32672

Общая характеристика образовательных систем

Лекция

Педагогика и дидактика

Поэтому происходит обновление деятельности всех звеньев системы образования. В новых социокультурных условиях остро стоит проблема формирования целостной системы непрерывного образования в России. Принцип непрерывности предполагает что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни.

Русский

2013-09-05

133 KB

143 чел.

Л-2  Общая характеристика образовательных систем

План

  1.  Образование в России как система
  2.  Понятие педагогической системы
  3.  Понятие образовательной системы
  4.  Территориальная образовательная система
  5.  Муниципальная образовательная система

  1.  Образование в России как система

В условиях обновления общества предъявляются новые требования к личности будущего члена общества, к его образовательной и профессиональной подготовке. Поэтому происходит обновление деятельности всех звеньев системы образования.

Под системой образования понимается: совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов; сети образовательных учреждений их реализующих; органов управления образованием. (Закон об образовании).

В новых социокультурных условиях остро стоит проблема формирования целостной системы непрерывного образования в России.

Непрерывное образование рассматривается как процесс и результат развития личности в реально функционирующих образовательных учреждениях.

Принцип непрерывности предполагает, что отдельные образовательные учреждения являются подсистемами общей системы образования человека в течение всей его жизни. В этой системе все образовательные учреждения (государственные, негосударственные, общественные и дополнительные) взаимосвязаны между собой.

Контуры связи по вертикали:

Дошкольное образование;

Общее среднее и профессиональное образование;

Высшее образование;

Повышение профессиональной квалификации;

Переподготовка;

Повышение общеобразовательного уровня и общекультурного кругозора.

Связаны эти элементы и по горизонтали, например, школьное – внешкольное – дошкольное – семейное воспитание.

Основой непрерывного образования является базовое образование, осуществляемое различными типами образовательных учреждений.

Органы управления образованием

Государственный образовательный стандарт.

  1.  Понятие педагогической системы

Определение педагогической системы

Среди многих видов социальных систем выделяют ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ системы.

По своим характеристикам педагогические системы имеют реальный, социальный, сложный, открытый динамический, самоуправляемый характер.

Существует множество трактовок понятия ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Одним из первых к определению сущности педагогических систем в своих работах обратился Владимир Павлович Беспалько. В его понимании – это некоторая упорядоченная совокупность средств и методов реализации алгоритмов управления педагогическим процессом.

Н.В.Кузьмина: «Педагогическую систему определяет как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчинённых целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей».

В Советском энциклопедическом словаре:- «Социально-обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и её духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности»

В.С.Лазарев – «Совокупность особым образом связанных между собой человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов входа, учебно-воспитательного процесса и результатов образования»

Ю.К.Бабанский - утверждает, что педагогическая система - это: «Система, в которой осуществляется педагогический процесс».

Как сложную динамическую систему управления, в которой осуществляются воспитательные цели, понимают Л.Ф.Спирин, М.А.Степинский, М.Л.Фрумкин. Они считают, что педагогическая система возникает всякий раз, когда какая-либо деятельность рассматривается с точки зрения осуществления педагогических целей, когда эта деятельность становится источником педагогических целей и средством воспитания одновременно. (Здесь отождествляются педагогическая система и педагогическая деятельность).

В педагогической системе в непрерывном взаимодействии находятся субъекты и объекты воспитания, а также средства процесса воспитания.

Как искусственная, специально организованная педагогическая система находится под постоянным «контролем» общества, т.е. системы, частью которой она является. Педагогическая система испытывает определённое воздействие на себя со стороны общества. В связи с этим происходит изменение или перестройка педагогической системы. Данное изменение находится в зависимости от того, на какой или какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о социально-правовом положении учителя и т.д. Характерным является то, что природа взаимодействия компонентов системы является ключом понимания многих типичных ошибок в принятии управленческих решений в сфере образования на всех уровнях. Обычно требование общества локализуется на каком то одном элементе, что приводит к ошибкам, а порой к разрушению системы. Поэтому причиной многих неудачных попыток совершенствования педагогической системы кроется в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов. На это указывали Ф.Ф.Королёв, Т.И.Ильина и др.

