32505

ПРЕПОДАВАНИЕ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Среди них: теория информации теория алгоритмов теоретическая кибернетика математическое и информационное моделирование дискретная математика искусственный интеллект и др. К аппаратным средствам относятся компьютеры технические средства хранения и отображения информации передачи данных по сетям. Она заключается в формировании представлений об информации информационных процессах как одного из трех основополагающих понятий: вещества энергии информации на основе которых строится современная научная картина мира. В этом отношении...

Русский

2013-09-04

47 KB

13 чел.

екция №15. Теория и методика обучения информатики,

ПРЕПОДАВАНИЕ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ.

Содержание предметной области

Содержание любого школьного предмета является отражением на систему образования определенной предметной области. Под предметной областью понимается совокупность области знаний и области практической деятельности, базирующейся на этих знаниях.

Современная информатика делится на теоретическую и прикладную. Теоретическая информатика включает в себя множество научных дисциплин, для которых общим предметом изучения является информация. Среди них: теория информации, теория алгоритмов, теоретическая кибернетика, математическое и информационное моделирование, дискретная математика, искусственный интеллект и др. Многие из этих дисциплин зародились еще до появления первой ЭВМ. С наступлением компьютерной эпохи их развитие резко ускорилось, появились новые разделы теоретической информатики, такие как «Архитектура ЭВМ», «Теория и методика программирования» и др.

К прикладной информатике относятся все области разработки и использования компьютерной техники, ее аппаратных и программных составляющих (hardware & software). К аппаратным средствам относятся компьютеры, технические средства хранения и отображения информации, передачи данных по сетям. Программное обеспечение компьютерных систем содержит программные продукты системного и прикладного назначения.

В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества. Под информатизацией понимается внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей. Научной и инструментальной базой информатизации общества являются теоретическая и прикладная информатика.

Содержание образовательной области

Согласно концепции Федеральных компонентов государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) по информатике основными целями обучения являются:

  1.  Формирование основ научного мировоззрения.
  2.  Развитие мышления учащихся.
  3.  Подготовка учащихся к практическому труду, продолжению образования.

В школьной информатике должны найти отражение как теоретическая, так и прикладная часть предметной области информатики.

  1.  Наличие теоретического, научного содержания решает первую из перечисленных выше задач — задачу формирования основ научного мировоззрения учащихся. Она заключается в формировании представлений об информации (информационных процессах) как одного из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира.
  2.  Безусловно, информатика вносит значительный вклад в достижение второй цели образования — развития мышления детей. В этом отношении значительное место оставляется за процедурным (алгоритмическим) мышлением, а так же умение находить информацию, необходимую для решения проблемы; определять достаточность этой информации, избавляться от избыточности; распознавать, классифицировать, упорядочивать информацию; структурировать информацию и прочее.
  3.  Третья задача — подготовка школьников к практической деятельности, труду, продолжению образования.

В Проекте федерального компонента образовательного стандарта по информатике определены основные содержательные линии базового курса информатики:

  1.  Линия информации и информационных процессов. Рассматривается вопрос о том, что такое информация с позиции человека; анализируется информационная функция человека; отражается роль языков как средства представления информации, а также средства информационных коммуникаций; раскрываются подходы к измерению информации.
  2.  Линия представления информации. Постулируется положение о том, что компьютер по  своей  организации моделирует информационную функцию  человека.   Компьютер   —   это   программноуправляемый автомат, способный работать с числовой и символьной информацией, изображением и звуком.
  3.  Линия компьютера. Компьютер представляет собой единство аппаратной и программной составляющих. Даются первоначальные сведения об архитектуре ЭВМ и составе программного обеспечения.  Наиболее глубокий уровень в описании архитектуры компьютера - описание устройства и работы процессора, языка машинных команд. Для знакомства с   этими   вопросами   используется   простая   модель компьютера, предназначенного для работы с целыми числами.
  4.  Линия формализации и моделирования. Показывается, что прикладное назначение ЭВМ складывается из двух составляющих: компьютер как инструментальное средство работы с информацией и компьютер как средство информационного моделирования.

При переходе к изучению использования компьютера для целей информационного моделирования раскрывается понятие модели. Вводится представление об информационной модели,  о видах информационных моделей. Линия моделирования имеет две ветви: моделирование  объектов  и  процессов и моделирование знаний. Дается представление о проблемах,   решаемых  в  области  искусственного  интеллекта.

  1.  Алгоритмическая линия. Возникает разговор об алгоритмах автоматического управления самыми разнообразными исполнителями, о типах алгоритмов, о методике их построения. Сам алгоритм трактуется как управляющая информация, необходимая для функционирования системы управления. Программа для ЭВМ - это алгоритм решения задачи, записанный на языке программирования. Описываются особенности построения алгоритмов для работы с величинами. Основным средством современного программирования являются системы программирования на языках высокого уровня. Описываются основы технологии решения вычислительных задач с использованием программирования.
  2.  Линия информационных технологий. В разделах, где изучаются текстовые и графические редакторы, табличные процессоры и средства управления базами данных, а также средства компьютерных телекоммуникаций, учащиеся знакомятся с чисто инструментальным применением ЭВМ. Одновременно изучаются способы компьютерного представления текстовой и графической информации, преобразования информации в процессе передачи по сетям.

