32679

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ

Реферат

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

В процессе реструктуризации может происходить совершенствование системы управления предприятием, изменение финансово-экономической политики, операционной деятельности, систем маркетинга, сбыта и управления персоналом

Русский

2014-12-02

98 KB

18 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Кафедра менеджмента

Реферат

по дисциплине

«Организация предпринимательской деятельности»

на тему

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ БИЗНЕСА В РОССИИ

Студент Брязкало Д. Н.

Группа 5-СД-14

Преподаватель Касаткин Б.П.


СОДЕРЖАНИЕ

[1] ВВЕДЕНИЕ

[2] 1. ЭТАПЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

[3] 1.1  Диагностика бизнеса

[4] 1.2. Кадровые изменения

[5] 1.3. Финансовая реорганизация

[6] 1. 4. Оптимизация структуры бизнеса

[7] 1. 5. Маркетинговый прорыв

[8] 2. ОПЫТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

[9] 3. ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В РОССИИ

[10] 4. РАБОТА С НЕПРОФИЛЬНЫМИ АКТИВАМИ

[11] 5. ПРОБЛЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ БИЗНЕСОВ

[12] СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Начнем с понятия реструктуризации. Реструктуризация предприятия — это целенаправленное изменение структуры компании и входящих в неё элементов, которые формируют её бизнес, в связи с воздействиями, оказываемыми факторами внешней или внутренней среды.

В процессе реструктуризации может происходить совершенствование системы управления предприятием, изменение финансово-экономической политики, операционной деятельности, систем маркетинга, сбыта и управления персоналом

Основной задачей реструктуризации бизнеса является создание бизнес-системы, которая, с одной стороны, будет отвечать долгосрочным задачам собственников, а с другой — развиваться в соответствии с требованиями окружающей среды. Реструктуризация подразумевает как перестройку бизнеса с целью концентрации на наиболее прибыльных направлениях деятельности, так и реорганизацию системы управления компанией. Рассмотрим основные принципы реструктуризации, опыт фонда прямых инвестиций по ее проведению, а также особенности выделения непрофильных активов на примере российский компаний.

Суть реструктуризации заключается в том, чтобы правильно выделить и развить конкурентное преимущество компании, то есть ее способность производить продукт или услугу лучше других и удерживать свою рыночную позицию. Конкурентное преимущество необходимо развивать как во внешнем окружении компании (на рынке), так и внутри нее. Для определения рыночных преимуществ используются классические методы анализа рынка: анализ отрасли, компаний-аналогов, макроэкономических факторов, SWOT-анализ, опросы потребителей и т. д. Например, когда принималось решение о дальнейшем развитии DeltaBank, его конкурентное преимущество было определено как «первый банк, который выдает кредитные карты населению в крупных торговых центрах». Основным принципом реструктуризации внутренней среды компании является обеспечение прозрачности бизнеса. При этом нужно исходить из принципа максимального упрощения существующих процессов и исключения тех функций, которые можно приобретать на стороне без ущерба для дела.


1. ЭТАПЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

1.1  Диагностика бизнеса

На этом этапе необходимо четко определить основную проблему бизнеса на текущий момент и сформулировать предположения о причинах ее возникновения. Так, низкий оборот может быть следствием плохой организации процессов маркетинга и продаж или подбора кадров, а высокие издержки — результатом неэффективной работы капиталоемких подразделений.

Личный опыт

Наталья Яхнова, финансовый директор ЗАО «Инмарко» (Новосибирск)

Реструктуризация «Инмарко» была обусловлена в первую очередь ростом компании. В 2000 году в группу компаний входили два производственных предприятия в Омске и Новосибирске с различным ассортиментом и маркетинговой политикой. Между предприятиями возникали споры о приоритетности тех или иных задач, очередности финансирования проектов, принципах принятия решений. Кроме того, банки и партнеры высказывали пожелания о повышении прозрачности бизнеса и консолидации активов. Проект реструктуризации начинался с централизации основных управленческих функций: финансов, маркетинга, управления персоналом и контроля производственной деятельности, включая закупку сырья. Центральный управляющий офис был организован в Новосибирске.

