32667

Принципы и законы управления образовательными системами

Лекция

Педагогика и дидактика

Принципы управления весьма разнообразны. Они не только служат построению умозрительных схем но достаточно жестко определяют характер связей в системе структуру органов управления. Принципы управления это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций.

Русский

2014-09-21

51.5 KB

4 чел.

Л-7 Принципы управления образовательными системами

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимаются основные и фундаментальные идеи и представления об управленческой деятельности. (Исключительная важность принципов в нашей жизни очевидна. Человек с устойчивыми представлениями о нормах порядочности, морали, этики воспринимается нами как человек принципиальный, последовательный, предсказуемый. И наоборот, человек, не сдерживающий своего слова, меняющий взгляды в зависимости от складывающейся обстановки, подобен флюгеру.)

Принципы управления весьма разнообразны. Они не только служат построению умозрительных схем, но достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления.

ПРИНЦИП – это основополагающее утверждение (от лат. principium – начало, основа),

  1.  основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.
  2.  Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности. Нормы поведения и деятельности.
  3.  Основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

Управление основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций.

Среди учёных нет единого мнения как в отношении классификации принципов, так и в определении. Принципы отражают содержание объективных закономерностей и процессов развития общества

Принципы являются проявлением объективно действующих в обществе  законов и закономерностей.

ЗАКОН – отражает объективные существенные повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорганизацию, изменения и развитие.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – если такой характер связи случается при определённых условиях, т.е. не всегда, а как только складывается процесс управления, то эти связи выражают закономерности

Например, основными закономерностями управления образовательной системой  назвать:

  •  Зависимость эффективности функционирования образовательной системы от уровня структурно-функциональных связей  между субъектом и объектом управления;
  •  Аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления.

Принципы управления, вытекающие из закономерностей, являются основными положениями и ориентиром для руководителей в управленческой деятельности.

  •  человек принципиальный, беспринципный;
  •  принцип - не есть что-то застывшее, незыблемое;
  •  принцип – это основополагающие идеи управленческой деятельности, вытекающие из закономерностей.

Насчитывается около 40 принципов, на которых строится управление образованием:

  •  научность;
  •  оптимальное сочетание централизации и децентрализации;
  •  единство единоначалия и коллегиальности;
  •  рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности;
  •  связь теории и практики;
  •  системность;
  •  комплексность;
  •  и др.

Нужно иметь в виду, что каждая функция также регулируется совокупностью определенных принципов (целеполагание, планирование, организация, контроль и т.д.)

Основные принципы управления ПС

  •  Демократизация и гуманизация управления ПС.
  •  Системность и целостность в управлении;
  •  Рациональное сочетание централизации и децентрализации;
  •  Единство единоначалия колегиальности;
  •  Объективность и полнота информации в управлении ПС;
  •  Рациональность сочетания прав, обязанностей, ответственности.

Принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания, т.е. они объективны.  Вместе с тем, каждый из принципов – это идея, т.е. субъективная конструкция, которую выполняет каждый руководитель на уровне его познания. Принципы принадлежат субъекту, следовательно они имеют субъективный характер.

Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем эффективнее деятельность руководителя в управлении. Поэтому принципы имеют и объективный и субъективный характер.

Поэтому нужно каждому руководителю учитывать двойственный характер принципов управления. (Это нередко игнорируется). Должна быть золотая середина.

  •  Демократизация и гуманизация управления ОС

Данный принцип ориентирует управление ОС на:

  •  развитие самодеятельности и инициативы руководителей
  •  открытость обсуждения и принятия управленческих решений;
  •  выборность руководителей ОУ, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров;
  •  открытость, доступность информации (каждый знает о делах школы, отчеты)

Данный принцип позволяет и ориентирует на сотрудничество, сотворчество, утверждает субъективно-субъектные отношения, уровень зрелости коллектива, демократические традиции. Должна быть правильно создана организационная структура.

Основные условия демократизации управления:

  •  Сотрудничество
  •  Привлечение к анализу и самоанализу педагогической деятельности
  •  Создание творческой атмосферы
  •  Включение в исследовательскую деятельность
  •  Предоставление ОУ права выбора образовательных программ
  •  Гласность контроля. При этом выделяются пути демократизации:
  •  самоконтроль, самокоррекция
  •  административный контракт на диагн. основе
  •  коллективный контроль.

  •  Системность и целостность в управлении.

 

Системный подход в управлении позволяет видеть и побуждает руководителя иметь ясное представление об управляемом объекте как системе, его основных признаках.

Первый признак – целостность (учет всех сторон, всех свойств, всех направлений управляемой системы). Важно видеть не только основные части системы, но и те, которые возникают вновь, разрушаются.

Второй признакналичие структуры, т.е. наличие основных элементов, связей, отношений.

Третий признакналичие своих свойств и характеристик не сводимых к свойствам отдельных компонентов. 

Четвертый признаксвязь с внешней средой (протекает в двух формах: или управляемый объект приспосабливается к внешней среде, или подчиняет среду для достижения цели).

Системность и целостность предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций, выполняемых руководителем и педагогическим коллективом. Не отдается предпочтение какой-то одной функции управления, а признается важность всех.

  •  Рациональное (оптимальное) сочетание централизации и децентрализации.

