32523

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

ППС и методика их использования СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Структура технологии применения программных средств в учебном процессе Технология искусственно организуемый процесс в отличие от природных явлений протекающих естественно с заданными начальными условиями известным результатом и способами достижения этого результата. Под технологией обучения будем понимать системно организованный процесс передачи общественных знаний обучаемым при котором заранее устанавливают объем передачи знаний...

Русский

2013-09-04

49.5 KB

0 чел.

екция №6. ППС и методика их использования

СТРУКТУРА ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Структура технологии  применения программных средств в учебном процессе

Технология - искусственно организуемый процесс (в отличие от природных явлений, протекающих естественно) с заданными начальными условиями, известным результатом и способами достижения этого результата.

Технологии, основанные на процессах обработки (накопление, поиск, передача и пр.) информации, называются информационными технологиями.

По определению ЮНЕСКО технология обучения  — это «системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования».

Под технологией обучения будем понимать системно организованный процесс передачи общественных знаний обучаемым, при котором заранее устанавливают объем передачи знаний (содержание образования), способы передачи (методы и формы обучения), средства и конечный результат (описанный в стандартах образования).

Рассматрим технологию обучения как связующее звено между теорией и практикой, поскольку ни педагогические, ни психологические теории не могут быть непосредственно перенесены в область практической деятельности. Технология применения программных средств в учебном процессе — это технология обучения, основанная на применении программных средств учебного назначения.

Структура технологии обучения должна отражать основные компоненты учебного процесса, а именно; цели использования ПС в учебном процессе, деятельность учащегося и учителя, способы их взаимодействия. Исходя из этих соображений, структуру технологии применения ПС в учебном процессе можно представить следующим образом

Структура технологии применения программных средств в учебном процессе общеобразовательной школы

Уровни

Пропедевтический

Базовый

Профориентационный

Задачи использования ПС в учебном процессе

Сообщение знаний о        возможностях ЭВМ и протекании информационных процессов

Сообщение знаний о системно-информационной картине мира, формирование навыков пользователя ЭВМ

Профессиональная ориентация в области информационных технологий

Знания учащихся

Первоначальные знания об устройстве, способах функционирования ЭВМ, протекании информационных процессов

Базовые   знания   в области школьного курса    информатики, умения применять ПС в учебной деятельности

Знания о возможностях использования программных средств в  профессиональной деятельности

Преобладающий вид деятельности учащихся

Игровой

Познавательный, исследовательский

Исследовательский

Управление процессом обучения

Учитель частично передает функции управления учебным процессом программным средствам учебного назначения

Особенности этапа    ориентировки

Предъявление учебной информации в динамике, эмоционально-окрашено

Формирование   навыков информационно-поисковой деятельности

Формирование   навыков структуризации информации

Этап исполнительный

Совершенствуется за счет использования ПС

Этап контроля

Индивидуализируется за счет использования ПС

Деятельность учителя

Владение технологией использования ПС в учебном процессе

Роль учителя

Учитель-друг

Наставник, помощник

Учитель-консультант

На пропедевтическом уровне учащиеся должны знать первоначальные сведения об устройстве, способах функционирования ЭВМ, протекании информационных процессов; на базовом — содержание образования школьного курса информатики, уметь применять ПС в учебной деятельности; на профориентационном — знать о возможностях использования программных средств в будущей профессиональной деятельности.

Преобладающий вид учебной деятельности на разных уровнях будет различным. Основной организационной формой урока в младших классах должна быть игра. Кроме того, обучающие программы, разработанные для начальной школы, включают, как правило, игровой момент. Поэтому и при использовании ПС на уроках в качестве средства обучения возможна организация деятельности учащихся в виде игры. Роль учителя на уроке заключается в создании атмосферы поддержки и творчества, учитель является другом учащихся, имеющим, как и учащиеся, право на ошибку, не обязанным все знать. При такой установке познавательная деятельность учащихся активизируется, они не боятся задавать вопросы, не боятся ошибиться (ведь даже учитель имеет право на ошибку).

На базовом уровне преобладающими будут познавательная и исследовательская деятельность. Процесс активного, систематизированного и глубокого освоения программных средств, а также их использование в учебном процессе в соответствии с описанными выше принципами предполагает активизацию познавательной деятельности учащихся. А поскольку специфика и основное назначение программных средств в обработке информации, то основным видом деятельности при освоении программных средств учащимися будут информационно-поисковый и экспериментально-исследовательский, формирующие навыки исследовательской деятельности. Учитель на базовом уровне формулирует проблемы, контролирует успешность продвижения учащихся от незнания к знанию, т. е. является наставником и помощником.

На профориентационном уровне применения программных средств учебного назначения в соответствии с поставленной задачей учащиеся используют ПС для расширения знаний о возможностях программных средств в области избранной профессии и в качестве средства обучения на уроках. В обоих случаях преобладающим видом учебной деятельности будет исследовательский. Даже в случае единообразия предъявляемого учащимся материала, обучение с помощью компьютера ведется индивидуализирование в том смысле, что субъект в процессе акта учебной деятельности обменивается информацией со «своим» компьютером посредством обучающей программы.

