32517

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТОВ И ПРОЕКТОВ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Одной из основных целей творческой работы в виде реферата является комплексное исследование проблемы с использованием различных источников информации. Специфической особенностью информатики является ее высокий интегрирующий потенциал: основным объектом информатики является информация соответственно рассматриваются эффективные методы и приемы работы с информацией; осваиваются средства обработки хранения восприятия и передачи информации в том числе универсальное средство компьютер; теоретические знания и знания технологии работы с...

Русский

2013-09-04

107 KB

9 чел.

Лекция №10. Избранные вопросы методики преподавания информатики,

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ ЗАЩИТЫ РЕФЕРАТОВ И ПРОЕКТОВ

Итоговый контроль

Аттестация в форме защиты проектов или рефератов происходит в виде представления заранее подготовленной работы.

Аттестация в форме защиты рефератов и проектов является одной из разновидностей устного экзамена. Совершенно очевидно, что работа должна соответствовать требованиям образовательного стандарта. Творческая работа может выходить за рамки предмета и отражать специфику образовательного учреждения или учитывать профиль класса.

Организация выполнения проекта, процедура экспертизы и защиты проекта должны быть определены заранее, утверждены решением педсовета.

Рефераты и проекты .

Подготовка реферата или проекта является работой повышенной сложности. В связи с этим имеет смысл предлагать ее учащимся с высоким уровнем подготовки по предмету.

Одной из основных целей творческой работы в виде реферата является комплексное исследование проблемы с использованием различных источников информации.

Реферат представляет собой обобщение теоретического материала.

Целью проекта может быть реализация одного из вариантов:

  •  решения задачи или проблемы с помощью средств ИКТ,
  •  создание модели в виде программы или алгоритма.

Проект может быть представлен в виде  Web-сайта, электронной газеты, обучающей программы и др.

Проект в большей степени чем реферат обладает практической направленностью, но не исключает наличие теоретической части.

Принципиальным отличием проектов по информатике является их ярко выраженная креативность.

Специфической особенностью информатики является ее высокий интегрирующий потенциал:

  •  основным объектом информатики является информация, соответственно рассматриваются эффективные методы и приемы работы с информацией;
  •  осваиваются средства обработки, хранения, восприятия и передачи информации, в том числе универсальное средство — компьютер;
  •  теоретические знания и знания технологии работы с информацией обеспечивают использование их в процессе изучения других школьных предметов.

Требования к содержанию и оформлению

При подготовке реферата или пояснительной записки к проекту обязательным является наличие логичной структуры, которая включает:

  •  титульный лист;
  •  содержание (оглавление);
  •  введение;
  •  цели, задачи, методы;
  •  основную часть;
  •  заключение (выводы);
  •  список литературы;
  •  приложения.

Во введении должен быть обоснован выбор темы. Должны быть сформулированы цели задачи и методы исследования. Основная часть должна включить описание предмета (объекта) исследования, и локальные выводы. В заключении должны быть сделаны общие выводы по проблеме, выполнено описание перспектив развития проекта или предложены варианты продолжения теоретического исследования.

Требования к рефератам по информатике

Для рефератов по информатике используются различные источники информации, в том числе и ресурсы сети Интернет. В меньшей степени используются традиционные источники информации — печатные издания. Не секрет, что в Интернете отсутствует контроль качества информации. Многие "труды" используют в качестве основного языка компьютерный жаргон и сленг. Достоверность и объективность информации вызывает сомнение.

Не вдаваясь в глубокий анализ, можно предположить, что учащиеся не в состоянии самостоятельно провести экспертизу качества информации. В связи с этим руководитель работы по реферату должен взять на себя функции эксперта. Кроме того, в последнее время игнорируются традиционные источники информации (научно-популярные и научные книги, журнальные статьи), что обедняет реферат. Необходимо настроить учащегося на разумное сочетание использования электронных и традиционных источников информации.

