32673

Образовательный процесс как система

Лекция

Педагогика и дидактика

Уровни образовательного процесса. Компоненты и структура образовательного процесса. В образовательном учреждении можно выделить большое разнообразие образовательных систем: целостный педагогический образовательный процесс процесс обучения; процесс воспитания учебное занятие Понятие процесса образовательного процесса.

Русский

2013-09-05

59.5 KB

126 чел.

Л-3  Образовательный процесс как система

План

  1.  Что понимается под  образованием?
  2.  Понятие процесса,  образовательного процесса.
  3.  Уровни образовательного процесса.
  4.  Компоненты и структура образовательного процесса.
  5.  Противоречия, присущие образовательному процессу

  1.  Что понимается под  образованием?

Образование во всём мире рассматривается в качестве базовой общекультурной ценности и призвано выполнять культуротворческую миссию, обеспечивающую становление и развитие «культурного человека». Как отмечает И.И.Зимняя – культурный человек должен отвечать нормам социокультурного развития данного общества во всех формах своей жизнедеятельности – сознании, поведении, деятельности, социального взаимодействия.

Что понимается под образованием?

Традиционно – создание человека по образцу и подобию. Оно становится способом создания своего образа, лика, личности. Следовательно, нельзя понимать образование в аспекте вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими ею адаптацию в современной культуре.

Современное образование основывается на развитии и саморазвитии «Я» человека.

Образование – это есть единство обучения и воспитания.

Главную задачу образования можно сформулировать так: максимально обеспечить развитие в каждом человеке его генетически детерминированных способностей (возможностецй), развивать у людей рациональное критическое мышление, вооружить их точными знаниями современной науки, техники и технологии, которые бы позволили добиваться максимального эффекта от их использования в условиях изменяющейся природной ситуации. (Т.И.Шамова. Управление адаптивной школой. – М., 2001. – С.13.) 

Данную задачу призвано реализовывать специально для этого созданное образовательное учреждение.

В образовательном учреждении можно выделить большое разнообразие образовательных систем:

- целостный педагогический (образовательный) процесс

-процесс обучения; процесс воспитания

-учебное занятие

  1.  Понятие процесса,  образовательного процесса.

ПРОЦЕСС – это закономерное, последовательное изменение явления, его переход в другое явление. Т.е. – смена состояний.

Образовательный процессспециально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных задач. 

В результате их решения происходит изменения в их знаниях, умениях, воспитанности и развитости учащихся. Образовательный процесс рассматривается как взаимодействие учителя и учащихся. Оно предполагает взаимное изменение учителей и учащихся. Следовательно, требуется рассмотреть – а) изменение взаимодействующих сторон; б) изменение самого процесса взаимодействия.

П.Ф.Каптерев сущность образовательного процесса понимал как «формирование» и усовершенствование личности. «…сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии, начинающемся с первого момента бытия» Выделил 2 стороны образовательного процесса: внутреннюю и внешнюю. ВНУТРЕННЯЯ сторона – сущность образовательного процесса заключается в саморазвитии организма. ВНЕШНЯЯ сторона – передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего.

Процесс ориентирован на достижение образовательных целей

Идёт процесс последовательной смены задач в процессе учения школьника и обучающей деятельности преподавателя.

Рассматривая образовательный процесс как смену состояний деятельности участников этого процесса, становится очевидным выделение уровней этого процесса. Тогда на каждом уровне меняется роль и место участников процесса.

  1.  Уровни образовательного процесса.

В педагогике выделяют 4 уровня образовательного процесса, на каждом из которых меняется роль и место его участников (В.В.Краевский):

Первый уровеньтеоретический, предполагает рассмотрение образования и образовательного процесса как системы.

Второй уровень уровень проекта учебного плана и программ по предметам.

Третий уровеньсоздание проекта конкретного образовательного процесса в форме его плана на год, учебную тему.

Четвёртый уровень – уровень реального образовательного процесса, уровень конкретного учебного занятия.

