32523

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

ППС и методика их использования СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Структура технологии применения программных средств в учебном процессе Технология искусственно организуемый процесс в отличие от природных явлений протекающих естественно с заданными начальными условиями известным результатом и способами достижения этого результата. Под технологией обучения будем понимать системно организованный процесс передачи общественных знаний обучаемым при котором заранее устанавливают объем передачи знаний...

Русский

2013-09-04

49.5 KB

0 чел.

екция №6. ППС и методика их использования

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Структура технологии  применения программных средств в учебном процессе

Технология - искусственно организуемый процесс (в отличие от природных явлений, протекающих естественно) с заданными начальными условиями, известным результатом и способами достижения этого результата.

Технологии, основанные на процессах обработки (накопление, поиск, передача и пр.) информации, называются информационными технологиями.

По определению ЮНЕСКО технология обучения  — это «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования».

Под технологией обучения будем понимать системно организованный процесс передачи общественных знаний обучаемым, при котором заранее устанавливают объем передачи знаний (содержание образования), способы передачи (методы и формы обучения), средства и конечный результат (описанный в стандартах образования).

Рассматрим технологию обучения как связующее звено между теорией и практикой, поскольку ни педагогические, ни психологические теории не могут быть непосредственно перенесены в область практической деятельности. Технология применения программных средств в учебном процессе — это технология обучения, основанная на применении программных средств учебного назначения.

Структура технологии обучения должна отражать основные компоненты учебного процесса, а именно; цели использования ПС в учебном процессе, деятельность учащегося и учителя, способы их взаимодействия. Исходя из этих соображений, структуру технологии применения ПС в учебном процессе можно представить следующим образом

Структура технологии применения программных средств в учебном процессе общеобразовательной школы

Уровни

Пропедевтический

Базовый

Профориентационный

Задачи использования ПС в учебном процессе

Сообщение знаний о        возможностях ЭВМ и протекании информационных процессов

Сообщение знаний о системно-информационной картине мира, формирование навыков пользователя ЭВМ

Профессиональная ориентация в области информационных технологий

Знания учащихся

Первоначальные знания об устройстве, способах функционирования ЭВМ, протекании информационных процессов

Базовые   знания   в области школьного курса    информатики, умения применять ПС в учебной деятельности

Знания о возможностях использования программных средств в  профессиональной деятельности

Преобладающий вид деятельности учащихся

Игровой

Познавательный, исследовательский

Исследовательский

Управление процессом обучения

Учитель частично передает функции управления учебным процессом программным средствам учебного назначения

Особенности этапа    ориентировки

Предъявление учебной информации в динамике, эмоционально-окрашено

Формирование   навыков информационно-поисковой деятельности

Формирование   навыков структуризации информации

Этап исполнительный

Совершенствуется за счет использования ПС

Этап контроля

Индивидуализируется за счет использования ПС

Деятельность учителя

Владение технологией использования ПС в учебном процессе

Роль учителя

Учитель-друг

Наставник, помощник

Учитель-консультант

На пропедевтическом уровне учащиеся должны знать первоначальные сведения об устройстве, способах функционирования ЭВМ, протекании информационных процессов; на базовом — содержание образования школьного курса информатики, уметь применять ПС в учебной деятельности; на профориентационном — знать о возможностях использования программных средств в будущей профессиональной деятельности.

Преобладающий вид учебной деятельности на разных уровнях будет различным. Основной организационной формой урока в младших классах должна быть игра. Кроме того, обучающие программы, разработанные для начальной школы, включают, как правило, игровой момент. Поэтому и при использовании ПС на уроках в качестве средства обучения возможна организация деятельности учащихся в виде игры. Роль учителя на уроке заключается в создании атмосферы поддержки и творчества, учитель является другом учащихся, имеющим, как и учащиеся, право на ошибку, не обязанным все знать. При такой установке познавательная деятельность учащихся активизируется, они не боятся задавать вопросы, не боятся ошибиться (ведь даже учитель имеет право на ошибку).

На базовом уровне преобладающими будут познавательная и исследовательская деятельность. Процесс активного, систематизированного и глубокого освоения программных средств, а также их использование в учебном процессе в соответствии с описанными выше принципами предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся. А поскольку специфика и основное назначение программных средств в обработке информации, то основным видом деятельности при освоении программных средств учащимися будут информационно-поисковый и экспериментально-исследовательский, формирующие навыки исследовательской деятельности. Учитель на базовом уровне формулирует проблемы, контролирует успешность продвижения учащихся от незнания к знанию, т. е. является наставником и помощником.

На профориентационном уровне применения программных средств учебного назначения в соответствии с поставленной задачей учащиеся используют ПС для расширения знаний о возможностях программных средств в области избранной профессии и в качестве средства обучения на уроках. В обоих случаях преобладающим видом учебной деятельности будет исследовательский. Даже в случае единообразия предъявляемого учащимся материала, обучение с помощью компьютера ведется индивидуализирование в том смысле, что субъект в процессе акта учебной деятельности обменивается информацией со «своим» компьютером посредством обучающей программы.

Программные средства являются устройством, предъявляющим учебные и контрольные задания учащимся. В случае использования обучающих программ, разработанных на основе инструментальных средств, применяется частично: только блок управления обучающей программой, являющийся частью средства разработки обучающей программы. Если же средство разработки обучающих программ используется как объект изучения или средство создания готового программного продукта, то инструментальное средство применяется в комплексе, включающем другие средства обучения.

Среди программных средств надо назвать средство, одним из основных назначений которого является предъявление учебных и контрольных заданий учащимся — это локальные сети. Являясь средством коммуникации, локальные сети распространяют информацию (в том числе и учебные задания) от обучающего к ученикам. Они позволяют быстро рассылать дозы учебной информации, организуя прямую и обратную связи с учащимися.

