32520

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Термин дистанционное обучение означает конкретную форму обучения которая основана на конкретных технологических и методологических решениях и может дополнять другие традиционные формы обучения например очную классноурочную или в отдельных случаях заменять их например если учащемуся недоступны иные варианты связи с удаленностью места проживания или с проблемами со здоровьем. Название дистанционное образование не следует считать правильным поскольку под термином образование понимается весь процесс обучения и воспитания...

Русский

2013-09-04

97.5 KB

21 чел.

Лекция №3. Избранные вопросы методики преподавания информатики,

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ

Дистанционное обучение и его принципы

Основные понятия.

Термин «дистанционное обучение» означает конкретную форму обучения, которая основана на конкретных технологических и методологических решениях и может дополнять другие, традиционные формы обучения (например «очную» классно-урочную) или, в отдельных случаях, заменять их (например, если учащемуся недоступны иные варианты связи с удаленностью места проживания или с проблемами  со здоровьем).

Название «дистанционное образование не следует считать правильным, поскольку под термином «образование» понимается весь процесс обучения и воспитания, который согласно существующим федеральным стандартам, должен обеспечивать равные для всех уровни знаний, умений, навыков и культуры и равные для всех условия их получения.

ДО (дистанционное обучение) – это достаточно сложная и комплексная проблема как для учащегося, так и для преподавателей и методистов, организующих и проводящих дистанционные занятия, включающая в себя целый ряд вопросов административного, финансового, методического, технологического и психологического характера.

Достоинства ДО:

  •  «пространственно-временная» независимость учащегося в процессе обучения;
  •  большая самостоятельность учащегося, предполагает индивидуальную работу с присланными ему материалами (хотя при необходимости он может получить консультацию у своего дистанционного преподавателя – «тьютора»);
  •  отсутствие необходимости для учителя лично присутствовать перед всем классом.

Недостатки ДО:

  •  отсутствие достаточно «плотного» личного общения между учителем и учащимися, которое в традиционных формах обучения выполняет очень важные функции, особенно для младшей школы;
  •  представление всего материала в электронной форме не может обеспечить всю полноту обучения, особо это касается «навыковых» областей, где при традиционном обучении важна преемственность опыта и практика на реальных приборах, лабораторном оборудовании;
  •  каждый учащийся уже должен обладать достаточными знаниями, умениями и навыками работы с технологиями и техническими средствами, которые обеспечивают само дистанционное обучение.

Учитывая вышесказанное обеспечить реальную пользу ДО может частично в старшей школе и в вузе. Даже в этом случае желательно сочетание ДО с традиционными формами обучения (так называемое «смешанное» обучение).

Правовые основы дистанционного обучения.

В 2005 году Министерство образования и науки Российской Федерации выпустило приказ №137 от 06 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий», который:

Узаконил проведение дистанционного обучения частично или полностью для всех видов образовательных учреждений и всех форм получения образования.

Определил требования, предъявляемые к составу и содержанию учебных курсов.

Закрепил ответственность за порядок и формы доступа к информационным ресурсам за образовательным учреждением.

Основные формы дистанционного обучения.

Поскольку дистанционное обучение обязано своим появлением средствам информационно-комуникационных технологий, при выделении основных видов ДО будем ориентироваться на то, какая из данных технологий является доминирующей в данном учебном процессе.

  1.  Курсы на основе комплексных «кейс-технологий».

В основу подобных курсов положена самостоятельная работа студентов по изучению различных печатных и мультимедийных учебных материалов представляемых в форме кейса: завершенного программно-методического комплекса, где все элементы связаны друг с другом в единое целое – материалы для знакомства с теорией, практические задания, тесты, дополнительные и справочные материалы, компьютерные модели и симуляции.

Учебные материалы кейсов отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся.

Помимо самостоятельных занятий, студенты посещают очные установочные лекции, семинары и тренинги, очные консультации и принимают участия в контрольных мероприятиях (очных и заочных).

При данных курсах внедряются такие формы учебной деятельности, как интернет-тьюториалы, консультирование по электронной почте, виртуальные деловые игры и тренинги, конференции.

  1.  Курсы на основе компьютерных сетевых технологий.

В основе подобных курсов лежат интерактивные электронные учебные пособия, не исключая при этом передача учащимся индивидуальных комплектов учебно-методических материалов на традиционны носителях (в том числе и бумажных).

Контакты между преподавателем и обучающимся осуществляются с помощью электронной почты, телеконференций и их интенсивность, зависящая от методики обучения, может приближаться к аналогичной при очном обучении.

