32543

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ

Лекция

Информатика, кибернетика и программирование

При оценивании следует помнить что не всякая оценка в равной мере применима ко всем программам необходимо учитывать тему цель и тип программы. Один из пунктов предназначен для краткого описания программы причем не столько ее содержания сколько других факторов которые могут вызвать интерес учителя предмет ступень обучения класс необходимое аппаратное обеспечение количество программ цена и т. Прогон программы запуск ввод данных управление. гарантируется ли работа при неправильном нажатии клавиш Точно ли указывается опасность...

Русский

2013-09-04

79.5 KB

3 чел.

екция №14. Разработка и использование ЭС образовательного назначения

ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ.

Общие замечания.

В настоящие время существует и постоянно появляется большое количество обучающих программ. И для оценки их качества необходимо выработать ряд основных критериев по которым можно оценивать качество программ. Предлагаемая оценочная модель была разработана группой сотрудников Национального института по исследованию проблем естественнонаучного образования ФРГ, обсуждена и дополнена на нескольких международных встречах. Она предназначена в помощь учителям, преподавателям педагогических учебных заведений и программистам при отборе заслуживающих внимания программ. Такая оценка должна быть краткой, но содержать постоянную информацию для выбора подходящих для целей обучения программ (см. также: Fetter, 1984; allace and Rose, 1984; Wellington, 1984).

Качественная характеристика программ складывается из трех компонентов:

а) техническое и операционное качество;

б) педагогическая приемлемость;

в) степень поддержки процесса обучения.

Исходя из этого, в оценочную модель введены три категории критериев:

а) технический уровень;

б) дидактический уровень;

в) степень интерактивности.

По каждому из этих свойств разработан ряд критериев. При оценивании следует помнить, что не всякая оценка в равной мере применима ко всем программам, необходимо учитывать тему, цель и тип программы. Каждое свойство оценивается отдельно. На оборотной стороне оценочного листа приводятся сочетания ключевых слов по каждому свойству, служащие своего рода перечнем критериев оценки. Оценивающий программу ставит три оценки по пятибалльной шкале (от + + до – –), на основе которых выводится итоговая оценка. Характеристики, не учтенные в оценках, также принимаются в расчет. Предполагается, что «хорошая» или «отличная» программа удовлетворяет предъявляемым требованиям по каждой категории критериев. Следовательно, фиксируются лишь отрицательные или положительные отклонения от нормы.

Учебная программа, как правило, состоит из программного обеспечения на дискетах или CD-ROM диске и сопутствующего материала. Оцениваются оба элемента, особенно это касается дидактического уровня и степени интерактивности.

В связи с описанной выше ситуацией на рынке средств программного обеспечения в модели предусмотрен пункт, где можно отметить «позитивные аспекты» вновь созданных программ, которые, хотя в целом и не отвечают установленным требованиям качества, обладают отдельными примечательными свойствами. Действительно, программа, получившая низкую оценку, нередко содержит новые идеи или качественные признаки, которые могут быть использованы в дальнейшем для совершенствования программ.

Решающим фактором при оценивании программ является их воздействие на учителей и учащихся. До сих пор имеется очень мало информации по данному вопросу. Поэтому в оценочном листе выделена исключительно важная графа для подробного изложения любого опыта, приобретенного в школе. Один из пунктов предназначен для краткого описания программы, причем не столько ее содержания, сколько других факторов, которые могут вызвать интерес учителя (предмет, ступень обучения, класс, необходимое аппаратное обеспечение, количество программ, цена и т. д.). На оборотной стороне листа указывается общая классификация учебных программ. Из-за недостатка специальных знаний в области разработки программ классификация, однако, не является полной и теоретически обоснованной. Если программу трудно или невозможно классифицировать, то оценивающему рекомендуется предложить новую категорию.

Остановимся подробно на вышеуказанных трех категориях критериев.

Технический уровень.

I. Прогон программы (запуск, ввод данных, управление).

  •  Надежно ли работает программа, т. е. гарантируется ли работа при неправильном нажатии клавиш? Точно ли указывается опасность вывода программы из строя?
  •  Сразу ли начинается прогон (автостарт)? Можно ли осуществить демонстрационный прогон с указанием хороших (и иных) параметров?
  •  Может ли программа быть остановлена в любой момент (без риска сбоя)?
  •  Можно ли повторять отдельные части программы (подобно возвращению на несколько страниц назад при чтении) или пропускать их? Можно ли отменять ввод?
  •  Насколько последовательны и ясны функции клавиш?
  •  Продолжительны ли временные задержки при загрузке и/или прогоне программы? Если да, то как заполняются промежутки?

