32677

Основные функции управления (педагогического менеджмента)

Лекция

Педагогика и дидактика

Планирование как функция управления Функция управления – контроль. Процесс управления 1. Понятие функции управления Каждая система которая создаётся нужна для чегото.

Русский

2013-09-05

290.5 KB

101 чел.

Л-6-9 Основные функции управления (педагогического менеджмента)

План

  1.  Понятие функции управления
  2.  Анализ, как функция управления
  3.   Функция управления – целеполагание.
  4.   Планирование как функция управления
  5.   Функция управления – контроль.
  6.  Функция - организации.
  7.  Процесс управления

1. Понятие функции управления

Каждая система, которая создаётся, нужна для чего-то. Чтобы определить и добиться желаемого результата от данной системы необходимо осуществлять множество различных действий.

Любая управленческая деятельность состоит из последовательности взаимосвязанных действий, представляющих законченный цикл:

-анализ (изучение состояния и тенденций развития управаляемого объекта, а также оценка результатов деятельности),

-целеполагание (цель – системообразующий компонент любой системы) и планирование (принятие решения на основе соотношения результатов анализа с поставленной целью),

-организационная деятельность (выполнение принятых решений, организация деятельности),

-контроль и регулирование (процесс соизмерения фактически достигнутых результатов с запланированными).

Выполнение этих действий является ФУНКЦИЕЙ управляющей системы конкретной образовательной системы

Функция управления определяется полностью лишь тогда, когда указано НЕ ТОЛЬКО ДЕЙСТВИЕ, НО И ОБЪЕКТ, ПО ОТНОШЕНИЮ К КОТОРОМУ ОНО ВЫПОЛНЯЕТСЯ. (например, планирование ОЭР,)

Вид функции определяется как видом управленческого действия, так и видом объекта, на которое направлено это действие.

Функция – (от лат. functio – исполнение, совершение, осуществление), деятельность, обязанность, работа; Советский энциклопедический словарь 1982 г.

Функция управления (от латинского functio - исполнение) – это отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определённого действия для обеспечения целенаправленности или организованности управляемых процессов.

Основное назначение управления образовательной системы – обеспечить целенаправленность совместной деятельности ее коллектива.

Нужен целый комплекс специальных действий, чтобы обеспечить целенаправленность работы коллектива. Выполнение этих действий – является функцией управляющей системы.

Функции управления реализуются периодически в установленные сроки или по мере возникновения необходимости.

В классическом менеджменте выделяют следующие функции управления: планирование, организация, контроль, лидерство.

Для принятия решения в будущем, менеджер должен собрать информацию и составить список возможных альтернатив, а затем выбрать и определить способы, которыми выбранный вариант будет претворён в жизнь.

2. Анализ ситуации, сложившейся в ОС

как функция управления

Одной из функций управления образовательной системой является анализ ситуации, сложившейся в ОС.

Основное назначение анализа как функции состоит в изучении состояния и тенденций развития образовательной системы, в объективной оценке его результатов, после чего вырабатываются конкретные рекомендации по управлению ОС. Это достаточно трудоемкий процесс. В основном латентный характер.

Эффективность управления определяется тем, как руководитель владеет:

  •  методикой анализа;
  •  как глубоко исследованы факты, установлены зависимости

Несвоевременный и непрофессиональный анализ – путь к неконкретности установления целей, задач, расплывчатости и необоснованности решений.

Виды и содержание анализа как функции.

В принятой классификации выделяют 3 вида анализа: параметрический, тематический; итоговый;

Параметрический – анализ, проводимый  ежедневно. Направлен на изучение результатов образовательного процесса, причин.

Предметом: отдельный урок, текущая успеваемость, дисциплина в классе, школе, посещаемость уроков, соблюдение расписания, фиксирование.

Не просто классификация фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин.

Тематический – направлен на изучение более устойчивых, повторяющихся зависимостей, тенденций.

Предмет: система уроков, внешкольных мероприятий;

Наиболее полное представление о работе учителя.

Содержание тематического анализа:

  •  оптимальное сочетание методов обучения, формирование системы знаний учащихся
  •  система работы учителя, воспитателя

Итоговый – охватывает более значительные и содержательные рамки.

По завершении ½ года, четверти, года и т.д.

(Дополнить вставкой «Педагогический анализ и его виды»)

Основными объектами педагогического анализа являются организационные формы обучения (урок, внешкольное мероприятие, итоги работы и т.д.)

Общим для педагогического анализа указанных объектов является методология системного подхода, которая определяется последовательностью следующих действий:

  •  рассмотрение отдельного изучаемого  объекта  - урока, или воспитательного мероприятия, итогов года, четверти и т.д. как части более общей системы (уроков, мероприятий). Т.е. не автономное их существование, а в сравнении их с предшествующими и последующими;
  •  выявление совокупности факторов, определяющих  эффективность урока, учебного года или любого другого мероприятия;
  •  анализа результатов проведения любого мероприятия.
  •  установления причин недостатков и положительных сторон.
  •  формирование замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию мероприятий

Объектом постоянного внимания руководителей в ОУ являются уроки, внешкольные мероприятия.(нормы посещения, эффективность, трудности при анализе (в определении триединой дидактической цели, в выборе форм и методов активизации деятельности учащихся))

В управленческой деятельности руководителей выделяются 3 вида анализа урока:

  1.  развернутый педагогический анализ урока

предполагает выделение и обсуждение всех моментов урока:

  •  определение и выделение требований к уроку (воспитательных, дидактических, психологических. Санитарно-гигиенических).

Как правило, развернутый анализ проводится при посещении молодых специалистов, нуждающихся в помощи учителей или с целью распространения передового педагогического опыта.

  1.  краткий анализ урока

требует объективного изложения требований, предложений  и рекомендаций. Такой анализ требует хорошего знания личности учителя, высокой методической  культуры.

  1.  аспектный анализ  

изучается какой-то один аспект урока (например, усилия учителя направленные на изучение нового материала; или...)

Технология анализа.

Можно рассмотреть, на конкретных примерах использования  технологии анализа итогов учебного года, анализа планирования работы ОУ, анализа исполнения плана.

При анализе итогов учебного года предлагается ответить на следующие вопросы:

1. Как выполнены цели и задачи работы ОУ за прошлый учебный год? В какой мере достигли воспитатели поставленной цели в воспитательно-образовательной работе с детьми, каков уровень развития воспитанников, как развиваются их познавательные интересы, укрепляется здоровье, каковы другие конечные результаты работы ОУ?

2. Какие факторы повлияли отрицательно (положительно) на качество указанных результатов:

- какие организационные условия создает ОУ для выявления и удовлетворения образовательных потребностей населения и как это сказалось на достижении целей ОУ?

- насколько рационально организован режим жизни детей, чередование учебной деятельности с другими видами развивающей деятельности; как проводится работа с детьми по развитию их способностей и формированию культуры поведения?

- какого уровня достигли педагоги в качестве воспитательной работы с детьми?

- как отразились на качестве воспитательно-образовательной работы и развитии дошкольников инновационные наработки воспитателей как осваиваемые, так и самостоятельно созданные?

- как организована в ОУ работа по профилактике заболеваний и оздоровлению дошкольников и как это отразилась на выполнении целей ОУ?

3. Каково влияние на конечные результаты условий:

- как отразились на состоянии работы с детьми ОУ мероприятия, проводимые с педагогическими кадрами по:

- совершенствованию профессионального мастерства воспитателей;

- участию в разработке и использованию инноваций;

- материальному и моральному стимулированию труда воспитателей;

- созданию микроклимата в коллективе и организации комфортных условий для обучения и совместной деятельности сотрудников и т.д.

- как повлияла на выполнение запланированных ОУ задач система работы с родителями, содержаниё и формы пропаганды педагогических знаний и оказания индивидуальной помощи семье?

4. Особо тщательно следует на конечные результаты работы ОУ сложившейся системы управления.

Анализ планирования работы ОУ. Был ли качественным план работы ОУ, позволял ли он достичь целей, насколько был реальным? Удалось ли его выполнить? Если нет, то, с какими фактами не справилась администрация?

Насколько была бы эффективной работа ОУ, если бы к планированию привлекались сотрудники? Если нет, то почему?

Обеспечивал ли план взаимодействия и скоординированность усилий всех участников педагогического процесса, направленность их внимания на достижение целей? Если нет, то почему?

Ставились ли воспитателям индивидуальные дел и работы на год? Если да, то было ли эффективным «управление по целям»? Обосновать причины.

