32673

Образовательный процесс как система

Лекция

Педагогика и дидактика

Уровни образовательного процесса. Компоненты и структура образовательного процесса. В образовательном учреждении можно выделить большое разнообразие образовательных систем: целостный педагогический образовательный процесс процесс обучения; процесс воспитания учебное занятие Понятие процесса образовательного процесса.

Русский

2013-09-05

59.5 KB

105 чел.

Л-3  Образовательный процесс как система

План

  1.  Что понимается под  образованием?
  2.  Понятие процесса,  образовательного процесса.
  3.  Уровни образовательного процесса.
  4.  Компоненты и структура образовательного процесса.
  5.  Противоречия, присущие образовательному процессу

  1.  Что понимается под  образованием?

Образование во всём мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности и призвано выполнять культуротворческую миссию, обеспечивающую становление и развитие «культурного человека». Как отмечает И.И.Зимняя – культурный человек должен отвечать нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности – сознании, поведении, деятельности, социального взаимодействия.

Что понимается под образованием?

Традиционно – создание человека по образцу и подобию. Оно становится способом создания своего образа, лика, личности. Следовательно, нельзя понимать образование в аспекте вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими ею адаптацию в современной культуре.

Современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека.

Образование – это есть единство обучения и воспитания.

Главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностецй), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации. (Т.И.Шамова. Управление адаптивной школой. – М., 2001. – С.13.) 

Данную задачу призвано реализовывать специально для этого созданное образовательное учреждение.

В образовательном учреждении можно выделить большое разнообразие образовательных систем:

- целостный педагогический (образовательный) процесс

-процесс обучения; процесс воспитания

-учебное занятие

  1.  Понятие процесса,  образовательного процесса.

ПРОЦЕСС – это закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление. Т.е. – смена состояний.

Образовательный процессспециально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач. 

В результате их решения происходит изменения в их знаниях, умениях, воспитанности и развитости учащихся. Образовательный процесс рассматривается как взаимодействие учителя и учащихся. Оно предполагает взаимное изменение учителей и учащихся. Следовательно, требуется рассмотреть – а) изменение взаимодействующих сторон; б) изменение самого процесса взаимодействия.

П.Ф.Каптерев сущность образовательного процесса понимал как «формирование» и усовершенствование личности. «…сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии, начинающемся с первого момента бытия» Выделил 2 стороны образовательного процесса: внутреннюю и внешнюю. ВНУТРЕННЯЯ сторона – сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии организма. ВНЕШНЯЯ сторона – передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего.

Процесс ориентирован на достижение образовательных целей

Идёт процесс последовательной смены задач в процессе учения школьника и обучающей деятельности преподавателя.

Рассматривая образовательный процесс как смену состояний деятельности участников этого процесса, становится очевидным выделение уровней этого процесса. Тогда на каждом уровне меняется роль и место участников процесса.

  1.  Уровни образовательного процесса.

В педагогике выделяют 4 уровня образовательного процесса, на каждом из которых меняется роль и место его участников (В.В.Краевский):

Первый уровеньтеоретический, предполагает рассмотрение образования и образовательного процесса как системы.

Второй уровень уровень проекта учебного плана и программ по предметам.

Третий уровеньсоздание проекта конкретного образовательного процесса в форме его плана на год, учебную тему.

Четвёртый уровень – уровень реального образовательного процесса, уровень конкретного учебного занятия.

Характеристика образовательного процесса в рамках первого уровня.

Из определения образовательного процесса следует, что каждый из его этапов характеризуется совокупностью определённых признаков, отражающих специфику этого состояния: целью; содержанием взаимодействия; действиями учителя в структуре  деятельности преподавания; действиями ученика в структуре учебной деятельности; .

  1.  Компоненты и структура образовательного процесса.