Таким образом, можно сформулировать следующие требования к реферату по информатике:

  •  при подборе материала необходимо использовать различные источники информации;
  •  реферат должен быть подготовлен с помощью информационных технологий, как минимум, он должен быть набран в текстовом редакторе в соответствии с правилами набора и требованиями к оформлению текста;
  •  для вычислений, построения графиков и диаграмм следует использовать электронные таблицы;
  •  для представления реферата на экзамене необходимо подготовить презентацию;
  •  объем реферата должен быть не менее 10 страниц формата А4 с 1,5-ным интервалом и размером шрифта 14;
  •  позитивным фактом можно считать выступление учащегося с докладом на конференции, олимпиаде или конкурсе и получение дипломов и грамот.

Подготовка и защита рефератов

В подготовке реферата  можно выделить несколько этапов:

  •  выбор темы, уточнение формулировки названия реферата;
  •  определение целей и задач;
  •  определение условий и ограничений;
  •  выбор формы представления;
  •  отбор основных источников информации;
  •  разработка структуры;
  •  создание реферата;
  •  первичная экспертиза и рецензирование реферата;
  •  редактирование и подготовка к представлению (презентации);
  •  защита реферата.

Функции руководителя

Руководитель сопровождает учащегося на всех этапах подготовки и защиты:

  •  консультирует и координирует;
  •  проводит первичную экспертизу;
  •  выступает в роли рецензента;
  •  принимает участие в обсуждении структуры, отборе источников информации и подготовке презентации;
  •  осуществляет помощь в поиске возможностей представления реферата на конференции, конкурсе, олимпиаде или фестивале;
  •  совместно с учащимся разрабатывает график подготовки и контролирует его выполнение.

Требования к проектам по информатике

В результате работы над проектом учащийся создает информационный продукт, выполненный средствами современных информационных и коммуникационных технологий.

По используемой технологии разработки можно условно разделить на группы:

  •  Web-сайты (проблемные, тематические и имиджевые);
  •  программы (моделирующие, игровые, сервисные, редакторы, конструкторы, тренажеры, базы данных), выполненные с использованием систем программирования;
  •  информационные и обучающие презентации (проблемные, тематические);
  •  анимационные фильмы и проекты (досуговые, демонстрационные, обучающие).

Представляемый информационный продукт должен:

  •  иметь четкое целевое назначение и соответствующие функциональные возможности;
  •  быть относительно завершенным;
  •  иметь возможность развития, редактирования и модернизации;
  •  продемонстрировать целесообразное сочетание разных информационных объектов;
  •  обладать логичной структурой, интуитивно понятным интерфейсом и средствами поиска и навигации (при необходимости);
  •  включать справочную систему;
  •  иметь единое стилевое решение.

В состав проекта, кроме представленного информационного продукта, должны входить:

  •  пояснительная записка (теоретическая часть) — небольшой по объему реферат, связанный с проблемами проекта, содержащий материалы информационного или исследовательского характера и обоснование использованных технологий;
  •  инструкция по работе.

Требования к интегрированным проектам и рефератам

Интегрированный реферат представляет собой разработку, основанную на исследовании объекта (предмета, процесса, явления) с точки зрения двух или нескольких предметных областей. Компьютер и средства информационных и коммуникационных технологий могут использоваться как источник информации, как инструмент познания и исследования, как средство предоставления информации.

Основу интегрированного проекта, как правило, составляет проблемно-информационный продукт, выполненный средствами информационных и коммуникационных технологий. Отличительная особенность таких рефератов и проектов в том, что одной из предметных областей является сама информатика и информационные технологии.

Интегрированные рефераты можно классифицировать по проблемным областям:

  •  социальные;
  •  естественнонаучные;
  •  гуманитарные.

Интегрированные проекты можно разделить по функциональному назначению информационного продукта:

  •  обучающие по предметам (тесты, решатели задач, тренажеры, репетиторы и пр.);
  •  информационные (демонстрационные, моделирующие, презентационные и пр.);
  •  конструкторские (позволяющие манипулировать объектами предметной области).