Образовательное учреждение рассматривается как сложная социально-педагогическая система

Структурные элементы педагогической системы

Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогической системы, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других педагогических систем.

Наукой выделено шесть взаимосвязанных структурных элементов педагогической системы: 

  1.  ЦЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,  В Т.Ч. ПО ВОСПИТАНИЮ, ОБУЧЕНИЮ.
  2.  УЧАЩИЕСЯ;
  3.  СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;
  4.  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ) ПРОЦЕССЫ;
  5.  УЧИТЕЛЬ И (ИЛИ) ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ;
  6.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

  1.  Педагогические системы различаются между собой целями. Например, ЦЕЛЬ:

ДЕТСКОГО САДА –

ШКОЛЫ -                                

ПТУ -  

Но для всех имеется общая цель: передача знаний, опыта, воспитание определённых свойств личности, поведения, отношений. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ - это важнейший компонент любой педагогической системы. Одним из признаков эффективности управления - умение руководителя наметить частные цели и соотнести их с общей целью.

  1.  Обязательным для возникновения и существования педагогической системы является наличие накопленной информации, которая должна усваиваться людьми. Например, школа, коррекционные классы, новые специальности создаются при возникновении в обществе потребности в обучении.
  2.  Возникновение педагогической системы обусловлено не только наличием цели, но и определением способов достижения этих целей, а именно: имеются средства, формы и методы педагогического воздействия, т.е. имеются средства педагогической коммуникации. Например, открытие коррекционных образовательных учреждений (классов) стало возможным, когда был найден необходимый арсенад воздействий.            
  3.  Бессмысленно говорить о существовании педагогической системы, если нет учащихся.
  4.  Педагогическая система может возникнуть тогда, когда имеются педагоги                                          

Функциональные компоненты педагогической системы

Функциональные компоненты - это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся. Структурные компоненты вступают в сложное взаимодействие между собой.

Выделяются (Н.В.Кузьмина) следующие функциональные компоненты:

  •  гностический;
  •  проектировочный;
  •  конструктивный;
  •  коммуникативный;
  •  организаторский.

Функциональные компоненты характеризуют педагогическую систему в действии. 

Функциональные компоненты могут быть выделены в деятельности участников педагогического процесса разных педагогических систем (в деятельности руководителей, педагогов, учащихся).

Каждый из функциональных компонентов имеет свою специфику и играет свою роль в деятельности педагогического процесса.

Гностический компонент (с греческого gnosis - познание) - включает действия, связанные с накоплением новых знаний о целях педагогической системы и средствах их достижения, о состоянии субъектов и объектов педагогического воздействия. Включает умения извлекать новые знания из исследования собственной деятельности, а также освоения новой учебной и научной информации.

Проектировочный компонент (проект - замысел…, план. ПРОЕКТИРОВАНИЕ - процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого объекта) - включает действия связанные с перспективным планированием заданий (стратегических, тактических, оперативных)и способов их решений в будущей деятельности участников педагогического процесса в направлении достижения цели.

Конструктивный компонент (с латинского constructio - составление, построение) - включает действия по отбору и композиционному построению содержания учебной и воспитательной информации, определению особенностей предстоящей деятельности педагогов и учащихся.

Коммуникативный компонент - включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между руководителями, педагогами, учащимися как по вертикали, так и по горизонтали.

Организаторский компонент - включает действия по реализации педагогического замысла конкретной системой в направлении достижения искомого педагогического результата.

Все выделенные компоненты находятся в тесной взаимосвязи. Однако содержание компонентов деятельности (функциональных компонентов) участников педагогического процесса различно.

