32784

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТЕЙ ДЛЯ ВОЗДУХА

Лабораторная работа

Физика

Избыток давления воздуха в Рис. Пусть при состоянии 1 в баллоне объемом V масса воздуха равна m. Масса воздуха m занимала перед открытием крана К2 объем V1 где V1 V.

Русский

2013-09-05

256.5 KB

16 чел.

Министерство образования РФ

СЕВМАШВТУЗ

Факультет:IV

Кафедра: ФИЗИКИ

Лабораторная работа

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТЕЙ    ДЛЯ ВОЗДУХА

Северодвинск

2002
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 7

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ ТЕПЛОЁМКОСТЕЙ    ДЛЯ ВОЗДУХА

  1.  ЦЕЛЬ И МЕТОД РАБОТЫ

Научиться определять отношение теплоемкостей для воздуха методом Клемана-Дезорма.

  1.  ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Частным случаем закона сохранения и превращения энергии является первый закон термодинамики для газовых процессов:

,    (1)

где  - количество теплоты, сообщаемое системе (газу) извне;

- работа, совершаемая системой над внешней средой (телом);

- изменение внутренней энергии данной системы.

Из понятия внутренней энергии газа и работы при газовых процессах уравнение (1) можно записать в виде:

   (2)

где  - число степеней свободы данного сорта молекул газа.

Минимальное число параметров, задание которых полностью определяет положение физической системы в пространстве, называется числом ее степеней свободы.

m – масса данного газа;  - молекулярная масса данного газа; R – универсальная газовая постоянная;  - изменение температуры данного газа;  - давление данного газа; - изменение объема данной массы газа.

Физическая величина, определяемая отношением сообщенного системе количества теплоты к изменению температуры системы, называется теплоемкостью C системы, т. е.

      (3)

Теплоемкость измеряется в системе СИ в , в системе СГС в . Внесистемные единицы теплоемкости  и , причем, соотношения этих единиц равны:   .

Физическая величина, численно равная теплоемкости единицы массы данного вещества, называется удельной теплоемкостью (c), т.е.

         (4)

Удельная теплоемкость измеряется в    и  а их соотношение:   

Физическая величина, численно равная теплоемкости моля данного вещества, называется молярной теплоемкостью (), т.е.

        (5)

Молярная теплоемкость измеряется в    а их соотношения:

При изохорическом процессе (V=const) уравнение (2) примет вид:

тогда уравнения (3,4,5) примут вид:

 

    (6)

где СV, CV и CVm - соответствующие теплоемкости при изохорическом процессе.

При изобарическом процессе (P=const) уравнение (2) приме вид:

или, используя закон Менделеева-Клайперона, уравнение (2) примет вид:

тогда уравнения (3,4,5) примут вид:

         (7)

где Cp, Сp и Сpm - соответствующие теплоемкости при изобарическом процессе.

При адиабатическом процессе, когда нет теплообмена с окружающей средой (), уравнения (1) и (2) имеют вид:  или

    (8)

Из уравнения Менделеева-Клапейрона:  продифференцировав его, получим: откуда

    (9)

Подставив уравнение (9) в уравнение (8), получим:

или  т.е.

отсюда

   (10)

где

Интегрируя и потенцируя уравнение (10), получим уравнение (закон Пуассона):

     (11)

Величина отношения теплоемкостей  равна:

но и отношения

Следовательно:

   (12)

3. ОПИСАНИЕ ОПЫТНОЙ УСТАНОВКИ КЛЕМАНА - ДЕЗОРМА

Прибор Клемана-Дезорма (рис.1) состоит из стеклянного баллона Б, соединенного герметически резиновыми трубками с U – образным манометром М и ручным насосом Н.

Через пробку баллона проходит стеклянная трубка с краном К2, предназначенная для сообщения внутренней полости баллона с атмосферой. Кран К1 перекрывает полость баллона от полости насоса.

