32528

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВНЕДРЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Чтобы осознать влияние средств информационных технологий на процесс обучения необходимо выявить движущие силы педагогического процесса в условиях применения программных средств необходимо вскрыть диалектический характер развития педагогических технологий при использовании программных средств. Влияние программных средств информационных технологий на диалектические закономерности процесса обучения Влияние СИТ на существующие...

Русский

2013-09-04

61 KB

5 чел.

екция №2. ППС и методика их использования

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВНЕДРЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Диалектический характер внедрения средств информационных технологий в учебный процесс

Диалектическое противоречие — это движущая сила развития всех природных, социальных и духовных процессов. Чтобы осознать влияние средств информационных технологий на процесс обучения, необходимо выявить движущие силы педагогического процесса в условиях применения программных средств, необходимо вскрыть диалектический характер развития педагогических технологий при использовании программных средств.

Влияние программных средств информационных технологий на диалектические закономерности процесса обучения

Влияние СИТ на существующие технологии  обучения.

Сущность (но не структура) процесса обучения не будет меняться при использовании средств ИТ. В любом случае основной целью обучения останется передача общественных знаний конкретному человеку — учащемуся. Трансформации будут подвержены элементы, характеризующие данный процесс. Так, движущими силами процесса обучения можно признать потребность общества в приобретении знаний подрастающим поколением, и с этой целью организацию образовательных учреждений и процесс обучения в них.

На этом уровне средства информационных технологий оказывают влияние, поскольку являются средством повышения мотивации обучения (что доказано экспериментально многими авторами, в том числе нашими экспериментами), а также средством, позволяющим при соответствующей организации процесса обучения облегчить труд учителя.      

Изменения, привносимые в технологии обучения    за счет применения  СИТ.

Наличие вычислительной техники в школе (в достаточном количестве и качестве) создает предпосылки для ее использования при преподавании общеобразовательных дисциплин. Учителя общеобразовательных предметов, применяя программные средства, преобразуют учебный материал урока для наиболее эффективного их использования, а значит, изменяют (точнее, модернизируют) содержательную компоненту образования. Если глобальное влияние на содержательную компоненту школьного образования, связанное с информатизацией общества, носит объективный характер (и не поддается влиянию со стороны индивидуума), то локальное влияние (на конкретном уроке) субъективно. Чтобы программные средства в каждом конкретном случае способствовали повышению эффективности обучения, учителям необходимо обладать специальными знаниями и умениями.

Изменяются содержание и форма учебного процесса поскольку применение средств ИТ не только влияет на процесс передачи знаний (методы и организационные формы обучения), но и изменяет содержание образования.

Средства ИТ оказывают на содержание образования и внутреннее, и внешнее воздействие. Наиболее значимые изменения в содержании образования несут внешние (по отношению к школьному образованию) факторы. Это связано с информатизацией общества; развитием науки информатики (т. е. теории информационных процессов) и стремительным совершенствованием вычислительной техники, а следовательно, изменением не только способов передачи, хранения и обработки информации, но и мировоззрения, мировосприятия людей. С информационной точки зрения рассматриваются научные проблемы, а следовательно, содержание школьного образования. Это можно назвать глобальным (или внешним) влиянием программных средств ИТ на содержание образования.

Присутствие СИТ на уроке продуцирует                                          новые технологии обучения Программные средства полифункциональны в процессе их применения в учебном процессе. Во-первых, присутствие средств ИТ на уроке продуцирует новые технологии обучения, т. е. их можно рассматривать в качестве одной из движущих сил процесса обучения. Во-вторых, информационные технологии повышают эффективность обучения, они являются средством интенсификации учебного процесса.

Повышение качества преподавания в условиях применения СИТ  Известный закон диалектики о переходе количественных изменений в качественные, а затем качественных в количественные на новом витке развития в процессе использования средств ИТ реализуется следующим образом. Начало информатизации образования (не только в нашей, но и во многих других странах) характеризовалось распространением вычислительной техники без методик ее применения. Педагоги-исследователи, а также отдельные учителя-энтузиасты нарабатывали методики использования информационных технологий в учебном процессе. Количественное увеличение разнообразных методик в соответствии с законом диалектики способствует повышению качества преподавания в условиях применения ЭВМ.                    

С помощью СИТ можно тиражировать педагогические технологии обучения. Для тиражирования научно обоснованных и экспериментально проверенных эффективных методик используют средства информационных технологий: телекоммуникационные сети и программные средства, с помощью которых можно распространять не только описание методов и приемов обучения, но и необходимое программное обеспечение.

С помощью информационных технологий можно тиражировать педагогические технологии обучения, в этом случае средства ИТ выполняют основные функции обработки и передачи информации. В-четвертых, распространяя с помощью СИТ программное обеспечение учебного процесса, мы осуществляем процесс, при котором средства копируют сами себя. Последнее свойство самораспространения таит в себе как позитивное, так и негативное начало. Дело в том, что быстрому «размножению» с помощью информационных технологий могут быть подвергнуты как эффективные педагогические технологии, так и псевдонаучные. Поэтому особенно важно, чтобы учителя могли отличать «плевелы от зерен», а для этого необходимо, чтобы учителя обладали знаниями и умениями, описанными в технологии применения ПС.

