32529

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. ЧАСТНО_МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

ЧАСТНО_МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОТРАЖАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Дидактические принципы применения программных средств в процессе обучения Общедидактические принципы использовании ПС в процессе обучения. Для достижения стабильных и высоких результатов в обучении педагог должен следовать принципам обучения основным нормативным положениям которыми следует руководствоваться чтобы обучение было эффективным. Для совершенствования психологических характеристик учащихся существуют специальные развивающие...

Русский

2013-09-04

54 KB

17 чел.

екция №4. ППС и методика их использования

ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. ЧАСТНО_МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ, ОТРАЖАЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Дидактические принципы применения программных средств в процессе обучения

Общедидактические принципы использовании ПС в процессе обучения.

Для достижения стабильных и высоких результатов в обучении педагог должен следовать принципам обучения — основным нормативным положениям, которыми следует руководствоваться, чтобы обучение было эффективным.

С помощью программных средств учебного назначения педагог решает как дидактические задачи (присвоение знаний, формирование умений и навыков), так и развивающие (совершенствование психических процессов школьника, приобретение навыков творческой и исследовательской деятельности), и воспитывающие (формирование мировоззрения, нравственных качеств).

Решению дидактических задач способствуют все программные средства учебного назначения, например:

  •  обучающие   (тренинговые   и   контролирующие   программы) — для обработки учебных умений и навыков;
  •  демонстрационные программы — для предъявления учебной информации;
  •  системы   прикладного   программного   обеспечения — для формирования навыков работы с помощью компьютера с различными видами представления информации (числовой, текстовой, графической);
  •  среды языков программирования — для формирования алгоритмического стиля мышления учащихся и т.д.

Для совершенствования психологических характеристик учащихся существуют специальные развивающие (преимущественно игровые) программы, а также системы прикладного назначения при соответствующей методике обучения.

Особо необходимо отметить значение использования ПС для формирования информационной культуры учащихся, при работе со средствами ИТ учащиеся могут приобрести умения и навыки, необходимые для жизни в информационном обществе, что и предполагает воспитание информационной культуры.

Принцип научности и посильной трудности обеспечивается методической частью программных средств и содержанием обучающих программ.

Принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя. Можно организовать репродуктивную деятельность учащихся на уроке, а можно создать проблемную ситуацию для ее творческого решения обучаемыми.

Принцип наглядности обучения и развития теоретического мышления. Программные системы учебного назначения являются средством обучения, основным назначением которых является совершенствование процесса обучения.

Использование наглядности для проведения учебного эксперимента обеспечивается не только специальными приборами, но и средствами информационных технологий — моделирующими и имитационными программами.

Вообще говоря, любая работа учащегося за компьютером будет наглядной, поскольку программы учебного назначения отображают на экране изучаемую информацию.

Принцип систематичности и системности относится к содержанию образования и так же, как принцип научности, обеспечивается методической частью ПС.

Содержательная компонента школьного курса информатики претерпевает постоянные и глобальные изменения, пытаясь отразить современные тенденции развития как науки информатики, так и развитие средств ИТ.

Принцип перехода от обучения к самообразованию имеет большое значение в связи с быстрым совершенствованием средств ИТ. Любое программное обеспечение, выбранное в качестве объекта изучения на уроках информатики, устареет к моменту начала профессиональной деятельности школьников. Поэтому важно не только дать представление о современных прикладных системах, но и научить осваивать новые программные средства.

Принцип связи обучения с жизнью реализуется внедрением современных информационных технологий в образовательный процесс школ по следующим направлениям:

  •  на уроках информатики;
  •  при изучении общеобразовательных дисциплин;
  •  во внеурочной деятельности школьников.

Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся помогают реализовать тренинговые обучающие программы, использование которых на уроке для закрепления учебного материала позволяет индивидуализировать этот процесс. Обучающие программы способствуют не только более глубокому усвоению учебного материала, но и развитию познавательной активности обучаемых и имеют неоспоримые преимущество перед другими средствами обучения, поскольку с их помощью организовать контроль результатов обучения можно быстро и эффективно. Однако заметим, что намного сложнее организовать с помощью программных средств контроль за процессом деятельности обучаемого.

Принцип положительного эмоционального фона обучения обычно всегда реализуется на первых уроках с применением компьютера, независимо от мастерства педагога. Однако, при систематическом использовании компьютеры становятся привычным средством обучения, которое мало влияет на эмоциональный фон урока.

В принципе коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся заложено требование разрешения одного из противоречий учебного процесса.

Коллективный характер обучения (наряду с фронтальной работой в классе) является естественным для классно-урочной системы обучения, но противоречит индивидуальному характеру работы за компьютером. Организовать коллективную работу в классе можно на этапах решения задач с помощью компьютера, предваряющих непосредственное обращение к компьютеру:

  •  отбор данных для решения задачи и установка искомых величин;
  •  математическая постановка задачи, описание математической модели;
  •  описание сценария и алгоритма решения задачи.

Частно-методические принципы, отражающие особенности применения программных средств в учебном процессе.

Кроме общедидактических принципов при использовании ПС на уроках необходимо выполнение частных принципов, отражающих особенности применения программных средств в учебном процессе.

1. Принцип понимания прикладных задач предполагает знание для чего, когда и где используются изучаемые системы. При изучении программных средств на уроках информатики необходимо добиваться понимания специфики задач, решаемых с помощью конкретного средства. Но конечной целью обучения является другая задача — учащиеся должны уметь выбирать средство для решения прикладных задач.

2. Принцип общности требует доведения до сведения учащихся функциональных возможностей, которые предоставляют программные средства данного типа.

Как правило, учащиеся на уроках информатики знакомятся с одним каким-нибудь редактором или электронной таблицей, но это средство не исчерпывает все возможности, предоставляемые программным средством данного типа. Поэтому необходимо сообщать наиболее широкий спектр опций систем данного типа. Например, с помощью текстовых редакторов можно текст создать, отредактировать (т. е. изменять, добавлять, копировать, перемещать и пр.), а также вставлять в текст имеющиеся фрагменты текста, графики, баз данных из других файлов, проверять орфографические ошибки, разбивать на страницы, выводить текст на бумагу (распечатывать) и пр. В графическом редакторе можно не только пользоваться графическими примитивами: прямоугольник, эллипс, отрезок, а также выполнять операции типа заливка, копирование, перемещение, но и растягивать — сжимать изображение, переворачивать его, инвертировать, пользоваться библиотекой образов, создавать объемные фигуры, сканировать готовые изображения, готовить анимационные фрагменты.

В электронных таблицах, как правило, возможно редактирование как самой таблицы (ячеек, строк, столбцов), так и содержимого ячеек. В них можно упорядочивать данные по столбцам и строкам, а также производить вычисления по формулам и получать графическую интерпретацию данных таблицы. Системы управления базами данных в отличие от готовых баз данных позволяют задавать структуру базы данных; ее можно изменять, а также редактировать содержимое полей и записей, производить поиск и отбор, создавать отчет. Системы мультимедиа позволяют объединять информацию, представленную в различном формате, и соответственно видоизменять ее.

3. Принцип понимания логики действий в данном программном средстве не учитывается в практической методике преподавания информатики. Существуют графические редакторы на основе растровой графики (CPEN, Paintbrush и др.) и векторной графики (Corel Draw, графическая поддержка Word и др.). Без понимания принципов организации данного средства невозможна грамотная работа в нем. Например, многие навыки работы в растровом графическом редакторе будут только мешать при работе в редакторе на основе векторной графики, где объекты надо воспринимать не по точкам, а целиком и группами.

