32626

Описати принципи і особливості проектування залізничних вузлів великих і столичних міст

Шпаргалка

Логистика и транспорт

В генеральной схеме развития узла особенно тщательно должна быть проработана охрана окружающей среды бережного отношения к природным ресурсам минимального использования земель и угодий ценных для других отраслей хозяйства отдыха населения и дальнейшего развития жилищного строительства. При проектировании железнодорожных узлов необходимо руководствоваться следующими принципами: общая эффективность комплексная оптимизация концентрация децентрализация специализация сохранение равновесия и пропорциональности развития отдельных...

Украинкский

2013-09-04

559.5 KB

0 чел.

Билет №23

1.Описати принципи і особливості проектування залізничних вузлів великих і столичних міст. Железнодорожные узлы должны развиваться в строгом соответствии с генеральной схемой, разработанной на научной основе. Схемы и технико-экономическое обоснование (ТЭО) развития железнодорожных узлов должны выполняться комплексно, в тесной увязке с перспективными планами развития городов, промышленных районов и всех видов транспорта как составных частей единой транспортной системы, т. е. быть частью научно обоснованных генеральных схем развития транспортных узлов.

  Взаимное расположение станций, подходов главных и соединительных путей и обходов должно быть решено обязательно с учетом перспективы роста прилегающих населенных пунктов, промышленных предприятий и сооружений других видов транспорта, соблюдения экономических, технических, архитектурно-планировочных и санитарно-гигиенических требований, удобств населения обслуживаемого узлом района и экологических требований. В генеральной схеме развития узла особенно тщательно должна быть проработана охрана окружающей среды, бережного отношения к природным ресурсам, минимального использования земель и угодий, ценных для других отраслей хозяйства, отдыха населения и дальнейшего развития жилищного строительства. В проектных схемах развития железнодорожных узлов предусматривают возможность включения их в автоматизированную систему управления железнодорожным транспортом. При проектировании железнодорожных узлов необходимо руководствоваться следующими принципами: общая эффективность, комплексная оптимизация, концентрация, децентрализация, специализация, сохранение равновесия и пропорциональности развития отдельных элементов и подсистем узла и т. д.

 Принцип общей эффективности предполагает учет при оценке эффективности проектируемого объекта (узла), кроме прямых эффектов, также и косвенных, которые по своим масштабам соизмеримы с прямыми, а в ряде случаев могут быть и больше.

В основе принципа комплексной оптимизации лежит идея, что наилучшая структура железнодорожного узла и технология его работы достигаются при совместной оптимизации всех основных параметров. Этот принцип препятствует ведомственному подходу к проблеме развития железнодорожного узла, что дает значительный эффект, так как обеспечиваются оптимальные пропорции в распределении капитальных вложений между отдельными элементами узла, достигается оптимальное соотношение между размерами работы и техническим оснащением узла.

Принцип концентрации — предусматривает концентрацию операций на меньшем числе станций узла; объединение станций, обслуживающих промышленные предприятия; создание базовых механизированных складов и др.

Принцип децентрализации. Тенденция к децентрализации противоположна тенденции концентрации и чаще всего вызывается: стремлением уменьшить затраты, связанные с пробегом подвижного состава, потерями времени пассажиров; невозможностью повышения уровня концентрации, вызванной территориальными ограничениями площадок, возможностями системы управления, несовместимостью транспортных потоков и другими ограничениями. Поэтому при проектировании узла необходимо устанавливать рациональные уровни концентрации и децентрализации, учитывая принцип общей эффективности.

Принцип специализации — создание специализированных станций, грузовых районов, баз, пунктов подготовки вагонов в узле — способствует внедрению новой техники, повышению уровня механизации и автоматизации, обеспечивает высокую производительность труда и является предпосылкой для снижения транспортных издержек. Осуществление этого принципа тесно связано с концентрацией, так как применение специализированных устройств целесообразно только при мощных и устойчивых транспортных потоках.

