32522

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ. Выделим среди основных направлений применения ПС в обучении четыре аспекта: философский формирование системноинформационной картины мира; инструментальный знакомство с основами информационных технологий формирование навыков работы с информацией; практический применение умений использования средств ИТ в учебной деятельности; психологический поддержание мотивации использования средств ИТ в учебной деятельности развитие психологических характеристик учащихся. Раскроем в...

Русский

2013-09-04

60.5 KB

5 чел.

екция №5. ППС и методика их использования

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ НАВЫКОВ.

Основные направления использования программных средств в учебном процессе образовательной школы.

Выделим среди основных направлений применения ПС в обучении четыре аспекта:

  1.  философский (формирование системно-информационной картины мира);
  2.  инструментальный (знакомство с основами информационных технологий, формирование навыков работы с информацией);
  3.  практический (применение умений использования средств ИТ в учебной деятельности);
  4.  психологический (поддержание мотивации использования средств ИТ в учебной деятельности, развитие психологических характеристик учащихся).

Инструментальный аспект направлен на подготовку к практической (прежде всего учебной) деятельности. Раскроем в общих чертах содержательную компоненту образования по каждому направлению:

философское: формирование основ научного мировоззрения; формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий: вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира; системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучение общих закономерностей строения и функционирования самоуправляемых систем;

инструментальное: реализация этой задачи связана с применением ПС в формировании компьютерной грамотности и информационной культуры школьников, навыков использования программных средств ИТ, важнейших компонентов подготовки к практической деятельности, жизни в информационном обществе;

практическое: применение ПС при решении учебных задач для совершенствования учебной деятельности за счет отработки навыков работы с информацией (в том числе больших объемов), экспериментально-исследовательской деятельности с использованием соответствующего программного обеспечения, отработки учебных умений по общеобразовательным дисциплинам;

психологическое: развитие психических процессов учащихся: памяти, внимания, мышления (образного, логического и др.), пространственного воображения и пр.; поддержание мотивации использования ПС в учебной деятельности путем предъявления заданий, требующих использования программных средств, поощрения в случае применения ПС учащимися, систематическое включение в учебный процесс программных средств учебного назначения.

Реализация задач использования программных средств при изучении общеобразовательных дисциплин

Возраст учащихся

Задачи

Учебные предметы

Программные средства

Начальная школа

  •  Формирование     мировоззрения  в  соответствии  с  системно информационной картиной мира учащиеся должны знать, какие существуют виды и формы представления, а также способы обработки и хранения информации; понимать системный характер информационных процессов и явлений;
  •  формирование навыков учебной деятельности учащиеся должны уметь работать с обучающими программами; использовать программные средства учебного назначения в своей учебной деятельности; уметь представить задачу в виде, пригодном для решения с помощью компьютера; обрабатывать (осуществлять поиск, хранение, переработку и пр.) информацию;
  •  формирование потребности в использовании ПС в учебной деятельности.

Информатика, природоведение; чтение, русский язык

Учебные  среды,     обучающие по предметам и игровые программы

Основная средняя школа

  •  Моделирование     технологий (физических, химических, биологических и др. процессов) учащиеся должны знать этапы решения задачи на ЭВМ; принципы построения модели задачи; цели проведения компьютерного эксперимента; учащиеся должны уметь строить простые компьютерные модели или использовать специальные системы моделирования; анализировать соответствие модели и исходной задачи; проводить компьютерный эксперимент в данной предметной области;
  •  формирование навыков работы с информацией учащиеся должны знать область применения и технологию использования различных систем представления информации (графические и текстовые редакторы, базы данных, гипермедиа и др.); учащиеся должны уметь использовать эти системы в соответствии с их назначением для совершенствования своей учебной деятельности;
  •  поддержание   мотивации   использования ПС в учебной деятельности:
  •  использование программных средств для решения математических, химических, физических и других задач;
  •  подготовка отчетов (в том числе рефератов, курсовых работ, сочинений и пр.) и презентаций (зрелищное представление выполненной работы);
  •  отработка учебных навыков закрепление навыков учебной деятельности с использованием ПС, приобретенных в начальной школе.

Физика, химия, биология,    физическая     география, математика    история, литература,  рисование, музыка

Все виды программных  средств

Полная средняя школа

  •  Моделирование     технологий (добавляются      экономические, социальные технологии);
  •  подготовка к профессиональной деятельности знакомство с профессиональным программным обеспечением по выбранной специальности.

Профилирующие предметы по       будущим специальностям

Все виды ПС и системы  профессиональной   ориентации (дизайна, компьютерной. _                                                                                                    верстки и пр.)

Реализация вышеозначенных направлений осуществляется путем формирования следующих навыков:

  •  учебных навыков;
  •  навыков пользователя ЭВМ;
  •  исследовательских навыков.

