32520

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Термин дистанционное обучение означает конкретную форму обучения которая основана на конкретных технологических и методологических решениях и может дополнять другие традиционные формы обучения например очную классноурочную или в отдельных случаях заменять их например если учащемуся недоступны иные варианты связи с удаленностью места проживания или с проблемами со здоровьем. Название дистанционное образование не следует считать правильным поскольку под термином образование понимается весь процесс обучения и воспитания...

Русский

2013-09-04

97.5 KB

19 чел.

Лекция №3. Избранные вопросы методики преподавания информатики,

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ЕГО ПРИНЦИПЫ

Дистанционное обучение и его принципы

Основные понятия.

Термин «дистанционное обучение» означает конкретную форму обучения, которая основана на конкретных технологических и методологических решениях и может дополнять другие, традиционные формы обучения (например «очную» классно-урочную) или, в отдельных случаях, заменять их (например, если учащемуся недоступны иные варианты связи с удаленностью места проживания или с проблемами  со здоровьем).

Название «дистанционное образование не следует считать правильным, поскольку под термином «образование» понимается весь процесс обучения и воспитания, который согласно существующим федеральным стандартам, должен обеспечивать равные для всех уровни знаний, умений, навыков и культуры и равные для всех условия их получения.

ДО (дистанционное обучение) – это достаточно сложная и комплексная проблема как для учащегося, так и для преподавателей и методистов, организующих и проводящих дистанционные занятия, включающая в себя целый ряд вопросов административного, финансового, методического, технологического и психологического характера.

Достоинства ДО:

  •  «пространственно-временная» независимость учащегося в процессе обучения;
  •  большая самостоятельность учащегося, предполагает индивидуальную работу с присланными ему материалами (хотя при необходимости он может получить консультацию у своего дистанционного преподавателя – «тьютора»);
  •  отсутствие необходимости для учителя лично присутствовать перед всем классом.

Недостатки ДО:

  •  отсутствие достаточно «плотного» личного общения между учителем и учащимися, которое в традиционных формах обучения выполняет очень важные функции, особенно для младшей школы;
  •  представление всего материала в электронной форме не может обеспечить всю полноту обучения, особо это касается «навыковых» областей, где при традиционном обучении важна преемственность опыта и практика на реальных приборах, лабораторном оборудовании;
  •  каждый учащийся уже должен обладать достаточными знаниями, умениями и навыками работы с технологиями и техническими средствами, которые обеспечивают само дистанционное обучение.

Учитывая вышесказанное обеспечить реальную пользу ДО может частично в старшей школе и в вузе. Даже в этом случае желательно сочетание ДО с традиционными формами обучения (так называемое «смешанное» обучение).

Правовые основы дистанционного обучения.

В 2005 году Министерство образования и науки Российской Федерации выпустило приказ №137 от 06 мая 2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий», который:

Узаконил проведение дистанционного обучения частично или полностью для всех видов образовательных учреждений и всех форм получения образования.

Определил требования, предъявляемые к составу и содержанию учебных курсов.

Закрепил ответственность за порядок и формы доступа к информационным ресурсам за образовательным учреждением.

Основные формы дистанционного обучения.

Поскольку дистанционное обучение обязано своим появлением средствам информационно-комуникационных технологий, при выделении основных видов ДО будем ориентироваться на то, какая из данных технологий является доминирующей в данном учебном процессе.

  1.  Курсы на основе комплексных «кейс-технологий».

В основу подобных курсов положена самостоятельная работа студентов по изучению различных печатных и мультимедийных учебных материалов представляемых в форме кейса: завершенного программно-методического комплекса, где все элементы связаны друг с другом в единое целое – материалы для знакомства с теорией, практические задания, тесты, дополнительные и справочные материалы, компьютерные модели и симуляции.

Учебные материалы кейсов отличает интерактивность, предполагающая и стимулирующая самостоятельную работу обучающихся.

Помимо самостоятельных занятий, студенты посещают очные установочные лекции, семинары и тренинги, очные консультации и принимают участия в контрольных мероприятиях (очных и заочных).

При данных курсах внедряются такие формы учебной деятельности, как интернет-тьюториалы, консультирование по электронной почте, виртуальные деловые игры и тренинги, конференции.

  1.  Курсы на основе компьютерных сетевых технологий.