Анализ исполнения плана. Была ли действенной работа педсовета, других органов коллективного управления? За счет чего?

Была ли действенной оперативная организаторская работа, проводимая администрацией через оперативки, производственные и другие деловые совещания? Почему?

Рационально ли распределены в ОУ ответственность и полномочия между руководителями всех уровней? Насколько полно исполняются полномочия? Если нет, то почему?

Обеспечивает ли распределение прав и обязанностей эффективное управление коллективом и выполнение целей ОУ?

Контроль, анализ и регулирование исполнения плана работы ОУ в целом.

Правильно ли были выделены объекты для контроля? Удалось ли охватить контролем все существенные для выполнения целей ОУ вопросы, почему? Каков был объем контроля? Был ли контроль своевременным (регулярным и предупреждающим) и компетентным? Насколько компетентными, качественными и своевременны ми были последующий анализ и меры по регулированию учебно-воспитательного процесса? Был ли контроль действенным, т.е. можно ли было достичь данных результатов без контроля, анализа и последующего регулирования?

Литература

  1.  Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. – Челябинск, 1988. –100 с.
  2.  Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991. –192с.
  3.  Конаржевский Ю.А. Анализ урока/ М.: –336с.
  4.  Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. –224с.
  5.  Бабанский Ю.К. Анализ эффективности современного урока // Народное образование. – 1979. - №9
  6.  Есипов Б.П. Типовая схема анализа урока // Методические записки МТПЦ им. А.С. Бубнова.
  7.  Симонов В.П. Анализ эффективности урока // Профессионально-техническое образование. - 1979. - №12
  8.  Симонов В.П. Урок и его анализ // Народное образование. – 1981. - №7
  9.  Терский Н.Л. Педагогический анализ урока. – Красноярск, 1984.
  10.  Фоменко В.Г. Основы анализа урока. – Ростов-на-Дону, 1979.

  1.  –М., 1992 - 168

4. Планирование как функция управления ОС

Планирование – это наиболее динамическая функция, которая используется для создания прочного фундамента для остальных видов управленческой деятельности. Можно дать такое определение: Планирование – определение системы целей функционирования и развития социально-экономических систем, а также путей и средств их достижения.

Сущность планирования – заключается в определении основных видов деятельности и мероприятий на основании поставленных целей с определением конкретных сроков и исполнителей.

Цель функции планирования состоит в создании взаимообусловленной системы принятия решений, позволяющей улучшить работу организации.

Все организации обладают некоторыми сходными элементами:

- организации – это социальные системы, т.е. люди, объединённые в группы;

- деятельность людей носит совместный характер (люди работают сообща);

- действия людей цнленаправленны.

Назначение планирования. (по Поташнину, Моисееву)

  1.  Планирование призвано преодолеть, снять неопределенность, всегда присущую жизнедеятельности такого сложного механизма как школа и придать определенность и четкую направленность деятельности данной школы.
  2.  Планирование призвано на основе анализа и прогноза внешних и внутренних обстоятельств смоделировать образы желаемого будущего. За это «отвечает» входящее в структуру планирования действие целеполагания.
  3.  Планирование призвано определить средства достижения цели (целеосуществления), их состав и логическую структуру, последовательность, необходимые ресурсы и условия, исполнителей и сроки; определить содержание, методы, средства, формы предстоящей работы и ее промежуточные результаты.

Планирование призвано дать ответы на вопросы: кто, что, когда, каким образом, с какими ресурсами и с какими результатами должен будет делать, а также определить стандарты деятельности, требования к ее процессу, критерии и показатели оценки.

Планирование призвано создать условия для успешного осуществления образовательной, обеспечивающей, управленческой деятельности.

В условиях стабильного функционирования организации функция планирования сравнительно проста. Для больших и сложных систем, действующих в условиях динамического окружения и подвергающихся воздействию многих сил, функция планирования становится очень важной, должна рассматриваться с учётом многих факторов и учитывать интересы системы в целом.

В соответствии с системным подходом основная задача состоит в том, чтобы определить место и роль организации в будущем в соответствии с изменением внешней среды и верно оценить потенциал организации.

При системном подходе подчёркивается, что эффективное планирование не может быть монополией узкого круга специалистов высшего ранга, ибо планирование требует объединённых усилий всех звеньев организации.

Планирование позволяет обеспечить организационные предпосылки для принятия эффективных решений на предприятии. Основной задачей планирования на высшем уровне является задача проектирования систем, которые включают:

  1.  выбор целей, задач;
  2.  системы связей;
  3.  методы планирования на системной основе;
  4.  создание информационных потоков планирования.

Планирование может рассматриваться как средство для изменения систем. Без планирования система оставалась бы неизменной во времени и не могла бы развиваться.

Главным назначением планирования является создание основы для последующих  решений на всех уровнях организации. Планирование должно быть связано с получением и преобразованием информации. В планирование входят следующие, логически увязанные этапы:

  1.  оценка экономической и политической обстановки;
  2.  определение предполагаемой роли и места хозяйственной единицы во внешней среде;
  3.  изучение спроса потребителей;
  4.  анализ конкурентов;
  5.  определение возможных изменений в других заинтересованных группах (смежников, поставщиков, конкурентов и т.д.);
  6.  определение главных целей и задач, разработка общих планов, которые будут направлять деятельность всей организации;
  7.  создание системы связей и формирование потоков информации, с помощью которых члены организации могут принимать участие в процессе планирования;
  8.  преобразование общих планов в цели и задачи отдельных функциональных подсистем на более конкретной основе (исследование, проектирование и разработка, производство, распределение и обслуживание);

При организации планирования следует учитывать поступление информации от систем, которые присущи каждой организации:

  1.  система внешней среды определяет политические и экономические условия, в которых протекает деятельность организации;
  2.  система внешних отношений отражает отраслевую структуру, взаимоотношения между конкурентами, отношения между производителями и потребителями, характерные для отдельной отрасли, в которой данная организация конкурирует с другими;
  3.  система внутренней организации предприятия характеризует организационную структуру, цели и политику, а также функциональные отношения между подразделениями

Планомерность – это основа управления любой сферы, в т.ч. образовательной системы.

Цель планирования в ОС – заключается в выработке единых действий управляющих и управляемых.

Успех управления может быть достигнут, если выполнены условия:

  1.  Знание того уровня, на котором находится коллектив к началу планирования;
  2.  Четкое представление о том уровне, на который должна быть поднята работа к концу планирования;
  3.  Выбор эффективных путей и средств планирования

Последовательность процесса планирования.

  1.  Анализ итогов функционирования ОС на данный период и прогнозирование состояния среды. Каковы сильные и слабые стороны. Каковы возможности среды ?
  2.  Формулировка целей и подцелей. Построение «дерева целей» плана. Что мы хотим достичь и получить?
  3.  Определение альтернативных путей достижения целей.
  4.  Выбор лучшей, оптимальной альтернативы.
  5.  Освоение плана.

При подготовке планов работ необходимо соблюдение ряда требований:

Целенаправленность – определенная целевая установка. Постановка стратегической цели и на ее основе – частных в деятельности руководителей, педагогов, общественных организаций и т.д.

Перспективность – когда цели деятельности принимаются как стратегия, намеченная на длительный срок, но тем не менее близкие, понятные всем.

Комплексность – предлагается использование разнообразных средств, форм , методов, видов деятельности в их единстве и взаимосвязи.

Совокупность решений, составляющих план нельзя разбить на независимые наборы решений. Все элементы плана и фазы процесса планирования должны быть взаимосвязаны. Акофф выделяет пять элементов планирования:

  1.  Результаты –определение целей и задач.
  2.  Средства – выбор политики, программ, правил, которые необходимы для достижения цели.
  3.  Ресурсы – люди, финансы, материалы, необходимые для достижения цели.
  4.  Внедрение – построение процедур принятия решения и способа их организации.
  5.  Контроль – разработка методики предсказаний и обнаружения ошибок плана, а также их исправление.

       Объективность – основывается на знании объективных условий деятельности ПС, ее материальных, экономических условий, возможностей управленцев, педагогических работников, учеников и т.д.

Логические структуры планирования зависят от его объектов: планирование текущего функционирования школы отличается от планирования инновационных процессов; стратегическое планирование имеет структуру, отличную от структурного планирования тактического и оперативного.

План, как формализованное

представление процесса  планирования.

Формализация действий по планированию есть составление плана в письменном виде. Именно план является основой для  руководства.

