32524

КОМПОНЕНТЫ «КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ» ПЕДАГОГА. БЛОЧНО_МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Компоненты компьютерной грамотности педагога: знание научной и научнометодической литературы учебнометодических материалов относящихся к обучению с помощью компьютера; знание программного обеспечения персональных компьютеров; знание возможностей использования компьютера для управления учебным процессом и для решения конкретных педагогических проблем; умение проанализировать содержание всего курса темы отдельного урока для составления сценариев обучающих программ и предложить программисту задания пригодные для выполнения с...

Русский

2013-09-04

90.5 KB

3 чел.

Лекция №7. ППС и методика их использования

КОМПОНЕНТЫ «КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ» ПЕДАГОГА. БЛОЧНО_МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ТЕХНОЛОГИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ.

Компоненты «компьютерной грамотности» педагога

Компоненты, определяющие успешность преподавания с использованием ПС, будем рассматривать в трех аспектах: гносеологическом, деятельностном и психологическом.

Другими словами, выделим:

1) знания о дидактических возможностях и особенностях использования ПС,

2) умения, характеризующие деятельность учителя на уроке,

3) индивидуальную расположенность к применению техники в своей деятельности;

и будем рассматривать их на трех уровнях:

  •  начальном — эпизодическое применение ПС в учебном процессе,
  •  основном — систематическое применение ПС на уроках
  •  перспективном — творческий подход к организации учебного процесса,  в основе которого лежит использование ПС.

Определяя содержание знания учителя о дидактических возможностях программных средств выделили три основных уровня компьютерной грамотности:

  •  элементарная,
  •  функциональная
  •  системная грамотность.

На первом уровне преобладают теоретические знания, на втором нарабатываются практические навыки работы на компьютере, третий уровень характеризует новый стиль мышления — компьютерное мышление «как важнейшее новообразование в личности педагога на уровне системной грамотности».

Компоненты «компьютерной грамотности» педагога:

  •  знание научной и научно-методической литературы, учебно-методических материалов, относящихся к обучению с помощью компьютера;
  •  знание программного обеспечения персональных компьютеров;
  •  знание возможностей использования компьютера для управления учебным процессом и для решения конкретных педагогических проблем;
  •  умение проанализировать содержание всего курса, темы, отдельного урока для составления сценариев обучающих программ и предложить программисту задания, пригодные для выполнения (с учетом дидактических возможностей компьютера);
  •  умение предложить изменения к существующим обучающим программам различных типов;
  •  умение оценивать соответствие подготовленной программистом обучающей программы предложенному заданию;
  •  способность оценить программное обеспечение учебного процесса с точки зрения профессионала в области обучения;
  •  умение учитывать индивидуальные особенности учащихся при обучении с использованием компьютерной техники;
  •  умение разрабатывать конспекты уроков с включением обучающих программ различных типов в систему деятельности «учитель — компьютер — учебник — ученик»;
  •  умение проводить урок в компьютерном классе;
  •  умение разрабатывать тему по предмету специализации с использованием обучающих программ различных типов.

Для активного участия общеобразовательных и средних специальных учебных заведений в деятельности единой информационной среды образования необходимо, чтобы в школе был консультант по вопросам информатизации или организатор информатизации образования. Его основные обязанности:

  •  консультирование учителей, подготовка уроков с использованием компьютерной техники;
  •  оказание помощи административно-управленческому составу школы;
  •  ведение баз данных директора, завучей, библиотекаря, составление расписания;
  •  работа оператором в телекоммуникационных сетях.

Блочно-модульная структура деятельности учителя в технологии применения ПС

Аспекты

Уровни

Начальный

Основной. Для самостоятельного использования ПС в учебном процессе  необходимы систематические знания и навыки работы на компьютере.

Перспективный. Учитель должен уметь модифицировать или разрабатывать программные средства учебного назначения в соответствии со своим видением методики изложения учебного материала.

Гносеологический необходимые для реализации технологии знаний

Преобладание  теоретических знаний сведения из книг, журналов, средств массовой информации, частных бесед и пр. Эти сведения носят случайный, фрагментарный характер и не способны обеспечить полноценную работу педагога в компьютерном классе.

Теоретические знания и практические навыки   работы с ЭВМ. Обеспечиваются на специальных занятиях: в вузах, курсах повышения квалификации и переподготовки учителей и пр.