Например, ПРОЕКТИРОВОЧНЫЕ УМЕНИЯ:

директор

заместитель

Преподаватель

  •  исходя их комплексного развития МОС планировать развитие ОУ на длительный срок;
  •  проектировать работу педагогического коллектива в области совершенствования учебных планов, программ;
  •  анализировать;
  •  изучать спрос
  •  проектировать учебно-воспитательную работу со школьниками;
  •  проектировать методическую работу с преподавателями;
  •  проектировать систему заданий учащихся;
  •  проектировать способы организации учебной деятельности с учащимися;
  •  возбуждать у учащихся интерес к знаниям

Выделить и рассмотреть педагогическую систему можно в зависимости от рассматриваемого объекта (системы).

Виды педагогических систем

Различаются назначением, отсюда следуют особенностями организации и функционирования.

  •  Система образования, построенная обществом (в зависимости от общественно-экономической формации) является наиболее общей ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМОЙ.

Первобытно общинное общество

Рабовладельческое общество

Феодальное общество

Капиталистическое общество

Социалистическое общество

Современное

Следует выделить содержание ведущих элементов. Отсюда следует, что можно получить необходимый инструмент для анализа педагогических систем, проектировании, прогнозировании развития

Педагогическая система мало известна. Некоторое нечёткое представление о цели обучения и некоторые определённые способы обучения. (Цели, дидактические процессы)

Достаточно полно разработаны почти все элементы.

Цель – гипертрофия развития физических и риторических качеств. В системе учебного заведения достаточно чёткая структура. Различимы внеучебные воспитательные учреждения. В зародышевом состоянии – учебные планы. Разработаны дидактические процессы

Больших изменений в педагогической системе не произошло. Частично гуманизирована рабовладельческая педагогическая система и несколько обогащено содержание её элементов. (Цель, организационные формы, дидактические процессы)

Ломает каноны средневековой педагогической системы.

Капитализм требует воспитания активного и инициативного работника, более умного.

Более чёткое представление о социальном заказе. Всестороннее и гармоничное развитие человеческой личности

Главная черта современного мира – стремительные перемены. Курс нашей страны на преобразования в экономике, политической и общественной жизни влечёт за собой изменения во всех остальных институтах общества.

Изменение миссии человека в обновляющейся системе, его политических и духовных взглядов приводит к новым требованиям личности будущего общества к его образовательной и профессиональной подготовке

  •  Социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции, входящие в общую систему образования, являются подсистемами большой системы образования ОЭФ. Например, ДОУ, общеобразовательная школа, ПТУ, ССУЗы, ВУЗы и т.д.
  •  Выделяют педагогическую систему по уровням образования:

-    Система дошкольного воспитания – основной является педагогическая система – «ДЕТСКИЙ САД». Её варианты: круглосуточный, д/с для детей с ослабленным здоровьем и т.д.

  •  Система общеобразовательной подготовки – основной является педагогическая система – «ШКОЛА» с вариантами в зависимости от режимов работы.
  •  Система профессионального образования – могут быть выделены педагогические системы: ПТУ, ССУЗы, ВУЗы.
  •  Система коррекционной и реабилитационной работы – 
  •  Система дополнительного образования – могут быть выделены педагогические системы: учреждения дополнительного образования – музыкальные, спортивные и т.д.
  •  Авторские педагогические системы – в основе деятельности лежат нетрадиционные подходы, идеи. Например, Я.А.Каменского, К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, В.А.Караковского и др.
  •  В основе лежит оригинальная концепция – Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, М.М.Махмутов, И.П.Иванов
  •  В.Ф.Шаталов (опорные сигналы), Ш.А.Амонашвили (гуманная педагогика) и др.

Каждая педагогическая система включает в себя системы более низкого порядка (группы, классы, учебные дисциплины и т.д.).

Иерархия педагогических систем не ограничена.

По мере развития общества как рождаются новые, так и умирают педагогические системы.

Каждая педагогическая система может быть рассмотрена со стороны любого компонента.