Характеристика образовательного процесса в рамках первого уровня.

Из определения образовательного процесса следует, что каждый из его этапов характеризуется совокупностью определённых признаков, отражающих специфику этого состояния: целью; содержанием взаимодействия; действиями учителя в структуре  деятельности преподавания; действиями ученика в структуре учебной деятельности; .

  1.  Компоненты и структура образовательного процесса.

К компонентам образовательного процесса относятся:

Целевой – осознание педагогом и принятие учеником цели и задач учебно-познавательной деятельности;

Стимулирующее-мотивационный – педагог стимулирует познавательный интерес учащихся, что вызывает у них потребности и мотивы к учебно-познавательной деятельности

Содержательный – содержание чаще всего предъявляет учитель с учётом целей обучения, интересов и склонностей учащихся.

Операционно-деятельностный – представляет процессуальную сторону образовательного процесса (методы, приёмы, средства).

Контрольно-регулировочный – включает сочетание самоконтроля и контроля учителя.

Рефлексивный – самоанализ, самооценка с учётом оценки других и определение дальнейшего уровня свое деятельности.

Структура образовательного процесса (Т.И.Шамова)

Потребность в образовании

Мотивы деятельности преподавателя

Мотивы деятельности учащегося

Смысл

Смысл

Цели деятельности преподавателя

Цели деятельности учащегося

Учебные задания

Деятельность преподавателя по управлению учением школьника

Механизм процесса усвоения

Механизм эмоционального отношения к содержанию, процессу, результату деятельности

Самоуправляемая учебная деятельность учащегося

Методы и формы организации продуктивного взаимодействия

Субъективный опыт: обученность, развитость, воспитанность

Рефлексия

Проектирование нового этапа образовательного процесса

Основой образовательного процесса является потребность .

Потребность порождает мотив

Мотив перерастает в цель деятельности

Цели деятельности реализуются через деятельности преподавателя и учащегося.

Действия (преподавателя и учащегося) определяются механизмами

Взаимонаправленность действий выражаются в формах организации

Промежуточным результатом процесса является субъектный опыт

Далее необходима рефлексия, что является основой для

проектирования

  1.  Противоречия, присущие образовательному процессу

Что движет образовательный процесс? Как известно движущими силами любого процесса являются внутренние противоречия (противоречие отражает внутренний источник всякого развития), разрешение которых позволяет переход системы из одного качественного состояния в другое.

Т.И.Шамова выделяет противоречия, присущие образовательному процессу:

  1.  Противоречие между требованиями общества к образованию и возможностями образовательного процесса в данных условиях. Данное противоречие разрешается путём создания более совершенных учебных программ, учебников, совершенствованием методов и форм образования, изучением познавательных возможностей учащихся.
  2.  Противоречие между познавательными и практическими задачами и имеющимся уровнем знаний, умений и навыков умственного развития учащихся. Разрешается противоречие посредством организации такой помощи детям со стороны учителя, чтобы можно было подвести учащихся к решению усложняющихся задач, чтобы выполнение нового задания требовало большей самостоятельности со стороны учащихся.
  3.  Противоречие между содержанием учебного материала, деятельностью преподавателя и деятельностью учащихся. Разрешается путём обеспечения самостоятельной активной работы учащихся в учебном процессе.
  4.  Противоречия между оценкой преподавателем результатов образования и самооценкой их учащимися. Разрешается противоречие исключением таких факторов, которые оказывают влияние на образовательный процесс, а именно: догматический (неизменный при любых обстоятельствах) взгляд на учащегося; слабое знание педагогом возрастной и педагогической психологии; неумение преподавателя выстроить педагогическую позицию по отношению к учащемуся; слабость педагогического мастерства.
  5.  Противоречия, порождённые дефектами педагогического общения. Разрешается данное противоречие при условии осознания имеющихся противоречий каждым участником педагогического процесса; пониманием необходимости этого разрешения; овладение способами разрушения стереотипов деятельности и личности.