Принцип сохранения равновесия и пропорциональности развития отдельных элементов и подсистем узла обеспечивает согласование элементов узла по всем эксплуатационным показателям и, прежде всего по пропускной и перерабатывающей способности. Несоблюдение принципа пропорциональности развития создает «узкие» места и диспропорции; наоборот, в его соблюдении заключен один из важных путей оптимизации развития железнодорожных узлов.

Принцип открытого роста элементов и подсистем узла предусматривает развитие железнодорожного узла в тесном контакте с развитием промышленности, селитебных территорий, поэтому необходимо обеспечивать при проектировании возможности для их дальнейшего роста. Это достигается путем зональной организации планировочной структуры и требует большого искусства в процесс разработки генплана узла.

Принцип дальней перспективы требует согласования решений для разных временных горизонтов, в том числе и на период 20—25 лет. Он предполагает координацию ведущих направлений развития узла во взаимосвязи с процессом поиска новых принципов организации перевозочного процесса.

Принцип конструктивной и технологической унификации предполагает широкое использование при конструировании схем методов стандартизации, конструктивной типизации. С помощью этих методов ликвидируется или сокращается необоснованное многообразие схем, планировочных решений и уменьшается срок разработки проектов. В результате технологической унификации возникают предпосылки для внедрения поточных методов работы, автоматизации технологических процессов.

Принцип альтернативной оценки ситуаций — при разработке генеральной схемы узла всегда возникает проблема выбора взаимоисключающих возможностей, например, реконструировать существующую станцию или выносить ее на новую площадку. Поэтому необходимо разрабатывать ряд вариантов развития узла, выбрать реалистичные критерии их оценки.

2. Дати загальні відомості та класифікацію вузлів, умови їх застосування та основні вимоги до їхнього проектування. 

Варіант

Вузли

1

Залізничні

2

Промислові залізничні

3

Транспортні

Вар 1. Железнодорожный узел — пункт пересечения или примыкания нескольких железнодорожных линий, ряд связанных соединительными ходами станций и раздельных пунктов, работающих по единой технологии (во взаимодействии). Границами железнодорожного узла могут быть пункты, от которых начинается разветвление и слияние главных путей по различным направлениям и станциям, а также конечные зоны интенсивного пригородного движения и пункты расположения промышленных предприятий, обслуживаемых станциями данного узла. В состав железнодорожного узла входят: сортировочные, грузовые и пассажирские станции с их устройствами; главные и соединительные пути; посты и обходы; подъездные пути; все виды путепроводных развязок, расположенных в границах узла; самостоятельные производственные единицы железнодорожного транспорта (заводы, тяговые подстанции, материальные склады и др.) Железнодорожные узлы классифицируются: по характеру эксплуатационной работы, географическому расположению, численности населения, характеру производительных сил прилегающего района, по схеме размещения основных устройств (геометрическому очертанию) и системе управления.

По характеру эксплуатационной работы узлы бывают: - транзитные с небольшим объемом сортировочной работы без тягового обслуживания (проходные); - транзитные с небольшим объемом сортировочной работы с тяговым обслуживанием, с большой местной работой и наличием транзитных перевозок, только с местной работой (конечные); - перевалочные, совершающие перевалочные операции с воды на железную дорогу и обратно; - перегрузочные, совершающие перегрузочные операции с одной колеи на другую; - промышленные, обслуживающие крупные промышленные районы.

По географическому положению железнодорожные узлы разделяются на три группы: сухопутные, расположенные на берегах морей и на берегах судоходных рек. Узлы различаются по численности населения городов, характеру производительных сил (расположенные в районах с местной, крупной добывающей и обрабатывающей промышленностью).

В зависимости от системы управления узлы бывают объединенные и раздельные. По схеме размещения основных устройств различают железнодорожные узлы: с одной станцией, крестообразные, треугольные, с параллельным расположением станций, с последовательным расположением станций, радиальные, тупиковые, кольцевые и полукольцевые, комбинированные.

Новые и реконструируемые железнодорожные узлы проектируются в соответствии с потребной пропускной и перерабатывающей способностью на расчетные сроки с учетом их функционального назначения и оптимальной этапности дальнейшего их развития в течение расчетного периода (15—20 лет), а также перспективы нового железнодорожного строительства и усиления технического оснащения прилегающего полигона сети железных дорог.