II. Распознавание, запуск и управление программой

  •  Обеспечивается ли четкое общее представление программы (т. е. уровни меню)?
  •  Может ли любая программная функция (например, конкретное меню) быть запущена в любой момент?
  •  Всегда ли ясны инструкции для пользователя (и комбинации на клавиатуре)?
  •  Обладает ли программа функциями подсказки? Например, можно ли получить в сжатом виде инструкции по редактированию или по всем командам ввода?
  •  Разумна ли аббревиатура и, следовательно, мнемоника, легко ли запоминается?

III. Качество графики на экране дисплея.

  •  Четко ли представляются тексты и графика?
  •  Адекватно ли и соответствует ли содержанию изображение на экране?
  •  Используются ли графические средства (цвет, рамки, подчеркивание) для пояснения содержания?
  •  Хорошо ли располагается изображение на экране, т. е. соблюдается ли разумное соотношение между неиспользуемым пространством и текстом/графикой?
  •  Выделяются ли наиболее важные элементы информации, например центрированием или использованием цвета?
  •  Имеются ли прописные и строчные буквы?
  •  Учитывают ли шрифты критерий читабельности?
  •  Достаточно ли однозначны буквенные обозначения?
  •  Выдержаны ли интервалы между строками и буквами?
  •  Четки ли контуры графических изображений?
  •  Привлекательны ли формы изображений?
  •  В случае динамических изображений равномерно ли и плавно движение?

IV. Подключение периферийного оборудования.

  •  Существует ли возможность для работы в локальной сети, Internet и Intranet.
  •  Существуют ли возможности для измерений и вывода сигнала?
  •  Возможна ли распечатка изображения с экрана?
  •  Возможна ли распечатка записанных результатов?

Дидактический уровень.

I. Цели, содержание, методы.

  •  Есть ли логика в отборе образовательных целей и содержания?
  •  Обладает ли программа подтверждаемой/реальной образовательной ценностью?
  •  Существует ли оправданная/опознаваемая взаимосвязь между целями, содержанием и методами?
  •  Отражает ли дидактический подход современное состояние знаний с точки зрения научного содержания и учебных целей?

II. Форма представления (графика, таблицы, текст, мультипликация).

  •  Существует ли опознаваемая взаимосвязь между формой представления, последовательностью выполнения программы, содержанием и дидактическим методом?
  •  Свободны ли в основном форма представления и порядок прогона программы от всякого рода дидактически не оправданных трюков?

III. Воздействие.

  •  Способствует ли программа приобретению нового учебного опыта и возникновению новых форм обучения, которые были бы немыслимы без компьютера?

Степень интерактивности.

I. Возможности вмешательства.

  •  Могут ли различные уровни трудности/ сложности выбираться (учителем или учащимся)?
  •  Есть ли возможность выбора вариантов содержания (учителем и учащимся)?
  •  Позволяет ли программа (учителю или учащемуся) варьировать скорость работы?
  •  Можно ли использовать параметры полностью или расширить их?
  •  Можно ли использовать вновь определенные типы функций?
  •  Возможны ли ввод и обработка реальных данных?
  •  Позволяет ли программное обеспечение модифицировать данные или программу?
  •  Возможности обратной связи.
  •  Допускает ли программа вариативные ответы в целях расширения импровизации пользователя?
  •  Содержит ли программа функцию анализа ошибок в помощь обучаемому?
  •  Вписывается ли программа в рамки других методов обучения?
  •  Имеются ли в программе предложения по использованию дополнительных источников?
  •  Стимулирует ли программа другую деятельность без применения компьютера?
  •  Способствует ли программа развитию сотрудничества между учащимися?

Предложенными критериями для оценки обучающих программ можно руководствоваться при разработке собственных программных педагогических продуктов.


ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ (1 сторона)

ДАТА: __.__.____ ОЦЕНИВАЮЩИЙ: _____________________ ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА: ________________
1. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
________________________________________________________________________________________
Предмет:                                                                               Тема:                                                              Возраст или  степень обучения:
________________________________________________________________________________________
Название программы:                                                                                                                                   Год выпуска:
________________________________________________________________________________________
Тип программы:
________________________________________________________________________________________
Краткое описание программы:                                                                                                                

Язык:
________________________________________________________________________________________
Сопутствующий учебный материал:
________________________________________________________________________________________
Аппаратные средства:
________________________________________________________________________________________
Язык программирования                                      Разрешение на копирование(да/нет)                    Наличие документации (да/нет)
________________________________________________________________________________________
Цена:
________________________________________________________________________________________
Авторы:                                                                                                                      Издатель/Распространитель:
________________________________________________________________________________________

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
________________________________________________________________________________________
Требуемые технические знания:
________________________________________________________________________________________
Графика, цвет, звук, датчики и т.д.
________________________________________________________________________________________
Технический уровень:

Оценка:________________________________________________________________________________

