32675

Понятие управления и педагогического менеджмента

Лекция

Педагогика и дидактика

Усложняются задачи управления. Отметим что в российской практике управления образовательными учреждениями а капитана корабля естественно сравнивать с руководителем школы или образовательного учреждения иного типа управленческие цели продолжают ставить чаще всего исходя из анализа состояния образовательного процесса то есть заказ является внутренним а не исходя из изменяющихся общественных потребностей внешний по отношению к учреждению заказ. На следующем этапе управления капитану необходимо построить уже конкретную программу...

Русский

2013-09-05

127.5 KB

91 чел.

Л-4  Понятие управления и педагогического менеджмента

План

  1.  Введение в управление
  2.  Понятие «руководство»;
  3.  Понятие менеджмента и педагогического менеджмента.

  1.  Введение в управление

Современная система образования становится всё более сложной системой, которой приходится функционировать и развиваться в постоянно изменяющихся условиях современного мира. Изменяется система, изменяются условия и требования, появляются всевозможные новшества, как педагогические, так и управленческие. Усложняются задачи управления. В целях повышения эффективности работы системы возникает потребность в новых научно-обоснованных способах их решения. Всё более пристального внимания требует к себе и управление.

(Развитие территориальной системы образования, УГ № 5, 2006)

Рассмотрим специфику управленческой деятельности на разных иерархических уровнях на двух примерах.

Когда капитану торгового судна поручается доставить груз из порта А в порт В, он действует как управленец в определенной последовательности. Отметим прежде всего, что задача ему поставлена «кем-то», кого можно назвать «внешним заказчиком». Судно должно прибыть именно в порт А, взять груз и доставить его в порт В. Иными словами, капитан своей деятельностью должен обеспечить выполнение внешнего заказа.

На первом этапе (его можно назвать этапом постановки цели) капитан «проигрывает» приблизительный сценарий решения задачи: оценивает обстановку в целом, соотносит имеющиеся запасы топлива, провианта и пресной воды с расстоянием до порта А и других портов, изучает прогнозы метеорологов и пр. Строго говоря, предварительный анализ может дать и отрицательный результат: грузоподъемность судна, например, недостаточна. Или капитан не может обеспечить доставку груза в заданный срок, так как мал запас топлива для непосредственного движения в порт А.

Отметим, что в российской практике управления образовательными учреждениями (а капитана корабля естественно сравнивать с руководителем школы или образовательного учреждения иного типа) управленческие цели продолжают ставить чаще всего, исходя из анализа состояния образовательного процесса (то есть заказ является внутренним), а не исходя из изменяющихся общественных потребностей (внешний по отношению к учреждению заказ). Достаточно часто цели формулируются при этом столь неконкретно, что вопросы составления приблизительного сценария, оценки возможности их достижения даже не обсуждаются.

На следующем этапе управления капитану необходимо построить уже конкретную программу выполнения задания. Необходимо полностью рассчитать маршрут судна, заходы в промежуточные порты, график движения, материальные затраты и многое другое. Чаще всего при этом мы хотим получить наилучшую, то есть оптимальную, программу достижения цели. Важно, однако, иметь в виду, что наилучший по скорости доставки груза маршрут может потребовать значительно больших материальных затрат, чем какой-то другой. Таким образом, решаемая на втором этапе — этапе определения конкретной программы достижения цели — задача оптимизации практически никогда не является однозначной.

Выбор программной траектории сам по себе не может гарантировать движения по ней. Более того, этим маршрутом ваш корабль как раз и не пойдет: невозможно предвидеть все случайные отклонения, которые могут возникнуть в процессе движения, изменения погодных условий, скорость течений и ветров, забастовки в портах и т.д. Необходимо постоянно корректировать маршрут, минимизировать отклонения от него. Все это может обеспечить налаженная система обратной связи, элементом которой в данном конкретном случае может служить автопилот, основной функцией которого является коррекция движения при любом отклонении от заданного курса.

Соотнося этот этап с современной практикой управления образовательными учреждениями в России, скажем, что руководители педагогических коллективов часто тратят массу времени на корректировку деятельности педагогов, что означает отсутствие в их «школьных кораблях» автопилотов! Результаты деятельности учителей и других работников должны куда в большей степени влиять на характер этой деятельности — именно это и подразумевает налаженная обратная связь. Без организации такой технологичной обратной связи невозможно построить эффективную систему управления.