Обязательный минимум регламентирует главным образом знания учащихся. Стандартизировать на федеральном уровне практические навыки, связанные с работой на компьютере, пока не представляется возможным из-за отсутствия единообразия в обеспечении школ компьютерной техникой. Такая стандартизация возможна лишь на уровне школьного компонента.

Слово «базовый» в названии курса имеет три смысла:

  •  во-первых, он дает базовые знания и навыки, позволяющие учащемуся ориентироваться в современной среде компьютеров и программ;
  •  во-вторых, эти знания и навыки дают базу для дальнейшего образования в этой области. Это образование может быть продолжено в старших классах школы в форме разнообразных профильных курсов.
  •  в-третьих, вторую ступень школьного образования, на которую ориентирован курс, принято называть базовой.

PAGE  - 5 -


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44474. Технология приготовления кулинарных блюд из рыбы 39.27 MB
  Как скажем можно к столу подать целую рыбу одна треть которой была жареной одна треть вареной одна треть просоленной Морская рыба была в почете и в Древнем Риме здесь ее солили мариновали коптили и в Азии. Однако доставлять морскую рыбу в Москву и Петербург было делом нелегким. Вот один из них: Поймавши рыбу приколоть обмакнуть в воду и валять в снегу пока хорошенько обледенеет и укладывать в воз почему рыба если ее сваришь будет точно такая вкусом как живая. Покрытая несколькими слоями льда рыба сохранялась так...
44475. Психологический портрет преступника 224 KB
  Понятие и виды психологического портрета преступника Понятие и виды психологического портрета преступника. Психологические особенности личности серийного преступника. Криминалистический психиатрический и психологический подходы к выявлению признаков неустановленного преступника.
44476. Модернизация оборудования промывного отдела варочно-промывного цеха производства Целлюлозы ОАО АЦБК 1.43 MB
  К их работе можно отнести следующие недостатки: процесс промывки на фильтрах связан с рядом последовательных разбавлений и сгущений массы в результате чего приходиться перекачивать значительные количества жидкости; невозможность создать на барабане фильтра одинаковую по толщине и структуре массную папку и равномерно распределить промывную жидкость что вызывает очень неравномерное вытеснение исходного щелока промывной жидкостью; очень непродолжительное время промывки в связи с чем исключается возможность протекания диффузии; низкая...
44477. Определения виктимности поведения жертвы преступления 136.5 KB
  Однако при всем при том на проступки потенциального правонарушителя существенное влияние оказывает также и конкретная жизненная ситуация его окружение поведение потерпевшего до и в момент совершения преступления. Целью моей работы является проведение анализа сравнений тактик ситуаций и наконец таки определения виктимности поведения жертвы преступления опираясь на научную литературу и множество книг посвященной этой теме. На мой взгляд понятие “Жертва преступления†понятие более широкое чем “потерпевшийâ€. Жертва преступления...
44479. Бойові властивості ЗМУ і запалювальних засобів 116 KB
  Стисла характеристика біологічних засобів та особливості ураження ними особового складу. Хімічна зброя ХЗ одна з видів зброї масового ураження вражаюча дія якої основана на використанні бойових токсичних хімічних речовин БТХР. До бойових токсичних хімічних речовин відносяться отруйні речовини ОР і токсини що вражаюче впливають на організм людей і тварин а також фітотоксиканти які можуть застосовуватися в воєнних цілях для ураження різноманітних видів рослинності. В якості засобів доставки хімічної зброї до обєктів ураження...
44480. Учёт краткосрочных активов и анализ эффективности их использования 768 KB
  Оценка и учёт денежных средств и их эквивалентов Признание оценка и учёт краткосрочных финансовых инвестиций Признание оценка и учёт краткосрочной дебиторской задолженности Признание оценка и учёт запасов АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАТКОСРОЧНЫХ АКТИВОВ ТОО ШАРЫКТАС Анализ движения денежных средств Анализ краткосрочных расчётов с дебиторами Анализ эффективности использования производственных запасов ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ...
44481. Разработка мероприятий по совершенствованию учета основных средств и повышению экономической эффективности их использования в ООО «Бельки» Касимовского района Рязанской области 696 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТА И АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК Экономическое содержание учета основных средств Анализ движения и экономической эффективности использования основных средств БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
44482. Ауыз қуысы, бөлінуі, шекаралары, құрамы 15.3 KB
  Ауыз қуысы, топографиялық орналасуына және атқаратын қызметіне қарай ауыз кіреберісі, мен меншікті ауыз қуысына бөлінеді