Особенности работы в каждом средстве надо выявлять, формулировать и объяснять учащимся. Но, с другой стороны, не забывая об общих приемах работы. Например, все приложения под Windows совместимы на уровне обмена содержимого буфера, т. е. в любом приложении можно вырезать фрагмент образа и перенести его в другое приложение.

Следующие принципы являются частнодидактическими и относятся к учебному процессу при использовании программных средств в преподавании общеобразовательных дисциплин (в том числе информатики).

4. Принцип оптимального использования ПС для решения дидактических задач общеобразовательных дисциплин. При использовании ПС в учебном процессе допустимы все известные методы обучения. В соответствии с принципом оптимизации учебного процесса учитель сам выбирает наилучшее для данных условий сочетание методов обучения, имея возможность их замены в процессе обучения.

Важно, чтобы учитель знал дидактические возможности и назначение каждого программного средства и использовал его в соответствии с ними. Так, для формирования навыков репродуктивной деятельности надо выбирать средства, основанные на технологии программированного обучения, обучающие программы со встроенной технологией обучения.

Для формирования навыков экспериментально-исследовательской деятельности применяют информационно-поисковые системы, системы моделирования, электронные таблицы. Для организации информационно-поисковой деятельности учащихся на уроке учитель отбирает средства, содержащие избыточное информационное пространство: гипертекст, системы мультимедиа, гипермедиа и др. На основе графических редакторов можно не только знакомить учащихся с системами графического представления информации, но и развивать логическое мышление учащихся.

Организация опроса учащихся с помощью программных средств контроля позволяет не только индивидуализировать проверку знаний, но и экономит время учителя на уроке и во внеурочное время. Наиболее эффективны в процессе обучения программы, разработанные учителем на основе инструментальных программных средств. На разработку программы учитель тратит определенное количество часов своего внеурочного времени, которое, однако, «окупается» за счет систематичного применения разработанных программ.

5. Принцип использования ПС для развития творческой активности учащихся.Сформулированные соответствующим образом задания способствуют развитию мышления учащихся, формируют исследовательские навыки.

Исследовательские навыки формируются при решении заданий проектного типа: нечетко сформулированное задание, предполагающее дальнейшую конкретизацию и соответствующий подбор вариантов решения.

6. Принцип комплексного использования ПС на уроках заключается в утверждении, что наибольший эффект в обучении можно достичь только путем комплексного использования разнообразных средств обучения.

Ни одно из используемых средств обучения нельзя противопоставлять другому, так как каждое из них имеет относительные преимущества перед остальными лишь в определенных учебных ситуациях, при решении определенных дидактических задач.

В наиболее общем виде комплекс на основе программно-методических средств можно представить в виде двух составляющих: постоянной и переменной. Постоянная составляющая комплекса необходима на любом уроке с использованием ПС, переменная — меняется в зависимости от изучаемой темы. При подборе средств обучения учитывают их дидактические возможности, задачи урока и конкретные условия, в которых будут проводиться занятия.

7. Принцип оптимального использования программных средств для разработки обучающих программ требует знания дидактического назначения инструментальных программных средств для разработки обучающих программ (ИПС СОП). При использовании в учебной деятельности средств разработки обучающих программ позволяют:

  •  разрабатывать новые программные продукты учебного назначения;
  •  предъявлять обучающие программы и психологические тесты определения индивидуальных особенностей учащихся и обрабатывать полученные результаты;
  •  обучать учащихся современным приемам создания программных продуктов.