Заканчивая рассмотрение данного примера, также обратим внимание на то, что для достижения поставленной цели капитану судна приходится тратить определенные усилия и на вещи, с этой целью непосредственно не связанные. Действительно, судно должно функционировать вне зависимости от порта назначения. Должен бесперебойно работать двигатель (для чего необходимо проводить профилактические ремонты), кок должен готовить пищу (иметь соответствующие запасы), должно поддерживаться нормальное санитарное состояние и пр. Таким образом, капитану наряду с обеспечением реализации задач, поставленных перед ним на данный рейс, приходится обеспечивать и само функционирование системы. Хотя такое выделение двух групп задач достаточно условно: не обеспечив функционирование корабля, капитан не сможет и доставить в заданный порт груз — тем не менее во многих случаях при рассмотрении управленческой деятельности такое разделение задач оказывается весьма продуктивным.

Наконец, деятельность капитана нетождественна ни работе моториста, ни работе кока. И отличается она тем, что каждый член команды выполняет свои конкретные обязанности, а капитан объединяет, согласовывает усилия членов экипажа, обеспечивая реализацию общего задания. Вполне понятно также, что аналогично руководитель школы призван координировать, объединять, согласовывать усилия отдельных педагогов и других работников своего учреждения.

В принципе примерно те же операции (постановка цели, определение конкретной программы ее достижения, корректировки деятельности в процессе реализации) осуществляет и менеджмент судовладельческой компании, являющийся «боссом» для капитана корабля.

Топ-менеджер анализирует ситуацию на рынке перевозок и, исходя из запросов потенциальных клиентов, ставит цели деятельности компании и разрабатывает примерный сценарий их достижения. Например, он предвидит уменьшение заказов на перевозку сыпучих грузов и увеличение — на контейнерные перевозки. Соответственно он ставит цели реструктуризации производства: продажи или утилизации части сухогрузов и приобретения новых контейнеровозов или переоборудования сухогрузов в контейнеровозы. При этом ему приходится ставить стратегические задачи, связанные с финансовым обеспечением реализации цели, кадровой политикой (часть персонала, очевидно, придется заменить или переобучить) и т.д.

На следующем этапе топ-менеджер и его помощники формируют конкретные планы действий по всем направлениям реализации стратегии, стараясь оптимизировать будущую деятельность. Они планируют этапы осуществления изменений в деятельности компании, определяют необходимые мероприятия, источники их финансирования и т.д. Наконец, в процессе реализации планов менеджмент компании отслеживает ход реализации отдельных планов и стратегии в целом, при необходимости внося в них коррективы. При этом менеджмент компании обеспечивает ее текущее функционирование, координируя усилия всех подразделений, ставя задачи перед капитанами и контролируя их деятельность.

Итак, определенное сходство в деятельности капитана и менеджмента судовладельческой компании имеется. В чем же их отличия?

Менеджмент координирует производственную деятельность по перевозке грузов, осуществляемую отдельными судами, ставит перед капитанами задачи и контролирует их выполнение, но сам не осуществляет перевозок. Менеджмент компании не вмешивается в определение детальных маршрутов судов, в их графики погрузки и разгрузки, во взаимоотношения капитана и его помощников, а также матросов (за исключением экстраординарных обстоятельств). Наряду с функциями «озадачивания» и контроля за деятельностью своего флота менеджмент компании решает задачи, связанные с финансовым состоянием компании, ее кадровыми ресурсами и т.д., но не занимается решением непосредственных производственных задач.

Читая многочисленные «программы развития» образования регионов и муниципалитетов, авторы многократно сталкивались с одной и той же ситуацией: из программы более или менее понятно, чего хочет добиться орган управления образованием (который и является автором или заказчиком программы), но очень трудно понять, каким образом орган управления будет обеспечивать эти изменения.

Как правило, в программах очень подробно говорится о том, что должны будут делать образовательные учреждения. Но вот что для этого должен делать орган управления? Ведь сухогруз не может сам по себе стать контейнеровозом!

Простой пример: в региональных и муниципальных программах, появившихся в последние годы (после принятия правительством Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года), можно найти задачи перехода на профильное обучение старшеклассников как средства индивидуализации образования в этом звене школы. Перед коллективами школ ставятся новые серьезные задачи, которые школы в принципе не смогут реализовать без серьезнейшей работы органов управления.

