32524

КОМПОНЕНТЫ «КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ» ПЕДАГОГА. БЛОЧНО_МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Компоненты компьютерной грамотности педагога: знание научной и научнометодической литературы учебнометодических материалов относящихся к обучению с помощью компьютера; знание программного обеспечения персональных компьютеров; знание возможностей использования компьютера для управления учебным процессом и для решения конкретных педагогических проблем; умение проанализировать содержание всего курса темы отдельного урока для составления сценариев обучающих программ и предложить программисту задания пригодные для выполнения с...

Русский

2013-09-04

90.5 KB

3 чел.

Лекция №7. ППС и методика их использования

КОМПОНЕНТЫ «КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ» ПЕДАГОГА. БЛОЧНО_МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ.

Компоненты «компьютерной грамотности» педагога

Компоненты, определяющие успешность преподавания с использованием ПС, будем рассматривать в трех аспектах: гносеологическом, деятельностном и психологическом.

Другими словами, выделим:

1) знания о дидактических возможностях и особенностях использования ПС,

2) умения, характеризующие деятельность учителя на уроке,

3) индивидуальную расположенность к применению техники в своей деятельности;

и будем рассматривать их на трех уровнях:

  •  начальном — эпизодическое применение ПС в учебном процессе,
  •  основном — систематическое применение ПС на уроках
  •  перспективном — творческий подход к организации учебного процесса,  в основе которого лежит использование ПС.

Определяя содержание знания учителя о дидактических возможностях программных средств выделили три основных уровня компьютерной грамотности:

  •  элементарная,
  •  функциональная
  •  системная грамотность.

На первом уровне преобладают теоретические знания, на втором нарабатываются практические навыки работы на компьютере, третий уровень характеризует новый стиль мышления — компьютерное мышление «как важнейшее новообразование в личности педагога на уровне системной грамотности».

Компоненты «компьютерной грамотности» педагога:

  •  знание научной и научно-методической литературы, учебно-методических материалов, относящихся к обучению с помощью компьютера;
  •  знание программного обеспечения персональных компьютеров;
  •  знание возможностей использования компьютера для управления учебным процессом и для решения конкретных педагогических проблем;
  •  умение проанализировать содержание всего курса, темы, отдельного урока для составления сценариев обучающих программ и предложить программисту задания, пригодные для выполнения (с учетом дидактических возможностей компьютера);
  •  умение предложить изменения к существующим обучающим программам различных типов;
  •  умение оценивать соответствие подготовленной программистом обучающей программы предложенному заданию;
  •  способность оценить программное обеспечение учебного процесса с точки зрения профессионала в области обучения;
  •  умение учитывать индивидуальные особенности учащихся при обучении с использованием компьютерной техники;
  •  умение разрабатывать конспекты уроков с включением обучающих программ различных типов в систему деятельности «учитель — компьютер — учебник — ученик»;
  •  умение проводить урок в компьютерном классе;
  •  умение разрабатывать тему по предмету специализации с использованием обучающих программ различных типов.

Для активного участия общеобразовательных и средних специальных учебных заведений в деятельности единой информационной среды образования необходимо, чтобы в школе был консультант по вопросам информатизации или организатор информатизации образования. Его основные обязанности:

  •  консультирование учителей, подготовка уроков с использованием компьютерной техники;
  •  оказание помощи административно-управленческому составу школы;
  •  ведение баз данных директора, завучей, библиотекаря, составление расписания;
  •  работа оператором в телекоммуникационных сетях.

Блочно-модульная структура деятельности учителя в технологии применения ПС

Аспекты

Уровни

Начальный

Основной. Для самостоятельного использования ПС в учебном процессе  необходимы систематические знания и навыки работы на компьютере.

Перспективный. Учитель должен уметь модифицировать или разрабатывать программные средства учебного назначения в соответствии со своим видением методики изложения учебного материала.

Гносеологический необходимые для реализации технологии знаний

Преобладание  теоретических знаний сведения из книг, журналов, средств массовой информации, частных бесед и пр. Эти сведения носят случайный, фрагментарный характер и не способны обеспечить полноценную работу педагога в компьютерном классе.

Теоретические знания и практические навыки   работы с ЭВМ. Обеспечиваются на специальных занятиях: в вузах, курсах повышения квалификации и переподготовки учителей и пр.

Систематизированные глубокие знания и умения по информатике. Базовые знания в области информатизации образования учителя получают в высших учебных заведениях.

Учитель должен уверенно ориентироваться в комплексе программных средств, сопровождающих учебный процесс по данной дисциплине

Деятельностный

Этап моделирования. Наиболее значимым является проектировочный компонент профессиональной деятельности педагога.