Критериями хорошего плана можно определить:  

  1.  соответствие потребностям учреждения и требованиям среды;
  2.  доступность имеющимся ресурсам (человеческих, финансовых, технических, управленческих);
  3.  чёткая определённость предполагаемых результатов;
  4.  формирование этапами плана результатов таким образом, чтобы можно было оценить их количественно и качественно;
  5.  определенность четких сроков;
  6.  ответственность за каждый результат менеджера, а не исполнителя;
  7.  предусмотренность всех  возможных изменений среды.

Виды планов

  •  перспективный;
  •  годовой;
  •  текущий.

Перспективный план -  как правило на 5 лет на основе глубокого анализа за последние годы.

Годовой план – охватывает весь учебный год. Проходит в несколько этапов в течении текущего учебного года.

Текущий план – составляется на учебную четверть. Корректирует общешкольный план.

Эти планы стратегические по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

Примерное содержание годового плана работы школы как ОС.

  1.  Краткий анализ итогов работы школы за прошлый учебный год и задачи на новый.
  2.  Работа школы по выполнению всеобуча.
  •  границы микрорайона; количество обучающихся; перспективы увеличения контингента
  •  планирование мероприятий по выполнению Закона РФ «Об образовании», о гарантиях на получение образования; организация питания; оказание материальной помощи;
  •  защита прав детей, нуждающихся в особых условиях; обучение на дому; работа с трудновоспитуемыми
  •  создание условий для индивидуально-творческого развития детей.
  1.  Деятельность пед. коллектива по повышению качества УВП.

       Это наиболее объемный раздел плана. Он включает мероприятия, ориентированные на обеспечение качества знаний, умений и навыков, а именно:

  •  Индивидуализацию и дифференциацию обучения;
  •  Использование современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения.

     Также данный раздел плана включает деятельность школы по организации внеурочной и внеклассной работы, по развитию ученического самоуправления, по поддержке детских общественных организаций.

  1.  Совместная деятельность школы, семьи, общественности, трудовых коллективов по воспитанию учащихся.
  •  работа школы по повышению пед. культуры родителей.
  •  работа с родительским комитетом, Советом школы.
  •  проведение лекториев для родителей.
  •  привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве руководителей кружков и т.д.
  1.  Работа с педагогическими кадрами.

Проведение аттестации пед. коллектива.

Работа школы над общешкольной научно-методической проблемой. – проведение семинаров, НПК, пед. чтений, МО, пед. Советов.

Обобщение и распространение ППО.

Оценка и внедрение педагогических инноваций и т.д.

  1.  Система внутришкольного контроля.
  2.  Укрепление Ц.М.Б. школы.

Проведение инвентаризации. Программа оборудования и оформления кабинетов. Укрепление ЦМБ для занятий спортом, туризмом, техническим творчеством. Комплектование фонда библиотеки. Текущий и капитальный ремонт.

  1.  Организационно-педагогические мероприятия.

Указывается тематика заседаний Совета школы, пед. Совета, производственных совещаний.

Распределяются  обязанности между администрацией школы, режим работы школы, график дежурства.

Распределяется учебная нагрузка, классное руководство, заведование кабинетами и др.

Планировать работу школы можно по целям, объектам управления, субъектам управления, времени, степени обязательности и др. основаниям. Важно, чтобы все намеченное в одном разделе дополняло и обогащало мероприятия других разделов.

Формы планирования.

  •  Текстовая. При данной форме планирования оценивается полнота, целостность, содержание плана.
  •  Графическая. Позволяет прогнозировать систематичность деятельности, последовательность, преемственность, платность мероприятий, нагрузку педагогов в определенный период времени.

Самое разумное – оптимальное сочетание текстового и графического планирования.

Рекомендации по оптимизации планирования

(по М.М. Поташнику)

  •  Выполнять все принципы планирования, изложенные в литературе по школоведению.
  •  Уделять большое внимание работе по целеполаганию. Осуществлять подготовку плана на основе: анализа работы школы в предшествующие годы; целей, сформулированных с учетом специального заказа; потребностей управляющей системы; возможностей людей; прогноза развития школы на дальнюю перспективу.
  •  Сочетать разные виды планирования
  •  Привлекать всех субъектов управления к проектировочной деятельности и членов школьного коллектива для обсуждения и экспертизы планы.
  •  Использовать все способы оптимизации управления в процессе проектировочной деятельности.

Схема планирования работы школы

Планирование

Планирование работы коллективов

Планирование процессов

Планирование видов деятельности

  1.  Схема работы с пед. кадрами

1. Учебного

1. Педагогической

2. Система работы с учащимися

2. Внутриурочных по предметам

2.  Диагностико- коррекционной

3. Система работы с родителями

3. Воспитательного

3. Развивающей

4. Система работы с руководителями

4. Управленческого

4. Игровой

5. Научной

6. Управляющей

Ж-л Завуч №3 1999 г.

Ст. Вальчук Л.А.  – Зам. директора г. Каринск Свердловской области.

6. Функция - организации.

Для реализации принятых решений орган управления осуществляет деятельность по созданию, упорядочению определенной структуры организационных отношений. Под организацией (организовыванием) понимается обоснование и выбор элементов управляющей и управляемой систем, а также установление пространственно – временных и причинно – следственных связей между ними. Предполагается создание некой структуры, дающей возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей.

Подразумевает принятие решений о том, как распределить работу, которую нужно выполнить.

Деятельность руководителя направлена на выполнение намеченного плана, достижение поставленной цели. Его главное  назначение – прежде всего создавать системы: систему управления, систему внутришкольного контроля, систему внеклассной и внеурочной работы и т.д. Высшие управленческие должности решения принимают в основном относительно общей структуры дел организации. На более низком уровне  функция организации сводится к объединению заданий в виде работ и их разделению по структурным подразделениям.

Организатор имеет такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени и т.д.

Организационная структура предполагает некое строение. Охарактеризовать структуру значит – назвать ее состав (перечислить части из которых состоит та или иная система), обозначить связи между ними, т.е. показать, кто кому подчиняется (отношения субординации), кто с кем взаимодействует на равных (отношения координации).

  •  Организационная структура означает, что речь пойдет как о статическом образовании (модели, схеме, чертеже, плане), так и о динамическом, т.е. реально существующем, действующем и развивающемся образовании

Инструменты организации.

Менеджмент предполагает руководителю шесть основных инструментов организации, отражающих сущность организационно – распорядительных методов:

  1.  Ясное определение цели предстоящей работы. (чего необходимо достичь)
  2.  Точное определение задач для каждого подчиненного (посредством каких операций можно достичь)
  3.  Подготовка всего необходимого для предстоящей работы (при помощи чего достичь?)
  4.  Установление норм выполнения для измерения результатов (размеры достигнутого)
  5.  Распределение власти, ответственности, время отчетности (чем стимулировать достижение цели?)
  6.  Инструктирование исполнителей как средство создания организационной системы. (как достичь)

Постулаты Джона Хамбля (консультант одной из бельгийских фирм), сформулированные с позиции сотрудника по отношению к менеджеру:

  1.  Скажите мне, чего вы от меня ждете. Четко, ясно, недвусмысленно изложите задачу, в противном случае будет таковым ее исполнение.
  2.  Дайте мне возможность действовать. Если поставили передо мной цель – не мешайте, дайте права.
  3.  Скажите, как идут мои дела? Я должен постоянно знать, приближаюсь я к цели или нет, на правильном ли я пути.
  4.  Помогите мне, если я в этом нуждаюсь. Если я не нуждаюсь, то не надо меня опекать, контролировать.
  5.  Вознаградите меня своеобразно моему вкладу. Принцип материального стимулирования, мотивации должен присутствовать.

Организационные формы

управленческой деятельности в школе.

  •  Совет школы
  •  Педагогический совет
  •  Совещание при директоре
  •  Совещание при заместителе директора
  •  Оперативное совещание
  •  Методические семинары
  •  Заседания комиссий, клубов, учкомов и т.д.

Проектирование структур управления

 Функция организации (организовывания) предполагает проектирование структуры управления, которая бы была эффективной, оптимальной и рабочей. В управленческой литературе выделено, что проектирование системы управления (управляющих и управляемых) в целостных образовательных  системах должно исходить из следующих основных положений, вытекающих из основополагающих исходных понятий и принципов теории управления образованием:

1) Модернизацию структур управления целостной педагогической системы необходимо осуществлять с учетом стоящих перед системой и подсистемой целей. Цели первичны, структуры управления вторичны и должны быть направлены на создание педагогических условий к эффективному достижению конечных целей.

