32516

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Избранные вопросы методики преподавания информатики ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ Итоговый контроль. Перечень экзаменационных материалов по информатике ничем не отличается от перечня материалов по другим предметам вопросы билеты практические задания. Не вдаваясь в глубокий анализ причин по которым это происходит необходимо тем не менее определить в каких границах учитель или методист свободен при составлении билетов: в настоящее время билеты по информатике рекомендованные МО РФ можно взять за основу...

Русский

2013-09-04

82 KB

10 чел.

Лекция №9. Избранные вопросы методики преподавания информатики,

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ

Итоговый контроль. Основные формы итоговой аттестации

Итоговый контроль дает возможность оценить результаты обучения базовому курсу информатики и позволяет осуществить коррекцию знаний и навыков учащегося.

В настоящее время реализуются различные формы и методы итогового контроля, к числу которых относятся

  •  устный экзамен,
  •  тестирование,
  •  аттестация в форме защиты проектов или рефератов.

Устный экзамен является традиционной формой итоговой аттестации учащихся. Для разных классов билеты содержат различные по объему и степени сложности задания.

Тестирование содержит контрольные задания и состоит из трех частей: тесты закрытого типа с альтернативными ответами, тестовые задания открытого типа, требующие дополнения или восстановления соответствия; практические задания в тестовом стиле.

Устный экзамен

Формирование устных вопросов осуществляется следующим образом. Первым ставится теоретический вопрос, который требует обоснования, рассуждений, анализа. Второй вопрос — теоретико-практический, при ответе на который Учащемуся при подготовке предоставляется возможность использования компьютера. Практическое задание направлено на проверку навыков работы с программными средами, усвоения основных (или эффективных) приемов деятельности, умения использовать полученные знания при выполнении пред, предложенного задания. Предполагается, что учащийся на конкретных примерах может демонстрировать возможности программного средства.

Перечень экзаменационных материалов по информатике ничем не отличается от перечня материалов по другим предметам (вопросы, билеты, практические задания). Несмотря на то, что Министерство по образованию (МО) РФ составляет и доводит до сведения примерные билеты (см. Приложение № 1), на практике они в большинстве случаев подвергаются редактированию (см. Приложение № 2). Не вдаваясь в глубокий анализ причин, по которым это происходит, необходимо, тем не менее, определить, в каких границах учитель или методист свободен при составлении билетов:

  1.  в настоящее время билеты по информатике, рекомендованные МО РФ, можно взять за основу, так как в них отражено все содержание курса информатики, узаконенное базовым минимумом;
  2.  при редактировании вопросов и билетов надо учесть, что ориентиром должен быть объем содержания, приведенный в базовом минимуме, а требования к необходимому уровню подготовки учащихся не должны быть ниже приведенных в этом же документе;

Формирование экзаменационного материала осуществляется на следующих принципах:

  1.  вопросы должны быть сформулированы по всему курсу;
  2.  из данных вопросов формируются билетов по несколько вопросов в каждом:
  •  первый   вопрос —   теоретический   (теории,   концепции,   принципы, свойства, классификации), предполагает проверку знания теоретических основ информатики, принципов работы компьютера, сути информационных процессов, информационной технологии (ИТ) и пр.;
  •  второй вопрос — теоретико-практический (информационные и коммуникационные  технологии   и   алгоритмизация),   предназначен  для проверки понимания возможностей компьютера и информационных технологий, предполагает устный ответ с иллюстрацией примеров в программных средах;
  •  третий — практическое задание, должно быть подготовлено таким образом, чтобы учащийся смог продемонстрировать приемы работы в компьютерных  средах,   показать  понимание  сути   информационных процессов, представленных в алгоритмах и программах, т. е. решить информационную задачу, используя эффективные приемы, методы и средства информатики.

При организации устного экзамена соблюдаются все требования, предъявляемые к проведению экзамена по любому школьному предмету с учетом специфических особенностей курса информатики. Прежде всего следует выделить несколько этапов подготовки учащихся к экзамену.