  Размещение станций и их техническое оснащение в железнодорожных узлах необходимо проектировать на основе генеральных схем развития и технико-экономических расчетов исходя из принципов оптимального решения основных комплексов транспортных устройств, обслуживающих пассажирские перевозки, транзитные и местные грузопотоки узла. При этом необходимо обеспечивать выполнение всех операций, обычных для входящих в узел станций, а также пропуск транзитных поездов с одних линий на другие, как правило, без угловых заездов, рациональное распределение работы и удобную передачу между сортировочными, грузовыми, промышленными, портовыми и другими станциями узла.

  При проектировании новых и развитии существующих узлов следует учитывать возможность их включения в автоматизированную систему управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ), предусматривать автоматизацию технологических процессов, создание автоматизированных систем управления сортировочными и грузовыми станциями (АСУСС, АСУГС), АСУ контейнерными пунктами (АСУКП) и др.

Вар 2. Промышленные железнодорожные узлы обслуживают предприятия, находящиеся на полигоне промышленного района. Для них проектируются специальные железнодорожные устройства, образующие в комплексе промышленный железнодорожный узел, являющийся составной частью транспортного узла.

  В состав промышленного железнодорожного узла входят: подъездные пути, связывающие предприятия со станцией примыкания, находящейся на магистральной линии УЗ; станции различного назначения, обслуживающие производственные предприятия и выполняющие также операции по формированию поездов на сеть УЗ; соединительные пути между отдельными промышленными станциями; внутризаводские и внутрицеховые пути. Помимо этого, к устройствам промышленного узла могут относиться устройства автомобильного, конвейерного, подвесного и трубопроводного транспорта.

  Для обслуживания промышленных предприятий района узел имеет развитую сеть железных дорог, куда входят пути общего пользования, подъездные и внутризаводские пути с соответствующими станциями. Взаимное размещение железнодорожных станций и промышленных предприятий осуществляется обычно последовательно по отношению друг к другу или параллельно. Выбор схемы зависит от системы подачи вагонов со станции на предприятие (локомотивом вперед, вагонами вперед). В ряде случаев при больших вагонооборотах могут применяться кольцевые схемы примыканий, когда предприятия соединены со станцией двумя путями в разных горловинах.

Промышленные узлы разделяются на узлы добывающей и обрабатывающей промышленности. Схемы узлов добывающей промышленности определяются размерами полигонов, в пределах которых проводится разработка и добыча полезных ископаемых. Поэтому часто такие узлы занимают большую территорию, имеют разветвленную сеть подъездных путей и значительное число специализированных станций (погрузочные, сборочно-сортировочные, обслуживающие обогатительные фабрики и др.). В некоторых случаях в пределах полигона сооружаются пассажирские станции. Схемы узлов обрабатывающей промышленности более компактны. Такие узлы бывают тупикового или сквозного типа (некоторые из них кольцевые).

  Для промышленных железнодорожных узлов добывающей промышленности характерно прибытие больших порожних вагонопотоков, загружаемых в узле. В обрабатывающей промышленности типичны массовые поступления вагонов, груженых сырьем, как правило, в маршрутах, а также частые отправления порожняка, так как обратные потоки вагонов с продукцией предприятий значительно меньше.

  Схемы промышленных железнодорожных узлов выбираются в зависимости от размещения промышленных предприятий по отношению к магистральной железнодорожной линии, размеров грузооборота, характера и особенностей работы предприятий и условий местности.

  Поскольку главным фактором рационального размещения промышленности является в конечном итоге тонно-километровая работа, целесообразно, чтобы для предприятий с большим грузооборотом обеспечивался минимальный путь следования грузов в узле. Это очень сложная проблема. Однако, решая вопросы развития промышленного узла, стремятся к сокращению времени нахождения подвижного состава на предприятии, обеспечению минимальных пробегов на путях общего пользования и внутрипромышленных путях, максимальной концентрации переработки грузов. Все это может обеспечить хорошее использование транспортных средств при минимальных затратах капиталовложений.

