32538

РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Окна подразделяются на первичные и вторичные. Прочие порождаемые им окна относятся ко вторичным которые в свою очередь могут быть дочерними и всплывающими. Внережимные и дочерние окна служат для организации параллельных ветвей диалога. Пользователь может выбирать активное окно переключаясь между дочерними и внережимными или первичным и внережимными окнами если дочерние окна отсутствуют.

Русский

2013-09-04

129.5 KB

5 чел.

екция №9. Разработка и использование ЭС образовательного назначения

РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА.

СХЕМА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРФЕЙСА

Содержание данного этапа состоит в выработке базовых решений, связанных с ПИ КУ (КОС), учитываемых авторами при подготовке учебного материала и УТЗ и реализуемых в шаблонах ПИ, которые затем применяются при формировании информационных компонентов продукта.

Многоступенчатая организация построения ПИ обусловлена двумя причинами. Во-первых, она направлена на его унификацию. Унифицированный ПИ создается на основе типовых элементов, приемов и правил, регламентируемых в соответствующих стандартах и соглашениях, которые являются едиными для всех прикладных программных систем, рассчитанных на определенную вычислительную платформу. Такой интерфейс развивает у пользователей простую концептуальную модель взаимодействия с компьютером: ожидание одинаковых реакций системы на одинаковые действия. В результате унифицированный ПИ легко осваивается любыми категориями пользователей, включая тех, кто обладает начальными навыками работы на компьютере. Кроме того, при переходе от одного известного приложения к другому отсутствуют потери времени на адаптацию к ПИ, так как все они построены по общим принципам.

Отмеченные факторы особенно важны для КСО, когда необходимо сосредоточить усилия на изучаемом предмете, и минимизировать затраты на овладение применяемыми при этом средствами.

Подчеркнем, что унификация является неотъемлемым требованием к ПИ. Грамотно спроектированный унифицированный ПИ существенно повышает качество и ценность продукта.

Во-вторых, многоступенчатая организация увеличивает технологичность процесса разработки. Поскольку все принципиальные решения принимаются заранее и воплощаются в шаблонах, при формировании информационных компонентов КУ (КОС) не требуется каждый раз заново строить схемы ПИ, многократно выполняя по сути одни и те же задачи. Достаточно выбрать подходящий шаблон, при необходимости настроить его и заполнить нужной информацией.

Создание ПИ требует особой квалификации. Целесообразно, чтобы этим занимались специально подготовленные дизайнеры или имеющие соответствующий опыт программисты. В то же время нерационально привлекать кадры такого уровня к формированию информационных компонентов. Многоступенчатая организация позволяет выделить этапы, на которых следует использовать подобных специалистов. В результате качество ПИ возрастает, а разработка упрощается, становясь более эффективной.

Под дружественностью понимается совокупность характеристик интерфейса, обеспечивающих его простое освоение и эффективное применение вне зависимости от степени подготовленности пользователей. Назовем некоторые из этих характеристик:

  •  применение интуитивно понятных пользователям терминов, изображений и обозначений;
  •  наличие развитой ситуативной справочной подсистемы;
  •  снисходительность к ошибкам пользователей;
  •  адаптируемость интерфейса к пользователям (их уровням знаний, предпочтениям и физиологическим особенностям).
  •  возможность совмещения изучения ПИ и его применения от простого к сложному;

Унификация предусматривает согласование интерфейсных решений на трех уровнях:

  •  физическом, ассоциируемым с техническими средствами вычислительной системы (расположение клавиш на клавиатуре, функции мыши, графическое и цветовое разрешения дисплея и т.д.);
  •  синтаксическом, относящимся к порядку отображения информации (язык представления информации) и последовательности запросов в рамках диалога между пользователем и приложением (язык действий);
  •  семантическом, связанным со значениями элементов ПИ.

Общими требованиями к ПИ являются:

  •  унифицированность;
  •  дружественность;
  •  лаконичность, обеспечиваемая приемом определения параметров по умолчанию, реализацией пиктограмм вместо текстовых выражений, поддержкой способов оперативного ввода команд (мышь, быстрые клавиши, мнемоника)и т.д.;
  •  гибкость, достигаемая с помощью средств настройки;
  •  структурированность диалога, т.е. разделение компонентов ПИ по уровням сложности;
  •  способность обнаруживать и обрабатывать ошибки пользователей, предусматривающая, в частности, возможность отмены неверных действий.

Концептуальное проектирование ПИ КУ (КОС) включает решение следующих основных задач:

  •  определение состава и атрибутов окон;
  •  разработка схем представления информации;
  •  определение средств ПИ, обеспечивающих навигацию по учебному материалу;
  •  разработка схем диалога;
  •  определение набора управляющих элементов ПИ, применяемых в КУ (КОС);
  •  выделение настраиваемых параметров ПИ.