Чаще всего для системы дистанционных курсов создается специальная программная оболочка, делающая процесс создания курсов более эффективным, а так же позволяющая организовывать процесс обучения и обеспечивать его административное сопровождение (вести базы данных по учащимся, обеспечивать мониторинг контроля знаний и т.п.)

  1.  Курсы на основе телевизионных сетей и спутниковых каналов передачи данных.

Для трансляции учебных телепередач используются каналы кабельного или спутникового телевидения. Часто учебные телепередачи интегрируются в расписание очных курсов, дополняя учебные программы (например, при демонстрации в записи лекций выдающихся ученых, нобелевских лауреатов и пр.)

В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым учащиеся получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы.

По степени интегрированности очного и дистанционного обучения, предлагаемого образовательным учреждением можно выделить:

  1.  Дистанционные курсы как альтернативный вариант очному обучению;
  2.  Дистанционные курсы интегрированы в учебный план ОУ как его неотъемлемая составная часть;
  3.  Дистанционные курсы предлагаются на выбор в дополнение к основной обязательной программе;
  4.  Дистанционные курсы доминируют в учебном процессе, при незначительной доле очных занятий (как правило вводные занятия, экзаменационные сессии);
  5.  Полностью дистанционное обучение.

Модели дистанционного обучения.

  1.  Единичная модель

Строится с точки зрения организационной структуры только на дистанционном обучении и работе с дистанционными учащимися. Очные занятия не являются необходимыми, все обучение может проходить на расстоянии. При этом студенты имеют специальную поддержку в лице преподавателя, к которому они прикреплены. Существует система региональных представительств, при которых учащиеся могут получить консультацию или сдать итоговый экзамен.

При такой модели ДО учащимся дается большая свобода в выборе форм и методов учебной деятельности, не существует жестких временных ограничений и расписания учебных занятий.

Пример: Открытый университет Великобритании (United Kingdom Open University).

  1.  Двойная модель

Образовательное учреждение обучает и очных учащихся, и учащихся, обучающихся частично очно, частично  - по дистанционным программам. И у тех и других  похожее расписание, программы обучения, одинаковые экзамены и оцениваются они по одним критериям.

Как правило, в таких ОУ количество очных учащихся значительно больше, чем дистанционных. При этом ставка делается эксперимент, исследование инноваций в педагогике и методике.

Пример: дистанционное обучение в Университете Новой Англии в Австралии (University of New England, Australia, http://www.une.edu.au).

  1.  Смешанная модель

Эта модель предполагает различные формы дистанционного обучения учащихся, а точнее – интеграцию различных форм, например, учащиеся очного отделения изучают часть предлагаемых по программе предметов в дистанционной форме последовательно или параллельно с этими же очными курсами. При такой модели возможна интеграция отдельных форм занятий в рамках традиционных курсов в виде виртуальных уроков, семинаров, презентаций, лекций.

Пример: Университет Массей в Новой Зеландии (Massey University, New Zealand http://www.massey.ac.nz)

  1.  Консорциум

Данная модель представляет собой объединение двух организаций, пр котором они обмениваются учебными материалами и распределяют между собой некоторые функции, например одна организация занимается разработкой учебных материалов для ДО, другая обеспечивает учебные группы учителями и проводит официальную аккредитацию программ ДО.

Этими партнерами могут быть университеты, их отдельные центры или государственные предприятия, работающие на рынке образовательных услуг.

Консорциумы эффективны лишь при условии жесткого централизированного управления и соблюдения авторских и имущественных прав на создаваемые ресурсы.

Пример: Открытое учебное агентство в Канаде (Open Learning Agency, Canada, http://www.ola.bc.ca)

  1.  Франчайзинг

Партнерские организации передают друг другу свои дистанционные курсы. При этом одна из них может передавать право проводить курсы, разработанные в ней, другим организациям партнерам, которые еще только начинают свою деятельность в сфере ДО и не имеют опыта самостоятельной разработки электронных учебных ресурсов.

Учащиеся, записываясь на обучение в своем ОУ, получают образовательные услуги в том же объеме и того же качества, что и ведущего учреждения консорциума, тоже самое происходит с выпускными документами при завершении обучения. Атрибутика ведущего учреждения сохраняется.

Пример: Бизнес-школа Отрытого  университета Великобритании и ее взаимодействие с университетами Восточной Европы (Open University Business School, Great Britan).