Диверсификация бизнеса способна помочь компании устойчиво чувствовать себя на локальном рынке, однако для стабильности на федеральном уровне требуется концентрация инвестиционного ресурса в одной нише. Поэтому акционерами компании была принята стратегия на производство монопродукта и создание узкоспециализированной компании. Стратегия нашла отражение в миссии компании — производстве и реализации мороженого. От остальных направлений деятельности собственники решили отказаться.

В июле 2003 года в состав акционеров нашей компании вошел венчурный фонд Norum, учрежденный ЕБРР. С его появлением начался очередной этап реструктуризации, задачами которого стало повышение уровня корпоративного управления и прозрачности бизнеса, а также создание юридически закрепленной структуры компании.

Для того чтобы сделать работу компании более прозрачной, в 2001 году была внедрена единая модель бюджетирования, учитывающая в консолидированном виде доходы и расходы группы компаний, в том числе бюджеты территориально удаленных служб. Было централизовано управление финансовыми потоками, установлены единое ценообразование и единая маркетинговая политика. Для функционирования финансового управления в 2001—2002 годах все информационные базы компании были объединены.

В 2002 году была проведена работа по трансформации управленческой отчетности в стандарты US GAAP. Уже в 2004 году мы получили первое аудиторское заключение от компании «Эрнст энд Янг», подтверждающее отчетность 2003 года. Также в этот период была успешно внедрена система качества ISO:9001.

Чтобы правильно диагностировать проблемы бизнеса, нужно провести следующие мероприятия:

-распределить прибыль по продуктам и оценить для каждого из них рентабельность и потенциальный объем рынка. Даже если только один вид бизнеса компании окажется убыточным, его ликвидация позволит повысить стоимость компании на сумму потерь от него;

-сравнить финансовые показатели компании с отраслевыми аналогами. В качестве таких показателей рассматриваются, как правило, оборот на одного сотрудника, оборот на менеджера по продажам, доля себестоимости в цене продукции. DeltaCapital часто сравнивает показатели российских компаний с показателями компаний Восточной Европы, которые развиваются с некоторым опережением. Так, в Восточной Европе за последний год было совершено несколько сделок в области кабельного телевидения, когда 300 тыс. абонентов покупались за 110 млн долл. США. В России была возможность купить большее количество абонентов гораздо дешевле, что и было сделано;

-обсудить с ключевыми менеджерами методы их работы и направления ее улучшения.

Личный опыт

Сергей Романенко, генеральный директор консультационной компании ПАКК (Москва)

Одним из этапов реструктуризации Волгоградского тракторного завода, генеральным директором которого я в свое время был, стал анализ рентабельности по переделам. Проанализировав загрузку подразделений, мы обнаружили, что она значительно ниже проектной мощности. Это привело к увеличению доли постоянных затрат в себестоимости продукции, поэтому точка безубыточности предприятия была выше объема рыночного спроса. Таким образом, для снижения точки окупаемости нужно было перевести постоянные расходы в переменные.

Управленческие технологии реструктуризации

В процессе реструктуризации компании специалисты DeltaCapital используют следующие основные управленческие технологии.

Business-process reengineering — реорганизация бизнес-процессов — проводится в самом начале работы с компанией. За каждый процесс (производство, закупки, продажи, маркетинг и т. д.) отвечает специально созданная рабочая группа. Она описывает процесс, определяет некие формализованные критерии его исполнения, сроки и стоимость и проводит оптимизацию, например, сокращает время на согласование сделок, организует систему планирования процесса и работы с отклонениями и т. д.2

ТOPS (Total operating performance system) — система тотального улучшения производства — повышение операционной эффективности компании путем оптимального распределения затрат. Оно сводится к выявлению наиболее затратных (как по времени, так и по стоимости) процессов и поиску путей их удешевления. Так, в области управления кадрами ТOPS обычно заключается в оценке оплаты труда специалистов, сопоставлении оплаты с выполняемыми ими функциями и возможной перегруппировке обязанностей. Благодаря этому, например, при снижении затрат на снабженческую деятельность всего на 10% вполне реально увеличить прибыльность компании на 10—20%.