  •  До настоящего времени (до начала 90-х годов) управление строилось на основе принципа централизации. (демократическая централизация)
  •  Чрезмерность централизации приводила к тому, что не учитывались личностные, деловые, профессиональные качества администрации. Гипертрофия. Дублирование в управлении. Перегрузка самих руководителей. Отсутствие стратегического решения задач. Снижение эффективности деятельности педагогических систем. Управление направлено на функционирование.
  •  После 90-х годов – ориентация на децентрализацию: делегирование полномочий и прав. Перераспределение власти между руководителями. Развитие самостоятельности, инициативы, творчества.
  •  Гипертрофия децентрализации. Вплоть до непризнания руководителей. Выборность. Делегирование всех полномочий вниз. В децентрализации увидели панацею от всех бед. Заигрывание.
  •  Разумно централизованное управление имеет ряд преимуществ: (по Поташнику)
  •  способно действовать в интересах всей системы, а не отдельных компонентов;
  •  сокращает время и сроки принятия решений;
  •  позволяет сократить аппарат, звенья, уровни в принятии решений;
  •  позволяет решать вопрос на профессиональном, а не делитантском уровне;
  •  позволяет концентрировать все организационно-управленческие средства, ресурсы и усилия;
  •  повышает требовательность к нижестоящим уровням управления;
  •  исключает дублирование.

Мера соотношения зависит от конкретной ситуации.

  •  Единство единоначалия и коллегиальности в управлении

В управленческой деятельности актуальное значение в принятии решений имеет сочетание единоначалия и коллегиальности.

  •  Единоначалие  - отождествляют с авторитарным руководством. Руководитель  принимает решения сам, никому не доверяет.

Потребность в авторитарном руководстве не абсолютное зло.

  •  Коллегиальность. На каком этапе приоритетна (этап обсуждения)
  •  Единоначалие – не означает авторитарность, оно основывается на глубоком знании педагогики, психологии, теории управления.
  •  Единоначалие и коллегиальность – это проявление единства противоположностей.

Единоначалие – при определении тактических действий.

Коллегиальность – при разработке стратегии.

  •  Точка зрения: при развитии демократических начал единоначалие уходит в прошлое (оно приобретает новое, цивилизованное значение. Единоначалие – это пик коллегиальности)
  •  Работа различных комиссий, Советов.

  •  Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами

Эффективность управления ОС определяется полнотой и достоверностью необходимой информации.

В социально-педагогических системах информацию рассматривает как:

  •  средство коммуникации;
  •  совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды.

Однако, нужно помнить, что избыток информации или ее недостаток   порой затрудняет процесс принятия решений. (ПРИМЕРЫ)

Например, в ходе УВП мы чаще получаем информацию об успеваемости, качестве знаний, но в меньшей степени получаем информацию об особенностях личности, характере человека, способностях.

Методы сбора – наблюдение, анкетирование, тестирование, работа с инструкт. материалами.

Средства сбора – т.е., компьютеры.

В управлении ОС важна любая информациция.

Управленческая информация может быть распределена по признакам:

По времени – ежедневная, еженедельная, ежемесячная, ежечетвертная, ежегодная.

По функциям управления – аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная...

По источникам поступления – внутриорганизационная, ведомственная, вневедомственная;

По целевому назначению – директивная, ознакомительная, рекомендательная.

                       и д.р.

       

  •  Рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности  в управлении

Права – предоставленная (руководителю, учителю, детям,

 родителям...) свобода и возможность действовать, (или

 пользоваться чем то), гарантированная законом.

Обязанности – то, что входит в круг обязательных действий,

         поступков согласно требованиям, постановлениям. Совокупность дел, возложенных на кого-либо.

Ответственность – необходимость давать отчет, отвечать за свои

         действия.

Должен быть баланс ПОО

Например, бывшие правила для учащихся?

 

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9408. Обвинительное заключение 27 KB
  Тема №15. Обвинительное заключение. понятие, сущность и значение структура и содержание Обвинительное заключение (ОЗ) завершает деятельность следователя по расследованию уголовного дела, отражает сущность обвинения, выводы след...
9409. Дознание. Обвинительный акт, завершающий дознание 28 KB
  Дознание. Обвинительный акт, завершающий дознание - равно как и ОЗ является итоговым процессуальным документом. Им завершается производство дознания. С момента составления появляется обвиняемый. Ч.2 ст.225 УПК РФ обязывает дознавателя ознакомить обв...
9410. Подсудность уголовных дел. Подготовка и назначение судебного заседания 68.5 KB
  Тема №17: Подсудность уголовных дел. Подготовка и назначение судебного заседания. Подсудность: понятие и виды. Ст.47 К РФ: каждому гарантируется, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсуднос...
9411. Судебное разбирательство в суде 1 инстанции 57 KB
  Тема: Судебное разбирательство в суде 1 инстанции. Судебное заседание - процессуальная форма осуществления правосудия в ходе досудебного и судебного производства по уголовному делу (п.50 ст.5 УПК РФ). Судебное разбирательство в уголовном процес...
9412. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ 39 KB
  Тема № 4: Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ. Форма и методы государственного регулирования инвестиций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется в 3 формах: создание...
9413. Инвестиционные соглашения. Понятия и виды. 61 KB
  Тема: Инвестиционные соглашения. Понятия и виды. инвестиционное соглашение. Понятие и виды. понятие и виды концессионных договоров государства с инвесторами инвестиции в сфере лесопользования. инвестиции в сфере недропользова...
9414. Особенности правого регулирования капитальных иностранных инвестиций 38 KB
  Тема №5: Особенности правого регулирования капитальных иностранных инвестиций. Капитальные инвестиции: понятие, субъекты, гарантии. Капитальные вложения - это инвестирование капитала, воспроизводство основных средств (производственного и ...
9415. Информационное право (ИП) как отрасль права 64 KB
  Тема №1: Информационное право (ИП) как отрасль права. Понятие информации. Виды информации. Документированная и недокументированная. Предмет информационного права. Особенности формирования информационного права. Междунар...
9416. Субъекты правового обеспечения информационной безопасности 52 KB
  Тема №3: Субъекты правового обеспечения информационной безопасности. Понятие субъектов. Общая характеристика. РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Граждане и другие физические лица. Общественные объединения и коммерче...