32535

Этапы проектирования и разработки ЭС

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Поскольку ППС программа то к процессу его разработки можно применить те технологические принципы которые используются при создании программных систем с учетом специфики будущего применения такого рода программ. Исходным пунктом при создании ППС является определение цели обучения. Очень ответственным с точки зрения разработки ППС является уровень детализации учебных вопросов на котором производится содержательный анализ вопросов выбор способа достижения учебных целей и принимается решение об автоматизации той или иной части учебной...

Русский

2013-09-04

41 KB

16 чел.

екция №6. Разработка и использование ЭС образовательного назначения

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ЭС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Этапы проектирования и разработки ЭС.

 Поскольку ППС - программа, то к процессу его разработки можно применить те технологические принципы, которые используются при создании программных систем, с учетом специфики будущего применения такого рода программ.

Предлагается использовать метод нисходящего проектирования (существуют другие названия этого метода).

Этапы проектирования:

  1.  Определяются учебные цели.

Исходным пунктом при создании ППС является определение цели обучения. От того, какие поставлены цели, зависит многое:

  •  подборка методов, которыми они будут реализованы;
  •  достижение конечного результата;
  •  оценка результата;

 При определении цели обучения следует, прежде всего, учитывать требования учебной программы и уровень подготовленности учащихся, т.е. знания, умения и навыки обучаемого, воспитывающие и развивающие цели, формируется основное содержание предмета в виде перечня учебных тем, проводится анализ целесообразности применения тех или иных методов обучения.

Основные цели обучения:

  •  обучение (обеспечение усвоения какой-то части учебного материала);

Цель необходимо конкретизировать как минимум по трем уровням усвоения материала учащимися:

  •  на уровне восприятия, осмысления, запоминания;
    •  на уровне применения знаний по образцу;
    •  на уровне применения знаний в ситуации, требующей проявления познавательной самостоятельности;
    •  воспитание (формирование и развитие личностных качеств обучаемого);

Цель должна быть направлена на включение всех учащихся в ситуации с положительными эмоциональными состояниями (активности, заинтересованности, напряжения воли, энергии, удовлетворения успехами).

  •  развитие (развитие умственных сил и познавательных способностей учащихся и т.д.);

Когда говорится о целях развития, имеется ввиду развитие  на уроке психологических качеств учащегося. Это, прежде всего, развитие познавательной самостоятельности, умений и навыков учебно-познавательной деятельности и пр.

  1.  Детализация учебных тем. На этом этапе производятся действия по определению учебных целей, критериев их достижения, применительно к конкретной учебной теме. По каждой теме составляется перечень учебных вопросов. Проводится анализ наиболее эффективного применения тех или иных методов обучения.

Очень ответственным с точки зрения разработки ППС является уровень детализации учебных вопросов, на котором производится содержательный анализ вопросов, выбор способа достижения учебных целей и принимается решение об автоматизации той или иной части учебной деятельности.

  1.  Решение вопросов касающихся обеспечения единства всех ППС по данному предмету: какие статические данные об учебном процессе будут собираться, каким образом они будут накапливаться, в каком виде будет реализовываться помощь учащемуся, как будет реализована информационная справочная служба и обеспечиваться доступ к ней, будет ли обеспечиваться возможность обращения ученика к ранее изученному материалу и т.п.

Проектирование фрагментов ППС. Понятие фрагмент по отношению к объему учебного материала неоднозначно: один фрагмент может реализовывать некоторую часть учебного вопроса, один или несколько вопросов, а в отдельных случаях - целую тему, однако в любом случае для фрагмента должны быть определены учебные цели, конкретизированы методы обучения.

На этом процесс проектирования ППС заканчивается и начинается процесс его разработки, ближайшей целью которого является написание сценария.

 Сценарий - документ, в котором отображается учебное содержание и задается модель управления (алгоритм) познавательной деятельностью обучаемых.

Процесс создания сценария ППС происходит по восходящей стратегии, т.е. вначале пишутся его составные части - блоки, которые затем объединяются в сценарий фрагмента в соответствии с выбранной моделью учебной деятельности. Совокупность сценариев фрагментов, между которыми организованы (предусмотрены) информационные и управляющие связи образует сценарий ППС для данного предмета.

После того как сценарий ППС оформлен, наступает этап программирования.

Созданная программа, реализующая сценарий ППС, обычно содержит ошибки, по - этому следующим этапом работы является этап тестирования и отладки, т.е. избавление программы от таких ошибок, которые приводят к различным сбойным ситуациям, результатом которых является невозможность или бессмысленность выполнения программы.

Прохождение этого этапа еще не гарантирует того, что созданная программа позволяет достичь тех целей, для которых она предназначалась.

 Это может произойти по 2 причинам:

  1.  На этапе программирования неадекватно отображен алгоритм обучения, заданный в сценарии. 
  2.  На этапе написания сценария заложен ошибочный алгоритм обучения, применение которого не позволяет достичь заданных целей.

Определение того, насколько созданное ППС соответствует достижению требуемых целей определяется на этапе его опытной эксплуатации (педагогическая отладка), когда ППС применяется в учебном процессе. Только лишь на этом этапе можно окончательно определить дидактическую эффективность разработанной обучающей программы.

  1.  Последний этап разработки ППС - написание методических рекомендаций по использованию данного ППС в учебном процессе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

78002. Разработка проекта по увеличению объема реализации продукции компании и его финансово-экономическая оценка (на примере ООО «Фермер») 140.95 KB
  Выбор наиболее эффективных методов розничной продажи товаров; Организация оказания торговых услуг покупателям. В интерьерах магазина предусматривается использование рекламы информирующей о наличии товаров расположении отделов дополнительных услугах а также...
78004. Исследовании метода Монте-Карло для решения СЛАУ и рассмотрении его параллельной реализации для архитектуры CUDA 1.15 MB
  Рассматриваются различные подходы к параллельной реализации метода. Предлагается параллельная версия метода для архитектуры CUD и проводится тестирование и исследование ее эффективности при решении СЛАУ различных размерностей.
78005. Хронология периода княжения великого князя Всеволода Ольговича в Киеве (конец 30-х – первая половина 40-х гг. XII в.) 360.5 KB
  Древнерусские летописи и по сей день являются одним из самых содержательных источников по истории Древней Руси несмотря на свою противоречивость. В Ипатьевской летописи мы встречаем эти сведения но контекст сообщения не позволяет нам сделать вывод который мы находим у Карамзина.
78006. Волоконно-оптическая линия связи между городами Хабаровск и Владивосток с использованием технологии SDH и оптического кабеля 1.24 MB
  В данном дипломном проекте рассмотрена трасса между городами Хабаровск и Владивосток. Выбрана система передачи уровня «STM-4», произведен выбор типа кабеля, а так же конструктивный расчет выбранного кабеля марки ОКЛ-01-6-4-10/125-0,36/0,22-3,5/18-1.
78009. Рулевой привод 937.85 KB
  Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма к управляемым колесам и для обеспечения правильного поворота колес. В соответствии с предъявляемыми требованиями рулевой привод должен обеспечивать: правильное соотношение углов поворота управляемых колес...
78010. Рекламная деятельность на товарном рынке (на примере ОАО «Гражданстрой») 5.39 MB
  Для достижения цели работы, необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические основы организации рекламной деятельности; определить способы реализации рекламной деятельности; определить тенденции и направления развития российского рынка рекламы...