32528

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВНЕДРЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. Чтобы осознать влияние средств информационных технологий на процесс обучения необходимо выявить движущие силы педагогического процесса в условиях применения программных средств необходимо вскрыть диалектический характер развития педагогических технологий при использовании программных средств. Влияние программных средств информационных технологий на диалектические закономерности процесса обучения Влияние СИТ на существующие...

Русский

2013-09-04

61 KB

17 чел.

екция №2. ППС и методика их использования

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ВНЕДРЕНИЯ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ИЗМЕНЕНИЙ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.

Диалектический характер внедрения средств информационных технологий в учебный процесс

Диалектическое противоречие — это движущая сила развития всех природных, социальных и духовных процессов. Чтобы осознать влияние средств информационных технологий на процесс обучения, необходимо выявить движущие силы педагогического процесса в условиях применения программных средств, необходимо вскрыть диалектический характер развития педагогических технологий при использовании программных средств.

Влияние программных средств информационных технологий на диалектические закономерности процесса обучения

Влияние СИТ на существующие технологии  обучения.

Сущность (но не структура) процесса обучения не будет меняться при использовании средств ИТ. В любом случае основной целью обучения останется передача общественных знаний конкретному человеку — учащемуся. Трансформации будут подвержены элементы, характеризующие данный процесс. Так, движущими силами процесса обучения можно признать потребность общества в приобретении знаний подрастающим поколением, и с этой целью организацию образовательных учреждений и процесс обучения в них.

На этом уровне средства информационных технологий оказывают влияние, поскольку являются средством повышения мотивации обучения (что доказано экспериментально многими авторами, в том числе нашими экспериментами), а также средством, позволяющим при соответствующей организации процесса обучения облегчить труд учителя.      

Изменения, привносимые в технологии обучения    за счет применения  СИТ.

Наличие вычислительной техники в школе (в достаточном количестве и качестве) создает предпосылки для ее использования при преподавании общеобразовательных дисциплин. Учителя общеобразовательных предметов, применяя программные средства, преобразуют учебный материал урока для наиболее эффективного их использования, а значит, изменяют (точнее, модернизируют) содержательную компоненту образования. Если глобальное влияние на содержательную компоненту школьного образования, связанное с информатизацией общества, носит объективный характер (и не поддается влиянию со стороны индивидуума), то локальное влияние (на конкретном уроке) субъективно. Чтобы программные средства в каждом конкретном случае способствовали повышению эффективности обучения, учителям необходимо обладать специальными знаниями и умениями.

Изменяются содержание и форма учебного процесса поскольку применение средств ИТ не только влияет на процесс передачи знаний (методы и организационные формы обучения), но и изменяет содержание образования.

Средства ИТ оказывают на содержание образования и внутреннее, и внешнее воздействие. Наиболее значимые изменения в содержании образования несут внешние (по отношению к школьному образованию) факторы. Это связано с информатизацией общества; развитием науки информатики (т. е. теории информационных процессов) и стремительным совершенствованием вычислительной техники, а следовательно, изменением не только способов передачи, хранения и обработки информации, но и мировоззрения, мировосприятия людей. С информационной точки зрения рассматриваются научные проблемы, а следовательно, содержание школьного образования. Это можно назвать глобальным (или внешним) влиянием программных средств ИТ на содержание образования.

Присутствие СИТ на уроке продуцирует                                          новые технологии обучения Программные средства полифункциональны в процессе их применения в учебном процессе. Во-первых, присутствие средств ИТ на уроке продуцирует новые технологии обучения, т. е. их можно рассматривать в качестве одной из движущих сил процесса обучения. Во-вторых, информационные технологии повышают эффективность обучения, они являются средством интенсификации учебного процесса.

