32516

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Избранные вопросы методики преподавания информатики ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ Итоговый контроль. Перечень экзаменационных материалов по информатике ничем не отличается от перечня материалов по другим предметам вопросы билеты практические задания. Не вдаваясь в глубокий анализ причин по которым это происходит необходимо тем не менее определить в каких границах учитель или методист свободен при составлении билетов: в настоящее время билеты по информатике рекомендованные МО РФ можно взять за основу...

Русский

2013-09-04

82 KB

10 чел.

Лекция №9. Избранные вопросы методики преподавания информатики,

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ

Итоговый контроль. Основные формы итоговой аттестации

Итоговый контроль дает возможность оценить результаты обучения базовому курсу информатики и позволяет осуществить коррекцию знаний и навыков учащегося.

В настоящее время реализуются различные формы и методы итогового контроля, к числу которых относятся

  •  устный экзамен,
  •  тестирование,
  •  аттестация в форме защиты проектов или рефератов.

Устный экзамен является традиционной формой итоговой аттестации учащихся. Для разных классов билеты содержат различные по объему и степени сложности задания.

Тестирование содержит контрольные задания и состоит из трех частей: тесты закрытого типа с альтернативными ответами, тестовые задания открытого типа, требующие дополнения или восстановления соответствия; практические задания в тестовом стиле.

Устный экзамен

Формирование устных вопросов осуществляется следующим образом. Первым ставится теоретический вопрос, который требует обоснования, рассуждений, анализа. Второй вопрос — теоретико-практический, при ответе на который Учащемуся при подготовке предоставляется возможность использования компьютера. Практическое задание направлено на проверку навыков работы с программными средами, усвоения основных (или эффективных) приемов деятельности, умения использовать полученные знания при выполнении пред, предложенного задания. Предполагается, что учащийся на конкретных примерах может демонстрировать возможности программного средства.

Перечень экзаменационных материалов по информатике ничем не отличается от перечня материалов по другим предметам (вопросы, билеты, практические задания). Несмотря на то, что Министерство по образованию (МО) РФ составляет и доводит до сведения примерные билеты (см. Приложение № 1), на практике они в большинстве случаев подвергаются редактированию (см. Приложение № 2). Не вдаваясь в глубокий анализ причин, по которым это происходит, необходимо, тем не менее, определить, в каких границах учитель или методист свободен при составлении билетов:

  1.  в настоящее время билеты по информатике, рекомендованные МО РФ, можно взять за основу, так как в них отражено все содержание курса информатики, узаконенное базовым минимумом;
  2.  при редактировании вопросов и билетов надо учесть, что ориентиром должен быть объем содержания, приведенный в базовом минимуме, а требования к необходимому уровню подготовки учащихся не должны быть ниже приведенных в этом же документе;

Формирование экзаменационного материала осуществляется на следующих принципах:

  1.  вопросы должны быть сформулированы по всему курсу;
  2.  из данных вопросов формируются билетов по несколько вопросов в каждом:
  •  первый   вопрос —   теоретический   (теории,   концепции,   принципы, свойства, классификации), предполагает проверку знания теоретических основ информатики, принципов работы компьютера, сути информационных процессов, информационной технологии (ИТ) и пр.;
  •  второй вопрос — теоретико-практический (информационные и коммуникационные  технологии   и   алгоритмизация),   предназначен  для проверки понимания возможностей компьютера и информационных технологий, предполагает устный ответ с иллюстрацией примеров в программных средах;
  •  третий — практическое задание, должно быть подготовлено таким образом, чтобы учащийся смог продемонстрировать приемы работы в компьютерных  средах,   показать  понимание  сути   информационных процессов, представленных в алгоритмах и программах, т. е. решить информационную задачу, используя эффективные приемы, методы и средства информатики.

При организации устного экзамена соблюдаются все требования, предъявляемые к проведению экзамена по любому школьному предмету с учетом специфических особенностей курса информатики. Прежде всего следует выделить несколько этапов подготовки учащихся к экзамену.

