32519

ЭКСКУРСИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Избранные вопросы методики преподавания информатики ЭКСКУРСИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКЭКСКУРСИЯ Самый термин экскурсия произошёл от латинского слова excurro экскурро что значит выбегаю. Следовательно само название экскурсии указывает на одну из существенных черт этой формы организации учебной работы а именно выведение учащихся за пределы школы к изучаемому объекту. Таким образом экскурсия характеризуется тремя существенными признаками: вопервых на экскурсии обучение и воспитание проводятся на основе...

Русский

2013-09-04

73.5 KB

46 чел.

Лекция №2. Избранные вопросы методики преподавания информатики,

ЭКСКУРСИИ ПО ИНФОРМАТИКЕ И МЕТОДИКА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ

УРОК-ЭКСКУРСИЯ

Самый термин «экскурсия» произошёл от латинского слова excurro (экскурро), что значит «выбегаю». Следовательно, само название экскурсии указывает на одну из существенных черт этой формы организации учебной работы, а именно — выведение учащихся за пределы школы к изучаемому объекту.

Экскурсия есть один из видов учебно-воспитательной работы, которая проводится на основе непосредственного восприятия изучаемого объекта на месте его обычного нахождения и сопровождается выходом за пределы школы.

Таким образом, экскурсия характеризуется тремя существенными признаками:

  •  во-первых, на экскурсии обучение и воспитание проводятся на основе непосредственного восприятия учениками изучаемого объекта.
  •  во-вторых, обучение увязывается с исследованием предмета на месте его нахождения,
  •  в-третьих, требует выхода за пределы школы и движения к изучаемому объекту.

Экскурсии существуют для объединения учебного процесса в школе с реальной жизнью и позволяют учащимся непосредственно наблюдать изучаемые объекты и явления в их натуральном виде и в естественном для них окружении.

Если экскурсия сочетает в себе несколько учебных предметов, то ее называют комплексной. Экскурсии выполняют ряд следующих функций:

  •  обеспечивают принцип наглядности в процессе обучения;
  •  укрепляют связь обучения с практикой и жизнью;

  •  позволяют расширить кругозор учащихся, поскольку во время экскурсий они могут непосредственно наблюдать за предметами или технологическими этапами их изготовления;
  •  могут профориентировать ученика в выборе будущей профессии.

На уроки-экскурсии переносятся основные задачи учебных экскурсий:

  •  обогащение знаний учащихся;
  •  установление связи теории с практикой, с жизненными и техническими явлениями и процессами ;
  •  развитие творческих способностей учащихся, их самостоятельности, организованности;
  •  воспитание положительного отношения к учению.

Чаще всего экскурсии связываются с изучением программного учебного материала, поэтому они планируются на весь год и проводятся в специальные дни, которые отводятся для экскурсий, т.е. свободные от остальных занятий. Для упорядочения экскурсий в школе составляют специальный план.

Если экскурсии отвечают всем необходимым педагогическим требованиям, то они помогают накопить знания и жизненные факты, способствуют развитию внимательности, нравственно-эстетического отношения к действительности, любознательности, возрастной культуры.

По содержанию уроки-экскурсии делятся на:

  •  тематические, охватывающие одну или несколько тем одного предмета;
  •  комплексные, базирующиеся на содержании взаимосвязанных тем двух или нескольких предметов.

По времени проведения относительно изучаемых тем уроки-экскурсии различают:

  •  вводные;
  •  сопутствующие;
  •  заключительные.

Форма проведения уроков-экскурсий весьма многообразна. Это  и «пресс-конференция» с участием представителей предприятия, учреждения, музея и т.п., и историческая экскурсия по изучаемому предмету, и кино-, видео- или телеэкскурсия, и урок обобщающего повторения по теме, разделу или курсу в форме экскурсии.