Continuous improvement — постоянное улучшение существующих процессов. Для этого производится отслеживание качественных характеристик бизнес-процессов компании. В частности, фиксируются время процессов, их стабильность и качество. Параллельно ведется работа по поиску направлений оптимизации этих параметров: проводятся тренинги, направленные на повышение качества продукции, выстраивается система мотивации, направленная на рост качества, оцениваются новые технологии производства и т. д.

 

Необходимо установить четкие сроки диагностики и отдавать себе отчет в том, что чересчур детализированный подход может затянуть этот этап на год или два. Гораздо более важным является directly correct management — определение основных проблем бизнеса и целенаправленное их устранение. Так, в одной из финансовых компаний, в которую инвестировал средства DeltaCapital, решение о выдаче кредитов принималось на собрании кредитного комитета. Это приводило к накоплению большого количества заявок и к задержке их прохождения, что значительно влияло на объемы кредитования и, как следствие, на доходы компании. Чтобы решить эту проблему, ответственность за принятие решений по кредитам была распределена в зависимости от суммы кредита: кредитный комитет теперь отвечает только за ссуды от 100 тыс. долл. CША, остальные заявки рассматривают один или два кредитных офицера.

1.2. Кадровые изменения

В ходе диагностики выявляются основные задачи компании. В соответствии с ними определяется кадровая политика предприятия.

На этом этапе нужно понять, кто из сотрудников компании является наиболее слабым или же ненастроенным на проведение изменений. С такими работниками, скорее всего, придется расстаться. Параллельно производятся поиск новых сотрудников и обучение оставшихся специалистов в соответствии с теми направлениями, которые планируется развивать. Очень важным на данном этапе является подбор лояльных к переменам ключевых топ-менеджеров, особенно финансистов.

Личный опыт

Сергей Романенко

На одном из первых этапов реструктуризации мы сменили руководителей первого уровня, то есть руководителей финансового блока, отделов продаж, закупок, персонала. До производственников дело не дошло, поскольку это, как правило, редкие специалисты. После разделения завода на несколько компаний в каждую из них был назначен руководитель из числа старых либо новых менеджеров. Одной из форм поиска таких руководителей стал конкурс на должность генерального директора.

1.3. Финансовая реорганизация

Диагностика компании дает лишь общую информацию о доходности продуктовых направлений и внутренних проблемах, позволяет принимать решения, которые «лежат на поверхности». Для более детальной проработки решений по реструктуризации необходима прозрачность финансовых потоков предприятия. Основными проблемами растущих компаний являются неполнота финансовой информации, отсутствие инструментов для ее полного и своевременного сбора. Поэтому после утверждения кадрового состава необходимо создать единую систему управленческой отчетности. В DeltaCapital за основу таких систем берутся международные стандарты финансовой отчетности. Кроме того, нужно определить каналы, по которым финансовая информация может поступать к менеджерам регулярно: как правило, эта работа сводится к развитию информационных технологий и внедрению ERP-системы среднего уровня, которое не потребует от компании значительных финансовых и временных затрат.

Личный опыт

Сергей Романенко

На Волгоградском тракторном заводе были большие проблемы со сбытом: более 90% продукции отдавалось по бартеру, существовал гигантский «серый» рынок запчастей. Поэтому при реорганизации нам пришлось заново выстраивать всю сбытовую цепочку.

Затем настало время разбираться с внутренними проблемами. Для этого финансовые потоки компании необходимо было сделать прозрачными. Мы построили систему бюджетирования, наладили учет, ввели платежный календарь и навели порядок в кадрах. Только после этого стали видны глубинные причины неэффективности работы компании — недозагрузка мощностей, воровство, неудовлетворительное качество работы.