Наиболее целесообразно концентрированное и комплексное расположение предприятий в промышленных районах, сосредоточенное обслуживание грузовых перевозок, рациональное взаимное размещение жилых и промышленных районов с обеспечением удобного транспортного обслуживания трудящихся. Такие требования сравнительно легко осуществляются во вновь создаваемых промышленных узлах и очень трудно в развиваемых, когда размещение новых предприятий часто ведет к рассредоточению промышленности из-за занятости территорий и густоты застройки обжитых районов и, как следствие, к увеличению транспортных расходов. Особенно важно для развиваемых промышленных железнодорожных узлов принимать решения по рационализации транспортных систем и совершенствованию их обслуживания. Одной из эффективных мер в этом направлении является создание объединенных производственно-транспортных предприятий, принимающих на себя всю работу по транспортному обслуживанию предприятий.

При проектировании или реконструкции промышленных железнодорожных узлов необходимо: обеспечить увязку схемы узла с генеральным планом предприятия и технологией производства; исключать по возможности пересечения в одном уровне железнодорожных линий общего пользования и путей, принадлежащих предприятиям, а также пересечения с путями сообщений других видов транспорта; предусматривать поточность в передвижении вагонов на территории промышленного района и обеспечивать минимальные пробеги при передвижении массовых грузов.

При проектировании промышленных узлов следует учитывать тенденции промышленности к замене рельсового транспорта на безрельсовый и смешанный, что приводит к упрощению схем промышленных узлов обрабатывающей промышленности.

Вар 3. Транспортным узлом называется комплекс транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. Транспортный узел как система — совокупность транспортных процессов и средств для их реализации в местах стыкования двух или нескольких магистральных видов транспорта. Следовательно, понятие транспортного узла включает собственно перевозочный процесс (передвижение пассажиров и перемещение грузов), технические устройства (станции, порты, магистрали, склады и т. д.), средства контроля и управления.

В состав транспортного узла входят железнодорожные станции и подходы магистральных железнодорожных линий, морские порты и подходы к ним, речные порты и целые водные узлы, узлы автомобильных дорог магистрального и местного значения, устройства промышленного транспорта, аэропорты и другие устройства воздушного транспорта, устройства городского транспорта общего пользования (сеть магистральных улиц, трассы трамвая, метрополитена и др.).

В транспортном узле производится передача грузов с одного вида транспорта на другой и осуществляется пересадка пассажиров. Поэтому каждый транспортный узел имеет ряд стыковых пунктов между различными видами транспорта, осуществляющих указанные операции. К пассажирским стыковым пунктам относятся железнодорожные пассажирские станции и остановочные пункты, автовокзалы, аэропорты, морские и речные порты и узловые станции метрополитенов; к грузовым стыковым пунктам — грузовые железнодорожные станции общего пользования, портовые, наливные и другие специальные станции, специализированные базы, аэропорты и др.

Транспортные узлы классифицируются по следующим признакам: - числу видов транспорта, обслуживающих узел; - характеру эксплуатационной работы; -географическому положению; численности населения; - расположению транспортных устройств; - геометрическому начертанию (схема узла).

По числу видов обслуживающего транспорта узлы делятся на три группы: железнодорожно-автодорожные, железнодорожно-водно-автодорожные, водно-автодорожные.

По характеру эксплуатационной работы узлы бывают: транзитные, обслуживающие транзитные потоки, в прямом и смешанном видах сообщений; с большой местной работой, обслуживающие транзитные (в том числе перевалочные) и местные потоки; местные или конечные.

По географическому признаку различают узлы сухопутные и расположенные на берегах морей и судоходных рек.

В зависимости от численности населения, обслуживаемого узлом города, транспортные узлы подразделяются на три группы: - малые и средние с населением до 100 тыс. чел., со слабо развитой промышленностью; - большие и крупные с населением до 1 млн. чел., с крупной обрабатывающей или добывающей промышленностью; - крупнейшие с населением свыше 1 млн. чел., с сильно развитой промышленностью.