2) Проектирование структур управления педагогическими системами (управляющих и управляемых) необходимо проводить с учетом развития процесса управления и технологии управления, а также развития практики педагогической технологии, рассмотрение обучения как процесса управления.

3) Структура основных звеньев управляющей к управляемой педагогических подсистем (орган образования и образовательное учреждение) в значительной степени определяются распределением основных прав и полномочий, а также разделением общего процесса управления на подпроцессы, функции, подфункции и стадии управления.

4) Непрерывность в целостной системе управления образованием предполагает четкое определение прав, полномочий, ответственности и обязательное их исполнение. Не осуществление этого условия приводит к несбалансированности исполнения управленческих решений и неуправленческих в той или иной подсистеме.

5) Обновление целостной системы управления образованием необходимо осуществлять в направлении структурно-функциональных изменений. Каждое подразделение управляющей и управляемой подсистем, его аппарат должен быть наделен правами, обязанностями и ответственностью (моральной, материальной и дисциплинарной) за эффективное выполнение функций.

6) В составе системы управления должен быть орган с правом общественно-государственной экспертизы на основе государственно-общественных нормативов, а также правом законодательной инициативы представления и принятия стратегических управленческих решений. Это положение будет способствовать развитию государственного и общественного управления.

7) Для повышения эффективности всех звеньев управляющей к управляемой подсистем (органы образования и ОУ) необходимо постоянно осуществлять функциональное регулирование по всем функциям управления. Это условие позволит развивать в субъектах управления саморегулирование и переводить субъекты, а также объекты управления в новое качественное состояние.

8) В целях формирования и развития самостоятельного управленческого мышления, педагогической инициативы и творчества необходимо делегирование полномочий принятия решений о совокупности оптимальных педагогических условий, способах, средствах и воздействиях по достижению целей исполнителям при условии соблюдения принципов педагогической теории управления.

5. Информация и связь. Информационное обеспечение управления педагогических систем (управляющих и управляемых) необходимой, достоверной, своевременной, достаточной и полезной информацией - основное условие для осуществления эффективного процесса управления, т.е. целеопределения, педагогического анализа, прогнозирования, планирования, организации исполнения, контроля (экспертизы) и диагностической оценки, регулирования и коррекции.

Связь - это факт однозначного взаимопонимания содержания информации между двумя и более субъектами (например, управляющей и управляемой подсистемы). Прямая и обратная связь между подсистемами является частью целого понятия информационной связи. Без наличия информации и связи управление невозможно. Поэтому структура (управляющей и управляемой) подсистем должна в своем составе иметь звенья, выполняющие основные подпроцессы, функции управления, но и звенья обеспечения управления информацией и связью.

6. При соблюдении этих условий целостная структура управления (на уровне подпроцессов) педагогической системой в формализованном виде может быть выражена формулой:

ЦСУПС = (СИОСССНПРСПЛСОИСКР). (6)

Распределение функциональных обязанностей

Одним из важных моментов при выполнении функции организации является разделение работы в соответствии с количеством работников и поручение выполнения каждого участка работы тому, кто наилучшим образом справится с этим делом.

           При распределении функциональных обязанностей рекомендуется придерживаться некоторых требований, например, таких как:

  •  определение прав и обязанностей должно быть четким, конкретным, оформленным в письменном виде;
  •  каждый исполнитель должен отвечать определенному лицу за результаты своей работы;
  •  функции сбора информации, ее обработки, выработки управленческих решений также разделяются согласно штатного расписания;
  •  права решения делегируются  вниз в максимально возможной степени;

Все эти требования не являются чем-то новым. Трудность заключается в том, что не каждый руководитель умеет ими оперировать.

Например, рассмотрим последнее требование – умение делегировать полномочия и ответственность.

Делегирование ответственности – это, прежде всего, рациональное использование  сил и энергии руководителя.

В некоторых американских книгах по менеджменту определение управления дается т.о. «Управлять – значит делать что-либо руками других».

В теории управления разработаны правила делегирования.

  •  Не воспринимайте делегирование как избавление от «лишней работы». Делегирование – это проявление доверия.
  •  Делегирование – это всегда постановка целей перед сотрудниками. Для этого менеджер сам должен четко представлять путь достижения цели. «Не зная чего хочешь, никого не попросишь о помощи»
  •  Делегирование полномочий лучше осуществлять на длительный срок.
  •  Лучше всего делегирование осуществлять в письменном виде. «А я не предполагал, что ...»; «Проектный лист» – для разовых заданий.
  •  Не жалуйтесь на отсутствие квалифицированных кадров. Избегайте «самодельщины».
  •  Делегирование всегда связано с ответственностью, как с исполнительной, так и управленческой (за выбор соответствующих сотрудников, за их инструктаж, стимулирование работы, оказание помощи и т.д.
  •  Делегируй, но не контролируй.
  •  Остерегайтесь «обезьян» – должно быть обратное делегирование.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Федеральное агентство по науке и инновациям

Федеральная служба по патентам и товарным знакам

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Литература.

  1.  Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. / Учебн. пособие под ред. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 192 с.
  2.  Управление современной школой. Пособие для директора школы. / Под. ред. М.М. Поташника. – М.: АПП УИТП, 1992. – 168 с.
  3.  Поташник М.М. Демократизация управления школой. – М.: Знание, 1991 – 61 с.
  4.  Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. – М.: Педагогика, 1991. – 192 с.
  5.  Капто А.Е. Управление школой: оптимальное соотношение централизации и децентрализации // Советская педагогика. – 1989. №6 - с. 42-46.

5. Функция управления – контроль.

Одной из важнейших функций управления является контроль.

Контроль связан с показателями деятельности. Основа контроля – процесс сравнения фактических и желаемых показателей работы и в случае их явного расхождения – реализация необходимых корректирующих действий. Контроль начинается с чёткого понимания всеми сотрудниками, каковы желаемые показатели деятельности и какой конкретный вклад они могут внести в их достижение. Контроль – это не есть репрессивная «слежка» за людьми.

Высший менеджмент концентрирует свой контроль на общеорганизационных процессах, а менеджмент более низкого уровня осуществляет мониторинг тактических, повседневных операций. Согласно теории общего менеджмента – эффективный контроль подразумевает признание того, что нельзя осуществлять мониторинг всех аспектов: здесь также срабатывает правило 80:20. Поскольку у вас нет ресурсов, чтобы контролировать всё, вы выбираете 20% ваших обязанностей, которые обеспечивают 80% успеха, и именно их применяете и контролируете. (Сергей Пятенко. 9 основ менеджмента. – СПб.: Питер,2004. – 608с., С.27).

«Контроль должен осуществляться в разумном масштабе. Прежде всего это относится к количеству непосредственных подчинённых, которыми можно управлять. Поскольку в настоящее время наблюдается тенденция сокращения штатов, организационная пирамида «сплющилась», и масштаб контроля увеличился, т.е. менеджеры управляют большим количеством сотрудников. Если подчинённые выполняют рутинные работы с подробными описаниями процедур и не нуждаются в активном взаимодействии с менеджером, возможен контроль деятельности большого коллектива. Если же сотрудники заняты различными специализированными операциями и требуют постоянных контактов с руководством, то эффективное управление гарантируется только относительно небольшому количеству сотрудников

Контроль непосредственно связан с функциями анализа и целеполагания. Данные контроля без его анализа мертвы, в то же время, при отсутствии цели, нечего контролировать.

В научной литературе имеются различные подходы к определению контроля. Но все сходится к одному:

Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, что должно быть.

Мы будем пользоваться таким определением:

Контроль – выявление степени соответствия текущих показателей плановым (установленным) заданием (норме).

Отношение к контролю в менеджменте не однозначное. На первых стадиях развития менеджмента контроль считался  основным видом деятельности менеджера. Считалось, что контроль должен быть всеобъемлющим, жестким, проникающим во все сферы производственного процесса.

Рассмотрение менеджмента с позиции развития творческих  сил человека, доверия к нему потребовать изменения взглядов на контроль как на функцию, которая сковывает творческие начала в человеке, связывает его инициативу.

Ясно, что жесткий, беспощадный контроль ничего, кроме страха, у сотрудников не вызывает.

Сегодня демократизация менеджмента меняет взгляд на эту функцию.