  •  Первый этап — знакомство учащихся с экзаменационными вопросами, которые необходимо подготовить заранее и выдать, как минимум, за 2 — 3 месяца до экзамена. С экзаменационными вопросами можно ознакомить Учащихся и в начале года, чтобы они имели возможность повторить темы, вызывающие затруднения. Такое случается довольно часто. Например, смена учителя, переход ребенка в другую школу, перемена местожительства, Другие объективные обстоятельства служат причиной появления пробелов в  знаниях по информатике.
  •  Второй этап определение учителем общей картины знаний учащихся для организации завершающего повторения. Необходимо отвести 4—8 часов на повторение основных разделов информатики в конце года, чтобы актуализировать знания учащихся, обнаружить пробелы и провести коррекцию. На данном этапе могут быть использованы тесты по основным разделам информатики, либо тестирование может быть поэтапным и происходить по мере повторения каждого раздела или нескольких разделов.
  •  Третий этап можно организовать таким образом. Вывесить на стенде вопросы и примерные практические задания с комментариями учителя, краткие рекомендации по подготовке к экзамену, список учебников и, в заключение, провести одну-две консультации, которые можно посвятить сложным разделам информатики, выявленным в результате тестирования. На консультации также уместно привести примеры ответов на конкретные экзаменационные вопросы. Для комментария можно выбрать сложные с точки зрения учителя аспекты, характерные для какой-либо группы вопросов.
  •  Вторая консультация может быть посвящена практической части экзаменационных вопросов, где в качестве примера могут быть рассмотрены с подробными комментариями аналогичные задания и задачи, приведены требования к выполнению и оформлению. Каждая консультация должна заканчиваться советами учителя, как подготовиться к экзамену, а также ответами на вопросы, которые задают учащиеся.
  •  Предэкзаменационная консультация, как правило, сводится к общим рекомендациям по организации экзамена, психологической подготовке учащихся и предусматривает ответы на их вопросы. К этому времени основной материал должен быть учащимися усвоен.

При организации экзамена следует помнить, что время на подготовку ответа 20—25 минут, ответ учащегося по продолжительности не должен превышать 20 минут. Как и на любом другом экзамене, одновременно в классе могут находиться не более 5 человек.

Учащийся сам планирует свои действия по подготовке к ответу, он может начать с выполнения практического задания, либо устного вопроса. Ответы могут быть даны по мере готовности каждого вопроса, либо учащийся отвечает на все вопросы билета подряд, самостоятельно выбирая их последовательность.

Учитель имеет право задавать вопросы на уточнение или дополнение содержательного материала, если учащийся не осветил ключевые аспекты. При проверке выполнения практического задания могут уточняться вопросы, относящиеся к данному заданию.

Каждый вопрос учащегося оценивается членами комиссии отдельно, а затем выводится окончательная оценка. Оценки сообщаются учащимся после завершения устного экзамена.

Тестирование

Использование тестовых технологий связано с желанием преодолеть некоторые недостатки, присущие итоговой аттестации как в форме устного экзамена, так и защиты рефератов и проектов. Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностных качеств экзаменатора. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на итоговую аттестацию. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована. Следует добавить, что в мировой практике тестирование достаточно широко распространено.

Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки навыков учащихся.

Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать систему заданий, которая включит в себя как тесты с многовариантным выбором, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе учащегося. Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы.

Аттестация в форме тестирования предполагает получение более широкого, чем на устном экзамене, диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с Учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая форма итоговой аттестации, тестирование нацелено на определение степени достижения результатов обучения. В отличие от устной аттестации, суммирующий тест содержит неплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку индивидуальных достижений учащихся.

Тестовые материалы ориентированы, в основном, на проверку результативности, мягко лимитированы по времени. Результаты теста учащийся фиксирует на специальном бланке, который затем сдает экзаменационной комиссии.  (Приложение 3).