По расположению транспортных устройств узлы делятся на однокомплектные, с объединенным расположением устройств основных видов транспорта; однокомплектные, с раздельным расположением пассажирского и грузового районов; многокомплектные, с объединенным расположением устройств разных видов транспорта; многокомплектные комбинированные.

По геометрической форме транспортные узлы бывают конечные, радиальные, вытянутые в длину, радиально-полукольцевые, радиально-кольцевые и комбинированные.

Одному и тому же типу транспортного узла может соответствовать большое количество вариантов и разновидностей схем, различающихся отдельными деталями, но объединяемых общими закономерностями развития, характерными устройствами и условиями эксплуатации. В процессе развития транспортные узлы могут иметь переходную, промежуточную форму.

  Развитие различных видов транспорта и промышленности в городах создает условия для изменения схем и типов железнодорожных узлов, портов, автодорожных узлов, изменяя этим общую схему транспортных узлов. Радиальные узлы обычно переходят в радиально-полукольцевые и радиально-кольцевые, а затем в комбинированные. Расположение транспортных узлов на сети путей сообщений определяется размещением производительных сил и исторически сложившейся сетью городов и их планировкой.

Границами транспортного узла являются пункты слияния подходящих к узлу линий и пункты, производящие работу по распределению прибывающих поездов (машин, судов), — по главному ходу, обходу, кольцу и внутриузловым соединениям. По каждому виду транспорта устанавливается самостоятельная граница. Транспортные узлы имеют свои закономерности развития, среди которых ведущее значение имеют: комплексное развитие всех видов транспорта, участвующих в перевозочном процессе; концентрация, специализация и рациональное размещение устройств; учет удобств населения, градостроительных, экономических и специальных требований.

Комплексное развитие всех видов транспорта особенно важно, так как внешние связи узлов стали значительно расширяться. В них все большее участие принимают автомобильный, воздушный, водный и трубопроводный транспорт. Выбор рационального транспорта и на основе этого комплексное развитие разных его видов должны производиться на основе установления оптимальных режимов перевозки грузов и пассажиров на всем пути следования от пунктов зарождения до пунктов погашения. Технологический процесс работы транспортного узла определяется общим грузооборотом, его структурой и данными о пунктах зарождения и погашения грузопотоков.

Транспортные узлы развиваются по генеральным схемам, объединяющим в себе взаимосвязанные генеральные схемы развития различных видов транспорта. Генеральные схемы разрабатываются на основе данных об объемах работы в установленные сроки (обычно на перспективу 20—30 лет), получаемых в результате прогнозных расчетов, учитывающих многие факторы общего развития промышленности и сельского хозяйства страны и развития отдельных отраслей. На основании расчетных объемов работы рассчитываются схема развития единой сети транспорта в данном районе и мощности технических устройств отдельных его видов с учетом оптимального использования существующих устройств.

Оптимальный вариант развития транспортного узла выбирается на основе технико-экономических расчетов. Для обслуживания грузовых перевозок учитывают строительные затраты и расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке, передвижению, переработке в пути. В расчетах учитываются также провозная и перерабатывающая способность транспортных магистралей и пунктов перевалки. По пассажирским перевозкам устанавливаются рациональные распределения объемов работы в дальнем, местном и пригородном сообщениях. Кроме строительных затрат и эксплуатационных расходов по видам транспорта, учитываются затраты времени, комфортность поездок различными видами транспорта, условия и режимы пересадок с одного вида транспорта на другой.

Практична частина

Нарисувати залізничний вузол трикутного типу. Підходи до станцій і виходи з них роздільні. 

В

Вихідні дані

1

Залізничний вузол розташований у пункті злиття п’яти підходів залізничних ліній з розміщенням станцій усередині вузла

2

Залізничний вузол розташований у пункті злиття шести підходів залізничних ліній з розміщенням станцій на вході в вузол. Розв’язки підходів симетричні.