На теоретическом уровне рассматриваются и особенности образовательного процесса. Можно рассмотреть отличительные особенности образовательного процесса от учебного процесса:

Сравним

Образовательный процесс

Учебный процесс

По целям

Основная цель – раскрытие индивидуальных ресурсов ребёнка, содействие развитию его познавательных способностей, познавательной самостоятельности посредством предметных знаний, умений и навыков

Доминирующей целью является усвоение предметных знаний, умений и навыков

По содержанию

Предусматривается индивидуализация содержания. Особое внимание акцентируется на общекультурных ценностях

Содержание определяется учебными программами, едиными для всех

По процессу

Деятельность педагога сочетается с учением при доминировании деятельности ученика

Ведётся через обучение при доминирующей роли учителя

  

8


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68930. Посилання, умовний оператор 43 KB
  Неважко здогадатися що виведе програма 66. Краще використовувати жорсткі посилання: хоч би виходячи з того що для них потрібний один оператор. Умовний оператор Проблему вибору можна без докорів совісті віднести до глобальних проблем.
68931. Цикли План. Цикли з передумовою. Цикли з постумовою 58 KB
  Цикл дозволяє повторити певну і навіть не визначене коли робота циклу залежить від умови кількість разів якінебудь оператори. Дані оператори називаються тілом циклу они крутитимуться в циклі. Прохід циклу називається ітерацією. Як і С PHP підтримує три види циклів: Цикл з передумовою while...
68932. Форми в HTML-документах. Елементи форм 109.5 KB
  Форма в HTML-документі реалізується тегом-контейнером FORM, в якому задаються всі елементи, що управляють, — поля введення, кнопки і т.д. Якщо елементи, що управляють, вказані поза вмістом тега FORM, то вони не створюють форму, а використовуються для побудови призначеного для користувача...
68933. Перехоплення всіх виняткових ситуацій 32 KB
  Обробка виняткових ситуацій в мові C++ володіє додатковими властивостями і нюансами, які полегшують її застосування. Ці особливості описуються нижчим. Перехоплення всіх виняткових ситуацій В деяких випадках немає сенсу обробляти окремі типи виняткових ситуацій...
68934. Потоки. Класи потоків С++. Вбудовані потоки C++ 35 KB
  Потоки. Система введення-виводу мови C++, як і її аналог в мові С, оперує потоками. Потік (stream) — це логічний пристрій, одержуючий або передавальний інформацію. Потік пов’язаний з фізичним пристроєм введення-виводу. Всі потоки функціонують однаково, хоча фізичні пристрої
68935. Функції введення-виведення в потік 58.5 KB
  Бібліотека потоків C++ пропонує набір функцій-членів, які є загальними для всіх операцій введення-виводу потокових файлів. У даному розділі представлені ці функції-члени. Функція-член open відкриває потоковий файл для введення, виводу, дописування (у кінець файлу) і введення-виводу.
68936. Форматування за допомогою членів класу ios 105 KB
  Зокрема можна самостійно задавати різні прапори форматування визначені усередині класу ios або викликати різноманітні функціїчлени. Розглянемо спочатку засоби форматованого введеннявиводу за допомогою прапорів і функцій членів класу ios.
68937. Перевантаження операторів „«“ і „»“ 45 KB
  Оператор виведення називається оператором вставки insertion opertor тому що він вставляє символи в потік. Функції що перенавантажують оператори вставки і витягання називаються функціями вставки inserters і витягання extrctors відповідно. Створення власних функцій вставки...
68938. Створення власних маніпуляторів 41.5 KB
  Систему введення-виводу можна удосконалити, створивши свої власні маніпулятори. Ця можливість є важливою по двох причинах. По-перше, можна зосередити декілька операцій введення-виводу в одному маніпуляторі. Наприклад, досить часто в програмах виконується одна і та ж послідовність операцій введення-виводу.