                     Рис. 1

4. ТЕОРИЯ МЕТОДА И ВЫВОД РАБОЧЕЙ ФОРМУЛЫ

Величина отношения теплоемкостей  для газов играет большую роль при адиабатическом процессе. Например, ею определяется скорость распространения звука в газах, от нее зависит течение газов по трубам со звуковыми скоростями и достижение сверхзвуковых скоростей в расширяющих трубах. Величину  можно определить с помощью прибора Клемана-Дезорма, график работы которого показан на рис.2.

В баллон при закрытом кране К2 накачивается воздух до давления P1, что соответствует состоянию 1, где

   (13).

- атмосферное давление в данное время.

- избыток давления воздуха в

               Рис. 2                                           баллоне над атмосферным.

- находится по U – образному манометру.

Откроем на короткое время кран К2, чтобы давление в баллоне сравнялось с атмосферным (состояние 2, т.е. Р20) (14), после чего кран К2 закрыть.

Пусть при состоянии (1) в баллоне объемом V масса воздуха равна m. При открытии крана К2 из баллона выйдет воздух массой , тогда в баллоне останется воздух массой m1, где . Масса воздуха m занимала перед открытием крана К2 объем V1, где V1>V. Так как процесс выхода воздуха массой  можно считать кратковременным, и теплообменом баллона с окружающей средой можно пренебречь за это время, то данный процесс можно считать адиабатическим. Тогда для данного процесса можно применить закон Пуассона, который для воздуха массой m1 примет вид:

     (15)

Вследствие адиабатического расширения воздуха в баллоне, температура его понизилась, а затем, в результате теплообмена баллона с окружающей средой температура воздуха в баллоне станет равной комнатной. При этом, давление воздуха в баллоне поднимется до величины p3 (состояние 3, т.е. ) (16) , где  - находится по U – образному манометру.

Начальное 1 и конечное 3 состояния воздуха в баллоне наблюдаются при одинаковой температуре. Поэтому, на основании закона Бойля-Мариотта, получим:  (17)

Решая уравнения (15) и (17) относительно (), получим:

      (18)

Разложив  и  в ряд Тейлора, ограничившись в этом случае двумя первыми членами:

 

Подставляя эти значения в формулу (18), получим:

      (19)

т.к. давления  и  измеряют U – образным манометром, то

     (20)

где  - плотность манометрической жидкости;

 g – ускорение свободного падения;

- разности уровней жидкости в манометре.

Подставляя уравнение (20) в уравнение (19), получим:

      (21)

Уравнение (21) называется рабочей формулой.

Таким образом, для нахождения отношения теплоемкостей  для воздуха, достаточно определить разность уровней в манометре М в моменты 1 и 2 состояний и рассчитать по рабочей формуле (21).

5. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

  1.  Подготовить установку к работе, для чего закрыть кран К2 и открыть кран К1.
  2.  Осторожно насосом Н накачать воздух в баллон Б до тех пор, пока разность уровней жидкости в манометре М не составит 30-40 см, и закрыть кран К1.
  3.  Выждать 3-4 минуты, пока уровни жидкости в манометре не перестанут изменяться (время выравнивания температур). Разность уровней в манометре в данном случае соответствует h1.
  4.  Поворотом крана К2 сообщить полость баллона Б с атмосферой и после прекращения звука, создаваемого выходящим воздухом, быстро закрыть кран К2.
  5.  Выждать 2-3 минуты, пока воздух, охлажденный при адиабатическом расширении, не нагрелся до комнатной температуры (или, пока не перестанут перемещаться уровни жидкости в манометре). Записать разности уровней h3.
  6.  Привести установку в исходное состояние.
  7.  Повторить опыт 7-9 раз.
  8.  Заполнить таблицу 1.                                                    Таблица 1

№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

9

h1

h3

6. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТА

  1.  По рабочей формуле  рассчитать величины  для каждого опыта и занести в таблицу 1.
  2.  Найти среднее арифметическое значение отношения теплоемкостей по формуле
  3.  Найти абсолютную погрешность  для каждого измерения

 

  1.  Найти среднюю арифметическую абсолютную погрешность измерения .
  2.  Найти относительную погрешность измерения

6. Записать искомый результат.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1.  Понятие первого закона термодинамики.

