32541

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

Основная функция обратной связи идущей от учащегося к обучаемому раскрыть как осуществляется учебная деятельность с тем чтобы наметить систему обучающих воздействий которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том как учащийся решает предложенные ему учебные задачи какие трудности испытывает их причины а также какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач. В настоящее время...

Русский

2013-09-04

130 KB

7 чел.

екция №12. Разработка и использование ЭС образовательного назначения

РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Основная функция обратной связи, идущей от учащегося к обучаемому, — раскрыть, как осуществляется учебная деятельность с тем, чтобы наметить систему обучающих воздействий, которые обеспечивают эффективное достижение учебных целей. Информация, которая идет по каналу обратной связи от обучаемого к обучающему содержит сведения о том, как учащийся решает предложенные ему учебные задачи, какие трудности испытывает, их причины, а также, какие вспомогательные обучающие воздействия обеспечивают правильное решение учебных задач.

Необоснованным является мнение, будто, чем чаще осуществляется обратная связь от учащихся к обучающему, тем эффективнее обучение. Здесь нужно решить вопрос о соотношении явных и неявных задач, явных и неявных ответов учащихся, а также необходимо ли вводить в компьютер ответ после решения задачи в целом или же в процессе ее решения,

Имеющиеся в литературе данные говорят о том, что:

  1.  не следует ограничиваться постановкой задач только в явном виде, следует давать задачи и в неявном виде;
    1.  не на все задания следует требовать явного ответа;
    2.  при решении сложных учебных задач целесообразно требовать от учащегося ответа не после решения задачи в целом, а при выполнении отдельных его этапов: например, построения модели (задачной структуры) задачи, составления плана решения, нахождения требуемых параметров каждого из объектов, которые входят в состав искомых и т. п.
    3.  чем старше возраст и выше уровень сформированности учебной деятельности, тем шире можно применять неявные задачи и требовать неявные ответы.

В настоящее время многие специалисты считают, что, во-первых, механизму обратной связи в учебной деятельности принадлежит намного меньшая роль и, во-вторых, функция обратной связи отнюдь не подкрепление правильных ответов, а основные функции ее:

  1.  информирование учащегося о допущенной ошибке,
    1.  оказание помощи учащемуся для ее устранения,
    2.  повышение мотивации учащихся с помощью оценочных суждений о результатах его деятельности.

В зависимости от того, какие функции преобладают, выделяют два типа обратной связи:

  •  информационная обратная связь
  •  знание результата.

Основные требования к обратной связи:

  1.  После допущенной ошибки должна обязательно следовать обратная связь, сообщение после ошибки имеет большую педагогическую ценность, чем после правильного ответа.
    1.  Эффективность обратной связи в значительной мере определяется тем, насколько содержащаяся в ней информация помогает учащимся обнаружить и устранить ошибку. Поэтому, как правило, сообщение типа «Неправильно» или «В решении допущена ошибка» оказывается недостаточно эффективным. Необходимо стремиться к тому, чтобы, с одной стороны, сообщения были достаточными (они должны объяснить, почему ответ неправильный) и в то же время не были чрезмерно «мощными».
    2.  Прежде чем выдать учащемуся дополнительную информацию о допущенной ошибке, целесообразно предложить ему самостоятельно ее устранить.
    3.  Дополнительную информацию следует давать только после того, как учащийся либо ввел новый ответ, либо запросил помощь.
    4.  Сообщения по каналу обратной связи должны соответствовать возрастным возможностям к индивидуальным особенностям учащихся.
    5.  На начальных этапах изучения нового материала обратная связь оказывает большее влияние на обучение, чем на более поздних этапах.
    6.  Злоупотребление обратной связью нередко приводит к отрицательным последствиям, поскольку неправомерно сужает «поле самостоятельности» учащихся, чрезмерно регламентирует их деятельность, уменьшает диапазон творческих поисков.
    7.  Учащиеся с заниженной самооценкой нуждаются в более частой обратной связи чем уверенные в себе.
    8.  Сообщения по каналу обратной связи должны даваться в течение нескольких секунд (если компьютеру понадобится больше времени, необходимо об этом сообщить учащемуся). Имеющиеся в литературе данные говорят о том, что задержка сообщений на 30 секунд и больше может отрицательно сказаться на результативности обучения и на отношении учащихся к помощи компьютера.
    9.  Влияние немедленной и отсроченной обратной связи зависит от типа решаемых учебных задач и от этапа решения. В задачах на запоминание целесообразна немедленная обратная связь, на понимание — отсроченная. На этапе построения задачной структуры (модели) решаемой задачи целесообразна немедленная обратная связь, при планировании решения и контроля его правильности — отсроченная.
    10.  Сообщения, относящиеся к знанию результата, не должны злоупотреблять похвалой, особенно, если учебная задача была несложной или правильному ответу предшествовало большое число ошибочных. В последнем случае похвала по адресу учащегося нередко воспринимается как издевка.
    11.  Функция подкрепления правильных действий появляется только тогда, когда, во-первых, учащемуся давалась трудная задача к, во-вторых, решение ее осознается учащимся как успех. Поэтому положительные оценочные суждения должны даваться мотивированно с тем, чтобы учащиеся осознали свои успехи.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Входной контроль предусматривается в начале обучения и служит для оценивания исходной подготовленности обучаемого по предмету, т.е. степени владения им знаниями, необходимыми для успешного усвоения курса. При получении по нему низкой оценки в индивидуальном задании фиксируется необходимость проработки материала для восстановления знаний.

БЛОКИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Промежуточный контроль охватывает учебный материал, рассчитанный на несколько часов контактного времени. Обычно такой объем соответствует фрагменту раздела или небольшому подразделу. Данный вид контрольного блока представляет собой мини-тест, состоящий из 5—10 компактных заданий, суммарное время выполнения которых не превышает 15 минут, реализуемый непосредственно после покрываемого материала и предназначенный для оперативного оценивания его усвоения.

Рубежный контроль соответствует зачету по части курса. Подобные мероприятия охватывают содержания крупных структурных единиц учебного материала (как правило, глав). Блоки рубежных контролей выступают в качестве их завершающих компонентов и обеспечивают выборочную проверку знаний, приобретенных при их проработке.

Итоговый контроль предусматривается в конце компьютерного курса и покрывает содержание курса в целом. Его результаты служат основой для аттестации обучаемого.

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

958. Многоэтажное промышленное здание 337 KB
  Конструирование и расчет ребристой плиты перекрытия. Проектирование предварительно напряжённого сборного ригеля поперечной рамы здания. Конструирование и расчёт колонны. Проектирование фундамента колонны. Расчёт простенка каменной стены.
959. Описание торгово–технологического процесса продажи вареных колбас и меховых товаров 367 KB
  Технология продажи непродовольственных товаров. Описание организации товароснабжения непродовольственных товаров в магазин. Характеристика процесса приёмки непродовольственных товаров по количеству и качеству. Хранение продовольственных товаров в условиях магазина. Правила безопасных условий труда при работе на ККМ. Освещение вопросов материальной ответственности в магазине.
960. Исследование физических свойств механизма 449.5 KB
  Определение недостающих размеров механизма. Определение уравновешивающей силы методом рычага Жуковского. Геометрический расчет равносмещённого зубчатого зацепления. Определение скоростей и частот вращения звеньев. Синтез плоского кулачкового механизма.
961. История экономической мысли 521.5 KB
  Предмет и метод истории экономической мысли. Неолиберализм (западногерманский). Экономическая мысль древнего Китая. Российская экономическая мысль советского периода. Российский марксизм о развитии капитализма в России. Экономические теории последователей Кейнса (Харрод, Хансен, Сраффа). Элементы политики меркантилизма в России. Теория западного или индустриального капитализма.
962. Теория и практика бокса 185 KB
  Планирование тренировочных занятий боксеров. Физическая подготовка боксеров. Боевые позиции и боевая стойка. История возникновения бокса. Классификация технических действий боксеров. Биомеханические основы движений боксеров.
963. Разработка электропитающей установки 435.5 KB
  Выбор системы электропитания станционных устройств. Структурно-функциональный состав ЭПУ поста ЭЦ. Расчет преобразователя ппв-1 (полупроводниковый преобразователь выпрямитель). Расчет мощности рельсовых цепей и преобразовательных панелей ПП25-ЭЦК. Расчет вводной панели ПВ-ЭЦК, нагрузки на внешние сети переменного тока и выбор ДГА.
964. Разработка базы данных для книжного магазина 590 KB
  В магазине хранится огромное количество книг, услугами магазина пользуются довольно много людей. Для обеспечения оперативности ведения информации о книгах и клиентах необходима автоматизированная система, основанная на современной базе данных. Использование базы данных и автоматизированной системы для работы с базой данных существенно сократит время обслуживания клиентов и время работы с библиотекой по систематизации информации о книгах, по сбору информации о должниках и многие другие задачи.
965. Знакомство с предприятиями, специализирующихся на механической обработке древесины 177.5 KB
  ОАО Лесопильно - деревообрабатывающий комбинат №3. Завод клееной древесины ООО Кардинал. Архангельский фанерный завод. Новодвинская мебельная фабрика.
966. Разработка программы для гипотетического (иллюстрированного) микропроцессора 425 KB
  Задан массив из пяти элементов - целых положительных чисел. Необходимо написать программу для гипотетического (иллюстрированного) микропроцессора. Эта программа позволит выполнять различные манипуляции с элементами массива.