32781

Определение коэффициентов восстановления скорости и энергии шаров

Лабораторная работа

Физика

Схема лабораторной установки схема проведения эксперимента Установка включает в свой состав: 1 основание; 2 вертикальную стойку; 3 верхний кронштейн; 4 корпус; 5 электромагнит; 6 нити для подвески металлических шаров; 7 провода для обеспечения электрического контакта шаров с клеммами 10. Основание снабжено тремя регулируемыми опорами 8 и зажимом 9 для фиксации вертикальной стойки 2 выполненной из металлической трубы ; на верхнем кронштейне 3 предназначенном для подвески шаров расположены узлы регулировки обеспечивающие...

Русский

2013-09-05

150.23 KB

8 чел.

Кафедра физики

О Т Ч Е Т

по лабораторной работе №ФМ - 17

____________________________________________________________

(название лабораторной работы)

____________________________________________________________

Студент ______________________________ Группа________________

1. Приборы и материалы, применяемая в работе

(наименование, основные характеристики)

Установка, блок электронного ФМ 1/1, металлические шары выполнены из алюминия, латуни и стали.

2. Теоретические положения

Импульс материальной точки массы m, движущейся со скоростью , равен произведению её массы на скорость:  = m.

Единицей измерения импульса в СИ является  [p] = .

Импульс замкнутой системы, т. е. такой системы, на которую не действуют внешние силы, сохраняется при любых происходящих в ней процессах.

При соударении тел друг с другом они претерпевают деформации. При этом кинетическая энергия, которой обладали тела перед ударом, частично или полностью переходит в потенциальную энергию упругой деформации и во внутреннюю энергия тел.

Существует два предельных вида удара: абсолютно упругий и абсолютно неупругий.

Абсолютно упругим называется такой удар, при котором механическая энергия тел не переходит в другие, немеханические, виды энергии, а размеры и форма тел полностью восстанавливаются после удара. При таком ударе кинетическая энергия переходит полностью или частично в потенциальную энергию упругой деформации. Затем, тела возвращаются к первоначальной форме, отталкивая друг друга. В итоге потенциальная энергия упругой деформации снова переходит в кинетическую энергию, и тела разлетаются со скоростями, величина и направление которых определяются двумя условиями – сохранением полной энергии и сохранением полного импульса системы тел.

Абсолютно неупругим ударом называется такой удар, при котором размеры и форма тел не восстанавливаются после удара. Такой удар характеризуется тем, что потенциальной энергии деформации не возникает; кинетическая энергия тел полностью или частично  превращается во внутреннюю энергию; после удара столкнувшиеся тела либо движутся с одинаковой скоростью, либо покоятся. При абсолютно неупругом ударе выполняется лишь закон сохранения импульса.

3. Методика проведения работы

(формулы, зависимости физических величин и т.д.)

4. Схема лабораторной установки

(схема проведения эксперимента)

Установка включает в свой состав: 1- основание; 2 - вертикальную стойку; 3 - верхний кронштейн; 4 - корпус; 5 - электромагнит; 6 - нити  для подвески металлических шаров; 7 - провода для обеспечения электрического контакта шаров с клеммами 10.

Основание снабжено тремя регулируемыми опорами 8 и зажимом 9 для фиксации вертикальной стойки 2 ( выполненной из металлической трубы ); на верхнем кронштейне 3, предназначенном для подвески шаров, расположены узлы регулировки, обеспечивающие прямой центральный удар шаров, и клеммы 10; корпус 4 предназначен для крепления шкалы 11 угловых перемещений; электромагнит 5 предназначен для фиксации исходного положения одного из шаров 12.

5. Порядок проведения эксперимента

(последовательность выполнения эксперимента)

Перед проведением испытаний необходимо измерить массы опытных шаров (взвесить на весах лабораторных равноплечих типа ВЛР-1), результаты занести в табл. 1

Один из шаров, выполненных из латуни и алюминия – со вставкой (так их можно различить), его массу удобно обозначить m.

Подключить клеммы 10 верхнего кронштейна и электромагнит 5 установки к блоку электронному при помощи кабеля. Вилку с маркировкой "Э" вставить в розетку электромагнита.

Определение времени соударения шаров

1. Вставить стальные шары 12 в скобы подвеса.

2. С помощью регулировочных опор выставить основание установки таким образом, чтобы нижние визиры скоб подвеса указывали на нули шкал.

3. Отрегулировать положение шаров в вертикальной и горизонтальной плоскостях до совмещения верхних визиров скоб подвеса. Регулировку производить с помощью изменения длины подвеса шаров, а также изменяя положения узлов крепления нитей на верхнем кронштейне.

4. Нажать кнопку "СЕТЬ" блока. При этом должны включиться табло индикации и электромагнит.

5. Отвести правый шар на угол = и зафиксировать его с помощью электромагнита.

6. Нажать кнопку "ПУСК". При этом произойдет удар шаров.

7. По таймеру блока определить время соударения шаров (первое появившееся на правом табло значение).

