32523

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

ППС и методика их использования СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Структура технологии применения программных средств в учебном процессе Технология искусственно организуемый процесс в отличие от природных явлений протекающих естественно с заданными начальными условиями известным результатом и способами достижения этого результата. Под технологией обучения будем понимать системно организованный процесс передачи общественных знаний обучаемым при котором заранее устанавливают объем передачи знаний...

Русский

2013-09-04

49.5 KB

0 чел.

екция №6. ППС и методика их использования

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Структура технологии  применения программных средств в учебном процессе

Технология - искусственно организуемый процесс (в отличие от природных явлений, протекающих естественно) с заданными начальными условиями, известным результатом и способами достижения этого результата.

Технологии, основанные на процессах обработки (накопление, поиск, передача и пр.) информации, называются информационными технологиями.

По определению ЮНЕСКО технология обучения  — это «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования».

Под технологией обучения будем понимать системно организованный процесс передачи общественных знаний обучаемым, при котором заранее устанавливают объем передачи знаний (содержание образования), способы передачи (методы и формы обучения), средства и конечный результат (описанный в стандартах образования).

Рассматрим технологию обучения как связующее звено между теорией и практикой, поскольку ни педагогические, ни психологические теории не могут быть непосредственно перенесены в область практической деятельности. Технология применения программных средств в учебном процессе — это технология обучения, основанная на применении программных средств учебного назначения.

Структура технологии обучения должна отражать основные компоненты учебного процесса, а именно; цели использования ПС в учебном процессе, деятельность учащегося и учителя, способы их взаимодействия. Исходя из этих соображений, структуру технологии применения ПС в учебном процессе можно представить следующим образом

Структура технологии применения программных средств в учебном процессе общеобразовательной школы

Уровни

Пропедевтический

Базовый

Профориентационный

Задачи использования ПС в учебном процессе

Сообщение знаний о        возможностях ЭВМ и протекании информационных процессов

Сообщение знаний о системно-информационной картине мира, формирование навыков пользователя ЭВМ

Профессиональная ориентация в области информационных технологий

Знания учащихся

Первоначальные знания об устройстве, способах функционирования ЭВМ, протекании информационных процессов

Базовые   знания   в области школьного курса    информатики, умения применять ПС в учебной деятельности

Знания о возможностях использования программных средств в  профессиональной деятельности

Преобладающий вид деятельности учащихся

Игровой

Познавательный, исследовательский

Исследовательский

Управление процессом обучения

Учитель частично передает функции управления учебным процессом программным средствам учебного назначения

Особенности этапа    ориентировки

Предъявление учебной информации в динамике, эмоционально-окрашено

Формирование   навыков информационно-поисковой деятельности

Формирование   навыков структуризации информации

Этап исполнительный

Совершенствуется за счет использования ПС

Этап контроля

Индивидуализируется за счет использования ПС

Деятельность учителя

Владение технологией использования ПС в учебном процессе

Роль учителя

Учитель-друг

Наставник, помощник

Учитель-консультант

На пропедевтическом уровне учащиеся должны знать первоначальные сведения об устройстве, способах функционирования ЭВМ, протекании информационных процессов; на базовом — содержание образования школьного курса информатики, уметь применять ПС в учебной деятельности; на профориентационном — знать о возможностях использования программных средств в будущей профессиональной деятельности.

Преобладающий вид учебной деятельности на разных уровнях будет различным. Основной организационной формой урока в младших классах должна быть игра. Кроме того, обучающие программы, разработанные для начальной школы, включают, как правило, игровой момент. Поэтому и при использовании ПС на уроках в качестве средства обучения возможна организация деятельности учащихся в виде игры. Роль учителя на уроке заключается в создании атмосферы поддержки и творчества, учитель является другом учащихся, имеющим, как и учащиеся, право на ошибку, не обязанным все знать. При такой установке познавательная деятельность учащихся активизируется, они не боятся задавать вопросы, не боятся ошибиться (ведь даже учитель имеет право на ошибку).

На базовом уровне преобладающими будут познавательная и исследовательская деятельность. Процесс активного, систематизированного и глубокого освоения программных средств, а также их использование в учебном процессе в соответствии с описанными выше принципами предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся. А поскольку специфика и основное назначение программных средств в обработке информации, то основным видом деятельности при освоении программных средств учащимися будут информационно-поисковый и экспериментально-исследовательский, формирующие навыки исследовательской деятельности. Учитель на базовом уровне формулирует проблемы, контролирует успешность продвижения учащихся от незнания к знанию, т. е. является наставником и помощником.

На профориентационном уровне применения программных средств учебного назначения в соответствии с поставленной задачей учащиеся используют ПС для расширения знаний о возможностях программных средств в области избранной профессии и в качестве средства обучения на уроках. В обоих случаях преобладающим видом учебной деятельности будет исследовательский. Даже в случае единообразия предъявляемого учащимся материала, обучение с помощью компьютера ведется индивидуализирование в том смысле, что субъект в процессе акта учебной деятельности обменивается информацией со «своим» компьютером посредством обучающей программы.

Программные средства являются устройством, предъявляющим учебные и контрольные задания учащимся. В случае использования обучающих программ, разработанных на основе инструментальных средств, применяется частично: только блок управления обучающей программой, являющийся частью средства разработки обучающей программы. Если же средство разработки обучающих программ используется как объект изучения или средство создания готового программного продукта, то инструментальное средство применяется в комплексе, включающем другие средства обучения.

Среди программных средств надо назвать средство, одним из основных назначений которого является предъявление учебных и контрольных заданий учащимся — это локальные сети. Являясь средством коммуникации, локальные сети распространяют информацию (в том числе и учебные задания) от обучающего к ученикам. Они позволяют быстро рассылать дозы учебной информации, организуя прямую и обратную связи с учащимися.