К интегрированным проектам и рефератам предъявляются все требования соответствующих работ по информатике. Кроме того, есть дополнительные требования:

  •  наличие двух руководителей, либо руководитель и консультанты (эксперты) разных предметных областей;
  •  наличие рецензий от специалистов соответствующих предметных областей;
  •  обеспечение целостности (интеграции) при описании аспектов проблемы предметных областей.

Примерные темы рефератов и проектов

Приведенный перечень тем является лишь ориентиром для учащихся и учителей и не претендует на полноту. Учитель (руководитель) может самостоятельно определить тему, сформулировать проблемы и поставить задачи.

Рефераты по информатике:

  •  защита информации в компьютерных системах;
  •  криптология и компьютер;
  •  кодирование информации в компьютерных системах;
  •  эволюция ЭВМ;
  •  исторический ракурс: от абака до персонального компьютера;
  •  проблемы компьютерной вирусологии;
  •  носители информации;
  •  архитектура ЭВМ;
  •  интеллектуальные информационные системы;
  •  информационно-справочные системы;
  •  базы и банки данных;
  •  информационная культура и информационное общество;
  •  человек в информационном обществе;
  •  информационные технологии в гуманитарных областях;
  •  глобальные компьютерные сети;
  •  передача данных в компьютерных системах;
  •  возможности глобальных сетей и ограничения;
  •  качество информации в глобальных сетях;
  •  поиск информации и навигация в Интернете;
  •  сервисы Интернета;
  •  дистанционное образование: состояние, проблемы, перспективы;
  •  проблемы информатизации образования;
  •  творчество и компьютер;
  •  компьютерный дизайн;
  •  компьютерные профессии.

Проекты по информатике:

  •  Web-сайт (школы, класса, персональный, ресурсный);
  •  обучающая программа по разработке Web-сайта;
  •  клавиатурный тренажер для малышей;
  •  тренажер для работы с мышью для малышей;
  •  конструктор времени;
  •  текстовый конструктор;
  •  графический конструктор;
  •  программа-оболочка для работы с тестами;
  •  обучающая программа по поиску информации в Интернете;
  •  анимационный фильм "Наша школа";
  •  логические компьютерные игры;
  •  антивирусные программы;
  •  электронная газета "Наш класс";
  •  журнал-альманах "Путешествия";
  •  справочное пособие для Web-мастера;
  •  энциклопедия "Компьютер для начинающих";
  •  дизайнерские проекты, демонстрирующие возможности графических и анимационных пакетов.

Интегрированные проекты и рефераты:

  •  социальные и правовые аспекты информационной войны;
  •  информационная культура и правовое государство;
  •  информационное общество и информационные преступления;
  •  информационные технологии в предметных областях (биология, химия, физика, экономика, литература, лингвистика и пр.);
  •  искусственные языки: синтаксис и семантика;
  •  информационные системы в экономике (и других предметных областях);
  •  компьютерное моделирование и компьютерный эксперимент в химических (физических, математических и др.) исследованиях;
  •  криминалистика и компьютер;
  •  компьютерные технологии и средства массовой информации;
  •  глобальные компьютерные сети и нравственные проблемы;
  •  естественные языки и компьютер;
  •  экспертные системы в предметных областях;
  •  образовательные возможности компьютера в школе;
  •  издательство и компьютер: история, проблемы, перспективы;
  •  "информационные" профессии и компьютерные технологии (режиссер, менеджер, политолог, лингвист, криминалист, юрист, сценарист, писатель);
  •  анализ информационных ресурсов Интернета (по проблеме или предметной области).

Права и обязанности учащегося

Учащийся должен быть заранее ознакомлен с условиями проведения экзамена в форме защиты реферата или проекта, критериями оценки, правами и обязанностями:

  1.  он обязан соблюдать намеченный график подготовки и представлять реферат или проект в указанные сроки;
  2.  информировать руководителя о незапланированных изменениях в сроках, объеме, структуре реферата или проекта и других проблемах.