Программные средства являются устройством, предъявляющим учебные и контрольные задания учащимся. В случае использования обучающих программ, разработанных на основе инструментальных средств, применяется частично: только блок управления обучающей программой, являющийся частью средства разработки обучающей программы. Если же средство разработки обучающих программ используется как объект изучения или средство создания готового программного продукта, то инструментальное средство применяется в комплексе, включающем другие средства обучения.

Среди программных средств надо назвать средство, одним из основных назначений которого является предъявление учебных и контрольных заданий учащимся — это локальные сети. Являясь средством коммуникации, локальные сети распространяют информацию (в том числе и учебные задания) от обучающего к ученикам. Они позволяют быстро рассылать дозы учебной информации, организуя прямую и обратную связи с учащимися.

Различают следующие задачи педагога:

  •  построение модели учащегося;
  •  определение основных этапов учебной деятельности;
  •  выбор обучающих воздействий, обеспечивающих реализацию второй задачи.

Ориентируясь на определенную модель класса, учитель имеет в виду только «среднего» ученика. ПС позволяют учителю при отборе обучающих воздействий учитывать некоторые индивидуальные особенности учащихся — прежде всего уровень обученности. Насколько основательно и систематически учитель будет разрабатывать «усовершенствованную» модель класса», зависит от имеющихся в его распоряжении программных средств.

Полного комплекта обучающих программ нет ни по одному общеобразовательному предмету (от начала и до конца обучения). Обучающие программы разрабатываются фрагментарно и имеют очень различную педагогическую эффективность.

Разработка программных средств для всех уроков по всем темам и предметам не сможет решить всех проблем обучения, поскольку учитель ставит свои учебные цели на каждом уроке, которые невозможно предусмотреть в обучающих программах. Наиболее эффективный способ разработки обучающих программ мы видим в том, чтобы научить учителя самостоятельному созданию программ на основе инструментальных средств.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47224. Недвижимость как объект гражданских прав 1.07 MB
  Ульянова юридический факультет кафедра гражданского права и процесса Допущена к защите: зав. Недвижимое имущество как объект гражданского права РФ. Особенности элементноструктурных отношений в недвижимом имущественном комплексе Заключение Библиографический список ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы определяется тем что на данный момент вопросы правового положения недвижимого имущества как объекта гражданского права приобрели особую востребованность.Возникновение и развитие недвижимости как объекта...
47226. Оформлення дипломних (курсових) робіт. Вимоги і коментарі 432.5 KB
  Галузь застосування Оформлення дипломних курсових робіт: Вимоги і коментарі мають силу стандарту організації та поширюються на дипломні і курсові роботи які пишуть та захищають в Гуманітарному університеті...
47227. Система автоматичного регулювання та контролю температури в жилому приміщенні 582 KB
  Для визначення ефективності роботи підприємства визначимо кількісний склад витрат які формують собівартість одиниці продукції. Сума амортизаційних нарахувань розраховується за формулою...
47228. Экологизация школьного курса географии в аспекте загрязнения гидросферы 115.5 KB
  Загрязнение воды в настоящее время является проблемой угрожающей всему человечеству. Обеззараживание питьевой воды проводится для уничтожения в загрязненной воде используемой человеком возбудителей заболеваний передающихся водным путем и для предупреждения передачи кишечных инфекций через воду. С питьевой водой в организм человека могут попасть всевозможные микробы возбудители многих инфекционных и паразитарных заболеваний: холера брюшной тиф дракункулез лямблиоз вирусный гепатит полиомиелит дизентерия сальмонеллезы шистосомозы и...
47229. Цифровые лаборатории как средство современного школьного химического образования 362.97 KB
  Компьютерные модели в обучении химии. Компьютерные модели макромира. Компьютерные модели в обучении химии Среди различных типов педагогических программных средств многие авторы особо выделяют те в которых используются компьютерные модели.
47230. Экологизация в учебно-воспитательной работе 70 KB
  Ход мероприятия: 1 Действие На сцене – край леса. А есть еще природы храм – С лесами тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Ты же видишь мы свои Ученик 3: Привет тебе мой край родной С твоими темными лесами...
47231. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СИБИРСКОГО БАНКА СБЕРБАНК РОССИИ 386.12 KB
  Многообразие факторов, оказывающих влияние на результаты деятельности коммерческих банков, определяет необходимость рассмотрения этих результатов в процессе их исследования как многофункциональной и многоцелевой экономической системы.
47232. МЕТОДИКА РАСЧЕТА ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПАРКОВ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ 1.21 MB
  ТРЕБОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЬЕКТОВ ВООРУЖЕНЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ РВСН 1. Но требования обеспечения экологической безопасности существенно и принципиально расширяют представление о качестве и не всегда связывают его с целевым назначением объекта. Для оценки степени экологической безопасности объекта вполне пригоден показатель ресурсной эффективности выраженный отношением полученных результатов к использованным ресурсам. Необходимо учитывать что в условиях использования больших технических систем концепция абсолютной...