Например, со стороны цели:

  1.  В какой мере ЦЕЛИ данной педагогической системы соответствуют государственным интересам, интересам общества, ориентированы на цели педагогической системы более высокого порядка.
  2.  Как реализуется ЦЕЛЬ в учебных информациях, в программах, планах, учебниках, дополнительной информации.
  3.  В какой мере соответствуют ЦЕЛЯМ применяемые средства педагогической коммуникации (средства, формы и методы педагогического воздействия).
  4.  В какой мере целям соответствует наличный состав учащихся.
  5.  В какой мере ЦЕЛЯМ соответствует наличный состав преподавателей.

Взаимодействие педагогической системы с внешней средой

Каждый структурный компонент является «открытым», т.е. подверженным влиянию внешней среды.

Среду можно анализировать исходя из выделенных структурных компонентов (Кузьмина Н.В.):

  •  Уточняются, развиваются, трансформируются цели под влиянием социально-экономических процессов;
  •  Применяется учебная и научная информация под влиянием открытий их обобщений;
  •  Изменяются средства коммуникации под влиянием новых учебников, учебных пособий, ТСО;
  •  Среда оказывает влияние на самих учащихся, на систему их взглядов, отношений;
  •  Среда оказывает влияние на самих воспитателей: преподавателей, родителей, на формирование у молодёжи мотивов посвятить себя педагогической деятельности

                                                                                  воздействует

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ------------------------------------------------------ СРЕДА

                                                            в соответствии с собственными целями

Адаптация педагогической системы происходит в зависимости от того, на какой элемент воздействует внешняя среда. Этот элемент в данном случае называют системообразующим.

Нужно иметь ввиду, что воздействие только на один элемент ведёт, как правило, к неудачам в преобразованиях. Примером может служить (ЛИПЕЦКИЙ МЕТОД, ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ (изменение элемента – дидактические процессы) и др.).

Каждая педагогическая система рассчитана на определённый срок функционирования, т.е. на определённый цикл обучения учащихся.

3 Понятие образовательной системы

Определение образовательной системы

Образовательная система – совокупность связанных между собой образовательных и инновационных процессов (происходящих как внутри объекта, так и вне его), и деятельности по управлению этими процессами, направленными на удовлетворение учащихся. Населения образовательными потребностями.

Образовательная система характеризуется:

- инновационной деятельностью – обновлением содержания образования (базисного и дополнительного компонентов, программ обучения и воспитания), обновлением педагогических технологий, методов и форм работы; Процесс диверсификации в системе образования привел к организационному разнообразию образовательных учреждений. Их основным сущностным отличием является реализация различных образовательных программ, поскольку именно образовательной программой определяется уровень подготовки, способ формирования контингента, применяемые формы и методы, учебно-методический комплект и даже материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение. Таким образом, общее для образовательных учреждений - реализация образовательных программ на уровне, определяемом образовательными стандартами, а особенное — набор (композиция) конкретных образовательных программ.

- организацией учебно-воспитательного и других процессов – самоуправлением, сотрудничеством учителей, учащихся, родителей в достижении целей обучения, воспитания и развития; высоким уровнем мотивации участников педагогического процесса;  правом выбора содержания, профиля, форм получения образования.;

- эффективностью деятельности системы (сравнение конечных результатов запланированным.)

Основой ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ можно назвать:

- учебные заведения, классы, группы различных профилей, направлений, специализаций. Они обеспечивают образовательные потребности и учитывают возможности всех детей на данной территории.

- создаётся столько их, сколько действительно нужно. Создаются совместными усилиями образовательных учреждений. Органов управления образованием и на основе социального заказа, с учётом реальных потребностей, местных условий.

- знать и понимать образовательную политику, участвовать в её формировании.