  1.  Удаленные аудитории

Уроки, учебные курсы, семинары, лекции, проводящиеся в стенах какого-либо вуза, транслируются в виде синхронной телепередачи, видеоконференции на удаленные учебные аудитории, где также собираются учащиеся. Один преподаватель работает с огромной аудиторией.

Пример: Университет центрального радио и телевидения в Китае (China Central Radio and TV University).

Дидактические аспекты дистанционного обучения.

При разработке курсов ДО следует обратить внимание на:

  1.  Во введении представлять:
  •  общую характеристику дисциплины, ее значимость в общественной жизни;
  •  учебную программу по дисциплине;
  •  инструкцию по самостоятельной работе слушателя, включающую цели и задачи изучения дисциплины;
  1.  Курс должен содержать:
  •  алгоритм изучения конкретной дисциплины с приблизительным временным графиком проведения самостоятельной работы и указанием трудозатрат обучаемого;
  •  общие приемы самостоятельной работы со спецификой изучаемой дисциплины (планирование, поиск информации, работа с литературой);
  1.  Организация самостоятельной работы предполагает:
  •  мотивация обучения, практическая направленность и возможность применения знаний, умений и  навыков в реальной профессиональной деятельности;
  •  многократное закрепление умений для получения навыка;
  •  переход при изучении курса от наглядных практических методов обучения к проблемно-поисковым методам самостоятельной работы;
  •  дифференцированный подход к объему и оценке деятельности учащегося, наличие стандарта предъявляемого учителю и обучающемуся: модульность пи построении курса, возможность вариации тем и объемов; создание конечного продукта по тематике спецпредмета специальности.
  1.  Наиболее типичными дидактическими ошибками при создании электронных учебных пособий являются:
  •  Курс создается по типу традиционной «книги», с использованием некоторого количества иллюстраций или гиперссылок, но отсутствует возможность обратной связи преподавателя и слушателя.
  •  Не контролируется работа слушателя в тренировочных режимах.

То есть, при создании авторы не задумываются ни о внешней (с преподавателем, другими слушателями группы, экспертами и пр.), ни о внутренней обратной связи (результаты онлайновских тестов, самостоятельно выполненных упражнений  и пр.), без которых процесс обучения превращается в самообразование.

Особенности создания курсов дистанционного обучения

Отличительной особенностью дистанционного обучения является интерактивность, то есть способ реакции электронного учебного пособия на пользователя: слушателя или преподавателя.

Интерактивность позволяет создать разнообразные педагогические ситуации:

  •  выбирать траекторию работы с учебным пособием и переход с уровня на уровень в зависимости от знаний  и навыков обучаемого;
  •  изучить курс в любом порядке, выявляя те области, которые можно будет изучать позднее;
  •  задавать вопросы на понимание,
  •  сразу же или с определенной временной задержкой давать ответы;
  •  вовлекать обучаемого в активную деятельность;
  •  учиться в своем темпе;
  •  привлекать  игровые моменты, которые нарушают монотонность линейного курса;

Некоторые рекомендации:

  •  не стоит давать звуковую обратную связь (кроме игры для маленьких детей или курса обучения иностранному языку);
  •  давать как можно больше обучающей обратной связи;
  •  учитывать специфику аудитории при подготовки обратной связи;
  •  не выходить за рамки знаний учащихся;
  •  давать оперативную обратную связь, например, избегать заставлять обучаемого писать ответы н много вопросов, если он делает ошибку в первом;
  •  использовать как можно больше интерактивных элементов;
  •  не заставлять возвращаться назад, лучше дать более подробные сведения в том разделе, где допущена ошибка;
  •  давать свободный доступ к информации, не мешать перемещаться в другие разделы курса, если они не может ответить на вопрос;
  •  не просить учащихся давать длинные ответы (в противном случае давать ответы через электронную почту).

Ресурсы

В зависимости от роли, выполняемой в процессе обучения, учебные материалы можно разделить на следующие типы:

  •  учебники;
  •  учебные пособия;
  •  практикумы и справочники лабораторных работ;
  •  справочники;
  •  методические указания;
  •  сборники типовых задач и упражнений;
  •  типовые вопросы и ответы на них;
  •  прикладное программное обеспечение;
  •  ролевые игры и обучение в условиях виртуальной реальности.

Основная форма материалов – электронная, хотя часто возможно использовать твердые копии.