Невозможно радикально индивидуализировать образовательный процесс в большинстве школ (если в них не пять-шесть классов-комплектов десяти- и одиннадцатиклассников) без существенного увеличения финансирования: предоставление возможности выбирать профиль потребует деления класса на несколько подгрупп. Либо необходимо изменение самой структуры сети — структурных элементов и их взаимодействий друг с другом. Но ведь это задачи органов управления, а не школ, так же как задача переподготовки кадров для осуществления профильного образования.

Еще один пример из программ развития систем образования регионов и муниципалитетов. Почти во всех таких программах можно найти слова о необходимости переориентации образования на удовлетворение потребностей учащихся, местного сообщества и т.д. При этом в принципе понятно, что для этого должны будут делать учреждения, только не очень понятно, а будут ли? Дело в том, что орган управления может ставить такие задачи, может даже пытаться контролировать степень «удовлетворения потребностей», но без изменения существующего хозяйственного механизма в образовании таким образом, чтобы образовательные учреждения были заинтересованы в удовлетворении запросов учащихся, их родителей, эта цель вряд ли будет достигнута. Но изменить хозяйственный механизм в территориальной системе образования может только орган управления, а не подведомственные ему образовательные учреждения.

Еще одним дефектом ряда подобных программ является убеждение их разработчиков в том, что образование — «социальное благо», а потому системе образования «должны». Судоходная компания обязательно разорится, если не будет в своей стратегии учитывать изменения запросов на перевозки. Поэтому ее менеджмент разрабатывает стратегию исходя из предпосылки: компания — средство удовлетворения потребностей клиентов в перевозках, а потому она должна эти потребности изучать и удовлетворять.

В период бурных изменений в обществе (а значит — динамичного изменения образовательных запросов) сетования во многих программах на недостаток финансирования отрасли и — одновременно — отсутствие серьезных предложений по существенной корректировке реализуемых отраслью образовательных услуг (для удовлетворения новых запросов) представляются бесперспективными.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет в качестве основного приоритета развития отрасли обеспечение доступности качественного образования при условии эффективного использования ресурсов. Таким образом, перед отечественным образованием стоят не только задачи обновления целей, содержания, используемых технологий обучения, воспитания и развития личности, но и задачи перестройки управления на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, образовательного учреждения.

Управление в обществе как вид деятельности зародилось примерно семь тысячелетий назад  и сформировалось как особая интенсивно развивающаяся область профессиональной деятельности.

Область управления в жизни человека играет немаловажную роль. Каждый человек включён в систему управленческих отношений…

Общество и государство, как форма его организации, обязательно нуждаются в управлении всеми социальными процессами. Поэтому от качества управления во многом зависит состояние отношений в обществе и государстве. В свою очередь качество управления имеет прямую зависимость от уровня развития науки управления, теоретической разработанности основных категорий и понятий.

Управление предстаёт как социальный процесс сознательного систематического воздействия субъекта управления (управляющая подсистема) на социальный объект (управляемая подсистема). Посредством принятия решения, осуществления планирования, организации и контроля, необходимых для того, чтобы обеспечить эффективность функционирования и развития социальной системы (организации), достижение ею поставленной цели (Е.М.Бабосов Социология управления. Минск, 2000. С.42)

Имеет свою историю.

Практика управления

Стара как мир. За рубежом есть масса исследований по истории управленческой мысли, где показано, что менеджмент – как наука и практика управления берёт своё начало с глубокой древности (приблизительно 5000 лет до н.э.)

  •  Полагают, что возникновение письменности в Шумере (3000г. до н.э.) объяснялось управленческими потребностями жрецов-бизнесменов, осуществляющих религтозно-коммерческие торговые операции и ведущими учёт и контроль за сбором налогов. Контроль вёлся с помощью счетов и документов отчётности.

  •  4000-525 гг. до н.э., ЕГИПЕТ. Возведение пирамид и гробниц - свидетельство достижения не только в строительной механике, но и в управлении. Знание: планирования объектов, способность к мобилизации и использованию человеческих ресурсов, контролю за процессом производства и управления

  •  1792-1750 гг до н.э. Связано с деятельностью ВАВИЛОНСКОГО царя Хаммурапи. Свод законов, установившего правила отношений личной собственности, семьи, труда, торговли, товарищества, долговых обязательств. Установлены юридические нормы определения минимальной зар. Платы и вознаграждения, контроля и ответственности Принципы действовали более 10 веков

  •  ВЕТХИЙ ЗАВЕТ.  Древнееврейская история рассказывает о жизни Иосифа (Вырос от раба до положения обеспеченного влиянием и властью. Его управление зернохранилищем поддерживало Египет в течение 7 лет голода)

Моисей обосновал принцип делегирования и реализации его: он назначал заместителей судей для выполнения простых решений «низшими судами»

  •  Многие управленческие мысли находим у Сократа, Ксенофонта, Платона, А.Македонского, в истории жизни Иисуса Христа, Т.Мора, А.Смита, Макиавелли и др.