Предметное наполнение обучающих программ практически не зависит от типа программного средства, на основе которого они разрабатываются.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36217. Уравнения Колмогорова. Моделирование многоканальной СМО с ограничением на длину очереди 75.5 KB
  Моделирование многоканальной СМО с ограничением на длину очереди Марковские процессы уравнения Колмогорова Случайный процесс t называется Марковским если его будущее не зависит от прошлого а определяется настоящим т. Примерами Марковских процессов являются при определенных предположениях процессы функционирования СМО.1 СМО может иметь установившийся стационарный режим. Для построения модели стационарного режима СМО положим все производные в системе 11 равными нулю.
36218. Имитация Марковских процессов с непрерывным временем и дискретными состояниями. Планирование машинных экспериментов при имитационном моделировании 91.5 KB
  Например пусть 1 – время через которое должен произойти переход в состояние Sj1 а 2 – время через которое должен произойти переход в состояние Sj2. Обозначим Т – время в течении которого будем наблюдать имитируемый процесс время прогона. Для тех дуг что i = k0 сформировать с помощью датчика случайных чисел k0 j – время ожидания перехода Sk0 Sj. Определить – время пребывания в состоянии Sk0 через какое время будет реальный переход в новое состояние.
36219. Классификация моделей оптимального синтеза. Методы релаксации в непрерывной оптимизации, условия сходимости. Алгоритмы градиентного метода и методов сопряжённых градиентов 119 KB
  Задача линейного программирования ЛП – функции критериев qkx и ограничений fix линейны; если хотя бы одна из этих функций нелинейна то имеем задачу нелинейного программирования НЛП. Задача выпуклого программирования – функции критериев qkx и ограничений fix выпуклые. Задача линейного целочисленного программирования – функции критериев qkx и ограничений fix линейны контролируемые входные переменные хj – целые числа. Оценка приращения функции Лемма 6.
36220. Теоретические основы линейного программирования. Симплекс-метод. Метод искусственного базиса 93.5 KB
  Канонической формой задачи ЛП называется такая ее запись при которой 1 целевая функция должна быть минимизирована; 2 все искомые переменные должны быть неотрицательны; 3 все ограничения кроме неотрицательности переменных имеют вид равенства. Оптимальные значения переменных от такой замены не изменятся. 2 Если в исходной задаче на какойто параметр хj не наложено условие неотрицательности то можно сделать замену переменных положив где – новые переменные удовлетворяющие условию неотрицательности. 3 Преобразование неравенств в...
36221. Очередь. Работа с динамической очередью 246 KB
  Например: Работа с очередью Для создания очереди и работы с ней необходимо иметь как минимум два указателя: на начало очереди возьмем идентификатор BegQ; на конец очереди возьмем идентификатор EndQ. Установка указателей BegQ и EndQ на созданный первый элемент: Удаление элемента очереди 1. Перестановка указателя начала очереди BegQ на следующий элемент используя значение поля Link которое хранится в первом элементе. После этого освобождается память начального...
36222. Парадигмы программирования. Правила структурного программирования 37.5 KB
  Создавались вполне работоспособные программы. Это можно объяснить только тем что программы в те времена были в основном простые работала над каждой группа не больше чем 10 человек а чаще всего вообще только программист. Он же потом осуществлял сопровождение программы и перенос в случае необходимости на другие аппаратные платформы...
36223. Понятия класса, объекта 25 KB
  Одним из самых главных понятий языка С является понятие класса с1аss. Понятие класса напоминает понятие записи в языке PSCL. По умолчанию все элементы класса приватные поэтому ключевое слово рrivаte можно опустить.
36224. Инкапсуляция. Вызов функций – членов класса 24.5 KB
  Вызов функций – членов класса. В объектноориентированном программировании данные и функции их обрабатывающие могут быть объединены вместе в рамках одного класса как бы помещены в 1 капсулу что и является инкапсуляцией. Обычно данные класса объявляются рrivte и работа с ними возможна только методами данного класса. можно вызывать их за пределами класса.
36225. Конструкторы и деструкторы. Функции в языке С++ 29 KB
  Функции в языке С В С самостоятельные программные модули называются функциями. При описании функции должен быть указан тип возвращаемого значения он указывается перед именем функции. Но функции должны быть описаны до того когда они будут вызваны другими функциями. Вызов функции fx y передаётся адрес fxy передаются сами переменные Если return есть в теле функции то заканчивается выполнение функции а потом возврат.