Образовательная система создаётся на основе глубокой диагностики каждого ребёнка (участвуют педагоги, психологи, нейрофизиологи, медики, социальные работники, специалисты по диагностике одарённости)

Каждая образовательная система характеризуется ориентацией на определённые социальные функции. Они могут различаться в зависимости от общественных условий, социокультурного окружения, типа и вида образовательного учреждения

Наиболее общей образовательной системой может служить федеральная образовательная система.

Однако ряд образовательных систем может обладать набором отличительных качеств, вне зависимости от наличия властной структуры. Они определяются географическими, демографическими, экономическими и др. особенностями региона

Особенностью образовательных систем можно выделить социальную замкнутость образовательных систем, которая может быть обусловлена различными особенностями формирования как городских застроек, так и сети образовательных учреждений. Например, районы исторической застройки города (центр), где сконцентрировано максимальное количество высокостатусных образовательных учреждений с максимальной доступностью, районы застройки средней открытости и новостройки, а также «спальные» районы, расположенные на окраине города, с практически закрытыми образовательными системами.

Открытыми можно считать те образовательные системы, в которых возможен свободный обмен кадрами и контингентом учащихся.

Такое деление образовательных систем совпадает с делением на районы с различным социокультурным окружением образовательных учреждений. Открытые районные образовательные системы (районы центра) характеризуются высоким уровнем концентрации научных, культурных образовательных учреждений (в том числе и вузов), исторических памятников, архитектурных шедевров. Для нас представляется существенным тот факт, что в открытых системах образовательные учреждения значительно легче решают такие проблемы, как:

— кадровая;

— привлечение дополнительных материальных средств из бюджетных и внебюджетных источников;

— уменьшение уровня конфликтности в школе как на уровне «школа—родитель», в силу социальной гомогенизации контингента родителей, так и на уровне «школа—система управления», «учитель—ученик»;

— получение школой выхода на международные связи;

— сохранение старого и привлечение нового контингента учащихся. Такое неоднородное положение в образовательных системах города требует учета и специфики интерпретации получаемых в результате исследования данных.

Определение ОТКРЫТАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – непрерывно развивающийся образовательный процесс, в основе которого - постоянный обмен информацией образовательной системы с другими подсистемами, в том числе через глобальные сети телекоммуникаций, а также обмен интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами; доступность и учёт всех педагогических, научных, социологических, экономических инноваций.

В условиях крупного города говорить о закрытости системы можно с известной долей условности, поскольку, даже будучи относительно изолированными и небольшими, образовательные системы имеют возможность кадрового обновления. Иная ситуация складывается в сельской местности, где можно говорить о полностью закрытых образовательных системах .

Любая образовательная система характеризуется набором образовательных услуг, качеством реализации и их доступностью.

  1.  Территориальные образовательные системы

Подсистемами федеральной образовательной системы, которые в свою очередь обладают системными свойствами, можно назвать территориальные образовательные системы. Существует несколько определений для этих систем: региональная, муниципальная, образовательные системы учреждений ( или же по названию соответствующей единицы административно-территориального деления (областная, городская, республиканская и т.д., . ОС Центральной России; ОС Восточно - Сибирского региона;
ОС Северо-Запада России

Однако, такие системы, обладая некоторыми общими территориально-географическими. историческими, национальными особенностями, тем не менее не имеют важных качеств социальных систем, например, целостности, наличия системы обратных связей. Отсутствие органа управления делает работу по информационному обеспечению такой системы бессмысленной. Любая образовательная система характеризуется ориентацией на определенные социальные функции, которые могут различаться не только в разных общественных условиях, но и в условиях различного социокультурного окружения, а также в различных образовательных учреждениях. Таким образом, региональная система образования представляет собой совокупность:

  •  разноуровневых вариантов образовательных программ, составленных с учетом научно-культурных особенностей и исторически сложившихся традиций города;
  •  образовательных стандартов, обеспечивающих их выполнение;
  •  сбалансированной сети реализующих их образовательных учреждений, обеспечивающей удовлетворение потребностей населения в разнообразных образовательных услугах на основе их склонностей и способностей;
  •  системы административных и общественно-государственных органов управления, обеспечивающих функционирование и развитие образования с учетом реальных ресурсных возможностей территории. В соответствии с данным выше определением региональной системы образования образовательные программы являются элементом образовательной системы, а их реализация проходит только в том или ином классе в свою очередь школа может реализовывать и реализует веер образовательных программ. Правомерность включения образовательных учреждений в единицу региональной системы образования основана на выделенном определении региональной образовательной системы.