Окна подразделяются на первичные и вторичные.

Первичным называется главное окно приложения, отображаемое непосредственно после его запуска. Прочие порождаемые им окна относятся ко вторичным, которые, в свою очередь, могут быть дочерними и всплывающими.

Внережимные и дочерние окна служат для организации параллельных ветвей диалога. Пользователь может выбирать активное окно, переключаясь между дочерними и внережимными или первичным и внережимными окнами (если дочерние окна отсутствуют). При переходе из внережимного или дочернего окна к другому окну диалог в нем прерывается, но не завершается окончательно. Введенная информация передается приложению. Завершение диалога происходит при закрытии окна. В КУ и КОС внережимные окна применяются для представления блока содержания, глоссария, справки, а также реализации ряда дидактических приемов. Дочерние окна в данных видах КСО используются реже.

Рис.1

К основным атрибутам окон относятся:

  •  исходные размеры и расположение (размеры и координаты левого верхнего угла, которые имеет окно при первом вызове);
  •  поддержка стандартных операций манипулирования представлением окна (минимизация, максимизация, восстановление, перемещение, изменение размеров);
  •  порядок отображения окна относительно других окон (вывод поверх прочих окон, вывод под прочими окнами, вывод всегда поверх остальных окон даже в неактивном состоянии);
  •  пределы изменения размеров;
  •  стиль оформления (вид рамки, цвет фона, наличие заголовка, линеек протяжки и др.);
  •  строка, отображаемая в заголовке;
  •  форма курсора мыши при его расположении в рабочей области окна;
  •  пиктограмма, ассоциируемая с окном.

Для разработки схем представления информации необходимо сформировать перечень типовых структурных единиц учебного материала. Они выделяются по иерархическим уровням, на которых располагаются, и ролям, выполняемым ими в рамках уровня. Примерный перечень таких единиц:

  •  блок содержания КУ (КОС);
  •  обзор главы;
  •  заключение по главе;
  •  обзор раздела;
  •  фрагмент основного учебного материала;
  •  фрагмент основного учебного материала, включающий гиперграфику или интерактивное трехмерное представление;
  •  фрагмент основного учебного материала, включающий видеокомпонент или анимацию;
  •  фрагмент дополнительного учебного материала;
  •  компактная дополнительная информация (пояснение, уточнение, краткое указание, совет и т.п.), рассчитанная на представление в модальном окне;
  •  фрагмент, содержащий УТЗ для закрепления знаний (дифференцируются по типам УТЗ);
  •  перечень ключевых понятий раздела;
  •  набор УТЗ для самопроверки по разделу;
  •  литература по разделу;
  •  кадр (страница), обеспечивающий вход в блок контроля;
  •  кадр (страница), представляющий УТЗ в рамках блока контроля (дифференцируются по типам УТЗ);
  •  кадр (страница) с результатами контроля знаний и их интерпретацией;
  •  фрагмент глоссария;
  •  фрагмент справки по работе с КУ (КОС).

Для каждого возможного сочетания типовой структурной единицы учебного материала и типа окна разрабатывается схема представления информации. Она описывает состав и расположение в окне основных панелей, а также размещение информации в них и правила ее оформления. При построении подобных схем исходят из следующих факторов:

  •  форм представления информации и параметров информационных компонентов;
  •  характера информации, ее предметной и дидактической ролей;
  •  реализуемых дидактических приемов и связанных с ними функций КУ (КОС);
  •  информационно-логической модели, соответствующей данной типовой структурной единице.

Обобщенная схема расположения основных панелей в первичном и внережимном окнах КУ (КОС) показана на рис. 2. В заголовке окна, как правило, отображается название продукта. Меню служит для вызова его функций. Основные из них также доступны через содержащиеся в панели управления элементы ПИ (контактные кнопки, кнопки-селекторы, комбинированные списки и др.). Данная панель может располагаться как выше рабочей области, так и ниже ее (над панелью статуса). Одна из панелей (меню или панель управления) может отсутствовать. Преимущество имеет панель управления, обеспечивающая большую наглядность и лаконичность.

Основная часть учебного материала, относящегося к данному кадру (странице), выводится в рабочей области окна. Слева, сверху или снизу от нее размещается панель ссылок, содержащая:

  •  ссылки на опорные структурные единицы;
  •  сведения о текущих результатах работы с КУ (КОС);

Модальное окно, предназначенное для отображения компактной дополнительной информации, как правило, содержит только рабочую область. Она может включать гиперссылки, гиперграфику, управляющие элементы ПИ и др. Модальное окно при вызове из него немодального окна автоматически удаляется с экрана.

Для создания условий для эффективного восприятия учебного материала он должен быть соответствующим образом оформлен.

