32671

Общее понятие систем

Лекция

Педагогика и дидактика

Системный подход – это подход к исследованию объекта проблемы процесса явления организации как системы в которой выделены элементы внутренние и внешние связи наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования а цели каждого из элементов определены исходя из общего предназначения объекта На сегодняшний день существует большое разнообразие конкретных моделей системного подхода к управлению. Сущность системного подхода заключается в исследовании наиболее общих форм организации которое предполагает...

Русский

2013-09-05

152 KB

26 чел.

Л-1  Общее понятие   систем

План

  1.   Системный подход в педагогике
  2.   Понятие системы
  3.  Классификация систем
  4.  Виды систем
  5.  Основные признаки целостной системы;

  1.  Системный подход в педагогике.

Системный подход в науке управления сформировался в конце 50-х, начале 60-х годов ХХ столетия. Он возник из потребностей научного анализа сложных систем. Системный подход представляет собой наиболее важную часть методологии как исследования объектов, так и исследования систем их управления.

Системный подход – это подход к исследованию объекта (проблемы, процесса, явления, организации) как системы, в которой выделены элементы, внутренние и внешние связи, наиболее существенным образом влияющие на исследуемые результаты его функционирования, а цели каждого из элементов определены, исходя из общего предназначения объекта

На сегодняшний день существует большое разнообразие конкретных моделей системного подхода к управлению. Но общим для них является стремление рассматривать организацию не как простую сумму каких-то отдельных компонентов, а как целое, обладающее интегративным качеством.

Сущность системного подхода заключается в исследовании наиболее общих форм организации, которое предполагает изучение частей системы, взаимодействия между ними, исследование процессов, связывающих части системы с целями.

Основными частями организационных систем оказываются индивиды, формальные структуры, неформальные факторы, группы, групповые отношения, типы статусов и ролей в группах.

Связь между компонентами системы осуществляется посредством сложных комплексов взаимодействий, которые вызывают изменение поведения людей в организации. Основные части системы связаны друг с другом определёнными организационными формами, к которым относятся формальные и неформальные структуры, каналы коммуникации и процессы принятия решений. (Гвишиани Д.М. Организация и управление. – М., 1972. – С.417.)

Системный подход обращён прежде всего «вовне» - на поведение организации в большей системе, а затем уже на то, что определяет это поведение (В.С.Лазарев).

С позиций рассматриваемого подхода – всякая организация – это открытая система. Она взаимодействует с внешней средой, обменивается с ней энергией, информацией, материалами.

В этом случае эффективность системы определяется не только её собственными качествами, но и условиями среды.

При системном подходе изменения каких-то частей организации не должны осуществляться изолированно. Они потребуют согласованных изменений в других частях.

В центре внимания оказывается процесс принятия решений. Решения принимаются на всех уровнях организации

Центральным компонентом и интегрирующим фактором системы обычно признаются ЦЕЛИ. От их характера зависят и технологии и структура и другие компоненты. Но, цели также не могут ставиться произвольно, они зависят от свойств других компонентов. (В.С.Лазарев. Системное развитие школы. – М., 2002, Педагогическое общество России, С.41-43). Одним из первых системный подход в педагогике стал использовать Ф.Ф.Королёв

2. Понятие системы.

Понятие системы прочно вошло в обыденную жизнь. Оно употребляется в самых различных сочетаниях, обозначая то сложное техническое устройство, то форму экономических отношений, то совокупность элементов организации и др.

Говоря о системе мы будем иметь в виду: с одной стороны – нечто состоящее из отдельных частей, а сдругой – действующее как единое целое ( в переводе с греческого – система, это и есть составленное из частей, соединённое).

В самом общем виде СИСТЕМА понимается как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство. (Философский энциклопедический словарь. М.1983. С.610).

В психолого-педагогической литературе. СИСТЕМА – это совокупность связанных и взаимодействующих друг с другом элементов, составляющих некоторое целостное образование, имеющее новые свойства, отсутствующие у её элементов.

В научной литературе содержится около 40 формулировок понятия система.