Таким образом, подсистемами региональной образовательной системы являются районные, школьные и классные образовательные системы. При этом необходимо выделить крайне важное для нас обстоятельство — подсистемами региональной образовательной системы являются не только все выделенные образовательные системы, но и каждая из них в отдельности. То есть класс является одновременно подсистемой сразу трех образовательных систем — школьной, районной и муниципальной, школа — двух (районной и муниципальной).

На отдельную школу, даже очень сильную и крупную, нельзя возложить обязанности удовлетворять все многообразие образовательных потребностей всех групп и слоев населения, учащихся (среди которых есть и одаренные дети, и дети с недостатками развития, и дети, нуждающиеся в коррекции поведения и т.д.). Такая задача по плечу территориальным образовательным системам.

B.C. Лазарев даёт определение территориальной (региональная, муниципальная) образовательной системы, представляющую совокупность связанных между собой образовательных и инновационных процессов (происходящих как в образовательных учреждениях, так и вне их) и деятельности по управлению этими процессами, осуществляемой образовательными учреждениями, органами образования и другими институтами в той или иной территории (определение дано B.C. Лазаревым. См.: Управление развитием школы. — М., 1995. — С. 390).

А.Н.Дахин (Модели открытой образовательной системы) под образовательной системой понимает:

  •  Набор моделей обучения,
  •  Критерии выбора или построение оптимальной модели для данных конкретных условий;
  •  Диагностическое и операционное представление планируемых результатов учебной деятельности;
  •  Мониторинг текущего состояния и тенденций ближайшего развития участников образовательного процесса

5. Понятие муниципальной образовательной системы.

Реальностью сегодняшнего дня стал тот факт, что подавляющая часть образовательных учреждений являются муниципальными. Данный уровень в общей системе образования был выделен сравнительно недавно – в начале 90-х годов.

Уже в 1992 г., в законе «Об образовании» был впервые выделен, помимо федерального государственного  и государственного (субъекта РФ), МУНИЦИПАЛЬНЫЙ уровень как относительно самостоятельный и саморазвивающийся.

Осознанием необходимости выделения муниципального уровня системы образования послужило смещение приоритетов в социально-экономической и политической жизни страны, ориентация общества на демократизацию и гуманизацию, начало перехода во всех сферах народного хозяйства на новые условия хозяйствования, а также переход от жёсткой авторитарной системы управления к демократической.

Определённая законодательством компетенция местного самоуправления в области образования, позволяет выделить в качестве ГЛАВНОЙ ЦЕЛИ МОС – СОЗДАНИЕ В КОНКРЕТНОЙ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ТЕРРИТОРИИ СРЕДСТВ И УСЛОВИЙ ДЛЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ НАСЕЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩЕЙ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, СПОСОБНОСТЕЙ, СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ СОЗДАНИЯ Е О П.

Отличительной особенностью МОС является то, что она базируется на муниципальной форме собственности и управляется органом местного самоуправления, который несёт ответственность перед государством за реализацию конституционного права граждан на образование.

Под МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ следует понимать: совокупность взаимосвязанных образовательных учреждений, расположенных на данной административной территории, независимо от форм собственности; образовательных, в том числе инновационных, процессов, протекающих как в ОУ, так и вне их, ориентированных на выполнение социального заказа населения данной территории; а также деятельность по управлению этими процессами, осуществляемую муниципальными органами управления образованием и другими институтами им не подчинёнными, но регламентированными органом местного самоуправления.