Различают следующие задачи педагога:

  •  построение модели учащегося;
  •  определение основных этапов учебной деятельности;
  •  выбор обучающих воздействий, обеспечивающих реализацию второй задачи.

Ориентируясь на определенную модель класса, учитель имеет в виду только «среднего» ученика. ПС позволяют учителю при отборе обучающих воздействий учитывать некоторые индивидуальные особенности учащихся — прежде всего уровень обученности. Насколько основательно и систематически учитель будет разрабатывать «усовершенствованную» модель класса», зависит от имеющихся в его распоряжении программных средств.

Полного комплекта обучающих программ нет ни по одному общеобразовательному предмету (от начала и до конца обучения). Обучающие программы разрабатываются фрагментарно и имеют очень различную педагогическую эффективность.

Разработка программных средств для всех уроков по всем темам и предметам не сможет решить всех проблем обучения, поскольку учитель ставит свои учебные цели на каждом уроке, которые невозможно предусмотреть в обучающих программах. Наиболее эффективный способ разработки обучающих программ мы видим в том, чтобы научить учителя самостоятельному созданию программ на основе инструментальных средств.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24058. Пневмокониозы (силикоз, силикатозы, бериллиоз, смешанные). Клинико-морфологические формы и стадии 34.62 KB
  хронические заболевания легких вызываемые длительным вдыханием пыли и характеризующиеся развитием фиброза легочной ткани. Чем лучше происходит самоочищение легких от пыли тем меньшее ее количество остается в них и тем меньше риск возникновения П. заключается в образовании пылевого депо вследствие того что количество пыли задерживающейся в легких при дыхании превышает количество пылевых частиц удаляемых из них. Первичные механизмы фиброзного процесса развивающегося в легких под воздействием пыли во многом еще не ясны.
24059. Регуляция обмена белков 44.5 KB
  В регуляции обмена белков принимают участие СТГ инсулин тиреидные гормоны половые гормоны кортикостероиды. Главная роль в регуляции обмена белков принадлежит СТГ. Этапы действия СТГ. Эффекты вызываемые СТГ во времени можно разделить на 3 группы: Ранние эффекты 2 ч.
24060. Регуляция водно-солевого обмена 59 KB
  Осморецепторы гипоталамуса при повышении осмотического давления тканевой жидкости стимулируют освобождение АДГ из секреторных гранул. АДГ увеличивает скорость реабсорбции воды из первичной мочи и тем самым уменьшает диурез. Так АДГ сохраняет необходимый объем жидкости в организме не влияя на количество выделяемого NaCl. ликвидируется стимул который вызвал выделение АДГ.
24061. Гормональная регуляция обмена кальция 35.5 KB
  Стимуляция свертывания крови. Концентрация Са в крови стабильна ее колебания не превышают 3. В плазме крови содержится 24 4 ммоль л 911 мг кальция. Паратгормон обладает гиперкальциемическим действием и одновременно снижает концентрацию фосфатов в крови.
24062. Витамины. Этапы нарушений обмена витаминов 81.5 KB
  Витамины не синтезируются в организме или синтезируются в таких количествах которые не достаточны для выполнения функций и поэтому должны поступать в составе пищевых продуктов при резкой недостаточности витаминов в организме развивается характерный симптомокомплекс. Функции витаминов. Нарушение функций витаминов: Нарушение обмена витаминов может быть связано с нарушением всасывания витаминов или их транспорта с кровью. Нарушение образования активной формы кофермента или нарушение синтеза апофермента может привести к нарушению функций...
24063. Тиамин – В1 113.5 KB
  Патология: При недостаточности тиамина наблюдается неврологическое заболевание берибери я не могу. Для берибери характерны мышечная слабость истощение плохая координация периферический неврит спутанность сознания снижение частоты сердечных сокращений и увеличение размеров сердца. Биохимическая диагностика берибери свидетельствует о повышении концентрации пирувата что свидетельствует об участии ТПФ в качестве кофермента в пируватдегидрогеназном комплексе.
24064. Витамин В5(РР) 68.5 KB
  Никотиновая кислота синтезируется из триптофана через кинуренин и оксихинолиновую кислоту. окислении SH2 НАД НАДНН ФАД ФАДН2 КоQ КоQН2 цит b цит с цит а цит а3 О2 Никотинамид синтезируется из триптофана Триптофан кинурениназа Кинуреновая кислота В6 Кинуренин 1 В6 Антраниловая кислота 2 Ксантуреновая кислота Оксикинуренин Оксиантраниловая кислота Никотинамид Хинолиновая кислота Патология обмена витамина В5.
24065. Витамин В2 – рибофлавин 41 KB
  ФАД участвует в следующих реакциях: Окислительное декарбоксилирование пирувата входит в состав пируватдегидрогеназного комплекса: СН3СОСООН СН3СОSКоА Окислительное декарбоксилирование кетоглутарата входит в состав кетоглутаратдегидрогеназного комплекса: НООССН2СН2СОСООН НООССН2СН2СОSКоА В окислении сукцината при СДГ В окислении жирных кислот в митохондриях: RСН2СН2СОSКоА RСН=СНСОSКоА Участие в работе дыхательной цепи Недостаточность рибофлавина проявляется в снижении содержания коферментных форм в тканях. КоА участвует...
24066. Витамин В6 99 KB
  Триптофан кинурениназа Кинуреновая кислота В6 Кинуренин 1 В6 Антраниловая кислота 2 Ксантуреновая кислота Оксикинуренин Оксиантраниловая кислота Никотинамид Хинолиновая кислота В6 входит в состав кинурениназы которая обеспечивает превращение кинуренина в антраниловую и оксикинуринина в оксиантраниловую кислоту реакция 2.