

Русский

2013-09-04

47 KB

10 чел.

екция №15. Теория и методика обучения информатики,

ПРЕПОДАВАНИЕ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.

Содержание предметной области

Содержание любого школьного предмета является отражением на систему образования определенной предметной области. Под предметной областью понимается совокупность области знаний и области практической деятельности, базирующейся на этих знаниях.

Современная информатика делится на теоретическую и прикладную. Теоретическая информатика включает в себя множество научных дисциплин, для которых общим предметом изучения является информация. Среди них: теория информации, теория алгоритмов, теоретическая кибернетика, математическое и информационное моделирование, дискретная математика, искусственный интеллект и др. Многие из этих дисциплин зародились еще до появления первой ЭВМ. С наступлением компьютерной эпохи их развитие резко ускорилось, появились новые разделы теоретической информатики, такие как «Архитектура ЭВМ», «Теория и методика программирования» и др.

К прикладной информатике относятся все области разработки и использования компьютерной техники, ее аппаратных и программных составляющих (hardware & software). К аппаратным средствам относятся компьютеры, технические средства хранения и отображения информации, передачи данных по сетям. Программное обеспечение компьютерных систем содержит программные продукты системного и прикладного назначения.

В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Научной и инструментальной базой информатизации общества являются теоретическая и прикладная информатика.

Содержание образовательной области

Согласно концепции Федеральных компонентов государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) по информатике основными целями обучения являются:

  1.  Формирование основ научного мировоззрения.
  2.  Развитие мышления учащихся.
  3.  Подготовка учащихся к практическому труду, продолжению образования.

В школьной информатике должны найти отражение как теоретическая, так и прикладная часть предметной области информатики.

  1.  Наличие теоретического, научного содержания решает первую из перечисленных выше задач — задачу формирования основ научного мировоззрения учащихся. Она заключается в формировании представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
  2.  Безусловно, информатика вносит значительный вклад в достижение второй цели образования — развития мышления детей. В этом отношении значительное место оставляется за процедурным (алгоритмическим) мышлением, а так же умение находить информацию, необходимую для решения проблемы; определять достаточность этой информации, избавляться от избыточности; распознавать, классифицировать, упорядочивать информацию; структурировать информацию и прочее.
  3.  Третья задача — подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.

В Проекте федерального компонента образовательного стандарта по информатике определены основные содержательные линии базового курса информатики:

  1.  Линия информации и информационных процессов. Рассматривается вопрос о том, что такое информация с позиции человека; анализируется информационная функция человека; отражается роль языков как средства представления информации, а также средства информационных коммуникаций; раскрываются подходы к измерению информации.
  2.  Линия представления информации. Постулируется положение о том, что компьютер по  своей  организации моделирует информационную функцию  человека.   Компьютер   —   это   программноуправляемый автомат, способный работать с числовой и символьной информацией, изображением и звуком.
  3.  Линия компьютера. Компьютер представляет собой единство аппаратной и программной составляющих. Даются первоначальные сведения об архитектуре ЭВМ и составе программного обеспечения.  Наиболее глубокий уровень в описании архитектуры компьютера - описание устройства и работы процессора, языка машинных команд. Для знакомства с   этими   вопросами   используется   простая   модель компьютера, предназначенного для работы с целыми числами.
  4.  Линия формализации и моделирования. Показывается, что прикладное назначение ЭВМ складывается из двух составляющих: компьютер как инструментальное средство работы с информацией и компьютер как средство информационного моделирования.

При переходе к изучению использования компьютера для целей информационного моделирования раскрывается понятие модели. Вводится представление об информационной модели,  о видах информационных моделей. Линия моделирования имеет две ветви: моделирование  объектов  и  процессов и моделирование знаний. Дается представление о проблемах,   решаемых  в  области  искусственного  интеллекта.

  1.  Алгоритмическая линия. Возникает разговор об алгоритмах автоматического управления самыми разнообразными исполнителями, о типах алгоритмов, о методике их построения. Сам алгоритм трактуется как управляющая информация, необходимая для функционирования системы управления. Программа для ЭВМ - это алгоритм решения задачи, записанный на языке программирования. Описываются особенности построения алгоритмов для работы с величинами. Основным средством современного программирования являются системы программирования на языках высокого уровня. Описываются основы технологии решения вычислительных задач с использованием программирования.
  2.  Линия информационных технологий. В разделах, где изучаются текстовые и графические редакторы, табличные процессоры и средства управления базами данных, а также средства компьютерных телекоммуникаций, учащиеся знакомятся с чисто инструментальным применением ЭВМ. Одновременно изучаются способы компьютерного представления текстовой и графической информации, преобразования информации в процессе передачи по сетям.

Обязательный минимум регламентирует главным образом знания учащихся. Стандартизировать на федеральном уровне практические навыки, связанные с работой на компьютере, пока не представляется возможным из-за отсутствия единообразия в обеспечении школ компьютерной техникой. Такая стандартизация возможна лишь на уровне школьного компонента.

Слово «базовый» в названии курса имеет три смысла:

  •  во-первых, он дает базовые знания и навыки, позволяющие учащемуся ориентироваться в современной среде компьютеров и программ;
  •  во-вторых, эти знания и навыки дают базу для дальнейшего образования в этой области. Это образование может быть продолжено в старших классах школы в форме разнообразных профильных курсов.
  •  в-третьих, вторую ступень школьного образования, на которую ориентирован курс, принято называть базовой.

PAGE  - 5 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75124. Внутренняя среда организации. Методы и модели анализа 32.44 KB
  Strength Neutrl Wekness это анализ сильных нейтральных и слабых сторон организации. Как показала практика в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации. К распространению также относят систему организации продаж напрямую потребителям через дилеров дистрибьюторов и т.
75125. Актуальность темы лидерства. Качества лидера. Феномен лидера 45.5 KB
  Лидер (от leader) — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях
75126. Типы лидерства: эмоциональное, ситуационное, контекстное и др. Типы лидеров 17.54 KB
  Типы лидерства: эмоциональное ситуационное контекстное и др. Типы лидеров. Богатство сторон аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение следующих типов иногда их называют ролями лидера: Деловое лидерство Оно характерно для групп возникающих на основе производственных целей.