К компонентам образовательного процесса относятся:

Целевой – осознание педагогом и принятие учеником цели и задач учебно-познавательной деятельности;

Стимулирующее-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности

Содержательный – содержание чаще всего предъявляет учитель с учётом целей обучения, интересов и склонностей учащихся.

Операционно-деятельностный – представляет процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приёмы, средства).

Контрольно-регулировочный – включает сочетание самоконтроля и контроля учителя.

Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учётом оценки других и определение дальнейшего уровня свое деятельности.

Структура образовательного процесса (Т.И.Шамова)

Потребность в образовании

Мотивы деятельности преподавателя

Мотивы деятельности учащегося

Смысл

Смысл

Цели деятельности преподавателя

Цели деятельности учащегося

Учебные задания

Деятельность преподавателя по управлению учением школьника

Механизм процесса усвоения

Механизм эмоционального отношения к содержанию, процессу, результату деятельности

Самоуправляемая учебная деятельность учащегося

Методы и формы организации продуктивного взаимодействия

Субъективный опыт: обученность, развитость, воспитанность

Рефлексия

Проектирование нового этапа образовательного процесса

Основой образовательного процесса является потребность .

Потребность порождает мотив

Мотив перерастает в цель деятельности

Цели деятельности реализуются через деятельности преподавателя и учащегося.

Действия (преподавателя и учащегося) определяются механизмами

Взаимонаправленность действий выражаются в формах организации

Промежуточным результатом процесса является субъектный опыт

Далее необходима рефлексия, что является основой для

проектирования

  1.  Противоречия, присущие образовательному процессу

Что движет образовательный процесс? Как известно движущими силами любого процесса являются внутренние противоречия (противоречие отражает внутренний источник всякого развития), разрешение которых позволяет переход системы из одного качественного состояния в другое.

Т.И.Шамова выделяет противоречия, присущие образовательному процессу:

  1.  Противоречие между требованиями общества к образованию и возможностями образовательного процесса в данных условиях. Данное противоречие разрешается путём создания более совершенных учебных программ, учебников, совершенствованием методов и форм образования, изучением познавательных возможностей учащихся.
  2.  Противоречие между познавательными и практическими задачами и имеющимся уровнем знаний, умений и навыков умственного развития учащихся. Разрешается противоречие посредством организации такой помощи детям со стороны учителя, чтобы можно было подвести учащихся к решению усложняющихся задач, чтобы выполнение нового задания требовало большей самостоятельности со стороны учащихся.
  3.  Противоречие между содержанием учебного материала, деятельностью преподавателя и деятельностью учащихся. Разрешается путём обеспечения самостоятельной активной работы учащихся в учебном процессе.
  4.  Противоречия между оценкой преподавателем результатов образования и самооценкой их учащимися. Разрешается противоречие исключением таких факторов, которые оказывают влияние на образовательный процесс, а именно: догматический (неизменный при любых обстоятельствах) взгляд на учащегося; слабое знание педагогом возрастной и педагогической психологии; неумение преподавателя выстроить педагогическую позицию по отношению к учащемуся; слабость педагогического мастерства.
  5.  Противоречия, порождённые дефектами педагогического общения. Разрешается данное противоречие при условии осознания имеющихся противоречий каждым участником педагогического процесса; пониманием необходимости этого разрешения; овладение способами разрушения стереотипов деятельности и личности.

На теоретическом уровне рассматриваются и особенности образовательного процесса. Можно рассмотреть отличительные особенности образовательного процесса от учебного процесса:

Сравним

Образовательный процесс

Учебный процесс

По целям

Основная цель – раскрытие индивидуальных ресурсов ребёнка, содействие развитию его познавательных способностей, познавательной самостоятельности посредством предметных знаний, умений и навыков

Доминирующей целью является усвоение предметных знаний, умений и навыков

По содержанию

Предусматривается индивидуализация содержания. Особое внимание акцентируется на общекультурных ценностях