В основе подобных курсов лежат интерактивные электронные учебные пособия, не исключая при этом передача учащимся индивидуальных комплектов учебно-методических материалов на традиционны носителях (в том числе и бумажных).

Контакты между преподавателем и обучающимся осуществляются с помощью электронной почты, телеконференций и их интенсивность, зависящая от методики обучения, может приближаться к аналогичной при очном обучении.

Чаще всего для системы дистанционных курсов создается специальная программная оболочка, делающая процесс создания курсов более эффективным, а так же позволяющая организовывать процесс обучения и обеспечивать его административное сопровождение (вести базы данных по учащимся, обеспечивать мониторинг контроля знаний и т.п.)

  1.  Курсы на основе телевизионных сетей и спутниковых каналов передачи данных.

Для трансляции учебных телепередач используются каналы кабельного или спутникового телевидения. Часто учебные телепередачи интегрируются в расписание очных курсов, дополняя учебные программы (например, при демонстрации в записи лекций выдающихся ученых, нобелевских лауреатов и пр.)

В качестве обратной связи используются каналы электронной почты, по которым учащиеся получают помощь преподавателей и передают отчетные материалы.

По степени интегрированности очного и дистанционного обучения, предлагаемого образовательным учреждением можно выделить:

  1.  Дистанционные курсы как альтернативный вариант очному обучению;
  2.  Дистанционные курсы интегрированы в учебный план ОУ как его неотъемлемая составная часть;
  3.  Дистанционные курсы предлагаются на выбор в дополнение к основной обязательной программе;
  4.  Дистанционные курсы доминируют в учебном процессе, при незначительной доле очных занятий (как правило вводные занятия, экзаменационные сессии);
  5.  Полностью дистанционное обучение.

Модели дистанционного обучения.

  1.  Единичная модель

Строится с точки зрения организационной структуры только на дистанционном обучении и работе с дистанционными учащимися. Очные занятия не являются необходимыми, все обучение может проходить на расстоянии. При этом студенты имеют специальную поддержку в лице преподавателя, к которому они прикреплены. Существует система региональных представительств, при которых учащиеся могут получить консультацию или сдать итоговый экзамен.

При такой модели ДО учащимся дается большая свобода в выборе форм и методов учебной деятельности, не существует жестких временных ограничений и расписания учебных занятий.

Пример: Открытый университет Великобритании (United Kingdom Open University).

  1.  Двойная модель

Образовательное учреждение обучает и очных учащихся, и учащихся, обучающихся частично очно, частично  - по дистанционным программам. И у тех и других  похожее расписание, программы обучения, одинаковые экзамены и оцениваются они по одним критериям.

Как правило, в таких ОУ количество очных учащихся значительно больше, чем дистанционных. При этом ставка делается эксперимент, исследование инноваций в педагогике и методике.

Пример: дистанционное обучение в Университете Новой Англии в Австралии (University of New England, Australia, http://www.une.edu.au).

  1.  Смешанная модель

Эта модель предполагает различные формы дистанционного обучения учащихся, а точнее – интеграцию различных форм, например, учащиеся очного отделения изучают часть предлагаемых по программе предметов в дистанционной форме последовательно или параллельно с этими же очными курсами. При такой модели возможна интеграция отдельных форм занятий в рамках традиционных курсов в виде виртуальных уроков, семинаров, презентаций, лекций.

Пример: Университет Массей в Новой Зеландии (Massey University, New Zealand http://www.massey.ac.nz)

  1.  Консорциум

Данная модель представляет собой объединение двух организаций, пр котором они обмениваются учебными материалами и распределяют между собой некоторые функции, например одна организация занимается разработкой учебных материалов для ДО, другая обеспечивает учебные группы учителями и проводит официальную аккредитацию программ ДО.

Этими партнерами могут быть университеты, их отдельные центры или государственные предприятия, работающие на рынке образовательных услуг.

Консорциумы эффективны лишь при условии жесткого централизированного управления и соблюдения авторских и имущественных прав на создаваемые ресурсы.

Пример: Открытое учебное агентство в Канаде (Open Learning Agency, Canada, http://www.ola.bc.ca)

  1.  Франчайзинг

Партнерские организации передают друг другу свои дистанционные курсы. При этом одна из них может передавать право проводить курсы, разработанные в ней, другим организациям партнерам, которые еще только начинают свою деятельность в сфере ДО и не имеют опыта самостоятельной разработки электронных учебных ресурсов.