Широкое распространение получили компьютерные тесты, в которых выставление оценки выставляются без участия учителя.

Кроме этого любой учитель-предметник должен готовить своих учеников к проведению итоговой аттестации в форме Единого Государственного Экзамена.  (Приложение 4).

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53881. Духовная жизнь как объект исследования социологии 37 KB
  Духовная жизнь – самая богатая по своим проявлениям сфера сознания, по формам и методам его реализации в жизнедеятельности общества, классов, социальных групп и слоев, каждого человека.
53882. Проблемы выявления и изучения исторических типов культуры в зарубежной и отечественной науке 32.5 KB
  Культурно-исторический тип — понятие политической теории Николая Данилевского, сформулированное в его книге «Россия и Европа»; система взглядов, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов.
53883. Кров. Кровообіг 50 KB
  Мета: перевірити знання учнів про склад і функції крові будову і роботу серця кровоносних судин профілактику захворювань серцевосудинної системи; розвивальна: продовжити формування умінь та навичок порівнювати узагальнювати робити висновки відпрацьовувати навички роботи з тестовими завданнями формувати навички публічного виступу з підготовленої теми; виховувати культуру мовлення бережливе ставлення до особистого здоров’я. Обладнання: таблиці “Склад кровіâ€ “Серц冓Круги кровообігу†“Шкідливість...
53884. Кровообращение 45.5 KB
  Восстановление знаний учащихся об органах кровообращения. Приём Мозговой штурм Что такое кровообращение Какие органы входят в систему кровообращения Какие кровеносные сосуды вы знаете Какие сосуды называются артериями Какие сосуды называются венами Какие сосуды называются капиллярами Какая бывает кровь В чём отличие 2. Этапы эволюции системы кровообращения у позвоночных животных. Приём Экскурсия по страницам зоологии у рыб – двухкамерное сердце один круг кровообращения система замкнутая кровь смешанная; у...
53885. Органи кровообігу 91.5 KB
  Обладнання: таблиця Органи кровообігу картки; комп’ютер ППЗ Природознавство 3й клас для загальноосвітніх навчальних шкіл. Органи дихання це ніс гортань трахея бронхи легені легеневі пухирці кровоносні судини 3. Мотивація навчальної діяльності Прослухавши вірш ви легко дасте відповідь на запитання: про яку систему органів сьогодні піде мова Тема сьогодні у нас важкувата Адже кров ми вивчаєм малята.
53886. День слави і печалі. Урок – пам’ять присвячений річниці бою під Крутами 111 KB
  94 роки тому назад у бою під Крутами що на Чернігівщині понад 300 курсантів військової школи студентів та гімназистів рішуче відстоюючи право українського народу жити у власній державі вступили у нерівний бій із значно переважаючим добре озброєним і вишколеним противником і протягом кількох днів стримували на підступах до Києва величезну більшовицьку армію. Єдиною активною мілітарною нашою силою була наша інтелігентна молодь і частина національносвідомого робітництва яке гаряче стояло за українську державність розуміючи за нами ту...
53887. Квадратне рівняння та його використання 87.5 KB
  Завдання: навчальні: відтворити знання про квадратне рівняння його види способи розвязування;вміння розвязувати квадратні рівняння. використовувати рівняння що зводяться до квадратних перетворювання раціональних виразів розвязування квадратичних виразів графічним способом; систематизувати та узагальнити навчальні досягнення учнів щодо розвязання квадратних рівнянь та їх використання в ході уроку та їх використання в ході уроку під час формування компетенцій учнів з алгебри;;розвивальні: розвивати увагу мислення пам'ять...
53889. Американська їжа. Традиційна українська кухня 332 KB
  Dear friends! I аm very glad to meet you here in our beautiful village and welcome you to the lesson About Americans Food. Today we shall speak English, watch video-cassettes. In other words we shall enjoy the English language today.