Параллельно ведется работа по развитию методологии сбора и обработки информации, результатом которой становится регулярное получение детализированного отчета о прибылях и убытках. Это позволяет более точно определить источники увеличения прибыльности компании (продукты, услуги, продажа или покупка бизнесов), а также источники снижения издержек. При этом нужно исходить из принципа необходимости и достаточности информации, то есть любая детализация финансовой информации должна быть необходима для принятия решений. Обычно вполне достаточно детального анализа прибыльности по продуктам и по сегментам клиентов.

Помимо этого многие предприятия, особенно те, в которых присутствует иностранный капитал, на этапе финансовой реструктуризации приходят к необходимости проведения регулярного аудита компаниями «большой четверки».

1. 4. Оптимизация структуры бизнеса

Оптимизация структуры компании включает юридическую реорганизацию и устранение непрофильных активов. Предварительные выводы относительно оптимального набора продуктов и услуг компании делаются еще на этапе диагностики, поэтому выделять непрофильные виды деятельности, такие как обслуживающие хозяйства, можно в начале проекта. Окончательные выводы о наборе функций, которые должны быть сосредоточены внутри компании, делаются после подробного анализа финансовых показателей каждой из них и оценки альтернативных вариантов развития.

Параллельно идет процесс оценки и, возможно, покупки или развития тех видов бизнеса, которые могут дополнить существующие. Например, при инвестировании в компанию, занимающуюся поставкой компьютерного оборудования и системной интеграцией, имеет смысл развивать не только торговлю «железом», но и предоставление консалтинговых услуг, так как их прибыльность значительно выше. К примеру, при реализации одного такого проекта фонд DeltaCapital рассчитывает увеличить в течение года среднюю маржу по компании в два раза.

При покупке дополнительного бизнеса необходимо уделять особое внимание структуре сделки. Полностью выкупать новый вид бизнеса, особенно если он находится на стадии развития, часто нецелесообразно, поскольку можно столкнуться с противостоянием собственников, которые хотели бы получать прибыль от дальнейшего роста. Поэтому наиболее эффективным считается выкуп контрольного пакета акций интересующего предприятия с предоставлением собственнику возможности остаться его частичным владельцем, что позволяет объединить интересы и сохранить хорошие отношения. Например, сейчас DeltaCapital оценивает возможности вхождения в IT-бизнес и рассматривает сделку, в которой фонд выкупает 75% акций, а 25% остается у владельца. После достижения бизнесом определенных показателей собственник в течение двух лет может продать свою долю фонду по более высокой цене, которая привязана к этим показателям.

1. 5. Маркетинговый прорыв

На последнем этапе основной упор делается на маркетинг и продажи в основном бизнесе. Непрофильные активы к этому моменту должны быть проданы или находиться в стадии предпродажной подготовки. Все силы компании необходимо бросить на поиск эффективных каналов сбыта продукции, выстраивание стратегии продвижения, а также на определение новых ниш, которые компания могла бы занять на рынке.


2. ОПЫТ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

Александр Волков, генеральный директор холдинга «Солнечные продукты» (Саратов)

Можно выделить следующие этапы реструктуризации нашего холдинга.

1) Создание управляющей компании.

Определение функций, подлежащих централизации. В этом процессе мы руководствовались в первую очередь здравым смыслом. Были централизованы кредитование, закупка сырья и материалов, а также юридическая, финансовая и кадровая службы (в части методологии), производственные службы (в части бюджета капитальных затрат), дистрибуция и маркетинг.

2) Структурирование дивизионов внутри группы компаний. При этом в отдельные укрупненные подразделения были выделены элеваторы, маслозаводы и жирокомбинаты: в случае привлечения компанией стратегического инвестора или выхода на IPO стоимость группы компаний будет выше, если она будет обладать понятной структурой. Мы также выделили непрофильный актив — Саратовскую макаронную фабрику, так как она не вписывалась в общую структуру. Параллельно были приобретены два других предприятия — Кущевский элеватор (выкуплен у одного из предприятий группы — Нижегородского жирового комбината) и Армавирский жировой комбинат.Транспортная компания выделена в отдельное дочернее предприятие, для того чтобы делегировать ответственность за ее работу непосредственным руководителям. Мы не проводим полного выделения транспортной компании, так как пока не уверены в том, что рыночные операторы смогут предоставлять услуги перевозок необходимого уровня качества.