Учащиеся, записываясь на обучение в своем ОУ, получают образовательные услуги в том же объеме и того же качества, что и ведущего учреждения консорциума, тоже самое происходит с выпускными документами при завершении обучения. Атрибутика ведущего учреждения сохраняется.

Пример: Бизнес-школа Отрытого  университета Великобритании и ее взаимодействие с университетами Восточной Европы (Open University Business School, Great Britan).

  1.  Удаленные аудитории

Уроки, учебные курсы, семинары, лекции, проводящиеся в стенах какого-либо вуза, транслируются в виде синхронной телепередачи, видеоконференции на удаленные учебные аудитории, где также собираются учащиеся. Один преподаватель работает с огромной аудиторией.

Пример: Университет центрального радио и телевидения в Китае (China Central Radio and TV University).

Дидактические аспекты дистанционного обучения.

При разработке курсов ДО следует обратить внимание на:

  1.  Во введении представлять:
  •  общую характеристику дисциплины, ее значимость в общественной жизни;
  •  учебную программу по дисциплине;
  •  инструкцию по самостоятельной работе слушателя, включающую цели и задачи изучения дисциплины;
  1.  Курс должен содержать:
  •  алгоритм изучения конкретной дисциплины с приблизительным временным графиком проведения самостоятельной работы и указанием трудозатрат обучаемого;
  •  общие приемы самостоятельной работы со спецификой изучаемой дисциплины (планирование, поиск информации, работа с литературой);
  1.  Организация самостоятельной работы предполагает:
  •  мотивация обучения, практическая направленность и возможность применения знаний, умений и  навыков в реальной профессиональной деятельности;
  •  многократное закрепление умений для получения навыка;
  •  переход при изучении курса от наглядных практических методов обучения к проблемно-поисковым методам самостоятельной работы;
  •  дифференцированный подход к объему и оценке деятельности учащегося, наличие стандарта предъявляемого учителю и обучающемуся: модульность пи построении курса, возможность вариации тем и объемов; создание конечного продукта по тематике спецпредмета специальности.
  1.  Наиболее типичными дидактическими ошибками при создании электронных учебных пособий являются:
  •  Курс создается по типу традиционной «книги», с использованием некоторого количества иллюстраций или гиперссылок, но отсутствует возможность обратной связи преподавателя и слушателя.
  •  Не контролируется работа слушателя в тренировочных режимах.

То есть, при создании авторы не задумываются ни о внешней (с преподавателем, другими слушателями группы, экспертами и пр.), ни о внутренней обратной связи (результаты онлайновских тестов, самостоятельно выполненных упражнений  и пр.), без которых процесс обучения превращается в самообразование.

Особенности создания курсов дистанционного обучения

Отличительной особенностью дистанционного обучения является интерактивность, то есть способ реакции электронного учебного пособия на пользователя: слушателя или преподавателя.

Интерактивность позволяет создать разнообразные педагогические ситуации:

  •  выбирать траекторию работы с учебным пособием и переход с уровня на уровень в зависимости от знаний  и навыков обучаемого;
  •  изучить курс в любом порядке, выявляя те области, которые можно будет изучать позднее;
  •  задавать вопросы на понимание,
  •  сразу же или с определенной временной задержкой давать ответы;
  •  вовлекать обучаемого в активную деятельность;
  •  учиться в своем темпе;
  •  привлекать  игровые моменты, которые нарушают монотонность линейного курса;

Некоторые рекомендации:

  •  не стоит давать звуковую обратную связь (кроме игры для маленьких детей или курса обучения иностранному языку);
  •  давать как можно больше обучающей обратной связи;
  •  учитывать специфику аудитории при подготовки обратной связи;
  •  не выходить за рамки знаний учащихся;
  •  давать оперативную обратную связь, например, избегать заставлять обучаемого писать ответы н много вопросов, если он делает ошибку в первом;
  •  использовать как можно больше интерактивных элементов;
  •  не заставлять возвращаться назад, лучше дать более подробные сведения в том разделе, где допущена ошибка;
  •  давать свободный доступ к информации, не мешать перемещаться в другие разделы курса, если они не может ответить на вопрос;
  •  не просить учащихся давать длинные ответы (в противном случае давать ответы через электронную почту).