Контроль – инструмент, при помощи которого осуществляется признание результатов труда.

Контроль – условие уверенной и безопасной работы.

Контроль – стимулятор твоего прогресса.

Поэтому без контроля в управлении быть не возможно. Нужно изменять психологические основы контроля:

  •  формулирование единых целей для всех сотрудников;
  •  мотивирование трудовой деятельности;
  •  чувство общности и коллективной ответственности;
  •  использование управления по целям, применение самоконтроля.

Значение контроля в управлении современной школой возрастает в связи с предоставлением ей больших полномочий в оценке качества обучения и воспитании учащихся.

Особенность контроля состоит в его оценочной функции – направленность на личность учителя. Если это молодой учитель, то он сказывается на его профессиональном становлении, если то учитель со стажем – на укреплении или ослаблении профессиональной позиции и авторитета в школе.

При организации контроля нужно знать некоторые общие требования.

Систематичность контроля – направлено на регулярное проведение контроля, на создание в школе системы контроля.

Объективность – проверка деятельности учителя должна осуществляться в соответствии с требованиями ГОС; на основе выработанных и согласованных  критериев.

Действенность – результаты контроля должны приводить к позитивным изменениям.

Компетентность  проверяющего – она предполагает знание  предмета контроля, владение методикой контроля, умение увидеть достоинства и недостатки.

Классификация контроля.

 Проблема классификации остается дискусионной.

Виды контроля:

М.Л. Портнов

Н.А. Шубин (объединил в одной классификации формы и методы):

Т.И. Шамова

  •  предварительный;
  •  текущий;
  •  итоговый.

  •  Обзорный
  •  предварительный;
  •  персональный;
  •  тематический;
  •  фронтальный;
  •  классно-обобщающий.

  •  тематический;
  •  фронтальный.

Классификация Т.И.Шамовой широко известна, логична и удобна. Она используется в управлении ОС.

Тематический контроль – направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагога или всего коллектива; на какой-либо ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания.

Содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно. [вводимые в школе инновации – составляют содержание тематического контроля.]

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение  деятельности педагогического коллектива, учителя, МО.

В виду трудоемкости и занятости большого количества людей рекомендуется проводить не более 2-3 раз в учебном году. Изучаются все аспекты деятельности.

Формы контроля.

Персональный контроль – осуществляется за работой отдельного субъекта ОС. Он может быть тематический или фронтальный. Важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении.

Обобщающий К. – применяется при изучении совокупности факторов, влияющих на развитие ОС. Изучается деятельность отдельных субъектов управляемой системы.

Предметно- обобщающий К. – изучение работы разных  в разных классах, но по отдельным направлениям УВП. Например, развитие познавательных интересов учащихся; формирование основ эстетической культуры, и т.д.

Комплексно- обобщающий К. – используется при организации изучения ряда учебных дисциплин в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

Методы контроля

  •  изучение документации
  •  наблюдение
  •  беседы
  •  устный и письменный К.
  •  анкетирование
  •  изучение ППО
  •  хронометрирование
  •  диагностические методы

Используются социологические методы (анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод экспериментальных оценок и т.д.)

Литература.

  1.  Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И. Шамовой – М., 1991.
  2.  Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения. – М., 1982.
  3.  Портнов М.Л. Труд руководителя школы. – М., 1984.
  4.  Раченко И.П. Наш учитель. – М., 1989.
  5.  Управление современной школой: Пособие для директора школы. / Под редакцией М.М. Поташника. – М., 1992.

    Применяя метод наложения на обобщенный состав функций, выделяемых специалистами отечественной науки (постановка цели, планирование,  организация, контроль, регулирование) и сопоставляя их с составом, принятым в менеджменте (постановка цели, планирование, организация, коммуникации, контроль, мотивации, стимулирование), можно заметить общие функции (постановка цели, планирование, организация, контроль) и функции, которые специфичны для менеджмента: регулирование, мотивация, стимулирование.

Лидерство.

Существует на всех уровнях. Краеугольным камнем лидерства является мотивация сотрудников, их поощрение (стимулирование) за внесение вклада в успех организации. Лидерство подразумевает развитый процесс коммуникации – умение донести до сотрудников, чего от них ожидают.

-! О сочетании функций лидера, менеджера, специалиста.

Специалисты отечественной науки управления (В.Г. Афанасьев, А.И. Китов, Ю.А. Конаржевский, Б.Ф. Ломов, Р.Х. Шакуров, В.А. Якунин) выделяют обобщённый состав функций (постановка цели, планирование, организация, контроль, регулирование). Анализируя функции менеджмента и управления и сопоставляя их, выделяем специальные для менеджмента функции: РЕГУЛИРОВАНИЕ, МОТИВАЦИЯ, СТИМУЛИРОВАНИЕ.

3. Функция управления – целеполагание.

Процесс управления ОС предполагает постановку целей, их реализацию

В менеджменте говорят: Управлять – значит приводить к успеху других.

Успех – это реализованная цель.

Цель – это желаемый и заранее запланированный результат в будущем.

Под целью управления в общественной практике, в том числе в управлении, обычно понимают некоторый идеальный, заранее заданный результат, которого следует достичь. Цель — это субъективная конструкция, умозрительное построение, зависящее от общего уровня знаний и субъективных качеств «конструктора».

Принятая и утвержденная авторитетом власти или собственным решением, любая цель начинает, как закон, определять способ и характер действий не только отдельного человека, но и больших социальных групп, общества в целом. Если же в определении и постановке общественной цели доминирует субъективизм (желание руководителя, не совпадающее с реальными возможностями), это может привести к огромным издержкам и деформациям.

Цель должна отвечать следующим требованиям:

  1.  Быть достижимой и реалистичной;
  2.  Быть понятной и недвусмысленно сформулированной;
  3.  Быть измеряемой;
  4.  Иметь сроки исполнения.
  5.  Цель должна мотивировать действия исполнителя в необходимом для её достижения направлении;
  6.  Цель должна быть формализуема. Должно быть согласование или приоритет целей высшего уровня над целями низшего уровня.

В литературе различают три типа организационных целей: официальные, оперативные, операционные.

Официальные цели определяют общее назначение организации, декларируются в уставе или положении об организации, а также заявляются публично руководителем. Они объясняют необходимость организации для общества, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации имидж.

Оперативные цели определяют, чем на самом деле в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации. Формой их выражения может быть план работы.

Операционные  цели ещё более конкретны и измеряемы, чем оперативные. Они направляют деятельность конкретных работников и позволяют давать оценку их работе. Такие цели формулируют в виде конкретных заданий отдельным группам и исполнителям.

Цели становятся инструментом управления, когда они:

  1.  определены или сформулированы;
  2.  известны персоналу;
  3.  приняты работниками к исполнению.

Менеджер всегда связан с процессами:

Целеполагание – процесс формирования целей. Как вариант возможного алгоритма целеполагания: (это логико-конструктивная операция)

  •  Анализ обстановки (ответ на вопрос «чего я хочу»);
  •  Ситуационный анализ (ответ на вопрос «что я могу?»)
  •  Учет потребностей и возможностей
  •  Анализ «Цель – средства»
  •  Выбор потребностей и интересов
  •  Формулировка целей

Целеполагание – процесс не стихийный.

Функция целеполагания связана не только с постановкой цели, а она связана еще с работой над целями, с работой по достижению поставленных целей.

В научной литературе выделены ряд правил работы с целями. Например, Ю.А. Конаржевский выделяет такие:

  1.  Кто хочет достичь цели, должен знать ее.

В практике сплошь и рядом это правило нарушается. На практике, как правило, деятельность бесцельная.

«Кто не знает, куда направляется, тот очень удивится, попав не туда» М.Твен

« Невозможно управлять людьми, неясны цели»

Управлять  - значит, побуждать других к достижению ясной цели. Нельзя работать по принципу: начальник прав, поэтому нужно выполнять задания.

Весь процесс управления базируется на нахождении, постановке и достижении цели:

Например

  1.  что такое настоящее планирование? -  это исследование и определение путей достижения цели.
  2.  организация  –это деятельность по стимулированию движения людей к цели.
  3.  контроль – это проверка правильности движения людей к цели.
  4.  анализ – это выявление причин отклонения в движении людей к цели.
  5.  К цели ведут только ясные цели

(часто прибегаем к неясным формулировкам

«надо приложить все усилия..

«повысить качество работы...

«вести более здоровый образ жизни и т.д.

