32535

Этапы проектирования и разработки ЭС

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Поскольку ППС программа то к процессу его разработки можно применить те технологические принципы которые используются при создании программных систем с учетом специфики будущего применения такого рода программ. Исходным пунктом при создании ППС является определение цели обучения. Очень ответственным с точки зрения разработки ППС является уровень детализации учебных вопросов на котором производится содержательный анализ вопросов выбор способа достижения учебных целей и принимается решение об автоматизации той или иной части учебной...

Русский

2013-09-04

41 KB

17 чел.

екция №6. Разработка и использование ЭС образовательного назначения

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ЭС ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ.

Этапы проектирования и разработки ЭС.

 Поскольку ППС - программа, то к процессу его разработки можно применить те технологические принципы, которые используются при создании программных систем, с учетом специфики будущего применения такого рода программ.

Предлагается использовать метод нисходящего проектирования (существуют другие названия этого метода).

Этапы проектирования:

  1.  Определяются учебные цели.

Исходным пунктом при создании ППС является определение цели обучения. От того, какие поставлены цели, зависит многое:

  •  подборка методов, которыми они будут реализованы;
  •  достижение конечного результата;
  •  оценка результата;

 При определении цели обучения следует, прежде всего, учитывать требования учебной программы и уровень подготовленности учащихся, т.е. знания, умения и навыки обучаемого, воспитывающие и развивающие цели, формируется основное содержание предмета в виде перечня учебных тем, проводится анализ целесообразности применения тех или иных методов обучения.

Основные цели обучения:

  •  обучение (обеспечение усвоения какой-то части учебного материала);

Цель необходимо конкретизировать как минимум по трем уровням усвоения материала учащимися:

  •  на уровне восприятия, осмысления, запоминания;
    •  на уровне применения знаний по образцу;
    •  на уровне применения знаний в ситуации, требующей проявления познавательной самостоятельности;
    •  воспитание (формирование и развитие личностных качеств обучаемого);

Цель должна быть направлена на включение всех учащихся в ситуации с положительными эмоциональными состояниями (активности, заинтересованности, напряжения воли, энергии, удовлетворения успехами).

  •  развитие (развитие умственных сил и познавательных способностей учащихся и т.д.);

Когда говорится о целях развития, имеется ввиду развитие  на уроке психологических качеств учащегося. Это, прежде всего, развитие познавательной самостоятельности, умений и навыков учебно-познавательной деятельности и пр.

  1.  Детализация учебных тем. На этом этапе производятся действия по определению учебных целей, критериев их достижения, применительно к конкретной учебной теме. По каждой теме составляется перечень учебных вопросов. Проводится анализ наиболее эффективного применения тех или иных методов обучения.

Очень ответственным с точки зрения разработки ППС является уровень детализации учебных вопросов, на котором производится содержательный анализ вопросов, выбор способа достижения учебных целей и принимается решение об автоматизации той или иной части учебной деятельности.

  1.  Решение вопросов касающихся обеспечения единства всех ППС по данному предмету: какие статические данные об учебном процессе будут собираться, каким образом они будут накапливаться, в каком виде будет реализовываться помощь учащемуся, как будет реализована информационная справочная служба и обеспечиваться доступ к ней, будет ли обеспечиваться возможность обращения ученика к ранее изученному материалу и т.п.

Проектирование фрагментов ППС. Понятие фрагмент по отношению к объему учебного материала неоднозначно: один фрагмент может реализовывать некоторую часть учебного вопроса, один или несколько вопросов, а в отдельных случаях - целую тему, однако в любом случае для фрагмента должны быть определены учебные цели, конкретизированы методы обучения.

На этом процесс проектирования ППС заканчивается и начинается процесс его разработки, ближайшей целью которого является написание сценария.

 Сценарий - документ, в котором отображается учебное содержание и задается модель управления (алгоритм) познавательной деятельностью обучаемых.