П.К.Анохин – «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлечённых компонентов, взаимодействие и взаимоотношение которых направлено на получение фокусированного полезного результата».

В.Н.Садовский – «Системой называется упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство».

Т.А.Ильина – «Система – это выделенное на основе определённых признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединённых общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление»

Как видно, в основе приведённых определений находится упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, объединённых общей целью функционирования.

При этом выделяют два подхода к формулированию:

  1.  в качестве существенного признака всякой системы указывают её целостность;
  2.  система понимается как множество элементов вместе с отношениями между ними.

Например,

  •  В отечественной науке управления под СИСТЕМОЙ понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющих новые свойства;
    •  (Советский энциклопедический словарь. М., 1990. – С.1226) СИСТЕМА представляет собой множество элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом, образующих определённую целостность, единство.

Т.И.Шамова - под СИСТЕМОЙ понимает целеустремлённую целостность взаимосвязанных элементов, имеющая новые интегративные свойства, отсутствующие у каждого из них, связанная с внешней средой.

Мы будем придерживаться этого определения.

В педагогической лексике в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, воспитания, методов и т.п.).  

Когда мы рассматриваем любой объект (например, школу) как целостную систему, то имеем в виду, что он состоит из частей (компонентов). Компонентами школы, как системы можно назвать коллективы учителей, учащихся, родителей. А можно эту систему рассматривать через процессы.

Латинское слово «процессус» - движение вперёд, изменение. Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников (Смирнов В.И. Общая педагогика (в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. – 413с.))

Тогда сущность педагогического процесса – осуществление развития личности на основе целостности обучения и воспитания.

Так, в целостном педагогическом процессе можно выделить образовательный процесс, инновационный процесс, протекающие, как на уроке, так и во внеурочное время.

Примеры объектов, как систем: машина; трактор; часы; человек; животное; растение; общество;  образовательное учреждение; группа; картина художника  и т.д.

Система может быть сложной, простой. Каждый элемент системы может являться сам системой. В этом случае его называют подсистемой данной системы.

Каждый элемент системы может выполнять и своё функциональное назначение, если будет взаимодействовать с другими элементами. Например, функция колеса у машины – взаимодействуя с устройством передачи механизма и рулевого управления, приводит в движение сам механизм. Система кровообращения у человека – функция жизнеобеспечения организма.

3. Классификация систем

Существует много способов классификации систем. Рассмотрим наиболее распространённую:

СИСТЕМЫ

1.по происхождению

Естественные (природные)

Искусственные (антропогенные)

По специфике содержания

  •  технические
  •  технологические
  •  информационные
  •  социальные
  •  экономические
  •  иные

2.по объективности существования

  •  материальные (существуют независимо от сознания человека).
  •  Идеальные (сконстру-ированные в сознании человека в виде гипотез, образов, представлений)

3. по степени связи с окружающей средой

  •  открытые
  •  относительно обо-собленные
  •  закрытые
  •  изолированные

4.по зависимости от времени

  •  статические (пара-метры которых не зависят от времени. Реально их не существует).
  •  динамические (их параметры связаны со временем)

5.по обусловленности действия

  •  детерминированные
  •  вероятностные

6. по месту и иерархии систем

  •  суперсистемы
  •  большие системы
  •  подсистемы
  •  элементы

4. Виды систем

Выделяют различные виды систем:

ФИЗИЧЕСКИЕ

ХИМИЧЕСКИЕ

БИОЛОГИЧЕСКИЕ

ТЕХНИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ

Особое место в нашей жизни занимают социальные системы. Данный вид систем относится к организационному управлению (менеджменту)

Социальная системаэто упорядоченность в определённом отношении взаимодействующих индивидов, вещей, процессов, образующих интегративные качества, не свойственные составляющим её компонентам (Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации).

Примеры: коллектив работников предприятия, коллектив учащихся, и т.д.

