32522

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ. Выделим среди основных направлений применения ПС в обучении четыре аспекта: философский формирование системноинформационной картины мира; инструментальный знакомство с основами информационных технологий формирование навыков работы с информацией; практический применение умений использования средств ИТ в учебной деятельности; психологический поддержание мотивации использования средств ИТ в учебной деятельности развитие психологических характеристик учащихся. Раскроем в...

Русский

2013-09-04

60.5 KB

6 чел.

екция №5. ППС и методика их использования

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ.

Основные направления использования программных средств в учебном процессе образовательной школы.

Выделим среди основных направлений применения ПС в обучении четыре аспекта:

  1.  философский (формирование системно-информационной картины мира);
  2.  инструментальный (знакомство с основами информационных технологий, формирование навыков работы с информацией);
  3.  практический (применение умений использования средств ИТ в учебной деятельности);
  4.  психологический (поддержание мотивации использования средств ИТ в учебной деятельности, развитие психологических характеристик учащихся).

Инструментальный аспект направлен на подготовку к практической (прежде всего учебной) деятельности. Раскроем в общих чертах содержательную компоненту образования по каждому направлению:

философское: формирование основ научного мировоззрения; формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучение общих закономерностей строения и функционирования самоуправляемых систем;

инструментальное: реализация этой задачи связана с применением ПС в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования программных средств ИТ, важнейших компонентов подготовки к практической деятельности, жизни в информационном обществе;

практическое: применение ПС при решении учебных задач для совершенствования учебной деятельности за счет отработки навыков работы с информацией (в том числе больших объемов), экспериментально-исследовательской деятельности с использованием соответствующего программного обеспечения, отработки учебных умений по общеобразовательным дисциплинам;

психологическое: развитие психических процессов учащихся: памяти, внимания, мышления (образного, логического и др.), пространственного воображения и пр.; поддержание мотивации использования ПС в учебной деятельности путем предъявления заданий, требующих использования программных средств, поощрения в случае применения ПС учащимися, систематическое включение в учебный процесс программных средств учебного назначения.

Реализация задач использования программных средств при изучении общеобразовательных дисциплин

Возраст учащихся

Задачи

Учебные предметы

Программные средства

Начальная школа

  •  Формирование     мировоззрения  в  соответствии  с  системно информационной картиной мира учащиеся должны знать, какие существуют виды и формы представления, а также способы обработки и хранения информации; понимать системный характер информационных процессов и явлений;
  •  формирование навыков учебной деятельности учащиеся должны уметь работать с обучающими программами; использовать программные средства учебного назначения в своей учебной деятельности; уметь представить задачу в виде, пригодном для решения с помощью компьютера; обрабатывать (осуществлять поиск, хранение, переработку и пр.) информацию;
  •  формирование потребности в использовании ПС в учебной деятельности.

Информатика, природоведение; чтение, русский язык

Учебные  среды,     обучающие по предметам и игровые программы

Основная средняя школа

  •  Моделирование     технологий (физических, химических, биологических и др. процессов) учащиеся должны знать этапы решения задачи на ЭВМ; принципы построения модели задачи; цели проведения компьютерного эксперимента; учащиеся должны уметь строить простые компьютерные модели или использовать специальные системы моделирования; анализировать соответствие модели и исходной задачи; проводить компьютерный эксперимент в данной предметной области;
  •  формирование навыков работы с информацией учащиеся должны знать область применения и технологию использования различных систем представления информации (графические и текстовые редакторы, базы данных, гипермедиа и др.); учащиеся должны уметь использовать эти системы в соответствии с их назначением для совершенствования своей учебной деятельности;
  •  поддержание   мотивации   использования ПС в учебной деятельности:
  •  использование программных средств для решения математических, химических, физических и других задач;
  •  подготовка отчетов (в том числе рефератов, курсовых работ, сочинений и пр.) и презентаций (зрелищное представление выполненной работы);
  •  отработка учебных навыков закрепление навыков учебной деятельности с использованием ПС, приобретенных в начальной школе.

Физика, химия, биология,    физическая     география, математика    история, литература,  рисование, музыка

Все виды программных  средств

Полная средняя школа

  •  Моделирование     технологий (добавляются      экономические, социальные технологии);
  •  подготовка к профессиональной деятельности знакомство с профессиональным программным обеспечением по выбранной специальности.

Профилирующие предметы по       будущим специальностям

Все виды ПС и системы  профессиональной   ориентации (дизайна, компьютерной. _                                                                                                    верстки и пр.)

Реализация вышеозначенных направлений осуществляется путем формирования следующих навыков:

  •  учебных навыков;
  •  навыков пользователя ЭВМ;
  •  исследовательских навыков.

Таблица 5

Программные средства для формирования различных навыков

Программные средства

Для формирования учебных навыков

Для формирования навыков пользователя ЭВМ

Для формирования исследовательских навыков

Формирование алгоритмического стиля мышления

Формирование навыков использования ЭВМ  в учебной деятельности

Формирование навыков информационно-поисковой деятельности

Формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности

Обучающие программы (демонстрационные,   тренинговые,   контролирующие), ИПС СОП, игровые обучающие программы, ЭОС

Учебные   среды, среды языков    программирования

Текстовые     и графические редакторы

СУБД, БД, гипертекстовые системы, мультимедиа системы,    гипермедиа системы

ЭТ, системы моделирования

Используемые в таблице сокращения: ИПС СОП — инструментальные программные средства для создания обучающих программ, ЭОС — экспертные обучающие системы, СУБД — системы управления базами данных, БД — базы данных, ЭТ — электронные таблицы.

