32686

Приемы экономического анализа

Контрольная

Экономическая теория и математическое моделирование

Экономический анализ широко используется для оценки финансовой деятельности предприятия как всемирно признанный инструмент обоснования хозяйственных решений в современных условиях. Экономический анализ предусматривает применение способов и приемов

Русский

2014-12-02

88.5 KB

8 чел.

Приемы экономического анализа

Основная часть

1. Приемы экономического анализа

Экономический анализ широко используется для оценки финансовой деятельности предприятия как всемирно признанный инструмент обоснования хозяйственных решений в современных условиях. Экономический анализ  предусматривает применение способов и приемов, условно подразделяемых на традиционные и на математические.

Традиционные приемы применяются при изучении и оценке функциональных зависимостей между показателями. Такие приемы включают использование абсолютных, средних и относительных величин, применение способов сравнения, группировки, индексного метода, метода цепных подстановок, балансового метода. Перечисленные приемы обычно применяются в ходе анализа и оценки детерминированных систем, в которых связь между анализируемыми факторами и результативным показателем имеет функциональный характер и может быть представлена как произведение, частное или алгебраическая сумма факторов.

Специфика экономического анализа состоит в изучении экономических показателей не столько в статике, сколько в динамике. Метод экономического анализа – это способ подхода к исследованию хозяйственных процессов в ходе их становления и развития. Определяющими свойствами метода экономического анализа являются использование системы экономических показателей, которые всесторонне характеризуют экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, изучение причин изменения таких показателей, выявление взаимосвязей между ними, определение количественного влияния показателей-факторов повышения эффективности производства.

Применение методов и приемов экономического анализа позволяет произвести  объективные измерения и оценить характер имеющихся взаимосвязей, количественные характеристики факторов, оказывающих влияние на изменение показателей, отображающих развитие хозяйственных процессов, и, основываясь на этом – разработать и принять верные управленческие решения. Данные приемы классифицируются по ряду признаков.

Традиционно используют три группы приемов экономического анализа (см. приложение А): экспертно-логические, сравнительные (сопоставительные) и аналитические.

Экспертно-логический анализ – это анализ мысленный, без применения средств обработки и фиксации данных, основывающийся исключительно на знаниях, опыте и интуиции специалиста. Остальные методы используют учетно-отчетную информацию  и определенные средства ее обработки – расчеты вручную, с применением калькулятора, с использованием ЭВМ.

В силу своей простоты наибольшее распространение получил сравнительный анализ. В то же время он дает упрощенное представление о хозяйственной деятельности. Данные отчета за анализируемый период сравниваются с плановыми показателями, с нормативами, с показателями за прошлый период, с показателями других предприятий. Сопоставление с планом и нормативами нередко именуют субъективным методом сравнительного анализа, с предшествующими периодами – историческим методом, с другими предприятиями, аналогами – внешним методом анализа. Условия работы и уровень других показателей при сравнительном анализе в большинстве случаев количественно не соизмеряются.

Группировка как один из приемов сравнительного анализа применяется, главным образом, для того, чтобы предварительно (либо в целевом порядке) систематизировать большой цифровой материал (например, о посещаемости рабочих), расставить его в определенном порядке и затем уже осуществлять собственно анализ.

Аналитические методы включают широкий набор приемов прямого счета и простейших математических выражений, которыми описываются зависимости результатов производства от каждого фактора.

Детализация как прием счета состоит в разбивке сложных показателей на простые, синтетических – на элементарные по характеру показателей, времени, месту и т.д. Так, себестоимость может быть детализирована по элементам либо статьям затрат.

Расчет средних величин используется для расчета обобщающих характеристик массовых явлений в деятельности предприятия: средний разряд рабочих, средняя выработка и т.п. Средние величины – исчисляются на основе массовых данных о качественно однородных совокупностях. При нарушении качественной однородности изучаемой совокупности сред ними величинами оперировать нельзя, т. к. за ними могут скрываться существенные недостатки в работе предприятия. Поэтом наряду с использованием средних величин необходимо анализировать показатели, из которых они складываются. Расчет средних величин часто дополняется группировками (например, рабочих по профессиям, по возрасту и др.) Группировки – используются для исследования зависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однородными показателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокам ввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т. д.).

Элиминирование представляет собой ряд приемов, применяемых для установления влияния отдельных факторов на обобщающие показатели хозяйственной деятельности, при котором последовательно рассматривают каждый фактор как переменный, предполагая остальные постоянными.  Это способы цепных подстановок, способ разниц, индексный метод (базисные и цепные индексы).

В способе цепных подстановок оперируют абсолютными значениями факторов. Способ разниц аналогичен ему, но оперируют при этом отклонениями от заданных величин.

