32667

Принципы и законы управления образовательными системами

Лекция

Педагогика и дидактика

Принципы управления весьма разнообразны. Они не только служат построению умозрительных схем но достаточно жестко определяют характер связей в системе структуру органов управления. Принципы управления это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций.

Русский

2014-09-21

51.5 KB

5 чел.

Л-7 Принципы управления образовательными системами

Принципы управления относятся к числу важнейших категорий управления. Под ними понимаются основные и фундаментальные идеи и представления об управленческой деятельности. (Исключительная важность принципов в нашей жизни очевидна. Человек с устойчивыми представлениями о нормах порядочности, морали, этики воспринимается нами как человек принципиальный, последовательный, предсказуемый. И наоборот, человек, не сдерживающий своего слова, меняющий взгляды в зависимости от складывающейся обстановки, подобен флюгеру.)

Принципы управления весьма разнообразны. Они не только служат построению умозрительных схем, но достаточно жестко определяют характер связей в системе, структуру органов управления.

ПРИНЦИП – это основополагающее утверждение (от лат. principium – начало, основа),

  1.  основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.
  2.  Внутреннее убеждение человека, определяющее его отношение к действительности. Нормы поведения и деятельности.
  3.  Основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

Управление основывается на соблюдении ряда принципов. Принципы управления – это основополагающая идея по осуществлению управленческих функций.

Среди учёных нет единого мнения как в отношении классификации принципов, так и в определении. Принципы отражают содержание объективных закономерностей и процессов развития общества

Принципы являются проявлением объективно действующих в обществе  законов и закономерностей.

ЗАКОН – отражает объективные существенные повторяющиеся, устойчивые связи внутри явления, которые выражают порядок, самоорганизацию, изменения и развитие.

ЗАКОНОМЕРНОСТЬ – если такой характер связи случается при определённых условиях, т.е. не всегда, а как только складывается процесс управления, то эти связи выражают закономерности

Например, основными закономерностями управления образовательной системой  назвать:

  •  Зависимость эффективности функционирования образовательной системы от уровня структурно-функциональных связей  между субъектом и объектом управления;
  •  Аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления.

Принципы управления, вытекающие из закономерностей, являются основными положениями и ориентиром для руководителей в управленческой деятельности.

  •  человек принципиальный, беспринципный;
  •  принцип - не есть что-то застывшее, незыблемое;
  •  принцип – это основополагающие идеи управленческой деятельности, вытекающие из закономерностей.

Насчитывается около 40 принципов, на которых строится управление образованием:

  •  научность;
  •  оптимальное сочетание централизации и децентрализации;
  •  единство единоначалия и коллегиальности;
  •  рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности;
  •  связь теории и практики;
  •  системность;
  •  комплексность;
  •  и др.

Нужно иметь в виду, что каждая функция также регулируется совокупностью определенных принципов (целеполагание, планирование, организация, контроль и т.д.)

Основные принципы управления ПС

  •  Демократизация и гуманизация управления ПС.
  •  Системность и целостность в управлении;
  •  Рациональное сочетание централизации и децентрализации;
  •  Единство единоначалия колегиальности;
  •  Объективность и полнота информации в управлении ПС;
  •  Рациональность сочетания прав, обязанностей, ответственности.

Принципы управления отражают объективную реальность, существующую вне и независимо от нашего сознания, т.е. они объективны.  Вместе с тем, каждый из принципов – это идея, т.е. субъективная конструкция, которую выполняет каждый руководитель на уровне его познания. Принципы принадлежат субъекту, следовательно они имеют субъективный характер.

Чем больше отражение принципа в сознании человека приближается к закону, тем эффективнее деятельность руководителя в управлении. Поэтому принципы имеют и объективный и субъективный характер.

Поэтому нужно каждому руководителю учитывать двойственный характер принципов управления. (Это нередко игнорируется). Должна быть золотая середина.

  •  Демократизация и гуманизация управления ОС

Данный принцип ориентирует управление ОС на:

  •  развитие самодеятельности и инициативы руководителей
  •  открытость обсуждения и принятия управленческих решений;
  •  выборность руководителей ОУ, введение конкурсного избрания и контрактной системы в отборе педагогических кадров;
  •  открытость, доступность информации (каждый знает о делах школы, отчеты)

Данный принцип позволяет и ориентирует на сотрудничество, сотворчество, утверждает субъективно-субъектные отношения, уровень зрелости коллектива, демократические традиции. Должна быть правильно создана организационная структура.

