32517

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТОВ И ПРОЕКТОВ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Одной из основных целей творческой работы в виде реферата является комплексное исследование проблемы с использованием различных источников информации. Специфической особенностью информатики является ее высокий интегрирующий потенциал: основным объектом информатики является информация соответственно рассматриваются эффективные методы и приемы работы с информацией; осваиваются средства обработки хранения восприятия и передачи информации в том числе универсальное средство компьютер; теоретические знания и знания технологии работы с...

Русский

2013-09-04

107 KB

9 чел.

Лекция №10. Избранные вопросы методики преподавания информатики,

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТОВ И ПРОЕКТОВ

Итоговый контроль

Аттестация в форме защиты проектов или рефератов происходит в виде представления заранее подготовленной работы.

Аттестация в форме защиты рефератов и проектов является одной из разновидностей устного экзамена. Совершенно очевидно, что работа должна соответствовать требованиям образовательного стандарта. Творческая работа может выходить за рамки предмета и отражать специфику образовательного учреждения или учитывать профиль класса.

Организация выполнения проекта, процедура экспертизы и защиты проекта должны быть определены заранее, утверждены решением педсовета.

Рефераты и проекты .

Подготовка реферата или проекта является работой повышенной сложности. В связи с этим имеет смысл предлагать ее учащимся с высоким уровнем подготовки по предмету.

Одной из основных целей творческой работы в виде реферата является комплексное исследование проблемы с использованием различных источников информации.

Реферат представляет собой обобщение теоретического материала.

Целью проекта может быть реализация одного из вариантов:

  •  решения задачи или проблемы с помощью средств ИКТ,
  •  создание модели в виде программы или алгоритма.

Проект может быть представлен в виде  Web-сайта, электронной газеты, обучающей программы и др.

Проект в большей степени чем реферат обладает практической направленностью, но не исключает наличие теоретической части.

Принципиальным отличием проектов по информатике является их ярко выраженная креативность.

Специфической особенностью информатики является ее высокий интегрирующий потенциал:

  •  основным объектом информатики является информация, соответственно рассматриваются эффективные методы и приемы работы с информацией;
  •  осваиваются средства обработки, хранения, восприятия и передачи информации, в том числе универсальное средство — компьютер;
  •  теоретические знания и знания технологии работы с информацией обеспечивают использование их в процессе изучения других школьных предметов.

Требования к содержанию и оформлению

При подготовке реферата или пояснительной записки к проекту обязательным является наличие логичной структуры, которая включает:

  •  титульный лист;
  •  содержание (оглавление);
  •  введение;
  •  цели, задачи, методы;
  •  основную часть;
  •  заключение (выводы);
  •  список литературы;
  •  приложения.

Во введении должен быть обоснован выбор темы. Должны быть сформулированы цели задачи и методы исследования. Основная часть должна включить описание предмета (объекта) исследования, и локальные выводы. В заключении должны быть сделаны общие выводы по проблеме, выполнено описание перспектив развития проекта или предложены варианты продолжения теоретического исследования.

Требования к рефератам по информатике

Для рефератов по информатике используются различные источники информации, в том числе и ресурсы сети Интернет. В меньшей степени используются традиционные источники информации — печатные издания. Не секрет, что в Интернете отсутствует контроль качества информации. Многие "труды" используют в качестве основного языка компьютерный жаргон и сленг. Достоверность и объективность информации вызывает сомнение.

Не вдаваясь в глубокий анализ, можно предположить, что учащиеся не в состоянии самостоятельно провести экспертизу качества информации. В связи с этим руководитель работы по реферату должен взять на себя функции эксперта. Кроме того, в последнее время игнорируются традиционные источники информации (научно-популярные и научные книги, журнальные статьи), что обедняет реферат. Необходимо настроить учащегося на разумное сочетание использования электронных и традиционных источников информации.

Таким образом, можно сформулировать следующие требования к реферату по информатике:

  •  при подборе материала необходимо использовать различные источники информации;
  •  реферат должен быть подготовлен с помощью информационных технологий, как минимум, он должен быть набран в текстовом редакторе в соответствии с правилами набора и требованиями к оформлению текста;
  •  для вычислений, построения графиков и диаграмм следует использовать электронные таблицы;
  •  для представления реферата на экзамене необходимо подготовить презентацию;
  •  объем реферата должен быть не менее 10 страниц формата А4 с 1,5-ным интервалом и размером шрифта 14;
  •  позитивным фактом можно считать выступление учащегося с докладом на конференции, олимпиаде или конкурсе и получение дипломов и грамот.