Каждая из таких систем весьма индивидуальна. Социальные системы характеризуются определёнными классификационными признаками. Это системы:

  1.  искусственные, (созданы трудом человека. Искусственность предполагает большую степень возможного разнообразия систем)
    1.  материальные, (означает не только объективность, но и тот или иной уровень материальных затрат).
    2.  открытые, (имеется вход и выход)
    3.  динамические, (подвержены старению, развитию, движению, прогрессу и регрессу, делению и слиянию и т.д.).
    4.  вероятностные, характеризуются вероятностью структуры, функций, целей, задач, ресурсов и т.д.
    5.  на различных уровнях это суперсистемы, большие системы, подсистемы и их элементы.(например, система образования России, региональная, муниципальная)

Разновидностью социальных систем являются организации. Понятие организации относится к числу важнейших в управленческой науке. Оно используется в двух смыслах: особого вида социальных систем, в которых реализуется функция управления, и особой функции управления. В смысле социальной системы организация понимается как объединение людей, совместно реализующих общую цель и действующих на основе определённых принципов и правил (См. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации. – М., 2000. – С.46)

Предприятия, исследовательские учреждения, гостиницы, театры, образовательные учреждения – всё это частные виды организаций. Понимать образовательное учреждение как организацию (а значит, как особый вид социальной системы) – значит, определить все её основные компоненты: вход, выход, процесс и др. (См. Управление школой: теоретические основы и методы/Под ред. В.С.Лазарева. – М., 1997. – С.47-64).

В психолого - педагогической литературе появилось новое понятие «ПРОЦЕССНАЯ СИСТЕМА». По мнению В.С.Лазарева: процессная система – совокупность объектов: входа, процесса, выхода, ограничений и обратной связи

Модель процессной системы

ограничения

ВХОДЫ

 

 

 

 

 

 

ВЫХОДЫ

ОСНОВНОЙ ПРОЦЕСС

 

 

 

подпр.1

подпр.2

подпр.3

подпр.4

 

 

 

ПОБОЧНЫЕ

 

 

ПРОДУКТЫ

 

 

 

ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ

 

 

ПРОЦЕССЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

ОСНОВНОЙ

 

 

ПРОДУКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВХОД – совокупность элементов (люди, оборудование, материалы, энергия, информация и т.д.), благодаря соединению которых протекает процесс. Эти элементы претерпевают изменения. Это всё то, что необходимо для протекания процесса и изменяется в нём.

ВЫХОД – результат процесса, или конечное состояние работы системы.

ПРОЦЕСС – отношение между входом и выходом. Это преобразование входа в выход. Выделяют :

Основной

- преобразует вход в основной выход

Обеспечивающий

- преобразует входы системы во входы основного процесса или выходы основного процесса во входы последующих систем

управление

- обеспечивает соответствие между фактическим и желаемым выходом путём изменения входа.

Обратная связь

ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ – то, для чего работает система

СВЯЗЬ – отношение соответствия выхода одного процесса входу другого

Всякий вход является выходом этой или другой системы, а всякий выход – входом другой системы или своей собственной (напр. 9кл-в 10 кл)

Всякую систему можно представить в виде совокупности связанных подсистем (декомпозировать). Для этого процесс преобразования входа в выход разбивается на части (подпроцессы) и определяются подсистемы, реализующие эти части общего процесса

5. Основные признаки целостности

Мы выделили, что для любой системы первичным является признак целостности, характеризующий полноту всех её частей. Целостность – наличие интегративных свойств, качеств, возникающих в результате взаимодействия элементов

В психолого-педагогической литературе выделяется несколько подходов к определению признаков, характеризующих целостность систем. Мы рассмотрим основные признаки целостной системы, выделенные Гершунским

  1.  Всякая система характеризуется наличием совокупности элементов, являющихся её структурной единицей. Причём имеется ограниченное число таких элементов, каждый из которых имеет предел делимости. Для сохранения целостности системы это важно, ибо бесконечное деление элементов приведёт к нарушению качественных характеристик системы.

Состав элементов определяет природу системы. Элемент – минимальная системообразующая единица, имеющая предел делимости. Минимальное число – 2. Каждый элемент, в свою очередь, можно рассматривать как подсистему данной системы, представляющей собой некую целостность.