Со временем процессы управления стали всё более организованными и обособленными, в них включались большие группы людей, осуществляющих специальные функции управления государством, экономикой, армией.

Определение УПРАВЛЕНИЯ

Нет единого мнения.

  1.  Управление изначально трактуется в качестве функции организации и призвано решать проблемы всей организации
  2.  В одном из первых отечественных учебников по научным основам управления УПРАВЛЕНИЕ определялось как целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства

  1.  Управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта на объект управления для достижения определенных результатов. Под субъектом управления понимается физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. Объектом управления, т.е. тем, на что направлено властное воздействие субъекта управления, могут быть физические или юридические лица также социально-экономические системы и процессы
  2.  Большинство экспертов в области управления принимают следующее определение это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.

  1.  Ведущий теоретик в мире Питер Фон Друккер предлагает такое определение это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

  1.  В БЭС  это функция организованных систем различной природы (технических, биологических, социальных), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание определённого состояния, или перевода в другое состояние в соответствии с объективными закономерностями существования данной системы, реализацией программы или сознательно поставленной целью

  1.  Выделяют СОЦИАЛЬНОЕ управление это воздействие на общество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития  Границы, содержание, цели и принципы социального управления зависят от социально-политического строя

Итак, Управление, в науке трактуется с трех позиций:

  1.  Управление определяется как деятельность (В.С.Лазарев, Г.Х.Попов, М.М.Поташник, А.Файоль). Данным  определением характеризуется ориентированность на получение предметного результата, но не акцентируется внимание на изменение в ходе этой деятельности субъектного опыта участников образовательного процесса.
  2.  Управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого (В.Г.Афанасьев, Л.Б.Ительсон, А.А.Орлов, Н.С.Сунцов, Н.Д.Хмель). Дана трактовка слабо учитывает субъект-субъектную проду управления.
  3.  Управление – есть взаимодействие субъектов (В.Г.Афанасьев, В.И.Зверева, П.И.Третьяков, Т.И.Шамова). В этом случае понимается изменение сторон не только взаимосвязано, но и взаимообусловлено. Суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия.

Основная цель управления - Эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата. Важная функция управления – сделать продуктивными использование человеческих ресурсов.

Существуют различные подходы к использованию персонала для достижения цели. Зависит это от взглядов исследователей на отношение человека к труду. Пониманию использованию человеческого ресурса. Известны три основные теории  в практике управления персоналом: теория Х, теория У, теория Z.

теория Х

(Дугласа Мак Грегора)

теория У

теория Z

Исходят из того, что:

  1.  все люди ленивы,
  2.  людей надо принуждать к труду экономически, административно, психологически (т.е. использовать политику «кнута и пряник»
  3.  большая часть работников неспособна брать на себя ответственность, неинициативна, нуждается в постоянном контроле
  1.  труд для человека естественен и желателен
  2.  Люди стремятся брать на себя ответственность и заинтересованы в результатах
  3.  работники инициативны, изобретательны, способны к творчеству
  4.  Приверженность к труду человека прямо зависит от вознаграждения

Основана на особенностях японских менеджеров:

  1.  в вопросе заботы о персонале (где он живет, чем питается, как проводит свободное время, где учатся его дети)
  2.  в формах принятия управленческих решений
  3.  в вопросах организации занятости, продвижения, ответственности работников

Японским предпринимателям свойственна групповая форма принятия управленческого решения. Высшее руководство не принимает решения по стратегическому развитию предприятия до тех пор, пока и руководители среднего и низшего звена не осознают суть проблемы

Задачи управления -  Определяют технологию достижения целей.

Это часть определённой работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговорённые сроки

Специфика управления образованием

Образование является одной из сфер жизнедеятельности нашего общества, которое связано со многими социальными институтами и оказывает определённое воздействие на них. Это позволяет распространить на образование все закономерности социального управления, которое направлено на осознанное воздействие на общество по его упорядочению и усовершенствованию.