Процесс создания сценария ППС происходит по восходящей стратегии, т.е. вначале пишутся его составные части - блоки, которые затем объединяются в сценарий фрагмента в соответствии с выбранной моделью учебной деятельности. Совокупность сценариев фрагментов, между которыми организованы (предусмотрены) информационные и управляющие связи образует сценарий ППС для данного предмета.

После того как сценарий ППС оформлен, наступает этап программирования.

Созданная программа, реализующая сценарий ППС, обычно содержит ошибки, по - этому следующим этапом работы является этап тестирования и отладки, т.е. избавление программы от таких ошибок, которые приводят к различным сбойным ситуациям, результатом которых является невозможность или бессмысленность выполнения программы.

Прохождение этого этапа еще не гарантирует того, что созданная программа позволяет достичь тех целей, для которых она предназначалась.

 Это может произойти по 2 причинам:

  1.  На этапе программирования неадекватно отображен алгоритм обучения, заданный в сценарии. 
  2.  На этапе написания сценария заложен ошибочный алгоритм обучения, применение которого не позволяет достичь заданных целей.

Определение того, насколько созданное ППС соответствует достижению требуемых целей определяется на этапе его опытной эксплуатации (педагогическая отладка), когда ППС применяется в учебном процессе. Только лишь на этом этапе можно окончательно определить дидактическую эффективность разработанной обучающей программы.

  1.  Последний этап разработки ППС - написание методических рекомендаций по использованию данного ППС в учебном процессе.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13574. Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности 28.5 KB
  Свобода это в первую очередь не привилегии а обязанности. Альбер Камю Выбранное мною высказывание затрагивает проблему сущности человеческой свободы. Как часто люди слышат о свободе говорят о ней прославляют ее считают ее самой главной в жизни Но знают ли они...
13575. Свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности 16.2 KB
  Свобода это в первую очередь не привилегии а обязанности А. Камю Избранная мною тема связана с пониманием сущности свободы. Как часто люди слышат о ней прославляют ее считают ее наличие самым главным в жизни Но знают ли они что такое свобода Об этом люди спори
13576. Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого 32 KB
  Общество свод камней который обрушился бы если бы один не поддерживал другого Сенека Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос о системе социального взаимодействия о том что в обществе должно быть все тесно взаимосвязано между собой. На протяжении веко
13577. Семья всегда будет основой общества 17.87 KB
  Семья всегда будет основой общества. Оноре де Бальзак Выбранное мною высказывание рассматривает роль семьи в жизни общества на протяжении всей истории человечества. Возможно именно благодаря ней сформировались и успешно функционируют государство и право. Проб
13578. Создает человека природа, но развивает и образует его общество 16.06 KB
  Создает человека природа но развивает и образует его общество В. Г. Белинский Выбранное мною высказывание связано с проблемой формированием человеческой личности ролью и значением природных и биологических качеств а также воздействием общества на личность. Значи...
13579. Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи, чем давать им законы и суды 17.93 KB
  Гораздо важнее прививать людям нравы и обычаи чем давать им законы и суды. О. Мирабо В выбранном мною высказывании автор сопоставляет нормы морали и нормы права. Еще с давних пор философы проводят параллель между негласными правилами добра и зла и писаными законами...
13580. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий 34 KB
  Толерантность это не смерть различий это поддержка и понимание различий. Выбранное мною высказывание затрагивает вопрос о взаимоотношении людей в обществе. Он особенно важен для человечества сейчас в эпоху противоречий и конфликтов между людьми отличающимися ид
13581. Толерантность – это не смерть различий, это поддержка и понимание различий А. Г. Асмолов 15.87 KB
  Толерантность это не смерть различий это поддержка и понимание различий А. Г. Асмолов Главная проблема затронутая автором в данном высказывании проблема толерантности. В настоящее время проблема формирования этого качества в людях стоит особенно остро. Её ак
13582. Самый несчастный человек – это тот, для кого в мире не нашлось работы 16.08 KB
  Самый несчастный человек это тот для кого в мире не нашлось работы. Т. Карнеги В выбранном мною высказывании автор британский писатель и философ Томас Карнейль обращается к проблеме роль труда в жизни человека. Эта проблема безусловно важна так как любой человек...