Подготовка и защита рефератов

В подготовке реферата  можно выделить несколько этапов:

  •  выбор темы, уточнение формулировки названия реферата;
  •  определение целей и задач;
  •  определение условий и ограничений;
  •  выбор формы представления;
  •  отбор основных источников информации;
  •  разработка структуры;
  •  создание реферата;
  •  первичная экспертиза и рецензирование реферата;
  •  редактирование и подготовка к представлению (презентации);
  •  защита реферата.

Функции руководителя

Руководитель сопровождает учащегося на всех этапах подготовки и защиты:

  •  консультирует и координирует;
  •  проводит первичную экспертизу;
  •  выступает в роли рецензента;
  •  принимает участие в обсуждении структуры, отборе источников информации и подготовке презентации;
  •  осуществляет помощь в поиске возможностей представления реферата на конференции, конкурсе, олимпиаде или фестивале;
  •  совместно с учащимся разрабатывает график подготовки и контролирует его выполнение.

Требования к проектам по информатике

В результате работы над проектом учащийся создает информационный продукт, выполненный средствами современных информационных и коммуникационных технологий.

По используемой технологии разработки можно условно разделить на группы:

  •  Web-сайты (проблемные, тематические и имиджевые);
  •  программы (моделирующие, игровые, сервисные, редакторы, конструкторы, тренажеры, базы данных), выполненные с использованием систем программирования;
  •  информационные и обучающие презентации (проблемные, тематические);
  •  анимационные фильмы и проекты (досуговые, демонстрационные, обучающие).

Представляемый информационный продукт должен:

  •  иметь четкое целевое назначение и соответствующие функциональные возможности;
  •  быть относительно завершенным;
  •  иметь возможность развития, редактирования и модернизации;
  •  продемонстрировать целесообразное сочетание разных информационных объектов;
  •  обладать логичной структурой, интуитивно понятным интерфейсом и средствами поиска и навигации (при необходимости);
  •  включать справочную систему;
  •  иметь единое стилевое решение.

В состав проекта, кроме представленного информационного продукта, должны входить:

  •  пояснительная записка (теоретическая часть) — небольшой по объему реферат, связанный с проблемами проекта, содержащий материалы информационного или исследовательского характера и обоснование использованных технологий;
  •  инструкция по работе.

Требования к интегрированным проектам и рефератам

Интегрированный реферат представляет собой разработку, основанную на исследовании объекта (предмета, процесса, явления) с точки зрения двух или нескольких предметных областей. Компьютер и средства информационных и коммуникационных технологий могут использоваться как источник информации, как инструмент познания и исследования, как средство предоставления информации.

Основу интегрированного проекта, как правило, составляет проблемно-информационный продукт, выполненный средствами информационных и коммуникационных технологий. Отличительная особенность таких рефератов и проектов в том, что одной из предметных областей является сама информатика и информационные технологии.

Интегрированные рефераты можно классифицировать по проблемным областям:

  •  социальные;
  •  естественнонаучные;
  •  гуманитарные.

Интегрированные проекты можно разделить по функциональному назначению информационного продукта:

  •  обучающие по предметам (тесты, решатели задач, тренажеры, репетиторы и пр.);
  •  информационные (демонстрационные, моделирующие, презентационные и пр.);
  •  конструкторские (позволяющие манипулировать объектами предметной области).

К интегрированным проектам и рефератам предъявляются все требования соответствующих работ по информатике. Кроме того, есть дополнительные требования:

  •  наличие двух руководителей, либо руководитель и консультанты (эксперты) разных предметных областей;
  •  наличие рецензий от специалистов соответствующих предметных областей;
  •  обеспечение целостности (интеграции) при описании аспектов проблемы предметных областей.

Примерные темы рефератов и проектов

Приведенный перечень тем является лишь ориентиром для учащихся и учителей и не претендует на полноту. Учитель (руководитель) может самостоятельно определить тему, сформулировать проблемы и поставить задачи.