Расчет индексов применяют для оценки темпов динамики показателей (например, роста объемов СМР за несколько лет в сопоставлении с динамикой влияющих на них частных факторов). Различают базисные и цепные индексы. В первом случае показатели всего временного ряда сравниваются с базисным показателем, во втором — каждый раз с показателем предыдущего периода.

Балансовая увязка заключается в соизмерении двух систем экономических показателей, между которыми имеется полное соответствие, равенство, например, бухгалтерский баланс предприятия.

Сравнение – сопоставление изучаемых данных и фактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютны и относительных отклонений фактического уровня исследуемы показателей от базового; вертикальный сравнительный анализ используемый для изучения структуры экономических явлений трендовый анализ, применяемый при изучении относительны темпов роста и прироста показателей за несколько лет к уровню базисного года, т. е. при исследовании рядов динамики. 

Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

  •  единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
  •  единство периодов времени, за которые производится сравнение;
  •  сопоставимость условий производства;
  •  сопоставимость методики исчисления показателей.

В качестве базы для сравнения могут использоваться:

- плановые показатели – для контроля и анализа выполнения предприятием планов;

- нормативные показатели – для изучения и выявления возможностей экономического и социального развития предприятия;

- фактические данные за прошлые периоды деятельности – для анализа динамики закономерностей и темпов развития предприятия;

- среднеотраслевые показатели – для определения места предприятия в отрасли;

- показатели деятельности ведущих предприятий – для выявления возможностей и резервов улучшения хозяйственной деятельности;

- показатели деятельности конкурентов – для оценки уровня конкурентоспособности предприятия.

Особая роль сравнений в экономическом анализе определяется тем, что этот способ анализа позволяет достичь ряда важных целевых установок, таких как оценка результатов текущего и перспективного планирования, выбор оптимальных вариантов управленческих решений и т. п.

Обратим внимание на некоторые приемы сравнительного метода.

Прием усредненных критериальных оценок. Суть его состоит в том, что значения аналитических показателей сравниваются с их критериальными (нормативными) значениями, например, усредненными в отрасли. Метод прост и доступен, но далеко не везде применим, поскольку имеется лишь небольшое число показателей, по которым существуют достаточно устойчивые, надежные пороговые оценки. Метод не позволяет сделать надежные выводы и в тех случаях, когда разные аналитические показатели получают не однозначные оценки относительно их пороговых значений. Метод (прием) широко применяют при анализе финансовых результатов и финансовой устойчивости предприятия.

Метод сопоставления динамики показателей с динамикой однозначных показателей, усредненной по отраслям или группам показателей, более богат своими возможностями, но для этого необходимо располагать усредненными показателями. В зарубежной практике сбором и обработкой данных занимаются специальные фирмы. В России такая работа только начинается, результаты публикуются. Информация экономических обзоров по предприятиям отрасли представляется по годам, на ее основе строятся три кривые: медиана, соответствующая средним значениям показателя, верхняя и нижняя квартили. Последние «отсекают» 25% крайних значений показателя, расположенных соответственно выше и ниже медианы.

Методика анализа состоит в следующем:

  •  на основе опубликованной обзорной информации устанавливается отраслевая принадлежность предприятия;
  •  по каждому из анализируемых показателей предприятия строится график его изменения за ряд лет;
  •  эта тенденция накладывается на отраслевой график тенденций медианы, верхней и нижней квартилей.

Попадание показателей предприятия в сегмент между медианой и верхней квартилью свидетельствуют о стабильном его положении (например, финансовом), то же ниже медианы - о наличии промахов, недостаточно эффективной работе. Если показатели располагаются выше верхней либо ниже нижней квартилей, то состояние предприятия считается неординарным, что дает основание для проведения комплексного анализа рассматриваемого показателя либо деятельности предприятия в целом.

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1.

Административно-Управленческий Портал

http://www.aup.ru/books/m67/1.htm

2.

Блог Про Финансы

http://livestalker.net/priemy-ekonomicheskogo-analiza/

3.

Портал E-College.ru

http://www.e-college.ru/xbooks/xbook137/book/index/index.html?go=part-005*page.htm

4.

Портал Финансовая Биржа

http://economy-ru.com/ekonomicheskiy-analiz-rf/traditsionnyie-priemyi-ekonomicheskogo-32251.html

5.

Портал Экономистъ

http://economuch.com/finansovo-hozyaystvennoy-analiz/priemyi-sposobyi-ekonomicheskogo-10196.html

6.