  •  Первый этап — знакомство учащихся с экзаменационными вопросами, которые необходимо подготовить заранее и выдать, как минимум, за 2 — 3 месяца до экзамена. С экзаменационными вопросами можно ознакомить Учащихся и в начале года, чтобы они имели возможность повторить темы, вызывающие затруднения. Такое случается довольно часто. Например, смена учителя, переход ребенка в другую школу, перемена местожительства, Другие объективные обстоятельства служат причиной появления пробелов в  знаниях по информатике.
  •  Второй этап определение учителем общей картины знаний учащихся для организации завершающего повторения. Необходимо отвести 4—8 часов на повторение основных разделов информатики в конце года, чтобы актуализировать знания учащихся, обнаружить пробелы и провести коррекцию. На данном этапе могут быть использованы тесты по основным разделам информатики, либо тестирование может быть поэтапным и происходить по мере повторения каждого раздела или нескольких разделов.
  •  Третий этап можно организовать таким образом. Вывесить на стенде вопросы и примерные практические задания с комментариями учителя, краткие рекомендации по подготовке к экзамену, список учебников и, в заключение, провести одну-две консультации, которые можно посвятить сложным разделам информатики, выявленным в результате тестирования. На консультации также уместно привести примеры ответов на конкретные экзаменационные вопросы. Для комментария можно выбрать сложные с точки зрения учителя аспекты, характерные для какой-либо группы вопросов.
  •  Вторая консультация может быть посвящена практической части экзаменационных вопросов, где в качестве примера могут быть рассмотрены с подробными комментариями аналогичные задания и задачи, приведены требования к выполнению и оформлению. Каждая консультация должна заканчиваться советами учителя, как подготовиться к экзамену, а также ответами на вопросы, которые задают учащиеся.
  •  Предэкзаменационная консультация, как правило, сводится к общим рекомендациям по организации экзамена, психологической подготовке учащихся и предусматривает ответы на их вопросы. К этому времени основной материал должен быть учащимися усвоен.

При организации экзамена следует помнить, что время на подготовку ответа 20—25 минут, ответ учащегося по продолжительности не должен превышать 20 минут. Как и на любом другом экзамене, одновременно в классе могут находиться не более 5 человек.

Учащийся сам планирует свои действия по подготовке к ответу, он может начать с выполнения практического задания, либо устного вопроса. Ответы могут быть даны по мере готовности каждого вопроса, либо учащийся отвечает на все вопросы билета подряд, самостоятельно выбирая их последовательность.

Учитель имеет право задавать вопросы на уточнение или дополнение содержательного материала, если учащийся не осветил ключевые аспекты. При проверке выполнения практического задания могут уточняться вопросы, относящиеся к данному заданию.

Каждый вопрос учащегося оценивается членами комиссии отдельно, а затем выводится окончательная оценка. Оценки сообщаются учащимся после завершения устного экзамена.

Тестирование

Использование тестовых технологий связано с желанием преодолеть некоторые недостатки, присущие итоговой аттестации как в форме устного экзамена, так и защиты рефератов и проектов. Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностных качеств экзаменатора. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на итоговую аттестацию. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована. Следует добавить, что в мировой практике тестирование достаточно широко распространено.

Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки навыков учащихся.

Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать систему заданий, которая включит в себя как тесты с многовариантным выбором, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе учащегося. Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы.

Аттестация в форме тестирования предполагает получение более широкого, чем на устном экзамене, диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с Учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая форма итоговой аттестации, тестирование нацелено на определение степени достижения результатов обучения. В отличие от устной аттестации, суммирующий тест содержит неплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку индивидуальных достижений учащихся.

Тестовые материалы ориентированы, в основном, на проверку результативности, мягко лимитированы по времени. Результаты теста учащийся фиксирует на специальном бланке, который затем сдает экзаменационной комиссии.  (Приложение 3).