Однако нужно иметь в виду то, что образование имеет свою специфику и особенности, отличающие его от всех других социальных институтов. Данные различия определяют особенности и управленческой деятельности. Поэтому в образовании приходится решать несколько иные, чем, например, в бизнесе, здравоохранении, культуре, коммунальном хозяйстве и т.д. управленческие задачи.

Специфика управления образованием определяется, прежде всего, объектом, предметом, методами управления, специфического понятийно-категориального аппарата.

Определение УПРАВЛЕНИЯ для сферы образования

В литературе существуют различные мнения. Если одни авторы полагали, что управление является одним и тем же во всех организациях, будь то образовательные, промышленные, военные или церковные, то многие другие не соглашались с этим и считали, что имеются специфические характеристики образовательной организации, которые делают ее о некоторой степени специальным случаем в ряду других организаций. К числу этих специфических характеристик относили:

  •  трудное определние целей и задач образовательной организации в силу ее специального сервисного характера;
    •  отсутствие единого источника формирования политики;
    •  трудности с оценкой конечных результатов образования;
    •  развитие образовательных учреждений в предыдущие десятилетия привело к появлению крупных учебных заведений, насчитывающих тысячи учащихся, сотни человек педагогического и вспомогательного персонала.

Можно дать такое определение:

УПРАВЛЕНИЕ – это целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения, всех звеньев и системы образования в целом.

В Законе РФ «Об образовании» УПРАВЛЕНИЕ призвано обеспечивать целенаправленность и организацию процессов в управляемом объекте. Данное назначение управление реализует посредством решения специфических управленческих задач, например, определения целей, планов и программ их выполнения; формирование оргструктуры процессов их исполнения (распределение прав, полномочий и ответственности между членами команды в различных подразделениях), стимулирование, контроль и коррекция результатов.

Таким образом УПРАВЛЕНИЕ в образовании можно определить как специальную деятельность, в которой её субъекты, посредством решения управленческих задач, обеспечивают организацию совместной деятельности управляющей и управляемой подсистем по достижению результативных целей системы и образовательных учреждений.

В настоящее время уже доказана самостоятельность науки управления образованием исходя из её особенностей и специфики. Она имеет свой предмет, объект исследования, свою специфическую картину мира, управленческие средства, понятийно-терминологический аппарат, свои

Результаты обучения, воспитания и развития детей и учащейся молодёжи зависят не только от педагогических технологий, но и от многих факторов и условий. Например, от квалификации специалистов-педагогов, от формирования единого информационного образовательного пространства, от финансирования, от материально-технического обеспечения, от систем услуг, системы стимулирования, социальных программ поддержки и развития, образования и многого другого – всё это вопросы, исследуемые наукой управления образованием.

Научная основа управления

Всякая наука призвана формировать понимание изучаемой ею действительности на основе выявления закономерностей и познаваемого процессов и событий.

Наука управления образованием как системой призвана изучать процессы решения управленческих целей и задач и накапливать знания о том, при каких условиях эти задачи будут исполняться эффективнее и результативнее.

Любая даже самая прогрессивная идея может остаться не более чем мнение, нереализованной ценностью, если не будут выявлены закономерности и условия, принципы, пути и средства её реализации.

Управление как наука выделилась в конце 19в.

Поэтому научной основой управления является

Вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий принципов, способов и форм управления

Наука управления объясняет природу управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным

Управление как наука имеет свой предмет изучения, объект изучения, понятия и категории.

Слайд

Объектом управления является образовательная система, процессы, протекающие в образовательных учреждениях. Объектом управления может являться конкретная образовательная система (муниципальная, региональная, образовательное учреждение и др.)

Предметом управления являются связи между элементами системы, или сами элементы, процессы (функционирования, развития и т.д.)

Методы управления образованием основываются на широком выборе методов управления, используемых в социальных науках. Это: различного рода наблюдения, опросы, экспертные оценки, моделирование, формирующий эксперимент  и т.д.

Понятийно-терминологический аппарат определяется спецификой науки управления образованием (сочетание педагогической и управленческой терминологии), а именно такие как: функция управления, менеджмент, менеджер, руководство, проектирование, педагогический менеджмент, моделирование и т.д.