Центр Управления Финансами

http://www.center-yf.ru/data/economy/Ekonomicheskii-analiz.php

Приложения

А


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53093. Систематизація, узагальнення, корекція знань, вмінь та навичок учнів з теми «Євразія» 68.5 KB
  Унаочнення: фізична карта Євразії атласи зошитипрактикуми робочі зошити. Коментарі учнів до карт Євразії в підручнику та атласі відповіді на запитання вчителя по ним. Унаочнення: фізична карта Євразії атласи робочі зошити або окремі листи з різнорівневими завданнями в 4х варіантах. Найбільший півострів Євразії: а Індостан б Скандинавський в Аравійський 2.
53094. Доцільність використання контурної карти та практичні завдання по ній у шостому класі 35 KB
  Використовуючи контурну карту 6 класу Фізична карта півкуль підписати назви материків земної кулі. Використовуючи контурну карту 6 класу Карта океанів вказати рисочками напрям подорожі Христофора Колумба. Використовуючи контурну карту 6 класу Фізична карта півкуль підписати назви материків які перетинає екватор та Грінвический меридіан. Використовуючи контурну карту 6 класу План місцевості підписати пару ліній які називаються горизонталі та позначити населений пункт словами Населений пункт.
53095. Методика проведення контрольних робіт на уроках географії в 10-му класі 58.5 KB
  Учні повинні знайти з географічних джерел інформацію про площу держави кількість населення її столицю форму правління та форму устрою. Аналізуючи політичну карту світу та карту історикогеографічних регіонів учні повинні описати положення держави на карті: на якому континенті в якому регіоні які сусіди моря та океани що омивають державу і після цього зробити висновок про ЕГП держави. Природні ресурси держави. Слід розпочати аналіз промисловості з частки держави у світовому промисловому виробництві.
53096. Шкільна бібліотека у формуванні інформаційної компетентності на уроках географії 86 KB
  Географічне сприйняття інформації ЗМІ – це активна діяльність що протікає у взаємозв’язку з різними психічними процесами: мисленням мовленням почуттям волею. З огляду на незначну кількість навчальних годин з географії в 6 –х класах 2 години на тиждень і загальне навчальне перевантаження учнів в 6х класах важливу роль у формуванні інформаційної компетентності школярів відіграє шкільна бібліотека схема 2 Складаючи тематичне планування включаю ЗМІ в навчальний процес так щоб протягом однієї теми здійснювалася періодична робота з...
53097. ТЕСТИ З ГЕОГРАФІЇ 10 класу (профільний рівень) 88.5 KB
  Яка країна є лідером за кількістю користувачів Інтернету: а Китай; б Японія; в США. У якій країні знаходиться найбільша ТНК в світі: а США; б Велика Британія; в Японія. ТНК контролюють таку частку світової торгівлі: а 1 3; б 2 3 Найбільший експортер послуг в світі: а США; б Японія; в Велика Британія. Найбільша країна за кількістю іноземних туристів: а Іспанія; б США; в Франція.
53098. Використання інтерактивних технологій під час вивчення фізичної географії Донецької області 82 KB
  Мета:практичне застосування інтерактивних технологій під час вивчення фізичної географії Донецької області. Обладнання і матеріали: мультимедійна установка мікрофон роздавальні матеріали для п'яти уроків з теми Фізична географія Донецької області атлас Донецької області. Географічне положення межі розміри Донецької області Конструктор уроку Тема уроку Актуалізація...
53099. Брейн – ринг з географії для 7 класу. «По країнах і континентах» 218 KB
  Мета: поглибити інтерес до предмету, виховувати почуття колективізму, уміння працювати в команді. Обладнання : мультимедійний комплекс. Хід гри. Члени команд займають місця згідно проведеного жеребкування. Учитель об’являє правила проведення брейн – рингу та представляє журі. 1 конкурс. Розминка. Кожній команді учитель ставить питання. Протягом хвилини команда повинна дати відповідь. Кожна правильна відповідь оцінюється в 1 бал.
53100. КОНКУРС ЗНАТОКОВ ГЕОГРАФИИ 38.5 KB
  Вопросы к викторине по Китаю Китай на политической карте 1. По территории Китай занимает место в мире. Династия Цинь именно при ней велось строительство Китайской стены 4. С какой страной воевал Китай в 18941985 гг.
53101. СЦЕНАРІЙ ЗАГАЛЬНОШКІЛЬНОЇ ЛІНІЙКИ ДО ВІДКРИТТЯ ТИЖНЯ ГЕОГРАФІЇ 92.5 KB
  Андрій. Як же я не люблю середину лютого! Зимові канікули давно вже минули до весняних ще так довго... А кожен день одне й те ж саме: окисно-відновні реакції, рівняння, формули, задачі, вправи… Юлія. Увага! 11 лютого в школі розпочинається тиждень географії. Андрій. О, ні! Тільки не географії!