Широкое распространение получили компьютерные тесты, в которых выставление оценки выставляются без участия учителя.

Кроме этого любой учитель-предметник должен готовить своих учеников к проведению итоговой аттестации в форме Единого Государственного Экзамена.  (Приложение 4).

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77700. Управление дисками и томами в Windows 2000/XP 609.5 KB
  Оснастка Управление дисками заменившая служебную программу Администратор дисков которая использовалась в Windows NT 4. При помощи оснастки Управление дисками можно управлять удаленными компьютерами на которых запущена операционная система Windows 2000 или Windows XP на которых вы являетесь участником группы Администраторы. Типы разделов и запоминающих устройств В Windows 2000 и Windows XP Professionl используются два типа запоминающих устройств: базовый диск и динамический диск.
77701. Компакт-диск как носитель информации. CD-ROM 1.56 MB
  Таким образом в процессе такой штамповки осуществляется запись данных на диск. Поперечное сечение стандартного компакт-диска Структура данных на компакт-дисках В отличие от магнитных носителей гибких и жестких дисков компакт-диски разбиваются на концентрические дорожки и секторы. Представление о EFMмодуляции Процесс преобразования декодирования сигналов получаемых при прохождении чередующихся углублений и плато над считывающей головкой заключается в следующем: При записи данных на компактдиск используется EFMмодуляция...
77702. Конструкции дисководов CD-ROM 5.39 MB
  В этом заключается принципиальное отличие дисководов компактдисков от накопителей на жестких и гибких дисков в которых носители вращаются с постоянной угловой скоростью. Необходимость поддержания постоянной линейной скорости обусловлена исключительно тем что при воспроизведении звуковых компактдисков данные должны поступать в декодирующее устройство в постоянном и строго определенном темпе независимо от того с какого витка рожки они считываются. Механическая часть дисководов CDROM Конструкция дисководов компактдисков приведена на рис.
77703. Устройства записи информации со сменными дисками 2.29 MB
  Однако в ближайшее время их скорее всего заменят пишущие DVDнакопители которые работают быстрее позволяют записывать прожигать 47Гбайт DVDносители что значительно удобнее 700Мбайт CDдисков и кроме того обеспечивают обратную совместимость с CDносителями поскольку могут работать как обычные накопители CDRW. Так МОнакопитель Fujitsu работает медленнее накопителей CDRW и DVDRW а по цене сильно проигрывает первым и сравним со вторыми. В том случае когда требуется иметь постоянно под рукой пятьдесять сменных...
77705. Флэш-память. От ROM к Flash 572.5 KB
  Внимание которое уделяется флэш-памяти вполне объяснимо –ведь это самый быстрорастущий сегмент полупроводникового рынка. Ежегодно рынок флэш-памяти растет более чем на 15 что превышает суммарный рост всей остальной полупроводниковой индустрии.
77706. Технологии развития современной памяти 115 KB
  Всего за несколько десятилетий в области технологий хранения данных произошли разительные перемены а появление флешпамяти без преувеличения можно назвать революцией. Сегодня принцип хранения информации в электронных устройствах конечно отличается от условных расчётов Фейнмана но размер единичного элемента хранения известен – около 40 нм в коммерческих устройствах на основе флешпамяти. Технологии устройств памяти следующего поколения будут использовать новые материалы обладать временем доступа в единицы наносекунд и хранить информацию...
77707. Трёхмерная графитовая память 35.5 KB
  На сделанных сканирующим электронным микроскопом снимках видны графитовая полоска неизменённой ячейки памяти вверху и содержащей бит данных Выход нашли исследователи из Университета Райса Rice University в Хьюстоне которые показали что родственник графена – графит – может быть адаптирован для создания быстрых высокоёмких устройств хранения обладающих преимуществами по сравнению с флэшпамятью которой комплектуется сегодня множество мобильных устройств. Ячейки памяти могут быть расположены в виде вертикальных массивов что в...