Повышение качества преподавания в условиях применения СИТ  Известный закон диалектики о переходе количественных изменений в качественные, а затем качественных в количественные на новом витке развития в процессе использования средств ИТ реализуется следующим образом. Начало информатизации образования (не только в нашей, но и во многих других странах) характеризовалось распространением вычислительной техники без методик ее применения. Педагоги-исследователи, а также отдельные учителя-энтузиасты нарабатывали методики использования информационных технологий в учебном процессе. Количественное увеличение разнообразных методик в соответствии с законом диалектики способствует повышению качества преподавания в условиях применения ЭВМ.                    

С помощью СИТ можно тиражировать педагогические технологии обучения. Для тиражирования научно обоснованных и экспериментально проверенных эффективных методик используют средства информационных технологий: телекоммуникационные сети и программные средства, с помощью которых можно распространять не только описание методов и приемов обучения, но и необходимое программное обеспечение.

С помощью информационных технологий можно тиражировать педагогические технологии обучения, в этом случае средства ИТ выполняют основные функции обработки и передачи информации. В-четвертых, распространяя с помощью СИТ программное обеспечение учебного процесса, мы осуществляем процесс, при котором средства копируют сами себя. Последнее свойство самораспространения таит в себе как позитивное, так и негативное начало. Дело в том, что быстрому «размножению» с помощью информационных технологий могут быть подвергнуты как эффективные педагогические технологии, так и псевдонаучные. Поэтому особенно важно, чтобы учителя могли отличать «плевелы от зерен», а для этого необходимо, чтобы учителя обладали знаниями и умениями, описанными в технологии применения ПС.

Влияние программных СИТ на противоречия процесса обучения

 С диалектической точки зрения, источником развития является борьба противоположностей, любому объективно развивающемуся процессу присущи как внешние, так и внутренние противоречия. Внешнее противоречие — это противоречие между различными процессами.

Традиционные противоречия

Противоречия, возникшие при использовании СИТ в учебном процессе.

Программные средства учебного назначения, с одной стороны, способствуют сглаживанию внутренних противоречий, присущих процессу обучения, с другой стороны, способствуют возникновению новых. Так, противоречие при классно-урочной системе обучения между коллективной формой обучения и индивидуальным темпом усвоения знаний можно решить за счет использования обучающих программ. Здесь мы имеем в виду тренинговые обучающие программы, предназначенные для отработки определенных навыков учащимися. Эти программы вводит в учебный процесс учитель, и именно он является организатором процесса обучения. Таким образом, обучающие программы не ликвидируют вышеописанное противоречие, а лишь нивелируют его в определенный момент учебного процесса, при решении определенной учебной задачи.

Между практической  неограниченностью общественного знания и ограниченностью содержания образования.

  Противоречие между практической неограниченностью общественного знания и ограниченностью содержания образования, связанное с лимитом времени и интеллектуальных возможностей (в том числе возрастных) учащихся, средства информационных технологий полностью решить не могут. Но средства ИТ позволяют за счет интенсификации способов обработки информации, во-первых, увеличить объем учебного материала на уроке без увеличения нагрузки на учащихся по его усвоению (имеются в виду, прежде всего, системы мультимедиа и гипермедиа, содержащие большие объемы структурированной, а значит, легкодоступной информации); во-вторых, сформировать навыки обработки больших объемов информации. Эти навыки являются компонентой, составляющей понятия информационной культуры учащихся.

  

Между бурно развивающимся процессом разработки новых информационных   технологий    и    консерватизмом внедрения СИТ в учебный процесс.

Консерватизм внедрения средств ИТ в образовательный процесс обусловлен многими факторами, в том числе:

  •  продолжительной ориентацией работающих учителей на знания, полученные на студенческой скамье, при этом учителя, проработавшие более 10 лет в школе, не научены использованию компьютерной техники в своей профессиональной деятельности;
  •  стереотип профессионального поведения, когда, добиваясь определенных результатов без использования компьютеров, учителя не заинтересованы в изменении своей профессиональной деятельности;
  •  распределение средств ИТ в образовательные учреждения по«остаточному» принципу, когда в школы попадает техника, изначально устаревшая по сравнению с последними разработками, и учителя не имеют возможности лично убедиться в педагогической эффективности применения средств ИТ;
  •  отсутствие государственных «рычагов», стимулирующих заинтересованность учителей в освоении информационных технологий; а между тем введение квалификационной сетки позволяет достаточно быстро установить эти «рычаги» (путем включения соответствующих требований в квалификационные характеристики).