Никогда не будут достигнуты.

! «Ежедневно делать спортивную зарядку» или

степень реализации и результативности работы зависит от четкости формулировок цели. нечеткая цель в большей степени расхолаживает, чем мобилизует.

  1.  Чем ближе и конкретнее цель, тем больше она мобилизует

Цель может быть дальняя (стратегическая) и ближняя. Всегда нужно дальние цели расчленять на более мелкие, более конкретные. Происходит «декомпозиция» или «построение дерева целей».

Правила построения «дерева целей»:

  1.  Генеральная цель не складывается из частных, из частных, более конкретных. Она формируется менеджером, а затем распадается.
  2.  Высшая цель не достигается сама по себе, а посредством частных целей.
  3.  Более мелкие цели выводятся из верхних.
  4.  Расчленение высшей (генеральной) цели прекращается по достижении элементарного уровня «дерева целей».
  5.  Необходимо концентрировать внимание на немногих, но самых важных целях.

Цели подлежат ранжированию. Невозможно реализовать сразу все цели.

  1.  Необходимо обсуждение целей с сотрудниками

Совместно вырабатывать, а не ... Чужие цели – плохие цели.

Совместная выработка целей – одна из главных задач менеджера.

  1.  Убеждайте сотрудников в нужности достижения целей.

Каждый должен быть убежден в нужности. Нужна разъяснительная работа. Работников нужно учить мыслить целями, видеть эти цели, понимать их необходимость и важность.

  1.  Конкретизируйте цели в мероприятиях.

Мало сформулировать. Нужно составить мероприятия или программу по достижению целей (каждой).

  1.  Менеджер не должен допускать конфликта целей.

При множестве целей – возможны их противоречия. Есть цели взаимоисключающие друг друга. Отсюда должна быть иерархия целей. Ранжирование, приоритеты.

  1.  Мобилизуйте поддержку в достижении целей.

Опора на коллектив. Ему нужна, как говорят менеджеры «критическая масса» сотрудников, которые бы разделяли его точку зрения по поводу достижения целей.

  1.  Основные цели должны быть направлены на развитие системы.

Они должны быть направлены на новые действия, а не только на реакцию текущих событий. Должны быть направлены на постоянное развитие.

Запомни:

  •  Без цели затухает творчество и правит бюрократия;
  •  Искусство постановки целей – это искусство управления;
  •  Без целей оценка сотрудника имеет зыбкую основу;
  •  Без цели нет контроля за ходом и результатом процесса.
  •  Цели – мотивы, определяющие нашу активность.
  •  Осознанная цель концентрирует ваши неосознанные силы.
  •  Осознание своих целей – важнейшая часть самомотивации в работе.

В менеджменте применяется целевой подход к управлению – «управление по целям» (УПЦ) следовательно признание того, что каждый человек в организации и каждая работа имеет свое предназначение, которое формируется как цель человека или работы.

К числу основополагающих в управлении понятий относится также категория «задачи» Задача — это некоторая совокупность вопросов, подлежащих решению. Управление есть процесс последовательной постановки и решения задач.

Логическая цепь:

Цель          Задачи            Решение        Результат

Литература:

  1.  Управление школой: теоретические основы и методы. Уч. пособие под ред. В.С. Лазарева. –М., 1997 –336

Управление современной школой / Под ред. М.М. Поташника

7. Процесс управления

Чтобы реализовать функции управления, необходимо выполнить определённые действия. Одни действия выполняются независимо друг от друга, другие в определённой последовательности. ЭТА СОВОКУПНОСТЬ ВЫПОЛНЯЕМЫХ ДЕЙСТВИЙ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ЗАДАЧ ОБРАЗУЕТ ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ.

В ряде случаев процесс управления определяют как:

  •  процесс сбора, хранения и обработки информации (но, здесь не раскрывается главное предназначение управления),
  •  процесс выработки решения (но управление не только выработка решений)

Мы будем понимать под ПРОЦЕССОМ УПРАВЛЕНИЯ – непрерывную последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между её участниками и интегрируются их усилия.

Управление (управленческая деятельность) может быть рассмотрено как система и как процесс.

  •  Если мы описываем структуру управляющей системы, называем компоненты, связи, характер взаимодействия между ними, представляем ее в форме схемы, то можно говорить об управлении как о системе.
  •  Если описывается способ, технология, методика, механизм осуществления плана во времени – это ход управления, последовательная смена состояния, этапы развития, совокупность действий руководителя, то это представляется как процесс.

Лекция

Определение функций управления в современных условиях

В научной литературе существует множество различных классификационных схем функционального состава управления. В работах В.Г. Афанасьева, А.И. Китова, Ю.А. Конаржевского, Б.Ф. Ломова, Р.Х. Шакурова, В.А. Якунина и др. выделяются следующие виды управленческой деятельности: постановка цели, планирование или принятие управленческих решений, организация, контроль, регулирование (или коррекция).

Профессиональные знания по менеджменту предполагают осознание трех принципиально различных инструментов управления. Первый- это организация, иерархия управления, где основное средство – воздействие на человека сверху(с помощью основных функций мотивации, планирования, организации и контроля деятельности, а также распределения материальных благ и пр.). Второй- культура управления, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, особенности поведения.  Третий – это рынок, рыночные отношения, т.е. основанные на купле-продаже продукции и услуг, на равновесии интересов продавца и покупателя.

В социальных и экономических системах эти три компонента всегда сосуществуют, а облик социально-экономической организации общества определяется тем, какому из названных инструментов отдается приоритет. В нашей стране, как показывает опыт лидеров мирового развития, необходимо создать адекватную систему управления и культуру управления, которые способны обеспечить динамическое развитие всех отраслей.   

Общая тенденция в менеджменте проявляется в стремлении к неформальным, демократичным, гибким способам и методам управления в значительно большей мере, чем раньше обсуждаемым руководителем и подчинённым. В современных условиях, полагают представители разных школ менеджеров, менеджмент должен использоваться не столько как система власти в виде иерархической пирамиды, сколько как ресурс развития горизонтальной организационной системы

                                                          

В процессе демократизации управления делегирование полномочий является главной проблемой, поскольку в той мере, в какой полномочия (функции) не делегированы, они централизованы. Децентрализация полномочий требует их оптимального распределения, как по вертикали, так и по горизонтали.

   В настоящее время  распространяется ситуационный подход. Классический процессный подход, нашедший свое выражение в ранее изложенных теориях демократического управления (теория-Х), (теория-Y), получил свое развитие в теориях ситуационного управления. В совокупности они дают возможность вычленить и другие функции управления, например постановку цели, коммуникацию, стимулирование, которые не выделены в классической интерпретации функционального состава.

    Применяя метод наложения на обобщенный состав функций, выделяемых специалистами отечественной науки (постановка цели, планирование,  организация, контроль, регулирование) и сопоставляя их с составом, принятым в менеджменте (постановка цели, планирование, организация, коммуникации, контроль, мотивации, стимулирование), можно заметить общие функции (постановка цели, планирование, организация, контроль) и функции, которые специфичны для менеджмента: регулирование, мотивация, стимулирование.

   Следующий аспект сравнительного анализа - выделение функций менеджмента применительно к новой социально-экономической системе школы. Эта необходимость доказывается тем, что рассмотренные вопросы являются общим фоном, той управленческой средой, в которой современному руководителю  приходится переводить школу в режим развития.

    Дополнение функционального состава такими функциями менеджмента, как мотивация, стимулирование, представляются нам особенно актуальными в связи с повышением роли субъективного фактора человеческой деятельности. Этот фактор реализуется более эффективно при создании определенных условий, от которых зависят стили управления, принятые в развитых странах мира и в нашей стране. Показатели различных стилей управления определяют рамки содержания деятельности. Как убедительно показывает анализ специальной литературы, в современный период преобладающим в менеджменте является корпоративный стиль управления.

    Проведенное сопоставление функций управления в отечественной и зарубежной науке позволяет с учетом современных условий выделить следующие основания для определения нового функционального состава:

  1.  системное, рассматривающее любую организацию как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды;
  2.  процессное, рассматривающее управление как непрерывную систему взаимосвязанных управленческих функций;
  3.  информационное, предусматривающее обеспечение руководителей и исполнителей информацией для принятия решений;
  4.  коммуникативное, предусматривающее систему установления связей и взаимодействия для обмена информацией и между двумя и более  людьми;
  5.  координационное, обеспечивающее систему установления взаимодействия элементов различных уровней в соответствии с их полномочиями;
  6.  мотивационное, стимулирующее процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

      Выделенные основания являются достаточными для определения состава и содержания функций управления школой с  учетом ее специфических особенностей как социально-педагогической системы. Среди них мы вычленяем информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, контрольно-диагностическую, регулятивно коррекционную функции.