Содержание определяется учебными программами, едиными для всех

По процессу

Деятельность педагога сочетается с учением при доминировании деятельности ученика

Ведётся через обучение при доминирующей роли учителя

  

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50062. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫМ ДАННЫМ 110 KB
  Разность наибольшего и наименьшего членов ряда R = Xn X1 называется РАЗМАХОМ эмпирического распределения а число наблюдений n объемом выборки. Функцией распределения случайной величины для данного статистического материала ВЫБОРКИ будет частота события X где X любое возможное значение случайной величины . Значение статистической функции распределения легко вычислить подсчитав число опытов m в которых величина приняла значение меньшее чем X и разделив...
50063. Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений 957.5 KB
  При выполнении данной лабораторной работы были получены теоретические и практические навыки в приближенном решении дифференциальных уравнений первого порядка с начальным условием методами Эйлера, Эйлера (уточнённый), Рунге-Кутты, Адамса, Милна. Сравнивая полученные результаты вычислений с истинным значением можно сделать вывод...
50065. Дослідження дифракції Фраунгофера на одній щілині 1.37 MB
  Прилади і обладнання Гелій – неоновий He–Nе лазер типу ЛГ–56 розсувна щілина екран з масштабною шкалою фотодіод механізм переміщення фотодіода пристрій для реєстрації електричного сигналу з фотодіода Опис установки Оптична схема установки для спостереження дифракції Фраунгофера від однієї щілини у світлі лазера наведена на рис. Результат дифракції у вигляді періодичного розподілу інтенсивності світла спостерігається на екрані 3 який розміщений на відстані l b2 від щілини 2 довжина хвилі випромінювання...
50066. Стройові та рикладні вправи 53.5 KB
  Упор -– це положення в якому плечi вище точок опори. Упор присiвши Положення присiду з опорою руками в пiдлогу лiктi випрямленi долонi з пальцями нарiзно опираються в пiдлогу плечовi суглоби над кистями Упор стоячи на колiнях Положення при якому опорними мiсцями є гомiлки зi стопами та долонi; стегна i руки перпендикулярнi до пiдлоги тулуб горизонтально Упор на лiвому правому колiнi Положення при якому опорними мiсцями є двi долонi i лiва права гомiлка зi стопою iнша нога...
50067. Букинистическая литература и ее распространение на книжном рынке РФ и Приморья 350 KB
  Важнейшая историческая задача букинистической торговли увеличить во много раз обращение книги. В отношении книжных богатств которые находятся в личном пользовании это означает максимальное вовлечение книг в повторное обращение на букинистическом рынке.
50068. Вынужденные колебания в последовательном колебательном контуре 101.5 KB
  Цель работы: изучение явления резонанса в RLC- контуре, определение резонансной частоты и добротности контура. Приборы и принадлежности: генератор АНР-1002, вольтметр АВ1, стенд СЗ-ЭМ01, соединительные провода.
50069. Свободные (затухающие) колебания в последовательном RLC-контуре 116 KB
  Цель работы: наблюдение затухающих колебаний на экране осциллографа и экспериментальное определение характеристик колебаний и параметров контура. Краткие теоретические сведения: Уравнение свободных колебаний в последовательном RLC –контуре рис.1 может быть получено из второго правила Кирхгофа: Uc UR = es где Окончательно уравнение принимает вид 1 где Решением уравнения 1 при малом затухании b2 wо2 является функция описываемая уравнением...
50070. Изучение сложения колебаний 145 KB
  Изучение сложения колебаний Цель: экспериментально исследовать явления происходящие при сложении колебаний. Сложение сонаправленных колебаний Рассмотрим два гармонических колебания совершаемые в одном направлении. Как видно из рисунка амплитуда результирующего колебания может быть легко найдена по теореме косинусов 1 а начальная фаза определяется соотношением 2 Картина колебаний является неизменной если их амплитуда не изменяется со временем. Из 1 видно что это возможно только в случае если частоты складываемых...