3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ.
_______________________________________________________________________________________
Цель/цели программы:
_______________________________________________________________________________________
Требования к учащемуся:
_______________________________________________________________________________________
Ожидаемый учебный эффект:
_______________________________________________________________________________________
Требуемое время (подготовка/применение):
_______________________________________________________________________________________
Дидактический уровень:
Оценка:_________________________________________________________________________________
Степень интерактивности:
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Оценка:_________________________________________________________________________________
Позитивные аспекты:
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Общее впечатление/особенности с педагогической точки зрения:
________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
4. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ

________________________________________________________________________________________

1. Итоговая оценка

отлично

хорошо

удовлетворительно

посредственно

неудовлетворительно

+ +

+

0

– –

Итоговая оценка не должна превышать оценки по трем параметрам: технический уровень, дидактический уровень и степень интерактивности. Хорошие и отличные программы удовлетворяют предъявляемым требованиям (см. пункт 3).

2. Тип программы Определение типа программы зависит от связываемых с ней дидактических намерений (включая сопутствующий материал): диагностическая, тренировочная, обучающая, управляющая, имитационная, «микромир», моделирующая, файл данных, по обработке текстов, по составлению таблиц, инструментальное программное средство, измеряющая и т. д. Программы, управляемые преподавателем, учащимся или тем и другим, пометьте соответственно (П), (У) или (П/У), индивидуальные программы — (и), серийные — (с).

3. Критерии качества Учебные программы уже достигли такого уровня, что вполне можно определить критерии в отношении технических, дидактических и интерактивных свойств, которым должна отвечать любая хорошая или отличная программа. Предъявляемые требования зависят от конкретного типа программы.

Технический уровень:

  1.  Прогон программы (запуск, ввод данных, управление)
  2.  Автостарт
  3.  Надежность работы (например, при неправильном нажатии клавиш)
  4.  Демонстративный прогон (с указанием параметров)
  5.  Остановка без сбоя
  6.  Повтор частей программы
  7.  Отмена ввода
  8.  Последовательность и ясность функций клавиш
  9.  Приемлемые временные
  10.  Распознавание, запуск и управление программой.
  11.  Четкость общего представления программы (уровни меню)
  12.  Понятность комбинаций на клавиатуре
  13.  Функции подсказки
  14.  Качество графики на экране дисплея
  15.  Четкость изображения
  16.  Соответствие изображения на экране содержанию
  17.  Графические средства (цвет, рамки, анимация)
  18.  Расположение изображения на экране (центрирование, разумное использование пространства)

Текст

  1.  Использование прописных и строчных букв, различных шрифтов
  2.  Читабельность
  3.  Выдержанность интервалов между строками и буквами

Графика

  1.  Четкость изображения (например, контуров)
  2.  Привлекательность формы
  3.  Равномерность и плавность движения
  4.  Подключение периферийного оборудования
  5.  Возможности для работы в локальной и/или глобальной сети
  6.  Возможности для измерений и вывода сигнала
  7.  Возможности распечатки изображения с экрана
  8.  Возможности распечатки записанных результатов

Дидактический уровень:

  1.  Цели, содержание и методы.
  2.  Обоснованность выбора целей и содержания
  3.  Образовательная ценность
  4.  Согласованность целей, содержания и методов
  5.  Отражение современного состояния научных и педагогических знаний
  6.  Форма представления (графика, таблицы, текст)
  7.  Взаимосвязь между формой представления, порядком прогона программы и содержанием
  8.  Форма представления и порядок прогона программы свободны от всякого рода неоправданных трюков
  9.  Воздействие.
  10.  Приобретение нового учебного материала или возникновение новых форм обучения, немыслимых без компьютера

Степень интерактивности:

  1.  Возможность вмешательства преподавателя (П) и учащегося (У)
  2.  Наличие различных уровней трудности/сложности
  3.  Возможность выбора вариантов содержания учителем (и учащимся)
  4.  Возможность изменения скорости работы
  5.  Возможность полного использования параметров
  6.  Возможность ввода и обработки реальных данных
  7.  Возможность модификации программы/данных
  8.  Возможности обратной связи
  9.  Прием и выдача вариантов ответов
  10.  Наличие функции анализа ошибок
  11.  Программа вписывается в рамки других методов обучения
  12.  Предложения по использованию дополнительных источников
  13.  Стимулирование других видов деятельности (без применения компьютера)
  14.  Содействие развитию сотрудничества между учащимися


ВСЕ НЕДОСТАТКИ В СОБЛЮДЕНИИ ЭТИХ КРИТЕРИЕВ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УКАЗАНЫ.

  1.  Общее впечатление/особенности с педагогической точки зрения.
  2.  Отразите ваше общее впечатление от программы или отметьте ее особые характеристики одним броским словом или выражением.
  3.  Опыт применения.
  4.  Опробована ли программа в реальной обстановке, т.е. имеются ли данные о конкретном опыте ее использования в учебных целях? Какие эмпирические результаты получены о воздействии программы? Достигнуты ли поставленные в программе цели? Если да, то какие? Если нет, то какие?