8. Нажать кнопку "СБРОС".

9. Повторить измерения 3-4 раза.

10. Определить время соударения для различных пар шаров по методике, приведенной выше. Данные занести в табл. 2.

Определение коэффициентов восстановления скорости и энергии шаров

1.В правую скобу подвеса вставить алюминиевый шар со стальной вставкой, а в левую скобу латунный или стальной шар.

2.На пульте блока нажать кнопку "СБРОС". При этом на табло индикации высветятся нули, на электромагнит подается напряжение.

3.Отвести правый шар на угол = и зафиксировать его с помощью электромагнита.

4. Нажать кнопку "ПУСК". При этом произойдет удар шаров. При помощи шкал визуально определить углы отскока правого  и левого шаров.

5. Повторить измерения 3-4 раза.

6. Занести данные в табл. 3.

6. Таблицы измерений и вычисляемых значений

(данные измерений и расчетов)

Табл. 1

  масса

латунные

   алюминиевые

стальные

     m, кг

     m, кг

Табл. 2

время соударения шаров

латунные

алюминиевые

стальные

, с

, с

, с

, с

Табл.3

№ опыта

 α,

рад

алюминиевый – латунный

алюминиевый – стальной

стальной –

латунный

1

2

3

7. Расчет искомых величин и погрешностей

8. Выводы, объяснение полученных результатов

Отметка о допуске___________________ Дата_____________

Отметка о выполнении___________________ Дата_________________

Зачет_________________________ Дата ________________

Преподаватель_____________________

                            (подпись)

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85014. Вредные привычки. Влияние вредных привычек на здоровье 31.25 KB
  Вредные привычки и их влияние на здоровье Цель урока. Сформировать у обучаемых убеждение что так называемые вредные привычки приравниваются к серьезному заболеванию трудно поддающемуся лечению. Эти привычки называют вредными. Контрольные вопросы Что такое вредные привычки Что такое наркомания и наркотическая зависимость Как развивается наркотическая зависимость Почему привыкание к употреблению алкоголя можно считать наркоманией К каким последствиям приводят курение употребление алкоголя и наркотиков Домашнее задание Изучите 7.
85015. Профилактика вредных привычек 32.72 KB
  Познакомить учащихся с нормативноправовой базой по профилактике наркомании в нашей стране. Изучаемые вопросы Нормативноправовая база по профилактике наркомании. Три основополагающие истины для профилактики наркомании. Изложение учебного материала Во вступительной части к уроку необходимо еще раз подчеркнуть что такие привычки как курение употребление спиртных напитков и пива разновидность наркомании а наркомания заболевание которое человек приобретает добровольно начав употреблять наркотики.
85016. Общие правила оказания первой медицинской помощи 30.45 KB
  Общие правила оказания первой медицинской помощи Цель урока. Познакомить учащихся с общими правилами оказания первой медицинской помощи; обсудить ситуации при которых необходимо вызывать скорую помощь. Общий порядок в оказании первой медицинской помощи. Рекомендации по изложению учебного материала Дать определение первой медицинской помощи и определить ситуации в которых она оказывается.
85017. Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении 27.74 KB
  Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении практическое занятие Цель урока. Сформировать у учащихся умение оказывать первую медицинскую помощь при наружном кровотечении. Оказание первой медицинской помощи при сильном кровотечении. Организация занятия Перечислить последовательность действий при оказании первой медицинской помощи при незначительных ранах при сильном кровотечении.
85018. Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах 26.3 KB
  Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах Цель урока. Сформировать у учащихся умение оказания первой медицинской помощи при ушибах и переломах. Отрабатываемые вопросы Оказание первой медицинской помощи при ушибах. Оказание первой медицинской помощи при переломах.
85019. Общие правила транспортировки пострадавшего 29.59 KB
  Общие правила транспортировки пострадавшего Цель урока. Рассмотреть правила и способы транспортировки пострадавшего. Изучаемые вопросы Общие рекомендации при транспортировке пострадавшего. Способы транспортировки пострадавшего.
85020. Различные природные явления и причины их возникновения. Общая характеристика природных явлений 40.01 KB
  Различные природные явления и причины их возникновения. Изучить оболочки Земли и процессы происходящие в оболочках а также различные природные явления оказывающие влияние на безопасность человека. Основные природные явления по месту их возникновения. Природные явления геологического происхождения.
85021. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера 32.54 KB
  Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера Цель урока. Сформировать у обучаемых целостное представление об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера о стихийных бедствиях и их возможных последствиях. Изучаемые вопросы Опасные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера.
85022. Землетрясение. Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Защита населения от последствий землетрясений 37.22 KB
  Причины возникновения землетрясения и его возможные последствия. Познакомить обучаемых с природным явлением геологического происхождения землетрясением объяснить причины возникновения землетрясения и порядок оценки его интенсивности. Познакомить учащихся с рекомендациями специалистов МЧС России о том как подготовиться к землетрясению как вести себя во время и после землетрясения чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих. Факторы оказывающие влияние на силу землетрясения.