32505

ПРЕПОДАВАНИЕ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Среди них: теория информации теория алгоритмов теоретическая кибернетика математическое и информационное моделирование дискретная математика искусственный интеллект и др. К аппаратным средствам относятся компьютеры технические средства хранения и отображения информации передачи данных по сетям. Она заключается в формировании представлений об информации информационных процессах как одного из трех основополагающих понятий: вещества энергии информации на основе которых строится современная научная картина мира. В этом отношении...

Русский

2013-09-04

47 KB

7 чел.

екция №15. Теория и методика обучения информатики,

ПРЕПОДАВАНИЕ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.

Содержание предметной области

Содержание любого школьного предмета является отражением на систему образования определенной предметной области. Под предметной областью понимается совокупность области знаний и области практической деятельности, базирующейся на этих знаниях.

Современная информатика делится на теоретическую и прикладную. Теоретическая информатика включает в себя множество научных дисциплин, для которых общим предметом изучения является информация. Среди них: теория информации, теория алгоритмов, теоретическая кибернетика, математическое и информационное моделирование, дискретная математика, искусственный интеллект и др. Многие из этих дисциплин зародились еще до появления первой ЭВМ. С наступлением компьютерной эпохи их развитие резко ускорилось, появились новые разделы теоретической информатики, такие как «Архитектура ЭВМ», «Теория и методика программирования» и др.

К прикладной информатике относятся все области разработки и использования компьютерной техники, ее аппаратных и программных составляющих (hardware & software). К аппаратным средствам относятся компьютеры, технические средства хранения и отображения информации, передачи данных по сетям. Программное обеспечение компьютерных систем содержит программные продукты системного и прикладного назначения.

В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Научной и инструментальной базой информатизации общества являются теоретическая и прикладная информатика.

Содержание образовательной области

Согласно концепции Федеральных компонентов государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) по информатике основными целями обучения являются:

  1.  Формирование основ научного мировоззрения.
  2.  Развитие мышления учащихся.
  3.  Подготовка учащихся к практическому труду, продолжению образования.

В школьной информатике должны найти отражение как теоретическая, так и прикладная часть предметной области информатики.

  1.  Наличие теоретического, научного содержания решает первую из перечисленных выше задач — задачу формирования основ научного мировоззрения учащихся. Она заключается в формировании представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
  2.  Безусловно, информатика вносит значительный вклад в достижение второй цели образования — развития мышления детей. В этом отношении значительное место оставляется за процедурным (алгоритмическим) мышлением, а так же умение находить информацию, необходимую для решения проблемы; определять достаточность этой информации, избавляться от избыточности; распознавать, классифицировать, упорядочивать информацию; структурировать информацию и прочее.
  3.  Третья задача — подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.

В Проекте федерального компонента образовательного стандарта по информатике определены основные содержательные линии базового курса информатики:

  1.  Линия информации и информационных процессов. Рассматривается вопрос о том, что такое информация с позиции человека; анализируется информационная функция человека; отражается роль языков как средства представления информации, а также средства информационных коммуникаций; раскрываются подходы к измерению информации.
  2.  Линия представления информации. Постулируется положение о том, что компьютер по  своей  организации моделирует информационную функцию  человека.   Компьютер   —   это   программноуправляемый автомат, способный работать с числовой и символьной информацией, изображением и звуком.
  3.  Линия компьютера. Компьютер представляет собой единство аппаратной и программной составляющих. Даются первоначальные сведения об архитектуре ЭВМ и составе программного обеспечения.  Наиболее глубокий уровень в описании архитектуры компьютера - описание устройства и работы процессора, языка машинных команд. Для знакомства с   этими   вопросами   используется   простая   модель компьютера, предназначенного для работы с целыми числами.
  4.  Линия формализации и моделирования. Показывается, что прикладное назначение ЭВМ складывается из двух составляющих: компьютер как инструментальное средство работы с информацией и компьютер как средство информационного моделирования.

При переходе к изучению использования компьютера для целей информационного моделирования раскрывается понятие модели. Вводится представление об информационной модели,  о видах информационных моделей. Линия моделирования имеет две ветви: моделирование  объектов  и  процессов и моделирование знаний. Дается представление о проблемах,   решаемых  в  области  искусственного  интеллекта.