Основные условия демократизации управления:

  •  Сотрудничество
  •  Привлечение к анализу и самоанализу педагогической деятельности
  •  Создание творческой атмосферы
  •  Включение в исследовательскую деятельность
  •  Предоставление ОУ права выбора образовательных программ
  •  Гласность контроля. При этом выделяются пути демократизации:
  •  самоконтроль, самокоррекция
  •  административный контракт на диагн. основе
  •  коллективный контроль.

  •  Системность и целостность в управлении.

 

Системный подход в управлении позволяет видеть и побуждает руководителя иметь ясное представление об управляемом объекте как системе, его основных признаках.

Первый признак – целостность (учет всех сторон, всех свойств, всех направлений управляемой системы). Важно видеть не только основные части системы, но и те, которые возникают вновь, разрушаются.

Второй признакналичие структуры, т.е. наличие основных элементов, связей, отношений.

Третий признакналичие своих свойств и характеристик не сводимых к свойствам отдельных компонентов. 

Четвертый признаксвязь с внешней средой (протекает в двух формах: или управляемый объект приспосабливается к внешней среде, или подчиняет среду для достижения цели).

Системность и целостность предполагают взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций, выполняемых руководителем и педагогическим коллективом. Не отдается предпочтение какой-то одной функции управления, а признается важность всех.

  •  Рациональное (оптимальное) сочетание централизации и децентрализации.

  •  До настоящего времени (до начала 90-х годов) управление строилось на основе принципа централизации. (демократическая централизация)
  •  Чрезмерность централизации приводила к тому, что не учитывались личностные, деловые, профессиональные качества администрации. Гипертрофия. Дублирование в управлении. Перегрузка самих руководителей. Отсутствие стратегического решения задач. Снижение эффективности деятельности педагогических систем. Управление направлено на функционирование.
  •  После 90-х годов – ориентация на децентрализацию: делегирование полномочий и прав. Перераспределение власти между руководителями. Развитие самостоятельности, инициативы, творчества.
  •  Гипертрофия децентрализации. Вплоть до непризнания руководителей. Выборность. Делегирование всех полномочий вниз. В децентрализации увидели панацею от всех бед. Заигрывание.
  •  Разумно централизованное управление имеет ряд преимуществ: (по Поташнику)
  •  способно действовать в интересах всей системы, а не отдельных компонентов;
  •  сокращает время и сроки принятия решений;
  •  позволяет сократить аппарат, звенья, уровни в принятии решений;
  •  позволяет решать вопрос на профессиональном, а не делитантском уровне;
  •  позволяет концентрировать все организационно-управленческие средства, ресурсы и усилия;
  •  повышает требовательность к нижестоящим уровням управления;
  •  исключает дублирование.

Мера соотношения зависит от конкретной ситуации.

  •  Единство единоначалия и коллегиальности в управлении

В управленческой деятельности актуальное значение в принятии решений имеет сочетание единоначалия и коллегиальности.

  •  Единоначалие  - отождествляют с авторитарным руководством. Руководитель  принимает решения сам, никому не доверяет.

Потребность в авторитарном руководстве не абсолютное зло.

  •  Коллегиальность. На каком этапе приоритетна (этап обсуждения)
  •  Единоначалие – не означает авторитарность, оно основывается на глубоком знании педагогики, психологии, теории управления.
  •  Единоначалие и коллегиальность – это проявление единства противоположностей.

Единоначалие – при определении тактических действий.

Коллегиальность – при разработке стратегии.

  •  Точка зрения: при развитии демократических начал единоначалие уходит в прошлое (оно приобретает новое, цивилизованное значение. Единоначалие – это пик коллегиальности)
  •  Работа различных комиссий, Советов.

  •  Объективность и полнота информации в управлении образовательными системами

Эффективность управления ОС определяется полнотой и достоверностью необходимой информации.

В социально-педагогических системах информацию рассматривает как:

  •  средство коммуникации;
  •  совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды.

Однако, нужно помнить, что избыток информации или ее недостаток   порой затрудняет процесс принятия решений. (ПРИМЕРЫ)

Например, в ходе УВП мы чаще получаем информацию об успеваемости, качестве знаний, но в меньшей степени получаем информацию об особенностях личности, характере человека, способностях.

Методы сбора – наблюдение, анкетирование, тестирование, работа с инструкт. материалами.

Средства сбора – т.е., компьютеры.