Муниципальная образовательная система представляет собой достаточно сложный организм, состоящий из совокупности различных элементов, определяющих структуру, связи между ними, закономерности. Элементы системы предопределяются замыслами её создателей и ограничениями, регламентирующими деятельность органа местного самоуправления. Эти ограничения зависят: от нормативно-правовой базы, определяющей компетенцию органа местного самоуправления по вопросам образования; от целей, которые ставит перед собой орган местного самоуправления; от социального заказа на образование в данной административной территории; от имеющихся возможностей и условий и т.д.

Можно выделить региональные социально-экономические детерминанты, влияющие на формирование МОС:

  •  Географическое положение (плотность населения, развитие промышленности, экономика, топливно-энергетический комплекс  и т.д.
  •  Транспортная схема – её влияние на обеспечение необходимой инфраструктуры и интенсивной интеграции города в российской и международной экономической жизни;
  •  Социальная роль и значимость административной территории (центр финансовой и экономической культуры, возможность расширения городской социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура) и т.д.);
  •  Структура общественного производства. Занятость взрослого населения в промышленном производстве. Уровень и доля занятости. Тенденции роста. Причины.;
  •  Факторы, влияющие на развитие образования (изменение возрастной структуры населения; миграция; демография; изменение доли трудоспособного населения; какие группы увеличиваются, уменьшаются; количество классов в ОУ;)
  •  Особенности рынка труда. Прогноз потребностей в образовательных услугах. Ориентация на получение образования;
  •  Безработица, текучесть кадров.

Например, в ходе разработки программы развития образования г.Тюмени (1992г.) выделенные характерные региональные особенности сыграли существенную роль в моделировании МОС. Такими особенностями были:

  1.  Г.Тюмень Является центром обширного нефтегазодобывающего региона с многопрофильной производственной специализацией (машиностроение, текстильная, пищевая промышленность, судостроение и т.д.), что определило комплексный характер развития города в целом. В связи с этим предполагалось бурное развитие социальной инфраструктуры.
    1.  На момент разработки программы развития образования не сложилось ЕОП.
    2.   Образование рассматривалось лишь как одна из отраслей в инфраструктуре города, которая решала лишь узко ведомственные вопросы, в основном – обучение детей Не просматривалась связь и со структурными подразделениями администрации по совместной деятельности как по вопросам образования, так и по вопросам развития города в целом;
    3.  Определённое место имело неясность позиций администрации города и принимаемых ею мер по совершенствованию структуры органов местного самоуправления, что не позволяло решать вопрос о стратегическом управлении образованием.
    4.  Ряд ОУ города работали с большой перегрузкой, потому что школ в городе не хватало. Появились школы-гиганты. Существенное влияние на перегрузку школ оказало изменение наполняемости классов до 25 чел..
    5.  Сеть ДОУ была в основном ведомственной.
    6.  В городе практически отсутствовала сеть коррекционных образовательных учреждений.
    7.  Серьёзное положение сложилось с обеспечением  ОУ педагогическими кадрами.
    8.  На момент разработки программы проявилась неготовность работать в условиях местного самоуправления не только работников органов управления образованием и педагогов, но и всех структур администрации города.
    9.  Была сформирована различная степень готовности ОУ для включения в преобразующие процессы.

Всё это позволяет выделить структурные элементы МОС и определить функциональные связи между ними. Сложившийся опыт работы по проектированию МОС позволяет выделить основные структурные элементы, которые позволяют её характеризовать как систему. Это:

  •  Цель,
  •  Субъекты, взаимодействующие между собой по реализации образовательных услуг на данной административной территории (потребители образовательных услуг, исполнители, посредники и т.д.),
  •  Орган местного самоуправления,
  •  Социальный заказ населения органу местного самоуправления на выполнение образовательных услуг,
  •  Сеть образовательных учреждений различных типов и видов, необходимых для административной территории по выполнению социального заказа,
  •  Муниципальные органы управления образованием,
  •  Организационно-педагогические средства и условия, обеспечивающие развитие образовательной системы,
  •  Образовательные программы,
  •  Учебно-преподавательская деятельность,
  •  Информация.