Таблица 5

Программные средства для формирования различных навыков

Программные средства

Для формирования учебных навыков

Для формирования навыков пользователя ЭВМ

Для формирования исследовательских навыков

Формирование алгоритмического стиля мышления

Формирование навыков использования ЭВМ  в учебной деятельности

Формирование навыков информационно-поисковой деятельности

Формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности

Обучающие программы (демонстрационные,   тренинговые,   контролирующие), ИПС СОП, игровые обучающие программы, ЭОС

Учебные   среды, среды языков    программирования

Текстовые     и графические редакторы

СУБД, БД, гипертекстовые системы, мультимедиа системы,    гипермедиа системы

ЭТ, системы моделирования

Используемые в таблице сокращения: ИПС СОП — инструментальные программные средства для создания обучающих программ, ЭОС — экспертные обучающие системы, СУБД — системы управления базами данных, БД — базы данных, ЭТ — электронные таблицы.

При формировании исследовательских навыков можно выделить две составляющие:

1) формирование навыков информационно-поисковой деятельности, которая предполагает умение:

  •  находить нужную для решения поставленной проблемы информацию по ключу (слову или словосочетанию), по условию;
  •  отбирать, сохранять, передавать и перерабатывать информацию, представленную в различном формате;
  •  анализировать отобранную информацию, делать выводы;

2) формирование навыков экспериментально-исследовательской деятельности включает отработку умений:

  •  отбирать данные для эксперимента;
  •  преобразовывать задачу к виду, пригодному для решения с помощью компьютера;
  •  проводить эксперимент средствами информационных технологий;
  •  сопоставлять полученные результаты, делать выводы, проводить анализ, обобщение.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79260. Значение совершенствования организации основного производства. Направления совершенствования организации основного производства 16.21 KB
  В условиях рыночных отношений обеспечить промышленному предприятию эффективное функционирование и конкурентные преимущества может только эффективная система управления его производственной деятельностью.Без четкой научно обоснованной организации процесса вряд ли можно добиться высоких показателей системы управления.Поэтому организация труда управленческого персонала во многом определяет эффективность всей системы управления производством как в текущем так и в оперативном режиме её функционирования.Формирование рациональной...
79261. Структура и взаимосвязь элементов системы организации производства. Предприятие как организационная система. Особенности, функции предприятия 17.23 KB
  Предприятие как организационная система. Особенности функции предприятия Предприятие как организационная система Системаобъективное единство закономерно связанных друг с другом предметов или целое состоящее из частей упорядоченных по определенному закону или принципу или Взаимосвязь взаимообусловленных сопокупность входящих в ее состав элемнтов Системный подход инструмент исследования – систематизированный способ мышления согласно которому процесс обоснования решений базируется на определении общей цели и подчинении ей подсистем...
79263. Отраслевой состав национальной экономики. Особенности черной металлургии 14.01 KB
  Отраслевой состав национальной экономики. Особенности черной металлургии Отраслевая структура национальной экономики заключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы связанные однородными функциональными характеристиками – отрасли национальной экономики. Отраслевая структура национальной экономики проходит следующие этапы своего развития: 1 первый связан с активным развитием и преобладанием первичных отраслей экономики таких как сельское хозяйство добыча полезных ископаемых; 2 второй связан с...
79264. Характерные признаки предприятий, образующих металлургическую отрасль 14.74 KB
  На территориальную организацию черной металлургии влияет ряд факторов. Например в черной металлургии ФРГ этот показатель равен всего 22. Так на 1 т готового проката у нас приходится 85 человекочасов что в 15 2 раза больше чем в странах с развитой черной металлургией Южной Корее Бразилии Китае Тайвань. Низкая производительность труда на предприятиях черной металлургии ведет к тому что конкурентоспособность отечественной металлопродукции может быть обеспечена только при сохранении самого низкого из существующих уровня заработной...
79265. Основы организации и управления производством коммерческого предприятия 15.88 KB
  Основы организации и управления производством коммерческого предприятия Финансы коммерческих предприятий представляют собой экономические отношения возникающие в процессе формирования производственных фондов производства и реализации продукции образования собственных ресурсов привлечения внешних источников финансирования их распределения и использование. Финансами коммерческих организаций и предприятий присущи те же функции что и общегосударственным финансам распределительная и контрольная. Положительный финансовый результат...
79266. Методы организации производства и их технико-экономическая характеристика 15.09 KB
  Различают три основных метода организации производства: индивидуальный единичный партионный и поточный. При индивидуальном единичном методе организации производства выпуск продукции осуществляется единичными экземплярами или очень мелкими партиями изделий широкой номенклатуры. Равномерная работа на всех участках производства при партионном методе достигается за счет определения оптимальных размеров партий заделов длительности цикла графиков запускавыпуска.
79267. Понятие и особенности производственного процесса. Основные принципы организации производственных процессов 14.73 KB
  По операциям ведется увязка объемов работ на участках: нормирование оперативное планирование и учет производства Основные операции – операции технологического цикла состоящие из операционных циклов в результате которых изменяются форма размеры свойства и взаимное расположение деталей Технологический процесс – совокупность основных операций Вспомогательные операции – операции обеспечивающие бесперебойность производственного процесса связанные с перемещением предметов труда с одного рабочего места на другое снятием и установкой...
79268. Классификация производственных процессов 53.5 KB
  Ручные процессы – осуществляются рабочими без помощи механизмов. Машинно-ручные процессы – выполняются машинами или механизмами при непосредственном участии в них рабочих – вскрытие чугунной летки с помощью ВЧП