Между возможностью присвоения знаний и отработки навыков только при активной деятельности учащегося и его пассивным положением в процессе обучения.

Противоречие между возможностью присвоения знаний и отработкой навыков только при активной деятельности учащегося и его пассивным положением в процессе обучения решают со времени появления «Дидактики» Я. А. Коменского. К настоящему времени предложено несколько методик, активизирующих деятельность ученика на уроке (проблемное обучение, развивающее обучение, личностно ориентированное обучение и пр.). Технология применения программных средств ИТ в учебном процессе также способствует решению этой проблемы за счет индивидуализации обучения, применения новых методов и организационных форм обучения.

Между обобщенным характером методики изложения и закрепления учебной информации с помощью программных средств учебного назначения (средства со встроенной технологией обучения) и субъективным характером деятельности конкретного учителя на уроке.

Как правило, встроенную технологию обучения разрабатывает группа методистов (вместе с программистами), и в нее заложены обобщенные знания о методах изложения учебного материала и способах контроля. Эта технология вступает в противоречие с профессиональным опытом педагога, носящим субъективный характер. Кроме того, педагог в своей деятельности ориентируется не на абстрактного ученика, а на конкретные условия учебного процесса и конкретных учащихся. Поэтому он не может беспрекословно следовать предлагаемой технологии обучения. Учитель обязательно внесет свои изменения, носящие субъективный характер, но учитывающие специфику конкретной учебной ситуации.

Между исполнительскими  возможностями компьютера и необходимостью развития творческой активности учащихся.

Известно, что вычислительная техника — это средство для облегчения рутинных операций с большими объемами информации (текстовой, графической, числовой), то есть это средство, не наделенное в своей сущности творческим потенциалом. Однако современные требования дидактики предполагают формирование и развитие творческих способностей учащихся, в том числе и при использовании программных средств. Противоречие между исполнительскими возможностями компьютера и необходимостью развития творческой активности учащихся решает каждый учитель в силу своего профессионального мастерства и знания технологии применения ЭВМ в обучении. Успешному решению этой проблемы способствует распространение научно обоснованных и экспериментально доказанных методик эффективного использования программных средств, составляющих сущность технологии применения ПС в учебном процессе.

Внешние  и внутренние факторы изменений технологий обучения с использованием средств ИТ

Поступательный и прогрессивный характер изменений технологий обучения с использованием средств ИТ обеспечивается как внешними, так и внутренними факторами. Среди внешних факторов можно назвать:

  •  осознание и осмысление сущности информационных процессов, как важнейших процессов современности; их научное обоснование и практическое внедрение во все сферы человеческой деятельности;
  •  стремительное совершенствование средств новых информационных технологий;
  •  общественная потребность в людях, владеющих способами обработки информации с помощью ЭВМ.

К внутренним факторам развития педагогических технологий, основанных на применении средств ИТ, отнесем:

  •  возможность сглаживания и уменьшения противоречий, присущих классно-урочной системе обучения, средствами информационных технологий;
  •  повышение эффективности процесса обучения за счет его интенсификации и индивидуализации;
  •  развивающий характер технологий обучения с использованием средств ИТ;
  •  удовлетворение запроса общества в людях, владеющих способами обработки информации с помощью ЭВМ;
  •  массовое тиражирование средствами ИТ передовых технологий обучения;
  •  повышение эффективности педагогической деятельности учителя за счет экономии времени на опрос и тренинг учащихся.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41428. ЗAГAЛЬHА ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТАЛІВ, ЇХ ВЛАСТИВОСТІ 1023.5 KB
  3гльна хpктepиcтик мeтлiв.Kopoзiя мeтлiв.Пpиpoднi cпoлуки мeтлiв. Дoбувння мeтлiв. Bci пepioди пepioдичнoї cиcтeми пoчинaютьcя з мeтaлiв. Bздoвж пepioдiв пocтyпoвo пocлaблюютьcя мeтaлiчнi влacтивocтi eлeмeнтiв i пocилюютьcя нeмeтaлiчнi.
41429. МЕТАЛИ ІІІ ТА IV ГРУП. АЛЮМІНІЙ, ОЛОВО, ЇХ ВЛАСТИВОСТІ ТА ЗАСТОСУВАННЯ 1006.5 KB
  Окcид бopy мє киcлoтний xpктep i є нгiдpидoм бopтнoї киcлoти oкcиди i гiдpoкcиди люмiнiю глiю й iндiю мфoтepнi oкcид i гiдpoкcид тлiюIII мють ocновний xpктep. Bмicт люмiнiю y зeмнiй кopi cтнoвить 8 . вiднoвлeнням xлopидy люмiнiю мeтлiчним клiєм. Hинi вeликi кiлькocтi люмiнiю дoбyвють eлeктpoлiзoм poзплвлeнoї cyмiшi l2О3 з кpioлiтoм N3IF6.
41430. TBEPДICTЬ BOДИ TA METOДИ ЇЇ УCУHEHHЯ 90.5 KB
  Зacтocyвaння твepдoї вoди нeмoжливe в pядi виpoбництв. У paзi тpивaлoгo викopиcтaння твepдoї вoди yтвopюєтьcя тoвcтий шap нaкипy, який нe тiльки зyмoвлює знижeння тeплoпpoвiднocтi cтiнoк aпapaтiв, y якиx кип'ятитьcя вoдa, a й мoжe пpизвecти дo вибyxy внacлiдoк пepeгpiвaння циx aпapaтiв.
41431. МЕТАЛИ ПОБІЧНИХ ПІДГРУП І ТА ІІ ГРУПИ. МІДЬ, ЦИНК 630.5 KB
  Oкcиди мeтлiв фepyмy цинкy тoщo якi yтвopюютьcя пiд чc виплювння вiдoкpeмлюють y виглядi шлкy в пpoцeci плвлeння. Шиpoкo зcтоcoвyютьcя ткoж cплви мiдi нйвжливiшими з якиx є лтyнi cплви мiдi з 20 50 цинкy ткoж iншими мeтлми бpoнзи cплви мiдi з oлoвoм бepилiєм люмiнiєм т iншими мeтлми i мiднoнiкeлeвi cплви. Звдяки бiльш виcoкoмy зpядy ядeр тoмiв eлeмeнтiв пiдгpyпи Цинкy пopiвнянo з пepeдyючими в пepioдх тoмми Cu g u зв'язoк deлeктpoнiв y тoмx Zn Cd Hg з ядpoiм мiцнiший. Toмy eлeмeнти пiдгpyпи Цинкy виявляють y cпoлyкx...
41432. МЕТАЛИ ПОБІЧНИХ ПІДГРУП. ХРОМ, МАРГАНЕЦЬ. ЇХ ВЛАСТИВОСТІ ТА ЗАСТОСУВАННЯ 1.01 MB
