32516

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Избранные вопросы методики преподавания информатики ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ Итоговый контроль. Перечень экзаменационных материалов по информатике ничем не отличается от перечня материалов по другим предметам вопросы билеты практические задания. Не вдаваясь в глубокий анализ причин по которым это происходит необходимо тем не менее определить в каких границах учитель или методист свободен при составлении билетов: в настоящее время билеты по информатике рекомендованные МО РФ можно взять за основу...

Русский

2013-09-04

82 KB

11 чел.

Лекция №9. Избранные вопросы методики преподавания информатики,

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ УСТНОГО ЭКЗАМЕНА И ТЕСТИРОВАНИЯ

Итоговый контроль. Основные формы итоговой аттестации

Итоговый контроль дает возможность оценить результаты обучения базовому курсу информатики и позволяет осуществить коррекцию знаний и навыков учащегося.

В настоящее время реализуются различные формы и методы итогового контроля, к числу которых относятся

  •  устный экзамен,
  •  тестирование,
  •  аттестация в форме защиты проектов или рефератов.

Устный экзамен является традиционной формой итоговой аттестации учащихся. Для разных классов билеты содержат различные по объему и степени сложности задания.

Тестирование содержит контрольные задания и состоит из трех частей: тесты закрытого типа с альтернативными ответами, тестовые задания открытого типа, требующие дополнения или восстановления соответствия; практические задания в тестовом стиле.

Устный экзамен

Формирование устных вопросов осуществляется следующим образом. Первым ставится теоретический вопрос, который требует обоснования, рассуждений, анализа. Второй вопрос — теоретико-практический, при ответе на который Учащемуся при подготовке предоставляется возможность использования компьютера. Практическое задание направлено на проверку навыков работы с программными средами, усвоения основных (или эффективных) приемов деятельности, умения использовать полученные знания при выполнении пред, предложенного задания. Предполагается, что учащийся на конкретных примерах может демонстрировать возможности программного средства.

Перечень экзаменационных материалов по информатике ничем не отличается от перечня материалов по другим предметам (вопросы, билеты, практические задания). Несмотря на то, что Министерство по образованию (МО) РФ составляет и доводит до сведения примерные билеты (см. Приложение № 1), на практике они в большинстве случаев подвергаются редактированию (см. Приложение № 2). Не вдаваясь в глубокий анализ причин, по которым это происходит, необходимо, тем не менее, определить, в каких границах учитель или методист свободен при составлении билетов:

  1.  в настоящее время билеты по информатике, рекомендованные МО РФ, можно взять за основу, так как в них отражено все содержание курса информатики, узаконенное базовым минимумом;
  2.  при редактировании вопросов и билетов надо учесть, что ориентиром должен быть объем содержания, приведенный в базовом минимуме, а требования к необходимому уровню подготовки учащихся не должны быть ниже приведенных в этом же документе;

Формирование экзаменационного материала осуществляется на следующих принципах:

  1.  вопросы должны быть сформулированы по всему курсу;
  2.  из данных вопросов формируются билетов по несколько вопросов в каждом:
  •  первый   вопрос —   теоретический   (теории,   концепции,   принципы, свойства, классификации), предполагает проверку знания теоретических основ информатики, принципов работы компьютера, сути информационных процессов, информационной технологии (ИТ) и пр.;
  •  второй вопрос — теоретико-практический (информационные и коммуникационные  технологии   и   алгоритмизация),   предназначен  для проверки понимания возможностей компьютера и информационных технологий, предполагает устный ответ с иллюстрацией примеров в программных средах;
  •  третий — практическое задание, должно быть подготовлено таким образом, чтобы учащийся смог продемонстрировать приемы работы в компьютерных  средах,   показать  понимание  сути   информационных процессов, представленных в алгоритмах и программах, т. е. решить информационную задачу, используя эффективные приемы, методы и средства информатики.

При организации устного экзамена соблюдаются все требования, предъявляемые к проведению экзамена по любому школьному предмету с учетом специфических особенностей курса информатики. Прежде всего следует выделить несколько этапов подготовки учащихся к экзамену.