Выделенная обобщённая структура МОС носит несколько условный характер, т.к. каждый элемент данной системы может распадаться на отдельные составляющие, представляющие собой более мелкую систему. При этом несколько изменяются и функциональные связи между элементами.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МОС. – это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающих в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и др. субъектов образовательного процесса.

Помимо индивидуальных особенностей важно помнить и об общих закономерностях, правилах создания образовательных систем.

- ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ – целевая ориентация муниципального сообщества на достижение конечной цели по выполнению социального заказа.

- СИСТЕМНОСТЬ – разработка всей совокупности мер, необходимых для чёткой работы ОС;

- комплексность – соответствие частных целей (подцелей) генеральной цели;

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ – финансовая, информационная, материальная, правовые и трудовые ресурсы;

ПРИОРИТЕТНОСТЬ –

СОГЛАСОВАННОСТЬ –

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ -

PAGE  1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6497. А.Р. Лурия. Инстинктивное поведение животных 112.5 KB
  А.Р. Лурия. Инстинктивное поведение животных В прошлый раз мы остановились на проблеме происхождения психики и на основных механизмах наиболее простых форм поведения. Мы видели, какое решающее значение имеет факт возникновения реакций на нейтральные...
6498. Трансляция агрессии через имитацию модели агрессивного поведения 303.5 KB
  Трансляция агрессии через имитацию модели агрессивного поведения Предыдущее исследование, проведенное с целью объяснения феномена идентификации на основе случайного научения, показало, что дети с готовностью имитируют поведение, демонстрируемо...
6499. Запоминание законченных и незаконченных действий 1.26 MB
  Запоминание законченных и незаконченных действий Намерение не просто порождает тенденцию к осуществлению намеченного действия при наступлении предусмотренного подходящего случая. Скорее, оно отвечает потребности (точнее, квазипотребности), которая...
6500. О двух типах условного рефлекса 118 KB
  О двух типах условного рефлекса Работа Скиннера о двух типах условного рефлекса представляет значительный интерес в качестве попытки внести больше ясности и точности, чем было ранее сделано, в ту старую и часто обсуждаемую тему условного рефлек...
6501. Психологическое влияние окружающей среды 319.5 KB
  В данной работе речь пойдет лишь о психологическом влиянии окружающей среды. Это не означает, что физическое воздействие окружения, например воздействие питания или климата, не имеет психологического значения. Напротив, мы считаем, что ребенок...
6502. Намерение, воля и потребность 503 KB
  Намерение, воля и потребность Предисловие Основная часть данной работы представляет собою расширенный вариант доклада, предназначавшегося для XI Конгресса по экспериментальной психологии (Мюнхен, 1925 г.), от участия в котором мне пришлось отказатьс...
6503. Психологическая ситуация награды и наказания 620.5 KB
  Психологическая ситуация награды и наказания Проблему награды и наказания мы будем обсуждать здесь не во всей ее полноте. Ибо в качестве педагогической проблемы вопрос о том, возможно ли вообще избежать наказания и вознаграждения, является частью...
6504. Интеллектуальное поведение животных 100.5 KB
  Р. Лурия. Интеллектуальное поведение животных В прошлом занятии мы дали характеристику двух типов поведения животных: один мы назвали типом сенсорной психики или инстинктивного поведения, второй - типом перцептивной психики или индивидуально...
6505. Корреляционный анализ 43.88 KB
  Корреляционный анализ Исходные данные Построим выборку, состоящую из 20 значений двух случайных величин (xi, yi). В качестве случайной величины X была выбрана средняя заработная плата стран мира, за Y размер внешнего долга (таблица 1). Таблица 1. Ст...