32522

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ. Выделим среди основных направлений применения ПС в обучении четыре аспекта: философский формирование системноинформационной картины мира; инструментальный знакомство с основами информационных технологий формирование навыков работы с информацией; практический применение умений использования средств ИТ в учебной деятельности; психологический поддержание мотивации использования средств ИТ в учебной деятельности развитие психологических характеристик учащихся. Раскроем в...

Русский

2013-09-04

60.5 KB

6 чел.

екция №5. ППС и методика их использования

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ.

Основные направления использования программных средств в учебном процессе образовательной школы.

Выделим среди основных направлений применения ПС в обучении четыре аспекта:

  1.  философский (формирование системно-информационной картины мира);
  2.  инструментальный (знакомство с основами информационных технологий, формирование навыков работы с информацией);
  3.  практический (применение умений использования средств ИТ в учебной деятельности);
  4.  психологический (поддержание мотивации использования средств ИТ в учебной деятельности, развитие психологических характеристик учащихся).

Инструментальный аспект направлен на подготовку к практической (прежде всего учебной) деятельности. Раскроем в общих чертах содержательную компоненту образования по каждому направлению:

философское: формирование основ научного мировоззрения; формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучение общих закономерностей строения и функционирования самоуправляемых систем;

инструментальное: реализация этой задачи связана с применением ПС в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования программных средств ИТ, важнейших компонентов подготовки к практической деятельности, жизни в информационном обществе;

практическое: применение ПС при решении учебных задач для совершенствования учебной деятельности за счет отработки навыков работы с информацией (в том числе больших объемов), экспериментально-исследовательской деятельности с использованием соответствующего программного обеспечения, отработки учебных умений по общеобразовательным дисциплинам;

психологическое: развитие психических процессов учащихся: памяти, внимания, мышления (образного, логического и др.), пространственного воображения и пр.; поддержание мотивации использования ПС в учебной деятельности путем предъявления заданий, требующих использования программных средств, поощрения в случае применения ПС учащимися, систематическое включение в учебный процесс программных средств учебного назначения.

Реализация задач использования программных средств при изучении общеобразовательных дисциплин

Возраст учащихся

Задачи

Учебные предметы

Программные средства

Начальная школа

  •  Формирование     мировоззрения  в  соответствии  с  системно информационной картиной мира учащиеся должны знать, какие существуют виды и формы представления, а также способы обработки и хранения информации; понимать системный характер информационных процессов и явлений;
  •  формирование навыков учебной деятельности учащиеся должны уметь работать с обучающими программами; использовать программные средства учебного назначения в своей учебной деятельности; уметь представить задачу в виде, пригодном для решения с помощью компьютера; обрабатывать (осуществлять поиск, хранение, переработку и пр.) информацию;
  •  формирование потребности в использовании ПС в учебной деятельности.

Информатика, природоведение; чтение, русский язык

Учебные  среды,     обучающие по предметам и игровые программы

Основная средняя школа

  •  Моделирование     технологий (физических, химических, биологических и др. процессов) учащиеся должны знать этапы решения задачи на ЭВМ; принципы построения модели задачи; цели проведения компьютерного эксперимента; учащиеся должны уметь строить простые компьютерные модели или использовать специальные системы моделирования; анализировать соответствие модели и исходной задачи; проводить компьютерный эксперимент в данной предметной области;
  •  формирование навыков работы с информацией учащиеся должны знать область применения и технологию использования различных систем представления информации (графические и текстовые редакторы, базы данных, гипермедиа и др.); учащиеся должны уметь использовать эти системы в соответствии с их назначением для совершенствования своей учебной деятельности;
  •  поддержание   мотивации   использования ПС в учебной деятельности:
  •  использование программных средств для решения математических, химических, физических и других задач;
  •  подготовка отчетов (в том числе рефератов, курсовых работ, сочинений и пр.) и презентаций (зрелищное представление выполненной работы);
  •  отработка учебных навыков закрепление навыков учебной деятельности с использованием ПС, приобретенных в начальной школе.

Физика, химия, биология,    физическая     география, математика    история, литература,  рисование, музыка

Все виды программных  средств

Полная средняя школа

  •  Моделирование     технологий (добавляются      экономические, социальные технологии);
  •  подготовка к профессиональной деятельности знакомство с профессиональным программным обеспечением по выбранной специальности.

Профилирующие предметы по       будущим специальностям

Все виды ПС и системы  профессиональной   ориентации (дизайна, компьютерной. _                                                                                                    верстки и пр.)