  •  Первый этап — знакомство учащихся с экзаменационными вопросами, которые необходимо подготовить заранее и выдать, как минимум, за 2 — 3 месяца до экзамена. С экзаменационными вопросами можно ознакомить Учащихся и в начале года, чтобы они имели возможность повторить темы, вызывающие затруднения. Такое случается довольно часто. Например, смена учителя, переход ребенка в другую школу, перемена местожительства, Другие объективные обстоятельства служат причиной появления пробелов в  знаниях по информатике.
  •  Второй этап определение учителем общей картины знаний учащихся для организации завершающего повторения. Необходимо отвести 4—8 часов на повторение основных разделов информатики в конце года, чтобы актуализировать знания учащихся, обнаружить пробелы и провести коррекцию. На данном этапе могут быть использованы тесты по основным разделам информатики, либо тестирование может быть поэтапным и происходить по мере повторения каждого раздела или нескольких разделов.
  •  Третий этап можно организовать таким образом. Вывесить на стенде вопросы и примерные практические задания с комментариями учителя, краткие рекомендации по подготовке к экзамену, список учебников и, в заключение, провести одну-две консультации, которые можно посвятить сложным разделам информатики, выявленным в результате тестирования. На консультации также уместно привести примеры ответов на конкретные экзаменационные вопросы. Для комментария можно выбрать сложные с точки зрения учителя аспекты, характерные для какой-либо группы вопросов.
  •  Вторая консультация может быть посвящена практической части экзаменационных вопросов, где в качестве примера могут быть рассмотрены с подробными комментариями аналогичные задания и задачи, приведены требования к выполнению и оформлению. Каждая консультация должна заканчиваться советами учителя, как подготовиться к экзамену, а также ответами на вопросы, которые задают учащиеся.
  •  Предэкзаменационная консультация, как правило, сводится к общим рекомендациям по организации экзамена, психологической подготовке учащихся и предусматривает ответы на их вопросы. К этому времени основной материал должен быть учащимися усвоен.

При организации экзамена следует помнить, что время на подготовку ответа 20—25 минут, ответ учащегося по продолжительности не должен превышать 20 минут. Как и на любом другом экзамене, одновременно в классе могут находиться не более 5 человек.

Учащийся сам планирует свои действия по подготовке к ответу, он может начать с выполнения практического задания, либо устного вопроса. Ответы могут быть даны по мере готовности каждого вопроса, либо учащийся отвечает на все вопросы билета подряд, самостоятельно выбирая их последовательность.

Учитель имеет право задавать вопросы на уточнение или дополнение содержательного материала, если учащийся не осветил ключевые аспекты. При проверке выполнения практического задания могут уточняться вопросы, относящиеся к данному заданию.

Каждый вопрос учащегося оценивается членами комиссии отдельно, а затем выводится окончательная оценка. Оценки сообщаются учащимся после завершения устного экзамена.

Тестирование

Использование тестовых технологий связано с желанием преодолеть некоторые недостатки, присущие итоговой аттестации как в форме устного экзамена, так и защиты рефератов и проектов. Преимуществом тестирования является возможность охвата материала по всем разделам информатики. Оценивание результатов носит более объективный характер и не зависит от профессиональных и личностных качеств экзаменатора. В результате учащийся может продемонстрировать свои учебные достижения на более широком содержательном поле информатики. И все это на фоне сокращения временных затрат на итоговую аттестацию. Тесты логичны и непротиворечивы, интерпретация их однозначна, организация тестирования регламентирована. Следует добавить, что в мировой практике тестирование достаточно широко распространено.

Наряду с известными достоинствами у данного метода существуют и недостатки, которые, в основном, связаны с необходимостью подготовки тестов высокого качества. Вторая проблема касается сложности проверки навыков учащихся.

Для устранения этих и некоторых других недостатков необходимо разработать систему заданий, которая включит в себя как тесты с многовариантным выбором, так и тесты открытого типа со свободным изложением ответа. Проверка таких тестовых заданий должна осуществляться по наличию ключевых слов в письменном ответе учащегося. Существует еще несколько типов заданий, которые также можно отнести к тестовым, например, в приведенном тексте выделить структуру, ключевые слова, ответить на вопросы.

Аттестация в форме тестирования предполагает получение более широкого, чем на устном экзамене, диапазона результатов обучения. Такой тест можно считать суммирующим. Предлагаемая система тестирования сформирована с Учетом важных критериев: широта охвата материала курса, сложность и представительность выборки. Как и любая другая форма итоговой аттестации, тестирование нацелено на определение степени достижения результатов обучения. В отличие от устной аттестации, суммирующий тест содержит неплановые задания, которые обеспечивают более глубокую проверку индивидуальных достижений учащихся.

Тестовые материалы ориентированы, в основном, на проверку результативности, мягко лимитированы по времени. Результаты теста учащийся фиксирует на специальном бланке, который затем сдает экзаменационной комиссии.  (Приложение 3).

Широкое распространение получили компьютерные тесты, в которых выставление оценки выставляются без участия учителя.

Кроме этого любой учитель-предметник должен готовить своих учеников к проведению итоговой аттестации в форме Единого Государственного Экзамена.  (Приложение 4).