Информационно -                        Мотивационно -                      Планово-

аналитическая                             целевая                                   прогностическая

    

Регулятивно-

коррекционная

Контрольно-

диагностическая                                                                             Организационно-

                                                                                                         исполнительская

Схема. Взаимосвязь функций управления.

    Среди выявленных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором этого состава будет цель. Под влиянием мотивов и цели формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные  формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.

    Рассмотрим сущность выделенных функций и определим направления их более эффективной реализации в управлении школой, как одного из видов образовательной системы.

     Обновление управления общеобразовательной школой связывается, прежде всего, с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. Одной из основных характеристик  любой системы, определяющей в итоге эффективность ее функционирования, являются коммуникативность, характеристика циркулирующих в ней информационных потоков (содержание информации, степень ее централизации и децентрализации, источники получения, вывод на уровень принятия решений). Требования к этим характеристикам резко повышаются в условиях демократизации жизни школы. У руководителей школ возрастает потребность в информации, так как при переходе в режим самоуправления организаторы образования ищут пути повышения эффективности своей управленческой деятельности. Поэтому очень важно предъявлять к отбору информации повышенные требования, а именно: информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объему, во-вторых, предельно конкретной.

    Для создания целостной системы информационно- аналитической деятельности в школах необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники(кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления. Далее нужно решить, в какой форме и где эта информация будет храниться и как использоваться. Для каждой из подсистем - управляющей и управляемой - выделяются три уровня информации. Для школы - административно-управленческий (директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, заместитель по внеклассной и внешкольной работе, заместитель по административно-хозяйственной части, диспетчер и др.); уровень коллективно-коллегиального управления (совет школы, педсовет, методсовет, методические объединения, кафедры, общественные организации); уровень ученического самоуправления.

    Повышение эффективности управления школой необходимо начинать с создания или преобразования системы информационного обеспечения. Руководители школы должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов в подсистемах, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия. Это ведущее требование при формировании целостной системы информационно-аналитической деятельности. Для подсистем, где информационное обеспечение отсутствует, целью будут моделирование и организация простейшего информационного обеспечения. Там же, где такая система функционирует, ее цель - дальнейшая модернизация с использованием ЭВМ. Для создания банка данных вся тематическая информация делится на несколько блоков: качество знаний и качество преподавания; уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью и предприятиями; организационные вопросы создания условий для получения образования; состояние внутришкольного управления; материально-техническая база; сведения об учащихся, учителях и др.

    При этом важно помнить, что своевременная, достоверная, полная по объему информация побуждает руководителей школы и учителей к деятельности. Групповые и индивидуальные потребности и мотивы предполагают введение в школах и других учебных организациях системы информационного обеспечения.

    Управленческая деятельность руководителей школы, органов самоуправления формируется в процессе педагогического анализа, информации о деятельности каждого звена школы в целом.

     Мотивационно-целевая функция. Имеется множество определений понятия «цель». Одним из инвариантных (неизменных) признаков, на который указывают при определении цели, является образ будущего результата, который по форме отражения может быть представлен либо в виде образов и моделей, либо в виде понятий, суждений, умозаключений. Образ будущего результата становится целью только тогда, когда имеются потребности, мотивы, желание достигнуть результат или приблизится к нему. Таким образом, стремление к достижению будущего результата является еще одним признаком понятия «цель». Итак, цель- это осознанный желаемый результат.

    Выбор цели - исходная позиция, первый этап управления, его наиболее творческая составная часть. По источнику и способу образования целей, как на уровне отдельного человека, так и на уровне какой –либо организованной социальной системы, цели могут быть внутренними (инициативными), т.е. формируемыми человеком или социальной системой самостоятельно, либо внешними, если они задаются извне. Это имеет место в случае педагогических систем, для которых цели задаются обществом. Внешние и внутренние цели различаются между собой способом связи целей с потребностями (индивидуальными, групповыми), побуждающими субъект к их достижению. Связь между целями и потребностями (мотивами) в первом случае образуется по направлению от целей к мотивам - «цель выбирает мотив», во втором - по направлению от потребностей и мотивов к целям, и в этом случае мотивы трансформируются в цели. Поэтому данную функцию мы и определяем как мотивационно-целевую.

    По временному признаку цели могут быть одновременно стоящими (параллельными) и последовательными. При постановке целей особую важность приобретает вопрос о разграничении понятий «цель», «задача», «идеал». Под задачей понимают реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат. Цель же предполагает достижение желаемого результата за более продолжительный отрезок времени. Идеал, или «сверхзадача»,- это тот редко достигаемый желаемый результат, к которому можно постоянно приближаться.

    Широкое распространение в научной литературе получило разделение целей по масштабу их значения и временному охвату на стратегические, оперативные и тактические. Под стратегическими целями и задачами понимают ожидаемый долгосрочный результат. Тактические задачи определяют как промежуточные желаемые результаты в обозримом будущем, а оперативные задачи - как желаемый результат на текущий момент.

   Технология целеобразования приобретает различные формы. Основными из них являются: усвоение целей, задаваемых обществом; превращение мотивов в цели; замена целей, когда запланированный результат не получен или достигнут не полностью; преобразование неосознанных мотивов в осознанные цели.

      Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей. Обеспечить способы, средства для всех участников педагогического процесса, удовлетворять эти потребности - важнейшая задача школьных менеджеров.

    Планово-прогностическая функция. Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Системный подход обеспечивает сочетание перспективного прогнозирования и текущего планирования, согласованность прогнозов и планов на всех уровнях управления.

   Как один из основных процессов управления планирование должно на всех уровнях отвечать целому ряду принципиальных требований. Они заключаются в следующем: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов.

    Одним из действенных путей совершенствования этого вида деятельности является внедрение комплексно-целевого планирования (или комплексно-целевых программ), Целевая программа составляется в школе под реализацию «кричащих» проблем, которые нужно решать немедленно. Ядро целевой программы - генеральная цель, декомпозированная на задачи, доведенная до каждого школьного подразделения и исполнителя. В комплексной целевой программе должно быть краткое описание состояния проблемы, ее места и роли в общешкольном плане; указаны генеральная цель; система задач (подцелей), доведенных до исполнителей; показатели, характеризующие успешность достижения цели; сроки, исполнители; вид информационного обеспечения управления процессом решения задач; данные о контроле за ходом выполнения программы; о текущем и итоговом анализе, регулировании.

   Комплексные целевые программы лучше всего составлять в графической форме, тогда все цели, задачи, совокупность способов, средств и воздействий представляются наглядно на одном листе. Такая форма плана становится руководством к действию.

    Во всей цепочке этапов управленческого цикла, одинаково значимых для непрерывности и целостности управления, есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития объекта, - организационно-исполнительская функция. Она вне зависимости оттого, что лежит в основании классификации функций управления, объективно принадлежит каждому циклу управления и несет в себе основной потенциал социального преобразования школы. Организация нашей работы характеризуется как деятельность субъекта (объекта) управления по формированию и регулированию определенной структуры организованных взаимодействий посредством совокупности способов и средств, необходимых для эффективного достижения целей.

    Организационные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за  распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Организационные отношения существуют объективно и отражают процессы разделения и кооперации труда.

     Повысить эффективность системы организационных отношений на всех уровнях управления школой - важнейшая цель школьного менеджера.

     Методы, закладываемые в структуру организационно-исполнительской деятельности, должны учитывать специфичность объекта и субъекта управления в системе взаимодействий (отношений) и разделяться по целенаправленности (прямые и опосредованные), по формам (индивидуальные и коллективные), по способам, средствам и воздействиям (моральные, материальные, дисциплинарные и др.)

     Методы, определяющие организационно-исполнительскую деятельность руководителей школы, исходя из педагогической целенаправленности на субъект (объект), могут иметь вариативное сочетание для оптимального достижения целей организации.

    Среди форм организации управления в практике зарубежного менеджмента наиболее широко распространена функциональная структуризация. Она обычно следует принципу профессиональной специализации, способствуя повышению эффективности использования рабочей силы. Вместе с тем эта форма в полной мере не обеспечивает единой целевой направленности усилий, необходимых для решения задач в целом. Это порождает трудности с фиксацией ответственности, чрезмерно усложняет координацию действий, вызывает неадекватную реакцию на запросы потребителей.