  1.  Целостность системы характеризуется не механическим сложением элементов, а совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Данная совокупность определяется упорядоченностью элементов. Если такая упорядоченность связана чёткой зависимостью элементовструктура жёсткая. Имеет место в основном в механических системах. В социальных системах, где на конечный результат влияет множество, как внешних факторов, так и внутренних, имеет место некоторый беспорядок в отношении элементов.

Специфику системы определяет (во многом) структура системы.

СТРУКТУРА – это способ связи этих элементов. Может быть:

- жестко упорядоченной: а) элементы связаны жёсткой зависимостью; б) не имеют выбора поведения; в) все функции твёрдо очерчены; г) исключена всякая автономия)  - это механические системы;

- может быть статической, если она отражает устойчивые связи;

- динамической, отражающей связи, как функционирующего целого, так и развивающих.

СОСТАВ – множество элементов подсистем,  во многом определяет свойства и особенности системы, конечный результат её функционирования.

СВЯЗЬ – это взаимодействие, при котором изменения одного компонента системы приводит к изменению других компонентов. При этом меняется и тот компонент, который вызвал это взаимодействие. Связи существуют между элементами и между элементом и всей системой. Это то, что соединяет элементы и свойства системы в целое. При помощи системообразующих связях отдельные элементы объединяются в систему.

К системообразующим связям относятся все целевые связи, связи управления (субординации, дисциплинарные, режимные, инициативные), связи преемственности (между членами педагогического коллектива, между  отдельными предметами в ходе их преподавания, связи преемственности в ходе методической работы, в развитии общеучебных умений и навыков, в деятельности учащихся и т.д.).

В социальных системах – у элементов имеется:

- возможность выбора путей и способов действия;

- влияние многих факторов на формирование конечного результата;

- определённая тенденция к беспорядку в отношениях элементов;

  1.  Наличие у системы определённого уровня целостности.

ЦЕЛОСТНОСТЬ – наличие у системы интегративных качеств, свойств, возникающих в результате взаимодействия её элементов, но отсутствующих у каждого элемента в отдельности.

Уровень целостности определяется полнотой набора её элементов, согласованием всех функций элементов системы, ведущей ролью целого по отношению к элементам, наличием единой цели у всех элементов системы, единством реагирования всех составных частей системы на внешние и внутренние воздействия, наличием развитых обратных и системообразующих связей.

  1.  Иерархичность. По мнению В.С.Садовского каждый компонент исследуемой системы может рассматриваться как система, а сама исследуемая система представляет собой один из компонентов системы более высокого порядка.

Иерархичность характеризуется:

- всякая система состоит из подсистем;

- подсистемы эти взаимно подчинены друг другу;

- подсистемы высшего уровня направляют деятельность подсистем низшего уровня;

- подсистемы низшего уровня функционируют с уч1том команд, даваемых сверху

Для иерархичности характерно:

= разветвлённость системы координационных связей;

= вертикальным соподчинением подсистем и элементов внутри системы;

= правом вмешателства подсистем и элементов верхнего уровня в процессы подсистем низшего уровня;

= зависимостью действий подсистем верхнего уровня от фактического исполнения подсистемами низшего уровня своих целей.

Помимо координационных связей существуют субординационные.

  1.  Наличие у рассматриваемого объекта субординационных связей между элементами, подчинённость элементов.

Нужно иметь в виду, что элементы системы имеют неодинаковое значение. Есть такие, отсутствие которых  выводит систему из строя, а отсутствие других ухудшает результативность системы.

СУБОРДИНАЦИОННАЯ СВЯЗЬ – это связь, стороны которой зависят друг от друга, причём одна из них определяет существование остальных (Л.Н.Суворов).

СУЩНОСТЬ СВЯЗЕЙ КООРДИНАЦИИ – синтез динамики целого из поведения отдельных элементов.

Сущность связей  субординации  - воздействие целого, его динамика на поведение .