В управлении ОС важна любая информациция.

Управленческая информация может быть распределена по признакам:

По времени – ежедневная, еженедельная, ежемесячная, ежечетвертная, ежегодная.

По функциям управления – аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная...

По источникам поступления – внутриорганизационная, ведомственная, вневедомственная;

По целевому назначению – директивная, ознакомительная, рекомендательная.

                       и д.р.

       

  •  Рациональное сочетание прав, обязанностей и ответственности  в управлении

Права – предоставленная (руководителю, учителю, детям,

 родителям...) свобода и возможность действовать, (или

 пользоваться чем то), гарантированная законом.

Обязанности – то, что входит в круг обязательных действий,

         поступков согласно требованиям, постановлениям. Совокупность дел, возложенных на кого-либо.

Ответственность – необходимость давать отчет, отвечать за свои

         действия.

Должен быть баланс ПОО

Например, бывшие правила для учащихся?

 

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45307. Система UMTS: архитектура, состав и назначение узлов UTRAN и CN. Контроллер радиосети RNC. Центр коммутации, типы каналов: логические, транспортные, физические. Частотный план, кодирование речи, управление мощностью 164.12 KB
  Центр коммутации типы каналов: логические транспортные физические. UE должно обеспечивать: передачу речи с принятым для системы набором скоростей услуги служб видеоконференции и приложений видеотелефонии использующие как коммутацию каналов так и пакетов; услуги Internet со скоростями 4736 кбит с в обычном режиме и с mx возможной скоростью в режиме best effort негарантированное обслуживание с наилучшими из возможных в данный момент характеристиками; удаленный доступ к локальным сетям; приложения электронной почты. Контроллер...
45308. Развитие сетей UMTS. Требования к системе в Release-7. Переход к сетям LTE. Требования к системе в Release 8-10 501.5 KB
  Переход к сетям LTE. Начавшиеся работы над Relese 9 определяют вторую фазу развития системы LTE. По мнению специалистов ETSI и 3GPP качественно изменения в Releses 9 и 10 по отношению к базовому для системы LTE Relese 8 можно представить в виде диаграммы рис. Совершенствование функциональных возможностей LTE в Relese 9 будет заключаться в реализации двух диапазонной или многодиапазонной передачи данных в одном физическом канале дальнейшем расширении возможностей сети радиодоступа EUTRN внедрении новых сценариев высокоскоростной...
45309. Конституционные основы судебной власти 27.59 KB
  Численность судей за исключением судей Конституционного Суда РФ и конституционных уставных судов субъектов РФ ежегодно устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год. Такой подход объясняется тем что установить эту численность единожды как постоянную величину сложно: она меняется в связи с созданием новых участков мировых судей последовательным учреждением арбитражных апелляционных судов в перспективе административных судов и т. Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к...
45310. Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ 25.17 KB
  Порядок формирования и организация Конституционного Суда РФ Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства он содержит как материальные так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда закрепленный действующим законодательством по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда РФ учрежденного в 1990 г. В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей назначаемых на должность Советом Федерации по...
45311. Конституционный суд: принципы, порядок деятельности, решения 22.16 KB
  Конституционный суд: принципы порядок деятельности решения Принципы деятельности Конституционного Суда: независимость судей Конституционного Суда РФ; коллегиальность рассмотрения дел; гласность судебного заседания допускается трансляция заседаний Конституционного Суда РФ; состязательность и равноправие сторон этот принцип для конституционного судопроизводства условный так как решения выносятся на основании документов и собственно сторон нет. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены...
45312. Избирательное право 27.01 KB
  При этом иностранные граждане могут быть наблюдателями на выборах а также на основании международных договоров Российской Федерации и в порядке установленном законом иностранные граждане постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях что и граждане Российской Федерации; обязательность проведения выборов включая наличие установленных сроков...
45313. Совет Федерации 20.7 KB
  Совет федерации. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации далее Совет Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Членом Совета Федерации может быть избран назначен гражданин Российской Федерации не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа подтверждающего...
45315. Система и структура федеральных органов исполнительной власти 26 KB
  В систему федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ состоящее из Председателя Правительства РФ заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров; министерства и другие федеральные органы исполнительной власти которые определяются на основе Конституции РФ Федерального конституционного закона О Правительстве Российской Федерации других федеральных законов и указов Президента РФ. в Российской Федерации началась широкомасштабная административная реформа конечной целью которой...