Ресурсы

В зависимости от роли, выполняемой в процессе обучения, учебные материалы можно разделить на следующие типы:

  •  учебники;
  •  учебные пособия;
  •  практикумы и справочники лабораторных работ;
  •  справочники;
  •  методические указания;
  •  сборники типовых задач и упражнений;
  •  типовые вопросы и ответы на них;
  •  прикладное программное обеспечение;
  •  ролевые игры и обучение в условиях виртуальной реальности.

Основная форма материалов – электронная, хотя часто возможно использовать твердые копии.

Одной из интегрированных форм учебных материалов в традиционных формах обучения является учебно-методический комплекс (УМК), объединяющий большинство из названных материалов. В обучающей системе аналогом УМК становиться электронный учебный курс (ЭУК).

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42465. Ряды. Интегралы. Ряды и произведения 149.5 KB
  Ряды и произведения Вычисление суммы ряда и произведений. Если требуется вычислить сумму бесконечного ряда то в качестве верхнего предела вводится infinity. Найти полную и Nчастичную суммы ряда общий член которого равен: n=. Найти сумму степенного ряда .
42466. Туристские ресурсы и туристская инфраструктура Кении 120 KB
  Кению по праву называют «Парадным подъездом экваториальной Африки». Пейзажи этой страны вдохновили Хемингуэя на создание повестей «Зелёные холмы Африки» и «Снега Килиманджаро». Здесь охотились и отдыхали Теодор Рузвельт и Уинстон Черчилль.
42467. Деление напряжения на сопротивлениях. Потенциометры 138 KB
  В цепях, в которых сопротивление нагрузки больше сопротивлений имеющихся в распоряжении реостатов, ток через нагрузку можно регулировать, изменяя напряжение на ней. В цепях переменного тока эта задача решается с помощью трансформатора, в цепях постоянного тока − с помощью делителя напряжения (потенциометра)
42468. ИЗУЧЕНИЕ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ СВЕТА. БИПРИЗМА ФРЕНЕЛЯ 1.17 MB
  Описание опыта с бипризмой Френеля По своей природе электромагнитное излучение свет испускаемое как независимыми естественными источниками так и различными участками одного источника некогерентно. Поэтому для получения когерентных пучков и наблюдения интерференции света излучение идущее от одного источника малых размеров точечного тем или иным способом распределяется на два перекрывающихся пучка распространяющихся в близких направлениях. Свет от источника после преломления в бипризме распространяется в виде двух расходящихся...
42469. ИЗУЧЕНИЕ ФРАУНГОФЕРОВОЙ ДИФРАКЦИИ СВЕТА НА ЩЕЛИ 904.5 KB
  Краткие теоретические сведения Дифракция плоской монохроматической волны на щели Пусть на длинную узкую щель падает плоская монохроматическая волна рис. Подробное рассмотрение дифракционной задачи приводит к следующему выражению для интенсивности света дифрагированного под углом θ к направлению распространения волны: 1 где...
42470. Программирование алгоритмов разветвленной структуры 288 KB
  Оператор ветвления IF THEN ELSE При выполнении работы необходимо знать: Знать и уметь строить алгоритмы разветвленной структуры. Условный оператор IF THEN ELSE. Составной оператор. Структура полного ветвления: Структура сокращенного ветвления: Условный оператор IF THEN ELSE.
42471. ИЗУЧЕНИЕ ПОЛЯРИЗОВАННОГО СВЕТА 1.42 MB
  Световые волны бывают естественными и поляризованными в которых в отличие от естественных колебания вектора каким либо образом упорядочены. Отражение плоской линейно поляризованной волны от диэлектрической пластинки ...
42472. Сценарії підмереж 372.5 KB
  Визначити як статична маршрутизація може бути застосована в мережі Топологічна схема Таблиця адресації Device Interfce IP ddress Subnet Msk Defult Gtewy HQ F0 1 192.81 Subnet Number Subnet ddress First UsbleHost ddress Lst UsbleHost ddress Brodcst ddress 0 192.
42473. Дослідження нерекурсивної фільтрації 1.07 MB
  Львів 2011 Хід роботи 1. УВАГА Зберігання виконаної роботи проводити виключно командою Sve ll 3. Для виконання лабораторної роботи скопіювати фрагмент коду позначений коментарем 4лабораторна робота: Нерекурсивні фільтри виконується лише перший варіант лабораторної роботи в кінець програми після директиви endif. Вибрати пункт 4 та проаналізувати варіант виконання лабораторної роботи.