32511

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ: «ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ. ИНТЕРНЕТ»

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Теория и методика обучения информатики МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ: ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ. Содержание данного подраздела делится на две части по принципу деления компьютерных сетей на два типа: локальные сети; глобальные сети. Локальные сети. Локальные сети в зависимости от назначения и технических решений могут иметь различные структуры объединения компьютеров.

Русский

2013-09-04

81.5 KB

22 чел.

екция №22. Теория и методика обучения информатики,

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ ЛИНИИ: «ЛОКАЛЬНЫЕ И ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ. ИНТЕРНЕТ».


Компьютерные телекоммуникации — одна из наиболее динамично развивающихся областей информационных технологий. Эффективность изучения темы сильно зависит от возможности организовать практическую работу учащихся с компьютерными сетями.

Содержание данного подраздела делится на две части по принципу деления компьютерных сетей на два типа:

  •  локальные сети;
  •  глобальные сети.

Локальные сети. Школьный компьютерный класс должен стать отправной точкой в разговоре о передаче информации в компьютерных сетях. Локальные сети, в зависимости от назначения и технических решений, могут иметь различные структуры объединения компьютеров. Их еще называют конфигурациями, архитектурой, топологией сети.

             Кольцевая топология

                                                                                       Радиальная топология (звезда)

               Шинная топология

                                                                                                           Древовидная топология

Использование локальных сетей отвечает двум основным целям:

  1.  обмену файлами между пользователями сети;
  2.  использованию общедоступных ресурсов: большого пространства дисковой памяти, принтеров, централизованной баз данных, программного обеспечения и др.

Пользователей общей локальной сети принято называть рабочей группой, а компьютеры, за которыми они работают, — рабочими станциями. Если все компьютеры в сети равноправны, т.е. сеть состоит только из рабочих станций пользователей, то ее называют одноранговой сетью. Одноранговые сети используются для осуществления первой из отмеченных целей: для обмена файлами. У каждого компьютера в такой сети есть свое имя.

Другой способ организации локальной сети — сеть с выделенным (главным) компьютером. Его называют файл-сервером. Чаще всего в школьных компьютерных классах используется именно такая организация. К файл-серверу имеет доступ учитель, а ученики работают за рабочими станциями. Все рабочие станции соединены с главной машиной (схема соединения «звезда»).

Глобальные сети. Глобальные компьютерные сети объединяют между собой ЭВМ, расположенные на больших расстояниях (в масштабах региона, страны, мира).

                                                            Шлюз

Сеть состоит из узловых хост-компьютеров (У1, У2,...), ПК абонентов сети (A11, A12, ...), линии связи. Обычно узел сети содержит не один, а множество компьютеров.

Хост-компьютеры постоянно находятся во включенном состоянии, постоянно готовы к приему-передаче информации. В таком случае говорят, что они работают в режиме on-line. Компьютеры абонентов выходят на связь с сетью (в режим on-line) лишь на определенное время — сеанс связи. Переслав и получив необходимую информацию, абонент может отключиться от сети и далее работать с полученной информацией автономно — в режиме off-line. Маршрутизацией передаваемых данных занимаются системные средства сети. Шлюзом называют компьютер, организующий связь данной сети с другими глобальными сетями.

Информационные услуги глобальных сетей.  

Электронная почта. Организация — владелец узла глобальной сети, предоставляющая сетевые услуги, называется провайдером. В последнее время их становится все больше, и пользователь имеет возможность выбрать того провайдера, условия которого его в большей степени устраивают. Провайдер назначает для пользователя пароль, электронный адрес, создает для него на почтовом сервере почтовый ящик — папку для размещения корреспонденции. Как правило, провайдер помогает пользователю установить и настроить почтовую клиент-программу.

Telnet. Эта услуга позволяет пользователю работать в режиме терминала удаленного компьютера, т. е. использовать установленные на нем программы так же, как программы на собственном компьютере.