  1.  Алгоритмическая линия. Возникает разговор об алгоритмах автоматического управления самыми разнообразными исполнителями, о типах алгоритмов, о методике их построения. Сам алгоритм трактуется как управляющая информация, необходимая для функционирования системы управления. Программа для ЭВМ - это алгоритм решения задачи, записанный на языке программирования. Описываются особенности построения алгоритмов для работы с величинами. Основным средством современного программирования являются системы программирования на языках высокого уровня. Описываются основы технологии решения вычислительных задач с использованием программирования.
  2.  Линия информационных технологий. В разделах, где изучаются текстовые и графические редакторы, табличные процессоры и средства управления базами данных, а также средства компьютерных телекоммуникаций, учащиеся знакомятся с чисто инструментальным применением ЭВМ. Одновременно изучаются способы компьютерного представления текстовой и графической информации, преобразования информации в процессе передачи по сетям.

Обязательный минимум регламентирует главным образом знания учащихся. Стандартизировать на федеральном уровне практические навыки, связанные с работой на компьютере, пока не представляется возможным из-за отсутствия единообразия в обеспечении школ компьютерной техникой. Такая стандартизация возможна лишь на уровне школьного компонента.

Слово «базовый» в названии курса имеет три смысла:

  •  во-первых, он дает базовые знания и навыки, позволяющие учащемуся ориентироваться в современной среде компьютеров и программ;
  •  во-вторых, эти знания и навыки дают базу для дальнейшего образования в этой области. Это образование может быть продолжено в старших классах школы в форме разнообразных профильных курсов.
  •  в-третьих, вторую ступень школьного образования, на которую ориентирован курс, принято называть базовой.

PAGE  - 5 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45051. Повышение надежности эксплуатации сетей с резистивным заземлением нейтра 1.14 MB
  Номинальное напряжение сети соответствует номинальному напряжению электроприемников подключенных к этой сети. Сети напряжением ниже 1000В называют сетями низкого напряжения НН. Сети напряжением выше 1000В называют сетями высокого напряжения ВН.
45054. Оценка материально-производственных запасов 50.5 KB
  Материально–производственные запасы, на которые текущая рыночная стоимость в течении года снизилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей
45055. Гусеничные тракторы. Технические характеристики 987.4 KB
  По назначению трактора делятся на промышленные сельскохозяйственные и лесопромышленные. Устройство гусеничного трактора. Любая схема гусеничного трактора отображает три основные составные части трактора: двигатель трансмиссию и ходовую часть. Полужесткая ходовая переносит большие нагрузки и облегчает точность управления навесного оборудования при движении трактора.
45056. Нрафик работы и отдыха водителей, производящих автомобильные перевозки грузов по маршруту Екатеринбург-Эрзурум (Турция)-Анталья (Турция) 493.5 KB
  При производстве работ одним водителем время на дорогу занимает 253:48 часа. Два рабочих дня время управления достигает 10 часов. Среднее время управления в неделю 9 часов за смену. При управлении двумя водителями общее время на доставку груза составляет 197:44 часа.
45057. Розрахунок шкали ноніусу для наступних даних 79 KB
  Без достатнього навику похибка відліку, як правило, перевищує ціну ділення ноніусу. Використання лупи не підвищує точності відліку по ноніусу.
45058. Ділові папери як засіб писемної професійної комунікації 92.5 KB
  Ділові папери як засіб писемної професійної комунікації ПЛАН Поняття про документ. Функції документа. Класифікація документів. Ознаки класифікації та види документів.
45059. Документація з кадрово-контрактних питань 77 KB
  Документація з кадровоконтрактних питань ПЛАН Заява. ЗАЯВА Заява – це вид документів з кадрово-контрактних питань. Заява – це офіційне повідомлення в усній доповідь або письмовій документ формі в якому викладається певне прохання рідше пропозиція окремої особи чи організації. Розрізняють два основних види заяв: особиста заява яка містить прохання звертання до керівної посадової особи складається власноручно в одному примірнику; службова заява що укладається посадовою особою від власного імені або від організації...