32522

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ. Выделим среди основных направлений применения ПС в обучении четыре аспекта: философский формирование системноинформационной картины мира; инструментальный знакомство с основами информационных технологий формирование навыков работы с информацией; практический применение умений использования средств ИТ в учебной деятельности; психологический поддержание мотивации использования средств ИТ в учебной деятельности развитие психологических характеристик учащихся. Раскроем в...

Русский

2013-09-04

60.5 KB

5 чел.

екция №5. ППС и методика их использования

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ.

Основные направления использования программных средств в учебном процессе образовательной школы.

Выделим среди основных направлений применения ПС в обучении четыре аспекта:

  1.  философский (формирование системно-информационной картины мира);
  2.  инструментальный (знакомство с основами информационных технологий, формирование навыков работы с информацией);
  3.  практический (применение умений использования средств ИТ в учебной деятельности);
  4.  психологический (поддержание мотивации использования средств ИТ в учебной деятельности, развитие психологических характеристик учащихся).

Инструментальный аспект направлен на подготовку к практической (прежде всего учебной) деятельности. Раскроем в общих чертах содержательную компоненту образования по каждому направлению:

философское: формирование основ научного мировоззрения; формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучение общих закономерностей строения и функционирования самоуправляемых систем;

инструментальное: реализация этой задачи связана с применением ПС в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования программных средств ИТ, важнейших компонентов подготовки к практической деятельности, жизни в информационном обществе;

практическое: применение ПС при решении учебных задач для совершенствования учебной деятельности за счет отработки навыков работы с информацией (в том числе больших объемов), экспериментально-исследовательской деятельности с использованием соответствующего программного обеспечения, отработки учебных умений по общеобразовательным дисциплинам;

психологическое: развитие психических процессов учащихся: памяти, внимания, мышления (образного, логического и др.), пространственного воображения и пр.; поддержание мотивации использования ПС в учебной деятельности путем предъявления заданий, требующих использования программных средств, поощрения в случае применения ПС учащимися, систематическое включение в учебный процесс программных средств учебного назначения.

Реализация задач использования программных средств при изучении общеобразовательных дисциплин

Возраст учащихся

Задачи

Учебные предметы

Программные средства

Начальная школа

  •  Формирование     мировоззрения  в  соответствии  с  системно информационной картиной мира учащиеся должны знать, какие существуют виды и формы представления, а также способы обработки и хранения информации; понимать системный характер информационных процессов и явлений;
  •  формирование навыков учебной деятельности учащиеся должны уметь работать с обучающими программами; использовать программные средства учебного назначения в своей учебной деятельности; уметь представить задачу в виде, пригодном для решения с помощью компьютера; обрабатывать (осуществлять поиск, хранение, переработку и пр.) информацию;
  •  формирование потребности в использовании ПС в учебной деятельности.

Информатика, природоведение; чтение, русский язык

Учебные  среды,     обучающие по предметам и игровые программы

Основная средняя школа

  •  Моделирование     технологий (физических, химических, биологических и др. процессов) учащиеся должны знать этапы решения задачи на ЭВМ; принципы построения модели задачи; цели проведения компьютерного эксперимента; учащиеся должны уметь строить простые компьютерные модели или использовать специальные системы моделирования; анализировать соответствие модели и исходной задачи; проводить компьютерный эксперимент в данной предметной области;
  •  формирование навыков работы с информацией учащиеся должны знать область применения и технологию использования различных систем представления информации (графические и текстовые редакторы, базы данных, гипермедиа и др.); учащиеся должны уметь использовать эти системы в соответствии с их назначением для совершенствования своей учебной деятельности;
  •  поддержание   мотивации   использования ПС в учебной деятельности:
  •  использование программных средств для решения математических, химических, физических и других задач;
  •  подготовка отчетов (в том числе рефератов, курсовых работ, сочинений и пр.) и презентаций (зрелищное представление выполненной работы);
  •  отработка учебных навыков закрепление навыков учебной деятельности с использованием ПС, приобретенных в начальной школе.

Физика, химия, биология,    физическая     география, математика    история, литература,  рисование, музыка

Все виды программных  средств

Полная средняя школа

  •  Моделирование     технологий (добавляются      экономические, социальные технологии);
  •  подготовка к профессиональной деятельности знакомство с профессиональным программным обеспечением по выбранной специальности.

Профилирующие предметы по       будущим специальностям

Все виды ПС и системы  профессиональной   ориентации (дизайна, компьютерной. _                                                                                                    верстки и пр.)

Реализация вышеозначенных направлений осуществляется путем формирования следующих навыков:

  •  учебных навыков;
  •  навыков пользователя ЭВМ;
  •  исследовательских навыков.

