32667

Принципы и законы управления образовательными системами

Лекция

Педагогика и дидактика

Принципы управления весьма разнообразны. Они не только служат построению умозрительных схем но достаточно жестко определяют характер связей в системе структуру органов управления. Принципы управления это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций.

Русский

2014-09-21

51.5 KB

6 чел.

Л-7 Принципы управления образовательными системами

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимаются основные и фундаментальные идеи и представления об управленческой деятельности. (Исключительная важность принципов в нашей жизни очевидна. Человек с устойчивыми представлениями о нормах порядочности, морали, этики воспринимается нами как человек принципиальный, последовательный, предсказуемый. И наоборот, человек, не сдерживающий своего слова, меняющий взгляды в зависимости от складывающейся обстановки, подобен флюгеру.)

Принципы управления весьма разнообразны. Они не только служат построению умозрительных схем, но достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления.

ПРИНЦИП – это основополагающее утверждение (от лат. principium – начало, основа),

  1.  основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.
  2.  Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности. Нормы поведения и деятельности.
  3.  Основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

Управление основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций.

Среди учёных нет единого мнения как в отношении классификации принципов, так и в определении. Принципы отражают содержание объективных закономерностей и процессов развития общества

Принципы являются проявлением объективно действующих в обществе  законов и закономерностей.

ЗАКОН – отражает объективные существенные повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорганизацию, изменения и развитие.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – если такой характер связи случается при определённых условиях, т.е. не всегда, а как только складывается процесс управления, то эти связи выражают закономерности

Например, основными закономерностями управления образовательной системой  назвать:

  •  Зависимость эффективности функционирования образовательной системы от уровня структурно-функциональных связей  между субъектом и объектом управления;
  •  Аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления.

Принципы управления, вытекающие из закономерностей, являются основными положениями и ориентиром для руководителей в управленческой деятельности.

  •  человек принципиальный, беспринципный;
  •  принцип - не есть что-то застывшее, незыблемое;
  •  принцип – это основополагающие идеи управленческой деятельности, вытекающие из закономерностей.

Насчитывается около 40 принципов, на которых строится управление образованием:

  •  научность;
  •  оптимальное сочетание централизации и децентрализации;
  •  единство единоначалия и коллегиальности;
  •  рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности;
  •  связь теории и практики;
  •  системность;
  •  комплексность;
  •  и др.

Нужно иметь в виду, что каждая функция также регулируется совокупностью определенных принципов (целеполагание, планирование, организация, контроль и т.д.)

Основные принципы управления ПС

  •  Демократизация и гуманизация управления ПС.
  •  Системность и целостность в управлении;
  •  Рациональное сочетание централизации и децентрализации;
  •  Единство единоначалия колегиальности;
  •  Объективность и полнота информации в управлении ПС;
  •  Рациональность сочетания прав, обязанностей, ответственности.

Принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания, т.е. они объективны.  Вместе с тем, каждый из принципов – это идея, т.е. субъективная конструкция, которую выполняет каждый руководитель на уровне его познания. Принципы принадлежат субъекту, следовательно они имеют субъективный характер.

Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем эффективнее деятельность руководителя в управлении. Поэтому принципы имеют и объективный и субъективный характер.

Поэтому нужно каждому руководителю учитывать двойственный характер принципов управления. (Это нередко игнорируется). Должна быть золотая середина.

  •  Демократизация и гуманизация управления ОС

Данный принцип ориентирует управление ОС на:

  •  развитие самодеятельности и инициативы руководителей
  •  открытость обсуждения и принятия управленческих решений;
  •  выборность руководителей ОУ, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров;
  •  открытость, доступность информации (каждый знает о делах школы, отчеты)

Данный принцип позволяет и ориентирует на сотрудничество, сотворчество, утверждает субъективно-субъектные отношения, уровень зрелости коллектива, демократические традиции. Должна быть правильно создана организационная структура.

Основные условия демократизации управления:

  •  Сотрудничество
  •  Привлечение к анализу и самоанализу педагогической деятельности
  •  Создание творческой атмосферы
  •  Включение в исследовательскую деятельность
  •  Предоставление ОУ права выбора образовательных программ
  •  Гласность контроля. При этом выделяются пути демократизации:
  •  самоконтроль, самокоррекция
  •  административный контракт на диагн. основе
  •  коллективный контроль.

  •  Системность и целостность в управлении.

 

Системный подход в управлении позволяет видеть и побуждает руководителя иметь ясное представление об управляемом объекте как системе, его основных признаках.

Первый признак – целостность (учет всех сторон, всех свойств, всех направлений управляемой системы). Важно видеть не только основные части системы, но и те, которые возникают вновь, разрушаются.

Второй признакналичие структуры, т.е. наличие основных элементов, связей, отношений.

Третий признакналичие своих свойств и характеристик не сводимых к свойствам отдельных компонентов. 

Четвертый признаксвязь с внешней средой (протекает в двух формах: или управляемый объект приспосабливается к внешней среде, или подчиняет среду для достижения цели).

Системность и целостность предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций, выполняемых руководителем и педагогическим коллективом. Не отдается предпочтение какой-то одной функции управления, а признается важность всех.

  •  Рациональное (оптимальное) сочетание централизации и децентрализации.