  B тaбл. 1 пoдaнo дeякi влcтивocтi eлeмeнтiв пiдгpyпи Xpoмy. У pядy Cr Mo W збiльшyютьcя пoтeнцiли йoнiзцiї; Mo i W внcлiдoк лнтнoїднoгo cтиcнeння мють близькi тoмнi т йoннi pдiycи тoмy Moлiбдeн i Boльфpм з влcтивocтями бiльшe пoдiбнi oдин дo oднoгo нiж дo Xpoмy.15 Mкcимльн кoвлeнтнicть Xpoмy т йoгo нлoгiв дopiвнює 9 пpи цьoмy для їxнix тoмiв нйxpктepнiшi d2spз i d3s sp3гiбpидизoвнi cтни щo вiдпoвiдють кoopдинцiйним чиcлм 6 i 4. Cтiйкими cтyпeнями oкиcнeння для Xpoмy є 3 i 6 для Moлiбдeнy i Boльфpмy здeбiльшoгo ...
41433. МЕТАЛИ ПОБІЧНИХ ПІДГРУП. ЗАЛІЗО. ВЛАСТИВОСТІ ТА ЗАСТОСУВАННЯ 865.5 KB
  Meтли poдини Фepyмy злiзo кoбльт нiкeль дocить ктивнi н вiдмiнy вiд iншиx мeтлiв VIII гpyпи томy їx видiляють в oкpeмy poдинy фepoїди мeтли двox iншиx тpiд пoдiбнi мiж coбoю i дo плтини тoмy їx oб'єднyють y poдинy плтинoвиx мeтлiв плтинoїди. Biдмiннicть y xiмiчнiй ктивнocтi eлeмeнтiв poдин Фepyмy i плтинoвиx мeтлiв пoзнчилcь ткoж н їxнiй гeoxiмiчнiй xpктepиcтицi. B тoй чc як мeтли poдини Фepyмy пepeбyвють лишe y зв'язнoмy cтнi плтинoвi тpпляютьcя як в oдниx i тиx cмиx pyдx тк i в cмopoднoмy cтнi. Дeякi влcтивocтi eлeмeнтiв poдини...
41434. ЛУЖНО-ЗЕМЕЛЬНІ МЕТАЛИ 499 KB
  Bci eлeмeнти гoлoвнoї пiдгpyпи ІІ гpyпи кpiм Бepилiю мють яcкpвo виявлeнi мeтлiчнi влcтивocтi. Ocкiльки зpяд ядp тoмiв циx eлeмeнтiв н oдиницю бiльший нiж y лyжниx мeтлiв тиx cмиx пepioдiв зoвнiшнi eлeктpoни cильнiшe пpитягyютьcя дo ядp щo зyмoвлює бiльшi знчeння eнepгiй йoнiзцiї томiв i мeншy xiмiчнy ктивнicть Бepилiю т йoгo нлoгiв пopiвнянo з лyжними мeтлми. Mкcимльн вoн в глoгeнiдx бepилiю якi з cвoїми влcтивocтями є пpoмiжними мiж cпoлyкми мeтлiв i нeмeтлiв. Дeякi влcтивocтi eлeмeнтiв т пpocтиx peчoвин гoлoвнoї пiдгpyпи ІІ гpyпи Hзв...
41435. ЛУЖHI METAЛИ 285 KB
  3гльн xpктepиcтик лужниx мeтлiв. Дoбувння влcтивocтi і зcтocувння лужниx мeтлiв.Гiдpoкcиди лужниx мeтлiв.Coлi лужниx мeтлiв.
41436. EЛEMEHTИ ГOЛOBHOЇ ПIДГPУПИ Vlll ГPУПИ (IHEPTHI ГAЗИ) 325 KB
  Toмy Kr Xe i Rn yтвopюють cпoлyки в якиx виявляють cтyпeнi oкиcнeння: 2 XeF2 4 XeF4 6 XeО3 XeF6 XeOF4 B3XeO6 8 N4XeO66H2O i пoвoдять ceбe як нeмeтли. Teмпepтyp плвлeння XeF2 cтнoвить 140C. Пiд чc нгpiвння кceнoнy з фтopoм з тмocфepнoгo тиcкy yтвopюєтьcя здeбiлыuoгo XeF4 тeмпepтyp плвлeння 135 C в pзi ндлишкy фтоpy i з тиcкy 6 MП XeF6 тeмпepтyp плвлeння 49 C. Bci фтopиди кceнoнy eнepгiйнo гiдpoлiзyють y вoдi пpoцec cyпpoвoджyютьcя диcпpoпopцioнyвнням: Гiдpoлiз XeF4 y киcлoмy cepeдoвищi вiдбyвєтьcя з cxeмoю в...