Проектировочный компонент

Под   руководством специалиста. На начальном уровне овладения технологией использования ПС в учебном процессе учитель не в состоянии самостоятельно спроектировать учебный процесс с применением программных средств. В реальных условиях образовательного процесса такому учителю может оказать помощь учитель информатики или организатор информатизации образования в школе.

Самостоятельное проектирование по аналогии. Учитель основного уровня с успехом повторяет то, что ему сообщили в вузе или на курсах.

Самостоятельное творческое проектирование. На перспективном уровне учитель создает собственные методики применения программных средств в учебном процессе, разрабатывает программы со встроенными технологиями обучения.

Этап реализации учебного процесса

Организационный компонент

Эпизодическое применение ПС. Учитель является основным источником учебной информации и экспертом знаний учащихся. Такое положение учителя на уроке мы назвали «учитель перед классом», он отделен от учащихся статусом всезнающего и единовластного руководителя урока.

 

Систематическое  применение ПС. Меняется положение учителя на уроке. Учитель становится наставником, консультантом учащихся. Оценку деятельности учащихся осуществляет преимущественно учитель, программные средства являются эффективным средством обучения, выдающим оценки рекомендательного характера.

 

ПС как основное средство обучения. Предполагается избыточное количество программных средств учебного назначения, имеющих высокие технические характеристики и большую дидактическую значимость. Их систематическое использование в учебном процессе естественно для учителей, обладающих глубокими знаниями и умениями в области информационных технологий.

Учитель становится «интегратором» (объединителем) творческих находок учащихся. При оценке деятельности учащихся на уроке просматривается стремление оценивать успешность усвоения знаний, оставляя возможность отстающим учащимся отработать учебные навыки при работе с обучающими программами и также получить положительную оценку.

Коммуникативный компонент

Учитель «перед классом»

Учитель- консультант

Учитель- интегратор  творческих  идей  в процессе обучения

Экспертный компонент

Оценивает учитель

Частично оценивают ПС

Оценка успеха деятельности учащихся

Психологический

Мотивационный компонент

Стремление профессионального роста. Материальные стимулы (повышение зарплаты, повышение категории и пр.) и самоутверждение учителя в коллективе (через внешнюю положительную оценку окружающих).

Личностная    самореализация. Стремление «быть тем, чем он может статьи профессионального роста (повысить уровень обученности учащихся и др.).

Креативный компонент. Креативность рассматривается как «творческие возможности человека, как некоторое особое свойство (устойчивая особенность) человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность»

Репродуктивный. На начальном уровне технологии применения ПС учитель может действовать по образцу

Эвристический. На основном уровне необходимо наличие творческой активности учителя (эвристический уровень) для разработки сценариев и обучающих программ, реализации проблемных методов обучения.

Творческий. На перспективном уровне технологии применения ПС, разработка модели урока и его реализация требуют неординарных решений, творческого поиска.

Рефлексивный компонент.

«Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний»

Возможность учителя применять программные средства в учебном процессе зависит от следующих условий:

  •  от того, насколько подробно педагог может моделировать учебный процесс, отслеживать и прогнозировать возможные варианты течения урока;
  •  умение педагога изменять модель урока в соответствии с новыми условиями;
  •  моделировать урок так, чтобы наиболее эффективно использовать программные средства;
  •  умения строить оптимальные алгоритмы творческой деятельности для достижения цели;
  •  от уверенности, гибкости, адекватности действий и оценки результатов и последствий достижения цели.

Рефлексия на этапе реализации педагогической деятельности сопровождается двумя процессами:

1) учитель как бы заново возвращается на этап прогнозирования и там отслеживает отдельные составляющие моменты,

2) учитель анализирует соотношение собственных возможностей и внешних условий.

Удовлетворение результатами    собственной деятельности. Признаком меньшей развитости рефлексии является удовлетворение учителей результатами собственной деятельности, отсутствие желания анализировать ее протекание и результаты.

Активизация познавательной  деятельности учителя. Признаком хорошо развитой рефлексии является поиск путей совершенствования учебного процесса, анализ соответствия модели урока и его практической реализации, стремление повысить эффективность обучения.

Творческий поиск путей совершенствования учебного процесса. Необходимо постоянно осваивать новые программные продукты, осмысливать их дидактическое назначение, искать место в образовательном процессе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37125. Столыпинская программа индустриализация страны, результаты её осуществления 19.27 KB
  Ее центральной идеей явились: насильственное разрушение крестьянской земельной общины и создание на ее развалинах новой системы земледелия порождающей господство крепких хозяев. Задачи новой реформы решались не за счет помещичьих земель а путем облегчения покупки земельных угодий и создания условий переселения в Сибирь где были огромные массивы неосвоенных земель. Малоземелье толкало крестьян на конфликты с помещиками обладающими огромными земельными массивами а поэтому столыпинская реформа представляла собой попытку вынести вспыхивающие...