Критерии оценки рефератов или проектов

При подведении итогов оцениваются содержание работы, оформление, грамотность, а также сама защита. При этом оценка за содержание выставляется Рецензентом , оценка за оформление и грамотность — учителем информатики и русского языка, оценка за защиту реферата или проекта выставляется Членами экзаменационной комиссии. Она же принимает решение о выставлении общей (результирующей) оценки за экзамен.

Общие критерии оценки рефератов ничем не отличаются от общепринятых в школьной системе образования, а именно:

  1.  целостность построения содержания,
  2.  полнота раскрытия темы и соответствие направлению работы,
  3.  постановка и описание проблемы,
  4.  наличие выводов,
  5.  достоверность используемой информации,
  6.  владение базовой системой понятий информатики и предметной области,
  7.  умение использовать различные источники информации.

Введение дополнительных критериев связано, в основном, с оценкой практической разработки:

  •  функциональная полнота (в какой степени функциональные возможности соответствуют поставленной цели и в каком объеме они реализованы);
    •  адекватность (используемая технология рациональна, эффективна, соответствует целевому назначению);
    •  завершенность (степень завершенности работы на данный момент);
    •  развитие (возможность усовершенствования, редактирования и модернизации проекта без принципиальных изменений);
    •  интерфейс (единообразный, современный, интуитивно понятная система поиска и простота навигации);
    •  дизайн (единое стилевое решение, композиция, учет психологических особенностей восприятия информации человеком).

PAGE  9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3266. Агрессия как социально-психологический феномен 60.36 KB
  Ни одно общество не свободно от таких явлений, как убийство и разрушение. Наше непосредственное окружение полно красноречивых сцен: омерзительная пьяная драка на улице, убийство из ревности, ограбление. Насилие устрашает, повергает в смятен...
3267. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства 53.74 KB
  Современный этап развития мирового хозяйства отличается всевозрастающими масштабами потребления природных ресурсов, резким усложнением процесса взаимодействия природы и общества, интенсификацией и расширением сферы проявления специфических...
3268. Жизнь и смерть как философская проблема 45.58 KB
  Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители пытались ответить, для чего живет человек, для чего пришел он в этот мир, почему он умирает и что происходит с ним после смерти. Ори...
3269. Теория человеческих потребностей и ее применение в менеджменте 85.35 KB
  Менеджер достигает целей организации через своих подчиненных. В этом смысле функция мотивации является самой существенной. Именно поэтому я решила более глубоко исследовать теории человеческих потребностей. В частности мотивацию...
3270. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СЕРДЕЧНОЙ МЫШЦЫ 183.93 KB
  Элементы эволюции сердечно-сосудистой системы. Структурно-функциональная характеристика сердечно-сосудистой системы. Физиологические свойства сердечной мышцы: возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия.
3271. Вискозиметрия и кинетика начальных стадий отверждения полиуретанов 110.21 KB
  Химизм реакций образования полиуретанов исследовали во многих работах, что позволило составить общее представление об этом процессе Значительно меньше изучено изменение реологических свойств в процессе образования полиуретанов, хотя этот...
3272. Аграрное право 655.01 KB
  Издание дает представление обо всех основных институтах аграрного законодательства России: государственном управлении сельским хозяйством, правовом положении аграрных организаций и статусе их имущества, финансовых, договорных, трудовых и экологическ...
3273. Исследование адаптивных систем с эталонной моделью. 64.33 KB
  Исследование адаптивных систем с эталонной моделью. Цель работы: закрепить теоретические знания по синтезу адаптивных систем с эталонной моделью (ЭМ) и проверить их работоспособность с помощью моделирования на ПК. 1. Теоретическая часть. Необходимос...
3274. Внешние эффекты и права собственности 105.24 KB
  В отличие от других социальных идей и политических ориентаций демократическое правовое государство при верховенстве правового закона и приоритете прав человека и гражданина практически воспринято обществом как будущее государственного строя...