3) Создание алгоритма работы управляющей компании и дочерних предприятий.

4) Далее упор делается на развитие и углубление принятых управленческих решений, в первую очередь дистрибуции и маркетинга.

По итогам реструктуризации только по процентам за кредиты холдинг сэкономил уже около 3 млн долл. США за год (оборот компании составляет более 200 млн долл. США). Полный же эффект от проделанной работы будет заметен через год или два.

 


3. ПРОБЛЕМЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В РОССИИ

Основная проблема реструктуризации — человеческий фактор: найти в компании людей, готовых воспринимать новые идеи и соответствовать меняющимся требованиям, часто очень сложно. Поэтому, начиная такой масштабный проект, нужно выделить перспективных менеджеров из числа сотрудников компании и дать им максимум полномочий. Зачастую искать их имеет смысл на средних и низших позициях. Особенно это касается региональных компаний, где действует принцип старшинства и большую часть ключевых позиций занимают «красные директора», которые чаще всего плохо приспосабливаются к новым условиям.

Личный опыт

Александр Волков

Сложные схемы мотивации региональные менеджеры пока не воспринимают. Например, заинтересовать руководителя транспортного цеха, выделенного в дочернее общество, в эффективной работе путем продажи ему части акций этого общества нельзя — он просто не поймет, зачем ему эти акции и как влиять на их стоимость. Поэтому на показателях стоимости компании у нас основана только мотивация топ-менеджмента, а менеджеры среднего уровня просто получают высокую зарплату.

Другая проблема реструктуризации — нерешительность менеджмента, боязнь менять сложившийся порядок вещей. И здесь основная задача состоит в том, чтобы мотивировать таких менеджеров не бояться принимать эффективные решения и брать на себя ответственность.

Личный опыт

Александр Волков

Главной проблемой холдинговых компаний является излишняя централизация. Как только топ-менеджмент начинает централизовывать большую часть управленческих функций, в подразделениях наступает паралич, они не хотят брать на себя ответственность. Поэтому для географически диверсифицированного бизнеса к излишним полномочиям центра надо относиться очень осторожно.

По опыту DeltaCapital практически в любой компании с непрозрачной структурой расходов и слабым менеджментом путем принятия решительных мер по реорганизации бизнеса можно за полгода добиться снижения издержек, по крайней мере, на треть. Кроме того, реструктуризация ведет к снижению численности персонала (в два раза и более), ускорению бизнес-процессов, росту продаж. Но наиболее значимый эффект реструктуризации — это многократный рост оборотов компании и стоимости бизнеса в целом за три-пять лет.


4. РАБОТА С НЕПРОФИЛЬНЫМИ АКТИВАМИ

В процессе реструктуризации практически неизбежно возникает вопрос: что делать с производствами непрофильных товаров и услуг. Существует несколько основных вариантов работы с такими активами: продажа, продажа с предпродажной подготовкой (повышение эффективности менеджмента, финансовая реструктуризация и т. д.), банкротство, выделение в дочернее общество, функционирование в рамках компании. Выбор того или иного варианта зависит от конкретного случая.

Выделять или нет?

К основным критериям, которыми следует руководствоваться при принятии решения о выделении бизнес-единицы, относятся эффективность производства, возможность успешной деятельности в случае выделения (наличие рыночной ниши и конкурентной среды) и соответствие деятельности бизнес-единицы стратегии головной компании. Анализ эффективности производства включает:

- оценку основных показателей деятельности (прибыльность, основные затраты, причины их возникновения, окупаемость и т. д.);

- оценку загрузки мощностей;

- оценку степени износа оборудования;

- анализ безубыточности производства при правильном распределении постоянных расходов и учете вновь возникающих затрат.