Заголовок и стандартные элементы для манипулирования представлением окна

Меню

Панель управления КУ (КОС)

Название текущей структурной единицы промежуточного иерархического уровня

Панель ссылок

Рабочая область

Панель статуса

Рис.2

Пиктограммой называется небольшое матричное символическое изображение. Наличие в учебном материале пиктограмм способствует установлению ассоциативных связей между ними и характером фрагментов, в которых они располагаются.

Эффект от применения пиктограмм основан на том, что образная информация воспринимается человеком легче, чем вербальная. Закрепленные ассоциации позволяют пользователям проще ориентироваться в учебном материале по компактным и понятным символическим изображениям.

Отметим, что пиктограммы включаются не только в представление учебного материала, но и в управляющие элементы ПИ (кнопки, выпадающие меню, списки и др.).

Способ оформления

Основная идея

Средства оформления

Визуальное группирование

Визуальное представление смысловых связей фрагментов информации (целесообразно визуальное выделение типов связей). Ассоциируемые фрагменты группируются

Стиль оформления текста (тип, размер и начертание шрифта, цвет, отступы, выравнивание, межстрочный и межабзацный интервалы, позиции табуляции, выделение прописными буквами и пробелами), графические средства разметки (рамки, линии, выноски, стрелки, фигурные скобки, таблицы и т.д.), оформление фона (изображение подложки, заливка, узор), гипер-графика, пиктограммы, видеоэффекты и анимации, форма курсора мыши, отображаемая на разных объектах, сноски с пояснениями и др.

Визуальное разделение

Визуальное отражение смысловых различий и противопоставления фрагментов информации. Фрагменты, относящиеся к разным смысловым сторонам описываемого предмета, визуально разделяются

Визуальное упорядочение

Визуальное отражение относительной важности фрагментов информации и рекомендуемого порядка ознакомления с ними

Стиль оформления текста (размер шрифта, отступы, позиции табуляции), списки (в том числе иерархические), графические средства разметки (главным образом стрелки и рамки), пиктограммы, видеоэффекты и анимации

Визуальная и звуковая разметка

Визуальное и звуковое отражение предметных, дидактических и функциональных ролей фрагментов информации

Стиль оформления текста (тип, размер и начертание шрифта, цвет, межстрочный интервал, выделение прописными буквами), графические средства разметки (в первую очередь рамки и выноски), оформление фона, пиктограммы, видеоэффекты и анимации, форма курсора мыши, отображаемая на разных объектах, сноски с пояснениями, аудиоэффекты, голосовой вывод особо важных текстовых фрагментов и др.

Примечание. Стилем называется совокупность применяемых совместно значений параметров оформления фрагмента информации.

Для обеспечения унификации ПИ необходимо сформировать перечень стилей оформления и правил их применения.

Окно, в котором протекает диалог, называется диалоговой панелью или диалоговым окном. Оно содержит области, служащие для отображения информации, и управляющие элементы ПИ, обеспечивающие ее ввод пользователем и передачу для обработки приложению. Схема диалога описывает:

  •  расположение информационных объектов и управляющих элементов ПИ в диалоговой панели;
  •  их представления и назначения;
  •  способы оперирования ими;
  •  порядок взаимодействия пользователя и приложения через компоненты диалоговой панели (сценарий диалога).

Выделяются три базовых принципа организации диалога:

  1.  совмещенное действие, при котором команда пользователя одновременно определяет и информационный объект, и действие над ним;
    1.  объект-действие (сначала вводится информация либо выбирается один или несколько информационных объектов, затем указывается действие, которое необходимо выполнить);
    2.  действие-объект (сначала выбирается тип действия, в результате чего приложение переходит в соответствующий режим; затем указывается информационный объект, на который это действие направлено).

Некоторые разработчики полагают, что типовой интерфейс скучен для пользователей и его следует разнообразить. Стремясь к оригинальности, они отступают от принципа унификации и воплощают в ПИ решения, плохо согласующиеся с общепринятыми правилами и приемами. В основном эти решения касаются представления окон и управляющих элементов.

Подчеркнем, что указанную точку зрения с оговорками можно считать правомерной только по отношению к средствам развлекательного и художественного назначения: компьютерным играм, программным продуктам шоу-бизнеса, информационно-рекламным приложениям для данных областей и т.д. В общем же случае она является ошибочной, а следование ей приносит отрицательные результаты.

Последняя задача данного этапа состоит в выделении настраиваемых параметров ПИ. Возможность настройки позволяет пользователям самостоятельно модифицировать интерфейс, приводя его к состоянию, обеспечивающему наиболее удобные условия для взаимодействия с КУ (КОС). Потребность в настройке вытекает из зависимости этих условий от индивидуальных особенностей и предпочтений пользователей. Интерфейс, воплощающий развитые функции настройки, называется гибким. В принципе данное свойство рассматривается как достоинство ПИ. В то же время необходимо, чтобы средства настройки не были слишком сложными и не мешали пользователям, не желающим их применять. Также должна быть обеспечена возможность автоматического возврата конфигурации ПИ к состоянию, установленному по умолчанию.