Отношения субординации – это отношения распорядительство и администрирование, с одной стороны, и исполнительства подчиненности – с другой.

В социальных системах, рассматривая их через призму субординации, можно выделить следующие свойства, проявляющие её качественную сторону

- наличие в системе уровней управления;

- существование официальных руководителей;

- отношения между управляющим и управляемым строятся на основе субординации.

Субординация может выражать как формальную структуру коллектива, когда вертикальные связи отражают различие должностей разных руководителей, так и неформальную, которая не предусматривается штатным расписанием.

  1.  Наличие целеустремлённости в поведении системы. ЦЕЛЬ – (как отмечает В.С.Лазарев) – это образ желаемого результата, соотнесённого с возможностями, определённого во времени, операционально поставленного. Операциональность цели означает, что существует способ проверки достижения результата, без чего правление становится бессмысленным, ибо лишается главнейшего компонента – обратной связи и возможности вносить коррективы в выполнение конкретных шагов.

Без цели система не может эффективно функционировать. Каждый элемент  действует во имя одной цели, стоящей перед системой. Основные требования к построению дерева целей. (Ю.А.Конаржевский).

  1.  Дерево целей надо строить «сверху», определяя конечный результат функционирования системы через проектирование генеральной цели.
    1.  Генеральные цели формулируются в форме абстрактных понятий. Процесс построения – от абстрактного к конкретному.
    2.  Для достижения цели данного уровня обязательно выполнение подцелей нижнего уровня.
    3.  Средствами к достижению цели являются подцели, которые….
    4.  Цели верхнего и нижнего уровней должны быть логически связанными.
    5.  Декомпозиция (расчленение целей) прекращается по достижению элементарного уровня.
    6.  Элементарным (мероприятийным уровнем дерева целей следует считать такой п-ый уровень, когда на последующем п+1 уровне появляются альтернативные средства достижения п-го уровня).

Главная цель – СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗНОСТОРОННЕЕ, СВОБОДНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА.

Возможна конкретизация (СОДЕЙСТВОВАТЬ, ОПРЕДЕЛИТЬ, ОБУЧИТЬ, ОСУЩЕСТВИТЬ, ОБЕСПЕЧИТЬ, СОЗДАТЬ, СТИМУЛИРОВАТЬ И Т.Д.)

Цель трансформируется в задачу, если в формулировке указываются способы её достижения. (на основе…., за счёт…, для чего…, путём…, и т.д.  (стр. 40-41 Технологии управленческой деятельности зам. дир. Школы.))

Варианты формулировок задач:

  1.  Создать дополнительно условия для развития творческого потенциала личности педагога и студента за счёт повышения вариативности содержания образования, внедрения технологий развивающего и модульного обучения, дифференциации и индивидуализации УВП.
  2.  Разработать и приступить к реализации Программы развития….,
  3.  Обеспечить рост качественного уровня подготовки студентов, достижения ими обязательного уровня по важнейшим приоритетным умениям в соответствии с требованиями стандартов на основе развития образования по выбору, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
  4.  Заложить основы системы диагностики результативности деятельности студентов, распространить новые формы и методы.
  5.  Упорядочить внеклассную деятельность студентов во взаимодействии с учебным процессом в условиях разноуровневого обучения и углубления межведомственного взаимодействия.

Главные или генеральные цели диктуются обществом, частные цели, цели конкретного этапа – цели ОУ.

  1.  Наличие коммуникативных свойств, проявляющиеся в двух формах: 1) во взаимодействии с внешней средой (среда – это совокупность всех условий, которые окружают вещь, растение, животные, человека и непосредственно или косвенно воздействуют на них; различают идеологическую, политическую, экономико-производственную, социально-бытовую, культурную., природно-экологическую среду);

Любая социальная система – составная часть общественного организма будучи связана с другими системами. В мире нет системы, изолированной от внешней среды, которая воздействует на жизнедеятельность системы. Внешняя среда создаёт условия существованияи функционирования системы.