FTP. Так называется сетевой протокол и программы, которые обслуживают работу с каталогами и файлами удаленной машины. Клиент FTP имеет возможность просматривать каталоги FTP-cepверов, копировать интересующие его файлы.

Archie. Так называются специальные серверы, выполняющие роль поисковых программ в системе FTP-серверов. Они помогают быстро найти нужные вам файлы.

Gopher. Система поиска и извлечения информации из сети с развитыми средствами многоуровневых меню, справочных книг, индексных ссылок и пр.

WAIS. Сетевая информационно-поисковая система, основанная на распределенных базах данных и библиотеках.

Usenet. Система телеконференций. Другое название — группы новостей. Обслуживает подписчиков определенных тематически конференций, рассылая им материалы по электронной почте.

Интернет. На вопрос, что такое Интернет, в литературе можно прочитать разные варианты ответов. Чаще всего на этот вопрос отвечают так: Интернет — это суперсеть, охватывающая весь мир, представляющая из себя совокупность многих (более 2000) сетей, поддерживающих единый протокол TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol).

Протокол — это стандарт на представление, преобразование и пересылку информации в компьютерной сети. Сводится он к стандартизации следующих процедур:

  •  разбиение передаваемых данных на пакеты (части);
  •  адресация пакетов и передача их по определенным  маршрутам в пункт назначения;
  •  сборка пакетов в форму исходных данных.

На базе протокола TCP/IP реализованы другие прикладные протоколы Интернет, составляющие основу сервиса в сети.

Основой Интернет является система так называемых IР-адресов. Каждый хост-компьютер, включенный в Интернет, получает уникальный в рамках всей сети адрес. IP-адрес — это последовательность из четырех целых десятичных чисел, разделенных точками. Например: 195.205.31.47. Цифровая адресация является «внутренним делом» системы.

Для пользователей используется буквенная форма записи адресов — доменные адреса. Домены - это символьные имена, разделяемые точками. Пример доменного адреса: www.psu.ru.

Все перечисленные выше характеристики Интернет чаще всего пользователю неизвестны. С точки зрения пользователя, Интернет - это определенное множество информационных услуг, вторые он может получать от сети. В число услуг входят: электронная почта, телеконференции (списки рассылки), архивы файлов справочники и базы данных, Всемирная паутина — WWW и пр. Интернет — это неограниченные информационные ресурсы.

Информационные услуги Интернет. Наряду с перечисленными е информационными услугами (электронной почтой, телеконференциями и др.), предоставляемыми пользователям глобальных сетей существуют услуги, появление и развитие которых связано исключительно с развитием мировой сети Интернет. Наиболее заметной среди них является WWW.

WWW - World Wide Web — Всемирная паутина. Это гипертекстовая информационная система в Интернет. В последнее время WWW и ее программное обеспечение становится универсальным средством информационных услуг в Интернет. Они обеспечивают пользователям доступ практически ко всем перечисленным выше ресурсам (FTP, e-mail, WAIS, Gopher и др.).

Основные понятия, связанные с WWW:

  •  Web-страница — основная информационная единица в WWW, имеющая свой адрес;
  •  Web-сервер - компьютер, хранящий Web-страницы и cooтветствующее программное обеспечение для работы с ними;
  •  Web-броузер -- клиент-программа, позволяющая извлекать и просматривать Web-страницы;
  •  Web-сайт - раздел данных на Web-сервере, принадлежащий какой-то организации или лицу. В этом разделе его владелец размещает свою информацию в виде множества взаимосвязанных Web-страниц. Обычно сайт имеет титул — головную страницу, от которой по гиперссылкам или указателям «вперед-назад» можно двигаться по страницам сайта.

Наиболее популярными Web-броузерами являются Internet Explorer и Netscape Navigator. Основная задача броузера — обращение к Web-серверу за искомой страницей и вывод страницы на экран. Простейший способ получения нужной информации из Интернет — указание адреса искомого ресурса.

