32686

Приемы экономического анализа

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономический анализ широко используется для оценки финансовой деятельности предприятия как всемирно признанный инструмент обоснования хозяйственных решений в современных условиях. Экономический анализ предусматривает применение способов и приемов

Русский

2014-12-02

88.5 KB

8 чел.

Приемы экономического анализа

Основная часть

1. Приемы экономического анализа

Экономический анализ широко используется для оценки финансовой деятельности предприятия как всемирно признанный инструмент обоснования хозяйственных решений в современных условиях. Экономический анализ  предусматривает применение способов и приемов, условно подразделяемых на традиционные и на математические.

Традиционные приемы применяются при изучении и оценке функциональных зависимостей между показателями. Такие приемы включают использование абсолютных, средних и относительных величин, применение способов сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода. Перечисленные приемы обычно применяются в ходе анализа и оценки детерминированных систем, в которых связь между анализируемыми факторами и результативным показателем имеет функциональный характер и может быть представлена как произведение, частное или алгебраическая сумма факторов.

Специфика экономического анализа состоит в изучении экономических показателей не столько в статике, сколько в динамике. Метод экономического анализа – это способ подхода к исследованию хозяйственных процессов в ходе их становления и развития. Определяющими свойствами метода экономического анализа являются использование системы экономических показателей, которые всесторонне характеризуют экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, изучение причин изменения таких показателей, выявление взаимосвязей между ними, определение количественного влияния показателей-факторов повышения эффективности производства.

Применение методов и приемов экономического анализа позволяет произвести  объективные измерения и оценить характер имеющихся взаимосвязей, количественные характеристики факторов, оказывающих влияние на изменение показателей, отображающих развитие хозяйственных процессов, и, основываясь на этом – разработать и принять верные управленческие решения. Данные приемы классифицируются по ряду признаков.

Традиционно используют три группы приемов экономического анализа (см. приложение А): экспертно-логические, сравнительные (сопоставительные) и аналитические.

Экспертно-логический анализ – это анализ мысленный, без применения средств обработки и фиксации данных, основывающийся исключительно на знаниях, опыте и интуиции специалиста. Остальные методы используют учетно-отчетную информацию  и определенные средства ее обработки – расчеты вручную, с применением калькулятора, с использованием ЭВМ.

В силу своей простоты наибольшее распространение получил сравнительный анализ. В то же время он дает упрощенное представление о хозяйственной деятельности. Данные отчета за анализируемый период сравниваются с плановыми показателями, с нормативами, с показателями за прошлый период, с показателями других предприятий. Сопоставление с планом и нормативами нередко именуют субъективным методом сравнительного анализа, с предшествующими периодами – историческим методом, с другими предприятиями, аналогами – внешним методом анализа. Условия работы и уровень других показателей при сравнительном анализе в большинстве случаев количественно не соизмеряются.

Группировка как один из приемов сравнительного анализа применяется, главным образом, для того, чтобы предварительно (либо в целевом порядке) систематизировать большой цифровой материал (например, о посещаемости рабочих), расставить его в определенном порядке и затем уже осуществлять собственно анализ.

Аналитические методы включают широкий набор приемов прямого счета и простейших математических выражений, которыми описываются зависимости результатов производства от каждого фактора.

Детализация как прием счета состоит в разбивке сложных показателей на простые, синтетических – на элементарные по характеру показателей, времени, месту и т.д. Так, себестоимость может быть детализирована по элементам либо статьям затрат.

Расчет средних величин используется для расчета обобщающих характеристик массовых явлений в деятельности предприятия: средний разряд рабочих, средняя выработка и т.п. Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных совокупностях. При нарушении качественной однородности изучаемой совокупности сред ними величинами оперировать нельзя, т. к. за ними могут скрываться существенные недостатки в работе предприятия. Поэтом наряду с использованием средних величин необходимо анализировать показатели, из которых они складываются. Расчет средних величин часто дополняется группировками (например, рабочих по профессиям, по возрасту и др.) Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т. д.).

Элиминирование представляет собой ряд приемов, применяемых для установления влияния отдельных факторов на обобщающие показатели хозяйственной деятельности, при котором последовательно рассматривают каждый фактор как переменный, предполагая остальные постоянными.  Это способы цепных подстановок, способ разниц, индексный метод (базисные и цепные индексы).

В способе цепных подстановок оперируют абсолютными значениями факторов. Способ разниц аналогичен ему, но оперируют при этом отклонениями от заданных величин.

Расчет индексов применяют для оценки темпов динамики показателей (например, роста объемов СМР за несколько лет в сопоставлении с динамикой влияющих на них частных факторов). Различают базисные и цепные индексы. В первом случае показатели всего временного ряда сравниваются с базисным показателем, во втором — каждый раз с показателем предыдущего периода.

Балансовая увязка заключается в соизмерении двух систем экономических показателей, между которыми имеется полное соответствие, равенство, например, бухгалтерский баланс предприятия.

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютны и относительных отклонений фактического уровня исследуемы показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ используемый для изучения структуры экономических явлений трендовый анализ, применяемый при изучении относительны темпов роста и прироста показателей за несколько лет к уровню базисного года, т. е. при исследовании рядов динамики. 

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

  •  единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
  •  единство периодов времени, за которые производится сравнение;
  •  сопоставимость условий производства;
  •  сопоставимость методики исчисления показателей.

В качестве базы для сравнения могут использоваться:

- плановые показатели – для контроля и анализа выполнения предприятием планов;

- нормативные показатели – для изучения и выявления возможностей экономического и социального развития предприятия;

- фактические данные за прошлые периоды деятельности – для анализа динамики закономерностей и темпов развития предприятия;

- среднеотраслевые показатели – для определения места предприятия в отрасли;

- показатели деятельности ведущих предприятий – для выявления возможностей и резервов улучшения хозяйственной деятельности;

- показатели деятельности конкурентов – для оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Особая роль сравнений в экономическом анализе определяется тем, что этот способ анализа позволяет достичь ряда важных целевых установок, таких как оценка результатов текущего и перспективного планирования, выбор оптимальных вариантов управленческих решений и т. п.