Различают следующие задачи педагога:

  •  построение модели учащегося;
  •  определение основных этапов учебной деятельности;
  •  выбор обучающих воздействий, обеспечивающих реализацию второй задачи.

Ориентируясь на определенную модель класса, учитель имеет в виду только «среднего» ученика. ПС позволяют учителю при отборе обучающих воздействий учитывать некоторые индивидуальные особенности учащихся — прежде всего уровень обученности. Насколько основательно и систематически учитель будет разрабатывать «усовершенствованную» модель класса», зависит от имеющихся в его распоряжении программных средств.

Полного комплекта обучающих программ нет ни по одному общеобразовательному предмету (от начала и до конца обучения). Обучающие программы разрабатываются фрагментарно и имеют очень различную педагогическую эффективность.

Разработка программных средств для всех уроков по всем темам и предметам не сможет решить всех проблем обучения, поскольку учитель ставит свои учебные цели на каждом уроке, которые невозможно предусмотреть в обучающих программах. Наиболее эффективный способ разработки обучающих программ мы видим в том, чтобы научить учителя самостоятельному созданию программ на основе инструментальных средств.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54452. Настроювання часових параметрів аудіо- та відеоряду. Додавання до відеокліпу відеоефектів та настроювання переходів між його фрагментами 190.5 KB
  Мета уроку: Навчальна: сформувати теоретичні знання про основні поняття мультимедійних даних принципи настроювання у часі відеокліпів. Тип уроку: комбінований Обладнання: Прилади – відеокамера цифрова фотоапарат цифровий програмне забезпечення навчальні диски мультимедійний проектор мультимедійні навушники динаміки мікрофон електронні засоби: флешка. Таблиці– Інтерфейс програми Movie Mker†Область монтажу†До уроку виготовлено: тематичні папки тема план урокупро що учні повинні дізнатися опорні конспекти;...
54453. ЗАГАЛЬНИЙ НЕДОРОЗВИТОК МОВЛЕННЯ 79 KB
  Проте не у всіх випадках ці процеси проходять благополучно: у деяких дітей навіть при нормальному слуху та інтелекті різко затримується формування кожного із компонентів мови: фонетики лексики граматики. У всіх дітей із ЗНМ завжди спостерігається порушення звуковимови недорозвиток фонематичного слуху помітне відставання в формуванні словникового запасу і граматичної будови. У дітей із нормальним інтелектом на відміну від дітей олігофренів пасивний словник значно перевищує активний. Характерним для дітей цього рівня є використання...
54454. Ліс. Дерева. Кущі. Ягоди 38.5 KB
  Мета: Збагачувати активний словник дітей на основі знань і уявлень про навколишнє середовище: закріплювати узагальнювальні слова: ліс дерева кущі; учити добирати визначення до цих слів. Розглядання малюнків із зображення дерев кущів розширення словникового запасу “Поглянь на малюнки та скажи що там зображено†Іменники: береза горобина гущавина дерево дуб запах кущі ліс ліщина осика підлісок повітря сосна тополя хаща ялинка. Прикметники: березовий великий густий запашне змішаний листяний лісове сирий сосновий...
54455. 26 вересня - Європе́йський де́нь мо́в 5.69 MB
  Мета: ознайомити дітей зі святом Європейський День мов. Формувати в учнів інтерес до вивчення рідної та іноземної мов. Розвивати мислення, пам’ять, увагу та активізувати словниковий запас. Виховувати людяність, гуманність, пізнавальний інтерес, любов до слова та народних традицій, бажання самостійно вивчати мови.
54456. КУЛЬТУРА МОВЛЕННЯ. СПІЛЬНЕ ТА ВІДМІННЕ В УКРАЇНСЬКІЙ І РОСІЙСЬКІЙ МОВАХ 259.5 KB
  Учитель української мови. Доброго дня дорогі діти Учитель російської мови. Учитель української мови. А Олесь Гончар писав: Запашна співуча гнучка милозвучна сповнена музики і квіткових пахощів скількома епітетами супроводяться визначення української мови.
54457. Эмоции и волевая деятельность 95 KB
  Актуальность данной темы для студентов ВУЗа медицинского профиля определяется наличием тесной связи между эмоциональным состоянием человека и его соматическим благополучием. Хорошо известно благотворное действие некоторых эмоций на течение болезни
54458. Любовь к Родине, начинается с любви к матери 52.5 KB
  Мама мамочка. Повторяя движения губ матери мы произносим свое первое в жизни слово: мама. В этот день юноши и девушки которые работали подмастерьями или слугами возвращаясь домой приносили в подарок своим мамам фруктовый пирог.
54459. Подвижные игры: эстафеты, подвижные игры «Подкрадись к спящему», «Хитрая лиса», «Совушка» 90 KB
  Подготовительная 10 мин 1.Построение в шеренгу 2 мин Построились. Сначала сделаем разминку: ходьба прыжки на месте и в движении и беговые упражнения затем проведем эстафету и поиграем 3. 2 мин По спортзалу шагом марш Голову не опускаем спину держим прямо соблюдаем дистанцию.
54460. Шлифование древесины шкуркой 141 KB
  Организационная часть 35 Проверка наличия и готовности учащихся к занятию Оценивает внешний вид учащихся. Принимает доклад дежурного Дежурный докладывает о наличии и готовности учащихся к занятию 2. Актуализация знаний и опыта учащихся по вопросам предыдущего учебного материала 510 Воспроизведение знаний и умений учащихся являющимися опорными для формирования новых знаний и способов действий Прежде чем перейти к изучению новой темы вспомним предыдущий материал и обсудим следующие вопросы. Создание внутренней потребности в освоении...