Влияние программных СИТ на противоречия процесса обучения

 С диалектической точки зрения, источником развития является борьба противоположностей, любому объективно развивающемуся процессу присущи как внешние, так и внутренние противоречия. Внешнее противоречие — это противоречие между различными процессами.

Традиционные противоречия

Противоречия, возникшие при использовании СИТ в учебном процессе.

Программные средства учебного назначения, с одной стороны, способствуют сглаживанию внутренних противоречий, присущих процессу обучения, с другой стороны, способствуют возникновению новых. Так, противоречие при классно-урочной системе обучения между коллективной формой обучения и индивидуальным темпом усвоения знаний можно решить за счет использования обучающих программ. Здесь мы имеем в виду тренинговые обучающие программы, предназначенные для отработки определенных навыков учащимися. Эти программы вводит в учебный процесс учитель, и именно он является организатором процесса обучения. Таким образом, обучающие программы не ликвидируют вышеописанное противоречие, а лишь нивелируют его в определенный момент учебного процесса, при решении определенной учебной задачи.

Между практической  неограниченностью общественного знания и ограниченностью содержания образования.

  Противоречие между практической неограниченностью общественного знания и ограниченностью содержания образования, связанное с лимитом времени и интеллектуальных возможностей (в том числе возрастных) учащихся, средства информационных технологий полностью решить не могут. Но средства ИТ позволяют за счет интенсификации способов обработки информации, во-первых, увеличить объем учебного материала на уроке без увеличения нагрузки на учащихся по его усвоению (имеются в виду, прежде всего, системы мультимедиа и гипермедиа, содержащие большие объемы структурированной, а значит, легкодоступной информации); во-вторых, сформировать навыки обработки больших объемов информации. Эти навыки являются компонентой, составляющей понятия информационной культуры учащихся.

  

Между бурно развивающимся процессом разработки новых информационных   технологий    и    консерватизмом внедрения СИТ в учебный процесс.

Консерватизм внедрения средств ИТ в образовательный процесс обусловлен многими факторами, в том числе:

  •  продолжительной ориентацией работающих учителей на знания, полученные на студенческой скамье, при этом учителя, проработавшие более 10 лет в школе, не научены использованию компьютерной техники в своей профессиональной деятельности;
  •  стереотип профессионального поведения, когда, добиваясь определенных результатов без использования компьютеров, учителя не заинтересованы в изменении своей профессиональной деятельности;
  •  распределение средств ИТ в образовательные учреждения по«остаточному» принципу, когда в школы попадает техника, изначально устаревшая по сравнению с последними разработками, и учителя не имеют возможности лично убедиться в педагогической эффективности применения средств ИТ;
  •  отсутствие государственных «рычагов», стимулирующих заинтересованность учителей в освоении информационных технологий; а между тем введение квалификационной сетки позволяет достаточно быстро установить эти «рычаги» (путем включения соответствующих требований в квалификационные характеристики).

Между возможностью присвоения знаний и отработки навыков только при активной деятельности учащегося и его пассивным положением в процессе обучения.

Противоречие между возможностью присвоения знаний и отработкой навыков только при активной деятельности учащегося и его пассивным положением в процессе обучения решают со времени появления «Дидактики» Я. А. Коменского. К настоящему времени предложено несколько методик, активизирующих деятельность ученика на уроке (проблемное обучение, развивающее обучение, личностно ориентированное обучение и пр.). Технология применения программных средств ИТ в учебном процессе также способствует решению этой проблемы за счет индивидуализации обучения, применения новых методов и организационных форм обучения.

Между обобщенным характером методики изложения и закрепления учебной информации с помощью программных средств учебного назначения (средства со встроенной технологией обучения) и субъективным характером деятельности конкретного учителя на уроке.

Как правило, встроенную технологию обучения разрабатывает группа методистов (вместе с программистами), и в нее заложены обобщенные знания о методах изложения учебного материала и способах контроля. Эта технология вступает в противоречие с профессиональным опытом педагога, носящим субъективный характер. Кроме того, педагог в своей деятельности ориентируется не на абстрактного ученика, а на конкретные условия учебного процесса и конкретных учащихся. Поэтому он не может беспрекословно следовать предлагаемой технологии обучения. Учитель обязательно внесет свои изменения, носящие субъективный характер, но учитывающие специфику конкретной учебной ситуации.

Между исполнительскими  возможностями компьютера и необходимостью развития творческой активности учащихся.

Известно, что вычислительная техника — это средство для облегчения рутинных операций с большими объемами информации (текстовой, графической, числовой), то есть это средство, не наделенное в своей сущности творческим потенциалом. Однако современные требования дидактики предполагают формирование и развитие творческих способностей учащихся, в том числе и при использовании программных средств. Противоречие между исполнительскими возможностями компьютера и необходимостью развития творческой активности учащихся решает каждый учитель в силу своего профессионального мастерства и знания технологии применения ЭВМ в обучении. Успешному решению этой проблемы способствует распространение научно обоснованных и экспериментально доказанных методик эффективного использования программных средств, составляющих сущность технологии применения ПС в учебном процессе.