Таблица 5

Программные средства для формирования различных навыков

Программные средства

Для формирования учебных навыков

Для формирования навыков пользователя ЭВМ

Для формирования исследовательских навыков

Формирование алгоритмического стиля мышления

Формирование навыков использования ЭВМ  в учебной деятельности

Формирование навыков информационно-поисковой деятельности

Формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности

Обучающие программы (демонстрационные,   тренинговые,   контролирующие), ИПС СОП, игровые обучающие программы, ЭОС

Учебные   среды, среды языков    программирования

Текстовые     и графические редакторы

СУБД, БД, гипертекстовые системы, мультимедиа системы,    гипермедиа системы

ЭТ, системы моделирования

Используемые в таблице сокращения: ИПС СОП — инструментальные программные средства для создания обучающих программ, ЭОС — экспертные обучающие системы, СУБД — системы управления базами данных, БД — базы данных, ЭТ — электронные таблицы.

При формировании исследовательских навыков можно выделить две составляющие:

1) формирование навыков информационно-поисковой деятельности, которая предполагает умение:

  •  находить нужную для решения поставленной проблемы информацию по ключу (слову или словосочетанию), по условию;
  •  отбирать, сохранять, передавать и перерабатывать информацию, представленную в различном формате;
  •  анализировать отобранную информацию, делать выводы;

2) формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности включает отработку умений:

  •  отбирать данные для эксперимента;
  •  преобразовывать задачу к виду, пригодному для решения с помощью компьютера;
  •  проводить эксперимент средствами информационных технологий;
  •  сопоставлять полученные результаты, делать выводы, проводить анализ, обобщение.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

46270. Electricity Basics 13.06 KB
  Electricity is mde by converting some form of energy into flowing electrons t the power plnt. The type of power plnt depends on the source of energy used: therml power col oil gs nucle r underground stem solr power photovoltic kinetic power wter wind nd chemicl power fuel cell. This system enbles power plnts I nd end users to be connected together. Wtt W is unit mesure of electric power tht depends on mps nd volts.
46271. Языковая просодия, уровни изучения. Суперсегментные звуковые единства. Словесное ударение основные виды 13.05 KB
  Словесное ударение основные виды. Уровни изучения: словесное ударение и фразовая интонация Ударение в слове выделение фонетическими средствами одного слога в составе группы слогов. Виды ударений: экспираторное выдыхательное динамическое силовое ударение за счёт силы выдоха долготное тоновое ударение за счёт восходящего нисходящего комбинированного языкового тона на фоне нейтрального или др. prosodi припев ударение наслаиваются на цепочку сегментов слогов слов фраз предложений.
46272. Понятие субъекта в концепции Ж.Пиаже 13.02 KB
  Понятие субъекта в концепции Ж. Первоначально ребенок воспринимает мир как индивид который не знает себя в качестве субъекта не понимает своих собственных действий и поэтому приписывает реальности свои субъективные ощущения даже не подозревая об этом. По Пиаже ребенок на ранних стадиях развития воспринимает мир как солипсист он игнорирует себя в качестве субъекта и не понимает собственных действий. Конструкция представления об окружающем мире о реальности у ребенка в первые годы...
46273. Ж.Пиаже Как дети образуют математические понятия 13.01 KB
  Пиаже Как дети образуют математические понятия. Младшие дети думают что число изменилось. Но дети в возрасте около 7 лет уже понимают что перемещение не меняет число бусинок. Дети должны уловить принцип сохранения количества прежде чем они могут образовывать понятия числа.
46275. The category of mood 12.83 KB
  There re three moods in English the indictive mood the impertive mood nd the subjunctive mood.The indictive mood form shows tht wht is sid must be regrded s fct s something which hs occurred or is occurring t the moment of speking or will occur in the future. Therefore the indictive mood hs wide vriety of tense nd spect forms in the ctive nd pssive voice.
46276. Кризис семи лет 12.81 KB
  Основная симптоматика кризиса:Потеря непосредственности: между желанием и действием вклинивается переживание того какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;Манерничание: ребенок чтото из себя стоит чтото скрывает уже душа закрыта;Симптом горькой конфеты: ребенку плохо но он старается этого не показывать;Трудности воспитания: ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Переживания приобретают смысл сердящийся ребенок понимает что он сердит благодаря этому у ребенка возникают такие новые отношения к...
46277. Эльконин Д.Б. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» 12.75 KB
  Некоторые считали что в этом возрасте важно развитие сенсомоторноманипулятивной деятельности. Однако решили что речь используется ребенком в данный период возраста для налаживания сотрудничества с взрослыми в предметной деятельности. В игровой деятельности ребенок моделирует отношения между людьми. Большие трудности представляло выделение ведущей деятельности у подростков.
46278. Особенности формального мышления в подростковом возрасте 12.74 KB
  Они завершают линию развития начавшуюся в младенчестве формированием сенсомоторных структур и продолжавшуюся в детстве вплоть до предпубертатного периода становлением конкретных умственных операций. На ранней фазе взросления этот процесс идет тремя путями: 1 развитие комбинаторики; 2 развитие пропозициональных операций; 3 появление гипотетикодедуктивного мышления. Если на стадии конкретных операций ребенок сортирует предметы только по признаку тождества или сходства теперь становится возможной классификация неоднородных объектов в...