При формировании исследовательских навыков можно выделить две составляющие:

1) формирование навыков информационно-поисковой деятельности, которая предполагает умение:

  •  находить нужную для решения поставленной проблемы информацию по ключу (слову или словосочетанию), по условию;
  •  отбирать, сохранять, передавать и перерабатывать информацию, представленную в различном формате;
  •  анализировать отобранную информацию, делать выводы;

2) формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности включает отработку умений:

  •  отбирать данные для эксперимента;
  •  преобразовывать задачу к виду, пригодному для решения с помощью компьютера;
  •  проводить эксперимент средствами информационных технологий;
  •  сопоставлять полученные результаты, делать выводы, проводить анализ, обобщение.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20395. Взрывчатка и наркотики: Особенности назначения экспертиз: Пособие для следователей и оперативных работников 370.5 KB
  В пособии изложены рекомендации по назначению экспертиз при расследовании фактов незаконного оборота наркотиков и взрывчатых веществ а также преступлений совершаемых путем взрыва. Наряду с этим дефицит знаний в этих областях ощущался и ощущается у работников правоохранительных органов столкнувшихся с тенденциями роста преступлений связанных с незаконным оборотом наркотиков и ВВ использованием взрыва в преступных целях. Научные работы экспертов этого института по методам экспертного исследования самодельных взрывных устройств СВУ...
20396. Меры пресечения в российском уголовном процессе 1.45 MB
  Меры пресечения в российском уголовном процессе. В издании рассматривaются цели виды основания и процессуальный порядок применения органами расследования прокурорами и судами мер пресечения. Особое внимание уделено наиболее строгой и ответственной мере пресечения заключению под стражу в том числе процессуальному механизму продления сроков содержания под стражей обжалованию и судебной проверке законности задержания ареста и продления сроков содержания под стражей Книга по курсу €œУголовный процесс€ адресована студентам аспирантам...
20397. ТЕРРОРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 370.5 KB
  ПОНЯТИЕ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ТЕРРОРИЗМА 1. Понятие и сущность терроризма 2. Виды терроризма 3. Формы проявления терроризма 4.
20398. Ведение защиты в суде с участием присяжных заседателей 4 MB
  Во многих странах такая защита обеспечивается отменой смертной казни и функционированием наряду с обычными судами конвейерами через которые проходит основной поток стандартных оформительских дел судов присяжных рассчитанных на рассмотрение наиболее сложных и общественно значимых уголовных дел и правильное и справедливое их разрешение в нестандартных ситуациях. Как будет показано ниже процессуальная форма суда присяжных обеспечивает по таким делам более надежную защиту права на жизнь и других прав и свобод человека и гражданина от...
20399. Искусство защиты в суде присяжных 2.34 MB
  Искусство защиты в суде присяжных: Учеб. заведующий сектором НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ; заслуженный юрист России доктор юридических наук Книга является своеобразной энциклопедией ведения искусной эффективной и надежной защиты в суде присяжных Рассматриваются социальная ценность духовный и правозащитный потенциал суда присяжных роль здравого смысла и совести как интеллектуальной и нравственной основы этой формы судопроизводства процессуальные тактические и психологические особенности...
20400. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовно-правовые и криминологические аспекты 626.5 KB
  Мешалкин Проблемы борьбы с преступлениямив сфере безопасности дорожного движения:уголовноправовые и криминологические аспекты Монография Домодедово 2003 ББК 67. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере безопасности дорожного движения: уголовноправовые и криминологические аспекты: Монография. В монографии освещаются уголовноправовые и криминологические проблемы борьбы с преступными нарушениями безопасности движения и эксплуатации транспортных средств на основе комплексного анализа сравнительноправового метода исследования....
20401. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия 362.5 KB
  ПОПОВ Оперативнорозыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия Учебнопрактическое пособие ББК 67. В учебнопрактическом пособии рассматриваются оперативнорозыскные мероприятия способы отображения полученной оперативнорозыскной информации в соответствующих документах. Основное внимание уделено технологии превращения оперативнорозыскной информации в криминалистически значимую являющуюся одним из источников доказательств по делу доступную для использования в ходе предварительного или...
20402. Административный процесс и административная ответственность в Украине 1.1 MB
  24 КУоАП; б меры воздействия применяемые к несовершеннолетним ст. 241 КУоАП и в административные взыскания применяемые к юридическим лицам. 24 КУоАП и меры воздействия применяемые к несовершеннолетним согласно ст. 241 КУоАП но и дисциплинарные взыскания в отношении физических лиц за совершение административных проступков согласно ст.
20403. ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В МВД РОССИИ 2.52 MB
  Сложность информационного обеспечения процессов принятия решений часто связана с ограниченностью информации ее вероятностным характером негарантированной достоверностью отсутствием у субъекта управления необходимого времени. Информатизация управления преследует следующие цели: повышение научной обоснованности и качества принимаемых решений благодаря использованию математических методов и моделей; повышение гибкости управления его способности реагировать на изменения условий деятельности органов внутренних дел; повышение...