  •  До настоящего времени (до начала 90-х годов) управление строилось на основе принципа централизации. (демократическая централизация)
  •  Чрезмерность централизации приводила к тому, что не учитывались личностные, деловые, профессиональные качества администрации. Гипертрофия. Дублирование в управлении. Перегрузка самих руководителей. Отсутствие стратегического решения задач. Снижение эффективности деятельности педагогических систем. Управление направлено на функционирование.
  •  После 90-х годов – ориентация на децентрализацию: делегирование полномочий и прав. Перераспределение власти между руководителями. Развитие самостоятельности, инициативы, творчества.
  •  Гипертрофия децентрализации. Вплоть до непризнания руководителей. Выборность. Делегирование всех полномочий вниз. В децентрализации увидели панацею от всех бед. Заигрывание.
  •  Разумно централизованное управление имеет ряд преимуществ: (по Поташнику)
  •  способно действовать в интересах всей системы, а не отдельных компонентов;
  •  сокращает время и сроки принятия решений;
  •  позволяет сократить аппарат, звенья, уровни в принятии решений;
  •  позволяет решать вопрос на профессиональном, а не делитантском уровне;
  •  позволяет концентрировать все организационно-управленческие средства, ресурсы и усилия;
  •  повышает требовательность к нижестоящим уровням управления;
  •  исключает дублирование.

Мера соотношения зависит от конкретной ситуации.

  •  Единство единоначалия и коллегиальности в управлении

В управленческой деятельности актуальное значение в принятии решений имеет сочетание единоначалия и коллегиальности.

  •  Единоначалие  - отождествляют с авторитарным руководством. Руководитель  принимает решения сам, никому не доверяет.

Потребность в авторитарном руководстве не абсолютное зло.

  •  Коллегиальность. На каком этапе приоритетна (этап обсуждения)
  •  Единоначалие – не означает авторитарность, оно основывается на глубоком знании педагогики, психологии, теории управления.
  •  Единоначалие и коллегиальность – это проявление единства противоположностей.

Единоначалие – при определении тактических действий.

Коллегиальность – при разработке стратегии.

  •  Точка зрения: при развитии демократических начал единоначалие уходит в прошлое (оно приобретает новое, цивилизованное значение. Единоначалие – это пик коллегиальности)
  •  Работа различных комиссий, Советов.

  •  Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами

Эффективность управления ОС определяется полнотой и достоверностью необходимой информации.

В социально-педагогических системах информацию рассматривает как:

  •  средство коммуникации;
  •  совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды.

Однако, нужно помнить, что избыток информации или ее недостаток   порой затрудняет процесс принятия решений. (ПРИМЕРЫ)

Например, в ходе УВП мы чаще получаем информацию об успеваемости, качестве знаний, но в меньшей степени получаем информацию об особенностях личности, характере человека, способностях.

Методы сбора – наблюдение, анкетирование, тестирование, работа с инструкт. материалами.

Средства сбора – т.е., компьютеры.

В управлении ОС важна любая информациция.

Управленческая информация может быть распределена по признакам:

По времени – ежедневная, еженедельная, ежемесячная, ежечетвертная, ежегодная.

По функциям управления – аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная...

По источникам поступления – внутриорганизационная, ведомственная, вневедомственная;

По целевому назначению – директивная, ознакомительная, рекомендательная.

                       и д.р.

       

  •  Рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности  в управлении

Права – предоставленная (руководителю, учителю, детям,

 родителям...) свобода и возможность действовать, (или

 пользоваться чем то), гарантированная законом.

Обязанности – то, что входит в круг обязательных действий,

         поступков согласно требованиям, постановлениям. Совокупность дел, возложенных на кого-либо.

Ответственность – необходимость давать отчет, отвечать за свои

         действия.

Должен быть баланс ПОО

Например, бывшие правила для учащихся?

 

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71765. Исследование стабильности горения сварочной дуги переменного тока 1.58 MB
  Построение математической модели Для построения математической модели зависимости критической длины от приведенного коэффициента ионизации используется метод наименьших квадратов. Полученная экспериментальная зависимость описывается математической моделью вида...
71767. Основные принципы функционирования операционной системы Linux 101 KB
  Теория: Login: - вход пользователя с терминала в многопользовательскую операционную систему LINUX Password: - запрос на ввод пароля После правильного ответа появляется приветствие LINUX и приглашение: student@linux:> Вы получили доступ к ресурсам ОС LINUX.
71768. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 82 KB
  Правовые основы обеспечения безопасности личности общества и государства закреплены Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. О безопасности. Закон определяет систему безопасности и ее функции устанавливает порядок организации и финансирования органов...
71769. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НАГРАДЫ РОССИИ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КЛАССИФИКАЦИИ 133.5 KB
  Становление Российской Федерации как суверенного государства и распад СССР привели к значительным изменениям в системе государственных наград Российской Федерации РСФСР к количественному увеличению государственных наград в субъектах Российской Федерации бывших...
71770. CОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА КАК ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 172 KB
  Парламентаризм ставший одним из основных институтов демократических конституций начиная с первой писаной Конституции США и еще ранее неписаной конституции Англии привлекал довольно широкий круг исследователей в том числе и отечественных...
71771. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОТАРИАТОМ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 106 KB
  Российский нотариат полноценный элемент правоохранительной системы государства поскольку в процессе осуществления нотариальной деятельности обеспечивается исполнение субъективных прав в частности права собственности и их охрана от нарушения или оспаривания.
71772. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ НЕФТИ (НЕФТЕПРОДУКТОВ) И СТРОИТЕЛЬСТВА МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ 135.5 KB
  В настоящее время все магистральные нефтепроводы России эксплуатируются ОАО АК Транснефть транспортной компанией которая объединяет 11 российских предприятий трубопроводного транспорта нефти владеющих нефтяными магистралями эксплуатирующих и обслуживающих их.
71773. КЛАССИФИКАЦИЯ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ 174 KB
  Сумма кредита может составлять от 50 до 100 процентов стоимости заложенного имущества. Оформление залога и выдача кредита осуществляются поэтапно по мере строительства объекта. В некоторых областях России разработана схема кредитования жилья в сельской местности с использованием...