Поиск возможности успешной деятельности в случае выделения подразумевает:

- оценку наличия у подразделения альтернативных поставщиков (действительных или потенциальных);

- отраслевой анализ (анализ потребностей рынка в данном продукте, анализ и прогноз емкости рынка и т. п.);

- оценку имеющегося опыта работы на альтернативных рынках;

- оценку степени зависимости от функциональных служб и других структурных подразделений;

- оценку инвестиционной потребности выделяемого подразделения на 3—5 лет;

- определение ожидаемого увеличения доходов и снижения затрат.

Соответствие деятельности подразделения стратегии головной компании определяется путем оценки степени вовлеченности подразделения в основное производство (чем она меньше, тем легче переход к самостоятельности) и возможности головной компании найти альтернативных поставщиков.

Личный опыт

Наталья Яхнова, финансовый директор ЗАО «Инмарко» (Новосибирск)

Для определения «непрофильности» бизнеса в нашей компании было установлено несколько параметров, в частности:

- повышенные риски (продукция непрофильного бизнеса не имеет принципиально отличных потребительских свойств);

- организация альтернативного производства (аналогичного собственному непрофильному бизнесу) не требует значительных инвестиций со стороны других субъектов;

- продукция производится в массовом порядке на региональных локальных рынках;

- продукция подлежит коммодизации (от англ. commodity — рядовой товар, который почти все равно у кого покупать);

- бизнес-направление конкурирует (по ресурсам) с профильным бизнесом, но является менее рентабельным.

- В итоге были свернуты направления по оказанию складских и транспортных услуг, торговле продуктами питания (не мороженым). Высвободившиеся инвестиции были направлены в профильный бизнес — производство мороженого. Юридические лица, на базе которых существовали непрофильные направления, были реорганизованы в форме присоединения к юридическим лицам, входящим в группу компаний «Инмарко».

По результатам анализа в соответствии с указанными критериями все подразделения компании можно разделить на следующие основные группы.

Низкоэффективные с низкой степенью соответствия стратегии. В эту группу обычно входят подразделения социальной сферы предприятия. Наиболее эффективным решением относительно данных подразделений будет их выделение с последующей передачей в муниципальную собственность или исключение из состава предприятия. В противном случае средства, потраченные на поддержание их работы, очень скоро превысят доход от продажи. Так, по данным ОАО «Иркут», продажа и передача в муниципальную собственность объектов социальной сферы в 2003 году на сумму 1,15 млн долл. США позволила за год сэкономить 1,4 млн долл. США.

Низкоэффективные со средней степенью соответствия стратегии и низкой вероятностью успешной деятельности в случае выделения. Такие бизнес-единицы необходимо оценить с точки зрения значимости для осуществления деятельности головной компанией. В зависимости от этого принимается решение либо о поддержании данной единицы и сохранении ее в рамках структуры, либо о прекращении производства (выделение с последующей продажей маловероятно).

Высокоэффективные с низкой степенью соответствия стратегии и возможностью успешной деятельности в случае выделения. К этой группе относятся подразделения, которые, являясь прибыльными, никак не связаны с основным производством. Чаще всего это другое производство, созданное на предприятии для диверсификации продукции. Данные подразделения больше всех нуждаются в выделении в дочернюю компанию, поскольку, как показывает практика, их эффективность часто сильно сдерживается внутри основной компании.

Высокоэффективные/низкоэффективные с высокой степенью соответствия стратегии и возможностью успешной деятельности в случае выделения при наличии на рынке других поставщиков. Данную группу составляют обычно подразделения вспомогательного производства (к примеру, в металлургической или машиностроительной отраслях это ремонтно-механический, ремонтно-строительный, транспортный и другие цеха). Основное производство не может обойтись без услуг этих подразделений; в то же время при создании на их базе дочерних предприятий можно добиться снижения затрат на выпускаемую ими продукцию и услуги, снизив тем самым себестоимость основного товара. Это достигается путем поиска альтернативных поставщиков услуг и установления жестких условий по выходу дочернего предприятия на открытый рынок.