Реализация вышеозначенных направлений осуществляется путем формирования следующих навыков:

  •  учебных навыков;
  •  навыков пользователя ЭВМ;
  •  исследовательских навыков.

Таблица 5

Программные средства для формирования различных навыков

Программные средства

Для формирования учебных навыков

Для формирования навыков пользователя ЭВМ

Для формирования исследовательских навыков

Формирование алгоритмического стиля мышления

Формирование навыков использования ЭВМ  в учебной деятельности

Формирование навыков информационно-поисковой деятельности

Формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности

Обучающие программы (демонстрационные,   тренинговые,   контролирующие), ИПС СОП, игровые обучающие программы, ЭОС

Учебные   среды, среды языков    программирования

Текстовые     и графические редакторы

СУБД, БД, гипертекстовые системы, мультимедиа системы,    гипермедиа системы

ЭТ, системы моделирования

Используемые в таблице сокращения: ИПС СОП — инструментальные программные средства для создания обучающих программ, ЭОС — экспертные обучающие системы, СУБД — системы управления базами данных, БД — базы данных, ЭТ — электронные таблицы.

При формировании исследовательских навыков можно выделить две составляющие:

1) формирование навыков информационно-поисковой деятельности, которая предполагает умение:

  •  находить нужную для решения поставленной проблемы информацию по ключу (слову или словосочетанию), по условию;
  •  отбирать, сохранять, передавать и перерабатывать информацию, представленную в различном формате;
  •  анализировать отобранную информацию, делать выводы;

2) формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности включает отработку умений:

  •  отбирать данные для эксперимента;
  •  преобразовывать задачу к виду, пригодному для решения с помощью компьютера;
  •  проводить эксперимент средствами информационных технологий;
  •  сопоставлять полученные результаты, делать выводы, проводить анализ, обобщение.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9916. Распространение объектно-ориентированного подхода на информационную безопасность 79 KB
  Распространение объектно-ориентированного подхода на информационную безопасность В этой лекции закладываются методические основы курса. Кратко формулируются необходимые понятия объектно-ориентированного подхода, в соответствии с ним выделяются уровн...
9917. Наиболее распространенные угрозы 92.5 KB
  Наиболее распространенные угрозы Знание возможных угроз, а также уязвимых мест защиты, которые эти угрозы обычно эксплуатируют, необходимо для того, чтобы выбирать наиболее экономичные средства обеспечения безопасности. Основные опреде...
9918. Законодательный уровень информационной безопасности 134.5 KB
  Законодательный уровень информационной безопасности Эта лекция посвящена российскому и зарубежному законодательству в области ИБ и проблемам, которые существуют в настоящее время в российском законодательстве. Что такое законодательный уровень инфор...
9919. Стандарты и спецификации в области информационной без-опасности 229.5 KB
  Стандарты и спецификации в области информационной безопасности Дается обзор международных и национальных стандартов и спецификаций в области ИБ - от Оранжевой книги до ISO 15408. Демонстрируются как сильные, так и слабые стороны этих документов. Оце...
9920. Административный уровень информационной безопасности 69.5 KB
  Административный уровень информационной безопасности Вводятся ключевые понятия - политика безопасности и программа безопасности. Описывается структура соответствующих документов, меры по их разработке и сопровождению. Меры безопасности увязываются с...
9921. Управление рисками в информационной безопасности 60 KB
  Управление рисками Информационная безопасность должна достигаться экономически оправданными мерами. В реферате описывается методика, позволяющая сопоставить возможные потери от нарушений ИБ со стоимостью защитных средств. Основные понятия Управление...
9922. Процедурный уровень информационной безопасности 84.5 KB
  Процедурный уровень информационной безопасности Описываются основные классы мер процедурного уровня. Формулируются принципы, позволяющие обеспечить надежную защиту. Основные классы мер процедурного уровня Мы приступаем к рассмотрению мер безопасност...
9923. Основные программно-технические меры 67 KB
  Основные программно-технические меры Вводится понятие сервиса безопасности. Рассматриваются вопросы архитектурной безопасности, предлагается классификация сервисов. Основные понятия программно-технического уровня информационной безопасности Программ...
9924. Идентификация и аутентификация, управление доступом 141.5 KB
  Идентификация и аутентификация, управление доступом В данной лекции кратко описываются традиционные сервисы безопасности - идентификация и аутентификация, управление доступом. Сервисы безопасности мы будем рассматривать применительно к распреде...