   Другая, все более широко применяемая форма организации - матричная, используемая в условиях реализации сложных проектов или непрерывных программ. Матричная организация представляет собой простой, гибкий и динамичный способ объединить специалистов, обладающих различными функциональными знаниями, опытом и квалификацией в программно- целевые группы(подразделения). Эта форма может быть с успехом применена в работе школ при различных нововведениях. Такая форма организации деятельности построена на горизонтальном принципе взаимодействия ее членов.

   К основным направлениям повышения эффективности реализации данной функции мы относим реализацию личностно-ориентированного подхода к организации деятельности; научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей внутри аппарата органов управления, руководителями школы и членами педагогического коллектива; рациональную организацию труда; формирование относительно автономных систем внутришкольного управления.

    Оптимизация управления школой есть не что иное, как переход к управлению через построение автономных организационных самоуправляемых систем к предельной конкретизации деятельности на всех иерархических уровнях.

    Как видим, организационно-исполнительская функция хранит в себе огромные резервы повышения эффективности управления общеобразовательной школой.

    

   В условиях большей самостоятельности, при делегировании многих прав и полномочий самой школе, а значит, и повышения ее ответственности, думается, что контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна, как никогда, занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ Москвы и других городов. В конечном счете, при переходе в режим самоуправления оценка деятельности школы должна стать предметом ежедневной заботы самой школы,  частью ее профессиональной деятельности.

    Внутришкольный контроль представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы школы на диагностической основе общегосударственным требованиям (нормативам).

   Внедрение педагогической диагностики на основе информационно- аналитической деятельности в практику работы учителей, воспитателей, руководителей школы и методистов помогает рассматривать все явления школьной жизни через призму педагогического анализа их причин, а это важнейшая задача обновления школы. Именно это позволит избавить любого участника процесса воспитания и обучения от формализма в анализе и оценке деятельности ученика, учителя, руководителя школы.

    Мы выделяем три основные этапа диагностирования тех или иных явлений и процессов в управлении школой.

    Первый этап - предварительный, предположительный диагноз.

    Второй этап -  уточняющий диагноз, который опирается на более проверенные, объективные данные, сформированные на основе комплексного использования различных методов наблюдения (бесед, опросов, анкетирования, хронометрирования).

   Третий этап – процесс диагностирования; он завершается окончательным диагнозом. Заключается он не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного и уточняющего диагноза, но и в их сравнении, сопоставлении.

    Педагогическая диагностика понимается как одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления, будь это на уровне личности ученика, деятельности учителя или руководителя школы. Правильная диагностика причин по характерным признакам и другим объективным данным создает условия для успеха действий педагога и руководителя в применении определенной совокупности способов, средств и психолого-педагогических воздействий.

   Исходя, из этих положений, мы можем утверждать, что школа как развивающая и развивающаяся система может осуществлять постоянный внутришкольный контроль (самоконтроль) на своем уровне, но вместе с тем для обеспечения единого государственного базисного уровня знаний, умений, навыков и уровня воспитанности школьников необходима и государственно-общественная экспертиза на диагностической основе.

     В меняющихся условиях работы школы следует обратить внимание на то, что объектом инспектирования (экспертизы) со стороны органов образования становится именно управленческая деятельность руководителей школы, а не работа учителя. Качество работы учителя, знаний учащихся, их воспитанности может изучаться и оцениваться с позиций эффективности внутришкольного управления педагогическим процессом на  основе комплексно-целевых программ управления качеством. Это новое направление из опыта японского менеджмента вполне применимо  к школе.

    Процесс управления требует надежной обратной связи управляющей и управляемой подсистем на любом уровне. Именно контроль как технологическая услуга с позиций менеджмента в демократизирующейся школе в различных его формах и методах (способах, средствах и взаимодействиях) обеспечивает такую обратную связь, являясь важнейшим источником информации для каждого участника процесса.

    Регулятивно-коррекционная функция. Ее можно определить как вид деятельности по внесению корректив с помощью оперативных способов, средств и взаимодействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются, прежде всего, спецификой управляемого объекта.

    В управленческом цикле изначальным моментом противоречия управления школой в целом является противоречие между функциями организации и регулирования. Функция организации в определенной степени отражает целенаправленное функционирование системы школы в конкретных условиях. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать тот или иной уровень организации системы в данной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями.

    Для современного процесса управления школой в определенной степени характерным является противоречие между тем, что субъект управления в состоянии теоретически осмыслить требования к оптимизации своей управленческой деятельности, и тем, что в большинстве ситуаций он не знает, как этого добиться на практике. Здесь много возможностей для организации регулирования и коррекции. Личностно-ориентированный подход в этих процессах играет особую роль. Коррекция невозможна без установления причин, вызывающих отклонения в ожидаемых, проектируемых результатах. Признаками таких отклонений могут быть необоснованно составленные планы и ошибки в них, слабость прогнозов, отсутствие нужной и своевременной информации, ошибки в принятых решениях, плохое исполнение, недостатки в системе контроля и оценки результатов.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Функции управления реализуются через решение управленческих задач.

Но функция управления и управленческая задача – не одно и то же.

Управленческая задача – это отношение между тем, что требуется сделать для реализации какой-либо управленческой функции в определённое время и определённом месте, и имеющимися для этого возможностями (условиями)

Прежде, чем говорить о планировании, рассмотрим, что такое решение.

Решение – выбор метода воздействия на систему для достижения той или иной цели. такое воздействие выбирается из множества вариантов. Это и означает принять решение.

Для принятия решения нужно ответить самому на вопросы:

  •  С чем имеешь дело? (ситуация)
  •  Что хочешь получить (цель)
  •  Чем руководствоваться (критерии)
  •  Что мешает (ограничения)
  •  Чем воздействовать (само решение)

Сам акт принятия решения рассматривается как выбор альтернативы из множества альтернатив.

Процесс принятия решения

  •  Сбор информации;
  •  Оценка обстановки;              подготовительные этапы
  •  Постановка задачи;
  •  

Определение и разработка

возможных решений

  •  Анализ возможных решений

    и оценка их эффективности

    на основе разработанных критериев;

  •  Выбор альтернативы;
  •  

Выполнение решения;                           

  •  Контроль за выполнением решения.

Что отличает планирование от любого управленческого решения ?

  1.  Как считает Рассель Л. Акофф (специалист по теории управления и системному подходу), это его предварительность. Планирование – это предварительное принятие решения.
  2.  Это целый набор взаимозависимых управленческих решений, а не решений самих по себе.
  3.  Процесс планирования направлен на достижение состояния в будущем.

Учитывая все это, Акофф дает такое определение

Планирование – это процесс заблаговременного принятия  и оценки взаимосвязанной совокупности решений в ситуации, когда предполагается, что желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если не принять специальных мер, и, что, приняв соответствующие меры, можно увеличить вероятность благоприятного исхода.

(Акофф Р. Планирование в больших экономических ситемах. М., 1964. с. 344).

  

44


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63582. Мягкие лекарственные формы 42.5 KB
  Правила выписывания рецептов на мази и пасты. 50 г мази и пасты содержащих 10 анестезина nesthesinum для нанесения на пораженные участки кожи. 5 г глазной мази содержащей 1 атропина сульфата tropini sulfs . 5 г официнальной мази ртутной желтой Unguentum Hydrrgyri oxydi flvi.
63584. Підприємство і ринок. Сутність підприємництва 86 KB
  Невідємним елементом ринкового господарювання однією з найактивніших форм економічної діяльності є підприємництво або особливий тип господарювання. Ресурсна функція підприємництва передбачає що воно націлене на найбільш ефективне використання матеріальних трудових фінансових...
63585. Общество, власть, государство 338.64 KB
  Общество это совокупность людей исторически поколениями проживающих на определенной территории и связанных общностью экономической социальной политической и духовной жизни единой государственной властью и правовой системой...
63587. СИСТЕМА ЗАБЕЗЕЧЕННЯ ФİНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТУ 203.46 KB
  Система організаційного забезпечення фінансового менеджменту являє собою взаємозв’язану сукупність внутрішніх структурних служб і підрозділів підприємства які забезпечують розроблення і прийняття управлінських рішень з окремих напрямів його фінансової діяльності і несуть відповідальність за результати цих рішень.