PAGE  5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23042. Напівпровідникові діоди. Вольт-амперна характеристика (ВАХ) 83.5 KB
  Вольтамперна характеристика ВАХ це залежність величини струму ІД крізь pn перехід діода від величини і полярності напруги UД прикладеної до діода. Виконання роботи передбачає використання осцилографа як характериографа з метою одержання на екрані двоканального осцилографа зображення ВАХ діода а також побудову ВАХ шляхом вимірювання деякої кількості величин струму ІД що відповідають певним величинам та полярності напруги UД і представленням результату у вигляді графіка. Залежність струму крізь діод від прикладеної до...
23043. Транзистори 88 KB
  Вихідна вольтамперна характеристика ВАХ біполярного транзистора це залежність величини струму колектора ІК від напруги між колектором та емітером UКЕ при певному струмі бази ІБ або напруги між базою та емітером UБЕ . Вихідна вольтамперна характеристика ВАХ польового транзистора це залежність величини струму стока ІС від напруги між стоком та витоком UСВ при певній напрузі між затвором та витоком UЗВ . Виконання роботи передбачає використання осцилографа як характериографа з метою одержання на екрані двоканального...
23044. ПІДСИЛЮВАЧІ НА ТРАНЗИСТОРАХ 103 KB
  Він є лише керувальним пристроєм а збільшення потужності сигналу відбувається за рахунок зовнішнього джерела напруги струмом в колі якого й керує транзистор. Характер зміни вхідного сигналу повинен передаватися на вихід без помітних спотворень. Кажуть що має місце інверсія фази сигналу. Як випливає з рівняння ЕберсаМола [1] імпеданс для малого сигналу з боку емітера при фіксованій напрузі на базі дорівнює rе = kT еIк 5 де k стала Больцмана Т абсолютна температура е заряд електрона Iк струм колектора.
23045. Дешифратори та мультиплексори 1.3 MB
  Це здійснюється аналогічно заданню параметрів елементів схеми за допомогою редактора пробних сигналів Stimulus Editor. Це робиться аналогічно заданню мітки вузла схеми причому в описі шини слід перерахувати через кому мітки усіх вузлів що входять у шину Альтернативна можливість полягає у використанні конструкцій типу BUS[1n] де BUS імя шини BUS[1]BUS[n] відповідні мітки вузлів. Пакет OrCAD дозволяє провести суто цифрове моделювання для даного вузла схеми якщо до цього вузла підєднані лише цифрові входи та виходи. Зазначимо що...
23046. Тригери 1.45 MB
  1 зображено схему найпростішого RSтригера на елементах 2ІНЕ серії 74 із зворотнім звязком. Встановлення тригера в 10 відбувається при подачі нуля на NSNR при цьому протилежний вхід повинен бути встановлений в одиницю. Подача двох нулів є забороненою комбінацією при якій стан тригера буде невизначеним. Для даної схеми тригера доцільно у початковий момент встановити режим зберігання інформації потім у деякий момент подати імпульс встановлення 1 потім імпульс встановлення 0 після цього знову використати режим зберігання і нарешті...
23047. Регістри та лічильники 1.83 MB
  Виведіть графік залежності вхідних Reset Shift Info та вихідних Q0Q2 цифрових сигналів регістра від часу та поясніть ці залежності. Виведіть відповідні графіки для вхідних та вихідних сигналів та поясніть ці залежності. Джерела пробних сигналів підберіть таким чином щоб регістр послідовно виконав операції: а паралельного запису числа 0101; б перетворення цього числа на послідовний код; в послідовного запису числа 1010; Проведіть моделювання для цієї схеми. Виведіть відповідні графіки для вхідних та вихідних сигналів та поясніть ці...
23048. Імпульсні цифрові схеми 2.62 MB
  Формувачі імпульсів. 1 зображено схему формувача імпульсів на логічних елементах ІНЕ. 1 Недоліком цієї схеми є те що для формування імпульсів досить великої тривалості потрібно використати велику кількість логічних елементв. 2 Для формування імпульсів з синусоїдальної напруги часто застосовується тригер Шмітта рис.
23049. Схеми на операційних підсилювачах. Інвертуюче увімкнення ОП 2.04 MB
  Завдяки своєму високим коефіцієнту підсилення та вхідному опору а також низькому опору вихідному операційні підсилювачі ОП дуже широко застосовуються у схемотехніці особливо в мішаних аналоговоцифрових схемах. Додавши до ОП коло зворотнього звязку можна отримати підсилювач практично з будьяким коефіцієнтом підсилення. Коефіцієнт підсилення такої схеми у межах лінійності ОП рівний Rc Rin. Параметри ОП дозволяють добирати Rc та Rin у широкому діапазоні опорів отримуючи різні коефіцієнти підсилення.
23050. Цифро-аналогові перетворювачі 1.33 MB
  1 зображено схему 4розрядного ЦАП. 1 Лічильник U3A та пробні джерела складають тестову схему яка послідовно подає на вхід ЦАП цифрові коди від 0 0000 до 15 1111. Зростаючий код на виході ЦАП буде перетворюватися на лінійно зростаючу напругу. 2 зображено схему дослідження 8розрядного інтегрального ЦАП.