32541

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Основная функция обратной связи идущей от учащегося к обучаемому раскрыть как осуществляется учебная деятельность с тем чтобы наметить систему обучающих воздействий которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том как учащийся решает предложенные ему учебные задачи какие трудности испытывает их причины а также какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач. В настоящее время...

Русский

2013-09-04

130 KB

6 чел.

екция №12. Разработка и использование ЭС образовательного назначения

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Основная функция обратной связи, идущей от учащегося к обучаемому, — раскрыть, как осуществляется учебная деятельность с тем, чтобы наметить систему обучающих воздействий, которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация, которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том, как учащийся решает предложенные ему учебные задачи, какие трудности испытывает, их причины, а также, какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач.

Необоснованным является мнение, будто, чем чаще осуществляется обратная связь от учащихся к обучающему, тем эффективнее обучение. Здесь нужно решить вопрос о соотношении явных и неявных задач, явных и неявных ответов учащихся, а также необходимо ли вводить в компьютер ответ после решения задачи в целом или же в процессе ее решения,

Имеющиеся в литературе данные говорят о том, что:

  1.  не следует ограничиваться постановкой задач только в явном виде, следует давать задачи и в неявном виде;
    1.  не на все задания следует требовать явного ответа;
    2.  при решении сложных учебных задач целесообразно требовать от учащегося ответа не после решения задачи в целом, а при выполнении отдельных его этапов: например, построения модели (задачной структуры) задачи, составления плана решения, нахождения требуемых параметров каждого из объектов, которые входят в состав искомых и т. п.
    3.  чем старше возраст и выше уровень сформированности учебной деятельности, тем шире можно применять неявные задачи и требовать неявные ответы.

В настоящее время многие специалисты считают, что, во-первых, механизму обратной связи в учебной деятельности принадлежит намного меньшая роль и, во-вторых, функция обратной связи отнюдь не подкрепление правильных ответов, а основные функции ее:

  1.  информирование учащегося о допущенной ошибке,
    1.  оказание помощи учащемуся для ее устранения,
    2.  повышение мотивации учащихся с помощью оценочных суждений о результатах его деятельности.

В зависимости от того, какие функции преобладают, выделяют два типа обратной связи:

  •  информационная обратная связь
  •  знание результата.

Основные требования к обратной связи:

  1.  После допущенной ошибки должна обязательно следовать обратная связь, сообщение после ошибки имеет большую педагогическую ценность, чем после правильного ответа.
    1.  Эффективность обратной связи в значительной мере определяется тем, насколько содержащаяся в ней информация помогает учащимся обнаружить и устранить ошибку. Поэтому, как правило, сообщение типа «Неправильно» или «В решении допущена ошибка» оказывается недостаточно эффективным. Необходимо стремиться к тому, чтобы, с одной стороны, сообщения были достаточными (они должны объяснить, почему ответ неправильный) и в то же время не были чрезмерно «мощными».
    2.  Прежде чем выдать учащемуся дополнительную информацию о допущенной ошибке, целесообразно предложить ему самостоятельно ее устранить.
    3.  Дополнительную информацию следует давать только после того, как учащийся либо ввел новый ответ, либо запросил помощь.
    4.  Сообщения по каналу обратной связи должны соответствовать возрастным возможностям к индивидуальным особенностям учащихся.
    5.  На начальных этапах изучения нового материала обратная связь оказывает большее влияние на обучение, чем на более поздних этапах.
    6.  Злоупотребление обратной связью нередко приводит к отрицательным последствиям, поскольку неправомерно сужает «поле самостоятельности» учащихся, чрезмерно регламентирует их деятельность, уменьшает диапазон творческих поисков.
    7.  Учащиеся с заниженной самооценкой нуждаются в более частой обратной связи чем уверенные в себе.
    8.  Сообщения по каналу обратной связи должны даваться в течение нескольких секунд (если компьютеру понадобится больше времени, необходимо об этом сообщить учащемуся). Имеющиеся в литературе данные говорят о том, что задержка сообщений на 30 секунд и больше может отрицательно сказаться на результативности обучения и на отношении учащихся к помощи компьютера.
    9.  Влияние немедленной и отсроченной обратной связи зависит от типа решаемых учебных задач и от этапа решения. В задачах на запоминание целесообразна немедленная обратная связь, на понимание — отсроченная. На этапе построения задачной структуры (модели) решаемой задачи целесообразна немедленная обратная связь, при планировании решения и контроля его правильности — отсроченная.
    10.  Сообщения, относящиеся к знанию результата, не должны злоупотреблять похвалой, особенно, если учебная задача была несложной или правильному ответу предшествовало большое число ошибочных. В последнем случае похвала по адресу учащегося нередко воспринимается как издевка.
    11.  Функция подкрепления правильных действий появляется только тогда, когда, во-первых, учащемуся давалась трудная задача к, во-вторых, решение ее осознается учащимся как успех. Поэтому положительные оценочные суждения должны даваться мотивированно с тем, чтобы учащиеся осознали свои успехи.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Входной контроль предусматривается в начале обучения и служит для оценивания исходной подготовленности обучаемого по предмету, т.е. степени владения им знаниями, необходимыми для успешного усвоения курса. При получении по нему низкой оценки в индивидуальном задании фиксируется необходимость проработки материала для восстановления знаний.

БЛОКИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Промежуточный контроль охватывает учебный материал, рассчитанный на несколько часов контактного времени. Обычно такой объем соответствует фрагменту раздела или небольшому подразделу. Данный вид контрольного блока представляет собой мини-тест, состоящий из 5—10 компактных заданий, суммарное время выполнения которых не превышает 15 минут, реализуемый непосредственно после покрываемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.

Рубежный контроль соответствует зачету по части курса. Подобные мероприятия охватывают содержания крупных структурных единиц учебного материала (как правило, глав). Блоки рубежных контролей выступают в качестве их завершающих компонентов и обеспечивают выборочную проверку знаний, приобретенных при их проработке.

Итоговый контроль предусматривается в конце компьютерного курса и покрывает содержание курса в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40302. ПОМРАЧЕНИЕ СОЗНАНИЯ 30.5 KB
  дезориентировка аллопсихическая амнестическая аутопсихическая бредовая ложные представления об окружающем соматопсихическая двойная ориентировка амнезия на период нарушенного сознания тотальная или частичная симптомы расстройства сознания: анозогнозия неузнавание или отрицание собственной болезни невозможность правильно оценить собственный дефект. СИНДРОМЫ ПОМРАЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ Оглушение характеризуется повышением порога ко всем раздражителям и обеднением психической деятельности. ДЕЛИРИЙ это иллюзорногаллюцинаторное...
40303. Прогрессивный паралич 34 KB
  Неврологические симптомы: синдром Аргайла Робертсона отсутствие прямой и содружественной реакции зрачков на свет при сохранении реакции на конвергенцию и аккомодацию; сужение миоз реже расширение мидриаз зрачков их неравномерность анизокория и деформация. Формы: экспансивная маниакальная форма; эйфорическая форма; простая дементная; депрессивная форма; циркулярная форма. Стационарный паралич форма с особенно медленным течением.
40304. ПСИХООРГАНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ 25 KB
  Снижение интеллекта снижение уровня суждений. Снижение дисфория злобная раздражительность эйфорический апатический.
40305. РАССТРОЙСТВА АССОЦИАТИВНОГО ПРОЦЕССА 27 KB
  Ускорение мышления ускоренное течение ассоциативных процессов мысли очень быстро сменяют друг друга их много больной не успевает их высказывать. Замедление мышления бедность ассоциаций замедленное течение мысли. Патологическая обстоятельность мышления чрезвычайная вязкость тугоподвижность мыслительных процессов трудность переключения невозможность отделить главное от второстепенного. Персеверация мышления патологическое застревание задержка на одних и тех же представлениях что выражается в повторениях.
40306. РАССТРОЙСТВА ИНТЕЛЛЕКТА 25 KB
  Тотальное слабоумие. Частичное слабоумие характеризуется выраженными нарушениями памяти. Шизофреническое слабоумие апатическое или атактическое характеризуется интеллектуальной бездеятельностью безынициативностью в то время как предпосылки к умственной деятельности еще длительное время могут сохраняться.
40307. РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ 25.5 KB
  Фиксационная амнезия потеря способности запоминать фиксировать текущие события. Прогрессирующая амнезия характеризуется постепенным ослаблением памяти причем в первую очередь ослабляется память на текущие события на то что было недавно на события последних лет. Человек может вспоминать действительно имевшие место события но относить их к совсем иному времени псевдореминесценции 2.
40308. Самоповреждение 27.5 KB
  Различают: cознательные самоповреждения с целью получения выгоды симуляция cознательные самоповреждения в ответ на бредовые убеждения cамоповреждения в результате навязчивых действий таких как сковыривание царапанье натирание cознательные или бессознательные самоповреждения для подавления психологических проблем неосознаваемых пациентом бессознательные повреждения произведенные другому лицу с целью удовлетворения психологической необходимости преступника. и тенденцией к самоповреждениям для инсценировки его симптомов.
40309. Синдром Кандинского-Клерамбо 35.5 KB
  Псевдогаллюцинации восприятия возникающие как и галлюцинации без реального объекта. В отличие от истинных галлюцинаций псевдогаллюцинации не отождествляются с реальными предметами воспринимаются как сделанные. Самое существенное отличие: больной ощущает что псевдогаллюцинации сделаны вызваны некоей внешней силой причиной. В структуру галлюцинаторнопараноидного синдрома входят зрительные слуховые обонятельные вкусовые тактильные висцеральные кинестетические псевдогаллюцинации.
40310. Соматоформные расстройства 39.5 KB
  Еще один важный признак конверсионных расстройств связь между обострениями и стрессом или иными сильными эмоциями со слов самого больного или окружающих.1 с другой смещение внимания и мыслей больного с внешнего проявления на его причины как при других соматоформных расстройствах. У него возникает естественное порой трудно скрываемое раздражение и в результате продолжается постоянное хождение больного по врачам в поисках хорошего доктора. Тот в свою очередь должен завоевать доверие больного наладить с ним устойчивые отношения.