Понятие степеней свободы.

Понятие теплоемкости.

Понятие молярной теплоемкости.

Понятие адиабатического процесса.

Понятие удельной теплоемкости.

Уравнение (закон) Пуассона.

Значение отношения теплоемкостей.

Принцип работы прибора Клемана-Дезорма.

Вывод рабочей формулы.

Описание откорректировала ассистент Окуловская С.В._____________

Зав. кафедрой доцент Горин С.В.________________

Март 2002г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3593. Перше ознайомлення з базами даних. СКБД. Моделі, об'єкти баз даних. СКБД Ассеss 295.67 KB
  Перше ознайомлення з базами даних. СКБД. Моделі, об'єкти баз даних. СКБД Ассеss. Проектування бази даних у середовищі СКБД Access. Створення таблиць БД. Сформувати уявлення про бази даних, їх призначення та основних етапів їх створення, формування пізнавальних здібностей, розвиваюча: розвивати логічне мислення, розвиток пам'яті, розвиток уважності
3594. Редагування структури таблиці й даних БД. Впорядкування, пошук та фільтрація даних 151.39 KB
  Редагування структури таблиці й даних БД. Впорядкування, пошук та фільтрація даних Мета: ознайомити учнів із можливостями обробки інформації в базі даних, навчити використовувати команди СКБД Access для зміни структури таблиці, додавання, знищення, ...
3595. Типи зв'язків у таблицях. Створення зв'язків між елементами в таблицях. Запити. Створення запитів 363.27 KB
  Типи зв'язків у таблицях. Створення зв'язків між елементами в таблицях. Запити. Створення запитів. Навчити учнів встановлювати зв’язки між таблицями, створювати запити, Розвивати логічне мислення, розвиток пам'яті, вміння працювати з масивами інформації
3596. Об'єкт БД — форми. Способи створення форм 397.5 KB
  Об'єкт БД — форми. Способи створення форм. Мета: навчальна: ознайомити учнів із типами форм та способами їх створення, розвиваюча: розвивати вміння роботи з БД, логічне мислення, розвиток уважності, виховна: формування навичок зібраності, уважності, акуратності в роботі з табличними даними.
3597. Основні поняття про об’єкт БД – звіти 225 KB
  Основні поняття про об’єкт БД – звіти. Ознайомити учнів із поняттям «звіти», навчити створювати звіти в середовищі MS Access, розвивати вміння роботи з БД, логічне мислення, розвиток уважності, формування навичок зібраності, уважності...
3598. Узагальнення знань з теми СКБД Microsoft Access 62.5 KB
  Урок-гра «Узагальнення знань з теми «СКБД Microsoft;Access». Узагальнити та поглибити знання учнів з теми MS Access, розвивати і поглиблювати знання та інтерес учнів до інформатики, розвивати артистичні дані, виховувати згуртованість, почуття о...
3599. Механизм ценообразования в переходной экономике 147.5 KB
  Объект исследования: механизм ценообразования в переходной экономике. Цель работы: рассмотреть структуру цены, методы ценообразования, проанализировать влияние отдельных факторов на цену. Методы исследования: метод статистического исследования, мето...
3600. Суть довгих хвиль Кондратьєва в економіці 98.5 KB
  Відомо декілька типів економічних циклів, які іноді називають хвилями. Їх важко виділиті з-за великої кількості їх показників, з-за часової pозмитості гpаниць між ними. Так звані довгі хвилі (цикли) мають довжину в 40-60 років. Розpобка теоpії...
3601. Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом 5.75 MB
  Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения в школе для детей со сниженным слухом В процессе обучения и воспитания детей большую роль играет речь, поскольку она является не только орудием мышления и средством общения, но и ср...