К основным атрибутам управления относятся:

• наличие управляющей системы;

• наличие управляемого объекта;

• основания управленческой деятельности;

• цели, средства, результаты управления.

В нашей стране наука управления в своём развитии прошла 3 основных этапа: 20-е годы; 30-е годы середина 50-х годов и со второй половины 50-х годов – современный этап.

На первом происходило становление науки управления. Российские учёные, аккумулировали положительный опыт иностранных исследователей. В тот период были разработаны основные категории и понятия управления.

Второй этап не внёс кардинальных изменений в науку управления в связи с тем, что в этот период были свёрнуты фундаментальные исследования, а велись разработки лишь в отдельных отраслях, т.е. те, которые могли дать незамедлительно практические результаты. Ей была отведена второстепенная роль по обслуживанию потребностей производства. Это объяснялось тем, что согласно государственной концепции того периода научное управление подменялось политическим руководством.

Третий этап для развития науки управления имеет особое значение, т.к. именно на современном этапе была соответствующим образом оценена роль управления в обществе, во всех областях деятельности человека. Этот период отмечен активным развитием теории управления в основных сферах жизнедеятельности общества.

-------------------------------------------------------------------------------------------

Если речь идёт о хозяйствующих субъектах, целью которых является получение финансовых результатов, то здесь приемлемо понятие МЕНЕДЖМЕНТА.

Создание принципиальной новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям, является неотъемлемой частью нового общества.

Управление в условиях рынка получило название менеджмента. Отличительной особенностью менеджмента является ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку.

МЕНЕДЖМЕНТ – слово английского происхождения. В переводе на русский язык означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых различных организациях.

В отечественной литературе и практике понятие менеджмент широко стало использоваться в 90-е годы с переходом на формирование системы управления, основанной на рыночных отношениях.

В Оксфордском русско-английском словаре (1994) слово «управление» переводится на английский язык такими терминами, как management. Administration. direction (они рассматриваются как синонимы).

Менеджмент и управление

Управление и менеджмент – понятия идентичные, взаимозаменяемые, т.к. одинаковая сущность категорий

Управление

Менеджмент

- У – как функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

- Социальное управление – воздействие на общество, которое имеет своей целью его упорядочение, сохранение качественной специфики, совершенствование и развитие.

- У – целенаправленное воздействие на  коллективы людей для организации и координации их деятельности

М – область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путём рационального использования имеющихся ресурсов (Казанцев А.К. Общий менеджмент. М.»Инфа-М», 1949).

М – это эффективное использование и координация таких ресурсов: капитал, здания, материалы, труд для достижения заданных целей с максимальной эффективностью (Междун. Справочн. По менеджменту)

О педагогическом менеджменте

Учитель, руководитель образовательной системы, в силу своей профессиональной деятельности связан с руководством и организацией жизни и деятельности детей.  Исходя из этого, под педагогическим менеджментом можно понимать «комплекс принципов, методов, организационных форм и технологических приёмов управления образовательным процессом, направленный на повышение его эффективности». (Симонов Валентин Петрович)

Следует обратить внимание на понимание сути образовательного процесса в данном определении, как совокупности трех составляющих: учебно-воспитательного, учебно-познавательного, самообразовательного процессов. В свете такого определения педагогического менеджмента – любой преподаватель является менеджером учебно-познавательного процесса, руководитель образовательного учреждения, как менеджер учебно-воспитательного процесса.

Объектом педагогического менеджмента является процесс обучения и воспитания

Результат труда менеджера учебно-познавательного процесса – степень обученности, воспитанности и развития объекта.

Можно выделить системообразующие факторы педагогического менеджмента:

  1.  Целевой или проектировочный фактор. Основными целями педагогического менеджмента Симонов В.П. выделяет:
  •  эффективное и планомерное использование сил, средств и времени всех работников учебного заведения и учащихся;
  •  определение соответствия деятельности менеджеров образовательного процесса ОУ конкретным целям и планам социально-экономического и духовного развития общества;
  •  полнота, сопоставимость, непротиворечивость, взаимосвязанность, конкретность и реальность определённых целей и их соподчинённость главной цели – воспитанию, обучению и развитию человека как свободной, ответственной и творческой личности, формированию у него готовности к труду, активной жизненной позиции, научного мировоззрения.
  1.  Коммуникативный фактор - включает взаимоотношения педагога и учащихся, директора и преподавателя.
  2.  Содержательно-организационный (содержательная сторона педагогического менеджмента; реализуется на основе определённых принципов и методов.).
  3.  Аналитико-результативный. Все структурные и функциональные компоненты деятельностной системы взаимосвязаны с конкретными функциями педагогического менеджмента