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22017. Скандинавия до XV в. 127.5 KB
  Температура января – в Северной Норвегии 0 7 в Южной и Центральной Швеции – от 1 до 3. Климат морской в Норвегии Дании Исландии умеренно континентальный на большей части Швеции. Это было вызвано тем что доля территории Швеции и Норвегии это не касается Дании на которой можно вести земледельческое хозяйство невелика – в Норвегии – 3 в Швеции – 9 в Исландии – около 1 от площади страны. Полная деревня Швеции – 48 дворов.
22018. Кальциевый насос животной клетки 208.5 KB
  Он выполняет важнейшую функцию активный перенос ионов кальция через мембраны клеток поддерживая тем самым низкую концентрацию этих ионов в клетке 107 М по сравнению с окружающей средой 3103 М. Введение В цитоплазме клеток концентрация ионов кальция составляет всего 50100 нМ 5108 1107 М тогда как в окружающей клетки среде она равна примерно 3 мМ 3103 М. Поддерживает эту разницу в концентрации на четыре порядка величины система активного транспорта ионов кальция главную роль в которой играет кальциевый насос ...
22019. Общая схема реакций 129.5 KB
  Кинетика окисления ионов Fe2 образование продуктов перекисного окисления липидов MDA и хемилюминесценции I в суспензии митохондрий к которой добавлены ионы двухвалентного железа момент введения показан стрелкой Vladimirov Yu. Кинетика окисления ионов Fe2 образование продуктов перекисного окисления липидов MDA и хемилюминесценции I в суспензии митохондрий к которой добавлены ионы двухвалентного железа момент введения показан стрелкой Vladimirov Yu. Кинетика процесса перекисного окисления обладает большой сложностью...
22020. Кинетика химических реакций 144.5 KB
  Зависимость изменения концентрации участников реакции т. субстратов и продуктов от времени называют кинетикой реакции. Итак повторим некоторые определения: Субстраты вещества вступающие в реакцию Продукты вещества образующиеся в результате реакции Промежуточные вещества продукты сразу же вступающие в новую реакцию Скорость реакции изменение концентрации одного из продуктов который рассматривается в качестве главного.
22021. Принцип метода ЭПР 488.5 KB
  Кроме свободнорадикальных состояний методом ЭПРисследуют триплетные состояния возникающие в ходе фотобиологических процессов. Пионерами применения ЭПР в биологических исследованиях в СССР были Л. Характеристики спектров ЭПР Амплитуда сигнала Сигнал ЭПР представляет собой первую производную от линии.
22022. Сила, работа и энергия 219 KB
  Экспериментальная работа с биологическими объектами ставит своей задачей по сути дела моделирование процессов протекающих в живом организме. Сила работа и энергия Из физики мы знаем что сила это причина изменения скорости тела. По определению работа A равна произведению силы F действующей на некоторое тело на перемещение s этого тела в направлении действия силы. И сила и перемещение векторы; работа же скалярная величина равная призведению этих векторов: 1 Будучи скаляром работа рассматривается в термодинамике а...
22023. Реакции окисления-восстановления 126.5 KB
  Атомы цинка могут переходить из металлической решетки в водный раствор в виде ионов цинка Zn2; при этом освободившиеся электроны уходят по электрической цепи т. происходит процесс: Zn Zn2 2e Отрыв электрона от цинка называется процессом его окисления присоединение электронов к ионам цинка называют их восстановлением. Интуитивно мы понимаем что увеличение потенциала будет способствовать восстановлению ионов цинка до металлического цинка тогда как его уменьшение наоборот окислению цинка до ионов см. Для этого рассчитаем количество...
22024. Свечение, сопровождающее биохимические реакции 131.5 KB
  В последнее время все больший интерес привлекает собственное сверхслабое свечение клеток и тканей животных и человека которое обусловлено реакциями свободных радикалов: радикалов липидов и кислорода а также окиси азота соединениями играющими огромную роль в жизни организма а при определенных условиях и развитии ряда патологических состояний. свечение сопровождающее химические реакции называется хемилюминесценцией ХЛ. Процессы жизнедеятельности как теперь стало известно практически всегда сопровождаются очень слабым...
22025. Собственное свечение клеток и тканей животных 78.5 KB
  Строение Фазовые переходы липидов в мембранах Диффузия как результат случайных блужданий частиц Диффузия ионов при наличии электрического поля Кинетика реакций цепного окисления липидов Cвечение сопровождающее биохимические реакции Активированная хемилюминесценция и биолюминесценция как инструмент в медикобиологических исследованиях Метод электронного парамагнитного резонанса Кинетика химических реакций Кальциевый насос животной клетки Реакции окисления восстановления .