Систематизированные глубокие знания и умения по информатике. Базовые знания в области информатизации образования учителя получают в высших учебных заведениях.

Учитель должен уверенно ориентироваться в комплексе программных средств, сопровождающих учебный процесс по данной дисциплине

Деятельностный

Этап моделирования. Наиболее значимым является проектировочный компонент профессиональной деятельности педагога.

Проектировочный компонент

Под   руководством специалиста. На начальном уровне овладения технологией использования ПС в учебном процессе учитель не в состоянии самостоятельно спроектировать учебный процесс с применением программных средств. В реальных условиях образовательного процесса такому учителю может оказать помощь учитель информатики или организатор информатизации образования в школе.

Самостоятельное проектирование по аналогии. Учитель основного уровня с успехом повторяет то, что ему сообщили в вузе или на курсах.

Самостоятельное творческое проектирование. На перспективном уровне учитель создает собственные методики применения программных средств в учебном процессе, разрабатывает программы со встроенными технологиями обучения.

Этап реализации учебного процесса

Организационный компонент

Эпизодическое применение ПС. Учитель является основным источником учебной информации и экспертом знаний учащихся. Такое положение учителя на уроке мы назвали «учитель перед классом», он отделен от учащихся статусом всезнающего и единовластного руководителя урока.

 

Систематическое  применение ПС. Меняется положение учителя на уроке. Учитель становится наставником, консультантом учащихся. Оценку деятельности учащихся осуществляет преимущественно учитель, программные средства являются эффективным средством обучения, выдающим оценки рекомендательного характера.

 

ПС как основное средство обучения. Предполагается избыточное количество программных средств учебного назначения, имеющих высокие технические характеристики и большую дидактическую значимость. Их систематическое использование в учебном процессе естественно для учителей, обладающих глубокими знаниями и умениями в области информационных технологий.

Учитель становится «интегратором» (объединителем) творческих находок учащихся. При оценке деятельности учащихся на уроке просматривается стремление оценивать успешность усвоения знаний, оставляя возможность отстающим учащимся отработать учебные навыки при работе с обучающими программами и также получить положительную оценку.

Коммуникативный компонент

Учитель «перед классом»

Учитель- консультант

Учитель- интегратор  творческих  идей  в процессе обучения

Экспертный компонент

Оценивает учитель

Частично оценивают ПС

Оценка успеха деятельности учащихся

Психологический

Мотивационный компонент

Стремление профессионального роста. Материальные стимулы (повышение зарплаты, повышение категории и пр.) и самоутверждение учителя в коллективе (через внешнюю положительную оценку окружающих).

Личностная    самореализация. Стремление «быть тем, чем он может статьи профессионального роста (повысить уровень обученности учащихся и др.).

Креативный компонент. Креативность рассматривается как «творческие возможности человека, как некоторое особое свойство (устойчивая особенность) человеческого индивидуума, обусловливающее способность проявлять социально значимую творческую активность»

Репродуктивный. На начальном уровне технологии применения ПС учитель может действовать по образцу

Эвристический. На основном уровне необходимо наличие творческой активности учителя (эвристический уровень) для разработки сценариев и обучающих программ, реализации проблемных методов обучения.

Творческий. На перспективном уровне технологии применения ПС, разработка модели урока и его реализация требуют неординарных решений, творческого поиска.

Рефлексивный компонент.

«Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний»

Возможность учителя применять программные средства в учебном процессе зависит от следующих условий:

  •  от того, насколько подробно педагог может моделировать учебный процесс, отслеживать и прогнозировать возможные варианты течения урока;
  •  умение педагога изменять модель урока в соответствии с новыми условиями;
  •  моделировать урок так, чтобы наиболее эффективно использовать программные средства;
  •  умения строить оптимальные алгоритмы творческой деятельности для достижения цели;
  •  от уверенности, гибкости, адекватности действий и оценки результатов и последствий достижения цели.

Рефлексия на этапе реализации педагогической деятельности сопровождается двумя процессами:

1) учитель как бы заново возвращается на этап прогнозирования и там отслеживает отдельные составляющие моменты,

2) учитель анализирует соотношение собственных возможностей и внешних условий.

Удовлетворение результатами    собственной деятельности. Признаком меньшей развитости рефлексии является удовлетворение учителей результатами собственной деятельности, отсутствие желания анализировать ее протекание и результаты.