Высокоэффективные/низкоэффективные с высокой степенью соответствия стратегии и возможностью успешной деятельности в случае выделения, но при отсутствии на рынке альтернативных поставщиков. Сюда входят подразделения, замены которым в окружающей внешней среде не существует, и поэтому любой незначительный просчет может привести к остановке производства. Эти подразделения независимо от возможности их успешной деятельности в случае выделения рекомендуется оставлять в составе головной компании. В противном случае может возникнуть ситуация, аналогичная сложившейся в одном из крупнейших машиностроительных холдингов. При проведении масштабной реструктуризации в отдельное общество была выделена в том числе и железнодорожная ветка, обслуживающая предприятия холдинга. В результате руководство ветки получило право самостоятельного определения тарифов на перевозку грузов предприятий холдинга, а альтернативного рынка перевозок, разумеется, нет.


5. ПРОБЛЕМЫ ВЫДЕЛЕНИЯ НЕПРОФИЛЬНЫХ БИЗНЕСОВ

Российское законодательство предусматривает два способа выделения бизнеса: реорганизацию и создание дочернего общества. С юридической точки зрения, реорганизация несет в себе множество проблем из-за необходимости ее согласования с акционерами компании, а также из-за обязанности оповещения кредиторов и составления разделительного баланса с передачей обязательств, соразмерных передаваемым активам и др. Поэтому основным способом выделения непрофильного бизнеса в России является образование дочерней компании на базе имущества основного предприятия.

При образовании дочернего зависимого общества компания может столкнуться со следующими сложностями.

Определение стоимости имущества. Работа по созданию дочернего акционерного общества должна начинаться с определения перечня и стоимости имущества, вносимого в его уставный капитал. При этом для оценки стоимости должен привлекаться независимый оценщик, причем величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины, назначенной таким оценщиком4.

В противном случае региональное отделение ФКЦБ может отказать в регистрации отчета об итогах выпуска акций дочернего общества.

Признание процесса крупной сделкой и сделкой с заинтересованностью. В случае отнесения сделки по внесению имущества (имущественных прав) в уставный капитал создаваемого общества к категории крупной сделки или сделки с заинтересованностью требуются отдельные решения соответствующих органов управления материнской компании5. Так, при сделке с имуществом, стоимость которого составляет 25—50% балансовой стоимости активов компании, решение должно приниматься советом директоров единогласно, а при стоимости более 50% — 3/4 голосов совета акционеров.

Получение согласия антимонопольного органа. Получение в собственность или использование одним хозяйствующим субъектом основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество, возможно только с предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Это требование распространяется на юридическое лицо, отчуждающее имущество, если балансовая стоимость его активов превышает 100 тысяч минимальных размеров оплаты труда или если оно внесено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. В противном случае сделка может быть признана недействительной в судебном порядке по иску антимонопольного органа6.

Личный опыт

Сергей Романенко, генеральный директор консультационной компании ПАКК (Москва)

Возникает огромное количество проблем с внешней средой. Самые сложные из них связаны с кредитной историей, так как при проведении реструктуризации старые кредиторы не упускают возможности предъявить претензии к предприятию. Кроме того, действия по реорганизации могут блокировать миноритарные акционеры, налоговые органы и т. д. С технической точки зрения, очень трудоемкими являются инвентаризация имущества, его оценка и, самое главное, — перевод активов в дочерние общества, особенно это касается оборотных средств. Данная операция обычно связана с уплатой НДС, который составляет значительную сумму, поэтому необходимо искать пути налоговой оптимизации. Также нужно внимательно отнестись к переводу людей из материнской компании в выделяемую, поскольку российское трудовое законодательство предъявляет жесткие требования к подобным операциям и любая ошибка может затормозить процесс.