Обратим внимание на некоторые приемы сравнительного метода.

Прием усредненных критериальных оценок. Суть его состоит в том, что значения аналитических показателей сравниваются с их критериальными (нормативными) значениями, например, усредненными в отрасли. Метод прост и доступен, но далеко не везде применим, поскольку имеется лишь небольшое число показателей, по которым существуют достаточно устойчивые, надежные пороговые оценки. Метод не позволяет сделать надежные выводы и в тех случаях, когда разные аналитические показатели получают не однозначные оценки относительно их пороговых значений. Метод (прием) широко применяют при анализе финансовых результатов и финансовой устойчивости предприятия.

Метод сопоставления динамики показателей с динамикой однозначных показателей, усредненной по отраслям или группам показателей, более богат своими возможностями, но для этого необходимо располагать усредненными показателями. В зарубежной практике сбором и обработкой данных занимаются специальные фирмы. В России такая работа только начинается, результаты публикуются. Информация экономических обзоров по предприятиям отрасли представляется по годам, на ее основе строятся три кривые: медиана, соответствующая средним значениям показателя, верхняя и нижняя квартили. Последние «отсекают» 25% крайних значений показателя, расположенных соответственно выше и ниже медианы.

Методика анализа состоит в следующем:

  •  на основе опубликованной обзорной информации устанавливается отраслевая принадлежность предприятия;
  •  по каждому из анализируемых показателей предприятия строится график его изменения за ряд лет;
  •  эта тенденция накладывается на отраслевой график тенденций медианы, верхней и нижней квартилей.

Попадание показателей предприятия в сегмент между медианой и верхней квартилью свидетельствуют о стабильном его положении (например, финансовом), то же ниже медианы - о наличии промахов, недостаточно эффективной работе. Если показатели располагаются выше верхней либо ниже нижней квартилей, то состояние предприятия считается неординарным, что дает основание для проведения комплексного анализа рассматриваемого показателя либо деятельности предприятия в целом.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1.

Административно-Управленческий Портал

http://www.aup.ru/books/m67/1.htm

2.

Блог Про Финансы

http://livestalker.net/priemy-ekonomicheskogo-analiza/

3.

Портал E-College.ru

http://www.e-college.ru/xbooks/xbook137/book/index/index.html?go=part-005*page.htm

4.

Портал Финансовая Биржа

http://economy-ru.com/ekonomicheskiy-analiz-rf/traditsionnyie-priemyi-ekonomicheskogo-32251.html

5.

Портал Экономистъ

http://economuch.com/finansovo-hozyaystvennoy-analiz/priemyi-sposobyi-ekonomicheskogo-10196.html

6.

Центр Управления Финансами

http://www.center-yf.ru/data/economy/Ekonomicheskii-analiz.php

Приложения

А


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24220. Источники формирования собственных оборотных средств предприятия 52 KB
  Деление оборотных средств на оборотные производственные фонды и фонды обращения определяется особенностями их использования и распределения в сферах производства продукции и ее реализации. Оборотные средства обслуживающие процесс обращения продукции представляют собой фонды обращения. Расходы будущих периодов это невещественные элементы оборотных фондов включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции которые производятся в данном периоде квартал год но относятся на продукцию будущего периода например затраты на...
24221. Компетенция преподавателя 34 KB
  В общении необходимо проявлять активность которая в свою очередь вызывается следующими способами: 1 интересная тема 2 актуальные для возраста темы 3 личностнозначимые темы 4 интересное задание 5 разнообразное задание 6 система поощрений и наказаний. специфика среднего этапа: большие трудности с возрастом учащихся личностнозначимые темы играют гораздо большую роль преподаватель должен быть очень осторожен в подборе тем большое колво речевых упражнений 3.
24223. Речевая деятельность в школе 72.5 KB
  Научить учащихся понимать звучащую речь – одна из важнейших целей обучения. Структура письма как и говорения состоит из 3х частей: 1 побудительномотивационная появляется мотив потребн6ость вступить в общение чтото передать письменно сообщить инфу возникает замысел высказывания; 2 аналитикосинтетическая формируется и реализуется само высказывание: отбор слов распределение предметных признаков в группе предложения смысловая организация связей между предложениями; 3 исполнительная фиксация продукта с помощью графических...
24225. Содержание обучения ин. Яз., его основные компоненты 30 KB
  Цель: ознакомиться с общим содержанием текста газеты библиотечный материал. Цель: изучить содержание текста с целью его дальнейшего применения извлекается до 80 инф. Цель: проанализировать тщательно содержание текста извлекается до 100. В зарубежной методике:1 scheming наше ознакомительное чтение2 scanning поисковое чтение3 reading for detail Аналитическое и Изучающее чтение Критерии отбора текстов: 1 объем текста 2 тематичность 3 тема урока 4 интересная тема 5 возможность обсуждения 6 проблематика проблематика в тексте...
24227. Игровые технологии в обучении иностранных языков 53 KB
  лексика фонетика развитие психических процессов развитие произвольного поведения Характеристики игры: мотивированность отсутствие принуждения индивидуализированная глубоко личная деятельность обучение и воспитание в коллективе но чрезмерно увлекаться игрой не нужно должна развитие определенных способностей память мышление учение с увлечением Игра – это технология совокупности приемов. Все игры делятся на 2 категории: ролевые подстановочные Ролевые: Она представляет собой разыгрывание определенной ситуации. Ролевые игры...