Проблемы, решаемые педагогическим менеджментом:

  1.  Профессионализм преподавателя. Проблема качества образования и эффективности управления учебно-познавательным процессом может быть решена при условии высокой компетентности, высокого профессионализма, педагогического мастерства каждого преподавателя. КОМПЕТЕНТНОСТЬ – готовность к выполнению профессиональных функций, гармоничное единство социальных установок, психолого-педагогическая подготовка. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО – умение учителя решать задачи обучения, воспитания и развития в их взаимосвязи; умение заинтересовать учащихся в изучаемом материале; умение учитывать возрастные и психологические особенности личности школьника; умение строить свои отношения со школьником  на гуманной, демократической основе; умение грамотно использовать новшества и инновации в учебно-познавательном процессе и др.
    1.  Формализм в образовательном процессе и управлении им.

Вопросы для самоподготовки:

  1.  Характеристика понятий: «качество образованием», «компетентность преподавателя», «компетентность субъекта менеджмента», «преподаватель, как субъект педагогического менеджмента», «педагогический процесс», «образовательный процесс»,
  2.   Специфика педагогического менеджмента.
  3.  Эволюция управленческой мысли.
  4.  Проблемы педагогического менеджмента.
  5.  Актуальные проблемы педагогического менеджмента на современном этапе.
  6.  Охарактеризуйте основные полномочия органов управления образованием

Литература:

  1.  В.П.Симонов Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом. М., 1997г., 264с.
  2.  Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.; 2001.
  3.  Т.И.Шамова, П.И.Третьяков, Н.П.Капустин Управление образовательными системами. М.; 2002. – 320с.

PAGE  4


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11289. Магнитное вращение плоскости поляризации (эффект Фарадея) 328 KB
  Магнитное вращение плоскости поляризации эффект Фарадея Указания содержат краткое описание рабочей установки методику изучения явления вращения плоскости поляризации в магнитном поле и получения зависимости угла вращения плоскости поляризации от индукции магн...
11290. Изучение явления интерференции света при помощи бипризмы Френеля 273.5 KB
  Изучение явления интерференции света при помощи бипризмы Френеля Указания содержат краткое описание рабочей установки и методику получения интерференции с помощью бипризмы Френеля. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей в
11291. ОПЫТ ФРАНКА И ГЕРЦА 202 KB
  ОПЫТ ФРАНКА И ГЕРЦА Цель работы. 1.Определение первого потенциала возбуждения атомов инертного газа аргон или криптон по вольтамперной зависимости IU электронной лампы. 2. Определение энергии возбуждения атомов инертного газа длины волны и массы излученного фот
11292. Электропроводность полупроводников 666 KB
  Электропроводность полупроводников Указания содержат краткие сведения об электропроводности полупроводников основы зонной теории твердых тел и порядок выполнения лабораторной работы. Методические указания предназначены для выполнения лабораторной работы студен...
11293. Вольт-амперные характеристики p-n переходов 521.5 KB
  Вольтамперные характеристики pn переходов В краткой форме рассмотрены процессы протекающие в pn переходе полупроводникового диода. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения в лабораторном практикуме по физик
11294. Изучение явления поглощения света 635 KB
  Изучение явления поглощения света Указания содержат краткую теорию поглощения света и порядок выполнения лабораторной работы. Методические указания предназначены для выполнения лабораторной работы студентами всех форм обучения в лабораторном практикуме по физи
11295. Определение индукции магнитного поля соленоида 254 KB
  Определение индукции магнитного поля соленоида Указания содержат краткое описание рабочей установки и методику определения индукции магнитного поля соленоида. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения в лаборат
11296. Изучение автоколебаний (на примере лампового генератора) 471 KB
  Изучение автоколебаний на примере лампового генератора Указания содержат краткое описание метода и экспериментальной установки для изучения автоколебаний в простейшем ламповом генераторе с индуктивной обратной связью определение частоты электромагнитны...
11297. Исследование электростатического поля, лабораторная работа 429 KB
  Исследование электростатического поля Указания содержат краткое описание измерительной установки и методику исследования электростатического поля. Методические указания предназначены для студентов инженерных специальностей всех форм обучения в лабораторно