Что же касается других проблем, то самой главной из них является убыточность. В первые два-четыре года деятельность выделенного предприятия почти всегда является убыточной в силу наращивания производства, трудностей при планировании самостоятельной деятельности, финансировании по большей части за счет привлеченных средств. Поэтому в данный период компания зачастую ничего не стоит, а ее показатели не дают основания для прогнозирования достижения будущей стабильности и прибыльности, а значит, и роста ее стоимости, что создает серьезный барьер для внешнего финансирования (обычно основная доля привлеченных средств компании является кредитами материнской компании под малый процент). Бороться с этим можно, только детально планируя деятельность компании еще до ее выделения и устанавливая жесткий контроль над ее деятельностью и выполнением плана в данный период.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Многим из российских предприятий, если они собираются работать по правилам рынка и стремиться к успеху в новых условиях, необходимо выработать новые навыки. В компаниях, где одни и те же люди вынуждены одновременно заниматься работой по различным направлениям, делать это очень трудно. Руководству компаний рано или поздно придется принять решение о реструктурировании компании. Прежде чем компания приступит к процессу реструктурирования, ее руководство должно иметь четкий план предстоящего процесса, понять, чего он потребует и какими будут затраты, и представить, каким должен быть результат.

Процесс реструктурирования нацелен не на решение отдельных простых хозяйственных задач, а на решение сложных, комплексных проблем, осуществление укрупненных операций. Цель реструктуризации – в том, чтобы устранить, в частности, те административно – бюрократические операции и звенья, ликвидация которых не отразится негативно на уровне управления.

Очень важно, чтобы процесс реструктурирования был, в конечном итоге, направлен на то, чтобы не только каждое звено бизнеса действовало продуктивно, но и на то, чтобы вся система была нацелена на получение максимального эффекта мультипликации, т. е. того эффекта, который невозможно получить каждому в отдельности, но реально достичь за счет совместных усилий, организованных оптимальным образом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бойделл Т. Как улучшить управление организацией. – М., 2010

2 «Экспресс-метод оптимизации бизнес-процессов» («Финансовый директор», 2003, № 1).

3 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М., 2012

4 Пункт 3 ст. 34 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

5 Статьи 78 и79 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

6 Подпункты 1 и 9 ст. 18 Закона РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

PAGE 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73111. Электрический ток и его действие на организм человека 30.5 KB
  Факторы влияющие на характер последствий воздействия на человека электрического тока: Величина напряжения и тока Электрическое сопротивление тела человека Продолжительность воздействия э. т. Пути тока через человека Род и частота электрического тока...
73113. Оценка опасности прикосновение человека к токоведущим проводам в зависимости от конструкции электрической сети и вида контакта 30.5 KB
  При изучении причин электротравматизма необходимо различать прямой контакт чел с токоведущими частями эл. Степенью опасности прикосновения человека к неизолированным токоведущим частям электрических установок находящихся под напряжением зависит от вида прикосновения.
73114. Классификация помещений по электробезопасности в зависимости от условий окружающей среды 29 KB
  В зависимости от наличия перечисленных условий, повышающих опасность воздействия тока на человека, «Правила устройства электроустановок» делят все помещения по опасности поражения людей электрическим током на следующие классы: без повышенной опасности, с повышенной опасностью...
73116. Принцип действия и устройство защитных заземления и зануления 29 KB
  Защитное заземление выполняют путем преднамеренного соединения корпусов оборудования с землей. Защитное заземление оборудования в сети с глухозаземленной нейтралью безопасность не обеспечивает.
73117. Основные, дополнительные и вспомогательные защитные средства, их характеристика 29 KB
  Электрозащитные средства представляют собой переносимые и перевозимые изделия служащие для защиты людей работающих с электроустановками от поражения электрическим током от воздействия электрической дуги и электромагнитного поля.
73118. Оказание первой доврачебной помощи при поражении электрическим током 29 KB
  Необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия тока так как от продолжительности этого действия зависит тяжесть электротравмы. Если отключить установку достаточно быстро нельзя необходимо отделить пострадавшего от токоведущих частей или провода с помощью каната...
73119. Возникновение зарядов статического электричества на производстве и меры защиты 29.5 KB
  Это совокупность явлений связанных с возникновением сохранением релаксацией свободного электрического заряда на поверхности и в объеме диэлектрических и полупроводниковых материалов или на изолированных проводниках.