В качестве примера перечислим ряд параметров ПИ, которые могут быть отнесены к настраиваемым:

  •  размеры, положение и состояние первичного окна при запуске приложения;
  •  параметры отображения вторичных окон;
  •  цветовая схема приложения;
  •  размеры шрифтов, используемых для представления учебного материала;
  •  признаки отображения панелей ссылок и статуса (отображать или не отображать);
  •  положение границы между панелью ссылок и рабочей областью (см. рис. 2.56);
  •  режим запуска презентаций (автоматический запуск илипринудительный запуск);
  •  режимы воспроизведения мультимедийных компонентов(воспроизводить, не воспроизводить или воспроизводить по команде пользователя);
  •  звуковая схема приложения;
  •  состав и расположение элементов ПИ в панели управления.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82160. Психокоррекция личностной тревожности у подростков с легкой степенью умственной отсталости 1.6 MB
  Внимание к проблемам детей с интеллектуальной недостаточностью, вызвано тем, что их количество не уменьшается. Об этом свидетельствуют статистические данные по всем странам мира. Это обстоятельство делает первостепенным вопрос о создании условий для максимальной коррекции нарушений в развитии детей данной категории.
82161. СПЕЦИФІЧНІ РИСИ ПОРТРЕТНОГО ФОТОНАРИСУ В ГАЗЕТНІЙ ТА ЖУРНАЛЬНІЙ ПЕРІОДИЦІ ЗМІ НА ПРИКЛАДІ ГАЗЕТИ «МИГ» ТА ЖУРНАЛУ «ЛИЧНОСТИ» 90.23 KB
  Сюжетна завершеність фотонарису свідчить про те що в ньому знаходить завершення образу героя або публіцистична ідея але зовсім не вичерпується тема. Автори показують свого героя на прогулянці із внучкою у заводському цеху у Кремлі відзначають що Сорокін не тільки майстер своєї справи але й турботливий вихователь...
82162. Анализ общей и специальной физической подготовки спортсменов в айкидо и карате 2.37 MB
  Проведя анализ общих и специальных физических упражнений в каратэ и айкидо на основе личного опыта и из разнообразных источников, я пришел к выводу, что многие тренеры (сэнсэй2) пренебрегают разминкой и в большинстве случаев не имеют четкой методической последовательности при проведении разминки.
82163. Разработка отладчика для программ на языке haXe и целевой платформы Adobe Flash 9 2 MB
  По указанным причинам, стало удобно и выгодно создавать web-приложения, направленные на предоставление пользователю функций, которые могут не зависеть от операционной системы. В качестве примера можно привести редактирование текстовых документов, обработку фотографий, показ презентаций...
82164. Государственная социальная политика и социальное развитие Кубы в 1970-х – 2000-х годах 997 KB
  В нашей стране Куба всегда вызывала большой интерес так как с этой страной ее на протяжении многих десятилетий связывали крепкие дружественные связи. Приступая к построению нового общества Республика Куба располагала весьма ограниченными материальными возможностями для одновременного решения...
82165. ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ СОКРАТИЧЕСКОГО ДИАЛОГА НА ГЕНЕЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ДРУЖБЕ 268 KB
  В нашем беспокойном веке, который очень схож со временем Сократа по своему пристрастию к слову и властью его над людьми, а также полифоничностью самой эпохи, необходимо искать разумные способы употребления слова, уходить от монологического понимания риторики и искать диалогического общения...
82166. Совершенствование организации быстрого питания в условиях развивающегося рынка на примере трактира «Сани» 1022.5 KB
  В состав компании «Даско» помимо шести ресторанов различного формата ( от предприятия на фуд-корте торгового центра до элитного заведения, любимого представителями финансовых верхов республики и культурной богемой) входит дистрибьюторская компания, занимающаяся оптовыми поставками алкогольной продукции
82167. Нейросетевые технологии распознавания пиксельных изображений 578.33 KB
  Автоматическое (машинное) распознавание, описание, классификация и группирование образов – важные задачи в большом количестве инженерных и научных областей, таких как биология, физиология, медицина, маркетинг, компьютерное зрение, искусственный интеллект. Введем понятие образа.
82168. Отчет по работе участковой медицинской сестры МУЗ «Сарапульской детской городской больницы» 448 KB
  На территории обслуживания СДГБ проживает 11347 детей. Находиться 19 дошкольных учреждений; 14 школ в том числе: санаторная школа интернат для детей с бронхолегочными заболеваниями школа для слабослышащих детей специализированный детский сад для детей с заболеваниями глаз а так же Сарапульский детский...