2) во взаимодействии данной системы с суб- и суперсистемами, т.е. с системами более низкого или высокого порядка.

  1.  Наличие управления. Это специфический признак, характерный для систем биологического и социального происхождения.

ПЕДАГОГИКА даёт управлению понятие объекта. Всякое управление объектно ориентировано. Управление в образовании отличается от управления в здравоохранении, торговли и т.д.

Объектом управления в образовании является конкретная ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

Наша задача рассмотреть:

  •  общее понятие систем,
  •  понятие образовательной системы,
  •  виды образовательных систем,
  •  Понятие управления,
  •  Принципы, методы, функции управления,
  •  И т.д.
  •   

12


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42075. Изучение конструкции и тарировка измерительного преобразователя уровня буйкового типа УБ-П 101 KB
  Изучить принцип действия и конструкции измерительного преобразователя уровня. Ознакомление с методикой тарировки измерительных преобразователей уровня буйковых с пневматическим выходным сигналом. При изменении уровня жидкости в аппарате масса буйка в жидкости изменяется пропорционально изменению уровня.
42077. Створення Delphi- проектів з використанням компонентів відображення даних 71.53 KB
  Створити Delphi-проект, головна форма якого має вигляд, зображений на рис.1. Для надписів “конкурсант А” ,“конкурсант В” , “конкурсант С” використати компоненти типу TLabel (текстові мітки), для введення балів – компоненти типу TEdit, для графічного відображення результатів – компоненти типу TProgressBar. Для заборони введення в полях любих символів крім цифр використано подію OnKeyPress для поля Edit. Для полівEdit2Edit3 в інспекторі об’єктів для події OnKeyPress вибрано зі списку цю ж саму процедуру.Керування доступом до кнопки “ пітсумкиâ€здійснено з використанням події OnChge для поляEdit1.
42078. Исследование процессов самотестирования компьютерной системы при включении (POST) 294 KB
  Анализ алгоритмов тестирования клавиатуры CMOSпамяти и спикера и выявление особенностей процессов их диагностики. Задача: Ознакомиться и выучить алгоритмы тестирования клавиатуры CMOSпамяти и спикера с учетом выявленных особенностей процессов их диагностики. Результаты: Отчет по лабораторной работе с описанием особенностей процессов диагностики клавиатуры CMOSпамяти и спикера. Имеется в виду программа POST и контроль четности памяти.
42079. Теоретичні основи організації обчислювальних процесів і режимів функціонування ЕОМ 327.5 KB
  Інтенсивний розвиток мікроелектронних технологій збільшення ступеня інтеграції мікросхем процесорів пам'яті контролерів і т. Ціль: Аналіз алгоритмів тестування клавіатури CMOSпам’яті і спікера й виявлення особливостей процесів їхньої діагностики. Завдання: Ознайомитися й вивчити алгоритми тестування клавіатури CMOSпам’яті і спікера з урахуванням виявлених особливостей процесів їхньої діагностики. Результати: Звіт з лабораторної роботи з описом особливостей процесів діагностики клавіатури CMOSпам’яті і спікера.
42080. Расчет ожидаемых значений и отклонений с использованием простых компьютерных программ 35 KB
  Рассчитать среднее число попаданий. Рассчитать стандартное отклонение. Рассчитать дисперсию. Рассчитать смещенное стандартное отклонение.
42081. Основные понятия комбинаторики 2.58 MB
  В появившемся диалоговом окне Мастер функции – шаг 1 из 2 слева в поле Категория указаны виды функции. В поле Функции выбираем функцию ФАКТР . В рабочее поле Число вводим с клавиатуры число переставляемых объектов в примере – 26. В появившемся диалоговом окне Мастер функции – шаг 1 из 2 слева в поле Категория указаны виды функции.
42083. Обработка базы данных с помощью Microsoft Office Excel 1.15 MB
  Приведенная ниже база данных служащих является выборочным пространством некоторого случайного эксперимента, в котором работник выбирается выборочным(случайным) способом. Будем считать, что один работник представляет один результат эксперимента и все возможные результаты равновероятны.