Внешние  и внутренние факторы изменений технологий обучения с использованием средств ИТ

Поступательный и прогрессивный характер изменений технологий обучения с использованием средств ИТ обеспечивается как внешними, так и внутренними факторами. Среди внешних факторов можно назвать:

  •  осознание и осмысление сущности информационных процессов, как важнейших процессов современности; их научное обоснование и практическое внедрение во все сферы человеческой деятельности;
  •  стремительное совершенствование средств новых информационных технологий;
  •  общественная потребность в людях, владеющих способами обработки информации с помощью ЭВМ.

К внутренним факторам развития педагогических технологий, основанных на применении средств ИТ, отнесем:

  •  возможность сглаживания и уменьшения противоречий, присущих классно-урочной системе обучения, средствами информационных технологий;
  •  повышение эффективности процесса обучения за счет его интенсификации и индивидуализации;
  •  развивающий характер технологий обучения с использованием средств ИТ;
  •  удовлетворение запроса общества в людях, владеющих способами обработки информации с помощью ЭВМ;
  •  массовое тиражирование средствами ИТ передовых технологий обучения;
  •  повышение эффективности педагогической деятельности учителя за счет экономии времени на опрос и тренинг учащихся.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22428. Матрицы. Системы линейных уравнений. Прямые. Плоскости. Кривые и поверхности второго порядка 1.91 MB
  Прямые на плоскости Уравнение линии на плоскости. Каноническое уравнение эллипса. Каноническое уравнение гиперболы. Каноническое уравнение параболы.
22429. СТРУКТУРА АПК И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА 47.5 KB
  СТРУКТУРА АПК И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА Структура АПК и соотношение отраслей. Территориальная и продуктовая структура АПК и ее характеристика Производственная и социальная инфраструктура АПК Организационноэкономический механизм хозяйствования в АПК 1. Структура АПК и соотношение отраслей. АПК характеризуется особой сложностью.
22430. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ КООПЕРАЦИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ 163 KB
  Межхозяйственные предприятия основы их создания и функционирования. Сельскохозяйственные предприятия выполняющие функцию МХП 4. К частным признакам относятся: глубина и устойчивость производственноэкономических связей между предприятиями организациями участвующими в кооперации; направление деятельности производство продукции переработка торговля производственное и бытовое обслуживание; специализация в рамках отдельной отрасли или территории; границы правовой и хозяйственной самостоятельности участников кооперации полное...
22431. СУЩНОСТЬ И ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ 154.5 KB
  Агропромышленные предприятия 2. Агропромышленные предприятия Агропромышленные предприятия – это производственнохозяйственные единицы осуществляющие силами своего коллектива производство сельскохозяйственной продукции ее переработку а в ряде случаев и реализацию. В составе агропромышленного предприятия как сельскохозяйственное так и промышленное производство теряют юридическую самостоятельность и становятся новым производственным подразделением нового комбинированного предприятия имеют общий уставной фонд единый...
22432. СОЗДАНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СПК В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 86 KB
  Сельскохозяйственный кооператив является юридическим лицом и имеет следующие правомочия: создавать представительства и филиалы; осуществлять виды деятельности предусмотренные законом; иметь в собственности покупать или иным образом приобретать продавать закладывать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки в том числе переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива; создавать резервный и другие неделимые фонды кооператива и вкладывать средства резервного фонда в банки и другие кредитные учреждения...
22433. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КООПЕРАТИВОВ ЗА РУБЕЖОМ 277.5 KB
  В США кооперативам принадлежит 15 всего экспорта значительная доля рынка принадлежит потребительским кооперативам в Дании 33 в Норвегии 25. В мировой практике сложились два типа сельскохозяйственных кооперативов: кооперативы производителей называемые также обслуживающими или вертикальными кооперативами и производственные кооперативы называемые также артелями или горизонтальными кооперативами. Второй тип кооперативов производственных предполагает объединение крестьян для совместного производства продукции растениеводства...
22434. МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ СВЯЗИ В ПРОДУКТОВЫХ ПОДКОМПЛЕКСАХ 243.5 KB
  К продовольственному комплексу относятся отрасли или подотрасли а также виды деятельности материального производства при наличии следующих условий: прямого влияния производства на достижение основных целей комплекса; межотраслевых связей по поставкам и использованию продукции; обратных связей между отрасльюпотребителем и отрасльюпоставщиком. объединения отраслей подотраслей видов деятельности взаимоувязанных в экономическом технологическом отношении в процессе производства конечных продуктов. Формирование продуктовых подкомплексов...
22435. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООПЕРАЦИИ 117 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КООПЕРАЦИИ 1. Сущность кооперации. Формы и виды кооперации. Понятие межхозяйственной кооперации и направления ее развития.
22436. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ 86 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ 1. Теоретические основы агропромышленной интеграции. Типы и виды агропромышленной интеграции. Факторы агропромышленной интеграции.