Рефераты по информатике:

  •  защита информации в компьютерных системах;
  •  криптология и компьютер;
  •  кодирование информации в компьютерных системах;
  •  эволюция ЭВМ;
  •  исторический ракурс: от абака до персонального компьютера;
  •  проблемы компьютерной вирусологии;
  •  носители информации;
  •  архитектура ЭВМ;
  •  интеллектуальные информационные системы;
  •  информационно-справочные системы;
  •  базы и банки данных;
  •  информационная культура и информационное общество;
  •  человек в информационном обществе;
  •  информационные технологии в гуманитарных областях;
  •  глобальные компьютерные сети;
  •  передача данных в компьютерных системах;
  •  возможности глобальных сетей и ограничения;
  •  качество информации в глобальных сетях;
  •  поиск информации и навигация в Интернете;
  •  сервисы Интернета;
  •  дистанционное образование: состояние, проблемы, перспективы;
  •  проблемы информатизации образования;
  •  творчество и компьютер;
  •  компьютерный дизайн;
  •  компьютерные профессии.

Проекты по информатике:

  •  Web-сайт (школы, класса, персональный, ресурсный);
  •  обучающая программа по разработке Web-сайта;
  •  клавиатурный тренажер для малышей;
  •  тренажер для работы с мышью для малышей;
  •  конструктор времени;
  •  текстовый конструктор;
  •  графический конструктор;
  •  программа-оболочка для работы с тестами;
  •  обучающая программа по поиску информации в Интернете;
  •  анимационный фильм "Наша школа";
  •  логические компьютерные игры;
  •  антивирусные программы;
  •  электронная газета "Наш класс";
  •  журнал-альманах "Путешествия";
  •  справочное пособие для Web-мастера;
  •  энциклопедия "Компьютер для начинающих";
  •  дизайнерские проекты, демонстрирующие возможности графических и анимационных пакетов.

Интегрированные проекты и рефераты:

  •  социальные и правовые аспекты информационной войны;
  •  информационная культура и правовое государство;
  •  информационное общество и информационные преступления;
  •  информационные технологии в предметных областях (биология, химия, физика, экономика, литература, лингвистика и пр.);
  •  искусственные языки: синтаксис и семантика;
  •  информационные системы в экономике (и других предметных областях);
  •  компьютерное моделирование и компьютерный эксперимент в химических (физических, математических и др.) исследованиях;
  •  криминалистика и компьютер;
  •  компьютерные технологии и средства массовой информации;
  •  глобальные компьютерные сети и нравственные проблемы;
  •  естественные языки и компьютер;
  •  экспертные системы в предметных областях;
  •  образовательные возможности компьютера в школе;
  •  издательство и компьютер: история, проблемы, перспективы;
  •  "информационные" профессии и компьютерные технологии (режиссер, менеджер, политолог, лингвист, криминалист, юрист, сценарист, писатель);
  •  анализ информационных ресурсов Интернета (по проблеме или предметной области).

Права и обязанности учащегося

Учащийся должен быть заранее ознакомлен с условиями проведения экзамена в форме защиты реферата или проекта, критериями оценки, правами и обязанностями:

  1.  он обязан соблюдать намеченный график подготовки и представлять реферат или проект в указанные сроки;
  2.  информировать руководителя о незапланированных изменениях в сроках, объеме, структуре реферата или проекта и других проблемах.

Критерии оценки рефератов или проектов

При подведении итогов оцениваются содержание работы, оформление, грамотность, а также сама защита. При этом оценка за содержание выставляется Рецензентом , оценка за оформление и грамотность — учителем информатики и русского языка, оценка за защиту реферата или проекта выставляется Членами экзаменационной комиссии. Она же принимает решение о выставлении общей (результирующей) оценки за экзамен.

Общие критерии оценки рефератов ничем не отличаются от общепринятых в школьной системе образования, а именно:

  1.  целостность построения содержания,
  2.  полнота раскрытия темы и соответствие направлению работы,
  3.  постановка и описание проблемы,
  4.  наличие выводов,
  5.  достоверность используемой информации,
  6.  владение базовой системой понятий информатики и предметной области,
  7.  умение использовать различные источники информации.

Введение дополнительных критериев связано, в основном, с оценкой практической разработки:

  •  функциональная полнота (в какой степени функциональные возможности соответствуют поставленной цели и в каком объеме они реализованы);
    •  адекватность (используемая технология рациональна, эффективна, соответствует целевому назначению);
    •  завершенность (степень завершенности работы на данный момент);
    •  развитие (возможность усовершенствования, редактирования и модернизации проекта без принципиальных изменений);
    •  интерфейс (единообразный, современный, интуитивно понятная система поиска и простота навигации);
    •  дизайн (единое стилевое решение, композиция, учет психологических особенностей восприятия информации человеком).

PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20770. Контроль качества сварных соединений 137.64 KB
  К дефектам формы и размеров шва рис.38 относятся неравномерность ширины и высоты усиления шва неполномерность шва бугристость седловины и т. Недостаточное сечение шва снижает его прочность а при чрезмерно большом увеличиваются внутренние напряжения и деформации. Дефекты формы и размеров шва: а неполиомериость шва; б неравномерность ширины стыкового шва; в неравномерность катета углового шва по длине Рис.
20771. Устройство токарно-винторезного станка, выполняемые на нем работы, принадлежности и инструменты 225.74 KB
  Рис. Токарновинторезный станок Основные узлы и движения станка 16К20 В передней бабке 1 рис. Краткая техническая характеристика станка Наибольший диаметр обрабатываемой заготовки над станиной мм 400 Наибольший диаметр заготовки обрабатываемой над нижней кареткой суппорта мм 220 Наибольший диаметр обрабатываемого прутка мм 53 Наибольшая длина обрабатываемой заготовки мм 71010001400 Частота вращения шпинделя мин1 1251600 Число частот вращения шпинделя 22 Подача мм об: продольная 00528 поперечная 002514 Нарезаемые резьбы:...
20772. Кинематика токарно-винторезного станка 16К20 126.96 KB
  В станках применяются передачи вращательного движения ременные цепные зубчатые червячные и др. и преобразующие вращательное движение в поступательное реечные винтовые и ДР Основным кинематическим параметром передачи вращательного движения является передаточное отношение которое показывает во сколько раз больше меньше частота вращения одного вала по сравнение с другим. Общее передаточное отношение кинематической пени вращательного движения определяется произведением передаточных отношений отдельных передач входящих в данную цепь...
20773. Настройка токарно-винторезного станка для нарезания резьб 69.18 KB
  При массовом производстве резьбы изготавливают резьбонарезными головками резьбовыми фрезами на катками плашками и метчиками. Резьбы бывают однозаходные и многозаходные. По профилю резьбы различают треугольные прямоугольные ленточные упорные полукруглые и трапеции дальные; по виду метрические дюймовые модульные и питче вые. Шаг резьбы Р это расстояние между двумя одноименными точками винтовой линии измеренное по образующей цилиндра.
20774. Устройство, кинематика широкоуниверсального горизонтально-фрезерного станка и работы, выполняемые на нем 160.62 KB
  1600 Подача мм мин продольная и поперечная 25. Прямолинейные движения заготовки в трех направлениях служат для подачи углубления или первоначальной установки детали. В консоли размещена коробка подач.3 включает кинематические цепи главного движения подач и ускоренных перемещений стола.
20775. Изучение назначения, кинематики и настройки универсальной делительной головки УДГ Д-200 113.62 KB
  Червячная передача позволяет передавать вращение от рукоятки к шпинделю и заготовке. Делительный лимб 12 служит для отсчета числа оборотов рукоятки. Для удобства отсчета числа оборотов рукоятки к делительному лимбу прикреплен сектор 16 линейки которого раздвигаются на требуемый угол. При делении окружности заготовки на части вращение рукоятки может производиться относительно как неподвижного так и подвижного лимбов.
20776. Устройство вертикально-сверлильного станка и его настройка на обработку отверстий 1.74 MB
  Станок 2Н135 рис. Стол 2 имеет Тобразные пазы для крепления тисков приспособлений или детали. Рис. Краткая техническая характеристика станка 2Н135 Размеры рабочей поверхности стола мм ширина х на длину 450x500 Наибольший диаметр сверления в стали мм 35 Конус Морзе шпинделя №4 Наибольшее вертикальное перемещение стола мм 300 Число ступеней частоты вращения шпинделя 12 Частота вращения шпинделя мин1 315; 45; 63; 90; 125; 180; 250; 355; 500; 710; 1000; 1400 Число ступеней подач шпинделя 9 Подачи шпинделя мм об 01; 014; 02;...
20777. Ряды Динамики. Установление вида ряда динамики 1.63 MB
  Установление вида ряда динамики. Основная цель статистического изучения динамики коммерческой деятельности состоит в выявлении и измерении закономерностей их развития во времени. Это достигается посредством построения и анализа статистических рядов динамики.
20778. Индексный метод. Статистические индексы 262.5 KB
  Статистические индексы. Индексы широко применяются в экономических разработках государственной и ведомственной статистики. Индивидуальные и общие индексы. В зависимости от степени охвата подвергнутых обобщению единиц изучаемой совокупности индексы подразделяются на индивидуальные элементарные и общие.