Активизация познавательной  деятельности учителя. Признаком хорошо развитой рефлексии является поиск путей совершенствования учебного процесса, анализ соответствия модели урока и его практической реализации, стремление повысить эффективность обучения.

Творческий поиск путей совершенствования учебного процесса. Необходимо постоянно осваивать новые программные продукты, осмысливать их дидактическое назначение, искать место в образовательном процессе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29520. Организация как система 44.5 KB
  Общая теория систем это не столько научная теория в традиционном смысле слова сколько комплекс методологических подходов к обширному классу объектов объединенных названием сложные системы Шрейдер Ю. Определения и свойства системы Часть смысловых связей понятия система можно обнаружить в его противопоставлении с несколькими понятиями: система беспорядочное образование; система аморфность; система случайная совокупность; система случайность; система множество из элементов не связанных в целое.Блюменфельду системой...
29521. Управление нововведениями в организации 78.5 KB
  Управление нововведениями в организации Е.Моргунов В этой теме вы узнаете: О том как управлять инновациями в организации; О видах изменений происходящих в жизни организации; О технологиях работы с организационным сопротивлением; Рекомендациях по внедрению изменений. Понятие изменение подразумевает что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации человеке рабочей группе организации или взаимоотношениях. Изменения в организации могут касаться любого аспекта или фактора.
29522. Организационная культура. Компоненты и уровни организационной культуры 83 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Об организационной культуре; О компонентах и уровнях организационной культуры; О характеристиках поведения руководителей; Все организации независимо от формы собственности и целей деятельности создаются и живут в определенной среде носящей название культура. Общеупотребимого определения культуры нет хотя интуитивно ясно что это такое. В дополнение к нормам принятым в обществе каждая группа людей в том числе и организация вырабатывает собственные культурные образцы которые получили название...
29523. Коммуникативное поведение в организации 49 KB
  Моргунов В этой теме вы узнаете: Об общении и функциях общения в организации; О возможностях понимания человека человеком; Об эффектах межличностного восприятия; О половых различиях в общении. Источники информации в общении сигналы непосредственно от другого человека сигналы от собственных сенсорноперцептивных систем информация о внешних по отношению к общению условиях информация об итогах деятельности информация от внутреннего опыта информация о вероятном будущем. Теория транзакций Эрик Берн 1902 1970 развивал...
29524. ПОВЕДЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 68.5 KB
  Школа научного управления 1885 1920. Школа научного управления наиболее тесно связана с именами Фредерик Уинслоу Тейлор Фрэнк Банкер Гилбрет с женой Лилиан Генри Лоуренс Гантт.Тейлором 1856 1915 который возглавил движение научного управления. Он интересовался эффективностью деятельности не отдельного человека а организации что и положило начало развитию школы научного управления.
29525. Активация, утомление и другие состояния работника 101.5 KB
  Так например для состояния утомления характерны совершенно определенные сдвиги в деятельности сердечнососудистой системы. По мере развития утомления в первую очередь наблюдается снижение силы сердечных сокращений. Поэтому диагностически значимыми для состояния утомления являются не сами по себе симптомы увеличенной частоты сердечных сокращений повышенного артериального давления и изменения минутного объема крови в их непосредственном количественном выражении а направление и величина сдвигов этих показателей и соотношений между ними....
29526. Группа: как управлять коллективом 60.5 KB
  Фрезер в 1978м году предложил список 6ти основных характеристик группы: взаимодействие членов восприятие группы как чегото реального наличие групповых целей формирование норм взаимодействия в группе синергетический эффект от взаимодействия в группе эмоциональные отношения между членами группы относительная закрепленность ролей. Психологической группой можно назвать некоторое число людей которые: взаимодействуют друг с другом знают друг друга воспринимают себя членами одной группы. Свойства группы: размер...
29527. ГРУППА И ГРУППОВОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ 68 KB
  Основные характеристики группы. Реальные группы это объединения людей в которых имеет место единство деятельности условий обстоятельств признаков. Группы бывают большими и малыми контактными в которых имеется возможность непосредственных контактов каждого с каждым.
29528. Лидерство в организации 65.5 KB
  Он нашел свою концептуализацию в рамках проектного менеджмента и привел к признанию проектной команды в качестве центральной ячейки современной организации. Второй подход более сконцентрирован на принципах проектирования команды и распределения в ней ролей. Его можно назвать проектированием команды и распределением ролей в ней tem design nd role distribution. Определение команды В социальной психологии весьма популярными являются исследования малых групп.