Тем не менее структурные элементы различных видов уроков-экскурсий являются в достаточной степени определенными. Тематический урок экскурсия должен иметь следующую структуру:

  1.  сообщение темы, целей и задач урока;
  2.  актуализация опорных знаний учащихся;
  3.  восприятие особенностей экскурсионных объектов, первичное осознание заложенной в них информации;
  4.  обобщение и систематизация знаний;
  5.  подведение итогов урока и выдача учащимся индивидуальных заданий.

В методике экскурсий выделяют три основных момента.

  •  подготовка экскурсии;
  •  выезд учащихся к выбранному объекту и усвоение ими материала по предложенной теме;
  •  систематизация материала и подведение итогов.

От тщательности подготовки учителем экскурсии зависит ее положительный результат и успех. Перед экскурсией учитель должен как следует изучить ее объект и место ее проведения. Он должен для себя наметить цели, задачи и содержание экскурсии, продумать методику, способы вовлечения учащихся в активное восприятие показываемого объекта. Неплохо было бы привлечь к рассказу специалиста, которого надо заранее проинструктировать о целях экскурсии.

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

74033. Основные тенденции политического и социально-экономического развития стран Запада на рубеже XIX-XX 42.5 KB
  Концентрация производства и капитала дошедшая до такой высокой ступени развития что она создала монополии играющие решающую роль в хозяйственной жизни; слияние банкового капитала с промышленным и создание на базе этого финансового капитала финансовой олигархии; вывоз капитала в отличие от вывоза товаров приобретает особо важное значение...
74034. Международные отношения в Европе во второй половине XIX – начале XX века. Первая Мировая война 42 KB
  Достаточно быстрыми темпами развивались остальные сферы национального хозяйства Германии наука образование и т. В то же время геополитическое положение Германии не соответствовало растущей мощи ее монополий амбициям государства. В частности колониальные владения Германии были весьма скромными в сравнении с другими индустриальными странами. усиливается экспансия Германии на Ближнем Востоке в связи с постройкой Багдадской железной дороги; в Китае – в связи с аннексией порта Цзяочжоу 1897 и установлением ее протектората над Шаньдунским...
74035. Кризис традиционной китайской цивилизации при династии Цин 45 KB
  Во время правления династии Цин упрочились контакты Китая с Западом и в страну стали проникать западные религия культура и технические достижения. С помощью европейских астрономов был разработан китайский календарь европейские географы создали карты Китая. Коррупция в правительстве достигла невероятного размаха; неспокойная обстановка в обществе находила выход в восстаниях Ухудшилось международное положение Китая. Характер деятельности европейцев в Индии Малайе и на Филиппинах а также вероломное поведение первых португальских и...
74037. Основные тенденции и этапы в развитии отечественной культуры в IX – XX веках 42 KB
  Основные тенденции и этапы в развитии отечественной культуры в IX – XX вв. Следующий виток развития культуры связан с крещением Руси. В течение длительного времени до XIX века христианство останется доминантой культуры. В основе этих достижений успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода.
74038. Основные тенденции развития Руси в удельный период 49 KB
  Переход от Киевской Руси к Руси Московской тяжелый период. на Руси начинаются новые процессы характеризующиеся в первую очередь распадом пусть и весьма непрочного но в целом единого до сих пор государства на отдельные фактически самостоятельные земли. Однако вышеназванные причины не слишком удачно объясняют распад Руси.
74039. Монголо-татарское нашествие на Русь. Его последствия. Русь и Орда 44 KB
  Благодаря тому обстоятельству, что большинство окружающих их соседей к этому времени уже преодолели стадию первичной агрессивности, свойственную молодым государствам, и, находясь на стадии политического раздробления, утратили в значительной степени свои способности противостоять сильному и единому противнику
74040. Становление Руси XIV- XV вв. Становление единого российского государства 38 KB
  Успех Дмитрия Донского предопределил основы политики последующих московских князей на третьем этапе (XV в.), которую можно охарактеризовать как собирание русских земель Москвой уже в качестве единоличного лидера, не имеющего себе равных противников.