3

Залізничний вузол розташований у пункті злиття шести підходів залізничних ліній з розміщенням станцій на вході в вузол. Розв’язки підходів послідовні.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24540. Классификация ОС 13.63 KB
  Примером таких ОС является семейство Windows и Linux. Среди ОС специального назначения можно выделить следующие разновидности: ОС для карманных компьютеров сотовых телефонов и другой бытовой техники например PalmOS и Windows CE Consumer Electronics – бытовая электроника; ОС для встроенных систем телевизоров СВЧ печей стиральных машин и т. По режиму обработки задач различают однозадачные например MSDOS MSX и многозадачные ОС OC EC OS 2 UNIX Windows. По способу взаимодействия пользователя с системой различают...
24541. Назначение и основные функции операционной системы (ОС) для автономного компьютера 13.74 KB
  Назначение и основные функции операционной системы ОС для автономного компьютера.2 Операционные системы для автономного компьютера Операционная система компьютера представляет собой комплекс взаимосвязанных программ который действует как интерфейс между приложениями и пользователями с одной стороны и аппаратурой компьютера с другой стороны. В соответствии с этим определением ОС выполняет две группы функций: предоставление пользователям и программистам вместо реальной аппаратуры компьютера расширенной виртуальной машины с которой удобней...
24542. Сетевые операционные системы: функциональные компоненты и варианты построения 46.02 KB
  Сетевые операционные системы: функциональные компоненты и варианты построения.3 Сетевые операционные системы. Различают сетевые и распределенные ОС. Распределенная ОС предоставляет пользователю сетевые ресурсы в виде ресурсов единой централизованной виртуальной машины.
24543. Одноранговые и серверные операционные системы 79.16 KB
  В зависимости от того как распределены функции между компьютерами сети они могут выступать в трех разных ролях: выделенный сервер сети – компьютер обслуживающий запросы других компьютеров т. В одноранговых сетях рабочих группах на все компьютеры устанавливается такая ОС которая предоставляет всем компьютерам в сети потенциально равные возможности. Схема одноранговой сети При потенциальном равноправии всех компьютеров в одноранговой сети часто возникникает функциональная несимметричность которая обусловлена тем что одни компьютеры...
24544. Принципы построения ОС 15.76 KB
  Принципы построения ОС.1 Принципы построения ОС. Однако в их основу положены общие принципы перечисленные ниже. Принцип модульности.
24545. Виды программных модулей 48.36 KB
  никакие внешние события не могут прервать работу модуля и он непрерывно выполняется от начала до конца. Структура привилегированного модуля приведена на рис. Структура привилегированного модуля Непривилегированные модули – это обычные программные модули которые могут быть прерваны во время своей работы.2 приведен пример использования реентерабельного модуля В процессами А и С.
24546. Ядро и вспомогательные модули ОС 95.57 KB
  Ядро и вспомогательные модули ОС.3 Ядро и вспомогательные модули операционной системы. Все модули ОС разделяются на две группы: ядро и вспомогательные модули. Ядро – наиболее часто используемые модули ОС выполняющие основные ее функции: управление процессами памятью устройствами ввода вывода и т.
24547. Классическая архитектура ОС 26.18 KB
  Для надежной и безопасной работы ОС ее ядро должно иметь более высокие привилегии по сравнению со вспомогательными модулями самой ОС и пользовательскими приложениями рис. Привилегии ядра обеспечиваются средствами аппаратной поддержки процессора который должен поддерживать как минимум два режима работы: пользовательский режим user mode; привилегированный режим ядра kernel mode. Ядро ОС в привилегированном режиме При обращении к ядру происходит переход из пользовательского режима работы в привилегированный что требует дополнительных...
24548. Микроядерная архитектура ОС 70.66 KB
  В микроядерной архитектуре в привилегированном режиме работает только небольшая часть ОС называемая микроядром. Роль посредника при взаимодействии выполняет микроядро. Микроядро в привилегированном режиме имеет доступ к адресным пространствам всех приложений и поэтому может выступать в качестве посредника. Микроядро принимает сообщение клиента и передает его серверу.