Для хранения и поиска информации в Интернет используется универсальная адресация, которая носит название URL — Uniform Resource Locator. URL-адрес содержит информацию не только о том, где находится ресурс, но и по какому протоколу к нему следует обращаться. URL-адрес состоит из двух частей: первая (левая) указывает используемый протокол, а вторая (справа) — где именно в сети расположен данный ресурс (имя соответствующего сервера). Разделяются эти части двоеточием, например:

http://имя севера/путь/файл

ftp:// -- используется протокол ftp при обращении к ftp-серверам;

gopher:// — подключение к серверам Gopher;

http:// — использование протокола работы с гипертекстом (Нуреr Text Transfer Protocol), который лежит в основе WWW. Этот тип связи надо указывать при обращении к любому WWW-серверу

В помощь пользователю в Интернет действует ряд специальных поисковых программ. Еще их называют поисковыми серверами, поисковыми машинами, поисковыми системами. Такая система постоянно находится в работе. Ниже приведены адреса наиболее популярных российских поисковых серверов:

http://www.rambler.ru/

http://yandex.ru/

Требования к знаниям и умениям учащихся при изучении содержательной  линии «Локальные и глобальные сети. Интернет»

Учащиеся должны знать:

  •  что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  •  назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  •  назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, распределенных баз данных и др.;
  •  что такое Internet; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW;
  •  *назначение основных средств Internet: веб-сервер, веб-страница, гиперссылки, программа-броузер, поисковая программа.

Учащиеся должны уметь:

  •  осуществлять просмотр и поиск информации в Internet с помощью броузеров и поисковых программ (на примерах материла учебного и развивающего характера).

PAGE  7


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60071. Сценарій тематичного вечора «Память серця» 57 KB
  Диктор 22 червня 1941 року, неділя. Той чорний день пам’ятають всі. Сільський ранок. Невгамовна дітвора вже на вулиці. Яскраве сонце у волошковому небі, лагідний літній вітерець, дітвора, яка раділа погожому дню, ще не знали, що вже дзвонить...
60072. Виховний захід «Люблю тебе всім серцем і душе, моя рідненька, Україно!» 55.5 KB
  Господиня співає колискову і колише ляльку на руках Оленка: Я чую голос матері ніжненький Вона мені тихесенько співа Щомить мене ласкою зігріва. Господиня: Спіть мої дітоньки спіть засинайте Швидко в солодкому сні підростайте.
60073. Історична пізнавально-розважальна гра «Гей ви, козаченьки!» 39 KB
  Мета. Систематизувати і узагальнити знання дітей з історії українського козацтва. Сприяти пізнавальній активності учнів. Розвивати увагу, мислення, вміння працювати командою.
60075. Зима прийшла і свята привела 87.5 KB
  Варвара Великомучениця. У другій половині ІІІ століття в багатого та знатного Діоскора була дочка на ім’я Варвара. Варвара заслуговувала всього цього. Залишена наодинці відірвана від суспільства Варвара знаходила для себе втіху роздивляючись природу з високої вежі.
60076. ДЖЕНТЛЬМЕН-ШОУ! 64.5 KB
  Чтоб с улыбкою весенней подружиться вы смогли и в хорошем настроении день сегодня провели Песня Мы вам честно сказать хотим Джентльмен 1. Приветствуем вас леди и джентльмены на нашем концерте посвящённом Международному женскому дню.
60078. Яким має бути добро на Землі? 33 KB
  Обладнання: малюнки про добро малюнок дуба калини сонечко. Вступ Діти усміхнімось один одному скажімо: Доброго дня і на краплинку сонця побільшає у світі на краплинку щастя на краплинку радіснішим стане життя вихователь вивішує на дошку...
60079. Ми діти твої, Україно! 59.5 KB
  Мета: стимулювати в учнів інтерес до історії України; формувати національну свідомість школярів; розвивати почуття відповідальності за долю своєї держави; виховувати почуття патріотизму та національної гідності.