Одной из интегрированных форм учебных материалов в традиционных формах обучения является учебно-методический комплекс (УМК), объединяющий большинство из названных материалов. В обучающей системе аналогом УМК становиться электронный учебный курс (ЭУК).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78491. Сотрудничество ДОУ и семьи как основа формирования здоровья детей старшего дошкольного возраста 58.67 KB
  Сотрудничество ДОУ и семьи как основа формирования здоровья детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания и развития здорового ребенка в современных условиях является как никогда актуальной. На современном этапе проблемой физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с привлечением родителей занимаются В. Была сформулирована цель исследования создание теоретически обоснованной и экспериментально апробированной модели процесса сотрудничества педагогов ДОУ и родителей с целью формирования здоровья растущего ребенка на...
78492. Формирование морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста 42.34 KB
  Формирование морально-ценностного отношения к окружающей природе у детей старшего дошкольного возраста Формирование морально-ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста важная необходимая область теории воспитания и обучения актуальность которой диктуется современными условиями. Объект исследования: процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. В исследовании принимало участие 12 детей старшей группы...
78493. Влияние дидактических игр природосодержащего характера на формирование системы экологических знаний детей старшего дошкольного возраста 58.8 KB
  Влияние дидактических игр природосодержащего характера на формирование системы экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Взаимосвязь игровой деятельности детей с формированием представлений о природе вопрос малоисследованный в науке. Между тем можно предположить что включение игровых элементов в процесс обучения позволит сформировать у дошкольников представление об окружающем мире станет эффективным средством экологического воспитания научит детей бережному отношению к природе что актуально на сегодняшний день....
78494. Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности 52.54 KB
  Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности Решение глобальных экологических проблем возможно на основе обращенности педагогической науки к вопросу воспитания экологической культуры личности. Объект исследования: процесс экологотрудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования состоит в том что воспитание экологической культуры дошкольников на прямую зависит от включения детей старшего дошкольного возраста в экологотрудовой деятельность т....
78495. Специфика организации театрализованных игр старших дошкольников в ДОУ 50.6 KB
  В последние годы возросло внимание дошкольных работников к театрализованным играм которые представляют собой сложный вид деятельности детей и воспитателей. Педагогпрактик Т Неменова в работе ldquo;Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игрrdquo; отмечает что театр одно из ярких эмоциональных средств формирующих вкус детей. Новоселова считает что театральноигровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями знаниями и умениями развивает интерес к литературе и театру формирует диалогическую...
78496. Исследование уровня музыкально-психомоторного развития у детей подготовительной группы 40.67 KB
  Исследование уровня музыкально-психомоторного развития у детей подготовительной группы Сохранение и укрепление здоровья дошкольников одна из актуальнейших проблем нашего времени. Оптимизации двигательной активности детей в режиме детского сада способствуют занятия музыкально-ритмическими движениями которые являются одним из самых привлекательных видов деятельности ребенка. Определенная метрическая пульсация музыкального произведения с которой связаны движения ребенка вызывает согласованную реакцию всего организма ребенка а...
78497. Сенсорное развитие детей подготовительной к школе группы в продуктивных видах деятельности (рисовании) 61.93 KB
  Предмет исследования: определение уровней сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы в рисовании. Цель объект предмет позволили определить задачи исследования: Изучить психолого-педагогическую методическую литературу по проблеме сенсорного развития детей; Описать особенности восприятия цвета детьми дошкольного возраста; Определить уровни сформированности восприятия цвета детьми подготовительной к школе группы МДОУ № 93 г. Гипотеза исследования предполагает что целенаправленная систематическая работа по...
78498. Развитие креативности у детей младшего школьного возраста 81.32 KB
  Развитие креативности у детей младшего школьного возраста Актуальность темы исследования обусловлена современным общественным развитием стремлением психолого-педагогической науки преодолеть негативные последствия как социального так и образовательного экспериментирования. Таким образом проблема развития креативности детей младшего школьного возраста занимает большое место в современной психологии и является актуальной. Цель: исследование специфики креативности детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: процесс развития...
78499. Развитие креативности младших школьников в условиях игровой деятельности 123.53 KB
  Развитие креативности младших школьников в условиях игровой деятельности Актуальность исследования проблемы креативности детей младшего школьного возраста обусловлена необходимостью развития творческих качеств личности созданием условий для формирования основных компонентов творческого мышления. Задача развития креативности общей способности к творчеству стоит и перед первой образовательной ступенью начальной школой. Развитие креативности имеет свои особенности в каждом возрастном периоде причем различные факторы влияющие на...